Научная статья на тему 'Проблема эпохи и героя в современной татарской драматургии'

Проблема эпохи и героя в современной татарской драматургии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
243
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ / ЭПОХА / КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СУДЬБА НАЦИИ / ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОИСК / THE TATAR DRAMA / ERA / CONCEPT OF PERSONALITY / THE FORTUNE OF NATION / EVOLUTION OF CHARACTERS / ART RESEARCH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Закирзянов А. М.

Рассматриваются особенности современной татарской драматургии в контексте эпохи и героя. На основе анализа произведений Р. Хамида, М. Тилязова, Т. Миннуллина и др. раскрываются характерные черты героев современной татарской драматургии, которые многогранны как по взглядам на жизнь, так и по характерам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article touches upon the problem of the peculiarities of the modern Tatar drama in terms of era and character. The analysis is based on the works by Hamid R., Gilyazov M., Minin T. and others. And the analysis has shown the typical features of main characters of the modern Tatar drama, which have many-sided personality concerning their views of life and their characters.

Текст научной работы на тему «Проблема эпохи и героя в современной татарской драматургии»

9. Мережковский Д.С. Смерть богов. Юлиан Отступник / Д.С. Мережковский. М.: Ху-дож. лит., 1993.

10. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности / Ю.И. Минералов. М., 1999.

11. Пайман А. История русского символизма / А. Пайман. М., 2002.

12. Сакулин П.Н. Филология и культурология / П.Н. Сакулин. М., 1990.

13. Троицкий В.Ю. Стилизация / В.Ю. Троицкий // Слово и образ. М., 1964.

Stylization in the novels by D.S.Merezshkovski: junction of ekfarsis

One of the first experiences in stylistic sphere belongs to D.S.Merezshkovski. There is proved the way the writer recreated ancient and middle-aged images in his two first novels “Christ and Antichrist ” where the writer used ekfarsis in order to introduce wordy analogies of pictorial canvases, icons and sculptures.

Key words: cultural epoch, synthesis,

Stylization, ekfarsis, antiquity.

А.М. ЗАКИРЗЯНОВ (Казань)

ПРОБЛЕМА ЭПОХИ И ГЕРОЯ В СОВРЕМЕННОЙ ТАТАРСКОЙ ДРАМАТУРГИИ

Рассматриваются особенности современной татарской драматургии в контексте эпохи и героя. На основе анализа произведений Р. Хамида, М. Гилязова, Т. Миннуллина и др. раскрываются характерные черты героев современной татарской драматургии, которые многогранны как по взглядам на жизнь, так и по характерам.

Ключевые слова: татарская драматургия, эпоха, концепция личности, судьба нации, эволюция образов, художественный поиск.

Личность человека, его жизнь, противоречивый духовный мир, устремления, мечтания и черты характера всегда были в центре внимания писателей разных эпох, времен и народов. Многовековая татарская литература утверждала человека как носителя определенных этических норм, которые выражались в доброте и правде, любви и му-

жестве, справедливости и уважении, опираясь при этом на принципы гуманизма [4:11]. Прекрасные литературные произведения запечатлеваются в памяти благодаря неповторимым, самобытным образцам человеческого характера, которые несут в себе представления автора об идеалах. Через художественный образ проявляется концепция познания мира самого литератора, а его эстетические воззрения и принципы принимают устойчивый характер. Через повествуемые события и явления, через систему образов автор размышляет о времени и о себе, ведет поиск духовных ориентиров, отображает поучительные, забавные и трагические грани бытия.

В современной татарской сценической литературе (90-е гг. XX - нач. XXI в.) ведутся интересные поиски путей познания окружающей действительности средствами художественной выразительности. Желание постичь смысл происходящих в обществе перемен, раскрыть человеческую суть сквозь призму поставленных эпохой нравственных, философских и социальных проблем открыло новые возможности для поисков в литературе, в том числе и в драматургии. Ее характеризуют такие черты, как тематическое разнообразие, богатство жанров, исследование серьезных процессов бытия через будничные события и переход от проблем социально-нравственного плана к философским обобщениям. Главная отличительная особенность - это «творческие находки драматургов как в области литературного стиля мышления, форм и приемов, изобразительных средств, используемых для изображения действительности во всей сложности и противоречивости, так и в богатстве образов, несущих глубокую информацию о мире, о бытии, о человеческой деятельности, исходя из эстетических принципов» [5: 14].

Герой современной татарской драматургии неординарен. В произведениях последних лет наблюдается выдвижение на передний план «трагического», «серединного» человека, «маргинала», «героя-ман-курта», пришедших на смену «положительному герою» - образу человека литературы советского периода [3: 5 - 6]. Пронизывающая всю татарскую драматургию тема судьбы нации способство-

© Закирзянов А.М., 2009

вала рождению особенных героев. Тема угрозы исчезновения и ассимиляции нации в первую очередь раскрывалась через образы представителей старшего поколения. С подобными образами-характерами, свидетельствующими о тесной связи между разными литературными эпохами, мы встречаемся в пьесах М. Гилязова «Домовой» (1990), И. Юзеева «Выронила из рук белый калфак» (1990), Р. Хамида «Страна Белых корней» (1990), 3. Хакима «Летающая тарелка» (1993), Т. Миннуллина «Родословная» (1999) и др. В центре внимания драматургов оказались люди, которые обрекли себя на одиночество, так и не найдя общего языка с родными и близкими и будучи не в силах понять сути происходящих перемен. Эти персонажи воплощают собой вконец потерянных людей, которые не могут каким-либо образом противостоять царящим вокруг них жестоким нравам, человеческому равнодушию.

В драматическом рассказе Р. Хамида «Пыль большой дороги» (1989) описывается один день из жизни деревенской старухи Наухабар, которая собирается уехать к сыну в город. То, что действие происходит в пору «бабьего лета», и клекот журавлиной стаи, покидающей родные края, и какая-то особенная тишина, царящая в природе, - все это создает грустную атмосферу в пьесе. Автор дает почувствовать, что вместе со старшим поколением мы как бы теряем очень важную составляющую нашего бытия. Судьба старухи Наухабар раскрывается через категории Одиночества и Памяти. Мотив одиночества, пронизывающий все произведение, служит для характеристики психологического состояния, противоречивого внутреннего мира героя, его инакомыслия по отношению к остальным героям и к обществу в целом. Р. Хамида глубоко волнуют явления духовной пустоты, жестокосердия, все более разрастающиеся в обществе. Конечно, с течением времени в жизни неизбежно происходят перемены, однако есть вещи, которые завещаны нам предками и которые свято должен чтить каждый, - это долг детей перед родителями, мудрые и прекрасные традиции, обряды и обычаи народа. «Основным критерием при изображении эпохи является поиск причин, тормозящих развитие татарской нации, что находит выражение в драматической

и трагической концепции действительности», - пишет А.М. Саттарова [3: 103].

А в трагедии «Страна Белых корней» (1990) Р. Хамида через поучительные примеры раскрывается угроза близкого конца, нависшая над татарской нацией. Ведь налицо все признаки, что неминуемое уже стучится в дверь. Драматург выдвигает на первый план самые актуальные проблемы современных татар: распад деревень, игнорирование исконных народных обычаев и обрядов, нравственная распущенность, пьянство, разрыв духовных связей между поколениями, родителями и детьми и т. д. Старик Мушта-ри, на котором как бы фокусируются все события и явления, постоянно пребывает в душевных муках за отвратительные, а порой и бессмысленные деяния и поступки своих детей и внуков. Автор ориентируется на эстетику безобразного, тем самым создавая трагическую картину времени.

Образы представителей старшего поколения, присутствующие в современной драматургии, довольно многолики. С еще одним своеобразным героем мы встречаемся в драме Т. Миннуллина «Прощайте» (1992). В основе этого произведения лежит трагедия личности. Образ Миляуши, всю себя посвятившей служению музыкальному искусству и лишь ближе к концу, будучи уже позабытой и обществом, и «друзьями», познавшей горькую истину, что ее жизнь оказалась бессмысленной, а настоящая, полнокровная - она прошла где-то рядом, мимо нее, - это большая находка автора. Четко осознавая, что закат ее жизни близок, она терпит муки одиночества и безысходности. В ее душе, терзаемой глубокой печалью и обидой, живет светлый лучик воспоминаний о первой любви. Реалистическая основа пьесы очевидна. Эпизоды, где Миляуша и Галиулла вспоминают дни юности, а она даже сыграет, как в первый раз выходила на сцену, обогащают произведение свойственными романтизму высокой эмоциональностью и переживаниями, миром грез, чувством любви, позволяя лучше понимать движения души героя. Основным лейтмотивом пьесы является синтез душевных переживаний героев, что в целом представляет собой философию экзистенциализма, пронизывающую все произведение. И, наконец, судьба Миляу-

ши - это по сути модель жизни целого поколения. Автор для своего героя находит выход из тупика, чтобы избежать безысходной трагичности. Его истоки -в духовной чистоте, в верности той давней любви, в капле надежды на самом донышке души. Таким образом, в драме «Прощайте» мы видим некий синтез изобразительных средств, присущих реализму, романтизму и модернизму.

Галерею этих героев продолжает персонаж пьесы М. Гилязова «Домовой» (1990) - Аксак (Хромой). Автор обращается к образу-символу, берущему начало в народной мифологии (домовой -мифическое существо, добрый дух, охраняющий и оберегающий дом). В центре пьесы, поставившей своей целью исследование противоположных сторон человеческой души - надежды и безысходности, добра и зла, верности и коварства, лежит идея возвращения к истокам. В душе человека происходит вечная борьба. Если в противоборстве одержат верх силы Света, то в человеке пробуждается вера в будущее, стремление к счастью, а победа сил Тьмы означает безнадежность, одиночество и бессмысленность бытия. Двуединая сущность человека, по словам Ю.Г. Нигматуллиной, «в татарской литературе осуществляется в разных вариантах, но прежде всего в области психологического анализа» [2: 143]. Находка драматурга в том, что он сумел убедительно раскрыть, насколько противоречивыми и болезненными могут быть изменения, происходящие в душе таких сильно зависимых от общественных условий людей, как Хромой. Рожденная пером автора жизненная модель вобрала в себя два мира: один - мифический, где живет Домовой, а второй - реальный, со свойственным ему будничным ходом событий. Хромой легко перемещается из одного мира в другой. Конфликт, составляющий внутреннюю движущую силу пьесы, происходит как бы одновременно в двух плоскостях. Главная философская мысль, которую хотел выразить автор, заключается в следующем: путь к обновлению и переменам в обществе должен начинаться с движения души, с духовного усилия каждого человека.

М. Гилязов ведет успешные поиски, обращаясь к своеобразным сюжетам-темам и новым жанровым формам. Примером тому служит выражение авторской

концепции, базирующейся на размышлениях о нашем современнике, посредством условностей, знаков-символов, литературных деталей и нетрадиционных приемов и методов. Определенным итогом исканий драматурга можно назвать его комедию «Баскетболист» (2002). М. Гилязов предлагает зрителям пьесу, насыщенную элементами абсурда. Произведениям подобного рода свойственны гиперболизация, персонажи из трагифарса, фантастические и метафорические явления [1]. Окружающую действительность и наиболее неприглядные ее стороны, морально и физически угнетающие человека, автор раскрывает с помощью условных ситуаций. Действия и поступки персонажей «Баскетболиста» выходят за рамки здравого смысла. С одной стороны, они вроде бы несуразные, вызывающие лишь насмешку, нелепые люди. А с другой - это трагические персонажи, потерянные люди, так и не сумевшие приспособиться к новым общественным условиям.

Стремление отобразить современную действительность во всех оттенках и во всей полноте привело к тому, что в сегодняшней татарской драматургии возросло внимание к таким явлениям, как несправедливость и падение нравов в обществе, попрание прав личности. Поиски в данном направлении мы находим в пьесах Д. Салихова «Проклятый Богом дом» (1990), 3. Хакима «Сумасшедший дом» (1994), Ф. Байрамовой «Событие происходит в сумасшедшем доме» (1997). Объединяет все эти произведения то, что для описания событий в обществе они избрали единую метафору - «сумасшедший дом». При этом у авторов появляются широкие возможности как в развитии сюжетной линии, показе весьма оригинальных героев, так и в применении богатой палитры изобразительных средств и приемов. Картина действительности в этих пьесах представлена как трагическая.

Размышляя об олицетворении образа современного героя и воплощении его в сценическом искусстве, в первую очередь мы представляем себе молодых героев. Сценическая литература уделяла пристальное внимание образу жизни, миру фантазий и мечты, нравственным идеалам и духовным ориентирам современной молодежи. В творчестве современ-

ных татарских драматургов Т. Миннул-лина, 3. Хакима, Ю. Сафиуллина, Р. Ба-туллы, М. Гилязова, Г. Каюмова, Р. Саг-ди, Ф. Яруллина, Ф. Байрамовой, Р. 3ай-дуллы и др. мы встречаемся с яркими образами представителей различных групп молодежи, отличающихся друг от друга своим внутренним миром и силой характера. Одни из них, не найдя своего места в жизни, спасовали перед трудностями и, так и не сумев преодолеть противоречий окружающего мира, пали духом либо с головой ушли в алкогольный или наркотический омут. Другие же, закаляя силу воли в противоборстве с жизненными испытаниями, стремятся достичь поставленной цели. Неприкаянные герои, не нашедшие своего места в жизни, ныне составляют целый пласт в современной драматургии. С ними мы встречаемся в пьесах Д. Салихова «Ошибки молодости - рана моего сердца» (1990), Г. Каюмова «Игра над пропастью» (1990), Ф. Яруллина «Судьбу нельзя переписать...» (1996), Т. Миннуллина «Бред» (2001), Р. Зайдуллы «Заблудший соловей»

(2001), И. Юзеева «Искал, нашел, потерял»

(2002), 3. Хакима «Лицо» (2004), Х. Ибрагимова «Остров» (2007), И. Зайниева «Цвет лука полевого» (2007) и др. Эти произведения расширяют наши представления о действительности, поучают на примере противоречивых, зачастую трагических судеб этих людей и призывают нас к милосердию. Взвихрив в душе читателя и зрителя целый рой чувств и переживаний, они учат по-другому смотреть на окружающий мир - глазами человека, которому удалось осознать свои прежние ошибки и заблуждения, но исправить их не получается, и оттого он обречен на тяжкие муки. В этом и заключается суть духовного очищения.

Ведя речь о современных молодых героях, нельзя обойти вниманием образы Рахимджана и Нурсины в драме Т. Миннуллина «Искал тебя, любимая» (2001). Драматург обращается к весьма своеобразному, не оставляющему никого равнодушным жизненному материалу -он изображает молодых героев, в силу разных причин прикованных к инвалидной коляске. Перед читателем и зрителем Т. Миннуллин раскрывает душевные муки, сложные и противоречивые переживания героев. Образ Рахимджана, потерявшего обе ноги в афганской вой-

не и вынужденного привыкать к протезам, - это подлинная находка автора. Этот гордый, умный, великодушный парень, стиснув зубы преодолевающий жизненные невзгоды, обладает большим чувством собственного достоинства и умеет защищать себя. Нурсина запоминается зрителям как девушка волевая, но в то же время кроткая, скромная, умеющая слушать и понимать других. Драматург, будучи хорошим психологом, тонко чувствует внутренний мир своих героев и рисует их эмоционально впечатляюще. Начиная с первых эпизодов и до самых последних в разных проявлениях мы видим, как совершается духовная эволюция героев. Драматург воспевает силу воли и величие духа человека, словно желает убедить нас в том, что душу человеческую питают надежда и вера, поэтому каждый из нас должен хранить и лелеять в себе и в других именно эти свойства. Встретившиеся только в конце драмы парень и девушка уже представляют собой молодых героев, уверенно «держащихся на ногах», вместе шагающих по жизни, знающих цену настоящей любви и вызывающих чувство солидарности с собой у читателя и зрителя.

Таким образом, критическое отношение драматургов к действительности находит воплощение в национальной, философской и социокультурной проблематике. В произведениях, посвященных различным сторонам современной жизни, авторы делают попытку раскрыть сущность посттоталитарной действительности и в связи с этим определить социальные и нравственные аспекты жизни отдельных людей и общества в целом. Современные герои, выдвигаемые на первый план в сценической литературе, и молоды, и многогранны как по взглядам на жизнь, так и по характерам. Их можно назвать типичными представителями нашего времени, характеризуемо -го сменой эпох и нескончаемой чередой реформ и перемен в обществе. В татарской драматургии на первый план выдвинута национальная тематика, которая тесно переплетается с поисками философских и нравственных ценностей. Очевидны стремления авторов к созданию «трагической» модели эпохи, которая связана чаще всего с абсурдной картиной действительности. Вместе с тем драматургия стремится к созданию национального

эстетического идеала, который выражается цельностью характера, направленностью в будущее. В поэтике произведений наблюдаются обращение к условнометафорическим явлениям, возрождение и обновление реализма и романтизма, их взаимное переплетение и синтез, широкое использование модернистских приемов. Ситуации несправедливости и безысходности передаются через философию экзистенциализма. Среди используемых авторами разнообразных средств, форм и приемов восприятия бытия особое место занимают образы-символы. Нельзя отрицать того, что драматургия находится на пути поисков. Вместе с тем в душе остается некое чувство неудовлетворенности. Видимо, это связано с тем, что пока редки образы ярких, значительных героев, способных, пройдя проверку временем, вызывать к себе непреходящий интерес будущих поколений.

Литература

1. Батулла Р. М. Баскетболист / Р.М. Ба-тулла // Звезда Поволжья. 2002. 28 февр.

2. Нигматуллина Ю.Г. «Запоздалый модернизм» в татарской литературе и изобразительном искусстве / Ю.Г. Нигматуллина. Казань: Фэн, 2002. 176 с.

3. Саттарова А.М. Современная татарская драматургия 1985 - 2000 гг. / А.М. Саттарова. Казань: Гуманитария, 2003. 152 с.

4. Сибгатуллина А.Р. В поисках человека (Концепция личности в татарской поэзии XIX в.) / А.Р. Сибгатуллина. Елабуга: ЕГПИ, 2001.

5. Шамсутова А.А. «Постмодернистская концепция» в татарской литературе / А.А. Шамсутова // Учен. зап. ТГГИ. 2003. № 11. С. 12 - 14 (на тат. яз.).

The problem of era and character in the modern Tatar drama

This article touches upon the problem of the peculiarities of the modern Tatar drama in terms of era and character. The analysis is based on the works by Hamid R., Gilyazov M., Minnullin T. and others. And the analysis has shown the typical features of main characters of the modern Tatar drama, which have many-sided personality concerning their views of life and their characters.

Key words: The Tatar drama, era, concept ofpersonality, the fortune of nation, evolution of characters, art research.

С.А. КОСЯКОВ (Воронеж)

«НЕТОЧКА НЕЗВАНОВА» И «ПОДРОСТОК»: О ГЕНЕЗИСЕ МЕЧТАТЕЛЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО*.

Исследуется генезис героя-мечтателя в романе семьи в творчестве Достоевского. В частности, рассматривается влияние отцовского начала на формирование и характер развития мечтательности героев.

Ключевые слова: фантазия, мечта, идея, миражность, оставленность, живая жизнь.

«Неточка Незванова» - первая попытка написания романа Достоевским. И хотя она не была доведена писателем до конца из-за ссылки на каторгу, по характеру замысла произведение может считаться звеном в романной цепи Достоевского. В «Неточке Незвановой», как и в «Подростке», характер мечтателя изображен не в «готовом» виде, как это было в других текстах, а в его развитии на протяжении длительного жизненного отрезка. Если в «Белых ночах», «Хозяйке» и «Кроткой» мы видим единственного настоящего героя, то в «Неточ-ке Незвановой» и «Подростке» герой принципиально не один: он помещен в пространство человеческих взаимоотношений, и прежде всего - семейных.

Рассмотрение характера включенности подростков-мечтателей в семейные отношения - одна из главных задач этой статьи. Семьи Неточки Незвановой и Аркадия Долгорукого формируются при причудливом перемещении обстоятельств. Музыкант Ефимов, выполняющий функции отца-воспитателя Неточки, приходится ей отчимом. О судьбе ее настоящего отца, давшего Неточке фамилию «Незванова», в произведении не сообщается ровным счетом ничего. Так «двойное отцовство» оборачивается тем, что ни один из «отцов» не является им вполне.

У мечтателя «Подростка» также обнаруживается два отца. Макар Иванович

* Работа выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по образованию (Рособразования) в рамках исследовательского проекта 2.1.3 / 4705 «Универсалии русской литературы (XVIII - начало XX в.)».

© Косяков С.А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.