Научная статья на тему 'Социокультурный контекст толерантности в аспекте реализации механизмов нового социокультурного пространства'

Социокультурный контекст толерантности в аспекте реализации механизмов нового социокультурного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / TOLERANCE / SOCIO-CULTURAL SPACE / GLOBALIZATION / TOLERANT PERSONALITY / SOCIO-CULTURAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиннатова А.А.

В статье раскрываются научные и методологические позиции автора, определяющие ключевые механизмы формирования толерантности молодежи в условиях нового социокультурного пространства на основе социокультурного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural context of tolerance in the aspect of the implementation mechanisms of the new socio-cultural space

The article reveals the scientific and methodological position of the author, defining the key mechanisms of tolerance of young people in the new socio-cultural space based on the socio-cultural approach

Текст научной работы на тему «Социокультурный контекст толерантности в аспекте реализации механизмов нового социокультурного пространства»

З.Энгельс, Ф. Письмо Д.У.Ламплу / / К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения: в 39 т. - 2-е изд. - Т. 20.- М.: Политиздат. 1961. - 720 с.

4. Маркс, К. Капитал / / К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения: в 39 т. - 2-е изд. - Т. 23. - М.: Политиздат, 1961. - 907 с.

Б.Зеленцова, М.Г. Монистическая парадигма философского понимания мира и человека / М.Г.Зеленцова. -Иваново: Издательство Ивановского госуд. ун-та, - 2001. - 301 с.

6. Туровская, С.В. Жизнь как факт культуры / С.В.Туровская // Биология и культура. - М.: Канон+, 2004. - 528 с.

7.Шрейдер, Ю. Смысл / Ю.Шрейдер // Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2001. - Т. 3. - С. 576-577.

8.Быстрицкий, Е.К. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода) / Е.К. Быстрицкий, М.П.Козловский и др. - Киев: Наукова думка, 1982. - 107 с.

9.Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844г. // К.Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения: в 39 т. - 2-е изд. - Т. 42. - М.: Политиздат, 1970. - 729 с.

10. Туровская, С.В. Жизнь как факт культуры / С.В.Туровская // Биология и культура. - М.: Канон+, 2004. - 528 с.

11. Голосовкер, Я.Э. Логика мира / Я.Э.Голосовкер. - М.: Мысль, 1987. -203 с.

12. Межуев, В.М. Человек как предмет науки / В.М.Межуев//Человек в системе и науке - М.: Наука, 1989. - С. 49-58.

13. Черникова, И. В. Отношения «человек-природа» от античности до современности / И.В.Черникова // Философия и общество. - 1999. - № 3. - С. 132-149.

14. Гирусов, Э.В., Мамедов Н.М. Экологическая культура / Э.В.Гирусов, Н.М.Мамедов // Кузнецова Т.Ф. Культура: Теории и проблемы: учеб. пособие. - М.: Наука, 1993. - С. 239-254.

15. Скрябин, К.И. Моя жизнь в науке / К.И.Скрябин. - М.: Политиздат, 1969. - 463 с.

16. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения: в 39 т. - 2-е изд. - Т. 42. - М.: Политиздат, 1970. - 729 с.

17. Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. - М.: Мысль, 1973. - 380 с.

18. Туровская, С. В. Жизнь как факт культуры / С.В.Туровская // Биология и культура. - М: Канон+, 2004. -528 с. - С. 318-341.

УДК 379.8

ААЗиннатова

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ТОЛЕРАНТНОСТИ В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ НОВОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье раскрываются научные и методологические позиции автора, определяющие ключевые механизмы формирования толерантности молодежи в условиях нового социокультурного пространства на основе социокультурного подхода

Ключевые слова: толерантность, социокультурное пространство, глобализация, толерантная личность, социокультурный процесс.

Azalya A.Zinnatova SOCIO-CULTURAL CONTEXT OF TOLERANCE IN THE ASPECT OF THE IMPLEMENTATION MECHANISMS OF THE NEW SOCIO-CULTURAL SPACE.

The article reveals the scientific and methodological position of the author, defining the key mechanisms of tolerance ofyoung people in the new socio-cultural space based on the socio-cultural approach

Key words: tolerance, socio-cultural space, globalization, tolerant personality, socio-cultural process

Современное культурно-смысловое пространство определяется новыми социально-культурными форматами. В современной теории и практике реализуется менеджмент как управление процессами культуры в условиях рыночной экономики. Он представляется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты социокультурной сферы управляют своей деятельностью путем постановки новых целей и разработки способов их достижения, адекватных современным условиям [1, с.10]. Основным ресурсом, определяющим эффективную деятельность менеджера, является профессионализм как совокупность организационной и деловой культуры, профессиональных и личностных качеств, самой личности и ее составляющих [5, с.12].

Глобализация - процесс объективный, который создает условия для расширения транснационального пространства, сближения и модернизации многих национальных культур. В центре всех преобразований стоит личность, способная к овладению новой информацией, освоению перспективных направлений культуры и науки, экономики и бизнеса. Современная информационная цивилизация расширяет диапазон интеллектуальных, эмоциональных и социальных ресурсов человека, предъявляет новые требования к уровню толерантности и взаимопониманию.

В культурологической плоскости идеология глобализации интенсивно ищет средства минимизации возможных социально-культурных проблем и конфликтов. Этот связано с интеграцией усилий регионов в деле комплексного решения проблем национальной политики.

Сегодня поликультурная направленность современного общества обусловлена экономическим

и культурным многообразием жизни современных людей, разнообразием обычаев, традиций, мировоззренческих идей, вариативностью культурного и социального пространства.

В результате появилась сложная, дифференцированная по видам и формам сфера культурного и толерантного взаимодействия в системе социально-экономических, политических, культурных перемен, происходящих в российском обществе.

Толерантная личность - это личность, для которой характерно стремление и способность к высокому чувству сопричастности к происходящим событиям, а также к сочувствию и взаимопониманию в условиях нетерпимости и агрессии, национализма и шовинизма, чувства нетерпимости к иному. Естественно, в этом кратком определении недостаточно раскрыты все аспекты толерантной личности, те способности и личностные качества, которые она должна демонстрировать. Поиски идеальной модели толерантной личности давно привлекают ученых всего мира:

а) на основе метода психологического анализа;

б) на основе выявления базовых качеств;

в) на основе социокультурного и политического самоопределения личности.

Формирование толерантности имеет свои сложности - психологическая готовность личности к

терпимости связана со спецификой социальной среды, в которой она формируется. Толерантность -это особое отношение к различным народам, но она является признаком цивилизованного общества только на основе особенностей функционирования социальной системы.

Согласно формированию толерантного взаимодействия между людьми, фактор общественного развития способствует изменению политических и конфессиональных направлений развития государства. На этой основе толерантность - это проблема культуры общения, определенные признаки которых содержит процесс, связанный с анализом психологического развития личности.

Методологическая основа формирования толерантности базируется на механизме саморазвития, вспомогательной функцией которой является понимание проблем человеческого существования. Процесс толерантного развития личности тесно связан с формированием духовно-нравственных ценностей. Толерантность, как идейно-ценностный комплекс, включает в себя высшие ценности - добро, справедливость, любовь, терпимость, соучастие.

Сплочение слоев населения на основе развития гражданского общества сегодня складывается на фоне политического, культурного и социального многообразия. Это находит отражение в переменах, имеющих религиозный, национальный, политический и социальный характер. Генерация многообразных социальных проявлений проходит на фоне преодоления нетерпимости, поиска новых подходов к расширению областей применения принципов толерантности, реализации толерантных отношений, изменения в стандартах поведения людей, принятии иного мировоззрения. Кроме этого, толерантность позволяет личности раскрывать для себя новые основы межличностного взаимодействия, отвечающих общечеловеческим ценностям.

Социокультурный контекст толерантности заключается в следующем:

1.Возможность формирования толерантных установок базируется на фундаментальном универсальном принципе. Они сегодня определяются новыми социокультурными ценностями - креативность, конкурентноспособность, мобильность, широта и планетарность мышления и другое.

2. Толерантность является социокультурной основой ненасилия, так как реализует различные предпосылки для выработки новых форм взаимодействия с «другими» людьми - общение в Интернет, межконфессиональные проекты и др.

3. Мультикультурализм обеспечивается стремлением к межкультурному диалогу, который связан с различными формами самовыражения и способами проявлений человеческой индивидуальности.

4. Субъекты и объекты толерантности сегодня меняют своё предметно-практическое поле деятельности, познания и общения.

5. Различия в развитии целых наций и обществ связано с религиозными, политическими, экономическими, нравственными и иными процессами.

6. Толерантность является форматом предупреждения конфронтационных процессов, формирования межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности и др.

Сегодня современное общество базируется на системе перехода к новому типу социальных отношений, в основе которых лежит идеологическое и культурное развитие общества. Альтернативой здесь является переход от высокой информационной системы к активной мультимедийной и техногенной цивилизации, обеспечивающей качественное развитие многих процессов.

Результативной деятельностью в сфере формирования нового социально-культурного мировоззрения является система воспитания толерантности на основе новых стратегий социокультурного

образования и воспитания. XXI век связан с основополагающими принципами человеческого единения в современном мире, с реализацией системы уважения и принятия других культур, с многообразием политических и правовых реформ, влияющих на качество толерантности.

В настоящее время идея толерантности базируется на концепции, имеющей глобальное значение для всего человечества, толерантность - это высшая ценность мира. В качестве основы толерантности выступает межнациональное согласие, межкультурное общение и взаимопонимание.

Все более очевиден тот факт, что толерантность - это сфера сложнейших механизмов взаимодействия между людьми, между странами, которую очень трудно контролировать. Следует особо подчеркнуть, что современная социокультурная ситуация определяется многомерными, социально-культурными многофакторными и многофункциональными процессами, влияющими на систему организации деятельности и общения между людьми.

Процесс формирования толерантности базируется на основных положениях социализации, воспитания и социально-культурного развития человека. Новое социокультурное пространство в этом аспекте представляет единство реализации идей, связанных с интеграцией сложных процессов, определяющих формирование толерантных установок личности.

Современная толерантная личность - это личность, способная на сочувствие, сопереживание, интегрирующее не только отношение личности к происходящим в стране процессам, но и к людям. Такие качества выражают не только терпимость, но и корректное, уважительное и ответственное отношение к другим национальностям.

Проблема формирования толерантности выражается в системном и качественном изменении социально-культурной сферы, позволяющей находиться в постоянном поиске новых идей, форм, средств и методов на основе особого типа положительной рефлексии в отношении каждой из национальных культур.

Устойчивый защитный механизм, связанный с противодействием негативным социальным процессам, работает в том случае, если существенную роль в воспитании молодежи играет добровольный и свободный характер организации ее социально-культурной деятельности.

В рамках данной статьи, хотелось бы отметить, что социокультурный контекст толерантности в аспекте реализации механизмов нового социокультурного пространства - это особый менталитет российского человека, направленный на решение сложнейших проблем современного общества. В обществе назрели объективные и субъективные причины изменения толерантных механизмов решения межнациональных проблем. Это связано с необходимостью обновления содержания формирования толерантности как решающего условия развития у молодежи системы современных социально значимых ценностей и общественных установок.

На уровне государственной политики проблема толерантности обоснована в различных научных концепциях, которые подчеркивают необходимость формирования толерантного сознания личности с позиции согласованности социально-культурных, педагогических, культурологических, социальных и иных форм развития личности.

Комплекс диссертационных исследований, посвященных формированию толерантности, направлен на применение современного педагогического инструментария, обеспечивающего формирование базовых качеств толерантной личности. Однако, до сих пор остаются важными и востребованными практико-ориентированные системы на основе разноуровневых программ и проектов, которые могут быть использованы в работе молодежных досуговых центров, высших и средних учебных заведений, общественными объединениями, культурно-досуговыми учреждениями.

Нормативные документы и распоряжения, посвященные формированию толерантности, «Декларация принципов толерантности», «Всеобщая декларация прав человека» и др. [4-8] призывают к соблюдению условий формирования толерантности современной молодежи, целенаправленному контролю за этим процессом, раскрытию механизмов перехода от интолерантной среды к толерантной. В данных документах обосновано включение каждого участника в систему культурных ценностей, создание внешних и внутренних условий для освоения социокультурного опыта на основе современных тенденций развития общества.

Нестабильность современного общества связано с деятельностью экстремистских организаций, угрозой терроризма, девальвацией ценностей, что влияет на сущность формирования толерантности личности. Данная категория является ценностной, в силу высокой социальной значимости, влияющей на закономерность функционирования многих процессов социальной системы.

Системообразующие принципы формирования толерантности молодежи связаны с социально-культурной, научно-теоретической, социально-педагогической формой работы. В условиях трансфор-

мации российского общества структурные компоненты толерантности изучаются на основе диагностирующих методик. Толерантность в этом аспекте - сложное многомерное явление, структура которой, является интегрированной на основе взаимосвязи построения толерантного пространства и моделирования досуговой деятельности молодежи. С учетом сложившихся закономерностей, сегментами толерантного пространства являются характерные формы толерантных взаимоотношений между участниками, обеспечивающие приобщение к ценностям общественной жизни и культуры. Это отражается на уровне развития личности, ее направленности, степени формирования толерантной позиции.

Сегодня современная социокультурная ситуация определяется созданием толерантной среды, передачи молодому поколению опыта, сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм работы с молодежью, формированием толерантных отношений в поликультурной учебной среде учебного заведения, использованием социально-образовательных технологий. Все это обеспечивается за счет использования информационных технологий, развития толерантной коммуникативности, терпимого коммуникативного поведения и его направленности на развитие коммуникативных навыков в условиях межличностного, межэтнического взаимодействия.

Изучаемые процессы формирования толерантности связаны с культурным потенциалом конкретного региона и обоснованы объективной потребностью современного общества. Характерной чертой современной ситуации является новые культурные измерения человеческой субъективности, где главным является общественная и социальная зрелость людей, культура их социального общения, готовность к общему поиску путей примирения, согласия и мира.

Неблагоприятным фактором является снижение чувствительности к воздействиям негативного социального характера, неумение людей противостоять разного рода жизненным трудностям, утрата психологической адаптации во многих стрессовых ситуациях.

И зарубежные, и отечественные исследования отмечают, что необходимо укреплять систему открытого обмена ценностями, повышать градиент внимания друг к другу, стремиться к солидарности. Большинство авторов, обращающихся к проблеме формирования толерантности, считают, что необходимо осуществлять поиск путей приоритетного пространственно-временного формата развития навыков толерантного поведения в экстремальных ситуациях. В литературе можно найти новые подходы к развитию толерантной ценностной ориентации, культуре ведения диалогов, профессиональной компетенции специалистов, работающих с людьми.

Все это накладывает отпечаток на прямые и косвенные системы развития толерантности, ее потенциале в различных социальных контекстах, особенностей организации межличностных и межгрупповых отношений, в особенностях социального познания.

Д.В.Чернилевский, подчеркивая высокую актуальность формирования толерантности у молодежи, считает, что наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости, является воспитание. По его мнению, воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других [11, с.7-8].

Н.Л.Зиганшина считает, что атмосфера толерантности имеет исключительно важное значение для внутрисемейных отношений, так как в условиях кризиса, когда общество переходит из одного состояния в другое, устойчивое состояние семьи становится приоритетной ценностью для государства, если оно заинтересовано в сохранении внутренней стабильности, национальной безопасности, укреплении своего международного статуса [9, с.85].

Г.Ж. Даутова считает, что «именно педагогика ненасилия, её идеи и принципы проповедуют миролюбие, отрицание насильственных методов решения социальных конфликтов, ненасильственное отношение к природе, ко всему живому, гуманное обращение с другими людьми. Она предполагает использование таких средств воспитания, которые способствовали бы развитию личности учащихся без давления со стороны воспитателей. Ненасилие - идеологический, этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание ценностей всего живого, человека и его жизни, отрицающий принуждение как способ решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов» [3, с.3].

Современный мир - это мир, который имеет высокий уровень сопричастности к событиям общепланетарного и поликультурного масштаба. Сегодня важно понимать других, научиться уважать собственную культуру, быть уверенным в ее ценностном и позитивном значении, ориентироваться в политических событиях, уметь их правильно оценивать.

ЛАГромова считает, что, только зная культуру, историю своего народа, человек может понять и освоить мировую культуру, только тогда человек станет Человеком. Сегодня в Республике Татарстан

принцип толерантности воплощается в уважительном отношении к вероисповеданию, обычаям, традициям и культуре, и искусству разных народов. Это возможно тогда, когда ведущими идеями воспитания толерантной личности являются идеи гуманизации и гуманитаризации образования, всестороннего развития личности молодых, формирования у них духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, творческого и ответственного отношения к жизни [2, с.40-41].

Толерантность характеризуется особенной системой мотивационно-смысловых отношений личности, социабельностью, политическими, конфессиональными и этническими особенностями. Востребованность культуры толерантности очевидна, так как, позволяет решать важнейшие социально-нравственные задачи - развитие особого мировоззрения, развитие альтруистической направленности личности, интеллигентности, высокого уровня эмпатийной чуткости, стремления приносить пользу государству.

Культура толерантности сегодня - это высокая культура поведения, общения и деятельности в разных сферах, высокая значимость социально-ценностных качеств, направленность личности на уважение и доверие.

Таким образом, социокультурный контекст толерантности в аспекте реализации механизмов нового социокультурного пространства определяется новой культурной и конфессиональной парадигмой формирования личности, созданием толерантной среды, определяющей особый тип взаимодействия личности с другими людьми, наличием особых педагогических средств, новыми рефлексивно-оценочными и эмпатическими навыками.

С этих позиций, толерантное поведение связано не только со стабильностью и благополучием современного российского общества, но и с реализацией нового толерантно-ориентированного подхода в социокультурном воспитании на основе целенаправленного формирования совокупности норм морали и общечеловеческих ценностей.

Литература

1. Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: [Текст] Учебное пос.- СПб.: Издательство «Лань», 2010 - 288 с.

2. Громова Л.А. Использование принципа толерантности в преподавании изоискусства [Текст] Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 5. Ред. \ РАВалеевой. - Казань: КГПУ, 2004. - с.40-41

3.Даутова Г.Ж., Валиева Д.Н. Гуманизм и толерантность: путь к гармонии [Текст] Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 7. Ред. \ РАВалеевой. - Казань: КГПУ, 2004. - 3-4 с.

4.Декларация принципов толерантности, утверждённая резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Серия «Международные правовые акты». [Текст] - Ижевск, 2002.

5. Декларация принципов терпимости [Текст] // Париги, 1995. — С. 7-10.

6.Декларация принципов толерантности [Текст] // Бетти Э., Физдон. Толерантность дорога к миру. - М., 2001. - С. 262-263.

7. Декларация принципов толерантности [Текст], М., 1999. - С. 1.

8. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКОот 16 ноября 1995 года [Текст] // Век толерантности: Научно-публицистический вестник М.: МГУ, 2001.

9.Зиганшина Н.Л. Роль семьи в воспитании толерантной личности [Текст] /- Актуальные проблемы педагогики и психологии -Вып.7. -Казань, КГПУ, 2004., - с.84-86

10. Кадырова С.В., Немцева Е.А., Тульчинский Г.Л. Self-management в сфере культуры и искусства: [Текст] Учебное пос. - СПб.: Изд-во «Лань», 2013- 224 с.

11. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века [Текст] - М.: РИО МГТА, 2003. - 269 с.

УДК 378

КБ.Касенова

СИМВОЛИКА ЦВЕТА В КАЗАХСКОМ КОВРОТКАЧЕСТВЕ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье рассматривается символическое и смысловое значение цвета в традиционном казахском ковроткачестве. Доказывается, что на основе изучения характерных особенностей, смысла, значения и применения символического разнообразия цветов, складывалось мировоззрение казахского народа, а его представления об окружающем мире, его эстетический вкус и национальные особенности передавалась из поколения в поколение.

Ключевые слова: культура, символика цвета, казахское ковроткачество, мировоззрение, эстетический вкус, философия цвета, семантика цветообозначений.

Kassenova Kyzdarkul COLOR SYMBOLISM IN THE KAZAKH CARPET WEAVING: HISTORICAL AND CULTURAL ANALYSIS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.