Научная статья на тему 'Нравственные и национальные проблемы в современной татарской драматургии'

Нравственные и национальные проблемы в современной татарской драматургии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
398
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ТАТАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ / Т. МИННУЛЛИН / А. ГИЛЯЗОВ / И. ИЗЕЕВ / З. ХАКИМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мингалиева Л. Э.

В статье освещаются нравственные и национальные проблемы в татарской драматургии. Рассматривая произведения отдельных драматургов (Т. Миннуллина, И. Юзеева, А. Гилязова, З. Хакима). Автор акцентирует внимание на следующих аспектах: межличностные взаимоотношения в семье и в обществе в целом; идеи национального и патриотического воспитания в произведениях современных драматургов; духовное здоровье нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственные и национальные проблемы в современной татарской драматургии»

УДК 894.321-2

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ТАТАРСКОЙ ДРАМАТУРГИИ

© Л. Э. Мингалиева

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, Республика Татарстан, г.Казань, 420021, ул.Татарстан, 2.

Тел.: +7 (843) 292 01 30, факс: +7 (843) 292 42 74.

E-mail: [email protected]

В статье освещаются нравственные и национальные проблемы в татарской драматургии. Рассматривая произведения отдельных драматургов (Т. Миннуллина, И. Юзеева, А. Гилязова, З. Хакима). Автор акцентирует внимание на следующих аспектах: межличностные взаимоотношения в семье и в обществе в целом; идеи национального и патриотического воспитания в произведениях современных драматургов; духовное здоровье нации.

Ключевые слова: современная татарская драматургия, Т. Миннуллин, А. Гилязов, И. Изеев, З. Хаким.

Татарский народ, так же, как и все этносы нашего государства, всегда уделял большое внимание нравственному здоровью нации. Такие общечеловеческие ценности, как доброжелательность, гуманность, честность, любовь к Родине, почитание родителей, искренность передавались из поколения в поколение и составляли основу народной педагогики. Вот почему тема нравственного здоровья общества сегодня является приоритетной и в современной татарской драматургии. Развиваясь, идя в ногу со временем, освещая актуальные проблемы современного социума и человечества в целом, совершенствуясь в жанровом и тематическом направлениях, татарская драматургия сумела сохранить свой неповторимый национальный характер, этническую основу.

Основной тенденцией современной татарской драматургии является поиск и создание образа положительного героя - патриота своей Отчизны, образованной, культурной, толерантной, интеллигентной личности, одновременно являющейся носителем родного языка, почитающей многовековые традиции своего народа. Только глубоко нравственный, воспитанный человек способен по достоинству представлять свою нацию на мировом уровне, подчеркивая ее уникальность, этническое своеобразие, открытость для других культур. Именно поэтому темы нравственности и национального самосохранения в современной татарской драматургии рассматриваются в тесной взаимосвязи.

На сегодняшний день существует ряд драматургов, чьи произведения завоевали наибольшую любовь и уважение татарской публики и составляют основной репертуар национальных театров, а их имена не сходят со страниц театральных журналов и газет. К таким драматургам можно с уверенностью отнести Т. Миннуллина, И. Юзеева, А. Гилязова, З. Хакима. В своих произведениях они обращаются как к актуальным социальным вопросам, так и к вечным общечеловеческим проблемам («Добро и Зло», «Любовь и Ненависть», «Жизнь и Смерть», «Отцы и Дети» и др.), касаются души каждого читателя, вызывают в них живой отклик. В то же время

их пьесы служат главному назначению татарского театра - духовному самосовершенствованию человека, пропаганде нравственного здоровья нации. В данной статье мы подробнее остановимся на творчестве этих драматургов.

Национальные и нравственные проблемы в произведениях татарских драматургов раскрываются в следующих аспектах: межличностные взаимоотношения в семье и в обществе в целом; патриотическое воспитание молодежи; духовное здоровье нации.

Следует отметить, что тема нравственности не чужда также и русской, и мировой драматургии в целом. Так, известный русский режиссер, драматург, Лев Дуров считает, что спектакль должен вызывать у читателя «нравственное заболевание, взрыв, потрясение» [1]. После знакомства с произведением человек словно очищается, «рождается заново», в нём просыпаются «дремлющие эмоции, чувства». По мнению режиссёра, только драматург, относящийся к проблемам общества, болезням человечества как к «личной боли» может написать пьесу, способную называться истинным произведением искусства.

Можно с уверенностью утверждать, что произведения татарских драматургов полностью отвечает этим требованиям. В них актуальные нравственные проблемы освещаются во всей полноте, перед читателями предстают мучительные терзания и духовный рост персонажей, поучительные судьбы героев, становление человеческой личности, бытовые истории, возведенные в степень общечеловеческого мирового познания. Таким образом, читателю (зрителю) создаются прекрасные условия для размышления и самокритики. Так, особый интерес у него вызывают пьесы Т. Миннуллина «Бред» [2], и А. Гилязова «Моя подруга выходит замуж» [3], в которых жесткой критике подвергаются такие отрицательные человеческие качества, как безнравственность, бесчеловечность, злость, алчность, неуважение к родителям. В данных пьесах проблема нравственности рассматривается в контексте эпохи «застоя» на примере конкретных семей. Главные героини произве-

Вестник Башкирского университета. 2007. Т.12, №4

113

дений - 27 летняя девушка-юрист по имени Гузель (Т. Миннуллин «Бред») и «современная девушка» Луиза (А. Гилязов «Моя подруга выходит замуж»), мечтающая выйти замуж за состоятельного человека. Как и многие их сверстницы, они родились и выросли в семьях простых рабочих со средним достатком. Жизнь в тесной квартире, постоянная нехватка денег, ощущение своей ничтожности среди сытой, богатой молодежи, доводят героинь пьес до крайнего отчаяния. Гузель в состоянии депрессии подает на своих родителей в суд, обвинив их во всех своих жизненных неудачах: живя в крайне неудовлетворительных условиях, они осмелились родить ребенка, чем нанесли дочери «моральный вред» [2, с. 263]. Требование истца - наивысшая точка безнравственности по отношению к родителям - выплата ей денежной компенсации. Луиза же для достижения поставленной цели избирает непристойный для девушки-татарки образ жизни - одновременно встречается с четырьмя «женихами», стоящими в очереди на получение автомобиля. Чья очередь подойдет раньше, за того и выйдет замуж Луиза, о любви же и речи быть не может.

Кто же виноват в том, что выросшие в семьях, почитающих традиции татарского народа, девушки оказались такими жестокими? Причина кроется в безнравственном обществе «застоя», основанном на отношениях купли-продажи, жажде наживы, где основной движущей силой является стремление к материальному благополучию, которое и явилось причиной унизительного поступка Гузель по отношению к своим родителям и Луизы по отношению к себе и ее поклонникам. Действительно ли родители девушек совершили «преступление», родив их на свет? Быть может, виноватых следовало бы искать среди власть имущих, обделивших простой народ жизненными благами, заставляя семей ютиться в тесных коморках общежитий? Гузель и Луиза -горькие плоды этого общества.

Как видим, обе пьесы затрагивают одну и ту же проблему - протест против нищего, унизительного существования, обывательский взгляд на жизнь, отрицание нравственных ценностей, дефицит

духовности в обществе.

Крах моральных приоритетов личности можно наблюдать и в других произведениях А. Гилязова. В пьесе «Сахар ты мой, сладкий мой» Сарбиназ идет еще дальше. Жизненный девиз таких женщин -«выйти замуж, что картошку съесть, замуж уже сходила, теперь могу жить, как хочу» [3, с. 19]. Алчная Сарбиназ не упускает возможности отбить жениха родной тети, оставив ее вечно одинокой вдовой.

Маршида в комедии З. Хакима «Я видел сон» дополняет галерею подобных героинь. Свою несовершеннолетнюю дочь Алию при выборе жениха она учит быть хитрой, корыстной и хладнокровной. По ее мнению, в современном обществе ценятся и почитаются только люди со статусом и полным кошельком.

Рассмотренные пьесы заканчиваются довольно оптимистично и оставляют читателю надежду на то, что духовные качества татарского народа еще не в полной мере утеряны. Так, Гузель и Луиза осознают свои ошибки и раскаиваются в них, испытают чувство отвращения к самим себе. Таким образом, на примере межличностных отношений в семье и в обществе в целом драматурги акцентируют внимание читателя на актуальных нравственных проблемах и призывают к сохранению общечеловеческих ценностей.

Конец XX века, в особенности период распада СССР, внес существенные изменения в нравственную и социальную сферы жизни народов Республики Татарстан. Татарский язык, наравне с русским, приобрел статус государственного. Таким образом, открылись новые возможности для развития национальной культуры, языка, традиций, поддержания самосознания народа, которым, в силу господствующего ранее политического уклада, не уделялось должного внимания. Основной тенденцией татарской драматургии этого периода остается тесная взаимосвязь с эпохой: авторы черпают из нее материал, воспроизводят ее. Все чаще в свет начинают выходить произведения с ярко выраженной национальной проблематикой, в которых преобладает «интерес к судьбе нации» [4, с.18]. Драматурги обращаются к родной истории, переосмысливают прошлое татарского народа, стремятся определить его место в общей истории человечества. В таких произведениях, как «Родословная», «Ильги-

зар+Вера» Т. Миннуллина, «Выронила из рук белый калфак» И. Юзеева в центре внимания драматургов оказывается герой - патриот своей Родины, который не только ищет свое место в обществе, но и пытается восстановить исторические корни, традиции, культурные ценности.

Особый интерес читателей вызвала пьеса Т. Миннуллина «Родословная». Ее сюжет разворачивается вокруг благородного древнего рода татарских мурз, оставивших глубокий след в истории национальной культуры. Подвергнутый постоянным гонениям со стороны советских идеологов и признанный паразитирующей прослойкой общества род Саитбе-ковых достиг порога исчезновения, рассыпавшись по Земному шару и оборвав межродственную связь. Его представителям, которые не только не знают своих корней, но и стыдятся называться татарами, автор противопоставляет достойных продолжателей рода, идеальных героев - носителей родного языка, хранителей социокультурной памяти, обладающих высокой моралью, почитающих национальные традиции (Салима, Алимбек и ее супруга Гульгена), тем самым вселяя в читателя веру в будущее народа.

Драматург И. Юзеев в пьесе «Выронила из рук белый калфак» продолжает тему разбросанности татарского народа по Земному шару. В попытках связать воедино его прошлое, современность и будущее, стремясь показать читателю исторические

предпосылки вынужденной эмиграции татар, автор использует своеобразный литературный прием -телемост между казанскими татарами и татарами, проживающими в Америке. Представителей различных профессий, социальных кругов и жизненных позиций, по воле судьбы оказавшихся оторванными от исторической Родины, объединяет любовь к народу и стремление к своим корням. По мнению автора, разрозненность нации в силу определенных исторических событий, так или иначе, приводит к ее медленной ассимиляции, исчезновению. Кроме того, драматург искренне переживает то, что талантливым людям не предоставляются достойные условия для творчества на Родине, тем самым заставляя их искать признания на чужбине (эта мысль подчеркивается образами Ратмира, Зубайды Прайс, Исмая Акчурина). В то же время автор с огорчением вынужден констатировать тот факт, что, с уходом талантливых представителей нации снижается уровень культуры татарского народа (даже всеми любимый праздник Сабантуй проводится не на должном уровне). Таким образом, в пьесе ярко выражена гражданская позиция автора. По мнению драматурга, высокая нравственность выражается еще и в истинном патриотизме.

Рассмотрев произведения, посвященные судьбе татарского народа и воспитанию его молодежи в духе патриотизма, зададим вопрос: насколько сильна гражданская позиция татарской драматургии в целом? Ученый и критик Ф. Г. Галимуллин называет гражданственность «компасом, направляющим талантливых... людей идти по верному пути» [5]. Сегодня назрела необходимость поиска новых источников нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Поэтому как в литературе, так и в искусстве в целом проблема гражданственности приобретает особую актуальность. По мнению литературоведа М. Валиева, гражданственность является «естественной составляющей человеческой души. Высоконравственный человек остается человечным как по отношению к Родине, так и к народу. Гражданственность - это неотъемлемая часть его сущности» [6, с. 103]. В современной драматургии таких образов немало (Алимбек и его супруга Гульгена, девушка Салима из пьесы «Родословная», старик Альмандер из комедии «Старик из деревни Альдермеш» Т. Миннуллина, художник Ис-май Акчурин, бабушка Шамсия из пьесы И. Юзеева «Выронила из рук белый калфак»). Данные герои представлены читателю в контексте современности и доступны для понимания молодежи. Тем самым, драматурги не лишают современного читателя источника нравственного, патриотического и гражданского воспитания.

Любая нация будет считаться здоровой и полноценной, только если ей чужды алкоголизм, наркомания, курение. Вот почему в своих произведениях

современные татарские драматурги большое внимание уделяют проблеме, приносящей несчастье семьям, оказывающей пагубное влияние как на мужчин, так и на женщин. Так, в их произведениях нередко встречаются образы оказавшихся на дне жизни пьющих женщин. Одна из них - бывший фотограф, ныне спившаяся одинокая женщина Салима («Родословная» Т. Миннуллина), родившаяся в одном из лагерей ГУЛАГА и оставшаяся с детства сиротой. И все же, в ней еще жив национальный дух, что не дает ей полностью деградировать (она старается разговаривать на родном языке, играет татарские мелодии на мандолине, хорошо поет). Похожий образ встречается и в пьесе «Родные просторы» Т. Миннуллина: не получившая в свое время должного воспитания Муслима становится алкоголичкой и заканчивает жизнь самоубийством. Архитектор с красным дипломом Ахтям («Мужчины» Т. Миннуллин), прошедший суровые годы войны, не найдя места в мирной жизни, впадает в депрессию и спивается.

Драматургов волнует проблема алкоголизма в татарских деревнях. Так, И. Юзеев в пьесе «Искал, нашел и потерял» для изображения масштабов распространения «зеленого змия» среди деревенского населения использует интересный стилистический прием: бывший начальник отдела обкома партии профессор Чанбаев строит огромный дом из пустых бутылок из-под водки, собранных в соседних татарских деревнях.

Поднимая проблему алкоголизма среди татар, особенно среди будущих матерей, драматурги подчеркивают негативное влияние этой болезни человечества на развитие здоровой, высоконравственной, полноценной нации.

Таким образом, современные татарские драматурги Т. Миннуллин, А. Гилязов, И. Юзеев, З. Хаким, освещая в своих пьесах актуальные жизненные проблемы, особое значение придают вопросам нравственного здоровья нации и общества в целом. Их произведения - это активный поиск форм выражения авторской гражданской позиции, попытки определения места своего народа в общей истории человечества, борьба за сохранение национального своеобразия каждой культуры с присущей ей самостоятельной системой ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дуров Л. // Современная драматургия. 198З., №1. С 262-26З.

2. Миннуллин Т. Сайланма эсэрлэр, в 10-ти томах, IV том. Казань: Тат. книжн. изд., 2002. - 41S с.

3. Гилязов А. Сайланма эсэрлэр. Пьесы. в S-ти томах, V том, Казань: Тат. книжн. изд., 2002. - 447 с.

4. Ахмадуллин А. Г. Офыклар кицэйгэндэ. Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. Казань: Тат. книжн. изд., 2002. - 2З9 с.

5. Галимуллин Ф. // Социалистик Татарстан. № 294. 1984. - 4 с.

6. Валиев М. Куцелнец кеткэне. Казань: Тат. книжн. изд., 1984. - 180 с.

Поступила в редакцию 07.12.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.