Научная статья на тему 'Нравственность врача в философии И. А. Ильина (к 120-летию со дня рождения)'

Нравственность врача в философии И. А. Ильина (к 120-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
823
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.А. ИЛЬИН / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВРАЧ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Блохина Нина Никодимовна, Калягин Алексей Николаевич

Представлен биографический очерк известного отечественного философа И.А. Ильина и его понимание нравственного долга врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morality of physician in phylosophy of I.A. Iljeen (to 120 anniversary since birthday)

The biographic sketch of the known Russian philosopher I. Iljeen is presented and his understanding of the moral debt of physician is discussed.

Текст научной работы на тему «Нравственность врача в философии И. А. Ильина (к 120-летию со дня рождения)»

of skin including oncological one. The insufficient validity of eaneerogenie influence of used preparations takes place, as low revealing of occupational diseases of skin takes place. The last is caused first of all not by quite adequate realization of medical examinations, namely - there is realization without taking into account seasonal prevalence of manifestation of this pathology; there are discrepancies of diagnoses in ICD №10 and in the Russian legislation, and it complicates diagnosis; there is insufficient attention of doctors. Besides, absence of physical examinations - oncologists is essential disadvantage, especially on the background of increase in oncological pathology.

Литература

. Зудин Б.И. Кожные и вснсричсскис болезни. - М.: Медицина, 1990.-С.93.

Международная классификация болезней и проблем связанных со здоровьем. Дссячый нсрссмоїр, 1995. -Т.1 ,часч ь 1. - С.697.

Грацианская Л.Н., Ковшило В.И. Справочник нроф-наюлога. - М., 1977. С462.

Цфасман А.З. Профессиональные болезни. - М., 2000. - С.334.

Филов В.А., Тиунов Л.А. Вредные химические вещеечва в промышленное ! и. - СПб.: "Химия",

1 990.-С.732.

Страницы истории науки и здравоохранения

© БЛОХИНА Н.Н., КАЛЯГИН А.Н. -

НРАВСТВЕННОСТЬ ВРАЧА В ФИЛОСОФИИ И.А. ИЛЬИНА (к 120-летию со дня рождения)

Н.Н. Блохина, А.Н. Калягин.

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - акад. МТА и МАН ВШ д.м.п., проф. А.А. Майборода, кафедра философии, зав. - дон. Н.Н. Блохина, кафедра пропедевтики внутренних болезней, зав. - проф., засл. врач РФ Ю.А. Горяев)

Резюме. Представлен биографический очерк известного отечественного философа И.А. Ильина и его понимание нравственного долга врача.

Ключевые слова: И.А. Ильин, нравственность, врач.

"... Врач, которого пациенты не любят, к которому они не питают доверия, похож на "пшюмника". которого не принимают в святитще. ит на полководца. которому надо штурмовать совершенно неприступную крепость... "

ИЛ. Ильин

"Дух есть самое главное в человеке. Каждый из нас должен найти и утвердить в себе своё "самое главное " -и никто другой не заменит его в этом нахождении и утверждении не может. Дух есть сипа личного самоутверждения в

человеке... И.А. Ильин

Есть имена в истории отечественной культуры, забвение которых дорого обходится потомкам; что, впрочем, закономерно для "Иванов, не помнящих родства". Тогда как, будучи наследниками великой культуры, мы имеем уникальную возможность, - и вместе с тем просто обязаны, -выйти из состояния, метко обозначенного Александром Менем, как состояние "неандертальцев духа и нравственности". Особо важная роль в этом отношении принадлежит философскому наследию российских мыслителей XX века. Иван Александрович Ильин как раз один из ярких

представителей самобытной российской метафизики, зародившейся и получившей мощное развитие в конце XIX - начале XX вв. Именно в эту эпоху, - ставшего впоследствии знаменитым, философского ренессанса, - сложился небывалый дотоле в стране круг больших, оригинальных мыслителей, подвергших анализу культурно-исторический опыт российского бытия. Для подтверждения сказанного достаточно назвать такие имена, как: Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков, Е. Трубецкой, В. Иванов, Л. Шестов, С. Франк, П. Новгородцев, П. Струве, Г. Шпет, А. Лосев и др. Философы в это время становились духовными лидерами нации, властителями дум.

И.А. Ильин оставил после себя огромное литературное богатство, включающее едва ли не все разделы гуманитарного знания. Актуальность его философских размышлений определяется для нас ещё и тем, что их главным предметом всегда, - о чём бы ни писал, - была Россия и её народ. Проблемам государства и права, политического устройства посвящены его многочисленные работы. А в 1956 г., - уже посмертно, - вышла его знаменитая лекция "Об истинном патриотизме". Сущностные для российского типа философствования понятия "сродности" и "соборности" и для Ильина являются основополагающими в решении смы-

сложизненных, судьбоносных проблем, "... Готовить для будущей России мы должны не партийный дух, а национальный, патриотический и государственный. ...Дух партийности расшатывает у людей совесть и честь и незаметно ведёт их на путь продажности и уголовщины" [3]. Слова эти, звучащие сегодня так свежо, были написаны в 1928 г. в Германии, куда Ильин был выслан из Советской России вместе с другими деятелями науки и культуры, названными В.И. Лениным в секретном письме Ф.Э. Дзержинскому "шпионами и растлителями учащейся молодёжи". Если оставить без внимания терминологию, соответствующую конъюнктуре того времени: "контрреволюционеры, пособники Антанты, шпионы", то нельзя не вспомнить о том, что подобное уже было, две с половиной тысячи лет назад, в V в. до н.э. Казнили Сократа, а до этого изгнали из Афин одного из его учителей - философа Анаксогора по обвинению "в растлении молодёжи неподобающими мудрствованиями".

Ильин был пассажиром одного из двух, названных впоследствии "философскими" пароходов, на которых в 1922 г. были выдворены советской властью известные представители творческой интеллигенции. Их точное число неизвестно. В разных источниках называется число от 160 до 200. Многие из них сделали честь странам их приютившим. Так, другой пассажир "философского парохода" П. Сорокин стал гордостью американской науки как основатель известной школы в социологии. Невольно напрашивается аллюзия в связи с классическим сюжетом, который в данном случае был реализован в прямо противоположном варианте: на корабль с целью отлучения от "здорового" общества были посажены не дураки, а мудрецы.

Иван Александрович родился 28 марта (10 апреля по нов. ст.) 1883 г. в Москве, в дворянской семье присяжного поверенного округа Московской судебной палаты, губернского секретаря Александра Ивановича Ильина и Екатерины Юрьевны Ильиной. В семье воспитывалось ещё трое детей (старшие - Николай и Любовь и младший -Сергей).

По окончании гимназии в 1901 г. за отличное поведение и прилежание, одинаковую любезность ко всем предметам, несомненные успехи в науках и особенно в математике Ильин был удостоен аттестата и золотой медали. В тот же год он зачисляется в Императорский Московский университет на юридический факультет, где ещё в студенческие годы входит в научную школу известного в то время философа, юриста и правоведа профессора П.И. Новгородцева, По свидетельству однокашников, благодаря усердным занятиям, Ильин "ушёл с головой в философию и, видимо, многому научился - стал обнаруживать недюжинную эрудицию и серьёзность" [1]. "Даровитый вдумчивый юноша не примкнул ни к беспартийно-жизнерадостной студенческой богеме, ни к школьным ячейкам будущих революционеров. Влаго наслаж-

дения умственного, достигаемого порой путём тоскливых тревог и мучительных колебаний, всегда представлялось ему самым привлекательным и самым надёжным из всех житейских благ. Некоторую даже "одержимость" идеей он всегда считал счастливым состоянием верующего энтузиаста" [8]. Такие успехи, конечно же, были связаны с "идейным бродилом", которое царило среди учеников П.И. Новгородцева. Хотя стоит упомянуть, что Ильин всё же не отставал от революционной "моды" тех трагических лет и короткое время симпатизировал анархистам. Им даже была написана проанархистская брошюра под псевдонимом Н. Иванов, носившая название "Бунт Стеньки Разина". В 1906 г. по окончании университета Ильин был удостоен диплома I степени и по предложению князя Е.Н. Трубецкого оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию.

Несмотря на ограничения, творческая жизнь бурлила. Ильин читает лекции на Высших женских юридических курсах по "Истории философии права", ведёт семинарские занятия по "Обшей методологии юридических наук". В этот период он является приват-доцентом кафедры энциклопедии права и истории философии права Московского университета. Первая научная работа выходит в 1910 г. в журнале "Вопросы философии и психологии" она называется "Понятие права и силы". Эта публикация открывает целый ряд ранних трудов Ильина: "Идея личности в философии Штирнера, Опыт по истории индивидуализма",- "Понятие права и силы" (на немецком языке), "Шлеймахер и его "Речи о религии", "О возрождении гегильянства", "О любезности". Судить о мыслителе, философе более полно можно не только по его собственным трудам, но и по сочинениям, которые он читает. В числе таких он перечисляет: Феофан Затворник "Путь ко спасению", И.В. Попов "Религиозный идеал св. Афанасия Великого" и "Мистическое оправдание аскетизма в творениях Макария Египетского", "Доб-ротолюбие", В. Соловьёв "Чтение о богочеловече-стве". Блаженный Августин "Исповедь", труды Экхарта, Конфуция, "Бхагавад-Гита", сочинения Семеона Нового Богослова. Он был в курсе трудов современных ему авторов, о чём говорят его рецензии и дискуссии по актуальным проблемам философии [1,6].

Все эти годы Ильин не останавливаясь работает над своей диссертацией, но делает это не торопясь, всецело отдаваясь творческому процессу. В этот период оП пишет о своей деятельности: "Не хочется подходить к ней, как к академическому испытанию и отодвигать на второй план её научно-творческий характер. Хочется, чтобы она была тгщ [основательной - авт.], а не смазанная магистерская компиляция". Диссертация называлась "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" и вышла в 1918 г. в печати в виде двух томов: 1-й - Учение о Боге", 2-й -

"Учение о человеке". Это было бурное революци-

онное время и учёного уже 5 раз арестовывали, в общей сложности он провёл в тюрьме более двух месяцев. Тем не менее, мужество и героизм духа позволили ему подготовить работу и блестяще защитить. Диссертация И,А, Ильина в профессиональном и научном смысле была настолько безукоризненной, что факультет единогласно присудил ему сразу две степени - магистра и доктора государственных наук [6],

Несмотря на трудности во взаимоотношениях с Советской властью, явное неприятие новых подходов и реформ профессор Ильин продолжал оставаться на Родине, Он преподаёт в МГУ, Московском коммерческом, Музыкально-педагогическом. Ритмическом, Философско-исследовательском институтах, становится председателем психологического общества. Однако такое положение вещей не устраивает большевистскую систему, ей не нужен был "вольнодумец", который смело обличал и говорил: "Высшая школа прошла при Советской власти через целый ряд реформ; боюсь, что в результате этого от Высшей школы останется одно название. На Высшие учебные заведения Советская власть смотрела всё время не как на научную лабораторию, а как на политического врага", В связи с этим осенью 1922 г, учёный был в 6-й раз арестован ГПУ и обвинён в злостной антисоветской деятельности, ему было предложено покинуть Советскую Россию,

Начало своей эмигрантской жизни Иван Александрович провёл в Берлине, Здесь он трудился в должности профессора Русского научного института, активно поддерживал "Белое движение". Именно в Германии выходит ряд больших работ: "Религиозный смысл философии", "О сопротивлении злу силой", "Путь духовного обновления" и др. Он сотрудничает в периодических изданиях: "Возрождение", "День русского ребёнка", "Русский инвалид", "Православная Русь", "Россия", "Новое время" и т.д. В течение трёх лет (19271930 гг.) сам философ издаёт журнал волевой идеи "Русский колокол". Находясь в самом центре зарождения фашизма, он тонко определяет его истинную сущность и смело раскрывает его истинный смысл в многочисленных антифашистских статьях. Ошибочность доктрины Гитлера Ильин видит в упоре на расовую теорию и борьбу с религией [7], Свободомыслие учёного и на этот раз вступило в конфликт с мнением властей. В 1938 г. был наложен арест на его печатные труды, категорически запрещены публичные выступления,

В условиях запрета открыто выступать, высказывать своё мнение Ильин не мог жить, ему было трудно "дышать" воздухом несвободы и он переехал в Швейцарию, Власти Швейцарии не захотели конфликта с германской администрацией и потому запретили учёному всякую политическую деятельность и он ушёл в творчество. Именно здесь вышли на немецком языке его работы, которые в последствии были названы вершиной фило-софско-художественной прозы Ильина [6]: "Огни жизни. Книга утешений", "Поюшие сердца. Книга

тихих созерцаний", "О грядущей русской культуре", Только много позднее они были переведены на русский язык, "Эти книги, - по словам P.M. Зиле, - представляют собою совершенно своеобразное литературное творчество: это как бы сборники не то философских эскизов, не то художественных медитаций, не то просветительно-углублённых наблюдений на самые разнообразные темы, проникнуты одним единым творческим писательским актом - во всём видеть и показать "Божий луч" [6],

В письмах, заметках, зарисовках современников Ильин предстаёт перед нами далеко не сухим и "футлярным" человеком. Он любит шутки и каламбуры, старается их ярко обыграть, обожает музыку, русские оперы, В круг его друзей входит композитор С,В, Рахманинов, архиепископ Иоанн Рижский, писатель И, С, Шмелёв, библиограф и библиофил Н,А, Рубакин и др. В последние годы своей жизни Ильин часто и тяжело болел. Скончался он в Цюрихе 21 декабря 1954 г. Всю жизнь, как Сократ, он был голосом своего народа и как Сократ он не был признан соотечественниками. Только смерть смогла принести признание и известность.

Очень любопытным разделом философских исканий учёного является разработка проблемы нравственности в различных социально-культурных слоях общества. Не обходит он своим вниманием и медицину, отводя роли и месту этики в профессии врача целую главу в своей работе "Путь к очевидности" [5], Он избирает здесь форму письма'старого врача к своему другу и пациенту, посвящённого призванию к врачеванию. Сложно сказать является ли форма письма дейст-, вительно подтверждением чужого авторства этих размышлений или вариантом творческого вымысла учёного, тем не менее, мысли, высказанные здесь очень ценны.

Прежде всего, Ильин развивает тезис об индивидуальности каждого больного, который высказывали многие выдающиеся отечественные врачи. Так, В,Ф, Войно-Ясенецкий утверждал, что "для врача не должно быть случая, а только живой страдающий человек" [2], Ильин пошёл ещё дальше: в основу индивидуального отношения к больному он положил любовь, рачительность и благоговение, "Пациент совсем не есть отвлечённое понятие, состоящее из абстрактных симптомов: он есть живое существо, душевно-духовное и страдающее; он совсем индивидуален по телеснодушевному составу и совсем своеобразен по своей болезни", В основе понимания механизмов болезни по Ильину лежит умение глубоко заглянуть в душу, услышать правдивый, искренний анамнез, открывающий покров тайны появления тех или иных симптомов или синдромов. Путь, благодаря которому удаётся обеспечить правдивость и духовную близость со своим подопечным, - это любовь к нему, сопереживание боли и страданию. Философ сам задаёт себе вопрос: "Врач, не любящий своих пациентов,,, что он такое?" и сам на

него отвечает: "холодный доктринёр, любопыт-

ный расспрашиватель, шпион симптомов, рецептурный автомат,,,". Любое из приводимых определений показывает примитивизм врачебной мысли, слабость диагностических и лечебных возможностей.

Во взглядах Ильина формируется очень важное представление об индивидуальности не только больного, но и диагноза. Ещё основоположник российской терапии М.Я. Мудров утверждал, что должен выставляться "диагноз больного, а не диагноз болезни". Тем самым, определяя необходимость учёта индивидуальных качеств и свойств человека для точной формулировки диагноза, Иван Александрович призывает "не к отвлечённой "конструкции" болезни, а к созерцанию её своеобразия" у данного конкретного человека, он настаивает на необходимости "вчувствывания" в пациента, которое возможно только благодаря любви. Учёным приводится совершенно особое определение врачебного диагноза - это попытка "по одному верно наблюденному симптому -ошупью и чутьём, исследуя и созерцая, постепенно - построить всю индивидуальную систему дыхания, питания, кровообращения, рефлексов, внутренней секреции, нервного тонуса и повседневной жизни нашего пациента". Умение проследить больного и его болезнь во всём многообразии особенно характерно для отечественной медицины, которая использует одни из наиболее детальных и многоуровневых классификаций, пытающихся ответить на множество диагностических, тактических, лечебных и стратегических вопросов по ведению конкретного больного. Используемые на сегодняшний день классификации -это попытка в виде разнообразных стандартных врачебных терминов индивидуализировать больного, "Диагноз осуществляется в живом художественно-любовном созерцании страдающего брата, и врачебная практика есть индивидуально применённое исследование, отыскивающее тот путь, который восстановил бы в нём утраченное им органическое равновесие".

Очень негативное отношение высказывает Ильин к понятию об универсальном лекарстве, панацее, К сожалению, для сегодняшней медицины очень характерно тлетворное желание создать лекарство от всех болезней. Со страниц газет, экранов телевидения потоком льётся информация о многочисленных абсолютно безвредных и высокоэффективных препаратах, Иван Александрович определил такое лечение как "прокрустово врачевание", В основе правильной терапии, по Ильину, лежит также понимание духовной проблематики больного, умение считаться с ней. Невозможно лечить тело, без учёта душевно-духовной природы человека, В определении верной тактики ведения больного должна учитываться очень распространённая психосоматическая патология, при необходимости стоит внимательно и деликатно попытаться откорригировать душевные проблемы, чтобы приступить к устранению или облегчению телесных страданий.

Философия врача, должна очень тесно проникнуться определением понятия "здоровье", ибо только умение разграничить норму и патологию, здоровье и болезнь позволят верно определить поступки врача и его отношение к пациенту, В сочинениях Ильина здоровье определяется своеобразно - это "творческая функция инстинкта самосохранения; в нём сразу проявляется - и воля, и искусство, и непрерывное действие индивидуального "самоврача". Для сравнения можно привести понимание сущности термина "здоровье" экспертами Всемирной организации здравоохранения -это "состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней". Обе эти трактовки принципиально очень близки, ибо только благодаря творческой энергии, направленной на самосохранение, человек добивается физической гармонии, психического равновесия и социального положения, тем самым, защищая себя от бремени страданий. Здоровый организм способен к трём наиболее важным функциям - самоподдержанию, самопита-нию, самообновлению.

Ещё более важным в ценностной шкале современного человека является понимание сущности самой жизни. По Ильину "жизнь - это лёгкое, естественное состояние наше, столь привычное и столь незаметное,,, что никто из нас не сумел бы даже рассказать, в чём оно состоит" [4], Жизнь неуловима для обычного человека, но болезнь или угроза для жизни делают её вкус крайне важным для нас. Во врачебной нравственности очень высоко ставится понимание недопустимости любого насилия над человеческой жизнью, убийства, В этом отношении философ очень близко подходит к обшей трактовке смысла убийства, в том числе и эвтаназии. Он смело утверждает, что "никакие, ни субъективные, ни объективные, условия не могут сделать убийство нравственно обоснованным или хотя бы только доказать, что оно было единственным и поэтому неизбежным средством". Оправданий даже "гуманного" лишения человека жизни не существует, ибо жизнь бесценна и не сопоставима ни с одним благом человеческой ци-вилизаци и,

И, А, Ильин в своих работах метко раскрывает сущность врачебной нравственности, пытается дать определение индивидуальности больных, своеобразия диагнозов, предостерегает от поиска "панацеи", пропагандирует рачительное отношение к жизни, здоровью и любовь к больному.

Как противостоять моральному и социальному злу вообще - этот философский вопрос является, по мнению Ильина, практическим вопросом нравственного выбора. При этом, считает он, надо исходить из того, что такой выбор может сделать только духовно и нравственно здоровая личность. Поэтому проблема преодоления зла есть прежде всего проблема формирования и воспитания высоконравственного человека. Вслед за Соловьёвым и Достоевским Ильин рассматривает человека как вместилище духовного опыта. Поэтому обновление общественной жизни надо начинать не с

коренной ломки условий существования, а с обновления духовного, в частности, - с формирования убеждения в святости семьи, любви к Родине, национальной гордости. В книге "Путь духовного обновления" Ильин писал, что мы должны научиться свободе, дорасти до неё, иначе она станет источником соблазна и гибели.

"Мы должны научиться чтить и любить, строить наш семейный очаг - это первое, естественное гнездо любви, веры, свободы и совести; эту необ-

ходимую и священную ячейку родины и национальной жизни" [5].

Философский и жизненный путь Ильина чрезвычайно труден, пронизан стремлением сохранить любовь, надежду и веру. Он выбрал дорогу духовного обновления и провозглашал его для всего человечества. Совершенно своеобразным и целостным в произведениях философа складывается представление о нравственном долге врача и ценности человеческой жизни.

MORALITY OF PHYSTCTAN TN PHYLOSOPHY OF T.A, TLJEEN (to 120 anniversary since birthday)

N.N. Bloehina, A.N. Kaljagin

(Irkutsk State Medical University)

The biographic sketch of the known Russian philosopher I. Iljeen is presented and his understanding of the moral debt of physician is discussed.

Литература

Дань прошлому. - Нью-Йорк,

1954. -

. Вишняк М.

С.40.

Войно-Ясснсцкий В.Ф. "Я полюбил страдание...": Автобиография. - М.: Русский хронограф, 1995. -208 с.

Ильин И.А. Русский колокол. Кн.З. - Берлин,

1928. - С.78-81.

Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 1. - М.: Русская книга, 1995. - Т.5. - С.5-30.

5. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 1. - М.: Русская книга, 1995. - Т.З. - С.474-483.

6. Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин: Исчори-ко-биографичсский очерк. // Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 1. -М.: Русская мысль, 1993. -Т.1. -С.5-36.

7. Полюрацкий Н. Иван Александрович Ильин: Жизнь. Труды. Мировоззрение. -Тснсфлай, 1989. -С.89.

8. Сперанский В.Н. Наши задачи. - Париж, 1956. -Т.2,- С.623-624.

Лекции

© НИКОЛАИЧУК С.В., БЫКОВ Ю.Н. - .

РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКИМ ИНСУЛЬТОМ

С.В. Николайчук, Ю.Н. Быков.

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - акад. МТА и МАИ ВШ д.м.н. проф. А.А. Майборода, кафедра нервных болезней, зав. - проф. В.И. Окладников)

Резюме. В обзоре представлены современные концепции реабилитации больных церебральным ишемическим инсультом. Освещены вопросы медицинской, трудовой и социальной реабилитации. Особое внимание уделено немедикаментозным способам лечения, основанным на биологической обратной связи с использованием компьютерных технологий.

Ключевые слова: ишемический инсульт.

Реабилитация больных церебральным инсультом остается одной из самых актуальных задач современной ангионеврологии. Это связано с большой распространенностью заболевания, высокой степенью инвалидизации и летальности больных, неоднозначностью подходов к выбору лечебной тактики. По материалам ВОЗ частота инсультов колеблется от 1,5 до 7,4 на 1000 населения [22]. Наиболее высокая заболеваемость наблюдается в возрасте между 50 и 70 годами. Так, в возрасте 50-59 лет частота возникновения инсультов равна 7,4, а в возрасте 60-69 лет - 20 на 1000 населения. Сосудистые поражения мозга в

настоящее время выдвинулись в число ведущих причин смертности населения, составляя в ее структуре около'14% [22]. Факторами, способствующими развитию сосудистых заболеваний сердца и мозга, являются условия современной жизни, прежде всего экологическое неблагополучие, урбанизация и автоматизация, нервное перенапряжение, недостаточная двигательная активность, рост сахарного диабета, особенности современного питания, повышение потребления алкоголя, отсутствие радикальных средств и методов борьбы с атеросклерозом и гипертонической болезнью. В России регистрируются более 400 000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.