УДК 174 (075.8)
СОВРЕМЕННАЯ ДЕЛОВАЯ ЭТИКА КАК СИНТЕЗ ПРИКЛАДНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
К. В. Сафонов
Статья посвящена изучению проблем функционирования деловой этики в структуре современного философского знания. В статье рассматриваются основные дилеммы бизнеса и предпринимательства, современные концепции этики бизнеса. Большое внимание уделяется определению статуса деловой и предпринимательской этики, возможности рассмотрения данной области этического знания в рамках прикладной и профессиональной этики. Феномен деловой этики анализируется с позиций интегральной этики.
е-ттЬ рЫ1о^Ш1а@уа^ех-ги Ключевые слова: прикладная этика, профессиональная этика,
деловая этика, этическая дилемма, конфликт интересов.
Современный уровень развития общества предъявляет особые требования к таким экономическим институтам, как бизнес и предпринимательство. В настоящее время представителям деловых кругов недостаточно лишь заниматься своей прямой деятельностью - производством и распределением экономического продукта. На каждого из них общество возлагает обязанности по претворению в жизнь требований этики.
Характеризуя бизнес, мы имеем дело с терминами «деловая этика» и «этика бизнеса». В современной литературе ведется дискуссия по вопросу о принадлежности деловой этики. Одни ученые относят ее к прикладной этике, их оппоненты - к профессиональной. Также дискуссионным является вопрос о соотношении экономической этики, деловой этики, предпринимательской этики, этики бизнеса. В рамках данного исследования мы будем опираться на позицию В.Н. Назарова, который отмечает, что «различие между экономической и предпринимательской этикой состоит в том, что субъектом моральных требований в экономической этике являются преимущественно государственные институты, тогда как в этике предпринимательской - отдельные предприятия»1. При этом мы будем рассматривать моральные дилеммы бизнеса с позиций индивидуальной этики (этики предпочтений). Одновременно с этим деловую этику мы определим как несколько более широкое понятие, выходящее за пределы индивидуальной этики отдельных менеджеров.
Литература по вопросам этики предпринимательской деятельности предлагает большое количество определений рассматриваемых терминов. Авторы учебника «Организация предпринимательской деятельности» понимают под предпринимательской этикой этику предпринимателя, разновидность профессиональной этики2. Ю.Ю. Петрунин и В.К. Борисов определяют этику бизнеса как научную дисциплину, изучающую применение этических принципов в деловых ситуациях3. А.В. Горбатов и О.В. Елескина предлагают понимать под этикой бизнеса «деловую этику, основывающуюся на честности, открытости, верности данному слову, способности действовать на рынке в соответствии с действующим законодательством и традициями»4. На наш взгляд, данные определения характеризуют деловую этику как совокупность положений прикладной и профессиональной этики, этики бизнеса как социального института и этики отдельного предпринимателя. Кроме того, они позволяют нам рассматривать понятия «этика бизнеса» и «деловая этика» как синонимы.
1 Назаров В.Н. Прикладная этика - М.: Гардарики, 2005 - С. 115.
2 См. Организация предпринимательской деятельности (под ред. Грядова С.И.) - М.: КолосС, 2005 - С. 376.
3 Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса - М.: Дело, 2000 - С. 63.
4 Горбатов А.В., Елескина О.В. Деловая этика - Кемерово, 2007 - С. 16.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11
Термин «этика бизнеса» стал известен широкой общественности в начале 1970-х годов. Именно тогда его все чаще стали использовать при обсуждении моральных и социальных аспектов функционирования американских корпораций. Со временем термин вышел за пределы университетских аудиторий и стен научных учреждений. Об этике бизнеса стали упоминать в средствах массовой информации в 1980-х, когда особенно широкая дискуссия в американском обществе велась вокруг скандалов и нарушений, имевших место в среде представителей среднего и крупного бизнеса. Именно благодаря серьезным проблемам, которые следовали за общественным осуждением подобных происшествий, в компаниях стали появляться новые должности администраторов по вопросам этики. Первый отдел по вопросам этики был создан в 1985 году компанией “General Dynamics”5. К середине 1990-х администраторы по этике имелись практически во всех деловых учреждениях Европы и США, а к концу XX столетия вошли в штатные расписания некоторых российских корпораций. Администраторы и советники по вопросам этики занимаются моральными аспектами деятельности компании, принимают непосредственное участие в разработке и претворении в жизнь кодексов профессиональной этики.
Хотя в качестве отдельной научной дисциплины этика бизнеса оформилась лишь во второй половине прошлого века, этические принципы предпринимательской деятельности были разработаны практически одновременно с возникновением бизнеса. Изначально они представляли собой приложение норм повседневной морали к торговле. Источником же этих норм послужили Десять Заповедей, многие из которых и по сей день непосредственно применяются в деловой практике.
И все же периодом становления и утверждения этики бизнеса можно назвать вторую половину ХХ века, когда в Европе и США среди населения стало появляться все больше недовольных политикой, проводимой крупными (в том числе и транснациональными) корпорациями. При этом весьма влиятельной социальной, политической и экономической силой становилось движение за гражданские права, представленное рядом независимых правозащитных организаций. Именно эти организации осуществляли контроль над компаниями и промышленными предприятиями. Особенно жесткой критике с их стороны подвергались представители оборонной и химической промышленности, которые своими действиями наносили весьма ощутимый урон окружающей среде, что негативно отражалось на всех жителях страны. Противостояние общества и бизнеса привело к возникновению понятия программ социальной ответственности бизнеса, за которыми стояли действия компаний, выгодные обществу и восполняющие урон, который был нанесен ему в результате неэтичных действий промышленников.
Возникшее явление было облечено в форму учебной дисциплины, которая под названием «корпоративная социальная ответственность» была введена в учебные планы экономических специальностей американских университетов и колледжей. Это, однако, было лишь первым предвестником этики бизнеса: в вышеупомянутых курсах акцент делался на управленческие и правовые вопросы; этической теории там практически не было.
Как отмечает Л.Е. Басовский, «этика предпринимательства затрагивает многие проблемы, а не только проблему социально ответственного поведения»6. Именно с этим, на наш взгляд, связано формирование деловой этики как новой отрасли научного знания. Данный факт датируется 1970-ми. Предпосылкой для формирования новой науки стало использование многими философами этической теории и философского анализа для решения связанных с бизнесом дилемм. В ноябре 1974 г. в Университете Канзаса была проведена первая конференция по этике бизнеса, и именно с этого момента молодая наука начала свое самостоятельное существование.
Однако еще в течение многих лет оспаривались не только необходимость самостоятельного развития этики бизнеса как научной дисциплины, но и сама возможность ее существования. Многие скептики ставили под сомнение сам термин «этика бизнеса», утверждая, что торговля и бизнес являются весьма аморальными занятиями, поэтому даже название науки является оксюмороном. Считалось, что у философов экономические отношения не могут вызвать абсолютно никакого интереса, в то время как для экономи-
5 См. Горбатов А.В., Елескина О.В. Деловая этика. - Кемерово, 2007. - С. 15.
6 Басовский Л.Е. Менеджмент - М.: Инфра-М, 2005 - С. 48.
стов этика даже представляет некоторую опасность - попытка соблюсти все требования морали и нравственности может привести к серьезным убыткам и даже банкротству. И лишь со временем, по мере усиления борьбы за права потребителей, бизнес понял, что торговля некачественными изделиями, искажение в рекламе особенностей товара и сокрытие информации о сопутствующих рисках не только снижают моральных дух и этичность компании, но также может привести к существенным штрафам.
О тесной взаимосвязи прикладной и профессиональной этики в рамках этики бизнеса свидетельствует тот факт, что в современных условиях предприниматель не может ограничиваться лишь собственной (профессиональной) этикой. Он также ответственен за мораль своих поставщиков и потребителей. Простейшим примером ущерба от не-этичности последних можно считать воровство в магазинах. У предпринимателя есть в данном случае два выхода - либо содействовать повышению этичности общества (что в конечном итоге приведет к повышению этичности покупателей), или усиливать охрану, что потребует колоссальных затрат, но все равно полностью не решит проблему.
Представители бизнеса должны осознавать, что их задачей по отношению к рабочим и служащим является не только трудоустройство, но также и социализация. Последняя невозможна без усвоения человеком определенного набора морально-этических принципов. Для четкого разграничения в сознании человека этичного и неэтичного необходимо неукоснительное соблюдение данных принципов не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности.
Никакой бизнес не существует лишь по собственной воле и абсолютно автономно. Право на существование ему дано обществом, которое ожидает от него справедливой и этичной деятельности, направленное на общее благо. Бизнес в некотором роде является помощником общества на пути к государству всеобщего благосостояния. Именно поэтому оба партнера должны беспрекословно доверять друг другу, что исключает возможность неэтичных действий с каждой стороны.
Все возрастающий интерес к деловой этике и этике бизнеса связан с тем, что во многих случаях «невидимая рука рынка» неспособна урегулировать проблемы морали представителей промышленности и торговли. В краткосрочной перспективе более выгодными могут быть неэтичных действия, которые, однако, в долгосрочной перспективе приведут к весьма серьезным последствиям. Например, неэтичные действия химического предприятия, состоящие в сбросе неочищенных сточных вод, максимизируют прибыль в настоящий момент, но в будущем, когда правду уже невозможно будет скрывать от общества и государства, приведут к большому количеству судебных исков и штрафов, падению спроса на продукцию разрушителя природы, а для отдельных руководителей компании могут даже закончиться уголовным преследованием. К причинам усиления интереса к этике бизнеса и предпринимательства Ю.Ю. Петрунин и В.К. Борисов относят рост уровня корпоративности на современном этапе и продолжающуюся информационную рево-люцию7.
Проблемы этики производства и реализации продукции тесно связаны с проблемами управленческой этики. Еще Аристотель в своих работах рассматривал вопросы этичности руководителей и проблемы морального выбора при их взаимоотношениях с подчиненными8. Задаваясь вопросами управления в масштабах государства, Аристотель одним из первых высказал идею о добродетельности менеджмента, социальном контракте и социальной ответственности корпораций, моральности принятия управленческих решений. В его работах можно прочитать о распределении вознаграждений среди представителей организации, что также является одной из центральных проблем современной этики бизнеса.
Основу существования материального поощрения труда составляет его соразмерность величине усилий, приложенных для достижения целей деятельности. При этом затруднения может вызвать задача определения величины этих усилий. Так как в руках у руководителя сосредоточены многие (если не все) рычаги управления организацией, у него может возникнуть желание использовать свою власть для несоразмерного увеличе-
7 Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса - М.: Дело, 2000 - С. 60.
8 См. Аристотель. Политика / / Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1983. Т. 4.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11
ния оплаты труда себе и своим приближенным, при этом нарушая моральные принципы и способствуя росту недовольства среди работников организации. Те, в свою очередь, могут ответить неэтичными действиями, исходя из имеющихся у них полномочий. Таким образом, нарушение этических принципов при распределении вознаграждений может стать причиной падения морального облика всей организации, серьезных убытков и даже банкротства.
При решении вопросов, связанных с распределением материальных благ, человек всегда оказывается в ситуации конфликта интересов. Личные интересы и желания исполнителя вступают в противоречие с его профессиональными обязанностями. Проблемами выбора и принятия решений в данной ситуации также занимается этика бизнеса. А.А. Храмкин указывает, что «конфликт интересов, в целом, может быть определен как ситуация, в которой имеются личные/частные интересы, которые в определенных ситуациях могут вступать в конфликт с должностными обязанностями/функциями»9.
Личные интересы представителя бизнеса могут принимать различные формы. Прежде всего, это финансовая заинтересованность. Каждый работник желает увеличения своих собственных доходов, но не все при этом в качестве источника повышения благосостояния видят повышение качества и производительности труда. Неверное распределение финансовых ресурсов организации с целью повышения собственной оплаты труда и прочих материальных вознаграждений является классическим примером конфликта интересов. Также можно рассмотреть трудоустройство родственников в одну и ту же организацию, когда один из них является прямым подчиненным другого. В случае ненадлежащего исполнения подчиненным профессиональных обязанностей, руководитель обязан наложить на того взыскание. Но в том случае, если недобросовестный работник -его родственник, начальник может пойти на нарушение должностных инструкций и закрыть глаза на нарушения. Подобные действия являются неэтичными и наносят вред деятельности компании, могут привести к убыткам. Именно поэтому разработанные многими компаниями кодексы профессиональной этики сотрудников запрещают работу близких родственников в одних и тех же подразделениях в условиях подчинения одного другому.
Сохранение коммерческой тайны также является частным случаем конфликта интересов. И примером здесь может служить не только разглашение ее в случае получения взятки, но и разглашение уже по окончании сроков сотрудничества с данной компанией. Работник, имеющий представление о коммерческой тайне и переходящий на службу к прямому конкуренту работодателя, поступает неэтично. Он должен понимать, что его могут приглашать не как специалиста, а именно как представителя конкурирующей фирмы. В то же время, работая с коммерческой тайной, он получал деньги не только за свою основную деятельность, но и за хранение секретов. Именно поэтому положения этики бизнеса не рекомендуют переход на работу к прямому конкуренту или открытие собственного дела в той же отрасли, в которой действует предыдущий работодатель.
Всего в этике выделяется семь основных типов ситуаций конфликта интересов. Список их был приведен канадскими политологами Кеном Кернаганом и Джоном Ленг-фордом в их книге «Ответственный государственный служащий»10. К этим случаям они относят следующие ситуации:
• сделка с самим собой (заключение должностным лицом контракта с фирмой, которой он владеет);
• принятие выгоды (получение взятки или ценного подарка за действие или бездействие);
• продажа влияния (получение выгоды от продвижения чьих-либо интересов);
• использование имущества работодателя для получения личной выгоды (использование оборудования или офисной техники для осуществления деятельности, не связанной с профессиональной);
9 Храмкин А.А. Конфликт интересов в системе государственной службы: особенности государственных закупок (www.strategy-spb.ra/portal/files/hramkin-goszakupki.doc).
10 См. McDonald, Michael. "Ethics and Conflict of Interest". W. Maurice Young Centre for Applied Ethics (http: //www.ethics.ubc.ca/people/mcdonald/conflict.htm).
• использование конфиденциальной информации (в качестве примера можно привести действия чиновников, которые разменивают большие суммы денег на монеты, которые не будут изыматься в результате деноминации и поэтому подорожают в несколько раз; при этом нужно отметить, что эти действия осуществляются до официального объявления об обмене денег);
• занятость вне фирмы (одновременная работа в конкурирующих организациях);
• последующая занятость (переход на работу к конкуренту или открытие своего бизнеса в той же отрасли).
Проблема конфликта интересов является общей для этики бизнеса и политической этики. Кроме того, в последнее время проблемы конфликта интересов активно обсуждаются в рамках юридической этики и этики аудита. Данные факты свидетельствуют об особой сложности данной проблемы и необходимости поиска решения в комплексе и в строгом соответствии с положениями этической науки.
В настоящее время активно идет процесс глобализации мирового пространства. Стираются границы между странами и континентами. Эти процессы затрагивают все сферы жизни общества, и, безусловно, играют заметную роль в развитии этики бизнеса.
Бизнес выходит за рамки отдельных государств, что приводит к возникновению транснациональных корпораций и совместных предприятий. Вместе с бизнесом меняется и деловая этика: она переходит на различные уровни. Ю.Ю. Петрунин и В.К. Борисов выделяют уровни микроэтики и макроэтики. Под макроэтикой, по их мнению, понимается та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между как макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его частями; под микроэтикой - исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций11.
Идущие процессы глобализации бизнеса также приводят к тому, что в одной и той же компании работают представители разных по менталитету и мировоззрению наций. Весьма остро при этом встает проблема выработки приемлемого и понятного для всех кодекса этики, что напрямую связано с поиском общих для всех культур ценностей. В нашей стране профессиональную деятельность предпринимателей регулирует Российский кодекс предпринимательской этики, в котором выделяются принципы личности, принципы профессионала, принципы гражданина России, принципы гражданина Земли12.
В середине 1990-х на Западе многие ученые занимались подобными проблемами. Целью их исследований было найти и описать универсальный набор ценностей, которые затем могли бы лечь в основу универсального кодекса. Этот «кодекс на все случаи жизни» потом можно было бы применять во всех организациях после незначительной адаптации. При этом зачастую забывали, что кодекс профессиональной этики - это не просто набор придуманных кем-то правил, которым следуют без лишних раздумий. Формирование здоровой этической культуры организации возможно только при условии принятия и понимания всеми без исключения сотрудниками ценностей и положений, составляющих основу кодекса этики. Кодекс этики - документ, который должен находиться в свободном доступе, чтобы каждый мог высказать свое мнение о нем и предложить внести конкретные изменения, если, как он считает, в этом есть необходимость.
Иностранные компании часто совершают серьезную ошибку, предлагая свои сотрудникам в третьих странах перевод кодексов этики, применяемых в головных предприятиях. Менталитет и мировоззрение народов могут существенно различаться, что приведет к непониманию предъявляемых кодексом требований. Однако не стоит думать, что все то, что является понятным и приемлемым для, например, француза, будет непонятно и неприемлемо для русского или китайца. Исследователями был выделен набор определенных приемлемых для представителей большинства культур принципов этики, которые могут лечь в фундамент будущего кодекса.
Все эти принципы можно разделить на три основные категории: принципы личной этики, профессиональной этики и глобальной этики. При этом этика бизнеса связана
11 Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса - М.: Дело, 2000 - С. 64.
12 См. Назаров В.Н. Прикладная этика - М.: Гардарики, 2005. - С. 266-268.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11
со всеми тремя основными категориями. Личная этика, сформированная у нас в процессе социализации в обществе, позволяет нам действовать этично в сложных ситуациях, не предусмотренных кодексом профессиональной этики. Глобальная этика делает акцент на благополучие всего человечества, которого можно достичь только путем следования принципам морали. Так, основным из положений глобальной этики является уважительное и этичное отношение к окружающей среде. Действительно, может ли корпорация, наносящая природе непоправимый вред, быть успешной, этичной и благополучной? Огромные прибыли, получаемые в настоящий момент и создающие видимость доходности, в будущем приведут к серьезным убыткам и банкротству. Именно поэтому в современных условиях успешное развитие бизнеса возможно лишь при соблюдении положений глобальной этики и этики бизнеса.
Скептики могут возразить, что в данный момент мир достиг своей этической вершины, этический прогресс остановился, стремиться больше не к чему, поэтому этичные действия уже не принесут никакой пользы. Однако среди ученых нет единого мнения по этому поводу. Большинство из них склоняются к тому, что этический прогресс более вероятен в том обществе, которое стоит на более высокой ступени развития. Действительно, в былые годы сама идея управляемого человеком «прогресса» могла показаться странной. Так, размеренная жизнь в Средневековье была уже предопределена: времена года сменяли друг друга, принося новые виды работ, а все иерархии социального порядка были установлены волею судьбы. В современном же обществе идея прогрессивных изменений воспринимается как данность. Невозможность постоянного и быстрого изменения какой-либо сферы жизни человечества вызывает непонимание и негодование. Это относится ко всему, но не к этике. Многие считают, что современная тяжелая жизнь не оставляет нам выбора: необходимо действовать неэтично и получать выгоду, потому что если потратить время на ненужные разговоры о морали, вся прибыль уйдет в руки конкурентов. Именно такие мнения, господствующие в среде представителей бизнеса, приводят к тому, что этика стоит на месте или даже откатывается назад. Бизнесмены должны понимать, что они являются публичными людьми, и поэтому своими неэтичными действиями они не только разрушают свой моральный облик, но и способствуют неэтичному поведению многих из своих сотрудников, многие из которых берут пример со своего босса, желая быть столь же успешными. И при этом неэтичное поведение воспринимается ими как одно из условий успешности, что, конечно же, является неправильным и даже опасным.
Когда речь заходит о бизнесе, многим из нас на ум приходит мысль о том, что бизнесмены, стараясь максимизировать прибыль, уходят от уплаты налогов. Действительно, очень часто можно столкнуться с подобными действиями представителей деловых кругов. Этикой бизнеса большое внимание уделяется проблеме уплаты налогов. Существующее на данный момент в большинстве стран налоговое законодательство несовершенно: в нем содержатся определенные «лазейки», позволяющие максимизировать налоговые вычеты или попросту ничего не платить. При этом те, кто заинтересован в уклонении от налогов, часто стараются оправдать свои действия, говоря, что взимаемые в большом количестве налоги расходуются государством неэффективно, не приносят обществу никакой пользы, поэтому уплата налогов является лишь пустой тратой денег. Иными словами, эти лица, осознавая всю моральную сомнительность своих действий, стараются обвинить государство в отсутствии у него этики, чтобы самим выглядеть этичнее. С их точки зрения, больше пользы можно получить, распорядившись всеми своими деньгами по своему усмотрению, не передавая ни копейки на нужды государства. Однако при этом они забывают, что есть такие общественные нужды, вклад в которые может внести только государство: образование и здравоохранение, охрана правопорядка и судебная система, культура и искусство, демографическая политика, национальная оборона. Без развития данных сфер жизни общества невозможно существование самого общества. Бизнес является институтом общества, поэтому отдельно от него существовать не может. Следовательно, пытаясь уйти от уплаты налогов, представители деловых кругов не только поступают неэтично, но они ставят под угрозу благополучное развитие своего дела, которое невозможно без нормального функционирования всех общественных институтов. Своевременная и полная уплата налогов повышает моральный статус компании и повы-
шает благосостояние жителей всей страны, которые, получив большие финансовые возможности, станут больше тратить на товары и услуги, предоставляемые им бизнесом. То есть уплата налогов не только этична, но и может привести к росту прибыли.
Этику бизнеса и деловую этику можно рассматривать также как один из инструментов управления фирмой. Для максимизации этичности менеджмента и принимаемых управленческих решений, менеджер должен ответить на вопросы, которые выделяет Л. Колеро в своей статье «Пять вопросов, которые руководители должны задать себе»13:
1. Какова стратегия нашей компании в управлении этикой?
2. Кто отвечает в нашей компании за этику?
3. Сотрудники нашей фирмы имеют достаточно знаний для того, чтобы распознавать и решить моральные дилеммы?
4. Сотрудники нашей организации имеют безопасную возможность обсуждать этические проблемы фирмы?
5. Мы поощряем или наказываем этическую честность и моральную храбрость, если это в итоге приводит к негативным последствиям?
Большое внимание современной этикой бизнеса уделяется проблеме доверия в условиях свободного рынка. Действительно, каким образом потребитель может быть уверен в добросовестности и этичности предпринимателя, который предоставляет ему товар или услугу? От этичности производителя и продавца зависит не только качество товара, но также и многие другие немаловажные факторы: качество обслуживания, справедливость уровня цены и т.п. Но при этом практически невозможно предугадать, какими принципами руководствуется предприниматель, с которым покупатель столкнулся впервые. Этика бизнеса видит выход лишь в естественных процессах выхода с рынка тех производителей и продавцов, чьи прибыли не позволяют им продолжать дело. Этика напрямую связана со многими ценовыми и неценовыми факторами, именно поэтому произведенный или распространяемый неэтичной организацией товар обладает меньшей конкурентоспособностью, что может стать причиной снижения прибылей.
На первый взгляд сложная проблема достижения взаимного доверия также решается весьма просто. Потребитель доверяет лишь тому посреднику и производителю, с деятельностью которого он уже хорошо знаком и в этичности которого он уверен. Именно поэтому крупные торговые сети имеют преимущество перед небольшими магазинами: как у всех современных корпораций, у них в составе совета директоров есть администраторы и консультанты по этике. Именно по их инициативе проводятся тренинги и семинары по повышению уровня этики и морали сотрудников компании, а в торговых и сервисных организациях также организуется работа так называемых «скрытых клиентов», задачей которых является визиты инкогнито в различные подразделения компании с целью проверки уровня обслуживания, качества выполняемых работ, после чего они представляют руководству отчет об уровне этики персонала того или иного магазина или сервисного центра.
Однако не стоит думать, что лишь от уровня развития нравственности работников, непосредственно взаимодействующих с клиентами, зависит уровень этической культуры всей компании. Этика должна проникать во все уровни организации, начиная от генерального директора и заканчивая сторожем на складе. Но начать нужно именно с вышестоящего руководства. Как уже было сказано, для многих сотрудников высшие руководители в некоторой степени являются образцом успешности. Подчиненные, желая добиться столь же высокого положения, как и их начальники, начинают копировать их поведение, подчас не задумываясь об этике, морали и нравственности. Кроме того, проводимую компанией политику определяют руководители. Их распоряжения выполняются, даже если они аморальны. Это, несомненно, наносит вред этической культуре всей компании. Поэтому абсолютно каждый работник должен в своей работе задумываться об этике выполняемых действий. И именно поэтому все должны принимать активное участие в составлении и претворении в жизнь кодексов этики сотрудников данной организации, данной отрасли.
13 Cm. Larry Colero Five Questions That Corporate Directors Should Ask (http: / / ethics.ubc.ca/index.php?p=misc&id=26)
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11
Взаимное доверие и этика в организации становятся неотъемлемым атрибутом стабильно развивающегося, успешного бизнеса. В настоящее время высокий уровень развития средств связи позволяет служебным информаторам обнародовать данные о неэтичных действиях руководства и сотрудников организации, при этом оставшись анонимными и, следовательно, совершенно не пострадав. Огласка фактов, подтверждающих низкую этическую культуру компании, может стоить руководителям огромных убытков или даже потери бизнеса. Активно идущие процессы глобализации не позволяют уйти от ответственности за неэтичные действия. Неконкурентоспособные предприятия будут вытеснены с рынка. И, следовательно, только этичный бизнес на данный момент является жизнеспособным.
Рассматривая деловую этику, мы видим, что ее можно отнести как к прикладной, так и к профессиональной этике. Комплексный характер моральных дилемм, стоящих перед представителями делового мира не позволяет нам рассматривать эту науку одномерно. Деловая этика - это, с одной стороны, прикладная этика, этика бизнеса как одного из социальных институтов, этика предпринимательства в целом. С другой же стороны, деловая этика - это профессиональная этика отдельного предпринимателя и менеджера. Кажущееся противоречие снимается при рассмотрении всех дилемм в комплексе, с позиций интегральной этики14, т.е. путем анализа дилемм с точки зрения синтеза философской, прикладной и профессиональной этики.
Современное предпринимательство является опорой развивающейся глобальной экономики, экономик отдельных стран. На наш взгляд, рассматривающие его проблемы области этики - предпринимательская этика, деловая этика, этика бизнеса - должны стать опорой развития прикладной и профессиональной этики, придать новое значение этим отраслям философского знания.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
■ Нравственная регуляция предпринимательской деятельности осуществляется на основании концепции предпринимательской этики.
■ Этика бизнеса есть прикладная этика, рассматривающая моральные дилеммы бизнеса как института современного общества.
■ На современном этапе аспекты прикладной и профессиональной этической регуляции деловой активности образуют деловую этику.
■ Существование деловой этики подтверждает необходимость функционирования интегральной этики предпринимательской деятельности и экономической активности.
1. Назаров В.Н. Прикладная этика. - М.: Гардарики, 2005.
2. Организация предпринимательской деятельности (под ред. Грядова С.И.) - М.: КолосС, 2005.
3. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса - М.: Дело, 2000.
4. Горбатов А.В., Елескина О.В. Деловая этика. - Кемерово, 2007.
5. Басовский Л.Е. Менеджмент - М.: Инфра-М, 2005.
6. Аристотель. Политика // Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1983. Т. 4.
7. Храмкин А.А. Конфликт интересов в системе государственной службы: особенности государственных закупок www.strategy-spb.ru/portal/files/hramkin-goszakupki.doc.
8. McDonald M. Ethics and Conflict of Interest. W. Maurice Young Centre for Applied Ethics www.ethics.ubc.ca/people/mcdonald/conflict.htm.
9. Colero L. Five Questions That Corporate Directors Should Ask.
10. www.ethics.ubc.ca/index.php?p=misc&id=26.
11. Назаров В.Н., Мелешко Е.Д. Этическое образование в России: проект «интегральной» этики // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2005. № 3 (40). С. 98 - 107.
14 См. Назаров В.Н., Мелешко Е.Д. Этическое образование в России: проект «интегральной» этики / / Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2005. № 3 (40). С. 98-107.
Список литературы
MODERN BUSINESS ETHICS AS A SYNTHESIS OF APPLIED AND PROFESSIONAL ETHICS
The article is devoted to the investigation of the functioning of business ethics within the structure of modern philosophy. The main dilemmas of business and modern theses of business ethics are discussed in the article. Special attention is paid to the determination of the status of business ethics, the possibility of treating this part of ethical knowledge in the area of applied and professional ethics. The phenomenon of business ethics is analyzed from the position of integral ethics.
e-mail: [email protected] Key words: applied ethics, professional ethics, business ethics, ethi-
cal dilemma, conflict of interest.
K. B. Safonov
Tula State
L. Tolstoy Pedagogical University