Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ'

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ПРАВО / LAW / ПРАВОПРИМЕНТИЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / LAW ENFORCEMENT POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лягин Кирилл Айратович

В статье рассматриваются вопросы нравственных оснований правоприменительной политики, отдельных исторических аспектов социокультурных процессов в правовой деятельности. Внимание останавливается на взаимодействии права и нраствен-ности в эволюции современной правоприменительной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL FOUNDATIONS OF LAW ENFORCEMENT POLICY

The article deals with the issues of the moral foundations of law enforcement policy, certain historical aspects of sociocultural processes in legal activity. Attention is focused on the interaction of law and customs in the evolution of modern law enforcement policies

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК - 342 ЛЯГИНКириллАйратович,

ББК - 67 ассистент кафедры теории и истории государства и права

Университета управления «ТИСБИ» (Казань), e-mail: lyagin.kirill@yandex.ru

12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы нравственных оснований правоприменительной политики, отдельных исторических аспектов социокультурных процессов в правовой деятельности. Внимание останавливается на взаимодействии права и нраствен-ности в эволюции современной правоприменительной политики.

Ключевые слова: нравственность, мораль, право, правоприментиельная политика.

LYAGN Kirill Ayratovich,

assistant of the Department of Theory and History State and rights University of Management «TISBI» (Kazan)

MORAL FOUNDATIONS OF LAW ENFORCEMENT POLICY

Summary. The article deals with the issues of the moral foundations of law enforcement policy, certain historical aspects of sociocultural processes in legal activity. Attention is focused on the interaction of law and customs in the evolution of modern law enforcement policies.

Keywords: morality, morality, law, law enforcement policy.

Правоприменительная политика является особой формой конкретизации и легитимизации общей политико-правовой стратегии, имеющей прямое отношение к процессам и процедурам правореализации. Данное явление включает определенные свойства, особенности, а также ряд закономерностей, которые определяет правовая политика на этапе нормотворчества и реализации правовых норм [5, с. 382-385].

Правоприменительная политика по своей структуре является сложной и неоднородной. Она находит отражение в целом ряде различных направлений деятельности государства по управлению процессами властной легитимизации и реализации правовых норм. Каждому из этих аспектов правоприменительной политики наряду с общими присущи и некоторые специфические черты.

В современный период одной из ключевых проблем юриспруденции является понимание права и нравственности, их общие

черты и особенности, сходство и различия этих феноменов, их взаимодействие и противоречия как основных социальных регуляторов общественной жизни, устанавливающих общеобязательные правила поведения в обществе.

При обращении к вопросу соотношения права и нравственности в наше время следует опираться на внутреннее содержание данных понятий, изучение их единства, различий и взаимодействия.

Под нравственностью в широком смысле следует понимать определенный способ регуляции поведенческих сфер широких слоев общества, основанный на общепринятых предписаниях и их фактическом осуществлении гражданами. Каждый индивид, как правило, поступает, исходя из принципа «так поступают все», придерживаясь определенных традиций, привычек и действующих нравов, исторически сложившихся в обществе. Нравственные нормы апробированы большинством поступков людей. Соблюдая нормы нрав-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017

ственности, человек внутренне убежден в необходимости их исполнения.

Нравственные нормы возникли до появления государственной организации общества и правовых норм. При этом нравственные и правовые нормы преследовали одну цель — осуществление регулирования и реализации позитивных общественных отношений, закрепление в обществе общечеловеческих ценностей, принципов равенства, свободы и справедливости.

В зависимости от сферы регулирования мы можем выделить различные области выражения нравственности. Особое внимание следует обратить на профессиональную мораль, которая отражает черты определенного вида деятельности людей. Важной она является в тех профессиях, которые касаются непосредственно сфер жизнедеятельности людей. Однако наибольшего развития профессиональная мораль, на наш взгляд, приобретает в отдельных профессиях, представители которых способны решать судьбы людей, - в педагогике, медицине, юриспруденции. Нормы права детально регламентируют эту деятельность, но ее специфика заключается в неповторимости и уникальности разрешаемых ситуаций, каждую из которых не всегда можно законодательно урегулировать. Ввиду особой важности труда, на представителях данных профессий лежит очень большая правовая и морально-нравственная ответственность. Для поиска правильного выхода из сложных, нормативно не определенных ситуаций используются моральные принципы, основополагающие идеи, составляющие основу морали, ее суть и направленность. Они дают возможность принять единственно верное и эффективное решение, которое не повлечет за собой негативных последствий [2, с. 97100].

Понятие «право», так же как и нравственность, довольно многогранное. Юридическая наука различает право как в объективном, так и в субъективном смыслах. Объективное понимание заключается в представлении права как системы норм, определенных правил поведения и принципов, установленных или признанных государством в качестве основных регулято-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017

ров общественной жизни, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами человека, общества и государства. В субъективном смысле мы понимаем под правом природные права и свободы человека и гражданина, соблюдение и защита которых гарантируется Конституцией Российской Федерации. Кроме того, существуют современные концепции «идеального права», под которым некоторые авторы понимают справедливую и разумную меру свободы и равенства [6, с. 2533]. Представляется, что данная концепция в большей степени актуализирует проблему морали и нравственности в праве, а также их взаимосвязь и взаимодействие.

Взаимосвязь права и нравственности, безусловно, имеет очень сложный характер. Право обеспечивает реализацию практической жизни во всех сферах функционирования общественной жизнедеятельности, создает комплекс условий для благополучной жизни в социуме, куда входят, например, требования равенства всех перед законом. В тех правовых семьях, где нравственность подвергается активному воздействию права, и наоборот, нравственность в большей степени укрепляется в обычаях, привычках и поведении людей, при этом она приобретает и более высокую ценность в праве.

Например, В.С. Нерсесянц считал, что нравственность может утверждаться в форме правового закона, но не путем подмены принципов права требованиями морали, нравственности, религии [3].

В свою очередь, И.А. Ильин проводит разграничение между правовыми нормами и нормами морали, во-первых, в зависимости от порядка, в котором правило формулируется (в праве - последовательное прохождение правила через все строго установленные этапы рассмотрения, в котором участвуют многие люди; в морали -самостоятельное восприятие и формулирование голоса совести). Во-вторых, по тому, кто получил то или иное предписание (в праве - всякий член общности, указанный в норме, независимо от его согласия и признания; в морали - добровольно

признавшие требование совести). В-третьих, по санкции (в праве — угроза неприятными последствиями и внешние принудительные меры; в морали — укор совести и чувство вины) [7].

Говоря о взаимодействии нравственности и права в свете концепции справедливости, не можем однозначно утверждать, что право имеет абсолютный приоритет над нравственностью. Нравственность выступает в качестве необходимой ценности и ничем незаменима в жизни человека и общества. На наш взгляд, следует обратить особое внимание на то, что общественный характер правовых норм всегда требует нравственной оценки если не для широкой публики, то, по крайней мере, для нравственно развитой личности.

С другой стороны, мы можем отметить, что исторически сложившиеся и закрепленные нормы нравственности оказывают большое влияние на состояние законности и права. Под воздействием норм и ценностей, отличающихся высокой степенью нравственности, право постоянно развивается и совершенствуется. Это способствуют тому, что под их влиянием повышается уровень авторитета и ценности непосредственно самого права.

В то же время несправедливые и развращенные нормы нравственности ведут к деформации законов, деградации общества и личности, перерождению государственного устройства. Извращенные нравы, произвольное понимание свободы, безответственность и отсутствие правовой культуры граждан способствуют совершению правонарушений, в том числе преступлений. В этом смысле предупреждение правонарушений представляет собой также сферу нравственной деятельности правоприменителя с точки зрения формирования позитивных и правомерных моделей поведения в обществе. В частности, превенция маргинальной преступности имеет своей целью не только предупреждение совершения общественно опасных деяний, но и улучшение морально-нравственного климата в обществе, неприятие различных деструктивных явлений (алкоголизм, наркомания, проституция, ксенофобия и т.д.) [4, с. 50, 51].

Категория «нравственность», повторимся, довольно многомерна, в рамках исследования правоприменительной политики очень сложно четко определить границы отнесения тех или иных ее направлений, процессов к нравственным или не в полной мере моральным. При этом ее смысл заключается не только в преобладании оценочных определений законодательства, но и в присутствии серьезных противоречий правоприменения в зависимости от правовой культуры или исторической эпохи. Достаточно вспомнить события революционного периода прошлого века в российской истории, создание Всероссийской чрезвычайной комиссии, военных трибуналов и т.п., осуществлявших свою деятельность не только вне права, но и вне морали и нравственности.

На современном этапе развития отечественной политико-правовой мысли правовые явления в юриспруденции все чаще начинают рассматриваться через призму нравственных ценностей, преодолевая тем самым существовавший в советский период подход к праву лишь как к продукту государственной власти. В качестве основных принципов, имеющих особое значение, выступают составляющие нравственные основания права, такие, как справедливость, равноправие, достоинство личности, гуманизм, которые содержатся в Конституции РФ, Декларации прав и свобод человека и гражданина, а также формулируются отраслевым действующим законодательством.

Отдельно в нашем исследовании хотелось бы остановиться на таком нравственно-правовом аспекте, как совесть. На наш взгляд, необходимо уточнить, что совесть — это не просто определенная самооценка поведения каждой конкретной личности, но и нравственно-психологическое средство оценки мыслей и поступков других людей, ведь именно на основе совести мы формируем мнение о такой категории, как «безнравственность» какого-либо человека или какой-либо социальной группы.

Понятие совести в общем и нравственно-правовой совести в частности представляет собой возможность личности самостоятельно дать нравственную оценку

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017

своим действиям. К сожалению, реальность современной жизни общества такова, что материальный успех провоцирует в людях высокий уровень роста и развития настроений эгоизма, аморальности и вседозволенности. В определенной мере это относится и к деятельности современного правоприменителя.

Н.Н. Вопленко выделяет такие функции нравственно-правовой совести в правоприменительной деятельности, как познавательная, оценочная, сигнально-ориенти-рующая и регулятивная, или регулятив-но-мотивировочная. Субъективная совесть правоприменителя является важнейшим средством, инструментом его познавательной и оценочной деятельности по материалам юридического дела. Велика и весьма значима сигнально-ориентирую-щая функция нравственно-правовой совести, проявляющаяся в способности самосознания личности улавливать, распознавать, идентифицировать и ориентироваться в своей практической деятельности на отдельные проявления сложных ситуаций в морально-правовом регулировании. Ре-гулятивно-мотивировочная функция нравственно-правовой совести проявляется в ее практическом значении — служить нравственным средством обеспечения законности и справедливости правоприменительной деятельности [1, с. 21—31].

Действительно, правоприменение представляет собой сложный процесс, в котором интересы его субъектов «оживляются» именно на стадии жизни права и побуждают к широкому спектру действий — правомерных, неправомерных, нейтральных, внеправовых и фактических. Одновременно и непрерывно возникают позитивные и негативные отклонения от правовой модели. И здесь выбор правоприменителем норм должен определяться с учетом конкретных ситуаций, при оценке реальных условий, что достигается далеко не всегда, а статичные нормы становятся порой неэффективными. В связи с этим формулирование необходимых норм, их изменение или отмена неактуальных должны быть не субъективными, а исторически и нравственно обусловленными процессами.

Таким образом, вопрос о соотношении категорий «право» и «нравственность» в контексте правоприменительной политики включает в себя многоуровневый комплекс проблем, который имеет глубинное социокультурное значение. Единство взаимосвязи права и нравственности проявляется в первую очередь в том, что право отражает понятные и объяснимые для общества нравственные положения. Кроме того, право должно оказывать активное влияние на духовную сферу и под влиянием культурных факторов постоянно расширять свою нравственную основу, повышать авторитет, увеличивать свою роль как государственного регулятора общественных отношений при осуществлении правоприменительной политики.

Список литературы:

[1] Вопленко Н.Н. Совесть как нравственно-правовой аспект правоприменения // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов, 2015. № 1.

[2] Лягин К.А., Мухарлямова Э.Н. Право и нравственность: проблемы современной юриспруденции // Материалы Международной научно-практической конференции «Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития». Пермь, 2017.

[3] Проблемы общей теории права: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. - 813 с.

[4] Рюмин С.Г. Проблема соотношения морали и права в философии И.А. Ильина: Авто-реф. дис. ... канд. философ. наук. Москва, 2009.

[5] Степаненко Р.Ф., Лягин К.А. Основные направления современной правовой политики России // Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и аспирантов. Казань: НОУ ВПО Университет управления ТИСБИ, 2015.

[6] Степаненко Р.Ф. Проблемы правопони-мания в исследовательских практиках общеправовой теории маргинальности: опыт методологии междисциплинарности // Право и государство: теория и практика. 2015. № 6 (126).

[7] Степаненко Р.Ф. Предупреждение преступлений, совершаемых лицами, ведущими маргинальный образ жизни: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2005.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017

Spisok literatury:

[1] Voplenko N.N. Sovest' kak nravstvenno-pravovoj aspekt pravoprimeneniya / / Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. Saratov, 2015. № 1.

[2] Lyagin K.A., Muxarlyamova E'.N. Pravo i nravstvennost': problemy' sovremennoj yurisprudencii // Materialy' Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Novaya nauka: istoriya stanovleniya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy' razvitiya». Perm', 2017.

[3] Problemy' obshhej teorii prava: Uchebnik dlya vuzov / Pod obshh. red. V.S. Nersesyan-ca. M.: Norma, 2004. - 813 s.

[4] Ryumin S.G. Problema sootnosheniya morali i prava v filosofii I.A. Il'ina: Av-toref. dis. ... kand. filosof. nauk. Moskva, 2009.

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; ^редактирование рукописи; ^первая корректура рукописи;

^форматирование и подготовка рукописи к верстке; ^верстка рукописи;

^вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, ^согласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), ^согласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), ^печать согласованного с автором тиража книги.

[5] Stepanenko R.F., Lyagin K.A. Osnovny'e napravleniya sovremennoj pravovoj po-litiki Rossii // Materialy' itogovoj nauchno-prakti-cheskoj konferencii prepodavatelej i aspirantov. Kazan': NOU VPO Universitet upravleniya TISBI, 2015.

[6] Stepanenko R.F. Problemy' pravoponi-maniya v issledovatel'skix praktikax ob-shhepravovoj teorii marginal'nosti: opy't metodologii mezhdisciplinarnosti // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2015. № 6 (126).

[7] Stepanenko R.F. Preduprezhdenie pre-stuplenij, sovershaemy'x licami, vedushhimi marginal'ny'j obraz zhizni: Dis. ... kand. yurid. nauk. Kazan', 2005

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.