О-В. ПРИХОДЬКО, А.И. БОГДАНОВА. ПРАКТИКИ ПО/1 И КУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРАКТИКИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
THE PRACTICES OF A MULTICULTURAL DIALOGUE AMONG STUDENTS IN THE CONTEXT OF THEIR SUSTAINABLE DEVELOPMENT PROBLEMS
O.B. Приходько, А.И. Богданова
O.V. Prikhodko, A.I. Bogdanova
Поликультурный диалог, устойчивое развитие, диалог культур, глобализация, межкультурная коммуникация, толерантность. Реализация концепции устойчивого развития является важнейшей задачей современности и определяется уровнем образованности общества. В этой связи рассматривается потенциал дисциплин гуманитарного цикла для организации поликультурного диалога в комплексном процессе социализации личности.
Основными характеристиками устойчивого развития на период до 2020 года; определяющими способность страны по достижению необходимого состояния на-циональной безопасности являются «стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которое укрепляется на основе активного участия России в многополярной модели мироустройства» [Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года]. Продуктивность реализации концепции устойчивого развития во многом определяется уровнем образованности членов общества, важными показателями которого являются понимание гражданами происходящих социально-экономических процессов; обладание нормативно-правовыми этическими нормами, характеризующими отношение человека к природе и обществу и реализуемыми в профессиональной и личной деятельности [Урсул, 2015]. Сказанное выше отражает требования к образованию человека для устойчивого развития цивилизации, который на основе по-
Multicultural dialogue, sustainable development, dialogue of cultures, globalization, intercultural communication, tolerance.
The implementation of the concept of sustainable development is the most important task today. It is determined by the level of education of the society. In this regard, the article analyzes the potential of humanitarian disciplines for the organization of a multicultural dialogue in a complex process of the socialization of the individual.
лученного образования должен принимать решения, обеспечивающие охрану природных ресурсов, экологическую безопасность, создание гармоничной человеко-природной среды [Гафу-рова, Осипова, 2013, с. 10]. В исследованиях А.Д. Урсула подчеркивается, что преодоление проблем неустойчивого цивилизационного развития может быть обеспечено человеком, сознание, мышление и деятельность которого способны предвидеть и прогнозировать последствия своей деятельности, реализовывать в случае необходимости превентивные упреждающие действия [Урсул, 2012].
Проецируя проблемы устойчивого развития цивилизации в общепланетарном масштабе на требования к подготовке конкретного человека в названном контексте и понимая многогранность этой проблемы, выделим в ней один аспект, который, с нашей точки зрения, является важным. Речь идет о формировании в образовании человека, способного к диалогическому общению и выстраиваемому на его основе продуктивному взаимодействию в условиях учета по-
<
m
Щ
I %
tí m
о
b х к
w m н u
Рч < ^
о ^ О о ^ h o Q
w
H
S о
Рч
w
0
! X
1 «
«
и w v S
Ь
1-4
<c
ri w с
«
S M
H
и
W PQ
лиэтнических, многоконфессиональных, культурных и культовых различий субъектов взаимодействия. Культура общения как одна из ключевых общекультурных компетенций подразумевает способность организовать особую среду, в которой выпускник вуза должен быть готов к сотрудничеству, владеть диалогичностью мышления, навыками командной работы и делового общения, средствами формирования корпоративной среды, ориентацией на общий результат, способностью к организации и координации [Валюх и др., 2014, с. 55].
Каждый человек есть носитель культуры, ее субъект. В этом случае речь идет не только об этнической, тендерной, профессиональной, социальной, но и собственной, индивидуальной культуре личности. Поэтому любой разговор представляет собой встречу и диалог разных культур. Русский философ М.М. Бахтин считал, что только в диалоге культура приближается к пониманию себя самой, глядя на себя глазами иной культуры и преодолевая тем самым свою односторонность и ограниченность. Не существует изолированных культур - все они живут и развиваются только в диалоге с другими культурами. Диалог культур - основа и важная предпосылка для формирования и укрепления таких ценностей, как толерантность, уважение, взаимопомощь, милосердие [Бахтин, 1986].
Глобализация и глобальные проблемы способствуют диалогу культур. В целом проблемы открытости к диалогу и взаимопониманию в современном мире приобретают глубокий характер. Для взаимопонимания и ведения диалога недостаточно одной доброй воли, необходима кросс-культурная грамотность (понимание культур других народов), которая включает в себя осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на культуру собственного сообщества глазами других народов. Но чтобы понимать язык чужой культуры, человек должен быть открыт к культуре отечественной.
Диалог культур и цивилизаций, являясь неотъемлемой составляющей всемирно-
исторического процесса, в эпоху возрастающей глобализации приобретает особую актуальность и требует особой ответственности на всех уровнях взаимодействия: международном, государственном, негосударственныхструктур, отдельно взятых личностей [Сагатовский, 2001]. Поликультурный диалог представляет собой комплексный разносторонний психолого-педагогический процесс социализации личности, основанный на преемственности культур, традиций и норм поведения, предполагающий учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств. Реализация поликультурного диалога направлена на формирование у субъектов этого процесса уважения к культурному многообразию и его сохранению; поддержку равных прав на образование и воспитание; формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей. В условиях поликультурного диалога преодолевается чувство страха и отчуждения по отношению к другим, формируются навыки независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Поликультурный диалог имеет глубокий нравственный смысл: в его основе лежит формирование уважения к свободе другого и осознание того, что свобода не является вседозволенностью, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
В целом технология поликультурного диалога предполагает в рамках столкновения мнений, позиций, культурных различий проявление гибкой этноцентричной толерантности, проведение переоценки собственных ценностей, приоритетов жизни, внесение коррекции в жизненные планы и собственное поведение, отношение к окружающим [Синягина, Геворкян, 2014, с. 27].
Рассматривая поликультурный диалог в студенческой среде, отметим поликультурность самой среды, характеризующейся наличием культурного многообразия субъектов образовательной среды, носителей двух и более культур. Несмотря на то что каждый субъект как носитель своей культуры, вступая в поликультурное вза-
О.В. ПРИХОДЬКО, А.И. БОГДАНОВА. ПРАКТИКИ ПОЛ И КУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
имодействие, теряет обособленность, ориентация на сохранение культурного многообразия является базовой ценностью поликультурной образовательной среды. Это определяет значимость новых видов деятельности: развитие культурного плюрализма, основанного на диалоге и способного расширить культурное пространство, становление личности посредством интеграции в ее сознании различных культурных сред. Образовательная среда - это место встречи субъектов образовательного процесса, которое проектируется и как предмет, и как ресурс совместной деятельности [Слободчиков, 2000]. Новая для студента среда требует совместного участия и совместной серьезной работы, создает своеобразное поле взаимного обмена деятельностя-ми, то есть взаимодействия. Формируется среда субъект-субъектного взаимодействия, где моно-логовая культура уступает место диалоговой, а содержание диалога рождается равносовмест-ными усилиями [Гафурова, 2012].
Потенциал студенческой среды в контексте организации поликультурного диалога определяется многообразием ценностно-смысловых доминант восприятия мира и человека в нем, инициирует процесс ознакомления личности с иной культурой в условиях диалога, способствует расширению культурного пространства становления личности, провоцирует выбор лич-ностно значимых ценностей в процессе интеграции в сознании личности различных культурных сред, культивирует толерантность как нравственный идеал через развитие культурного плюрализма. По общепринятому мнению, момент истины наступает не в процессе «одинокого» познания, а в ходе диалога с другими представителями поликультурного студенческого сообщества. Диалог определяется как особый уровень общения, позволяющий увидеть мир другого изнутри [Бахтин, 1986].
Образование личности осуществляется через овладение личностью культурой (P.M. Аса-дуллин, В.Л. Бенин, B.C. Библер, Л.П. Буева). Однако развитие личности в образовании не исчерпывается системой факторов или условий, непосредственно связанных с процессом обуче-
ния. Она сосуществует с общей средой жизнедеятельности вуза, к которой относят традиции, морально-эмоциональный климат, атмосферу доброжелательности и взаимной ответственности, общие дела, формирующие имидж университета и причастность к нему, корпоративную образовательную политику самого вуза. В этих условиях осуществляется как учебная, так и внеучебная деятельность студентов (участие в работе культурно-творческих центров, творческих коллективов, клубов по интересам), которая служит необходимым условием личностного и профессионального развития обучающихся в вузе молодых людей.
Потенциал учебного процесса позволяет формировать готовность студентов к диалогу посредством направленности учебного процесса на поиск смысла изучаемых ценностей, предоставление возможности студентам для субъективного восприятия материала с одновременным определением «границы иных мнений» [Белова, 1995]. При этом особая роль в формировании готовности студентов к диалогу отводится гуманитарным дисциплинам в целом и языкам в частности. Именно язык является основой формирования и развития мышления, воображения, творческих и интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной работы и саморазвития обучающихся, а также важнейшим условием успешного обучения, критерием овладения профессиональными навыками и важным показателем успешности личности. Поэтому ни одна педагогическая или социальная задача не может быть решена, если обучающийся недостаточно хорошо владеет языком, на котором осуществляется процесс обучения.
В учебном плане направлений подготовки «Горное дело» и «Металлургия» есть дисциплины, содержание которых обладает потенциалом для организации практик поликультурного диалога в студенческой среде. В рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» используются культурологически-информативные тексты, отражающие подлинные культурные ценности русского народа, приобщающие к национальной культуре, создающие условия осозна-
<С
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
2S
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
ния духовно-нравственных ценностей своего народа. Поликультурный диалог студентов, принадлежащих к разным культурным традициям, организуется на основе комплексного анализа образцов речевой культуры (высказывания великих людей, обращение к притчам, пословицам, художественным произведениям, отмечающим ценность Языка, Речи, Слова, Общения в жизни человека и обладающим, благодаря заложенной в них мудрости, образности, потенциалом эстетического, нравственного, патриотического воспитания). Результатом диалоговой деятельности становится снятие барьеров в общении, создание ситуаций эмоциональной и личностной открытости, доверительности и искренности между будущими бакалаврами.
Поликультурный диалог между студентами, представителями разных национальностей и культур, в условиях игровой деятельности по теме «Мое имя» предполагает обращение к своей культуре, истории, стимулирует интерес к другим культурам, знакомство с которыми является основанием для духовного обогащения и развития личности.
Следует также отметить использование потенциала дисциплины «Иностранный язык» в организации поликультурного диалога студентов. Специально подобранный информационно-дискуссионный материал поликультурного содержания позволяет признать многообразие культур в мире как объективную реальность устойчивого развития цивилизации («English-speaking countries», «Paysfrancophones»).
Вслед за О.А. Акимовой, В.А. Адольфом, подчеркнем «важность практико-ориентированной деятельности по формированию готовности иностранных студентов к межкультурной коммуникации как специально организованного процесса, при котором цель, содержание, задачи и способы обучения направлены на формирование профессионально ориентированных знаний, практико-ориентированных умений, навыков осуществления продуктивной межкультурной коммуникации с представителями другой языковой культуры» [Акимова, Адольф, 2016, с. 49].
Практическое применение навыков поликультурного диалога многие студенты продемонстрируют во время работы в качестве волонтеров на Всемирной универсиаде 2019 г. С этой целью на занятиях активно используется комплекс ролевых игр «Two Days In A Foreign City» («В чужом городе»). Продолжением учебных диалогов выступают проекты театральных постановок «Revived pages» («Ожившие страницы») Красноярска; спектакли на иностранных языках в рамках ежегодного межвузовского театрального фестиваля «Рождественские встречи на кафедре иностранных языков», «Апрельский театральный вечер английского языка и культуры Великобритании», фонетические конкурсы «Любимые стихи и поэты» стран изучаемого иностранного языка, а также «Суриковские чтения». Вовлечение учащихся в совместную организацию и проведение студенческих мероприятий: межвузовский фестиваль «Студенчество без границ»; празднование в общежитиях СФУ «Новогодние праздники в нашем общем доме», межнациональный фестиваль СФУ «Молодежное содружество» - также предполагает учет культурных интересов разных национальных и этнических меньшинств. Диалог участников в таком случае основывается на преемственности культуры, традиций и норм, предоставляет возможность молодежи освободиться от расовых, национальных и религиозных стереотипов, при этом сохранить собственные ценности и культуру в современной непростой ситуации с миграцией и ассимиляцией, способствует комплексному разностороннему процессу социализации личности.
Таким образом, использование активных методов обучения, диалоговых, дискуссионных технологий, ролевых игр, мозгового штурма в процессе решения квазипрофессиональных задач создает условия для различных речевых практик, раскрывает и закрепляет профессиональные знания, умения аргументировать свою точку зрения, участвуя в диалоге, занимать активную жизненную позицию в поликультурном пространстве, что в целом формирует «человека мира» как важнейшую цель поли культурного образования для устойчивого развития цивилизации.
О.В. ПРИХОДЬКО, А.И. БОГДАНОВА. ПРАКТИКИ ПОЛ И КУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Библиографический список
1. Акимова O.A., Адольф В.А. Особенности формирования готовности к межкультурной коммуникации иностранных студентов в процессе обучения русскому языку // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1. С. 48-52.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Машиностроение, 1986. 24-27 с.
3. Белова С.В. Функции учебного диалога в усвоении ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 08. Волгоград, 1995. 24 с.
4. Валюх Е.П., Валюх В.Н., Василькевич И.В., Ио-нычев Г.Ю. Перечень общекультурных компетенций выпускника педагогического университета // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1. С. 52-56.
5. Гафурова Н.В., Осипова С.И. Идеи и проблемы опережающего образования // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 9-13.
6. Гафурова Н.В. Информатизация образования как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2012. №3. URL: www.science-education.ru/103-6199
7. Сагатовский В.Н. Диалог культур и «русская идея». М.: Энергоиздат, 2001. 45 с.
8. Синягина Н.Ю., Геворкян М.М. Поликультурная образовательная среда как условие преодоления этноцентризма // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. 2014. № 2, т. 20. С. 24-27.
9. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2-я Российская конференция по экологической психологии: тезисы (Москва 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 172-176.
10. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/ part/618811
11. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы // Социодина-мика. 2015. № 1. С. 11-74.
12. Урсул А.Д. Процесс футуризации и становление опережающего образования // Педагогика и просвещение. 2012. № 2. С. 20-33.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м