Научная статья на тему 'Экономика и нравственность'

Экономика и нравственность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2377
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЫНОК / СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ / ECONOMIC CULTURE / MARKET / SOCIOECONOMIC VALUES / ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Помпеев Юрий Александрович, Качанова Елена Анатольевна

Рыночная экономика усиливает и акцентирует любые черты, которые уже свойственны человеческому сообществу или отдельному индивиду. Стремление к выявлению лучших сторон человеческой природы и сдерживанию деструктивных инстинктов в условиях переходной экономики автор рассматривает как научную проблему становления и развития экономической культуры и неотъемлемую часть формирования современного гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economy and morality

The market economy strengthens and accentuates any features that are already inherent in the human community, or individual to individual. The desire to identify the best sides of human nature and curb the destructive instincts in conditions of transition economy of the author regards as the scientific problem of formation and development of economic culture and an integral part of the formation of a modern civil society.

Текст научной работы на тему «Экономика и нравственность»

УДК 330:17

Ю. А. Помпеев, Е. А. Качанова

Экономика и нравственность

Рыночная экономика усиливает и акцентирует любые черты, которые уже свойственны человеческому сообществу или отдельному индивиду. Стремление к выявлению лучших сторон человеческой природы и сдерживанию деструктивных инстинктов в условиях переходной экономики автор рассматривает как научную проблему становления и развития экономической культуры и неотъемлемую часть формирования современного гражданского общества.

Ключевые слова: экономическая культура, рынок, социоэкономические ценности, предпринимательство в России

Yuriy A. Pompeev, Elena A. Kachanova Economy and morality

The market economy strengthens and accentuates any features that are already inherent in the human community, or individual to individual. The desire to identify the best sides of human nature and curb the destructive instincts in conditions of transition economy of the author regards as the scientific problem of formation and development of economic culture and an integral part of the formation of a modern civil society.

Keywords: economic culture, market, socioeconomic values, entrepreneurship in Russia

Среди антонимов в русском языке нет, пожалуй, слов с более противоположными смыслами, чем нравственность и экономика. В отличие от таких пар, как ложь и истина, добро и зло, встречающихся в одних и тех же словарях, термины «экономика» и «нравственность» там не пересекаются.

Понятно, что нравственность - категория этическая, обозначающая совокупность чувств и понятий, определяющих отношение человека к людям, к обществу. Сферу нравственности образуют отношения между людьми, построенные по законам самой человеческой жизни. Принципы нравственности вырастают из задач обеспечения жизнеспособности человека и усиливают эту жизнеспособность. Личность, как известно, растет поступками.

Но и рынок, как основа экономики в виде хозяйственной системы, есть не что иное, как совокупность социально-экономических отношений в циклах производства, распределения, обмена и потребления благ - товаров и услуг1.

С самого своего зарождения термин «экономика» (греч. oikos - дом, родина; nomos - знание, наука, учение) обозначал науку об эффективных способах управления домашним хозяйством, домом, который с течением времени объединял все более крупные хозяйственные единицы. Тогда же Аристотель сформулировал и другую научную дисциплину под названием хремати-стика (от названия древнегреческой денежной единицы - хрематы), в которой излагались способы приращения товара под названием деньги;

в буквальном смысле хрематистика - «делание денег из денег».

Вспомним, что крупным памятником древнерусской экономической культуры стал «Домострой», - это прямой перевод на русский язык древнегреческой экономики.

Первородные смыслы экономики как хозяйственной системы не противоречили нравственным нормам трудовой этики и морали, которые вытекали из религиозных постулатов. Бытовые подробности жизни в «Домострое» освящались нравственными установками божественных истин. Благословенная денежка - символ праведной жизни. Экономика Домостроя одухотворяется православной этикой, основой жития является животъ, т. е. свое имущество, хозяйство, материальные формы воплощения жизни. Потому и домашняя живность, как крупная, так и мелкая, - тоже животъ, или животина и никогда - скотина, или скот2.

Эти коренные свойства бытия и сознания русского человека ХУ-ХУ1 вв. позволили устойчивым формам хозяйствования по типу натурального быта выйти к началам торгового капитализма.

Если обратиться к классику экономической теории Адаму Смиту (1723-1790), то он был профессором нравственной философии Университета в Глазго, и до написания основного труда «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) ученый выпустил книгу под названием «Теория нравственных чувств» (1763). Исследуя две стороны человеческой приро-

ды - корыстную и альтруистическую, Адам Смит пришел к выводу, что человеком, достигающим личной выгоды или общественной пользы, движет одно и то же нравственное чувство под названием - любовь3.

Основная научная проблема, требующая рассмотрения, состоит в определении путей становления и развития ценностей экономической культуры России в цивилизационном процессе и в разрешении методологического противоречия между значительным эмпирическим материалом, накопленным по истории хозяйства, промышленности, делового мира в исторических и социальных науках, и отсутствием целостной теории, формулирующей ценностно-мотивационные компоненты человеческой культуры, издавна присущие хозяйственной деятельности в России (нравственность, национальное самосознание, духовная жизнь народа, представления правящей элиты и народа о власти, праве и собственности, религия, наука, искусство, образование, культура труда). Стихийное воспроизводство духовно-ценностных смыслов, влияющих на экономику и управление ею, происходило, как правило, под воздействием национальных, политико-идеологических, религиозных и личностных факторов.

С этих позиций все социально-экономические конструкции необходимо подвергнуть историко-культурологическому анализу, без которого последние, как правило, схематичны, локальны, дискретны и не могут служить фундаментом познания истории мировой и отечественной цивилизации, в которой экономика и культура, соприкасаясь и переплетаясь, образуют единое целое.

Экономическая культура кристаллизует в себе образцы ценностных позиций, действий и взаимоотношений, энергии и философии национального хозяйственного опыта, включая и рыночные отношения, как мотивационный ресурс цивилизационного развития.

Категория экономической культуры мало разработана в теории и практике культурологических исследований, не рассмотрены ее истоки и факторы развития, основные исторические типы, характерные для православной хозяйственной практики, а также связь этой категории с человеческой природой. Трудности современного этапа развития российского общества во многом обусловлены несоответствием идеологии осуществляемых социально-экономических реформ традиционным ценностям национальной культуры, непониманием или игнорированием своеобразия и уникальности духовного и экономического опыта России, поверхностным усвоением современными российскими пред-

принимателями профессионально-нравственных норм деятельности, выработанных мировым рынком, и ограниченными возможностями влияния импортированных ценностей мирового и западно-европейского предпринимательства на экономическую культуру России.

Социоэкономические ценности формируются как непосредственно в самой хозяйственной деятельности, так и вне ее. Поэтому экономическая культура как основа общественного воспроизводства есть проекция культуры на сферу социально-экономических отношений, с отражением в ней духовных составляющих социальнокультурных основ хозяйственной деятельности, таких, как представления о смысле и достойном образе жизни человека, его предназначении, их нормативно-ценностном обосновании в контексте современной социальной реальности. Уничтожение отечественного предпринимательства в десятилетия командно-административной системы, повлекшее за собой исчезновение ценностно-мотивационных установок, повлияло на экономическую культуру современного предпринимательства, которое по ряду своих моральных ориентаций выпадает из духовной культуры России.

Эти факторы особенно актуальны для русской экономической культуры, поскольку русские в России были и остаются народом объемлющим - и по государствообразующей роли, и по географическому расселению. По некоторым оценкам, Россия находится в предпоследней стадии потерь духовных традиций, корней и органичности нашего бытия.

Студенты университета культуры и искусств в результате социологической выборки выстроили ранговую модель десяти персональных качеств, необходимых, на их взгляд, эффективному предпринимателю сегодня:

1) профессиональная компетентность;

2) предприимчивость;

3) коммуникабельность;

4) уверенность в себе;

5) работоспособность;

6) способность к риску;

7) преданность своему делу;

8) нестандартность мышления;

9) самостоятельность;

10) интеллигентность.

За пределами первой десятки оказались такие качества, как эрудиция, здоровый образ жизни, а также честность и порядочность. Последнее качество оказалось на последнем месте.

В чем же дело? Взглянем на недавний отечественный опыт.

В годы брежневского правления (1964-

Ю. А. Помпеев, Е. А. Качанова

1982) по мере эрозии режима стали появляться и углубляться хозяйственные и правовые ниши для альтернативной экономической деятельности вне системы государственного планирования. Основные протопредпринимательские потоки проявились в оказании услуг частными лицами вне и внутри государственной сферы обслуживания, в крупномасштабном теневом производстве, в работе сезонных строительных бригад, шабашников и артелей, комсомольских центров творчества молодежи, быстро трансформировавшихся в посреднические коммерческие структуры.

Неслучайно среди первоисточников собственности в Российской Федерации в годы первоначального накопления капитала наиболее существенными стали (и продолжают быть):

1. Махинации с выдачей и распродажей ваучеров, т. е. свидетельств на право получения части государственной собственности.

2. Спекуляция на дефиците, скупке и перепродаже государственных ресурсов.

3. Легализация и «отмывание» доходов от подпольного бизнеса.

4. Мелкие и крупные хищения общественного имущества.

5. Присвоение доходов за счет искажения отчетности, в том числе неуплаты налогов.

Достоверные данные об использовании перечисленных источников для организации предпринимательских структур отсутствуют, однако экспертные оценки последних лет определяют потери государства по указанным каналам на уровне 15-20 % национального дохода.

Обоснование духовных ценностей путем изучения исторического опыта и отечественных основ экономической культуры с последующим включением этих ценностей в современный культурный процесс, может дать необходимые стимулы для активизации продуктивной хозяйственной деятельности в национальной экономике России.

Русская православная церковь, став очевидным хозяйствующим субъектом рыночной экономики, сформулировала и обсудила на своем VIII Соборе в 2004 г. «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Свод основывается на десяти заповедях и вытекающих из них положений. Главный вывод: «Состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности. Лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный, сможет обеспечить себя, принося пользу своим ближним и своему народу. Пусть так будет в России, вступившей в XXI в.»4.

В православной этике, к счастью, призвание

и предназначение человека в мире, понятие о неприкосновенности личности неизбежно сопровождаются представлением об обязанности и правах труда, заботой об обеспечении своей жизни. Живя своим трудом, человек не станет отнимать чужое, и приобретет средства, обеспечивающие его собственную нравственную и материальную независимость от чужого произвола.

Что касается российских предпринимателей, то еще столетие назад, в 1912 г. на своем съезде они выработали семь принципов ведения дел в России:

1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.

3. Уважай право частной собственности.

Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своего Отечества. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. Единожды солгавшему кто поверит? Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение двум господам, Богу и Мамоне, противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Приведенные семь условий5 можно истол-

ковать как основы экономической культуры для эффективной работы любого менеджера и каждого предприятия.

Сущность современного предпринимательства можно свести к следующим принципам:

- ориентация на человека как главную ценность и предприятия, и общества в целом;

- самоотверженное, подвижническое служение потребителю (покупателю, читателю, экскурсанту, слушателю, зрителю);

- создание и поддержание культурной среды фирмы, соблюдение этических норм поведения, духа товарищества, взаимного уважения, демократических традиций, возможностей профессионального роста, достойной оплаты творческих достижений;

- взаимодействие всех сотрудников, отвечающих за прибыль, преследующих общие предпринимательские цели, которые реальны, понятны каждому и отражают основной характер предприятия;

- максимальное использование конкурентной среды, требование к качеству продукта труда.

Культура, как известно, предполагает не только профессионализм в труде, но и любовь к труду. Человек осознает себя личностью в труде и культуре.

Главной же проблемой остается экономическая культура, прежде всего - культура труда.

Н. В. Гоголь в одной из предсмертных молитв напомнил: «Работа - святое дело. Когда делаешь работу, старайся так быть благочинну в мыслях, как бы ты был в церкви, чтоб от тебя никто не услышал бранного слова, чтобы во взаимной любви всех совершалось дело: тогда

работа - святое дело. Тогда такая работа спасет твою душу»6.

«Недаром весь мир считает нас, русских, народом еще молодым, свежим, - мнение другого русского гения Д. И. Менделеева. - Мы молоды и еще свежи - именно в промышленном смысле. Знание России в ее естественных условиях и знание русского народа в его способностях ко всяким видам человеческой деятельности -убеждают не меня одного в том, что предстоящие России промышленные завоевания должны составить небывалый расцвет русских сил»7.

Этот расцвет еще впереди.

Примечания

1 Малый экономический словарь: 12 000 терминов / под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Ин-т новой экономики, 2000. С. 770.

2 Домострой / под ред. В. В. Колесова, В. В. Рождественской. СПб.: Наука, 1994. С. 158. (Литературные памятники).

3 Смит А. Теория нравственных чувств, или Опыт исследования о законах, управляющих суждениями, естественно составляемыми нами, сначала о поступках прочих людей, а затем о наших собственных / пер. и изд. П. А. Бибикова. СПб.: Тип. И. Глазунова, 1868. С. 515.

4 Свод нравственных принципов и правил хозяйствования: принят на итоговом пленар. заседании VIII Всемир. Рус. Нар. Собора, гостин. комплекс «Даниловский», 4 февр. 2004 г. // Православ. беседа. 2004. № 2.

5 Помпеев Ю. А. История и философия отечественного предпринимательства. СПб.: СПбГУКИ, 2003. С. 248.

6 Гоголь Н. В. Сочинения. М.: Олма-пресс, 2002. С. 983.

7 Менделеев Д. И. Заветные мысли // Сочинения: в 24 т. М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 19. С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.