Научная статья на тему '2000. 04. 015-024. Современные проблемы этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности. (сводный реферат)'

2000. 04. 015-024. Современные проблемы этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЭТИКА БИЗНЕСА (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА) / ЭТИКА ОБЩЕНИЯ / ЭТИКА ТРУДА / ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 04. 015-024. Современные проблемы этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности. (сводный реферат)»

2000.04.015-024. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В ТРУДОВОЙ, УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Сводный реферат).

2000.04.015. БАХРАХ О.А., ЛОКШИНА Э.Х. Этические нормы и экономическая психология//Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности: Материалы конф. - СПб., 1999. -С.20-22.

2000.04.016. ГРОТТТЕВ И.В. Этические проблемы бизнеса//Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности: Материалы конф. - СПб., 1999. - С. 50-53.

2000.04.017. ЕРШОВА Т.Н. Этика предпринимательства как часть общей культуры// Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности: Материалы конф. - СПб., 1999. - С.69-71.

2000.04.018. КУЛАКОВА Л.М. Роль этики деловых отношений между субъектами хозяйственной деятельности/Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности: Материалы конф. - СПб., 1999. - С.103-104.

2000.04.019. ОСИПОВ Д.И. Этика отечественного предпринимательства// Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности: Материалы конф. - СПб., 1999. -С.135-137.

2000.04.020. ПРОЗОРОВСКАЯ К.А. Меры по оздоровлению этических отношений в бизнесе//Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности: Материалы конф. - СПб., 1999. -С.143-145.

2000.04.021. САЯДЯН Н.М. Когда бизнес в России станет этичным?//Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности: Материалы конф. - СПб., 1999. - С. 151-153.

2000.04.022. СУХАРЕВ М.В. Этика профессиональных групп, пути ее распространения и изменчивости//Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности: Материалы конф. - СПб., 1999. - С.160-162.

2000.04.023. ХОДЮШИНА А. Этический кодекс университета как элемент организационной культуры//Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности: Материалы конф. - СПб., 1999. - С.172-175.

2000.04.024. ХОРЬКО К.А. Проблемы этики в современном бизнесе//Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности: Материалы конф. - СПб., 1999. - С.176-177.

О.А.Бахрах и Э.Х.Локшина отмечают (015), что, исходя из определения этики, необходимо учитывать побудительные мотивы, цели и заинтересованность субъектов хозяйственной деятельности. Преобладание экономических интересов отдельных групп над интересами общества, размытость и аморфность этических норм допускают использование людей в целях личного обогащения и недобросовестную манипуляцию.

Манипулирование в России имеет глубокие исторические корни. Государство как политический институт всегда манипулировало интересами общества, игнорируя этическое начало, устанавливая «собственные» этические нормы, оправдывающие действия господствующей группы. Если рассматривать триаду: экономика, политика, этика, - то в идеальном случае основой гармонического развития общества должна быть этика.

Поскольку в настоящее время на предпринимательство возлагаются надежды как на силу, способную поднять российскую экономику, то для успешной деятельности предпринимателю очень важно соблюдать этические нормы как в отношениях с государством, партнерами по бизнесу, так и в отношениях с наемными работниками. И если предприниматель знает, как достичь результата, то наемный работник, являющийся исполнителем его идей, и есть тот самый «человеческий фактор», не требующий больших инвестиций. Создавая благоприятный этический климат для своих сотрудников, предприниматель тем самым дает им возможность реализовать свой потенциал.

И.В.Грошев (016) выражает уверенность, что этичное поведение способствует увеличению доходов, так как поддержание высоких этических стандартов повышает конкурентоспособность корпорации. Неэтичный путь поведения лишь увеличивает риск предприятия, поскольку результат оказывается непредсказуемым. В то же время если взять какие-то отдельные случаи, то неэтичное поведение может принести больший доход, чем поведение этичное. Предпосылкой

этичного поведения в бизнесе служит наличие конкуренции, которая призвана обеспечить для всех субъектов экономической деятельности равные возможности. Успех в деловом мире возможен лишь тогда, когда каждый предприниматель ожидает от своих конкурентов соблюдения этических норм. В противном случае система свободного рынка не может нормально функционировать.

Рассматривая этические проблемы бизнеса, автор призывает учитывать то обстоятельство, что деловой мир не существует в вакууме. На этот мир оказывают непосредственное влияние различные социальные институты, в рамках которых уровень этических отношений во многом определяет этику бизнеса. Непосредственное влияние на этику предпринимательства оказывает культура, в том числе и корпоративная, включающая в себя нормы, убеждения и стандарты, распространенные в мире бизнеса. Неформальная составляющая этой культуры складывается из реальных ценностей, убеждений и норм, которыми руководствуются отдельные индивидуумы в своем поведении. Формальная составляющая -из идеализированных ценностей, убеждений и норм, характерных для организации в целом. Это важное средство в деле распространения моральных ценностей и обучения моральным нормам. Другим таким средством является процесс подражания, когда поведение отдельных людей выступает в качестве социальной модели.

В настоящее время не только сфера бизнеса, но и общество в целом оказалось охваченным этикой релятивизма, где исключается абсолютность таких понятий, как хорошее и плохое, истинное и ложное. В рамках этой этики моральные идеи попадают в зависимость от случайных факторов и целиком определяются конкретной ситуацией. Низкому уровню моральных ценностей в области бизнеса во многом способствует разделение субъектов владения и управления.

Автор выделяет следующие условия, необходимые для формирования корпоративно-социальной ответственности, норм этического поведения в бизнесе: 1) управление корпорацией должно быть социально ответственным; 2) должны быть установлены строгие организационные ценности, которые должны стать выше тех индивидуальных убеждений, способных подталкивать людей к неэтичным поступкам; 3) должны быть сформулированы основные правила, которыми бы руководствовался персонал в своем поведении; 4) должна совершенствоваться культура бизнеса; 5) должен поддерживаться этический имидж корпорации, включающий в себя такие идеи, как ориентация на потребителя, защита окружающей среды, помощь местному населению (концепция социально-этического

маркетинга); 6) чувство этической ответственности должно стать частью корпоративной культуры на основе подхода социального планирования.

Т. Н. Ершова отмечает (017), что общая культура является неотъемлемой частью организационной жизни, и ее отдельные аспекты рассматриваются, прежде всего, в связи с проблемами менеджмента. Процесс делового общения, состоящий из таких звеньев, как намерение, внимание, восприятие, запоминание и участие, непосредственно интегрирован в бизнес. В этом отношении уровень культуры предпринимательской деятельности является эффективным фоном, способствующим и процессу делового общения, и конечному результату бизнеса.

Автор выделяет следующие 10 заповедей делового человека: уважение к власти, целеустремленность, единство слова и дела, рациональное планирование времени отдыха и размышлений о своей жизни, уважение к старшим и постоянство в браке, уважение человеческого достоинства и прав человека, оптимальное планирование своих средств, честность и правдивость, уважение права частной собственности.

Л.М.Кулакова указывает (018), что в процессе модернизации российского общества оказались востребованы новые, рыночные формы как самой организации хозяйственной деятельности, так и новые формы экономического партнерства. В этой ситуации возрастает роль партнерских обязательств самих предприятий. Не все субъекты хозяйственной деятельности оказались готовы войти в рыночную систему. Те предприятия, которые своевременно осознали важность партнерской этики и в полной мере начали руководствоваться ею в своей практической деятельности, имеют более высокие шансы для своего дальнейшего стабильного развития. Вместе с тем несовершенство регулирующих хозяйственную деятельность социальных институтов оказывает дестабилизирующее влияние на формирование устойчивых партнерских отношений.

Автор приходит к выводу, что развитие двух взаимосвязанных процессов является основой становления этики деловых отношений, которая в свою очередь предопределяет ход экономического развития общества в целом.

Д.И.Осипов считает (019), что определение перспектив дальнейшего развития рыночной экономики в России ставит насущную задачу изучения взаимоотношения ценностей предпринимательства и нравственности. В этом деле важную роль играет обращение к теоретическому наследию дореволюционной социально-философской науки. Российскими мыслителями были разработаны такие принципы

моральной философии предпринимательства, как единство правды и выгоды К.Д.Кавелина, ответственности предпринимателя перед обществом и государством за результаты П.Б.Струве, нестрогой прибыльности - отказа от требований жесткого торга с обязательным извлечением прибыли. С.Н Булгаковым были выявлены религиозно-нравственные основания предпринимательства в старообрядчестве и разработана концепция философии хозяйства. Б.Н.Чичерин отстаивал необходимость активизации свободной хозяйственной самодеятельности на основе частной собственности. Труды русских ученых развивали идеи сочетания личной выгоды и общественной пользы, нравственности и экономики, что отразило в определенной мере ценностные ориентации предпринимательского сословия.

Этика предпринимательства в России складывалась в ходе преодоления пережитков крепостничества и в условиях государственного патернализма. Несмотря на очевидные успехи в своем становлении, класс предпринимателей так и не оформился в серьезную социальную силу. Сложности формирования морального кодекса предпринимательства существуют и в настоящее время и связаны как с неприятием предпринимательства и индивидуальной инициативы в период социализма, так и с традиционным для России осуждением частной собственности и накопительства. «Конкретный анализ показывает различие моральной позиции предпринимателя и моральной оценки обществом феномена предпринимательства» (019, с.136). Культурная легитимация предпринимательства требует взаимодействия этических оснований предпринимательства, психологии личности предпринимателя и экономических целей, стоящих перед ним. В данной структуре особое значение приобретает моральная легитимация деятельности предпринимателя, направленная на систематическое получение прибыли в ходе максимальной экономической эффективности поведения. Легитимация должна учитывать как нормы этики успеха (здоровье, комфорт, богатство, социальный престиж), так и социальной этики (семья, коллективизм, патриотизм).

Связь между психологическими качествами предпринимателя и этическими основаниями его деятельности неоднозначна. Общие психологические черты, характерные для предпринимателей -стремление к самостоятельности, целеустремленность, поиск новизны, готовность идти на риск, - могут получить нравственное оправдание. Однако эти черты могут приобретать и индивидуалистический (внеморальный) смысл. Комплекс автономности у российских предпринимателей выражен сильнее ввиду их большей отчужденности от

общества и отсутствия последовательной поддержки со стороны государства.

Автор приходит к выводу, что судьба социально-экономических реформ в России во многом связана с изменением морального статуса российского предпринимателя. Важную роль в моральном оправдании предпринимательства может сыграть и историко-аксиологическое его обоснование.

К.А.Прозоровская (020) выделяет следующие направления, способствующие развитию цивилизованного предпринимательства в России. Первое направление связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Это направление автор считает приоритетным по сравнению с мерами воспитательного и пропагандистского характера. По мнению автора, в нынешних условиях все изменения необходимо начинать с совершенствования экономической, правовой, научно-технической сферы. «В существующей предпринимательской среде трудно следовать даже нормам закона, что уж говорить о нормах морали!» (020, с.144). И лишь затем изменения способны охватить этические нормы, культуру, традиции.

Российское государство традиционно играло огромную роль во всех сферах экономической и социальной жизни. Именно государственным органам должна отводиться главная роль в формировании благоприятного климата, в том числе в разработке и принятии мер по оздоровлению ситуации в сфере этических отношений в предпринимательстве.

Другое направление носит воспитательный характер. Его задача - через пропаганду, образование интегрировать нормы этического бизнеса в систему норм, которыми руководствуются в своей деятельности предприниматели. В рамках этого направления показывается, что нормативное поведение более выгодно и в перспективе лучше вознаграждается, чем аморальное. Автор призывает обратиться к практике работы школ по этике бизнеса в США. Опыт работы этих школ показал их положительное воздействие на моральный климат предпринимательства и в конечном итоге - на его эффективность. Средства массовой информации способны формировать общественное мнение, чтобы оно выполняло ту контролирующую роль, которую оно имеет в развитых странах.

В итоге автор выражает уверенность, что именно таким образом «в России будут созданы благоприятные условия для предпринимательской деятельности, формирования экономической и правовой среды, обеспечивающей стимулирование деловой активности» (020, с.145).

Н. М.Саядян указывает (021), что этика отечественного бизнеса нередко ставила в тупик многих иностранных партнеров и инвесторов. Российские деловые люди явно преуспевали в торговле, но уступали в промышленных начинаниях. Крупные капиталы вкладывались в основном в «верные» промыслы: винокурение, солеварение и т.п. Иностранные инвесторы при открытии своих предприятий обязывались обучать заморским секретам русских людей, ничего не утаивая. При этом на всех этапах развития российской экономики четко прослеживается связь предпринимательства с деятельностью и покровительством государства.

Такое положение породило одну из специфических особенностей российского бизнеса - стремление достигать успеха не столько усилиями к эффективному развитию производства, сколько получением выгодных правительственных заказов и льгот, а значит, подкупом чиновников.

Российское промышленное предпринимательство оформилось позже западноевропейского и потому высоко ценило технические достижения Запада, их организацию и культуру производства. Однако столкнувшись с сильной конкуренцией иностранного капитала и надеясь на протекцию своих властей, русские деловые люди издавна искали поддержку в славянофильстве, в обосновании уникальности и неповторимости национального развития. Трудно отрицать своеобразие национальных традиций и нравов, но искать в них глубокое противоречие между истинно русской цивилизацией и роковым влиянием западных идей во все времена было порочной тенденцией. Именно национальным менталитетом, непопулярностью на Руси деловой расчетливости объяснялось показное мотовство, склонность к спекуляции и обману, проволочки и необязательность, ограниченность кругозора.

История российского предпринимательства знает и другие примеры: в начале нынешнего века «честное слово» многих отечественных купцов и промышленников было крепче стали, ярко проявилась их благотворительная деятельность - помощь обездоленным и больным, широкое распространение меценатства.

Автор выражает сожаление, что в настоящее время в нашей стране не всем предпринимателям хватает истинно российской добросовестности и порядочности «людей слова», хозяйской расчетливости и желания помочь талантам и попавшим в беду людям. Заботы об этичности поведения российских бизнесменов часто заканчиваются обеспечением достойного личного имиджа и современного интерьера фирмы. «Вероятно, наше общественное мнение

пока мало волнуют проблемы нравственности, чистоты отношений, высокой морали поведения в экономическом пространстве» (021, с.153).

М.В.Сухарев отмечает (022), что профессиональная этика институциализирована для немногих профессий - врачей, юристов, работников правоохранительных органов и т.п. Обычные профессии не имеют законодательно оформленной профессиональной этики.

Вместе с тем профессиональная этика производителей товаров, торговцев, банкиров и прочих участников рынка во многих отношениях должна отличаться от этики индивида или группы, действующих в условиях планового хозяйства. Если в условиях плановой экономики на первое место среди требований, предъявляемых к субъектам экономики, выходит выполнение плановых заданий и удовлетворение определенных формализованных качественных требований, то в условиях рынка возникает гораздо более сложная задача - лучше удовлетворять потребителя, чем большинство производителей конкурирующей продукции. Причем бизнесмену никто не ставит конкретных задач - ему приходится работать при отсутствии прямого управляющего воздействия.

Индивид овладевает профессиональной этикой в процессе первичной и вторичной социализации. Это естественный процесс в рамках установившейся общественной системы. Однако в переходном состоянии общества участникам экономической системы негде взять готовые комплексы правил, которыми совершенно автоматически руководствуется человек, прошедший социализацию в рыночном обществе.

Это является одной из причин, почему известные теоретические схемы, приводящие к доминированию «эффективного собственника», не срабатывают в настоящее время. С другой стороны, необходимость действовать в рыночных условиях заставляет участников рынка менять свои стереотипы. Поэтому исследование профессиональной этики и ее изменений актуально для понимания общества и экономики в переходный период.

Этические установки в конечном счете представляют собой информационные посылки, распространяющиеся в социальной среде. Информация не возникает из ничего, и должны существовать каналы распространения профессиональной этики. Среди последних автор выделяет следующие: 1) литературу, описывающую жизнь в капиталистических странах, откуда берутся представления о том, как должен действовать бизнесмен в условиях рынка; 2) различные курсы по ведению бизнеса и маркетингу, получившие распространение в последнее время; 3) информация, извлеченная из собственной деловой

практики и практики «круга общения»; 4) семейная память, которая в России играет слишком незначительную роль в передаче навыков рыночного поведения.

А.Ходюшина считает (023), что на данном этапе российское общество развивается в условиях тяжелого экономического кризиса, социальной дезорганизации, следствием которых являются определенные проявления аномии. Развитие материальной культуры явно опережает эволюцию нематериальной культуры. Автор выражает убеждение, что экономические преобразования не должны производиться безотносительно к общественным интересам, они должны опираться на соответствующую экономическую культуру, идеологию, традиции. И в первую очередь, они должны соответствовать менталитету и основным ценностям данной культуры.

Автор кратко формулирует следующие этические правила предпринимательской деятельности: 1) цивилизованный

предприниматель доверяет себе и другим; 2) уважает себя как личность, а любую личность как себя; 3) убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для общества.

К.А. Хорько отмечает (024), что в среде бизнеса приветствуются такие способствующие получению доходов человеческие ценности, как трудолюбие, практичность, упорство и целеустремленность. Этических вопросов бизнесмены в своей деятельности нередко избегают, объясняя этот факт тем, что этические нормы мешают достижению деловых и личных целей или, по крайней мере, не способствуют их достижению, а дискуссии о нравственности наносят ущерб репутации энергичных и преуспевающих людей.

Несмотря на нарушения нравственных норм, многие бизнесмены все же считают, что укрепление этики способствует их интересам. Команда, состоящая из людей, обладающих высокой культурой и профессионализмом, способна добиться успеха. Эффективное руководство, базирующееся на этике, есть лучшее средство для достижения целей. Этический подход к бизнесу требует принятия во внимание позиций всех заинтересованных сторон. Это способствует выработке компромиссов, а значит эффективной совместной работе и долговременному сотрудничеству, что несет с собой дополнительную прибыль.

Таким образом, автор приходит к выводу, что этика есть средство, положительно влияющее на бизнес, поддерживающее его прибыльность, конкурентоспособность и дальнейшее развитие.

О.В.Летов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.