Научная статья на тему 'Действие права в нравственно-правовом измерении'

Действие права в нравственно-правовом измерении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
311
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЕДЕНИЕ / ПРАВО / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ / СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА / ТЕОРИЯ ПРАВА / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сухомлинов Александр Сергеевич, Ковлакас Николай Викторович

В статье рассматриваются вопросы действия права в нравственно-правовом измерении, поскольку все действующие в обществе нормативно-регулятивные системы направлены на достижение определенных «культурных целей», и оцениваются именно с позиции этих целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Действие права в нравственно-правовом измерении»

• Основная цель: Воспитать политическую активность молодежи

• Объект: Проблемы политического лобби молодежных интересов

• Принципы: Молодежные организации существуют автономно и независимо от государства; Молодежная политика опирается на поддержку гражданского общества и закон.

• Организационная форма: Молодежные организации, молодежный парламент, молодежная общественная палата.

• Экономическая основа: Экономическая поддержка бизнеса, инвестирование из других организаций гражданского общества, частичное бюджетное финансирования.

Методы: лобби, консультативная форма, политическое давление на бюрократический аппарат посредством участия в митингах, демонстрациях, организация единства молодежных выборных сил.

Таким образом, существуют различные формы современной молодёжной демократии. Однако при всех существующих институтах молодёжная либерализованная политика является не эффективной. Для разрешения вышеуказанных проблем необходимо формирование действенных структур по защите прав и законных интересов молодежи. Значительным шагом в этом направлении может стать создание Единой Государственной Организации Молодёжи (ЕГОМ) то есть организации отражающей принципы традиционалистической модели молодежной политики. Именно единая молодежная организация, под протекцией государства, объединенная на основе социальных, нравственных, духовных, культурных, патриотических идеалов может объединить молодежь в крайне сплоченную мощную организацию, задейтсвующую молодежь во многих сферах общественной жизни, осуществляющую эффективную защиту и представительство интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления.

А.С. Сухомлинов, Н.В. Ковлакас ДЕЙСТВИЕ ПРАВА В НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОМ ИЗМЕРЕНИИ

Действие права, различные формы его практического воплощения (реализации права) всегда помещены в широкий социальный, духовно-нравственный контекст. Все действующие в обществе нормативно-регулятивные системы направлены на достижение определенных «культурных целей» (С.А. Муромцев), и оцениваются именно с позиции этих целей (Б.А. Кистяковский). Осуществление права, и, прежде всего, применение права оценивается не только с точки зрения достижения юридических целей, но и с точки зрения выполнения своей «главной социальной функции» (Л.С. Явич).

Несмотря на то, что применение, как особая форма реализации права подчинена точному и неукоснительному следованию закона и юридическим процедурам, не следует забывать, что ее осуществляют конкретные люди, обладающие индивидуально-психологическими и национально-культурными особенностями. Поэтому на эффективность и качество применения права существенно влияют, кроме всего прочего, также и стиль юридического мышления, приобретающий в каждой правовой системе неповторимый национальный колорит, уровень правовой культуры, выработанная с течением времени профессиональная интуиция, опыт, мировидение и т.п. Все это естественно влияет на процесс воплощения права в жизнь, так как именно посредством вышеназванных факторов происходит понимание смысла и требований права, приложение общих нормативно-правовых предписаний к конкретно-индивидуальным случаям.

Неслучайно, в работах таких авторов как В.М. Баранов, П.П. Баранов, В.П. Малахов, В.Г. Мальцев, А.Ю. Мордовцев, А.И. Овчинников и др. на фундаментальном, теоретико-методологическом уровне обосновывается, что конкретные юридические решения не могут выводиться только чистым дедуктивным путем из всеобщих принципов права, для этого в юридической практике привлекаются ментальные, нравственные и иные социальные элементы, которые не отражены в законодательстве, не являются составной частью конкретных нормативно-правовых актов,

применяющихся в определенной жизненной ситуации, но существенно предопределяют смысл и содержание юридических решений. Например, в формально-логическое судебное решение, выстроенное на четких силлогических умозаключениях, так или иначе «проникает» нравственные критерии и социальный контекст, опосредующие понимание конкретного случая. Кроме того, немаловажную роль в правоприменительной деятельности играют такие факторы, по сути имеющие нравственное, нежели формально-юридическое измерение, как юридический и жизненный опыт, правокультурная форма и стиль мышления, этический и профессиональный кодекс поведения, существующий юридический быт, сложившиеся практики взаимодействия и т.п.

Вообще проблематика аксиологической, духовно-нравственной обусловленности правоприменительной, равно как и иной юридической деятельности, на сегодняшний день является практически не разработанной. Суждения, связанные с ценностными критериями правоприменительной деятельности, в том числе ценности самой этой деятельности являются весьма противоречивыми. Поэтому, теоретико-практическую актуальность имеют исследования направленные именно на не абстрактное изучение нравственных факторов и критериев жизнедеятельности общества, а на рассмотрение и анализ характера и направленности влияния этих факторов и критериев на правовую жизнь, правоприменительную деятельность в частности (В.П. Малахов). Другими словами, востребованы исследовательские работы ставящие целью реконструкцию и анализ факторов и критериев, которые динамично воплощаются и отражаются как в праве, так и в конкретной правокультурной среде.

Следовательно, данную исследовательскую нишу должны занять работы, ориентированные не только на общетеоретические исследования познавательного статуса нравственных оценок в правоприменительной деятельности, духовно-нравственных основ юридического мышления, формы и стиля осмысления правовой действительности (конкретных явлений и процессов) правоприменителем, но и на изучение метаюридических факторов, обусловливающих контекст интерпретации правовых норм, конкретного правопорядка; на исследование практических проблем - практико-организующего характера нравственных критериев, механизмов формирования долженствований в правоприменительной деятельности, профессиональной этике, кодексе чести и т. п.

Социальная сущность и ценность права заключается в том, что оно осуществляет регулирующее воздействие на общественные отношения, формируя определенную «замиренную среду» (Б.А. Кистяковский) взаимодействия субъектов в определенном пространстве и времени. Русский дореволюционный юрист С.А. Муромцев совершенно справедливо отмечал в свое время, что право «есть лишь средство к достижению некоторых культурных целей», поэтому его функционирование «должно оцениваться с точки зрения этих целей»1. Очевидно, что право, как впрочем, и любой социальный институт соответствует определенным функциональным требованиям, заключающиеся в обеспечении относительно устойчивого и стабильного существования социальной системы, ее целостности и единства, охране национально-культурной стандартизированной деятельности, обеспечивающей преемство и воспроизводство базисных (ценностно-мотивационных, духовно-нравственных и др.) интеграционных основ конкретного общества.

В связи с этим функциональная природа и социальная полезность права выражается в его способности установления и охране социально-признанных и общеприемлемых ориентиров, идеалов, программ человеческого поведения, обеспечивающих баланс жизненно важных интересов в системе личность, общество, государство. Эта польза может также выражаться в организации достаточно прочного и стабильного социально-правового и этнополитического порядка, налаживании исторически и культурно обусловленных отношений справедливости в информационных, производственных, обменных и распределительных отношениях, появлении объективных критериев в оценки актов социального поведения и т. д.2. Таким образом, без процесса воплощения права в непосредственную жизнь невозможно понять ни его сущность, ни его социальное назначение. Известный теоретик права Л.С. Явич совершено справедливо написал, что «осуществление права — способ его бытия, существования, действия, выполнения им своей главной социальной функции.

1 Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. СПб., 2004. С. 51.

2 Вопленко Н.Н. Право в системе социальных норм. Волгоград, 2003. С. 6.

Право ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организации, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества»1.

Действие права это, прежде всего, комплексное социальное явление, отражающее «совокупный эффект» функционирования всей системы норм права, правовых институтов и учреждений, совокупности средств организации правового поведения субъектов права. В свою очередь, результатом действия права является формирование определенного порядка правового общения субъектов. Бесспорно, право потеряло бы всякий смысл, всякое позитивное социальное значение и ценность, если бы не проявляло себя как активное творческое начало, не формировало и не изменяло общественную среду, не определяло направление, формы и способы взаимодействия социальных субъектов2.

Важно учитывать, что действие права отражает не только способность различных элементов правовой системы осуществлять нормативное воздействие на поведение участников общественных отношений, но и отражает сам процесс функционирования этих элементов. Именно от того насколько эффективно (неэффективно), системно (хаотично) и функционально (дисфункциональ-но3) деятельность отдельных элементов и структур зависят, в конечном итоге, социальная ценность и полезность права как такового. В действии права можно выделить, таким образом, статическую и динамическую составляющую. Первая отражает сущностные качества самого права, т. е. информационные, ценностные, нормативные, социальные характеристики, являющиеся доминирующими в пределах определенного пространства и время, обусловливающие социальное взаимодействие и справедливый обмен, баланс жизненно важных интересов и потребностей, а также формы, методы и способы правомерного поведения субъектов. Вторая выражает процесс восприятия и творческого усвоения вышеназванных характеристик права, а также функционирование различных элементов и структур правовой системы, отдельных субъектов правоотношений по реализации права, формированию определенного образа правовой жизни общества.

В контексте соотношения статической и динамической характеристики действия права можно сказать, что «статика», особенно в романо-германской правовой семье, является необходимой составляющей для оценки справедливости и правомерности, разворачивающихся в обществе социальных процессов и явлений, а также качества, эффективности и легитимности правореализа-ционной деятельности. Однако при этом следует иметь в виду, что не только статический срез действия права обусловливает динамический, но и, наоборот, с течением времени правовая практика подвергает коррекции саму статику, т. е. качественные характеристики права. Несмотря на то, что право является одним из самых консервативных, стабильных социально-нормативных регуляторов, «инструментом» общественной безопасности, можно с уверенностью констатировать, что в процессе своего действия оно «видоизменяется с течением времени и что юридический порядок данной страны находится в состоянии беспрестанной мутации»4.

Таким образом, действие права - это качественная, деятельностнная характеристика всех элементов правовой системы общества по реализации информационной, ценностной, регулирующей и охранительной функций права, посредством определенных форм, методов и способов нормативно-регулирующего воздействия. Результатом реализации этих функций права, в контексте действия права, является не само поведение людей, а, прежде всего, достижения состояния упорядоченности и стабильности общественных отношений в полном соответствии с замыслом законодателя и ожиданиями адресатов правовых норм5.

1 Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1971. С. 200-201.

2 Проблемы общей теории права и государства / под. общ. ред., доктора юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. М., 1999. С. 414.

3 Дисфункция означает, что элементы и структуры системы могут в процессе своего функционирования порождать такие

следствия и эффекты, которые не соответствуют их функциональной природе, что, в конечном итоге, может вызвать системные и структурные кризисы, недееспособность и развал всей системы в целом / См. об этом: Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006. С. 133.

4 Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 198.

5 Абрамов А.И. Понятие реализации функции права. Соотношение понятий «реализация права» и «реализация функций

права» // Правоведение. С. 181.

Кроме того, в юридической литературе при обсуждении проблем действия права внимание акцентируют на трех моментах, а именно на праве сущем (должном), существующем (позитивном) и специфическом юридическом действии1.

1. В первом аспекте, действие права анализируют как совокупность реализуемых и реализованных правовых возможностей, как то, что вошло в юридическую практику субъектов, так и то, что потенциально может войти в нее, оказывая определенное влияние на духовную область правовой жизни, прежде всего на восприятие права его адресатами. Например, Д.А. Керимов отмечает, что «первоначально правовая возможность возникает как предпосылка создания правового установления (правотворчество) - лишь первая стадия превращения возможности в действительность, поскольку вслед за этим наступает период действия самого права, регулирования соответствующего общественного отношения (правореализация)». Поэтому взаимодействие правовой действительности и возможности обеспечивает «проникновение в глубинные пласты сущности права, выявляются связи и зависимости развивающейся правовой системы, выясняются, в какой степени ее прошлое детерминирует настоящее, а настоящее - будущее» 2.

2. Во втором аспекте действие права анализируются как объективно существующие формы его выражения, как возможность возбудить у адресатов юридических норм позитивную правовую активность, используя механизм государственного принуждения. Отсюда утверждается, что действительность правовых норм, равно как и их должный характер (обязанность), «находится "в руках" государства»3. В этом плане сила и действие права, обусловливаются обязанностью его предписаний, обеспечиваемых государством выступающей условием его мощи и действенности. Под действием права, отмечает в этом аспекта проф. С.С. Алексеев следует понимать «пути и формы влияния права на общественные отношения, а также способы реализации юридических норм в практической деятельности людей и общественных образований»4.

3. В третьем аспекте действие право представлено в контексте социально-правовых действий, характеризуемое тем как реализуются цели права, удовлетворяются потребности и интересы участников регулируемых правом отношений.

Достаточно часто действие права и его реализация, воплощение в жизнь рассматриваются как идентичные, тождественные категории. Конечно, следует согласиться, что данные термины являются близкими и взаимосвязаными, между ними существует определенная терминологическая связь, однако в своем содержании они не совпадают, уже даже исходя из этимологии слов «реализация» и «действие». Действие ориентирует исследователя, прежде всего, на функционирование чего-либо в определенное среде, для достижения определенных целей, а реализация - на перевод, воплощение чего-либо в существующую действительность. В этом плане следует согласиться с Д.А. Керимовым, что «действие права - это более широкое понятие, чем реализация правовых норм. В свою очередь реализация правовых норм - это более высокая ступень действия права»5. Действительно, прав В.И. Гойман, когда отмечает, что из этого общетеоретического суждения следует сделать два важных вывода: во-первых, что действие права охватывает своим содержанием реализацию права (хотя впрочем, не всякое действие право связано с его реализацией); во-вторых, реализация права свидетельствует о качественном, результативном действии права, указывает на то, что фактические и юридические цели действия права достигнуты6.

Таким образом, действие права связано с воплощением в жизнь функциональной направленности права, его информационной, ценностной, регулирующей и охранительной функций, на его преобразующую и организующую роль, а реализация права - с формами и способами реализации конкретных установлений, содержания нормативно-правовых актов, рассматриваемое в контексте достижения результативности действия права, выраженное в фактических правомерных действиях (правомерном поведении субъектов). Например, Ю.И. Гревцов связывает действие пра-

1 См. об этом: Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). М., 1992. С. 42.

2 Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). 2-е изд. М., 2001. С. 277.

3 Неновски Н. Право и ценности. М., 1987. С. 128.

4 Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. М., 1982. Т. I. С. 128.

5 Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1986. С. 171.

6 Гойман В.И. Указ. раб. С. 51.

ва не только с юридико-технической стороной этого процесса, сколько со способностью права изменять и направлять социальную жизнь общества, посредством различных элементов, институтов и структур правовой системы 1. В свою очередь реализация законов, как замечает Б.И. Сазонов определяет «совокупность операций по созданию правоотношений, через которые достигается должное поведение людей, должное состояние коммуникативных связей»2. По мнению А.В. Полякова действие права «представляет собой его системное функционирование», а реализация права при этом рассматривается автором как «часть этого механизма, включающая претворение возможностей, заложенных в правовой норме, в жизнь» 3.

Правовое регулирование также является частью, аспектом действия права. Оно представляет собой совокупность юридических средств, механизмов и институтов специально-юридического воздействия на поведение и взаимодействие субъектов, с целью вызвать, обусловить у последних общественно полезные или желательные действия. «Одновременно, - пишет по этому поводу В.И. Гойман, - это также деятельность по отбору, закреплению в предписаниях и передаче в практику юридических средств организации поведения и деятельности индивидов и коллективов, по внедрению в правовую систему специально-юридических механизмов обеспечения должного поведения, блокирования деструктивных форм его проявления и стимулирования конструктивной активности граждан и их организаций»4.

Таким образом, правовое регулирование представляет часть механизма действия права, которая характеризует государственно-правовое воздействие права, посредством формирования определенного юридического инструментария (правового режима), на деятельность его адресатов.

Юридическая деятельность является составной частью действия права, выражает «субъек-тивно-деятельностный» аспект его функционирования, поскольку отражает правомерную деятельность граждан, органов государственной власти и иных субъектов права, направленную на сохранение, воспроизводство либо совершенствование юридического механизма правового регулирования, в том числе его компонентов: механизмов правового регулирования, правореализационного процесса и государственного принуждения5. В этом плане акцентируется внимание на конкретных действиях субъектов права, которые своим практическим поведением порождают определенные, юридически значимые результаты.

Главная особенность юридической деятельности состоит в том, что она: во-первых, является осознанной и целенаправленной и, поэтому ее осуществляют только уполномоченные государственные органы и их должностные лица, а также дееспособные граждане и их организации, которые могут, например, осуществлять влияние на правотворческий процесс и т. п.; во-вторых, в отличие от правового поведения имеет ярко выраженный публично-правовой, официальный характер и часто оформляется в тех или иных актах-документах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных)6.

К субъектам данной деятельности относят компетентные государственные органы и их должностных лиц, а также граждан и их организаций. Поэтому принято выделять:

а) собственно юридическую деятельность государства, выраженную в правотворческой, информационной, правоприменительной, правоохранительной видах деятельности, а также деятельность в сфере социально-правого контроля. Юридическая деятельность граждан в данных сферах правовой активности государственных органов и должностных лиц подчинена волевым решениям органов государства и согласуется с ними. В этом измерении, как отмечает профессор В.М. Серых, деятельность граждан и различных институтов гражданского общества, лишенная собственных целей, выступает скорее объектом, чем субъектом юридической деятельности государства и не образует ее отдельного, относительно самостоятельного вида 7;

1 Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. Л., 1987. С. 61.

2 Сазонов Б.И. Социальные, организационные и правовые основы механизма действия права // Государства и право. 1993.

№ 1.С. 25.

3 Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб., 2001. С. 448.

4 Гойман В.И. Указ. раб. С. 56-57.

5 Социология права / под ред. проф. В.М. Серых. М. 2002. С. 180.

6 Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие. Структура, ценность. Саратов, 1989.

7 Социология права / под ред. проф. В.М. Серых. С. 188.

б) юридическая деятельность граждан и институтов гражданского общества представляется относительно самостоятельным видом только на стадии реализации норм частного права. Именно здесь граждане и их организации выступают в качестве самостоятельных и действенных субъектов, а государственные органы и должностные лица, наоборот, лишены здесь ведущей роли и осуществляют, как правило, функции социально-правового контроля, надзора за законностью в юридический деятельности граждан и общественных институтов.

Л.В. Тарасенко

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Проблема сельской школы на протяжении всей истории отечественного образования была и остается одной из центральных. Это было очевидно в эпоху, когда Россия была страной доинду-стриальной, аграрной. С вступлением в индустриальную стадию вопрос о сельской школе оказался вписанным в более широкий социальный контекст - проблему исторической судьбы деревни, крестьянства в целом. Не менее, а, пожалуй, еще более остро встает эта проблема на современном этапе развития российского общества - этапе, который вполне можно обозначить как период вхождения в постиндустриальное, информационное общество. Сегодня, когда основными факторами, определяющими стабильность, успешность, конкурентоспособность и процветание любого государства, становятся знания, информация, когда глобализационные процессы захватывают все сферы жизнедеятельности общества, размывая границы социокультурной, этнической, национальной специфики, проблема сохранения национального самосознания, культурной идентичности, исторических традиций - это общенациональная проблема, связанная с вопросами безопасности и судьбой государства.

Возникает вопрос, каковы в этой ситуации функции сельской школы? Ответ на этот вопрос кроется в специфическом характере самого феномена сельской школы.

Начнем с того, что по данным Министерства образования РФ, в образовательном пространстве России сельские школы составляют 69 % от числа всех школ страны. В них обучается более 30 % российских детей, а преподает 41 % учителей России.

Сельская школа - это не просто образовательное учреждение, это - центральная составляющая самого российского уклада жизни, духовный центр окружающего социального пространства, обеспечивающий сохранение и трансляцию культуры, исторических традиций народа. Она является мощным фактором развития всего деревенского социума. В отличие от города главным фактором в образовании и сохранении сельского населенного пункта является не наличие в нем конкретного предприятия и даже не количество рабочих мест, а, прежде всего, наличие в нем школы. В практике известны многие случаи, когда сохранение школы обеспечивало спасение угасающей жизни деревни. И наоборот. Недаром в народе говорят: «Село без школы - всё равно, что церковь без креста». Есть хорошая школа - будет хорошее село, а значит, будет регион, будет страна, будет российское общество. Поэтому без преувеличения можно говорить о том, что сельские школы составляют важный стратегический резерв государства.

Сегодня нередко можно услышать возражения по поводу экономической целесообразности сохранения тех или иных сельских школ, в особенности, когда речь заходит о, так называемых, малокомплектных школах. Упреки слышны и в адрес качества образовательных услуг, плохой оснащенности педагогическими кадрами, слаборазвитой социальной инфраструктуры, изолированности и т. д. Очевидно, что сельская школа сегодня сталкивается с массой проблем (как и система российского образования в целом). Но сокращение числа «нерентабельных» школ никоим образом не поможет решить эти проблемы. Тогда как закрытие школ порождает такие негативные последствия как: рост безработицы, миграция, старение населения, снижение уровня культуры, снижение социально-экономического уровня села в целом, размывание и в конечном итоге разрыв социальных связей, как на уровне семьи, так и на уровне местного сообщества. А если учесть, что,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.