Научная статья на тему 'Нравственные принципы в расследовании преступлений'

Нравственные принципы в расследовании преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
нравственность / тактика следственных действий / криминалистическая тактика / morality / investigative tactics / forensic tactics

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Данила Алексеевич

Изучение нравственности является важной составляющей расследования преступлений. Анализ нравственных аспектов при проведении следственных действий позволит полиции и следственным органам наиболее эффективно проводить расследование преступлений в целях получения сведений о преступлении. В данной статье описываются понятие нравственности, влияние нравственных аспектов для предварительного расследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral principles in the investigation of crimes

The study of morality is an important component of crime investigation. The analysis of moral aspects in conducting investigative actions will allow the police and investigative authorities to most effectively investigate crimes in order to obtain information about the crime. This article describes the concept of morality, the influence of moral aspects for a preliminary investigation

Текст научной работы на тему «Нравственные принципы в расследовании преступлений»

УДК 343.98 ББК: 67.52

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Данила Алексеевич Гончаров

магистрант Института публичного права и управления Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

danila2206@inbox.com

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9

Научный руководитель/

Ольга Викторовна Волохова

НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация. Изучение нравственности является важной составляющей расследования преступлений.

Анализ нравственных аспектов при проведении следственных действий позволит полиции и следственным органам наиболее эффективно проводить расследование преступлений в целях получения сведений о преступлении.

В данной статье описываются понятие нравственности, влияние нравственных аспектов для предварительного расследования.

Ключевые слова: нравственность, тактика следственных действий, криминалистическая тактика.

доцент кафедры криминалистики Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент

olga1416@ yandex.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9

Graduate student of the Institute of Public Law ana Management Kutafin Moscow State Law University (MGUA),

danila@ inbox.com 9, Sadovaya-Kudrinskaya str., Moscow, 125993, Russia

D.A. G

SCIENTIFIC SUPERVISOR: O.V. VOLOKHOVA, Associate Professor of Criminalistics Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Candidate of Law, Associate Professor olga1416@ yandex.ru 9, Sadovaya-Kudrinskaya str., Moscow, 125993, Russia

MORAL PRINCIPLES IN THE INVESTIGATION OF CRIMES

Annotation. The study of morality is an important component of crime investigation. The analysis of moral aspects in conducting investigative actions will allow the police and investigative authorities to most effectively investigate crimes in order to obtain information about the crime. This article describes the concept of morality, the influence of moral aspects for a preliminary investigation.

Key words: morality, investigative tactics, forensic tactics.

На протяжении существования любого государства осуществляется его взаимодействие с человеком. Это происходит через создание и реализацию законов, которые регулируют поведение граждан и обеспечивают правопорядок. Также государство осуществляет контроль за соблюдением этих законов и наказывает тех, кто их нарушает. Взаимодействие государства с человеком происходит и через предоставление различных услуг, и гарантирование основных прав и свобод. Государство создает систему образования, здравоохранения, социальной защиты, обеспечивая таким образом благополучие и развитие своих граждан. Кроме того, государство осуществляет внешнюю политику, взаимодействуя с другими государствами и международными организациями. Все эти аспекты взаимодействия государства с человеком являются неотъемлемой частью его существования и определяют его роль и функции в обществе.

При этом данный процесс должен подчиняться основным принципам бытия: нормам морали, этики и нравственности, которые можно определить, как систему ценностей, принципов и правил поведения, соответствующих общепринятым нормам и стандартам в обществе. Эти нормы и принципы являются основой для формирования морального сознания и поведения человека. Они определяют, что является правильным и неправильным, добрым и злым, честным и нечестным. Нормы морали, этики и нравственности

включают в себя такие понятия, как уважение к другим людям, справедливость, честность, доброта, ответственность, толерантность и многое другое. Они помогают людям ориентироваться в социальных взаимоотношениях и принимать правильные решения, основанные на моральных принципах. Эти нормы и ценности развиваются и меняются вместе с обществом, отражая его изменения и потребности. Они также могут различаться в разных культурах и религиях, но все они направлены на обеспечение гармоничного и справедливого существования людей в обществе. Поэтому понимание и соблюдение норм морали, этики и нравственности является важной частью формирования и развития личности каждого человека.

Особое взаимодействие между государством и гражданином проявляется в сфере уголовного судопроизводства в целом и в области уголовного преследования в частности. Контекст этой деятельности охватывается уголовно-процессуальным законодательством и криминалистической наукой, и, если быть точнее, одним из ее разделов — «Криминалистическая тактика».

Подробное определение криминалистической тактики было представлено Р.С. Белкиным: «Криминалистическая тактика — система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и планированию предварительного и судебного следствия, определению линии поведения лиц, осуществляющих судебное исследование, и приемов проведения следственных и судебных действий, направленных на собирание и исследование доказательств, на установление причин и условий, способствовавших совершению и сокрытию преступлений» [1, с. 71]. И на сегодняшний момент данное определение, по нашему мнению, является наиболее полным и оптимальным относительно существующих реалий.

Следственные мероприятия представляет собой сложный алгоритм действий, включающий в себя ряд этических аспектов. Нравственность в данном контексте играет ключевую роль, влияя на принятие решений, проведение расследования и обеспечение справедливости.

Понятие нравственности давно исследуется учеными разных научных направлений, поскольку данное понятие присутствует во многих областях деятельности. Не обошла стороной данная категория и уголовно-процессуальные отношения. И это вполне объяснимо, т.к. расследование преступлений напрямую связано со взаимодействием людей, независимо от их процессуального положения. Надо отметить, что в этом процессе основным носителем нравственных основ должен являться следователь, осуществляющий предварительное расследование. Именно он организовывает следствие, непосредственно проводит процессуальные мероприятия, от результатов

которых во многом зависит исход расследования преступления и привлечение виновного к ответственности.

В общем понимании нравственность представляет собой набор ценностей, принципов и стандартов, регулирующих поведение и взаимоотношение людей в обществе. Примечательно, что термин «нравственность» в Конституции РФ упоминается единожды, в части 3 ст. 55, посвященной ограничению прав и свобод личности в целях обеспечения публичных интересов. В данной норме нравственность имеет юридическое содержание, которое выражается в следующих аспектах: конституционная ценность, объект конституционно-правовой защиты, цель и основание ограничения прав и свобод личности.

Статья же 9 УПК РФ является примером общих нравственных начал уголовного судопроизводства, в которой указано, что при производстве следственных действий недопустимо унижение чести, а также обращение, унижающее человеческое достоинство, либо создающее опасность для жизни и здоровья участников уголовного процесса. В ведомственном акте работников следственного комитета раскрываются основные нравственные начала, на которые должен опираться каждый служащий1.

В качестве иллюстрации высказанных положений мы рассмотрим нравственные аспекты в следственных действиях на примере расследования коррупции в системе образования.

Коррупция в системе образования является негативным явлением в нашем обществе. Факты коррупции подменяют благие ценности и мораль циничным взглядом на мир, когда молодые и очень впечатлительные студенты узнают, что борьба с коррупцией не приносит результатов и может иметь «катастрофические» последствия, когда она препятствует формированию взглядов и ценностей, связанных с гражданством и правосудием. Если граждане не верят, что система образования справедлива и беспристрастна, то все руководящие должности, будь то в бизнесе, науке или политике, воспринимаются как полученные благодаря привилегиям, а не достижениям. Это подрывает авторитет образовательных учреждений, порождает разочарование и отчуждение, наносит ущерб стремлениям и социальной сплоченности, которые необходимы для всех успешных обществ.

1 Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 № 7 «О вежливом и внимательном отношении сотрудников Следственного комитета Российской Федерации к гражданам» // Текст приказа размещен на сайте Следственного комитета Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — URL: sledcom.ru>upload/site1/iblock/36d/7-11.pdf (дата обращения 20.02.2024 г.).

Коррупция — это комплексное явление, не имеющее единого определения [2, с. 31]. Положения Федерального закона «О противодействии коррупции» определяют, что коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица1.

Наиболее распространенными формами коррупции в сфере образования являются: взяточничество и растрата (как в государственном, так и в частном секторе); злоупотребление служебным положением, незаконное обогащение, вымогательство. Взяточничество в сфере образования предполагает денежные или не денежные преимущества, например, когда преподаватель платит конкурсной комиссии университета за то, чтобы именно его приняли на работу и не сравнивали с другими кандидатами на должность, или когда профессор одобряет некорректную диссертацию, потому что отец студента, автодилер, предоставляет профессору совершенно новый автомобиль. Хищением, например, может быть использование государственных денег, которые предназначались для обновления школьной библиотеки, на каникулярный отдых для директора школы. Если университет или другое учебное заведение производит и продает поддельные дипломы, это может представлять собой правонарушение в виде злоупотребления должностными полномочиями.

После анализа коррупции в сфере образования, рассмотрения ее как явления, обсуждения возможных последствий и изучения конкретных примеров, стоит рассмотреть важность этических принципов при проведении следственных мероприятий.

При определении тактических приемов в ходе проведения следственных действий следователь должен соблюдать тактические и общепринятые морально-этические стандарты [3, с. 25]. Например, при проведении допроса запрещается склонять допрашиваемого к даче «нужных» показаний, задавать наводящие вопросы. Наводящий вопрос характеризуется таким признаком как

1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 30.12.2023) // «Собрание законодательства Российской Федерации». —2008. — № 52 (ч. 1). — ст. 6228.

содержание в этом вопросе желаемого для допрашивающего ответа, либо который «наводит на ответ».

Говоря о расследовании коррупционных преступлений в образовательной сфере, то при проведении следственных действий необходимо учитывать особенности профессиональной деятельности преподавателей и их взаимодействие с учащимися. Существенным аспектом является личность работников образовательной сферы. Главной особенностью является их высокий образовательный и культурный уровень, следовательно, рекомендуется применять особый подход, отличающийся от тактики, применяемой при расследовании деяний «обычных» преступников. Следует учитывать профессиональную деятельность преподавателя, его авторитет и репутацию в учебном заведении. Так, следственные действия, даже если они не приводят к обвинению, могут повлиять на репутацию преподавателя и учебного заведения в целом. Поэтому следователю необходимо соблюдать особую осторожность и уважение к профессиональной деятельности педагога, чтобы избежать негативных последствий для его карьеры и репутации. В случаях, когда при проведении следственных действий затрагивается конфиденциальная информация о студентах, об их успехах и проблемах, следователю необходимо обеспечить защиту этих данных в ходе проведения следственных процедур. Важность соблюдения конфиденциальности данных, обуславливается риском нарушить доверие и нанести вред профессиональной репутации преподавателя.

Кроме этого, следователю для успешного проведения следственных действий важно учитывать этические стандарты, принятые в образовательной организации. Вопросы, касающиеся, например, академической честности или профессиональной этики преподавания, должны рассматриваться с учетом данных стандартов. Расследование может касаться профессиональной деятельности преподавателя, например, методов обучения, оценки студентов, отношения с коллегами и обучающимися.

Также предварительное следствие в отношении преподавателя или учителя может вызвать особый интерес общественности, особенно если дело связано с образовательными нормами.

Каждое расследование является индивидуальным и следователю необходимо адаптировать свою тактику к конкретным обстоятельствам дела. Например, при проведении осмотра места происшествия статья 170 УПК РФ возлагает на следователя обязанность привлекать понятых при проведении следственного действия. Согласно следственной практике, следователи часто привлекают в качестве понятых учащихся учебных заведений, что, на наш взгляд, является неправильным. Во-первых, учащиеся находятся в прямой зависимости не только от образовательной организации, но и от преподавателя,

в отношении которого производятся следственные действия, что может привести к давлению со стороны профессорского-преподавательского состава. Во-вторых, участие одного и того же студента в роли понятого и свидетеля в нескольких следственных действиях способствует созданию ситуации, когда он постоянно взаимодействует со следователем. Это может привести к установлению доверительных отношений между ними, что затрудняет сохранение нейтральности и объективности студента. Поэтому наиболее подходящим вариантом будет выбирать понятного, не связанного никаким образом с данным образовательным учреждением.

При построении тактики допроса следует отталкиваться от наиболее популярных следственных ситуаций, которые встречаются в практике.

Первый случай бесконфликтный, когда подозреваемого задерживают с поличным, и он на допросе дает правдивые показания, раскаивается в содеянном. Второй случай — конфликтный, когда допрашиваемый намеренно дает ложные показания о фактах взяточничества или добросовестно заблуждается относительно совершения данного преступления.

Разберем первую ситуацию. Здесь следователю стоит подходить более терпеливо к допрашиваемому, так как допрос в указанной обстановке способствует выяснению истины по делу. Главная цель органов предварительного расследования состоит в тщательном допросе лиц, подозреваемых во взяточничестве, с учетом даже самых мельчайших деталей, которые могут оказаться ключевыми в ходе расследования. По нашему мнению, следует применять следующие тактические методы: беседу, снятие напряжения, акцентирование на положительных чертах личности собеседника и демонстрацию осведомленности следователя о его личной жизни, свободный рассказ и детальное изложение свидетельств, поощрения если подозреваемый сдался добровольно.

Вторая ситуация является более сложной. Следователю предстоит выяснить дает ли допрашиваемый ложные показания умышленно или ненамеренно заблуждается относительно излагаемых обстоятельств. Следователь в первую очередь обязан предупредить допрашиваемого об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, если последний находится в ранге свидетеля. Следующим этапом предстоит выяснить мотивы допрашиваемого на дачу ложных показаний, например, оказывается ли давление со стороны, служебная зависимость, из-за межличностных связей с коллегами или другими подозреваемыми. Необходимо убедить допрашиваемого в неправильности занятой позиции. Беседа должна проходить с упором на положительные качества допрашиваемого, в последующем выявляя логические ошибки и противоречия в показаниях. В дальнейшем стоит

проводить повторные допросы, в которых следователь будет демонстрировать осведомленность о деталях совершенного преступления. В целом можно сказать, что изучение тактических особенностей при проведении допросов показывает, что индивидуальный подход к допрашиваемому является крайне важным, поскольку это способствует полному, всестороннему и объективному расследованию дел о коррупции в целом и в образовательной сфере в частности.

В заключение отметим, что качество следственных действий напрямую зависит от нравственных ценностей, которыми руководствуется сотрудник правоохранительных органов. Нравственность играет важную роль в процессе сбора и анализа доказательств и определения линии поведения следователя. Таким образом, нравственные аспекты играют важную роль в работе следователей и других сотрудников правоохранительных органов. Их осознанное применение повышает эффективность следственных действий, обеспечивает справедливость и сохраняет доверие общества к правоохранительной системе.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Белкин, Р.С. Ленинская теория отражения и методологические проблемы современной криминалистики. — М.: Высш. школа МВД СССР, 1970. — 130 с.

2. Костылева Г.В., Милованова М.М. Должностные преступления коррупционной направленности // Следователь. — 2012. — № 12. — С. 31.

3. Организация неотложных следственных действий: Учебное пособие / О.В. Волохова, Е.П. Ищенко, Я.В. Комиссарова [и др.]; Под редакцией О.В. Волоховой. — М: Изд-во «Юрлитинформ», 2019. — 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.