Научная статья на тему 'Нравственные аспекты ядерной безопасности в современном обществе'

Нравственные аспекты ядерной безопасности в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1444
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NUCLEAR SECURITY / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / HUMAN FACTOR / НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / MORAL RESPONSIBILITY / НРАВСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / MORAL EVALUATION / НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НРАВСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ / MORAL EVALUATION OF NUCLEAR WAR / НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЯДЕРНОГО ХАРАКТЕРА / MORAL ASPECT OF PREVENTION THE EMERGENCY SITUATIONS OF NUCLEAR CHARACTER / MORAL ASPECT OF NUCLEAR SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Малов Алексей Викторович

В статье изложены основные составляющие нравственного аспекта ядерной безопасности в современном обществе, его военно-политическая, индустриально-экологическая и научно-социальная стороны; выделены основные противоречия, решение которых позволит усилить нравственную позицию и обеспечить адекватную нравственную оценку со стороны государства и его представителей по отношению к проблемам угрозы чрезвычайных ситуаций ядерного характера в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Малов Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL ASPECTS OF NUCLEAR SECURITY IN MODERN SOCIETY

The article describes the main components of the moral aspects of nuclear security in today's society, its military and political, industrial and ecological, scientific and social factors, highlights the main conflicts to be resolved to strengthen the moral position and provide adequate moral assessment of the state and its representatives on issues of nuclear emergencies in the modern world.

Текст научной работы на тему «Нравственные аспекты ядерной безопасности в современном обществе»

УДК 17.022.1:623.454.8

А.В. Малое

НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье изложены основные составляющие нравственного аспекта ядерной безопасности в современном обществе, его военно-политическая, индустриально-экологическая и научно-социальная стороны; выделены основные противоречия, решение которых позволит усилить нравственную позицию и обеспечить адекватную нравственную оценку со стороны государства и его представителей по отношению к проблемам угрозы чрезвычайных ситуаций ядерного характера в современном мире.

Ключевые слова: ядерная безопасность; человеческий фактор; нравственная ответственность; нравственная оценка; нравственный аспект ядерной безопасности; нравственная оценка ядерной войны; нравственный аспект предупреждения чрезвычайных ситуаций ядерного характера.

A.Malov

MORAL ASPECTS OF NUCLEAR SECURITY IN MODERN SOCIETY

The article describes the main components of the moral aspects of nuclear security in today's s o-ciety, its military and political, industrial and ecological, scientific and social factors, highlights the main conflicts to be resolved to strengthen the moral position and provide adequate moral assessment of the state and its representatives on issues of nuclear emergencies in the modern world.

Key words: nuclear security; human factor, moral responsibility; moral evaluation; moral aspect of nuclear security; moral evaluation of nuclear war; moral aspect of prevention the emergency situations of nuclear character.

Человеческий фактор в предупреждении чрезвычайных ситуаций техногенного характера всегда был доминирующим. Нам представляется, что внутри самого этого фактора, наряду с интеллектуальными и профессиональными показателями, важное место занимают нравственные и духовные компоненты личности, социальной группы и общества в целом. Особенно ярко они проявляются при исследовании такой «глобальной техногенной угрозы», как угроза ядерных аварий.

Овладение человечеством ядерной энергией в корне изменило объективную ситуацию с точки зрения как национальной, так и планетарной безопасности, создав принципиально новую глобальную ситуацию. Она характеризуется, с одной стороны, возникновением и развитием угрозы необратимых катастрофических последствий использования и применения ракетно-ядерного оружия или техногенных ядерных аварий. С другой стороны, произошли корневые изменения традиционных представлений в сферах материального производства, научно-технического развития, военного дела, в международных и социальных отношениях, а также в сферах общественных наук и форм общественного сознания. В этой ситуации проблема ядерной безопасности становится одной из доминант общественного развития.

Среди ряда аспектов обеспечения ядерной безопасности, где выделяются социально-философский; политический; военный; экологический, особое место занимает нравственный аспект.

Филогенетические корни нравственной оценки возможных последствий научных открытий в области ядерной физики и ответственности за судьбы человечества находятся в «культурном слое» начала ХХ века и формируются задолго до того момента, когда впервые в истории перед лицом человечества разыгралась ядерная трагедия Хиросимы и Нагасаки. Достаточно вспомнить

высказывания В.И. Вернадского1, Э. Резерфорда, Ф. Жолио-Кюри, А. Энштейна2, П.Л. Капицы и других крупнейших исследователей о возможных последствиях и перспективах практического применения энергии расщеплённого атома.

Нравственный аспект предупреждения чрезвычайных техногенных ситуаций ядерного характера содержит в себе три диалектически связанные стороны, основанием выделения которых служат области исследования, разработки и использования ядерных материалов и технологий, а также угрозы применения ядерного оружия. Прежде всего, это военно-политическая сторона, связанная с ответственностью политики за предотвращение угрозы применения ядерного оружия, а также запрещение его совершенствования, испытания и распространения. Другой стороной является индустриально-экологическая, связанная с ответственным подходом специалистов к разработке, применению и использованию атомных технологий, эксплуатацией предприятий атомной индустрии, недопущению причин техногенных аварий. Третьей стороной нравственного аспекта ядерной безопасности является научно-социальная сторона, которая, во-первых, обусловливает ответственность учёных за дальнейшие исследования в области ядерной физики в контексте использования их результатов в различных сферах деятельности человека, а во-вторых, определяет нравственную гражданскую позицию учёных в борьбе за обеспечение ядерной безопасности.

Комплексное исследование выделенных сторон позволяет получить «объёмное» представление о важности нравственного осмысления проблемы ядерной безопасности, принятию ответственных решений для обеспечения исторической перспективы человечества. Остановимся на характеристике выделенных сторон нравственного аспекта ядерной безопасности.

Военно-политическая сторона нравственного аспекта предупреждения чрезвычайных ситуаций ядерного характера открывает перспективу одной из ключевых проблем современности -предотвращения мировой ядерной катастрофы, причиной которой может стать военный конфликт. Современная ситуация в международной обстановке, с одной стороны, позволяет сделать осторожный вывод о снижении опасности глобального применения ядерного оружия в возможной войне, однако, с другой стороны, существует ряд факторов и тенденций, в том числе нравственного характера, которые свидетельствуют о сохранении ядерной угрозы с рассматриваемой стороны. Отметим некоторые обстоятельства этого положения.

Во-первых, подобная оценка связана, прежде всего, с ростом числа кандидатов в члены «ядерного клуба». Ими готовятся стать или уже стали де-факто Пакистан, Индия, Израиль, Иран, Египет, Бразилия, Аргентина, КНДР. Если географию этих стран сравнить с географией региональных вооружённых конфликтов, то картина окажется поразительно схожей. Распространение ядерного оружия можно приравнять к утрате контроля над ним. Сама по себе возможность появления ядерного оружия в таких нестабильных регионах, как Ближний Восток, Южная Азия, Африка и других, не только резко осложнит там урегулирование кризисных ситуаций, но и может увеличить угрозу разрастания их в глобальную конфронтацию. События вокруг Ирака и его ядерных программ убедительно свидетельствуют, что ответственная (или безответственная) международная политика по отношению к Ираку и его собственные амбициозные шаги приводят к тяжё-

1 Так, например, в 1922 году академик В.И. Вернадский писал по этому поводу: «Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не может сравниться всё им ранее пережитое. Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить её на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до уменья использовать ту силу, которую неизбежно должна дать ему наука? Учёные не должны закрывать глаза на последствия их научной работы ...» Цит. по: Очерки и речи академика В.И. Вернадского. Предисловие. - Пг., 1922. - С. 3.

2 Обеспокоенный эскалацией глобальной ядерной опасности А. Энштейн в послании итальянским учёным писал: «... спущенная с цепи мощь атома изменила все, кроме нашего образа мыслей, и мы движемся, таким образом, навстречу беспрецедентной катастрофе. Новый образ мыслей совершенно необходим, если человечество думает выжить. Устранение этой опасности стало самой насущной потребностью нашего времени ...». Цит. по: Крылов А.И. Глобальная опасность и роль нового мышления в её преодолении. - М., 1988. - С. 4.

лым последствиям, касающимся всего мирового сообщества и ставящим его перед непростым выбором разрешения конфликта.

Во-вторых, не менее важным фактором военно-политической стороны нравственного аспекта проблемы остаются атавизмы догматического «доядерного мышления» в вопросе о нравственности ядерной войны. К нравственным оценкам ядерной войны некоторые исследователи продолжают подходить, пользуясь критериями оценки обычной войны. Ядерная война рассматривается формально как зло вообще, как некое событие, несущее гибель людям (такой подход весьма распространён особенно среди западных моралистов). Так, например, один из американских исследователей проблемы связи войны и нравственности Роберт Холмс в своей книге пишет, что война безнравственна, потому что там убивают. Естественно, что с подобной позиции ядерное оружие оказывается приравненным к стреле или пуле, так как не делает человека «более мёртвым» чем эти виды вооружения. Более того, тот же Холмс не видит разницы в числе жертв ядерной и обычной войны и наносимых материальных разрушениях. Он отмечает, что многие планируемые ограниченные ядерные войны предусматривают меньшие потери, нежели большие конвенциональные войны ХХ века1. Подходя к проблеме нравственности войны формально, с позиций абстрактной нравственности, Холмс утверждает: «Ядерная война сама по себе, с моральной точки зрения, ничуть не хуже обычной войны».

Моралисты подобные Холмсу встречались и в отечественной науке, правда «со знаком «минус». Они утверждали, что «высшим проявлением нравственности будет победа передового строя в ядерной войне». Против подобных оценок, проявляя высокое гражданское мужество и высоконравственную научную позицию, выступали лучшие представители отечественной философской науки. Среди этих учёных хотелось бы отметить и воздать должное военным философам А.И. Крылову, М.И. Белову и другим, не отступившим от своих научных и нравственных принципов в тяжелейших условиях идеологического диктата.

На наш взгляд, главное различие между обычной и ядерной войной, делающей последнюю безнравственной, состоит в том, что ядерная война - это не столько война, сколько массовое убийство. В войне проявляются многие нравственные высшие качества, чувства и добродетели человека и целых народов. В этом смысле война есть героика. В ядерной войне человек - ничто, он лишается возможности умереть как человек и как воин. Его убивают так же, как палач убивает приговорённого преступника, который не может оказать сопротивления.

Но в то же время, при всей пагубности ядерного оружия, нельзя не обнаружить в нём и определённые признаки нравственного содержания, но только в качестве сдерживающего средства, как средства предотвращения войны, если, конечно, предотвращение войны любым способом можно считать нравственным вообще. Ведь порой не война, а мир может быть более безнравственен. Здесь трудно не согласиться с Н. Данилевским, писавшим: «Хотя война большое зло, однако же не самое ещё большее, - что есть нечто гораздо худшее войны, от чего война и может служить лекарством, ибо "не о хлебе едином жив будет человек"»2. Что может быть хуже войны, уточняет Л. Гумилёв: «Обращение в рабство, оскорбление чтимых святынь, разграбление имущества и, наконец, оскорбительное пренебрежение2».

Что касается второй стороны нравственного аспекта предупреждения чрезвычайных техногенных ситуаций ядерного характера - индустриально-экологической, то следует отметить следующее обстоятельство. Если военно-политическая сторона проблемы связана с большим количеством сдерживающих факторов международного, правового, социального характера, то в случае промышленного использования атомных технологий опасность последствий техногенных аварий,

1 «Вторая мировая война оставила более 50 млн убитых, что равно потерям не самой большой ядерной войны - пишет Холмс, - и далее ... Карфаген был разрушен римлянами в 3-й Пунической войне настолько основательно, что это может быть вполне сравнимо с тем будто на него сбросили ядерную бомбу». Цит. по Holmes Robert. On War and Morality. Prinseton, New York., 1989, p. 6, 7.

2 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991, - С. 436.

3 См: Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992, - С. 190.

_ 81

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'2

которые в основном являются непреднамеренными, а также экологическая опасность всего технологического цикла добычи, переработки и использования делящихся материалов представляет сегодня более реальную угрозу. Взрыв ядерного реактора в Чернобыле в апреле 1986 года есть убедительное свидетельство этому.

Радиоактивное загрязнение окружающей среды, связанное с атомной индустрией, имеет не только экономическую и социальную, но и нравственную оценку. Значительное число техногенных аварий и экологических катастроф, произошедших в ней, связано с безответственностью, пренебрежением элементарными нормами нравственности, неисполнением своего служебного долга руководителями и техническим персоналом. Статистика убедительно подтверждает это положение. Практически каждый день является годовщиной ядерной аварии на предприятии гражданской или военной атомной индустрии, атомной подводной лодке, или бомбардировщике с ядерным оружием на борту. За 50 лет ядерной эры произошло более 380 ядерных аварий.

Таблица 1

Ядерные аварии за 50 лет ядерной эры на гражданских и военных объектах

^^^ Годы Аварии ^^^^ 1945 - 1954 1955 - 1964 1965 - 1974 1975 - 1984 1985 - 1994 1995 - 1997

На гражданских объектах 1 5 10 54 158 2

На военных объектах 13 25 45 30 42 нет данных

ВСЕГО: 14 30 55 84 200 2

После аварий на Чернобыльской АЭС и последней в Японии высказываются прямо противоположные мнения по вопросу атомной безопасности со стороны атомной индустрии. Представители конструктивной позиции высказываются за дальнейшее развитие атомной энергетики, представители радикальной позиции (например, «Гринпис») - за ликвидацию всех имеющихся АЭС и прекращение строительства новых. Нравственная позиция второй группы, на первый взгляд, очевидна. Статистика техногенных аварий выглядит достаточно убедительно. Однако нельзя не учитывать и то обстоятельство, что замена всех АЭС на территории только России на угольные ТЭС, по мнению учёных и врачей, привела бы к 50-кратному увеличению числа преждевременных смертей по сравнению с последствиями чернобыльской аварии от загрязнения окружающей среды в XXI веке. Если все атомные станции в мире заменить на угольные электростанции, то понадобилось бы добыть дополнительно более 600 млн тонн угля; в окружающую среду поступило бы 2 млрд тонн углекислого газа, более 30 млн тонн оксидов азота, 50 млн тонн серы, 4 млн тонн летучей золы. Эксплуатация АЭС позволяет ежегодно экономить миру 400 млн тонн нефти.

Поэтому существование в ближайшее время атомной энергетики - объективная реальность. Главный вопрос - обеспечение безопасности этой отрасли, и здесь нравственный аспект имеет немаловажное значение. ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) совместно с МАГАТЭ и ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения) разрабатывают сегодня ряд проектов, касающихся оценки риска и управления сложными промышленными установками. В них отмечается, что вопрос чистоты всего технологического цикла в атомной индустрии и безаварийной эксплуатации её объектов - это вопрос, в том числе и нравственный. Моральная ответственность «за» свою деятельность в этой сфере и «перед» миллионами людей планеты - такова сегодня нравственная планка обеспечения ядерной безопасности в индустриально-экологической области.

Научно-социальная сторона проблемы нравственного осмысления предупреждения чрезвычайных техногенных ситуаций ядерного характера рельефно обозначилась во второй половине ХХ в., когда грандиозная научно-техническая революция, создав совершенно новую глобальную ситуацию, в корне изменила привычные понятия и социальные отношения во всемирном масштабе. Без понимания этого обстоятельства сегодня невозможно решить ни одну жизненно важную проблему, в том числе проблему обеспечения ядерной безопасности. В результате этого выдающиеся учёные ХХ в. показа-

82 _

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'2

ли пример ответственной гражданской позиции в обеспечении ядерной безопасности на планете. Они не могли уже ограничиваться исследованиями лишь в сфере естественных наук и обратились к разработке социально-политических и философских проблем, придавая при этом особое значение их нравственному содержанию.

В числе первых учёных, выразивших свою нравственную оценку ситуации с появлением ядерного оружия и возможных судеб всех народов, были Н. Бор, М. Борн, Ф. Жолио-Кюри, А. Энштейн, Б. Рассел, Л. Поллинг, П. Бриджмен, Л. Инфельд, Г. Мюллер, Дж. Ротблат, Х. Юкава и др. Чтобы выжить и обеспечить себе будущее, по мнению этих учёных, человечество призвано подняться на более высокий уровень социально-культурного и нравственного развития и научиться мыслить и действовать по-новому в соответствии с реальностями ядерной эпохи и высшими интересами сохранения человеческого рода. Таков лейтмотив исторического Манифеста Рассела -Энштейна - Ф. Жолио-Кюри (1955 г.), с которым обратилась группа наиболее авторитетных учёных ко всем правительствам и ко всему человечеству. «... Мы выступаем, - сказано в Манифесте, - не как представители того или иного народа, континента или вероучения, а как люди, как представители рода человеческого, дальнейшее существование которого находится под сомнением. ...Мы должны пытаться сказать, - говорится далее в документе, - всем, без исключения грозит опасность, и, если эта опасность будет осознана, есть надежда предотвратить её совместными усилиями».

Выработанные в Манифесте принципы, на которых должна базироваться нравственная и гражданская позиция учёного, не потеряли своей актуальности и сегодня. Ответственный подход учёного в обеспечении ядерной безопасности должен основываться:

во-первых, на объективной оценке ядерной опасности во всех её проявлениях и готовности мужественно признать все научно-достоверные данные (истину) по указанной проблеме;

во-вторых, необходимо осознать, что предотвращение всеобщей катастрофы окажется реальным при условии, если в общественном сознании возобладает общепланетарное понимание «человеческого рода», существование которого «оказалось под сомнением»;

в-третьих, чтобы научиться мыслить по-новому, важно уяснить новую и очевидную, с точки зрения науки, истину о том, что использование ядерного оружия в любой форме, не приведёт применяющую его сторону ни к чему, кроме всеобщего международного осуждения и применения санкций или собственного политического самоубийства и военного краха;

в-четвёртых, если ядерная опасность, угрожающая человечеству, будет по-настоящему ответственно осознана, в таком случае появится и окрепнет надежда преодолеть её навсегда совместными усилиями всех народов и государств нашей планеты.

Таким образом, анализ нравственных аспектов предупреждения чрезвычайных техногенных ситуаций ядерного характера позволяет определить наиболее общие позиции в осмыслении этой проблемы:

Первое, исходя из достоверных научных данных, принципиально важно уяснить сущность небывалого диалектического поворота в развитии ядерных технологий и глобальной экологической ситуации.

Второе, необходимо критически проанализировать доядерные представления, преодолев всё то, что устарело или ведёт к опасным ошибочным действиям и в конечном итоге к катастрофическим последствиям.

Третье, в соответствии с реальностями ядерной эпохи и высшими интересами самосохранения человечества нужно выработать систему новых понятий, активно способствующих реализации стратегии ядерной безопасности.

И, наконец, четвёртое. Основываясь на принципах нравственной оценки ядерной опасности, выработанной лучшими представителями мировой науки, продолжая лучшие этические традиции отечественных учёных, каждый гражданин должен занимать активную, конструктивную позицию в отстаивании идеалов безопасного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.