Научная статья на тему 'ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ В ТЕОРИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ'

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ В ТЕОРИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1015
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / LAW / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / LAW ENFORCEMENT POLICY / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LAW ENFORCEMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лягин Кирилл Айратович

В статье рассматриваются основные виды правоприменительной деятельности, отдельные исторические аспекты правоприменения в контексте теории правовой политики. Внимание останавливается на классификации правоприменительной деятельности по субъектному составу и содержанию, а также на методологических аспектах исследования правоприменения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW ENFORCEMENT AND ITS TYPES IN THE THEORY OF LEGAL POLICY: GENERAL THEORETICAL ISSUES

The article deals with the main types of law enforcement activity, certain historical aspects of law enforcement in the context of the theory of legal policy. Attention is focused on the classification of law enforcement activities in the subject composition and content, as well as on the methodological aspects of the law enforcement study

Текст научной работы на тему «ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ В ТЕОРИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ»

УДК - 342 ЛЯГИН Кирилл Айратович,

ББК - 67.0 ассистент кафедры теории и истории государства и права

Университета управления «ТИСБИ», e-mail: lyagin.kirill@yandex.ru

420141, г. Казань, ул. Завойского, 2-152

12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ В ТЕОРИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды правоприменительной деятельности, отдельные исторические аспекты правоприменения в контексте теории правовой политики. Внимание останавливается на классификации правоприменительной деятельности по субъектному составу и содержанию, а также на методологических аспектах исследования правоприменения.

Ключевые слова: право, правоприменительная политика, правоприменительная деятельность.

LYAGN Kirill Ayratovich,

Assistant of the Department of Theory and History State and rights

University of Management «TISBI»

LAW ENFORCEMENT AND ITS TYPES IN THE THEORY

OF LEGAL POLICY: GENERAL THEORETICAL ISSUES

Annotation. The article deals with the main types of law enforcement activity, certain historical aspects of law enforcement in the context of the theory of legal policy. Attention is focused on the classification of law enforcement activities in the subject composition and content, as well as on the methodological aspects of the law enforcement study.

Key words: law, law enforcement policy, law enforcement activity.

Социальное предназначение права состоит в том, чтобы эффективно регулировать взаимоотношения людей и определить их место в упорядоченном и согласованном порядке общества. Однако установленные государством правовые нормы не в полной мере способны выполнять свои регулятивные функции без сложного механизма их реализации. В современном обществе только государство совместно с гражданским обществом способно обеспечить законность и правопорядок в эффективном правовом регулировании общественных отношений. При этом необходимо использовать только такие формы и способы реализации норм права, цель которых — удовлетворение потребностей всего общества.

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 3 • 2018

Наше понимание правовой политики основывается на теории правовой политики О.Ю. Рыбакова, который дает следующее определение данной категории: правовая политика — это есть основанная на праве, реализуемая в правовой среде, научно выверенная системная деятельность, осуществляемая федеральными и региональными органами государственной власти, местного самоуправления, институтами гражданского общества, гражданами, направленная на сохранение и воспроизводство правовых ценностей деятельность [6, с. 23, 24].

В свою очередь, правоприменительная политика является одним из важнейших направлений правовой политики и представляет собой научно обоснованную, пос-

ледовательную и комплексную деятельность государственных органов и институтов общества, направленную на получение и выработку определенной стратегии и тактики механизма правоприменения, а также создание необходимых условий для осуществления правоприменительной работы и правового развития России [7]. Данное явление объединяет в себе различные свойства, особенности, а также ряд закономерностей применения права, которые присутствуют на этапе нормотворчества и реализации правовых норм [10].

Будучи по определению системной деятельностью, правоприменительная политика по своей структуре является сложной и неоднородной. Она находит отражение в целом ряде различных направлений деятельности государства по управлению процессами властной легитимизации и реализации правовых норм. Каждому из этих аспектов правоприменительной политики наряду с общими присущи и некоторые специфические черты [3, с. 104-108], характеризующие правоприменение в целом, но выявляющие особенности каждого из видов его деятельности.

Категория «применение права» довольно широко рассматривается отечественными правоведами. Еще в дореволюционный период юристы делали серьезный акцент на необходимости единообразного применения законов, обращали особое внимание на большое значение устойчивой судебной практики, рассматривали применение права как одну из основных функций государственной власти, ставя данную категорию в один ряд с установлением правовых норм и охраной права от нарушений. Кроме того, уже тогда серьезно рассматривался вопрос о необходимости изучения правоприменительной деятельности в рамках отдельных правовых отраслей. Так, в сфере гражданского законодательства определялись специфические черты и сущность применения права. Постановка проблемы правоприменения в контексте изучения его именно как деятельности в советский период вызвана развитием методологии социогуманитарных наук. В частности, методология практической деятельности разрабатывалась российскими

учеными А. Зиновьевым, Г. Щедровицким, Б. Грушиным, М. Мамардашвили [8, с. 5660]. С течением времени в советской правовой науке обосновывались основные положения, выявляющие характерные черты правоприменения, делался акцент на том, что данное явление носит государственно-властный характер, были даны базовые характеристики правоприменения как основного способа осуществления права, определены границы действия органов государства и должностных лиц, выработано правовое отличие актов правоприменения от непосредственно нормативно-правовых актов. Сегодня, вынося за скобки характерную для советского периода идеологизацию, мы можем признать, что большинство выработанных положений о правоприменительной деятельности того времени не утратили своей актуальности.

На основании изложенного мы можем определить применение права как государственно-властную деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, которая реализуется в строго закрепленном законом порядке и имеет своей главной целью решение конкретных юридических вопросов.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что правоприменительная деятельность также обладает определенной спецификой, в частности, она реализуется уполномоченными государственными органами и должностными лицами, негосударственными властными субъектами. Кроме того, правоприменительная деятельность отличается волевым и профессиональным характером, который направлен на решение социально значимого правового вопроса при помощи индивидуального правового регулирования. Также отдельно скажем о том, что правоприменительная деятельность процессуально урегулирована, то есть применение норм права происходит в определенной последовательности и установленном законе порядке, а результатом правоприменения является вынесение решения в виде индивидуального акта правового регулирования, оформляемого в соответствии с определенными, установленными законом требованиями [2, с. 272-274].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018

Необходимо отметить в то же время, что правоприменительная деятельность не заканчивается вынесением правоприменительного акта, как правило, далее имеет место стадия исполнения принятого решения, которое позволяет воплотить в жизнь такое требование надлежащего правоприменения, как эффективность.

Переходя к видам правоприменительной деятельности, в первую очередь мы должны отметить, что данная деятельность может осуществляться только определенным кругом субъектов, наделенных законодательством полномочиями на правоприменение. Таким образом, к субъектам правоприменительной деятельности относятся органы законодательной, исполнительной, судебной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Исходя из субъектного состава правоприменительной деятельности, мы можем различать: правоприменительную деятельность органов законодательной власти; правоприменительную деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц; правоприменительную деятельность судебных органов; конституционную правоприменительную деятельность, осуществляемую в результате обеспечения прямого или косвенного применения конституционных предписаний; экологическую правоприменительную деятельность, осуществляемую при реализации экологического законодательства; налоговую правоприменительную деятельность, осуществляемую в рамках налогового процесса, и другие [6].

Правоприменительная деятельность органов государственной власти основывается на строго определенных принципах, среди которых особое место занимают принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых решений. Главной задачей правоприменительной деятельности органов государственной власти является устранение возникающих препятствий при реализации субъективных прав

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018

и юридических обязанностей. В качестве примера мы можем привести нарушения конституционных прав граждан в области владения, пользования, и распоряжения своим имуществом [1], в результате чего граждане могут обратиться в компетентные органы государственной власти с целью восстановления своих нарушенных прав.

Правовые формы деятельности органов исполнительной власти мы можем классифицировать в зависимости от их содержания, направленности или способа внешнего выражения. По содержанию данные формы подразделяются на нормотворчес-кие и правоприменительные. Если мы остановим свое внимание на правотворчестве, то должны отметить такие элементы, как решения органов о необходимости создания нормативно-правовых актов, подготовка проектов данных актов, их предварительное обсуждение и согласование, внесение проектов в соответствующие органы и, наконец, непосредственное принятие или утверждение нормативно-правового акта.

Особое внимание изучению правоприменительной деятельности уделено в трудах Р.В. Шагиевой. В частности, изучая правоохранительную деятельность как разновидность юридической деятельности, автор выделяет такой ее самостоятельный вид, как правозащитная деятельность, значение которой для формирования правового государства возрастает [11, с. 538549].

Возвращаясь к правоприменению, мы выделяем такие его стадии, как установление фактических обстоятельств дела, выбор фактической нормы права, которая подходит к той или иной определенной ситуации, уяснение содержания нормы, ее толкование, принятие по делу конкретного решения, исполнение акта применения нормы права. Непосредственно само применение норм права осуществляется компетентными органами государственной власти (должностными лицами) в форме оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности. Под оперативно-исполнительной деятельностью мы понимаем организацию выполнения предписа-

ний юридических норм, то есть регулирование общественных отношений, обеспечение субъективных прав и юридических обязанностей, которые органы государственной власти осуществляют путем принятия индивидуально-правовых актов, например: издание приказа о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о зачислении абитуриента в вуз. В свою очередь, под правоохранительной деятельностью понимаются действия компетентных органов государственной власти, направленные на охрану общественных отношений, регулируемых юридическими нормами. Правоохранительная деятельность юрисдикционных органов (суда, прокуратуры, органов внутренних дел и др.) направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, а также предупреждение совершения правонарушений, в том числе, преступлений [12].

Помимо законодательных и исполнительных форм правоприменительной деятельности, хотелось бы остановиться на судебной форме. Данный вид правоприменительной деятельности осуществляется в четко закрепленной процессуальной форме, необходимость соблюдения которой вытекает из требований законности и справедливости. Процедурный порядок правоприменения необходим в целях исключения возможного произвола правоприменителя для того, чтобы заставить его действовать исключительно в интересах обеспечения прав и свобод граждан. Правоприменительная деятельность судебных органов может реализовываться только в форме правосудия, а в зависимости от рассматриваемых дел - в форме гражданского, уголовного, административного и конституционного судопроизводства [1].

Помимо вышеперечисленных видов правоприменительной деятельности, рассмотрим также налоговую форму правоприменения. Правоприменительная деятельность выступает важнейшим элементом и своего рода связующим звеном между практикой реализации налогово-право-вых норм и нормотворческой деятельностью государства, обеспечивая их тесное единство и полное взаимодействие в воп-

росах правового регулирования. Реализация правоприменительной политики в области налоговой сферы не только создает необходимые предпосылки для осуществления воли законодателя, но и позволяет направлять государственные усилия на наиболее важные участки налогово-пра-вового регулирования [12].

Кроме того, Р.Ф. Степаненко выделяет еще один вид правоприменительной деятельности - контрольно-надзорную деятельность. Необходимость выделения данного самостоятельного вида правоприменительной деятельности автор обосновывает в монографическом исследовании «Преступность лиц, ведущих маргинальный образ жизни, и ее предупреждение» [9]. Значимость контроля и надзора, например, за лицами, условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы, условно осужденными с отсрочкой исполнения приговора, за лицами, неоднократно судимыми, и др. возрастает тогда, когда отмеченный круг лиц не соблюдает требований судебных и иных органов. Таким образом, за вынесением правоприменительного акта следует еще одна стадия правоприменения - контрольно-надзорная правоприменительная деятельность, осуществляемая сотрудниками правоохранительных органов, системы исполнения наказаний, работниками прокуратуры и т.д., уполномоченными в соответствии с действующим законодательством на осуществление правоприменительной деятельности. В связи с этим есть основания полагать, что итогом правореализационной, в том числе правоприменительной, деятельности должно быть правомерное поведение граждан.

Подводя итоги, отметим огромную значимость правоприменительной деятельности в механизме государственных процессов. Главной задачей правоприменительной деятельности, на наш взгляд, выступает осуществление эффективной реализации правовых предписаний и надзор за исполнением законов со стороны государства в лице его специальных органов и должностных лиц. Права и свободы человека и гражданина являются основной ценностью современного общества, исходя из

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 3 • 2018

чего применение права должно быть направлено именно на защиту и обеспечение всех благ и законных интересов каждого гражданина.

Как сказал в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ В.В. Путин, «в основе всего лежит сбережение народа России и благосостояния наших граждан» [4].

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

[2] Курносова В.В. Правоприменение как особая форма реализации права // В сборнике: Модернизационный вектор развития науки в XXI веке: традиции, новации, преемственность сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. НОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт проектного менеджмента», 2016.

[3] Лягин К.А. Теоретические аспекты правоприменительной политики // Образование и право. 2017. № 6.

[4] Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ 2018 г. Москва, 1 марта 2018 г.

[5] Романова В.И. Виды правоприменительной деятельности // Материалы международной научно-практической конференции: в 3 частях. Пенза, 2017.

[6] Рыбаков О.Ю. Стратегия права: в поисках гармонии личности и государства. Стратегии правового развития России: Коллективная монография / Под редакцией О.Ю. Рыбакова. Москва, 2015.

[7] Рыбаков О.Ю., Бондарь Н.С., Фадеев В.И., Комарова В.В., Комкова Г.Н., Павлуши-на А.А., Скачкова О.С., Романовская В.Б., Жданов П.С., Сырых В.М., Гаврилова Ю.А., Синюков В.Н., Синюкова Т.В., Сушкова Ю.Н., Байниязова З.С., Степаненко Р.Ф., Смыкалин А.С., Ростова О.С., Туманов Д.Ю., Биюшкина Н.И. и др. Стратегии правового развития России: Коллективная монография. Москва, 2015.

[8] Степаненко Р.Ф. Законотворчество как особая форма реализации права (общетеоретические и методологические проблемы) // В сборнике: Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: Материалы XIV

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018

Международной научно-практической конференции. В 4-х томах. 2017.

[9] Степаненко Р.Ф. Преступность лиц, ведущих маргинальный образ жизни и ее предупреждение: Монография. Казань, 2008.

[10] Степаненко Р.Ф., Лягин К.А. Основные направления современной правовой политики России // Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и аспирантов. Казань: НОУ ВПО «Университет управления ТИСБИ», 2015. С. 382-38б.

[11] Шагиева Р.В., Шагиев Б.В. Правоохранительная деятельность: проблемы теоретического обоснования // Административное и муниципальное право. 2014. № б.

[12] Чернявский А.Г. Социальные основания изменения пределов юридической ответственности: монография / А.Г. Чернявский. - М.: КНОРУС, 201б.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinya-ta vsenarodny'm golosovaniem 12.12.1993; s uchetom popravok, vnesenny'x Zakonami RF o popravkax k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ).

[2] Kurnosova V.V. Pravoprimenenie kak osobaya forma realizacii prava // V sbornike: Modernizacionny'j vektor razvitiya nauki v XXI veke: tradicii, novacii, preemstvennost' sbornik nauchny'x statej po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. NOU DPO «Sankt-Peterburgskij institut proektnogo menedzhmenta», 2016.

[3] Lyagin K.A. Teoreticheskie aspekty' pravoprimenitel'noj politiki // Obrazovanie i pravo. 2017. № 6.

[4]Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu sobraniyu RF 2018 g. Moskva, 1 marta 2018 g.

[5] Romanova V.I. Vidy' pravoprimenitel'noj deyatel'nosti // Materialy' mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 3 chastyax. Penza, 2017.

[6] Ry'bakov O.Yu. Strategiya prava: v poiskax garmonii lichnosti i gosudarstva. Strategii pravovogo razvitiya Rossii: Kollek-tivnaya monografiya / Pod redakciej O.Yu. Ry'bakova. Moskva, 2015.

[7] Ry'bakov O.Yu., Bondar' N.S., Fadeev V.I., Komarova V.V., Komkova G.N., Pavlushina A.A., Skachkova O.S., Romanovskaya V.B., Zhdanov P.S., Sy'ry'x V.M., Gavrilova Yu.A, Sinyukov V.N., Sinyukova T.V., Sushkova Yu.N.,

Bajniyazova Z.S., Stepanenko R.F., Smy'kalin A.S., Rostova O.S., Tumanov D.Yu., Biyushkina N.I. i dr. Strategii pravovogo razvitiya Rossii: Kollektivnaya monografiya. Moskva, 2015.

[8] Stepanenko R.F. Zakonotvorchestvo kak osobaya forma realizacii prava (obshhe-teoreticheskie i metodologicheskie problemy') // V sbornike: Tatishhevskie chteniya: aktual'ny'e problemy' nauki i praktiki: Mate-rialy' XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 4-x tomax. 2017.

[9] Stepanenko R.F. Prestupnost' lic, vedu-shhix marginal'ny'j obraz zhizni i ee predup-rezhdenie: Monografiya. Kazan', 2008.

[10] Stepanenko R.F., Lyagin K.A. Osnovny'e napravleniya sovremennoj pravovoj politiki Rossii // Materialy' itogovoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i aspirantov. Kazan': NOU VPO «Universitet upravleniya TISBI», 2015. S. 382-386.

[11] Shagieva R.V., Shagiev B.V. Pravo-oxranitel'naya deyatel'nost': problemy' teoreticheskogo obosnovaniya // Administra-tivnoe i municipal'noe pravo. 2014. № 6.

[12] Chernjavskij A.G. Social'nye osnovanija izmenenija predelov juridicheskoj otvetst-vennosti: monografija / A.G. Chernjavskij. - M.: KNORUS, 2016.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»

специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru

Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели). Возможно присвоение грифов:

1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),

2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),

3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.