Научная статья на тему 'Нравственное воспитание: советское прошлое и современность'

Нравственное воспитание: советское прошлое и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5771
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костькин Д. А.

Статья посвящена проблеме нравственного воспитания в советский период истории. Автор проводит параллели с современностью. В статье излагаются цели и задачи советского нравственного воспитания, его особенности. Все это сопоставляется с состоянием нравственного воспитания в школе на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание: советское прошлое и современность»

мерности использования говорящим фонетических, морфологических и синтаксических единиц языка, последовательность усвоения им разных форм и видов речи, условия зарождения и развития его языковой способности.

5. Структурно-семантический принцип предполагает опору на единство формы и значения, структуры и семантики в процессе изучения любой языковой единицы, в ходе знакомства с системной организацией языка в целом [5].

Учитывая, что формирование и развитие речевой деятельности является сложным, иерархически организованным процессом, не следует сводить его к формальному накоплению лингвистических знаний. Напротив, работа по формированию речеязыковой деятельности у детей данной категории рассматривается нами как наиболее продуктивный способ развития их речемыслительной деятельности, как основа формирования коммуникативных умений и навыков.

Выделенные методические основы коррекционной работы позволяют вести логопедическую работу по развитию речевой деятельности с учетом планомерной отработки элементарных грамматических и семантических представлений детей с недоразвитием речи. на специально организованных занятиях по коррекции недостатков речи основное внимание следует уделять формированию процессов кодирования и декодирования речевого высказывания, автоматизации полученных детьми речеязыковых умений и навыков, их активному использованию в повседневной речевой практике.

Работа по развитию и формированию речевой деятельности у детей недоразвитием речи организуется индивидуально и в группе, что определяется конкретными целями обучения, характером подачи лингвистического материала, а также индивидуальными особенностями учащихся. Групповая работа строго индивидуализируется для того, чтобы речь каждого ребенка, посещающего коррекционные занятия, реали-

зовывалась на доступном для него материале, при этом учитывается принцип последовательности и постепенности в расположении языкового материала [3, 5, 6].

Прочность усвоения знаний обеспечивается разнообразными тренировочными упражнениями, сознательность усвоения лингвистических знаний осуществляется не только и не столько через повторение рекомендуемых программой конструкций, но и через реализацию таких действий с речевым материалом, которые способствуют развитию семантического и грамматического кругозора учащихся, умению устанавливать сходство и различие между соответствующими классами языковых явлений, делать адекватные речевой ситуации выводы и обобщения.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахутина Т. В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания. В кн.: Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. С. 99-116.

2. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С. 236-277.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990. 239 с.

4. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.

5. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.

6. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М.: РИЦ “Альфа”, 1999. 350 с.

7. Халилова Л. Б. Психолингвистический подход и его использование в изучении речевых расстройств. В кн.: Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Экономика, 1997. С. 41-58.

8. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. 428 с.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Д. А. КОСТЬКИН

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

кафедра педагогики

Статья посвящена проблеме нравственного воспитания в советский период истории. Автор проводит параллели с современностью. В статье излагаются цели и задачи советского нравственного воспитания, его особенности. Все это сопоставляется с состоянием нравственного воспитания в школе на сегодняшний день.

В современной России, переживающей эпоху со- ти населения России. Старшее поколение, оставшись

циальных, экономических и политических перемен особое звучание приобретает проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. Смена идеологических ориентиров: переход от идеи построения коммунистического общества к идее рыночной экономики, свободной конкуренции и предпринимательства -дезориентировал общество. Ценности капиталистического мира оказались не по душе значительной час-

на идейных позициях советского периода, во многом не смогло включиться в процессы, происходящие в различных областях жизни общества на современном этапе исторического развития. Сегодня в нашей стране наблюдается разрыв между старшим поколением и молодежью, которая появилась на свет либо на закате советской эпохи, либо в постсоветский период. Это обстоятельство затрудняет передачу нравственных

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

идеалов, понятий и чувств от старших к младшим. Важнейшие нравственные понятия, такие как добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье зачастую не понятны молодым людям, что делает невозможным формирование у молодого поколения нравственного сознания, которое является стержневым элементом личности человека. Проблема усугубляется отсутствием в России, какой либо официальной идеологии, дающей заказ на воспитание и определяющей общий ход воспитательной работы. В то же время важнейшей фундаментальной задачей образования признано формирование гражданских ценностей и убеждений, обеспечение роста самосознания. Для решения этой задачи образование должно воспитывать гражданина и патриота, воспитывать в человеке чувство чести и собственного достоинства, социальной справедливости, гуманизм, высокую духовность и нравственность [4]. Таким образом, решение проблемы нравственного воспитания возлагается на систему образования. При этом она должна учитывать современные реалии, а так же позитивные моменты советской педагогической теории и практики.

В связи с этим интересным представляется опыт нравственного воспитания, который осуществляла советская педагогика и школа.

Несомненным плюсом советского нравственного воспитания является наличие четкого нравственного идеала, на который должен был ориентироваться педагог в своей работе.

После революции 1917 года в нашей стране стал формироваться новый нравственный идеал человека. Таким идеалом являлся человек, до конца преданный идеям коммунизма, любящий свою родину и народ, трудолюбивый, мужественный и принципиальный, обладающий творческой энергией и твердой волей, образованный, скромный и благородный. Именно на этот образец и должна была ориентироваться молодая советская школа.

Советская школа имела своей целью формирование моральных качеств личности, необходимых активным строителям коммунизма. Особенностью процесса нравственного воспитания в советской школе стало то, что по мере развития его теории и практики оно все больше сращивалось с идейно-политическим направлением воспитательной работы. Происходила все большая политизация школьной системы. Изначально большевики связывали нравственность со своей идеологией. В. И. Ленин дал следующее определение нравственности: «...нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, создающего новое общество коммунистов» [2]. Законченные форму процесс идеологизации советской школы приобрел в 1930-е годы, что было связано с укреплением культа личности и напряженной международной обстановкой. Педагогическая мысль формулировала положения о коммунистической целеустремленности, идейно-политической направленности в нравственном воспитании [2]. Утверждалось так же, что нравственное воспитание должно быть связано с

жизнью и участием школьников в социалистическом строительстве.

Еще в Программе партии от марта 1919 г. VIII съездом РКП(б) была принята концепция единой трудовой школы, определившая организацию советской школы и ее цели.

Одной из задач советской школы было воспитание учащихся в духе коллективизма, включение их в общественно-полезный труд. Особо подчеркивалось, что школа преследует цель всестороннего и гармоничного развития личности без вредных перекосов, выявления индивидуальных и уникальных способностей каждого ученика без исключения, воспитания истинно прекрасного человека, хорошо социализированного в новом обществе. Всестороннее развитие личности предусматривало активное освоение богатств общественной культуры, при котором труд каждого члена общества превращается в целостную деятельность, каждый человек становится самодеятельной, творческой, общественно активной личностью [5]. Таким образом, одними из главных нравственных качеств, которые должна была воспитывать советская система образования, являлись коллективизм, трудолюбие, как средство самореализации личности в условиях социалистического общества, ее социализации.

Одной из важнейших проблем практики нравственного воспитания в советской школе была проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории. Связывали ее прежде всего с переоценкой словесных методов воспитания. Так А. С. Макаренко отмечал, что самое «упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях - пустое занятие. Сознание не построенное на опыте. на деле, прежде всего, слабосильно, во-вторых, одиноко, не способно творить никакую практику - это то, что для нашего общества наиболее опасно» [6].

Советская педагогика и школа неоднократно подвергались жесткой и во многом справедливой критике. Но задача истории педагогики не придавать забвению опыт прошлого, а объективно изучать его.

Начиная с 90-х годов отечественная педагогика и школа отказались от идеологизации нравственного воспитания, от коммунистического идеала. Была сделана попытка положить в основу нравственности так называемые общечеловеческие ценности. Сегодня доминирующей точкой зрения является та, которая полагает, что основой нравственного воспитания должно являться гуманистическое мировоззрение, утверждающее приоритет права на жизнь, на счастье, на свободу, беспрепятственное развитие своих способностей. Однако распространение этих, безусловно, нравственных ценностей встретило на своем пути ряд проблем.

Гуманизм тесно связан с индивидуализмом, идеализацией человека, его способностей, что может порождать эгоизм человеческой личности. В современном обществе, культивируемая установка на крайний индивидуализм ведет к развитию в молодежи эгоизма, пренебрежения нормами общественной морали, своеволия. Нравственные ориентации современной молодежи неустойчивы. Многие молодые люди ориенти-

рованы, прежде всего, на личный успех, на стремление любой ценой добраться до наиболее высоких ступеней социальной лестницы, на безграничное потребительство [3]. И одной из проблем нравственного воспитания сегодня является проблема соотношения индивидуализма и коллективизма [1]. С другой стороны проникновение в Россию западных буржуазных демократических ценностей не создало в одночасье новый нравственный идеал и сегодня эта проблема стоит на повестке дня.

Практика нравственного воспитания сегодня осложняется тем, что школе весьма трудно конкурировать по своему воздействию на умы подрастающего поколения со средствами массовой информации: Интернетом, телевидением, мобильной связью, которые очень часто являются источником не нравственного, а безнравственного воспитания. Школа должна учитывать тот факт, что современное молодое поколение более активное, ориентировано на индивидуализм, на личные потребности, более самостоятельное и в то же время сильно подвержено влиянию массовой культуры. Современные дети не помнят советские времена, они родились в обществе, где провозглашена свобода слова, печати. Они погружены в искусственный мир, созданный средствами массовой информации, где они могут проголосовать с помощью SMS, смотреть сотни телевизионных каналов. А с другой стороны - школа, где одна программа для всех и нет выбора. В таких условиях механический перенос старых подходов на новые реалии неприемлем. Наиболее распространенной формой нравственного воспитания остается этическая беседа, которая строится чаще всего как монолог учителя, его рассуждения на нравственные темы, как ответ учащихся на заранее известные им вопросы типа «Что такое хорошо и что такое плохо?» Такие беседы, как

правило, не задевают внутренние установки учащихся, не создают ситуации переживания, переосмысления этической информации. Таким образом, проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории, сформулированная еще в советское время, и сегодня актуальна.

Задача современной школы и педагогики - опираясь на нравственный идеал человека, который должно выработать общество, на социальный заказ разработать цели и задачи нравственного воспитания на современном этапе развития российского общества и на этой основе разработать соответствующие методики.

Проблема приобщения подрастающего поколения к нравственным ценностям, создания четкой концепции нравственного воспитания, которую взяли бы на вооружение школы, остается на сегодняшний момент очень актуальной. И разрешить сложившуюся ситуацию могло бы помочь, в том числе изучение советского педагогического опыта.

список литературы

1. Вульфсон Б. Л. Нравственные императивы и задачи воспитания // Педагогика. 2006. № 10. С. 3 - 10.

2. Гаврилов В. А. Очерки истории нравственного воспитания в советской школе (1917-1930). Кишинев: Штиинца, 1983. 130 с.

3. Гурова Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры // Педагогика. 2000. № 10. С.32-38.

4. О развитии образования в Российской федерации // Народное образование. 2006. № 5. С. 7-16.

5. Основные принципы единой трудовой школы: От Государственной комиссии по просвещению, 16 окт. 1918 г. Минск: Университетское, 1988. 30 с.

6. Павлова М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко. М.: Профтехиздат, 1963. 336 с.

УДК 796.0 (09)

формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом

В. К. МАКАРЕНКО

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра теоретических основ физического воспитания

Особую роль в сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности человека призвано сыграть физическое образование. Оно создает фундамент здоровья для развития других сторон культуры человека, обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности. Поэтому одной из основных задач физического воспитания является сформированная потребность школьника к занятиям физической культурой и спортом. В этой связи особое значение приобретают исследования развития мотивационной сферы школьников (Л. И. Божович, П. К. Дуркин, Е. П. Ильин, Е. П. Пи-лоян и др.). Мотивы занятий физической культурой и спортом включены в общую структуру мотивационно-потребностной сферы, которая, в свою очередь, явля-

ется существенной частью мировоззрения личности учащегося. Изучение мотивов занятий физической культурой и спортом - важнейшее условие формирования полноценной учебной деятельности школьника и значимая составляющая управления процессом воспитания личности (А. Ц. Пуни, Г. Б. Горская, Т. Е. Лап-ко, О. В. Дашкевич, В. А. Зобков и др.).

Занятия физической культурой и спортом - это полимотивированная деятельность. Иерархия мотивов в ней определяется сочетанием и степенью выраженности потребностей школьника, и наиболее важные моменты становления его мотивационной сферы связаны со сменой типов ведущей деятельности. Формирование положительно устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.