Научная статья на тему 'Нравственное становление личности обучающегося профессионального колледжа в разных социальных условиях'

Нравственное становление личности обучающегося профессионального колледжа в разных социальных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ (НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ) УРОВЕНЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / INSTITUTIONAL (NON-INSTITUTIONAL) LEVEL / SOCIAL CONDITIONS / MORAL EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTION / COMPETENCE APPROACH / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Локтева Рузалия Шайхулловна

Рассматривается, каким образом социальные условия влияют на нравственное становление личности будущего специалиста. По мнению автора, важно учитывать условия, в которых развивается личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Локтева Рузалия Шайхулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The moral identity formation of vocational college students in different social conditions

The problem of how social conditions affect the moral upbringing of the future specialist is studied. According to the author, it is important to consider where and how a personality develops.

Текст научной работы на тему «Нравственное становление личности обучающегося профессионального колледжа в разных социальных условиях»

УДК 376.1 ББК Ч 410.051

ГСНТИ 14.33.05

Код ВАК 13.00.01

Р

Локтева Рузалия Шайхулловна,

Аспирант, Нижневартовский государственный гуманитарный университет; преподаватель иностранных языков, Меги-онский профессиональный колледж; 628680, Ханты-Мансийский АО - Югра, г. Мегион, ул. Пионерская, д. 1, кв. 8; e-mail: [email protected]

НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальные условия; нравственное воспитание; институциональный (неинституциональный) уровень; образовательное учреждение; компетентностный подход; обучающийся.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается, каким образом социальные условия влияют на нравственное становление личности будущего специалиста. По мнению автора, важно учитывать условия, в которых развивается личность.

Lokteva Ruzaliya Shaychullovna,

Post-graduate Student, Teacher of Foreign Languages, Megion Professional College, Megion.

THE MORAL IDENTITY FORMATION OF VOCATIONAL COLLEGE STUDENTS IN DIFFERENT SOCIAL CONDITIONS

KEY WORDS: social conditions; moral education; institutional (non-institutional) level; educational institution; competence approach; student.

ABSTRACT. The problem of how social conditions affect the moral upbringing of the future specialist is studied. According to the author, it is important to consider where and how a personality develops.

К настоящему времени в педагогике наработан обширный материал по теме духовно-нравственного становления личности. С середины XIX века вопросы нравственности и ее развития находились в центре внимания ведущих ученых России -К. Д. Ушинского, В. Я. Стоюнина, А. Н. Острогорского, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля и др. В основу идеи о соотношении нравственного облика и образа жизни, организованной по типу служения, положены философско-религиозные работы B. C. Соловьева, C. JI. Франка, П. А. Флоренского,

H. A. Бердяева, H. A. Ильина, В. Н. Лосско-го, В. И. Несмелова, E. H. Трубецкого и др. В педагогике советского периода, несмотря на идеологически заданное единообразие воспитательных практик и их формализм, зародились уникальные системы П. П. Блонского, A. C. Макаренко, В. А. Сухомлинс-кого, Ф. Ф. Брюховецкого, П. Г. Година, A. A. Захаренко, В. А. Караковского и др., содействующие нравственному становлению человека. На развитие теоретических основ нравственного формирования заметное влияние оказали философские идеи

Э. В. Ильенкова (личность в условиях нравственного бытия), М. К. Мамардашвили (универсальность духовных оснований жизни), C. Рубинштейна (этические основания индивидуального бытия) и др.

К началу XXI века как реакция на период «нравственного безвременья» эпохи 90-х активизировалась исследовательская деятельность ученых по самым разнообразным этико-педагогическим проблемам. Общие вопросы духовного и нравственного развития конкретизировались в современных тео-

азвитие нравственной и духовной культуры как одного из атрибутов общественного бытия предполагает осмысление различных аспектов духовного потенциала, то есть тех социальных и духовных источников, возможностей, резервов и средств деятельности, которые обеспечивают прогресс личности и общества. Смысл и цели общественного развития в конечном счете состоят в расширении возможностей каждого человека реализовать свои устремления и вести здоровую, полноценную, творческую жизнь. При таком подходе человек рассматривается не только как фактор социального развития, но и как главный субъект, пользующийся его результатами. Как отмечает Л. А. Ибрагимова «основой прогресса человечества является сам человек, его духовно-нравственная ... позиция, ... гуманистически созидательные взаимоотношения с окружающими людьми» (2, с. 10).

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

© Локтева Р. Ш., 2013

ретических исследованиях, выполненных Т. И. Власовой, Р. С. Гарифуллиной, Л. М. Лузиной (модели и принципы создания технологий), Н. Д. Никандровым, Т. И. Петраковой (действенность ценностей).

Приоритетные ценности духовно-нравственного образования молодежи освещались в трудах Е. В. Бережновой, Е. В. Бонда-ревской, В. А. Караковского, В. А. Сластени-на и др. Одним из важнейших условий духовно-нравственного становления в студенческом возрасте представляется интеграция духовно-нравственного воспитания и профессионального обучения в трудах А. П. Сманцера, В. И. Ильченко, А. Т. Проказы, В. Н. Клепикова.

В целом исследователи подчеркивают взаимосвязь процессов нравственного воспитания и становления личности. Процесс нравственного становления рассматривается как составляющая нравственного воспитания.

Для того чтобы понять, как и при каких условиях формируется нравственная сторона личности обучающегося профессионального колледжа, необходимо рассмотреть социальные (общественные) условия его бытия. Ценности личности формируются в разных социальных условиях: семья, общественные организации, религиозные объединения, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Цель данного взаимодействия - совместное обеспечение условий для духовно-нравственного становления личности.

Эффективность решения проблем нравственного становления учащихся кроется, на наш взгляд, не столько в содержании обучения, сколько в качественном воспитании, ядром которого должны стать духовно-нравственные ценности.

Концепция воспитания реализуется на практике через систему воспитания, имеющую институциональный и неинституциональный уровни, а также с помощью различных институтов воспитания, форм и методов осуществления воспитательных взаимодействий (3, с. 343"352).

Реализация концепции воспитания на неинституциональном уровне рассматривается как процесс социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества, в которых формируются соответствующие навыки, способности и личностные качества. Так, например, формирование у части молодёжи социально значимых гражданских качеств и ценностных установок осуществляется посредством участия в деятельности различных общественных организаций, а также в деятельности неформальных движений, митингах и т. д. (3, с. 343-352).

На институциональном уровне основным институтом, осуществляющим организацию всей системы воспитания, её деятельности и контроль за этой деятельностью, является государство. Оно организует процесс становления подрастающего поколения на уровне дошкольного воспитания, школы, при получении профессионального образования и т. д. Государство через свои учреждения и организации обеспечивает стратегический (фундаментальный, базовый) уровень воспитания всей молодёжи, система государственного воспитания призвана обеспечивать эффективность целостного формирования молодого поколения (3, с. 343-352).

Наряду с государством одним из главных элементов системы воспитания является семья. Переустройство общественной жизни, характерное для современного этапа развития страны, ориентировано на повышение социальной активности семьи, успешное её функционирование как полноправного субъекта собственной жизнедеятельности (10, с. 13). Семья - основа нравственного становления личности, уникальный социальный институт, посредник между индивидуумом и государством, транслятор фундаментальных ценностей от поколения к поколению (4, с. 21). Современное общество находится в состоянии глубокого кризиса, утерян духовный стержень. Теперь для выхода из этого кризиса следует заняться прежде всего вопросами воспитания. И именно воспитания, а уже затем образования. Ибо только достойное семейное воспитание совместно с обновленной образовательной системой может вывести человечество из духовного кризиса.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления: умственное, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое и др. Центральное же место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие (8, с. 217-218).

Одной из составляющих нравственного становления личности является социокультурная среда образовательного учреждения. Государство реализует свою воспитательную функцию прежде всего через систему профессионального образования всех уровней: колледжи, техникумы, училища, вузы. В основе планирования воспитательной работы - Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации», утверждённая распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006, разработанная до 2016 г. и определяет совокупность

приоритетных направлений воспитательной деятельности (6, с. 141-142).

В настоящее время в рамках общеевропейской глобализации и вхождения России в международное образовательное пространство становится актуальной подготовка компетентных, мобильных, конкурентоспособных специалистов. В частности третье поколение российских Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) разработано на основе компе-тентностного подхода и предусматривает определение групп компетенций, которые будут сформированы у обучающихся в рамках его освоения.

Базовыми компетенциями современного человека являются: информационная, коммуникативная, самоорганизационная, самообразовательная. Компетенции представляют собой интегральную характеристику обучающегося - динамическую совокупность знаний, умений, практического опыта, способностей и личностных качеств, которую обучающийся профессионального учебного заведения должен продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Федеральные государственные образовательные стандарты, которые внедряются с 2011 года, ориентированы на компетент-ностный подход к формированию будущего специалиста. Это позволит, по мнению разработчиков стандарта, подготовить специалиста, способного быть востребованным профессиональной средой, успешно ориентироваться в социальной жизни, быть полезным обществу и государству.

ФГОС имеет в своей основе компетенции - общие и специальные (профессиональные). Будущий специалист должен обладать этими компетенциями.

Компетентностный подход как один из важных концептуальных положений обновления современного образования предполагает качественные перемены в вопросах целеполагания, в разработке содержания и оценке результатов образовательного процесса. Применяя принципы компетент-ностного подхода, образовательное учреждение создаёт условия для приобретения знаний, умений, практического опыта, а также побуждает обучающегося к осознанию своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста (5, с. 66).

Как известно, профессиональное образование является не только обучающим, но и воспитательным пространством. Поэтому формирование общих компетенций у обучающихся профессионального колледжа можно рассматривать в разных аспектах. С этой целью в Мегионском профессиональ-

ном колледже разработана модель выпускника на основе компетентностного подхода при участии членов педагогического коллектива, студенческого совета, социальных партнёров и с опорой на профессиональную образовательную программу. Мы неслучайно говорим о социальных партнёрах, так как сущностной составляющей современной парадигмы профессионального образования является его ориентация на требования работодателей.

В структуре модели выпускника учреждения СПО «Мегионский профессиональный колледж» выделено пять компетенций: учебно-профессиональная, деятельностная, социальная, общекультурная и личностнонравственная.

Личностно-нравственная компетенция включает следующие составляющие:

• восприятие человеческой жизни как главной ценности;

• эмоциональная / стрессовая устойчивость;

• потребность и способность вести здоровый образ жизни;

• готовность к сотрудничеству и взаимопомощи;

• самоуважение, самодостаточность, уверенность в завтрашнем дне;

• адекватная самооценка (знание своих возможностей);

• оптимизм и настойчивость в преодолении трудностей;

• способность к гибкому поведению (адаптация в новых условиях деятельности);

• самостоятельность и критичность мышления.

Таким образом, в современном мире необходим, с одной стороны, профессионал как «узкий специалист», владеющий комплексом эффективных методов разрешения проблем некоторой сферы деятельности. С другой стороны, в ещё большей мере необходимы качества современного профессионала системного уровня, «знатока во многих сферах деятельности».

Через молодёжные структуры государство может реализовать свою политику по отношению к молодёжи и, в частности, воспитательные функции. Наряду с организованным педагогическим воздействием семьи и образовательных учреждений на подрастающее поколение большую роль в их формировании играет свободное общение, формы стихийно складывающейся жизни молодёжи в социальной среде. Трудно отделить эстетические вопросы в культуре от нравственных, социальных, гражданских, правовых. Более всего нравственные и эстетические вкусы и ценности молодёжи проявляются в моде, внешнем облике, в поведении и общении (дружеском и публичном), в

музыкальных пристрастиях, во времяпрепровождении, образе жизни (8, с. 118).

Предпринята попытка классифицировать молодёжные объединения. Одни исследователи группируют их по основным сферам социальной деятельности (трудовая, социально-бытовая, досуговая), но чаще всего по интересам и поведению. Так, по характеру социальной направленности социолог В. Т. Лисовский выделяет три типа неформальных группировок: первые, как правило, имеют позитивную направленность и способствуют формированию у молодёжи социальной активности (фонды молодёжной инициативы, группы социологической защиты и спасения памятников, любительские объединения); вторые имеют в основном развлекательный характер, ориентированы на получение удовольствий («панки», «хиппи», «фанаты» и пр.); третьи носят антисоциальный характер, так как объединяют наркоманов, хулиганствующих элементов, «профашистские группировки» (11, с. 132).

Существует особая подростковая культура, которая наряду с другими социальными факторами играет существенную роль в развитии молодёжи. Молодёжная субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодёжи примерно от 10 до 20 лет. Неформальные объединения молодёжи - это одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединённых занятиями, интересами, ценностями, симпатиями (8, с. 196-197).

Молодёжные организации могут выступать достаточно действенным институтом воспитательной работы и проведения в жизнь молодёжной политики государства при условии их финансирования со стороны государства, а также при постановке им соответствующих задач и координации их деятельности.

Политические партии выражают интересы различных слоёв и групп населения. Многие политические партии и общественные движения уделяют внимание молодёжи, стараясь привлечь её в число своих сторонников. При этом на молодёжь оказывается определённое воспитательное воздействие, особенно в плане формирования мировоззренческих, морально-ценностных и социально-политических ориентиров и установок.

Предполагаемая концепция рассматривает политические партии и движения как один из воспитательных институтов общества, формирующих различные социальные слои и группы молодёжи в своих

интересах. В целом как институт воспитания партии и общественные движения могут оказывать целенаправленное воздействие как на неинституциональном, так и на институциональном уровнях воспитания. На первом будет осуществляться формирование гражданственности, патриотизма, гуманистических качеств личности и т. п. На втором уровне будут формироваться качества, необходимые для соответствующих социальных групп, чьи интересы выражает партия или движение. Воспитательное воздействие может осуществляться в различных формах и через разные структуры (молодёжные клубы, клубы молодых политических лидеров, лагеря отдыха и т. п.).

Спортивные организации всегда играли значительную роль в становлении молодого поколения. Здесь происходило не только физическое воспитание, развитие физических качеств молодого человека, укрепление его здоровья, но и целенаправленное формирование морально-волевых качеств, патриотизма и гражданской активности. Успешность реализации концепции воспитания жизнеспособного поколения молодёжи будет во многом зависеть от деятельности спортивных организаций. Государство должно определить цели и задачи спортивных организаций по формированию физически здорового, патриотически настроенного поколения молодёжи, обеспечив это соответствующими кадрами работников физической культуры и финансированием.

Творческие организации имеют огромное влияние на молодёжь через объединения литераторов, поэтов, художников, музыкантов и т. п., но главным образом через произведения литературы и искусства. Творческие организации как институт воспитания формирует личностные и гражданские качества молодёжи в зависимости от имеющихся способностей и склонностей к тому или иному виду творческой деятельности.

В эпоху глобальной информационной цивилизации средства массовой информации (СМИ) оказывают колоссальное воздействие на все социальные и возрастные группы молодёжи. Воспитательная функция средств массовой информации значительно возросла, хотя она и прежде была высока. Без сомнения, сегодня дети и молодёжь в руках тех, кто делает теле- и радиопрограммы. Воспитательное воздействие СМИ никогда не прекращалось. Разница лишь в том, что раньше содержание публикаций, радио- и телепередач определялось в партийных и комсомольских органах, теперь это делают те, кто непосредственно руководит газетами, журналами, радиостанциями, телепрограммами. Что изменилось?

Содержание статей и передач. Серьёзные трудности и для воспитания, и для социализации создаёт массовая культура, телевидение, радио, кино, реклама (7, с. 1).

В настоящее время СМИ в основном проводят линию на разрушение мировоззренческих устоев молодёжи, насаждают бездуховность и потребительство, рекламируют жестокость, насилие, лёгкое и быстрое обогащение. Вредоносны в смысле нравственного воспитания и многие тексты - как устные, так и письменные. Примеры подобного рода текстов легко найти в телепрограммах, фильмах, книгах, а теперь, к сожалению, и в театральных постановках, причём классических, но искажённых до неузнаваемости (7, с. 11). Идёт целенаправленное уничтожение духовности, разрушение национального самосознания и менталитета, что негативно сказывается на воспитании молодых россиян. В условиях утверждения культуры экранного типа национальное сознание молодёжи России не может формироваться на основании ценностей какой-то определённой культуры. Но агрессивное привнесение объективно чуждых культурных ценностей и норм порождает кризис этико-морального и нравственно-этического характера, дестабилизирует воспитательный и образовательный процессы. Несомненно влияние личности педагога (преподавателя, мастера, куратора) на нравственное становление личности будущего специалиста профессионального колледжа. В хорошо спланированной и организованной воспитательной работе слово наставника, а также специально организованная система дел являются воспитывающими. Но именно этого сейчас во многом не хватает.

Таким образом, гармонизация воспитания, которая всегда осуществляется через специальные институты (детсад, школа, колледж, вуз и т. д.), и социализация являются и научной проблемой, и важной практической задачей (7, с. 14). Мы неслучайно рассматриваем различные социальные условия нравственного становления личности обучающегося, сравниваем, как это было ранее и что есть сегодня. Дети не стали хуже, они просто стали другими, меняются времена и меняются люди.

В данном контексте возникает вопрос: что же делать? Прежде всего необходимо признать всю серьёзность проблемы, признать реальность рисков и необходимость принятия мер. Необходимы действия по усилению гуманитарной составляющей в содержании образования и в научных исследованиях как основе этого содержания. «Новую парадигму образования отличает гуманистическая направленность» (2, с. 137). Этим самым преодолевается давнее понимание человека как биосоциального существа, делается особо важной и значимой его духовная составляющая со всем её разнообразием и богатством (7, с. 16).

Итак, мы видим, что становление молодёжи вообще и нравственное становление в частности осуществляется под воздействием многих факторов и в разных социальных условиях (8, с. 214). Именно от воспитания как процесса целенаправленного влияния на развитие мотивационно-ценностной сферы человека (9, с. 10) зависит, какие мотивы будут управлять человеком, какие ценностные установки станут регулировать его поведение, его отношение к людям, к своей стране, к родителям и детям. Как было сказано выше, на формирование нравственных ценностей и норм поведения могут оказать влияние различные факторы и разные общественные условия. Можно воспитывать словами, а можно деятельностью, коммуникацией, жизнью (2, с. 121).

Подводя итоги, отметим, что ценности и нормы поведения, не ставшие личностными и нравственными установками, регулирующими поведение человека, смысла не имеют. Все попытки воспитать нравственность лишь вербальными средствами приводят либо к незначительному результату, либо имеют эффект обратный. Важно всё: и какие методы, средства, формы воспитательных действий мы используем, и в то же время какие условия мы создаём личности для её развития. Следовательно, нравственное становление личности обучающегося (формирования в процессе развития) происходит через нравственное воспитание (целенаправленное формирование личности) в разных социальных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верин-Галицкий Д. М. О нравственном воспитании // Социальная педагогика. 2012. №3.

2. Ибрагимова Л. А. Поликультурное образование в многонациональном обществе : учеб. пособие. М. : Редакционно-издательский центр, 2006.

3. Ильинский И. М. Молодёжь и молодёжная политика. Философия. История. Теория. М. : Голос, 2001.

4. Кучмаева О. В., Петрякова О. Л. Актуализация семейной политики в современном социуме // Социальная политика. 2012. №2.

5. Локтева Р. Ш. Формирование общих компетенций у обучающихся СПО в условиях реализации ФГОС // Проблемы стандартизации и мониторинг образования. Нижневартовск: Нижневартовский соц.-гум. колледж, 2012.

6. Лисовский В. Т. Советское студенчество: социологические очерки. М. : Высш. шк., 1990.

7. Мулина Н. В. Формы работы с группой во внеурочное время // Среднее профессиональное образование. 2012. №7.

8. Никандров Д. Н. Воспитание и социализация молодёжи: проблемы гармонизации // Социальная политика. 2012. №1.

9. Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред.

Л. П. Крившенко. М. : ТК Велби, Проспект, 2004.

10. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа, 1996.

11. Сабитова Г. В. Тенденции и проблемы становления системы социально-педагогической поддержки семей с детьми в России // Социальная политика. 2012. №2.

12. Топчий Л. В. Проблемы формирования политической зрелости студентов : учеб.-метод. пособие. М. : Высш. шк., 1991.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. А. Ибрагимова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.