Научная статья на тему 'Нравственные аспекты экономики'

Нравственные аспекты экономики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
466
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общество / ценности / этика / экономика / society / values / ethics / economics

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лосев А. В.

В статье рассматриваются теоретико-философские аспекты современной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the theoretical and philosophical aspects of the modern economy.

Текст научной работы на тему «Нравственные аспекты экономики»

3. Пешкова И.В. Стратегическое управление предприятиями в условиях развития инновационной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 11. С. 55.

Лосев А.В.

НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: общество, ценности, этика, экономика.

Аннотация: в статье рассматриваются теоретико-философские аспекты современной экономики.

Keywords: society, values, ethics, economics.

Abstract: The article discusses the theoretical and philosophical aspects of the modern economy.

Сегодня происходит невиданная доселе переоценка смыслов и ценностей традиционного общества. Происходит крушение не только традиционных институтов общества, но подвергается нападкам Традиция. Отвержение не только нравственно-религиозных ценностей, но и просвещенческих установок, приводит к архаизации и примитивизации жизни. Многие общественные практики, в том числе экономика, перестают быть связаны с действительными запросами и потребностями общества. По-новому встает вопрос о значении нравственности для экономики.

Вопросы взаимоотношения этики и экономики активно обсуждаются в нашей стране. В настоящее время курс этики бизнеса входит и в учебные планы некоторых вузов России. Издается масса литературы - популярной, учебной, научной. Но дело в том, что в современной этике бизнеса, «исходя из экономической эффективности и целесообразности рынка, собственности и личной заинтересованности пытаются придать рыночным отношениям и предпринимательству нравственную значимость. Тем самым не экономика доводится до нравственного уровня, а нравственность низводится до уровня экономического и материального интереса». Слово «этика» обозначает здесь большей частью кодексы, своды правил поведения и деятельности, которыми следует руководствоваться для достижения успеха, сохранения репутации порядочного, честного бизнесмена, заботящегося и о своей и об общественной пользе. Эти кодексы, вероятно, нужны и могут быть успешно использованы в условиях западных стран, однако

необходимо осознавать при этом, что речь идет не о морали как таковой, а о разумных, целесообразных правилах, нормах отвечающих критерию полезности.

Нравственные ценности - это не средство обеспечения личного и общественного благополучия. Требования нравственности не сводятся к конкретным целям, они выходят за их рамки, и в этом смысле трансцендентны. Если за благотворительностью, честностью, вежливостью стоят практическая заинтересованность и расчет, то их нравственное достоинство находится под сомнением. Нравственное качество поступка определяет мотив. Если мотивом поведения является окупаемость, выгода, польза, то в данном случае можно говорить о соответствии этого поведения общепринятым нормам, закону. Однако побудительной силой поведения не может быть признана нравственность, даже если оно согласуется с требованиями нравственного кодекса.

Развитие этических норм бизнеса в России имеет свои особенности, что объясняется спецификой исторического пути, пройденного нашим государством. «Если обратиться к реальной практике, прежде всего большого бизнеса, следует признать: вслед за западными технологиями к нам все активнее проникает и принятая в других странах идеология бизнеса. Все чаще она находит конкретное воплощение в текстах кодексов корпоративной этики. Кодексы эти, между прочим, во многом основаны на постулатах протестантской этики». Некоторые исследователи отмечают, что в поведении русских купцов более, чем у представителей других государств, присутствовала «истовость» в поступках, и объясняют это их приверженностью к православной вере.

Что касается нынешней экономической ситуации, то православные традиции пока не оказывают серьезного воздействия на развитие этики современного российского бизнеса. Гораздо большее влияние оказали на этику российского бизнеса нравственные представления новейшего, социалистического периода нашей истории. Если деловая этика в дореволюционной России опиралась на этические нормы православного христианства, то основой деловой этики социализма, безусловно, служила марксистская этика. Обосновывая относительную самостоятельность морали как формы общественного сознания, она утверждала классовый характер нравственных требований и норм. Отсюда в трудовых отношениях общественное всегда преобладало над личным, дисциплина - над инициативой и т.д.

В период перестройки система ценностей и этические представления людей начали быстро меняться. Зарождавшаяся этика

российского бизнеса оказалась под влиянием сразу двух культур делового поведения, которые существовали в стране при социализме.

Первая культура связана с упомянутой выше традиционной административно-командной системой, господствовавшей с начала 30-х годов. Здесь можно выделить следующие типы.

Первый тип составляли представители партийной (комсомольской) номенклатуры, а также хозяйственники, занимавшие командное положение в промышленности в 80-е годы. Эти люди во многом придерживаются этических ценностей прежних бюрократических структур, в том числе традиций «кормления» при государстве, однако некоторые из них привнесли с собой в бизнес и представления о служении обществу.

Второй тип представляли люди, пришедшие в предпринимательство из «нормальной» жизни. Они в целом характеризуются высоким уровнем интеллекта и достаточно высокими моральными качествами. Их отличительными чертами являются интерес и внимание к дореволюционным традициям российского предпринимательства, стремление восстановить эти традиции с учетом принятых в мировой практике норм деловой этики. Однако их деятельность лежит в основном в сфере мелкого бизнеса.

Вторая культура - это жесткая деловая культура «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Деятели теневой экономики, пополняя ряды легальных бизнесменов, принесли с собой в возрождающийся российский бизнес своеобразные этические требования и моральные нормы из другой, более «жесткой» культуры. При этом они продолжают паразитировать на недостатках новой системы (такой паразитизм - единственный способ существования теневой экономики в любой стране). Такое положение можно связано с рядом особенностей русской культуры.

Во-первых, в России не полностью действует главный принцип современного западного общества: неприкосновенности частной собственности. Частная собственность в России не священна.

Во-вторых, российский бизнес действует в условиях неприятия значительной частью общества преуспевания как такового, богатства в любом виде, даже как результата собственного труда. Это, впрочем, не удивительно. Кто поверит сегодня, что люди, разбогатевшие у нас за последние несколько лет, добились этого честным трудом?

В-третьих, в современной России сложилось своеобразное отношение к закону и к роли государства. Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным

выбором, а диктуется прежде всего необходимостью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, несовершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и притеснения со стороны государства.

В рассуждениях об этике бизнеса в качестве критерия моральности поступка выдвигают чаще цену, нежели ценность. Этика подгоняется под нужды меняющейся действительности, следствием чего является дробление морали на множество нормативных систем: этика успеха, корпоративная этика и т.д. Такой подход приводит не к нравственному оправданию экономики, а к экономическому оправданию нравственности. По мнению В.П. Фетисова: «не избавить предпринимателя от противоречия между интересом и совестью призвана философия, а наоборот, четче осознать данное противоречие и еще раз напомнить об опасности чрезмерного увлечения экономическими расчетами».

В настоящее время уделяется мало внимания исследованию принципиального различия в подходах, связанного с мировоззренческими взглядами на хозяйственную деятельность и мир. Здесь можно выделить две установки. Первый подход предполагает отношение к природе, как к чему-то чуждому, что необходимо покорять. Этой установке присущ рационализм, стремление все измерить, покорить «мертвую и слепую материю». Второй подход устанавливает отношение к космосу как к чему-то близкому и родному, а главное живому. Отсюда выражение - «мать-сыра-земля». Для данной установки материя - это Мать, предмет не хищнической «разработки» и покорения, а предмет заботы и опеки, источник жизни.

М. Вебер в свое время уделил достаточно внимания анализу влияния протестантской духовной традиции на формирование «духа капитализма». На наш взгляд назрела потребность выявить «дух русского хозяйствования». И одним из первых шагов на этом пути является анализ хозяйственной деятельности русских монастырей и их влияния на формирование предпринимательского этоса в России, а также в целом роль православия в создании русской философии хозяйства. Так А.С. Панарин в своей книге «Православная цивилизация в глобальном мире» говорит об «этикоцентризме христианского космизма», об отношении к труду как к литургии. По его убеждению, избежать гибельной перспективы разрушения русской цивилизации «можно только одним способом: посредством новой сакрализации мира - узрения в нем истинного творенья Божьего, и сакрализацией простого народа - узрения в нем тех самых «нищих

духом», которым Господь обещал землю». Подчеркивая непреходящее значение православия для русского духа, он призывает руководствоваться при стратегическом планировании не выгодой, а ставить на первое место ценность и смысл.

Список литературы

1. Апресян Р.Г. Ценностные контраверзы предпринимательства// Общественные науки и современность. 1993. № 2.

2. Борщевская В. Торгующих призвали в храмы // Российская торговля. - 2004. - № 4

3. Магун B.C. Трудовые ценности российского общества// Общественные науки и современность. 1996. № 6.

4. Макашова Н. Этика и экономическая теория // Общественные науки и современность. 1992. № 3.

5. Фетисов В.П. Экономика и нравственность// Нравственные основы предпринимательской деятельности. - Воронеж. 1995.

Овсянников С.В.

БАНКРОТСТВО КАК СТАДИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: банкротство, неустойчивость, санация, финансовый анализ.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы банкротства промышленных предприятий в условиях нестабильности экономики.

Keywords: bankruptcy, instability, sanitation, financial analysis.

Abstract: the article considers the problems of the bankruptcy of industrial enterprises in the conditions of economic instability.

В результате спада промышленного производства в 2009 году значительная часть проблемных предприятий стала банкротами и приостановила производство. В течение кризисного периода с 2008 -2010 гг. более 300 тысяч действующих предприятий были признаны банкротами и ликвидированы. Согласно данным гос. статистики РФ за кризисный период 2008 - 2011 гг. в важнейших отраслях промышленности уменьшилось количество действующих предприятий. В частности в пищевой промышленности сокращение составило -10% (5335 шт.); в производстве машин и оборудования -13% (6586 шт.); в сфере обработки древесины - 9% (3036 шт.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.