Научная статья на тему 'Нравственно-ценностный кризис и коммуникация в современном информационном обществе'

Нравственно-ценностный кризис и коммуникация в современном информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
695
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННОСТЬ / НЕНАСИЛИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КРИЗИС / КОММУНИКАЦИЯ / "ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ" / "ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ" / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пряхина Анна Валентиновна, Пряхин Николай Геннадьевич

Развитие современной техногенной, информационной цивилизации динамично и появившиеся трансформации затрагивают прежде всего социокультурное пространство. Подобные трансформации неизбежно влекут к нравственно-ценностному, духовному, экологическому, коммуникационному кризисам. Таким образом, на наш взгляд в современном обществе актуализируется потребность наполнения молодежной субкультуры духовным, ненасильственным содержанием и соответствующим нравственно-ценностным основанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственно-ценностный кризис и коммуникация в современном информационном обществе»

УДК 316.77

А. В. Пряхина

Санкт-Петербургский государственный экономическийуниеерситет,

Санкт-Петербург

Н. Г. Пряхин

Санкт-Петербургскийуниеерситет технологийупраеления и экономики,

Санкт-Петербург

НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫЙ КРИЗИС И КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Развитие современной техногенной, информационной цивилизации динамично и появившиеся трансформации затрагивают прежде всего социокультурное пространство. Подобные трансформации неизбежно влекут к нравственно-ценностному, духовному, экологическому, коммуникационному кризисам. Таким образом, на наш взгляд в современном обществе актуализируется потребность наполнения молодежной субкультуры духовным, ненасильственным содержанием и соответствующим нравственно-ценностным основанием.

Ключевые слова: ценность, культура, нравственность, ненасилие, информационное общество, кризис, коммуникация, «Десять заповедей человечности», «Экология культуры», образование.

Современная информационная цивилизации развивается настолько динамично, что накопленный опыт быстро устаревает. Новая цифровая культура устремлена в будущее и ориентирована на молодое поколение. Опыту старших поколений редко удается соответствовать особенностям «нового» времени. Такие трансформации в социокультурном пространстве приводят к ценностному кризису. В современном обществе актуализируется потребность наполнения молодежной субкультуры нравственно-ценностным содержанием и основанием. Культурное пространство обладает целостностью, которое обладает оптимальным качеством свойств, способствующих адекватной ориентации личности в социокультурном пространстве, позволяющих каждому субъекту коммуникации развиваться в гармоничном, ненасильственном (Феномен «ненасилие» понимается как «этический, культурологический и социально-философский «принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия») [1] диалоге с общечеловеческой культурой. Культура формирует и создает некий социально-гуманистический модус (программу) и тем самым ориентирует, мотивирует личность на тот или иной вид деятельности [2].

М. С. Каган утверждал, что из трех форм духовной предметности (знания, ценности и проект), в сферах образования и воспитания личности значимы только знания. Именно знание, ценность и проект - включены в коммуникативную практику человека, создают особенные области духовной культуры - аксиологию, гносеологию и праксеологию. Данные области отражаются в механизме «аккультурации» человека и «организации индивидуальной траектории развития личности».

Культура опирается на нравственно-ценностные традиции, традиционную преемственность многих поколений. Стабильное развитие современного информационного общества зависит, во многом, зависит от его культурного потенциала.

Социальный нравственно-ценностный кризис в России вызван не только последствиями развивающейся борьбы против национальных обычаев, традиций и религии в советские годы, но и вытеснением из содержательной сферы культуры феноменов патриотизма, духовности, ненасилия, которое происходило в нашей стране, в 90-х годах XX в. Таким образом разрушились выработанные в течении длительного времени механизмы передачи культурного наследия от поколения к поколению.

Культура обладает удивительной способностью пронизывать как весь спектр моделей и механизмов устройства социума в целом, так и с жизнью человека, его коммуникацией с окружающим миром, способами самоидентификации и самовыражения в этом мире. Естественно,

что отношения человека с субъектами и объектами социокультурной коммуникативной среды возникают и развиваются в зависимости от принятой в этой среде ценностных ориентиров. А. Швейцер, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев, утверждали, что понятие «ценность» - духовный стержень и основополагающий элемент культуры. Современные российские ученые, рассматривают ценности как «обобщенные представления людей о целях и нормах поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры определенного этноса и всегочеловечества» [3. С. 176].

В современном цифровом обществе, формирующем и развивающим единое информационно-коммуникационное пространство, актуализируется потребность в общении и компромиссе, возрастают культурные контакты, важнейшей проблемой становится преодоление негативных сторон этноцентризма и нравственно-ценностного кризиса. Диалог невозможен без именно нравственного отношения к иной культуре. Этому способствует структурное схожесть культур, включающее культурные нравственные универсалии. Каждая культура содержит свой особый индивидуальный «код», который необходимо дешифровать субъектам коммуникационного действия. В результате влияния различных культур может происходить переориентация отношения на те или иные нравственно-культурные ценности. В данном контексте особо значимы заповеди человечности Д. С. Лихачева, которые могут являться нравственно-ценностным стержнем коммуникации не только по отношению к своей, ноик другой культуре.

«Десять заповедей человечности

1. Не убий и не начинай войны.

2. Не помысли народ свой врагом других народов.

3. Не укради и не присваивай труда брата своего.

4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти.

5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

7. Чти природу как матерь свою и помощницу.

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

Ю.Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным» [4]

Духовная культура человека - это понятие включающее результат социализации человека. Владение глубокой духовной культурой предполагает для представителей культуры увеличение степени свободы. Можно констатировать, что культура освобождает индивида от рутинной, однообразной необходимости ограничения инстинктивной жизнью, а, значит, способствует развитию своей индивидуальности. Основополагающим компонентом культуры является духовность. Следовательно, необходима обращенность к собственной культурной идентичности, национальной культуре. Ориентируясь в своей национальной культуре, можно осваивать другие культуры. Культура глубинного, духовного общения способствует открытому диалогу, доверию, уважению друг к другу. Очень хорошо об этом сказал Д. С. Лихачев: «чем больше овладевает человеческое сознание другими культурами, тем оно гибче и тем оно действеннее. А классическое наследие - это тот нравственный ориентир, который всегда поможет человеку, особенно молодому, разобраться что хорошо, что дурно».

Следовательно, в процессе создания нового типа культуры необходимо выстроить такую стратегию, которая будет направлена на создание индивидуальных, поведенческих, ценностных приоритетов того или иного общества, соответствующим как культурно-историческим традициям этносов, так и стандартам цивилизационного развития в пространстве XXI века. Таким образом, стратегическим направлением коммуникации должно стать взаимопонимание представителей культуры, толерантность и принципы ненасилия относительно к индивидуальным особенностям каждой культуры в отдельности (этот процесс сопровождается совершенствованием поликультурной, коммуникативной компетентностью современного субъекта коммуникации). Необходимыми приоритетами развития современного информационного общества и культуры остаются духовность, коммуникативная компетентность и личностное совершенствование субъекта коммуникации, которые помогут преодолеть трудности в разрешении нравственно-ценностного кризиса.

Духовная база всех общечеловеческих ценностей состоит из культурных, религиозных и национальных традиций. Данные традиции, несмотря на различия сформировали множество схо-

жих по форме и содержанию ценностей у разных народов, вне независимости от времени и пространства. «Не секрет, что на возраст, пол, религиозность и т.д. обращают большое внимание в любой культуре, особенно в восточных. Поведение определяется принадлежностью к этим группам и, следовательно, социальными функциями и ролями, в которых реализуется психологический и физиологический потенциал человека - темперамент, характер, выносливость» [5. С. 27]. Следовательно, важны, во-первых, личностные ценности, которые выходят за рамки групповых признаков; во-вторых, ценности, определяющие принадлежность к конкретной группе и создающие оригинальные культуры и мировоззрение. Именно поэтому, ненасилие [6] как ценность, может быть определено другими нравственно-этическими понятиями и категориями национальных культур.

Важнейшим и наиболее значимым ресурсом, находящимся в распоряжении информационного общества, является интеллект человека, способность человека к научным открытиям и техническим изобретениям, способность личности к восприятию и практическому использованию нового знания в экономической и социальной деятельности. «Истощение или даже просто ограниченность естественных возобновляемых и не возобновляемых ресурсов представляло бы угрозу для дальнейшего развития цивилизации только в том случае, если бы были ограничены и исчерпае-мы возможности человеческого интеллекта» [7. С. 34]. Одним из механизмов разрешения нравственно-ценностных кризисов (в том числе и глобальных), а также межкультурных конфликтов является ненасильственная культура и этика. Таким образом, не только межкультурные коммуникации влияют на формирование духовных ментальных ориентиров, но и они, в свою очередь, - активный компонент реализации межкультурных коммуникаций.

Нравственная культура должна выступать как некая общность условий современного информационного общества, корни которой кроются во «всеобщности человека», ненасильственном отношении к проявлениям другой культуры и разумного разрешения международных ценностных конфликтов.

Новый тип социального действия все больше нуждается в своих культурных составных частях, должен подчиняться правилам и законам культурной коммуникации. Поэтапно, межкультурные коммуникации становятся частью современной информационной цивилизации, а, следовательно, входят и в пространство глобальных проблем человечества. Однако так же актуальным становится и то, как это новое коммуникативное пространство отразится на нравственных, ненасильственных приоритетах общества. Необходимо выявить такое направление культуры, которое будет ориентировано на формирование определенных, индивидуальных ценностных и поведенческих приоритетов того или иного общества. Они должны отвечать как культурно-историческим традициям народов, так и высоким требованиям цивилизационного развития в XXI веке. Поэтому основной целью нового поликультурного информационного общества должно стать взаимопонимание носителей культуры и толерантность по отношению к индивидуальным чертам каждой культуры в отдельности. Информационное пространство современной культуры должно способствовать возрастанию духовности, ненасилия, культуротворчества и личностного роста. Это поможет преодолеть нравственно-ценностные трудности в трансформации коммуникативного поля.

Сфера образования, которую мы считаем необходимо упомянуть в контексте коммуникативной динамики современной культуры, также претерпевает ряд изменений неоднозначного характера [8]. Современные российские школы, вузы последовательно трансформируются, несмотря на возникающие нравственно-ценностные противоречия. В то же самое время система образования обладает способностями приспосабливаться и саморазвиваться, до тех пор, пока не уничтожен ее потенциал. Для улучшения образования, государству необходимо создать такую социальную политику, которая позволит сохранить комфортные условия в данной сфере.

Решение проблем адаптации, сохранения идентичности и гармоничного развития человека видится в организации системы образования, формирующей целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежат как рациональное/иррациональное мировосприятие. Как отметил академик Б. В. Раушенбах, «искусство не противоречит науке, а дополняет человеческое восприятие мира», что целостное мировосприятие возможно дополняющими друг друга «мыслью (основываясь на рациональном мышлении) и сердцем (опираясь наобразные предчувствия)» [9. С. 44].

Особый и неповторимый статус образованию предает еще один немаловажный аспект, а именно наполненность нравственным, культурным, моральным, ненасильственным, социальным со-

держанием. Это обуславливается тем, что взаимоотношения в сфере образования определяются культурным взаимодействием [10] и преобразованием сознания индивидов, их интересов, ценностей. Поэтому, для сохранения и устойчивого развития национального образования и науки, в современной информационной культуре, с ее динамизмом и стремительно изменяющимися нравственно-ценностными условиями коммуникации, Университет, должен остаться моделью культуры классического типа. Следовательно, образовательная сфера, выступая, как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры и межкультурной коммуникации, также довольно значима в выработках идеалов, целей и ценностей, отвечающие новым, прогрессивным тенденциям современности.

В современном коммуникативном пространстве наметилась тенденция к использованию потенциала музеев, библиотек, архивов не только как хранителей культурного наследия, но и превращению их в информационные, коммуникативные, образовательные центры. Именно такое образование возможно на основе многоплановой коммуникации между человеком и подлинными памятниками культурного наследия, необходимо для преодоления нравственно-ценностного кризиса Известно, что культурное наследие представляет собой совокупность всех культурных достижений человечества и фактически является его «памятью». В силу этого, информация о нем имеет огромное культурное значение для всего мира. На основе этой информации открываются новые возможности для организации образовательного процесса, имеющего целью гармоничное, нравственное развитие человека.

Гуманитарная [11], нравственно-ценностная и ненасильственная культура является обязательными атрибутами значимого информационного социокультурного взаимодействия личности и общества. Как фактор, характеризующий это взаимодействие и его результат одновременно, данная культура определяет кодекс, стиль и нормы межкультурной коммуникации. Д. С. Лихачев так определял данное взаимодействие: «Итак, главная моя мысль состоит в том, что экология есть наука (а не практическая деятельность только), основанная на определенных представлениях о мире как органическом целом. В свое время В. И. Вернадский предложил понятие «ноосфера», имея в виду, что сфера человеческого влияния есть сфера влияния разума (от греч. noos - «разум»), История, однако, демонстрирует в большей степени неразумное и разрушительное влияние человека, чем разумное. Поэтому я предложил более скромный термин - «гомосфера» - сфера влияния и воздействия на окружающий мир человеческой деятельности - как разумной, так и неразумной. Примеры неразумной деятельности по истреблению природы, природных запасов и культурных ценностей не стоит перечислять. Можно даже сказать, что эта деятельность все увеличивается, и если не будут приняты разумные меры, то миру грозит полное уничтожение. Исходя из всего этого, я в свое время предложил осторожный термин для защиты человеческой культуры - экология культуры, встретивший первоначально некоторые возражения, но впоследствии принятый и распространившийся широко в мировой научной и публицистической прессе.

Экология представляет собой взгляд на мир как на дом. Природа - дом, в котором живет человек. Но культура тоже дом для человека, причем дом, создаваемый самим человеком. Сюда входят самые разнообразные явления - материально воплощенные и воплощенные в виде идей и различногородадуховных ценностей» [12. С. 91-92].

Понятие «экология культуры» (Д. С. Лихачев) отражает поиски культурной субстанции преодоления нравственно-ценностного кризиса, тревогу за судьбы человечества в условиях непредсказуемых и непродуманных последствий технизации в современном информационном обществе. Кроме того, подводя итог, можно отметить наличия содержательного значения духовных приоритетов личности в разрешении ценностного кризиса современной цивилизации, в том числе и глобальных проблем современности.

Список литературы

1. Гуссейнов, А. А. Ненасилие [Электронный ресурс] / А. А. Гуссейнов // Институт Философии Российской Академии Наук: официальный сайт. - URL: http://iphras.ru/elib/2038.html.

2. Пряхина, А. В. Межкультурные коммуникации в постиндустриальном обществе: монография [Текст] / А. В. Пряхина, Н. Г. Пряхин. - СПб.: СПбУУиЭ, 2015.- 185 с.

3. Вохрышева, М. Г. Современные стратегии культурологического образования [Текст] / М. Г. Вохрышева - Самара: СГАКИ, 2001,- 222 с.

4. Лихачев, Д. С. Десять заповедей человечности [Электронный ресурс] / Д. С. Лихачев // Лихачев Д. С. Раздумья о России. - URL: http://www.lihachev.rU/pic/site/files/fulltext/razdumiya/l l.pdf.

5. Иконникова, Н. К. Механизмы межкультурного восприятия [Текст] / Н. К. Иконникова II Социологические исследования. 1995. № 11.- С. 26-35.

6. Пряхин, Н. Г. Социальная философия ненасилия: к истории вопроса / Н. Г. Пряхин II Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 1-3 (55). - С. 117-119.

7. Араб-Оглы, Э. А. Обозримое будущее: социальные последствия НТР. Год 2000 [Текст] / Э. А. Араб-Оглы - М.: Мысль. 1986. - 204 с.

8. Пряхин, Н. Г. Педагогика и антропология ненасилия в современном образовательном пространстве [Текст] / А. В. Пряхина, Н. Г. Пряхин II Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и мето-дико-дидактические исследования. - 2014. -№3 (23). - С. 104-112.

9. Раушенбах, Б. В. Пристрастие [Текст] / Б. В. Раушенбах - М.: Аграф. 2002. - 305 с.

10. Семенова, Л. М. Развитие профессионально-проектной и научно-методической культуры будущего магистра: монография [Текст] / Л. М. Семенова, Ю. В. Подповетная О. А. Плотникова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015,- 200 с.

11. Кудрявцева, М. Е. Гуманитарные аспекты информационного равенства субъектов в современном медиапространстве [Текст] / М. Е. Кудрявцева II Информация-Коммуникация-Общество. - СПб.: СПбГЭТУ, 2017. -Т.1.-С. 144-150.

12. Лихачев, Д. С. Экология культуры [Текст] / Д. С. Лихачев II Лихачев Д. С. Русская культура. -М., 2000. - С. 91-101.

MORAL VALUABLE CRISIS AND COMMUNICATION IN THE MODERN

INFORMATION SOCIETY

Pryakhin A. V, St. PetersburgStateEconomic University, St. Petersburg, [email protected]

PryakhinN.G., St. Petersburg UniversityofTechnologyManagementandEconomics,

St. Petersburg, [email protected]

The development of modern technological, informational civilization dynamic and emerging transformation affects primarily socio-cultural space.Such transformation necessitate a morally-valuable, spiritual, environmental, communication crisis. Thus, in our opinion in a modern society need updated content youth subculture spiritual, non-violent content and the corresponding moral and 'value grounds.

Keywords: value, culture, morality, non-violence, information society, crisis, communication, "The Ten Commandments ofHumanity", "Ecology of Culture", education.

References

1. Gusseynov, A. A. Nenasiliye [=Nonviolence], in: Institut Filosofii Rossiyskoy Akademii Nauk: ofitsial'nyy sayt [=Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences: official site], available at: http://iphras.ru/elib/2038.html, accessed 10.02.2017. (In Russ.).

2. Pryakhina, A. V. and Pryakhin, N. G. (2015)Mezhkul 'turnyye kommunikatsii vpostindustrial'nom obshchestve [=Intercultural communications inapost-industrial society], SPb., 185 p. (In Russ.).

3. Vokhrysheva, M. G. (2001) Sovremennyye strategH kul 'turologicheskogo obrazovaniya [=Modern strategies of cultural education], Samara, 222 p. (In Russ.).

4. Likhachev, D. S. Desyat'zapovedey chelovechnosti [=The Ten Commandments ofHumanity], available at: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/razdumiya/ll.pdf, accessed 04.02.2017. (In Russ).

5. Ikonnikova, N. K. (1995) Mekhanizmy mezhkul'turnogo vospriyatiya [=Mechanisms of intercultural perception], in: Sotsiologicheskiye issledovaniya [=Sociological research], Moscow, No. 11, pp. 26-35. (InRuss.).

6. Pryakhin, N. G. (2017) Cotsial'naya filosofiya nenasiliya: к istorii voprosa [=Social philosophy of nonviolence: to the history of the issue], in: Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal ^International Scientific and Research Journal], No. 1-3 (55), pp. 117-119. (In Russ.).

7. Arab-Ogly, E. A. (1986) Obozrimoye budushcheye: sotsial'nyye posledstviya NTR. God 2000 [=The foreseeable future: the social consequences of scientific and technological revolution. Year 2000], Moscow, 204 p. (In Russ.).

8. Pryakhina, A. V. and Pryakhin, N. G. (2014) Pedagogikai antropologiyanenasiliya v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve [=Pedagogy and anthropology of nonviolence in the modern educational space], in: Nauchnyy vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Seriya: Sovremennyye lingvisticheskiye i metodiko-didakticheskiye issledovaniya [=Scientific herald of the Voronezh State Architectural and Construction University. Series: Modern linguistic and methodical-didactic studies], Voronezh, No. 3 (23), pp. 104-112. (In Russ.).

9. Raushenbakh, В. V. (2002) Pristrastiye [=Partisanship], Moscow, 305 p. (In Russ.).

10. Semenova, L. M. (2015) Razvitiyeprofessional'no-proyektnoy i nauchno-metodicheskoy kul'tury budushchego magistra [=Development of professional-project and scientific-methodological culture of the future master's degree], Chelyabinsk, 200 p. (In Russ.).

11. Kudryavtseva, M. Ye. (2017) Gumanitarnyye aspekty informatsionnogo ravenstva sub»yektov v sovremennom mediaprostranstve [=Humanitarian aspects of the information equality of subjects in contemporary media space], in: Informatsiya-Kommunikatsiya-Obshchestvo [=Information-Communication-Society], SPb., Vol. l,pp. 144-150. (InRuss.).

12. Likhachev, D. S. (2000) Ekologiya kul'tury [=The Ecology of Culture], in: Likhachev D. S. Russkaya kul'tura [=Likhachev D. S. Russian Culture], Moscow, pp. 91-101. (In Russ.).

Пряхина Анна Валентиновна - кандидат философских наук, доцент кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург.

[email protected]

Пряхин Николай Геннадьевич, доцент кафедры управления персоналом, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.