Научная статья на тему '2002. 04. 017. Петрунин Ю. Ю. , Борисов В. К. Этика бизнеса. - 2-е изд. М. : дело, 2001. - 280 с'

2002. 04. 017. Петрунин Ю. Ю. , Борисов В. К. Этика бизнеса. - 2-е изд. М. : дело, 2001. - 280 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
509
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ И ПРАВО / НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ И ПРАВО / ПРАВО И МОРАЛЬ / ЭТИКА БИЗНЕСА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 04. 017. Петрунин Ю. Ю. , Борисов В. К. Этика бизнеса. - 2-е изд. М. : дело, 2001. - 280 с»

2002.04.017. ПЕТРУНИН Ю.Ю., БОРИСОВ В.К. ЭТИКА

БИЗНЕСА. - 2-е изд. - М.: Дело, 2001. - 280 с.

Вопрос этики деловых отношений является одним из наиболее значимых вопросов, с которыми сталкивается в последнее время наше общество. Современный руководитель должен учитывать в своей работе интересы многих сторон. Глобализация бизнеса ведет к усложнению моральных отношений между людьми. Индивидуальное сознание и поведение принимающих решение людей варьируются от безоговорочного признания и соблюдения этических норм до их полного игнорирования.

Моральные принципы, действующие в обществе, как правило, не выражены четко и однозначно. Даже два человека, выросших в сходных условиях, могут иметь различные моральные позиции. Например, по поводу справедливого распределения материальных благ или правдивости в отношениях со своими партнерами. Авторы указывают, что решение подобных вопросов происходит на интуитивном уровне, когда правильность выбранной моральной позиции не находит объяснения посредством каких-либо рациональных доводов. «Именно неспособность привести в защиту

моральных принципов что-либо, кроме интуитивных убеждений, унаследованных от родителей, объясняет, почему люди не могут защитить свою точку зрения по тому или иному вопросу морали, когда возникает такая необходимость» (с.13). Один из наиболее

распространенных выводов наблюдений за деловой жизнью заключается в том, что этика и личный интерес могут совпадать, особенно когда моральное поведение выгодно. Подобное не позволяет составить объективную картину о конкретном субъекте бизнеса.

Любая позиция, занимаемая субъектом бизнеса, может быть подвергнута критике и, следовательно, нуждается в соответствующем обосновании. Некоторые приводят в свою защиту конкретные обстоятельства, которые заставляют их поступать так, а не иначе. Авторы справедливо отмечают, что не существует хороших и плохих причин, обусловливающих поведение субъектов бизнеса, а существуют хорошие и плохие аргументы. И в каждом конкретном случае «необходимо точно знать, являются ли применимыми аргументы, на которых строится доказательство, чтобы использовать тот или иной

довод в качестве доказательства или обоснования какого-либо тезиса» (с.19).

В западных странах этику бизнеса тесно связывают с правом. И мораль, и право регулируют основные вопросы социальной жизни. Моральные принципы находят свое отражение в ясных правилах социального поведения, нарушение которых влечет за собой определенное наказание. Существует мнение, что этические проблемы можно разрешить, если прописать в законах все возможные образцы поведения, которым должен следовать деловой мир. Данный подход не совсем приемлем, поскольку в некоторых случаях законопослушное лицо не является виновным с точки зрения морали. Объективность судебных решений тоже иногда подвергается обоснованным сомнениям. Кроме того, перенесение в правовую область этических проблем бизнеса привело бы к значительному усложнению законодательства и увеличению нагрузки на судебную систему. Сами по себе законы не создадут необходимый климат для честного бизнеса. Этику бизнеса формируют социально-экономические отношения общества и социально-управленческая культура.

Мораль представляет собой сложное явление. Большинство современных ученых исходит из признания в морали двух относительно самостоятельных сфер: морального сознания и нравственной практики, в процессе которой и реализуются нравственные идеи (с.25-28). Моральное сознание представляет собой совокупность представлений индивида, на основе которых он строит свое общение с другими людьми, с обществом, с природой. Прежде всего, это понятия и представления о добре и зле, долге, совести, о высших ценностях и другие. Индивидуальное моральное сознание формируется во взаимодействии с общественным моральным сознанием, носителем которого выступает общество в целом. Общественное моральное сознание включает в себя обыденное и теоретическое моральное сознание. Если последнее по большей части нацелено на основные вопросы человеческого существования и обладает определенной четкостью, рациональностью и системностью, то обыденное моральное сознание, представляющее собой наши повседневные суждения по различным проблемам морали, характеризуется размытостью и противоречивостью. Нравственные отношения, через которые проявляются нравственные чувства и представления, являют собой нравственную практику. Подобные отношения зависят от

характера отношений личности и общества, от политического устройства, экономической жизни, особенностей культуры и религии.

Таким образом, свою деятельность человек осуществляет на основе субъективного мира чувств, переживаний, стремлений, нравственных оценок, образа мышления. Среди множества ситуаций в профессиональных отношениях людей складываются наиболее типичные, которые характеризуют относительную самостоятельность профессии, ее моральную атмосферу. Авторы приводят три категории правил этического поведения, которые должны использоваться в качестве принуждения работать согласно своим моральным принципам: персональная, профессиональная и всемирная этика (с.49-51). Принципы персональной этики отражают общие ожидания каждого человека в любом обществе. Они включают: беспокойство за благополучие других, уважение права других быть самостоятельным, надежность, честность, добровольное подчинение закону, справедливость, отказ от несправедливого преимущества над другими, благотворительность, возможность приносить пользу. Принципы профессиональной этики отражают установки, к которым стремятся люди, действуя в рабочей среде. Эти зафиксированные письменно установки обусловливают стандартное поведение, которое обычно основывается на принципах профессиональной этики, включающей: беспристрастность, объективность, прямоту, конфиденциальность, должное старание, точное исполнение профессиональных обязанностей. Принципы всемирной этики предполагают возможность влиять на общество и совершать мировые дела. Они включают в себя: соблюдение мирового законодательства, социальную ответственность, управление окружающей средой, ответственность за целостность и др.

К сожалению, субъекты бизнеса не всегда придерживаются вышеуказанных принципов. К причинам неэтичной практики ведения дел можно отнести: высокую конкуренцию, вытесняющую этические соображения; отсутствие отчетности общественности; недостаток умений и знаний морального плана, требующихся человеку при принятии решения.

В книге подробно описываются четыре причины принятия этически неправильных управленческих решений: 1) уверенность в том, что данная деятельность не выходит за рамки этических и юридических норм, т.е. что она не является нелегальной (аморальной); 2) уверенность в том, что она отвечает интересам индивида или компании и что от

индивида ожидают именно подобных действий; 3) уверенность в том, что она “безопасна”, так как никогда не будет обнаружена и обнародована; 4) уверенность в том, что поскольку она помогает компании, то компания отнесется снисходительно и даже защитит человека, который ею занимается (с.124—128).

К вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими нормативами, относятся взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику части незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании, использование информации, полученной в доверительной беседе от членов своей группы, незаконные выплаты политическим организациям, расовая дискриминация, противоправное поведение ради интересов организации и прочие разновидности.

В этике бизнеса сложились четыре основных моральных подхода бизнеса, опирающихся на четыре этических направления (с.70—87). Первое из них опирается на религиозную этику, ориентировано на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало в иудео-христианской традиции. Вторым распространенным подходом является теория утилитаризма. Согласно данной теории, какое-либо действие является правомерным с этической точки зрения в том и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого. Третий подход связан с использованием принципов, основанных на правах. Наиболее важными среди различного рода прав являются так называемые моральные права или права человека. Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми. Четвертый подход связан с принципами справедливости. Поскольку люди по своей природе являются общественными существами, они должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основные ценности для его представителей — человеческое равенство и справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в этике справедливости, является подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливым законов, отсутствие дискриминации и привилегий.

Моральные проблемы деловой жизни настолько сложны, что решить их, исходя из позиций только одного направления, весьма сложно. В

различныж ситуациях могут использоваться различные этические принципы и ценности. Подобная ситуация обусловлена не только сложностью моральных проблем бизнеса, но и особенностями современной культуры, на которую оказытают значительное влияние культурные особенности других государств.

С начала 80-х годов в западном мире получили широкое распространение кодексы этики компаний. В последнее время это привело к двум дополнительным следствиям: 1) расширение публичныж обсуждений администраторами компаний этических проблем и методов их решения; 2) приложение творческих усилий в направлении эффективного осуществления этической политики, направленной на обеспечение морально приемлемые действий. Чтобы добиться соответствующих результатов, руководитель и его окружение должны неуклонно соблюдать этические принципы и лидировать в поддержании системы ценностей своей организации.

Кроме этических кодексов, существуют другие способы повышения этичности поведения. Среди них: создание комитетов по этике; проведение социальные ревизий для оценки уровня социальной ответственности организации; обучение этичному поведению персонала; этическая экспертиза; этическое консультирование независимыми специалистами со стороны (с.106). Этичное поведение повышает эффективность бизнеса, делает его более привлекательным. Бизнес, живущий не по лжи, может обеспечить не только высокую прибышь, но и экономическую и политическую стабильность в будущем.

В.Л.Алгайкин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.