3.14. НРАВСТВЕННОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Перейти на Гпавное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Пушкарев Максим Сергеевич, аспирант. Место учебы: кафедра Гражданского права и правовой охраны Интеллектуальной собственности, Института интеллектуальной собственности (РГИИС). E-mail: [email protected]
Аннотация: Вопросы взаимосвязи права и нравственности неоднократно ставились в отечественной и зарубежной литературе, тем не менее, темпы изменения условий жизни людей, степень трансформации нравственных, правовых и иных ценностей настолько высоки, что юридической науки нет иного пути, кроме как, возвращаясь к своим выводам, постоянно пересматривать их, искать новые, лучшие решения.
Ключевые слова: нравственность, гражданское право, категория гражданского права, научная категория, разумность, добросовестность,
честь, достоинство, свобода, нравственные ценности, правила нравственности, моральная категория.
MORALS AS A CIVIL LAW CATEGORY
Pushkarev Maxim Sergeevich, post-graduate student. Place of study: Chair of Civil law and Intellectual property right protection, Intellectual property institute (RGIIS). E-mail: [email protected]
Annotation: Questions of interrelation of the right and morals were repeatedly raised in the national and foreign literature, nevertheless, rates of change of living conditions of people, degree of transformation of moral, legal and other values are so high that the representatives of jurisprudence do not have other way, except as, coming back to the conclusions, constantly reconsider them to search for new, better decisions.
Keywords: morals, civil law, civil law category, scientific category, rationality, conscientiousness, honour, advantage, freedom, moral values, morals rules, moral category.
«Мораль», «нравственность», а также отдельные их составляющие, часто включаются законодателем в оценочные понятия, содержащиеся в гражданском законодательстве, в целом ряде случаев используется правоприменителями, широко распространены в гражданско-правовой доктрине. Однако действующее законодательство и юридическая наука не дают их точных юридических характеристик.
«Мораль» и «нравственность» - эти слова имеют
разное происхождение, однако «сходны по своему
1
лексическому значению» .
Мораль - от лат. Mos, mores - нрав, нравы, обычаи. На его базе Цицерон с целью обогащения и с прямой ссылкой на опыт Аристотеля образовал прилагательное «моральный» (moralis) для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV веке, появилось слово «мораль» (moralitas) в качестве собирательной характеристики моральных проявлений.
1 Маринина И.Д. Нравственности в праве. Дисс... к.ю.н. Екатеринбург, 1999. с. 48.
Наиболее четко моральные оценки проявляются в праве. «Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности морали, которая обнаруживается в возникновении частной собственности и политической власти»2.
Вопрос о соотношении морали и права в рассматриваемой плоскости стал предметом обсуждения и в русской философско-религиозной литературе.
Все многочисленные теории взаимоотношения права и нравственности (морали) могут быть сведены к нескольким типам.
Первый тип не проводит никакой разницы между правом и нравственностью (славянофилы)3.
Второй тип считает, в противоположность первому, что право и мораль не имеет между собой ничего общего (Б. Чичерин)4. Многие авторы воспроизводят это суждение, соглашаясь с ним или отвергая, однако убедительной аргументации не приводится
Третий тип рассматривает право как часть нравственности. В теории права широко известно высказанное Г. Еллиненком и В.С. Соловьевым и восходящее к И. Канту положение о праве как минимуме нравственности .
По нашему мнению, взаимосвязь права и морали очень сложное явление. Как отмечает С.С. Алексеев, право и мораль - два своеобразных взаимодействующих инструмента социального регулирования которые, однако, взаимодействуют как суверенные явления, каждое из которых при опосредовании общественных отношений выполняет свои функции, и имеет свою особую ценность5. В анализе современного гражданского права, «на первый план выступает мораль, в которой «решающее значение имеет уровень элементарных моральных (нравственных) требований, императивов, аксиом, заповедей, прямо выражающих значение нормы или внутренне имеющих к ним отношение6. С точки зрения общей сложившийся системы ценностей в современном обществе право должно отвечать абсолютным, формальным, всечеловеческим ценностям7. Право и мораль рассматриваются как нормативно-ценностные системы, связанные друг с другом исторически, содержательно и логически» .
В дискуссиях ученых юристов связанными с нравственными основаниями гражданского права, часто можно встретить точку зрения, что «категория - нравственности - категория не правовая, хотя и имеющая с правом функциональную общность»9.
Нравственность как правовая категория получила оценку в гражданско-правовой науке: "Нравственность
- представление о справедливости, добре и зле, пло-
2 Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция. Философия права: Краткий курс. М., 1996. с. 86.
3 О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И.Максимов и др.
/Философия права: Учебник/ -М.: Изд-во эксмо, 2007. с. 285
4 Чичерин Б. Философия права. - М., 1900. с. 143-147.
5 Алексеев С.С. Общая теория права: курс в двух томах. М., 1981, т. 1 с. 184.
6 Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. - М., 1995 - с. 14
7 О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И.Максимов и др.
/Философия права: Учебник/ -М.: Изд-во эксмо, 2007. с. 286
8 Лукашев Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.
9 Перевертев А.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук «Основания ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в российской федерации / Научный руководитель Прусаков Ю.М. Ростов - на -Дону - 2006.
хом и хорошем, сложившееся на основе оценки поведения людей в данных условиях жизни общества"10.
Впервые в советском гражданском законодательстве прямое указание на обязанность граждан и организаций соблюдать «моральные принципы» нашего общества дано в Основах: «При осуществлении прав и исполнении обязанностей граждане и организации должны соблюдать законы, уважать правила социалистического общежития и моральные принципы общества, строящего коммунизм». Эта формулировка воспроизводилась и в гражданских кодексах союзных республик.
Нельзя сказать, что нравственному аспекту уделялось не достаточное внимание в науке советского гражданского права. В этой связи стоит вспомнить прекрасные работы российских цивилистов: С.Н. Братуся11, В.П. Грибанова12, В.А. Тархова13, Ю.Х. Калмыкова14 и др.
Несмотря на то, что в юридической литературе того времени вопрос о социальной справедливости активно обсуждался, в кодифицированном гражданском законодательстве термины «справедливость», «добросовестность», «разумность» непосредственно в формулировках статей не употреблялись.
В условиях командно-административной системы количественные, стоимостные и временные ограничения права собственности граждан рассматривались как «норма». Не вызывали особых возражений и статьи ГК РФ, закрепляющие возможность изъятия «нетрудовых доходов», получаемых гражданами, например, в результате частного извоза или сдачи в поднаем жилого помещения с превышением тарифов, установленных подзаконными нормативными актами15.
Произошедшие в стране социально-экономические, политические и морально-психологические изменения заставляют по новому взглянуть на роль «вечных» нравственных категорий добра и зла, справедливости и не справедливости, породили проблему выяснения реального нравственно-этического содержания как отдельных норм и институтов, так и всего механизма правового регулирования общественных отношений.
В процессе правообразования законодатель стремиться учитывать господствующие в обществе представления о правилах нравственного поведения при формулировании правовых предписаний.
Анализ ГК РФ дает основание считать, что моральный фактор, понятие нравственного сознания пронизывает и связывает воедино экономические отношения новой России.
Согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых ими отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные
10 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Юринформцентр, 1995. С. 215.
11 Братусь С.Н. Принципы советского гражданского права// Советское государство и право. 1960. №1; Предмет и система советского гражданского права. Красноярск, 1985.
12 Грибанов В.П. Принципы осуществления гражданских прав//Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000.
13 Тарханов В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов, 1973.
14 Калмыков Ю.Х. Принципы советского гражданского права // Правоведение. 1980. №3
15 Хмелева Т.И., Цыбулевская О.И. Нравственные начала в
гражданском праве //Актуальные проблемы частноправового ре-
гулирования; Самара; Самарский университет;2004, с. 49
дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Как сама категория нравственности, так и ее ценности находят непосредственное текстуальное закрепление в гражданском законодательстве.
Так понятие нравственность законодатель включает в п.2 ст. 1 ГК РФ, п. 3 ст. 35 ГК РФ, ст. 151 ГК РФ, ст. 169 ГК РФ, п. 3 ст. 1064 ГК РФ, п. 2 ст. 1101.
Карме того в настоящее время в ГК РФ нашли нормативное закрепление такие нравственные категории, как свобода (п. 1, 2, 3 ст. 1 ГК РФ, п. 2 ст. 2 ГК РФ и т. д.), равенство (п. 1 ст. 1 ГК, п. 1 ст.2 ГК и т. д.), справедливость (ст. 1101 ГК РФ), гуманизм (ст. 137 ГК РФ), добросовестность и разумность(ст. 602 РФ), достоинство личности (п. 5 ст. 19 ГК, п. 1 ст. 150 ГК, ст. 151 ГК), честь и достоинство (ст. 19 п.5, ст. 150 п. 1, ст. 152, ст. 1100), репутация (ст. 19 п.5, ст. 150 п. 1, ст. 152, с. 127 п. 2, ст. 1042 п. 1, ст. 1100) и др.
Анализ вышеуказанных норм приводит к выводу о том, что в гражданском законодательстве, как категория нравственности так и составляющие ее отдельные элементы получили непосредственное нормативное закрепление. «Свобода, равенство, справедливость -основные начала, из которых гражданское право произрастает, и на утверждение которых направленно. При раскрытии нравственных оснований права особой задачей является осмысление этих моральноправовых категорий»16.
«Субъективные права и юридические обязанности являются не только правовыми, но и важнейшими моральными категориями. Они выступают как определители меры возможного и должного поведения, нравственного и безнравственного, справедливого и не справедливого. По ним можно судить о направленности жизненных позиций и целей человека, его моральной свободе».17
Ряд нормативных предписаний содержащихся в ГК РФ можно рассматривать как получившие нормативное закрепление правила нравственности.
Думается, что к правилам нравственности следует отнести один из важнейших способов защиты нарушенных гражданских прав - компенсацию морального вреда. Ст. 100 ГК РФ содержит перечень случаев компенсации морального вреда независимо от вины причинителя. Если вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, гражданин имеет право потребовать по суду опровержение таких сведений (ст. 152 ГК РФ). Как правило, нравственности «можно рассматривать и такие способы защиты гражданских прав, как восстановление положения существующего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения»18.
Одной из основных функций нравственности в гражданском праве является установление пределов осуществления субъективных прав РФ. В данном случае указанные пределы могут быть рассмотрены в двух аспектах: социальном и правовом. С социальной точки зрения желательно, чтобы каждый поступок соответствовал нормам нравственности, общепризнанным
16 Шитов А.Н. Моральные основания права. М., 1996. с. 121.
17 Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного рассийского права. Диссертация Д.Ю.Н. Саратов 2004 с. 129.
18 Т.В. Казанина О правилах морали и нравственности в российском гражданском законодательстве. Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2006. №1(25)-СПб.: РИО СПб филиала РТА. 2006.
правилам поведения, соблюдение которых позволит избежать любого социального зла, т. е общественно негативных последствий осуществления права. С правовой точки зрения соблюдение требований нравственности является обязательным условием осуществления некоторых субъективных прав, нарушение которого неизбежно приведет к неблагоприятным юридическим последствиям. В указанных в законе ситуациях безнравственное поведение управомоченного лица является не только общественно порицаемым, но и юридически упречным19.
На основании вышесказанного полагаем что, правилом нравственности является правило о недопустимости причинения вреда другим лицам при осуществлении своих гражданских прав (ст. 10 ГК РФ).
Ряд правил нравственности, по нашему мнению, закреплены в разд. 3 и 4 ГК РФ - «Общие положения обязательственного права» и «Отдельные виды обязательств». Например, в ст. 415 ГК РФ нормативно закреплено правило нравственности о прощении долга лицу, не имеющему финансовых средств для его возврата. Ст. 718 «Содействие заказчика», ст. 750 «Сотрудничество сторон в договоре строительного подряда» по нашему мнению содержат правила нравственности о взаимопомощи сторон по договору и т.д..
Ряд правил нравственного поведения закреплены законодателем в разд. 5 ГК РФ «Наследственное право». Правилом нравственности можно считать правило об отстранении от наследования так называемых недостойных наследников, к которым законодатель относит:
- граждан, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали или пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке;
- родителей, лишенных родительских прав и не восстановленных в этих правах ко дню открытия наследства;
- граждан, злостно уклоняющихся от выполнения лежащих на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.
Как нравственности о защите интересов нетрудоспособных и несовершеннолетних граждан можно трактовать норму об охране интересов зачатого при жизни наследодателя, но еще не родившегося наследника (ст. 1166 ГК РФ) и т. д.
Таким образом, анализ основного нормативноправового акта в системе гражданского законодательства Российской Федерации - ГК РФ свидетельствует о достаточно широком нормативном закреплении в нем правил нравственности.
Несмотря на общие гуманистические начала российского гражданского законодательства, в содержании ряда статей ГК РФ, регулирующих наследственные правоотношения и взаимоотношения в семье, на наш взгляд, обнаруживаются противоречия с общепринятыми нравственными нормами. Превращение статьи ГК РФ об обязательной доле в наследстве (ст. 1148) из императивной в диспозитивную, когда суд сможет
19 Малиновский А.А., Нравственность в гражданском праве, Нотариус. №5, 2007 г. с. 24-25 144
уменьшить размер обязательной доли или вообще отказать в ее присуждении, вряд ли будет способствовать защите интересов наиболее незащищенной категории наследников (несовершеннолетних или нетрудоспособных детей наследодателя, нетрудоспособных супругов и родителей, а также нетрудоспособных иждивенцев наследодателя).
Хмелева Т.И и Цыбулевская О.И. считают: «Вызывает некоторые сомнения и содержание ч.2 п. 4 ст. 1073 ГК РФ, где оговаривается, что если родители (опекуны) либо другие граждане, указанные в п. 3 названной статьи, умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего их подопечным не достигшим 14 лет, а сам причинитель вреда ставший полностью дееспособным обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств вправе принять решения о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда»20. Ученые полагают: «На наш взгляд, было бы правильнее такого рода компенсации при отсутствии виновных лиц возложить на государство и выплачивать их в виде пособий и пенсий»2
Список литературы
1. Алексеев С.С. Общая теория права: курс в двух томах. М., 1981
2. Братусь С.Н. Принципы советского гражданского права// Советское государство и право. 1960. №1
3. Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. Красноярск, 1985
4. Грибанов В.П. Принципы осуществления гражданских прав//Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000
5. Данильян О.Г., Байрачная Л.Д., Максимов С.И. и др. /Философия права: Учебник/ -М.: Изд-во эксмо, 2007
6. Казанина Т.В. О правилах морали и нравственности в российском гражданском законодательстве. Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2006. №1(25)-СПб.: РИО СПб филиала РТА. 2006
7. Калмыков Ю.Х. Принципы советского гражданского права // Правоведение. 1980. №3
8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Юринформцентр, 1995
9. Лукашев Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986
10. Малиновский А.А., Нравственность в гражданском праве, Нотариус. №5, 2007
11. Маринина И.Д. Нравственности в праве. Дисс... к.ю.н. Екатеринбург, 1999
12. Перевертев А.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук «Основания ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в российской федерации / Научный руководитель Прусаков Ю.М. Ростов - на - Дону, 2006
13. Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция. Философия права: Краткий курс. М., 1996
14. Тарханов В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов, 1973
20 Хмелева Т.И, Цыбулевская О.И. Нравственные начала в гражданском праве//Актуальные проблемы. С. 49
21 Хмелева Т.И, Цыбулевская О.И. Нравственные начала в гражданском праве//Актуальные проблемы. С. 50
15. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995
16. Хмелева Т.И., Цыбулевская О.И. Нравственные начала в гражданском праве //Актуальные проблемы частноправового регулирования; Самара; Самарский университет;2004
17. Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права. Диссертация Д.Ю.Н. Саратов 2004
18. Чичерин Б. Философия права. М., 1900
19. Шитов А.Н. Моральные основания права. М., 1996
Рецензия
на статью аспиранта кафедры Гражданского права и правовой охраны интеллектуальной собственности Института интеллектуальной собственности (РГИИС) Пушкарева М.С. «Нравственность как категория гражданского права»
Категория «нравственность» хорошо изучена в рамках философии и теории права, однако в гражданском праве она изучена не достаточно. В рецензируемой статье указывается о взаимосвязи права и нравственности. Автор отмечает, что к категории «нравственность» тесно примыкают такие категории как «добросовестность», «разумность», «справедливость». Справедливо отмечается, что согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых ими отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Понятие нравственность напрямую закреплено в различных статьях ГК РФ, например, таких как: п. 2 ст. 1 ГК РФ, п. 3 ст. 35 ГК РФ, ст. 151 ГК РФ, ст. 169 ГК РФ, п. 3 ст. 1064 ГК РФ, п. 2 ст. 1101 ГК РФ.
М.С. Пушкарев относит к нравственным такие категории как свобода (п.п. 1,2,3 ст. 1 ГК РФ, п. 2 ст. 2 ГК РФ), равенство (п. ст. 1 ГК РФ). справедливость (ст. 1101 ГК РФ), гуманизм (ст. 137 ГК РФ), добросовестность и разумность.
Несомненно, рецензируемая статья имеет определенный научный интерес и дополняет собой имеющиеся в отечественной литературе работы по вопросам нравственности в гражданском праве.
Главный юрист
ОАО «БИНБАНК» В.С. Петров