Научная статья на тему 'Нравственные основания оптимальности и адекватности правоприменительной деятельности'

Нравственные основания оптимальности и адекватности правоприменительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЙСТВИЕ ПРАВА / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / НИГИЛИЗМ / НОРМАТИВНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРАВОПОРЯДОК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RIGHT ACTION / SPIRITUAL CULTURE / NIHILISM / STANDARD REGULATORS / MORALS / LEGAL THINKING / THE LAW AND ORDER / A PROFESSIONAL ETIQUETTE / EFFICIENCY / LEGAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковлакас Николай Викторович

В настоящей статье духовно-нравственные основы юридической деятельности анализируются в качестве аксиологического каркаса и критериев эффективности и адекватности правоприменительной практики. Рассматривается взаимосвязь правового и нравственного мышления в профессиональной деятельности юриста, а также показывается влияние различных правокультурных факторов на легитимность и оптимальность правоприменительного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral bases of optimum and adequate law using action

In the present article spiritually-moral bases of legal activity are analyzed as a valuable skeleton and criteria of efficiency and adequacy of legal practice. The interrelation of legal and moral thinking in professional work of the lawyer is considered, and also influence of various cultural factors on legitimacy and an optimality of legal process is shown.

Текст научной работы на тему «Нравственные основания оптимальности и адекватности правоприменительной деятельности»

Н.В. Ковлакас

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОСТИ И АДЕКВАТНОСТИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время в юридической науке аксиологические и духовно-нравственные проблематики правоприменительной деятельности являются практически неразработанными. Лишь в последнее время стали выходить работы, посвященные тем или иным аспектам ценностного опосредования различных видов юридической деятельности, нравственных критериев властно-правовых решений, социально-духовной легитимации правотворческих новелл и прочее. В то же время именно ценностное измерение бытия права, социальной роли и значимости юридической деятельности в полной мере выражает историческую и логическую взаимосвязь различных нормативных систем, регулирующих общественное поведение, взаимообусловленность правового и нравственного сознания.

Вообще, следует подчеркнуть, что в общей теории права большой исследовательский интерес вызывали онтологические и эпистемологические вопросы генезиса права. При этом аксиологические вопросы теории права достаточно редко включались в содержание правовых исследований либо рассматривались абстрактно, с позиции универсалистских и общечеловеческих ценностей. Причем обращение к правокультурным ценностям, принципам, трендам развития юридической теории и практики, духовно-нравственным критериям эффективности и легитимности действия права и юридической деятельности было весьма сдержанным. Во многом это обусловлено сменой парадигмальных оснований развития общей теории права, наметившейся в конце 80-х годов и связанной с западноевропейским типом правопонимания, а также в практической плоскости с тенденцией переориентации в оценке юридической деятельности с позиции так называемых универсалистских правовых ценностей и общечеловеческих критериев [1].

Очевидно, что в этих условиях осмысление права, различного рода юридических явлений и событий в основном осуществлялось сквозь призму категориально-понятийной сетки, выработанной европейским правосознанием, а методологические ориентиры, принципы и инструменты в подавляющем большинстве «сверялись» с европейским правовым дискурсом, в том числе «подгонялись» концептуально и стилистически с зарубежными исследовательскими проектами, работами, трудами. В контексте оценки юридической деятельности также использовались формы и принципы властно-правовой организации, выработанные в заподноевропейской правокультурной традиции. При этом как в рамках теоретического осмысления правовой эволюции российского общества, так и в контексте развития юридической практики, возникали и до сих пор возникают нестыковки и противоречия между западноевропейской терминологической системой и описываемыми реальными национально-культурными и духовно-нравственными факторами развития национальной системы права, между легитимными принципами и направлениями развития национальной государственно-правовой организации общества и универсалистскими доминантами правового развития. Отсюда возникают теоретические и практические путаницы, игнорирование правокультурных доминант в правовой политике российского государства, оказывающие существенное значение на неустойчивое развитие юридической науки и практики [2].

Общеизвестно, что функциональная природа и социальная полезность права выражаются в его способности установления и охране социально-признанных и общеприемлемых ориентиров, идеалов, программ человеческого поведения. В то же время, как справедливо отмечает И.О. Цыбулевская, право не может быть всецело сведено ни к материальным условиям бытия общества, в котором оно формируется и для которого оно функционально «служит», ни к какой-либо системе ценностей, принципов и догм. «В истории, реальной жизни, - пишет исследователь, - ни один из них не определяет другой, обычно они идут вместе. А если это так, то решающую роль играют по очереди то одно, то другое» [3, с. 425]. Другими словами, в развитии права и юридической практики «участвуют и дух, и материя» (Г.Дж. Берман), а также система идей и национальный опыт, традиции обычно-правового взаимодействия.

Ошибки и дисфункции в юридической деятельности, как это отмечал еще известный русский философ и правовед И.А. Ильин, объясняются не только случайными недосмотрами, личными неспособностями и т.п., но и в большей степени духовно-нравственным кризисом государственных служащих, дефектами государственного правосознания. «Люди все еще не усвоили основную аксиому всякой политики, - писал известный исследователь, - согласно которой право и государство создаются для внутреннего мира и осуществляются именно через правосознание». При этом исключительно формальный подход к юридической деятельности государственных органов, их должностных лиц, с его точки зрения, извращает природу и назначение государства, разлагает «в душах все основные начала гражданственности» [4, с. 257].

Кроме того, правоприменительная деятельность, ее социальное значение, легальность и легитимность, как известно, связаны не только с адекватностью действующему нормативно-правовому материалу, но и опосредуются функционированием иных социально-нормативных регуляторов. Все эти регулятивные нормативные системы действуют как синхронно, взаимно обогащая и дополняя друг друга, влияя на содержательную интерпретацию и адекватность правоприменительной деятельности, так и иногда противоречат друг другу. Однако, несомненно, что все они направлены на достижение желаемого порядка и гармонии в социальных отношениях, обеспечения правопорядка в том числе. Справедливо в этом плане отмечает Г.В. Мальцев, что «нужно отказаться от упрощенного взгляда на правовое регулирование как на акт, в котором единичный поступок регулируется одной нормой, а поступок и норма соотносятся по схеме "один к одному". Само собой разумеется, что она, норма, какой бы полной и конкретной она ни выступала, не может претендовать на роль единственного руководства человеческим действием» [5, с. 741].

Поэтому на эффективность и качество применения права существенно влияют стиль юридического мышления, приобретающий в каждой правовой системе неповторимый национальный колорит, уровень правовой и духовно-нравственной культуры, выработанная с течением времени профессиональная интуиция и т.п. Все это, естественно, влияет на процесс воплощения права в жизнь, так как именно посредством вышеназванных факторов происходит понимание смысла и требований права, приложение общих нормативно-правовых предписаний к конкретно-индивидуальным случаям. В связи с этим применение как властно-деятельностная и интеллектуальная форма направлено не только на воплощение конкретных юридических норм в жизнь, в практическую жизнедеятельность индивидов, творческую конкретизацию правовых предписаний, но и на осуществление мотивационного воздействия посредством правовых стимулов или правовых ограничений на процесс удовлетворения тех или иных материальных и духовно-нравственных интересов личности, общества, государства. В этом аспекте властно-правовая деятельность обращена либо на правовое побуждение (стимулирование) к законопослушному деянию, создающее режим благоприятствования для удовлетворения субъектом своих интересов, либо на правовое сдерживание (ограничения) противозаконного деяния, формирующее условия и устанавливающее границы, в пределах которых субъект должен действовать для удовлетворения своих интересов.

Современные деформации профессионального правового мышления во многом связаны с транзитивностью социальной организации российского общества, ломкой традиционных ценностей и мировоззренческих ориентиров развития, духовно-нравственной дезориентацией и социальной аномией. Все это обусловливает нигилистическое отношение к праву, юридической деятельности и ее результатам. Нигилистическое отношение к праву, бесспорно, является деструктивным фактором, разрушающим как саму правовую организацию общественных отношений, так и его ценность, активизирует процесс искажения правового сознания и т.д.

Общеизвестно, что субъективный состав нигилистических отношений к праву включает как отдельных индивидов, склонных в своем мышлении и поведении к делинквентной и криминальной форме реализации своих интересов и потребностей, а также социальных групп, организованных с целью достижения своих идейных и материальных целей неправомерными, неформальными или аморальными средствами, так и должностных лиц государства, чиновников ведомственных управленческих подразделений и т.п. Иногда к этим группам относят в целом и «управленческо-бюрократический аппарат, руководствующийся легистскими принципами этатиского неправа» [6, с. 527]. Вспомним в этом контексте и цивилитарную концепцию права В.С. Нерсесянца, в которой он на метаюридическом уровне обосновывал, что закон, принятый в этатиских целях, нарушающий формальную свободу, справедливость и равенство, нарушает само существо права, его ценность. В свою очередь действия государственных служащих представляют собой именно нигилистическое отношение к праву, к правовой реальности.

В рамках нигилистического отношения к праву в процессе правоприменительной деятельности следует сказать, что ее источником является «выдвижение», «возвышение» субъективного состава правоприменительной деятельности «над» правом. Например, в рамках подзаконного нормотворчества, что не редко бывает в российской юридической практике, принимаемые подзаконные акты становятся «надзаконными» (В.А. Туманов) или происходит «подмена» закона подзаконным регулированием общественных отношений. На развитие нигилистического отношения к правопорядку также влияет повсеместное несоответствие между нормативными требованиями закона и нормативными предписаниями подзаконного акта, межу этими предписаниями и состоянием, качеством и эффективностью правоприменительных и правозащитных органов.

В том числе на активизацию правового нигилизма постоянно оказывает воздействие стремление различных государственных органов и структур разрешать правовые проблемы путем постоянного усложнения и увеличения нормативно-правового материала, прежде всего, подзаконных актов. Как нам кажется, немалая доля этих нормативно-правовых актов, направлена на замещение недействующих или

слабо действующих нравственных регуляторов, регулировавших ранее различные социальные конфликты и противоречия, а также профессиональные качества и нравственную ответственность должностных лиц.

Поэтому в современной правовой действительности актуализируется потребность в идентификации форм и условий развития правового нигилизма в правоприменительной сфере, формировании действенных нравственных, правовых и политических инструментов противодействия практики самовозвышения должностных лиц над существующим порядком, исключении условий для возникновения соблазна ощутить себя выше нравственных и правовых основ общества. Следовательно, в общетеоретическом плане необходимо исследование познавательного статуса нравственных оценок в правоприменительной деятельности, духовно-нравственных основ юридического мышления, форм и стиля осмысления правовой действительности (конкретных явлений и процессов) правоприменителем, а также изучение метаюридических факторов, обусловливающих контекст интерпретации правовых норм, конкретного правопорядка, выявление практико-организующего характера нравственных критериев, механизмов формирования долженствований в правоприменительной деятельности, профессиональной этике, кодексе чести и т.п.

Эффективность и легитимность правоприменительной деятельности зависит не только от достигнутых юридических результатов, но и от адекватности правовой деятельности управомоченных органов, их должностных лиц, осуществляемой с наименьшими социальными издержками. Легитимность правоприменительного акта обусловлена, с одной стороны, его соответствием требованиям законности и принципам правопорядка, с другой - духовно-нравственным доминантам, воспроизводящим в конкретной правокультурной среде принципы социальной справедливости. Поэтому любой акт юридического мышления и правового поведения обусловлен целой взаимосвязанной системой нормативных и ненормативных регуляторов, различных форм и стилей социально-культурного восприятия, представлений, когнитивных предрасположенностей и проч. Это относится ко всем видам юридической деятельности (правоприменительной, правотворческой и судебной) [7].

Нравственное сознание, моральные ценности и принципы образуют ценностный каркас и социальные критерии в правоприменительной сфере, обусловливая легитимность и оптимальность юридической деятельности в обществе, а также эффективность реализации закона и иных нормативно-правовых актов в общественной жизнедеятельности, плодотворного достижения определенного качественного правового состояния (правопорядка). Справедливо в этом плане отмечает О.И. Цыбулевская, что, например, такая базовая правовая ценность как справедливость является вершиной правового регулирования, но и «своего рода стержнем, скрепляющим всю иерархию социально значимых ценностей от духовно-нравственных глубин до норм публичного права, признается аксиологической морально-правовой категорией» [3, с. 449]. Именно придав императивный характер нравственным критериям в правоприменительной деятельности, возможно существенно ограничить произвол уполномоченных субъектов юридической деятельности.

Литература

1. Овчинников А.И. Парадигмальный анализ научного правового мышления: смена методологических ориентиров // Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы. Сборник. М., 2006. Вып. I.

2. Мордовцев А.Ю., Попов В.В. Российский правовой менталитет. Ростов н/Д, 2007.

3. Цыбулевская О.И. Методология исследования нравственных оснований права // Современные методы исследования в правоведении / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 2007.

4. Ильин И.А. Теория права и государства. М., 2003.

5. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2007.

6. Бачинин В.А. Философия и социология права. СПб., 2006.

7. Овчинников А.И. Правовое мышление: теоретико-методологический анализ. Ростов н/Д, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.