POST SCRIPTUM: ПЕРЕВОДЫ, РЕЦЕНЗИИ, МНЕНИЯ
Святая Русь. Худ. Нестеров М.Н. 1901-1906
ПЕРЕВОДЫ
Ильин И.А.
Из КНИГИ
«Сущность и особенность русской культуры» (1944)
Предисловие переводчика
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - русский религиозный философ, политический мыслитель, публицист, исследователь и теоретик искусства, перу которого принадлежит массивнейший корпус сочинений по философии права, религиозной философии, проблемам этики, государственного устройства, а также по вопросам эстетики, литературной и художественной критики. Одновременно Ильин является известным исследователем зарубежной философии: в числе его работ - по сей день самый известный и подробнейший труд по философии Гегеля «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Политическая и общественная жизнь И.А.Ильина всегда отличалась активной и чётко выраженной сначала антисоветской, а затем и антигитлеровской позицией; в состав его наследия входит большое количество публичных выступлений, лекций, политических обращений, которые требуют дальнейшего изучения и систематизации, а некоторые (в силу публикации только за рубежом) - и перевода на русский язык.
Родился Ильин в Москве в семье присяжного поверенного, но мать его (урождённая Швейкерт фон Шта-дион) - из аристократического немецкого рода, поэтому с детства Ильин овладевает двумя языками и впитывает в себя корни двух культур - русской и немецкой. Идя по стопам отца, Иван Александрович закончил в 1906 г. юридический факультет Московского университета, был оставлен при кафедре для подготовки к профессорскому званию. В 1908 г. он защитил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», за которую - что явилось беспрецедентным случаем - получил две степени: магистра и доктора государственных наук. Этому обширному труду по переводу и исследованию философского наследия Г егеля предшествовал продолжительный период научной деятельности Ильина в университетах Гейдельберга, Фрей-
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 1/2010
бурга, Гёттингена, Парижа, Берлина, а также личное знакомство с Г.Риккертом, Г.Зиммелем, Э.Гуссерлем, занятия в их семинарах. Фактически на период с 1910 по 1912 гг. приходится опыт живого погружения философа в до этого теоретически близкую ему немецкую культуру, которую в области философии он всегда будет считать вершиной теоретической мысли, подошедшей, однако, к своему апогею и кризису в результате оскудения внутреннего духовного опыта. С подобным воззрением связаны и последующие размышления Ильина о гегелевском учении о государстве как крахе его диалектически выстроенной теодицеи.
После 1917 г. Иван Александрович неоднократно подвергался аресту, однажды был даже приговорён к расстрелу за свою публицистическую и пропагандистскую антисоветскую деятельность, однако благодаря стараниям друзей, также и в силу сформировавшейся уже известности за рубежом, был освобождён и в 1922 г. (вместе с женой Н.Н.Вокач, брак с которой был заключён в 1906 г.) выслан в Германию в составе большой группы учёных, философов и литераторов. В Берлине И.А.Ильин принял участие в создании центра русской культуры, был одним из организаторов Русского научного института, его профессором и деканом. С 1926 по 1930 гг. Ильин издавал один из главных русских эмигрантских журналов в Германии «Русский колокол», читал публичные лекции по русской культуре, также выступал одним из идеологов Белого движения. Вся его деятельность была оппозиционна формирующимся интересам нацистской Германии, и в 1934 г. Иван Александрович теряет работу и право на всякую публичную активность, а в 1938 г. вынужден бежать в Швейцарию, где уже навсегда и обосновался в пригороде Цюриха Цолликоне. И.А.Ильин скончался 21 декабря 1954 г. и был похоронен на Цолликонском кладбище; в октябре 2005 г. его прах был перевезён в Россию и захоронен на кладбище Донского монастыря, а в 2006 г. состоялась передача личного архива Ильина Московскому университету, - факты, может быть, лишний раз подтверждающие возникновение живого исторического, исследовательского, философского интереса к фигуре этого выдающегося представителя русской философии.
Творческое наследие Ильина огромно. Ему принадлежит более 40 книг, значительное количество статей, писем, более 100 записанных на русском и немецком языке лекций. Работы Ильина посвящены различной тематике: философии права, истории философии и философских учений, проблемам этики, эстетики, религиозной философии.
Фрагментарно представленная нами книга И.А.Ильина «Сущность и особенность русской культуры» относится к зрелому периоду творчества мыслителя и вторично на немецком языке (в расширенном варианте и с авторскими поправками) была опубликована в 1944 году. В этой книге Иван Александрович выступает не просто истори-ком-исследователем различных областей русской религиозной и светской культурной жизни, но самостоятельным русским религиозным мыслителем, традиция философствования которого не принадлежит к плеяде последователей В.С.Соловьёва, открывших начало «золотого века» философии в России.
Единственным началом и источником религиозного опыта, без которого невозможно никакое подлинное философствование, и тем более создание самобытного учения, Ильин считал Писание с его непреложной догматикой и труды святых отцов. Все остальные источники для теоретизирования на религиозную тему он признавал вздором и поэтической иллюзией, поэтому зачастую многих своих современников-философов именовал, никогда не смягчаясь в выражениях, «православными ересиархами». В этом крайность критики, но и основа самобытности религиозно-философских взглядов Ильина: с верности букве, канону, традиции православия возникает учение мыслителя о духовном опыте как опыте встречи личности человека с Личностью Бога, Абсолюта и, следовательно, как единственно возможной основе всякой подлинной, не являющейся искусственным продуктом культуры, философии. Поэтому своё мировоззрение И.А.Ильин именовал «философией духовного опыта», подчёркивая, что «неопытная, сверхопытная философия есть недоразумение или легенда... не испытанное содержание - не познано; неиспытуемое содержание - непознаваемо» .
Такова, в самых общих чертах, специфика философской системы Ильина, в которой, соответственно, теснейшим образом слиты гносеология, то есть проблематика познания, и предмет, сущностное начало философских воззрений. В этой связи и выступает особо интересной фрагментарно предлагаемая нами читателю книга, где феномен русской культуры И.А.Ильин рассматривает одновременно с исторических, этических, гносеологических, соответственно и религиозно-философских, позиций, выступая, как уже подчёркивалось, прежде всего зрелым и самобытным мыслителем, во взгляде на русскую культуру ещё и очень по-особенному разрабатывающим эстетику как область, по сути своей неотделимую от феномена духовного опыта и акта внутреннего созерцания, а значит, также как область и сферу религиозного опыта. В книге «Сущность и особенность русской культуры» фактически предпринимается попытка открыть для европейского сознания феномен цельного уклада русской жизни и культуры, которую И.А.Ильин осуществляет через ещё большее, выраженное и в специфически введённых философских терминах, погружение в стихию русского духа.
И.В.Кулешова,
кандидат философских наук, доцент кафедры социальных и гуманитарных дисциплин Одинцовского гуманитарного института, член Союза писателей России, автор комментированных переводов и исследователь текстов русских и зарубежных мыслителей (С.Л.Франка, И.А.Ильина, Р.Музиля и др.) по проблемам философии и эстетики.
1 Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1994. Т. 3. С. 42.
198