Научная статья на тему 'Нравственные ориентиры в системе межкультурных коммуникаций'

Нравственные ориентиры в системе межкультурных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
292
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственные ориентиры в системе межкультурных коммуникаций»

А. В. Иванова

Нравственные ориентиры в системе межкультурных коммуникаций

Темп развития современной цивилизации столь быстр, что прошлый опыт устаревает весьма быстро (префигуративная культура). Новая культура ориентируется на будущее, на молодое поколение. Опыт старших поколений мало соответствует требованиям времени. Поэтому состояние молодежной субкультуры, насыщение ее духовным содержанием, ценностным основанием становится актуальной проблемой современности. Это означает, что «из исторического пласта культуры прошлых поколений мы должны взять только то, что актуально сегодня и завтра, и будет обеспечивать не столько культуросохранение, сколько культуросозида-ние в новых поколениях»489. Культура являет собой некоторую целостность, которая включает в себя оптимальное наличие свойств и качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой.

Можно вспомнить, в чем заключается специфика развития культуры для личности. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует ее к деятельности. Тем самым, культура задает социально-гуманистическую программу и направляет личность на тот или иной вид деятельности. Следовательно, когда личность осваивают культуру, она осваивает, прежде всего, творческую деятельность. Как отмечал М. С. Каган, из трех форм духовной предметности (знания, ценности и проекта), в пространстве образования и воспитания личности имеют место лишь знания. Знания, ценности и проект включены в деятельность человека и создают особые отрасли духовной культуры - аксиологию, гносеологию и праксеологию. Все эти отрасли отражаются в механизме «аккультурации» человека и «организации индивидуальной траектории развития личности».

Таким образом, мы можем выявить онтологическое качество культуры, которое заключается в проективности (незапрограммированности культурно-исторического процесса). Этот механизм превращает интеллектуальный и нравственный потенциал человека в основополагающий фактор саморазвития личности.

Под культурой в данном контексте мы будем понимать все проявления человеческой субъективности, свойства и качества, определяющие

489 Черникова В. Е., Волова Л. А. Межкультурная коммуникация в поликуль-турном пространстве: осн. черты и особенности. Пятигорск, 2005. С. 209.

меру культурного развития общества, культурно-исторической эпохи в антропологическом измерении: уровень образованности, свободы, нравственности, духовности людей, толерантности и т. д. Все эти аспекты становятся весьма актуальными, особенно в условиях межкультурных и межличностных отношений в XXI веке. «Новые принципы социальных отношений, основанные на конкуренции, индивидуализме, экономической рациональности, заставляют видеть в представителе другой культуры в первую очередь соперника. К сожалению, произошло резкое снижение уровня восприятия межкультурных различий»490. Одним из наиболее эффективных путей реализации межкультурного взаимодействия, на наш взгляд, является «погружение в культуру», «диалог культур». Этому может способствовать такая организация воспитательной деятельности, которая позволяет оказаться в атмосфере иной культуры, постепенно «вжиться» в эпоху, установить связь с современной культурой.

В культуру входит поведение, усваимое в результате научения и передаваемое индивидами из поколения в поколение. Наиважнейшим посредником в этой передаче служит язык. Как установил Кинзи в своих исследованиях, «если бы индивид не овладел этим методом коммуникации, ему, по всей вероятности, пришлось бы все еще осваивать зачатки культуры». Культура - это кратчайший путь освоения жизненного опыта. В процессе «воспитания-научения» индивид усваивает поведение, которое он получает как часть своего культурного наследия (опыт, накопленный в прошлые века). В результате такого взаимодействия складывается базовая модель личности.

Известный отечественный философ Г. С. Батищев обращает внимание еще на одну грань культуры личности (культура общения), на более глубокую способность личности действовать в рамках особого поля культуры - «культуры глубинного общения», которая позволяет увидеть многомерность культурного пространства.

Очевидно, что отношения человека с объектами и субъектами социокультурной среды складываются в зависимости от принятой в этой среде системы ценностей. Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, А. Швейцер считали ценности стержнем и основополагающим элементом культуры. Современными отечественными учеными, ценности рассматриваются как «обобщенные представления людей о целях и нормах поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры определенного этноса и всего человечества»491. «В современ-

490 Иконникова Н. К. Механизмы межкультурного восприятия // Социол. ис-след. 1995. № 11. С. 27.

491 Вохрышева М. Г. Современные стратегии культурологического образования. Самара, 2001. С. 176.

ном мире, формирующем единое информационное и коммуникационное пространство, актуализируется потребность в общении и компромиссе, возрастают культурные контакты, важнейшей проблемой становится преодоление негативных сторон этноцентризма. Диалог невозможен без

492 г-.

толерантного отношения к ценностям другой культуры» . Этому спо-

собствует структурное сходство культур, включающее определенный набор так называемых культурных универсалий. Но каждая культура имеет свой «код», который предстоит расшифровать субъектам коммуникационного действия. Под влиянием различных культур может происходить переориентация взглядов на те или иные культурные ценности.

Духовная культура человека - это его становление как личности. Обладание богатой духовной культурой означает для человека и народа возрастание степени свободы. Культура способствует освобождению человека от монотонной необходимости жить инстинктивной жизнью, а, следовательно, развивать свою индивидуальность. Главное в культуре -это духовность. Поэтому необходим возврат к своей собственной идентичности, национальной культуре. Лишь через свою, национальную культуру можно войти в другие культуры. Духовное общение вызывает доверие, уважение друг к другу. Очень хорошо об этом сказал Д. С. Лихачев: чем больше овладевает человеческое сознание другими культурами, тем оно гибче и тем оно действеннее. А классическое наследие - это тот нравственный ориентир, который всегда поможет человеку, особенно молодому, разобраться что хорошо, что дурно.

Мы считаем, что поликультурное образование, повышение уровня культурной компетентности и воспитание молодежи как процесс приобщения к родной и мировой культурам, должно осуществляться на основе разнообразных нравственных ценностей, которые сформировались в ходе развития человечества. Это и представления о красоте, добре, истине, любви, имеющие общечеловеческую значимость во все времена.

Установка на развитие личности посредством постижения культур в исторических средах, развертывание диалога вокруг ключевых проблем их воспроизводства и взаимодействия позволяют осознать, что культура имеет многообразные проявления во времени и пространстве и помогает определить место и назначение человека в современном мире. Здесь особое значение имеют идеи М. М. Бахтина и его последователей о человеке как «уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с дру-

492 Сорокина В. Н. Культурные контакты в современном мире // Русская история и русский характер: материалы междунар. конференции, посвящ. 90-летию Л. Н. Гумилева. СПб., 2002. С. 116.

гими личностями - культурами, творящем себя в процессе такого взаи-

493

модействия и воздействующем на других» .

Как считают Н. В. Бордовская и А. А. Реан, поликультурное воспитание включает в себя овладение культурными, духовно-нравственными, идеологическими и жизненными ценностями, которые учитывают интересы различных этнических сообществ, предусматривающими адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, «... ориентацию на диалог культур, отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и на-

494

родов» .

Культурные исследования, которые велись на протяжении нескольких десятков лет, принято считать сориентированными на уникальности, индивидуальности в каждой культуре. В последние годы в рамках такого рода исследований много сделано для изучения культурных явлений, контактов и взаимодействий, проанализированы различные аспекты мультикультурной среды и процесс адаптации человека к чужеродным условиям. Такое культурное развитие приобретает плюралистический характер. Плюрализм приобретает новые векторы - свобода, демократизм, стабильность и интерес, динамизм коммуникации в рамках социокультурного взаимодействия. Например, Питер Бергер495 обращает внимание на то, что современный процесс межкультурных коммуникаций сопровождается процессом гетерогенности современной цивилизации, с одной стороны, и поликультурностью отдельных обществ, с другой. Одним из символов современности становится признание различий в культурах. Таким образом, поликультурное общество в рамках гетерогенного мира весьма интенсивно развивает коммуникацию. Это сопровождается такими процессами как миграция, адаптации, пересечение границ, политическими, культурными взаимодействиями. Активный потенциал адаптации свойственен, например, для арабо-мусульманской культуры. Так в Англии, во Франции сотни европейцев стали в течение последних десятилетий приверженцами ценностей ислама, буддийской культуры и т. д., а представители восточных культур нашли свою «вторую Родину» в Европе и Америке и вполне комфортно себя ощущают в данной культурной среде. Следует также указать и на то, что незападные общества активно приспосабливают своих граждан к западной рациональной, плюралистической культуре через сеть институциональных структур. При этом за-

493 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 332.

494 Бордовская Н. В., Реан А. А. Поликультурное воспитание: теорет. аспект. М., 2001. С. 48.

495 Many globalizations: cultural diversity in the contemporary world / ed. by P. L. Berger and S. P. Huntington. Oxford; New York: Oxford Univ. Press, 2002.

падная цивилизация позволяет и даже способствует овладению своими технокоммуникационными возможностями гражданами разных стран и культур. Постепенно формируется единое коммуникативное и информационное пространство между странами и регионами в различных сферах жизнедеятельности людей.

Культура - это интегратор в полиэтническом обществе, в формировании культуры межнационального общения. Низкий уровень культуры человека, этничности может и кое-где оставляет после себя экологические катастрофы, что сказывается на социальной стабильности народа, на гуманизации этнополитических процессов, проявляющихся, в том числе, и в напряженности межэтнических, межнациональных отношений. Это сказывается на толерантном отношении к другим культурам. Однако, по мнению некоторых исследователей (Л. К. Круглова), именно культура может стать и причиной конфликтов между группами. Многие международные конфликты происходят из-за столкновения различных культур. Модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями - к объединению и разъединению. Лишь высокий уровень духовной культуры, духовность человека, народа может сохранить человеческую цивилизацию.

Как писал М. М. Бахтин, только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самосознания, так как при диалогической встрече двух культур, каждая сохраняет свое единство и своеобразие, при этом, обогащая другую культуру. Своеобразие и неповторимость культуры отражено во вкусах людей, в их предпочтениях и отношениях, в стиле жизни, мировоззрении и ценностях. И в этом проявляется эволюция нравственных ориентиров каждого народа.

В поисках ответа на вопрос, в какой степени нравственная система общества влияет на процесс его развития в различные этапы истории, многие ученые анализируют причины и проявления нравственнокультурного кризиса во многих странах. «Приоритет политики и экономики при недооценке роли культурного элемента, привитие чужеродных элементов культуры и нравственности на неподготовленную почву на фоне разрушения собственной нравственно-культурной традиции, этическая неподготовленность к преобразованиям, низкий уровень нравственной культуры - все эти аспекты являются причиной нравственного поражения культуры, источником бед современного общества, когда деморализация индивида обществом идет полным ходом»496.

Одной из таких проблем является экологическая проблема. Сейчас мы находимся в условиях нарастающего экологического кризиса. Существуют различные точки зрения на проблему разрешения экологического

496 Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 64.

кризиса современности. Выводы представителей «Римского клуба» демонстрируют пессимистические прогнозы относительно разрешения этого кризиса. Другие, напротив, считают, что кризис в определенном смысле является «Вызовом» (пользуясь терминологией А. Дж. Тойнби), на который общество должно дать «Ответ». Так, Э. А. Араб-Оглы убежден в том, что «вообще кризисы в развитии общества представляют собой закономерное явление, причем позитивное по своей социальной природе, а не негативное по своим последствиям»497. Таким образом, автор настаивает на том, что экологический кризис является не преградой для развития общества, а наоборот, «стимулом научно-технического и социальноэкономического развития общества». Экологический кризис современной цивилизации общепринято воспринимать как «глобальный процесс необратимого исчерпывания природных ресурсов и возрастающего загрязнения окружающей человека среды обитания». Этот процесс может быть изложен более подробно, включая исчезновение многих видов животных и растений, помещенных в красную книгу, образование озоновых «дыр», глобальное потепление климата и т. п.

Необходимо правильно определить, что собой представляют природные ресурсы, необходимые для развития цивилизации. Обычно при их определении имеют в виду последовательное перечисление воды, воздуха, источников энергии, почвы и т. д. Это перечисление можно продолжить до бесконечности. Речь идет о вещественных ресурсах. Но наряду с таким определением правомерно также функциональное определение природных ресурсов с точки зрения возможности удовлетворения ими различных потребностей общества. Это определение особенно важно потому, что одни и те же потребности могут быть очень часто удовлетворены различными материалами и даже разными способами. В то же время на протяжении истории одни и те же материалы могли преимущественно удовлетворять разные потребности.

Главным и наиболее ценным природным ресурсом в распоряжении общества является человеческий интеллект, его способность к научным открытиям и техническим изобретениям, способность к восприятию и использованию нового знания в своей экономической и социальной деятельности. «Истощение или даже просто ограниченность естественных возобновляемых и невозобновляемых ресурсов представляло бы угрозу для дальнейшего развития цивилизации только в том случае, если бы были ограничены и исчерпаемы возможности человеческого интеллекта». Одним из механизмов разрешения кризисов (в том числе и глобальных), а также межкультурных конфликтов является нравственная культура. Та-

497 Воспоминания об Араб-Оглы Эдварде Артуровиче: он был частью нашей эпохи. / под ред. Л. Н. Москвичева. М.: РАГС, 2003. С. 32.

ким образом, не только межкультурные коммуникации влияют на формирование нравственных ориентиров, но и нравственная культура сама является активным компонентом их реализации.

Следующий аспект, который необходимо упомянуть, анализируя эволюцию нравственных приоритетов общества в системе межкультур-ных коммуникаций - это развитие средств массовой информации в условиях современного коммуникативного пространства. Во второй половине XX века сфера масс-медия приобрела ряд черт, которые неоднозначно воспринимаются различными слоями общества. В результате, правительства и общественные организации вынуждены заниматься разработкой политики в области коммуникации. Проведению реформ в этой области способствуют такие факторы, как: рост влияния Интернета и телевидения на общество, вытесняющие другие социальные институты; концентрация собственности в области масс-медиа, которая несет угрозу соблюдению прав человека на свободное выражение мнений и получению достоверной информации; увеличение мультимедийных операций транснационального характера, которые могут разрушить культурные национальные достояния и политическую независимость. «Мы являемся свидетелями того, как все сферы жизни испытывают на себе в той или иной степени влияние новых технологий, что неизбежно приводит к качественным переменам не только материальной сферы окружающей действительности, но и оказывает воздействие на сознание, жизненные ценности и приори-

498

теты людей» .

Так, например, академик Н. Н. Моисеев справедливо связывал информационное общество «не только с электронной и компьютерной инженерией, которая есть лишь одна из его предпосылок», а с «качественно новым этапом развития цивилизации». По мнению ученого, информатизация общества приводит к появлению «новой культуры, меняющей постепенно весь облик не только производственной, но и духовной жизни человека»499. Не вызывает сомнения, что благоприятный результат процесса информатизации общества может быть достигнут при максимальной степени реализации гуманистических принципов и идеалов. Таким образом, будущее информационное состояние общества должно обеспечить как улучшение качества и уровня жизни людей, так и дальнейшее устойчивое, безопасное во всех отношениях и смыслах развитие цивилизации.

498 Мастеница Е. Н. Культурное наследие и личность в информационном обществе // Динамика нравственных приоритетов человека в процессе его эволюции: материалы XIX междунар. науч. конференции, Санкт-Петербург, 15-16 мая 2006 г. СПб., 2006. Ч. 2. С. 279.

499 Моисеев Н. Н. Информационное общество: возможности и реальность // Полис. 1993. № 3. С. 7.

В данной статье мы попытались показать значение нравственных приоритетов личности в разрешении противоречий современной цивилизации, в том числе и глобальных проблем современности. Так, термины «экология человека» (Л. Е. Хикл), «экология культуры» (Д. С. Лихачев), «экологизация культуры», «экологическая культура» (Э. Ф. Гирусов, О. Ф. Титова500) и др. отражают поиски нравственного стержня преодоления экологического кризиса, тревогу за судьбы человечества в условиях непредсказуемых и непродуманных последствий технизации в современном техноцентристском обществе. «Экологическая культура», таким образом, представляет собой более высокую и развитую форму гуманизма, поскольку включает в себя задачу не только поддержания и сохранения жизни людей, но и других форм жизни. Можно сказать, что экологическая культура - это явление высшей формы гуманизма в современных условиях, от которой зависит будущее человечества. Мы понимаем под экологической культурой новое состояние социума, которое обеспечивает сохранение человечества на планете. И здесь, впервые культура становится способом предотвращения гибели цивилизации. Формирование у людей экологической культуры следует рассматривать как важнейший способ преодоления такого рода проблем, и для выполнения этой задачи не существует более эффективного средства, чем хорошо поставленные экологическое воспитание, просвещение и образование. Нравственная культура должна выступать как некая общность условий человеческого существования, корни которой кроются во «всеобщности человека», толерантном отношении к проявлениям другой культуры и разумного разрешения конфликтов в ситуации контраста культур.

А. С. Мухин

Архитектура Востока в средневековом искусстве Европы

Античный мир был миром Востока и Запада. Бинарной оппозиции не существовало в силу единства эллинистической культуры Средиземноморского региона и обозримости пространств на картах античных географов в границах Римской империи. С ее падением Запад и Восток оказались разобщены. Крупные города лежали в руинах, связь между ними стала эфемерной, путешествия превратились в подвиг. В условиях, когда

500 Гирусов Э. В., Титова О. Ф. Экологическое образование в контексте культуры // Филос. науки. 2006. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.