УДК 378; ББК 74
DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10090
© Овчарова А.И. 2020
MORAL AND PSYCHOLOGICAL REQUIREMENTS FOR THE PERSONALITY OF A LAW ENFORCEMENT OFFICER AND THEIR MORAL RESPONSIBILITY
НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ЕГО МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Angelica I. Ovcharova,
Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-economic Disciplines of the Rostov Institute of Law of MIA of Russia, Candidate of Philosophical Sciences
Анжелика Ивановна Овчарова,
доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовскиий юридический институт МВД России, кандидат философских наук
Для цитирования: Овчарова А.И. Нравственно-психологические требования к личности сотрудника правоохранительных органов и его моральная ответственность. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2020. С. 124-126. Научная специальность: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования.
Материалы III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.
Abstract. The article discusses the moral and psychological requirements for the personality of a law enforcement officer and his moral responsibility. In conclusion, the author substantiates the thesis that perfect fulfillment of moral obligations, adherence to moral standards and a genuine professional moral culture ensure the employee's moral right to public trust, respect, recognition and support of citizens.
Keywords: morality, psychology, law enforcement officer, moral responsibility.
Аннотация. В статье рассматриваются нравственно-психологические требования к личности сотрудника правоохранительных органов и его моральная ответственность. В заключение автор обосновывает тезис о том, что безупречное выполнение нравственных обязательств, следование нормам морали и подлинная профессиональная нравственная культура обеспечивают моральное право сотрудника на общественное доверие, уважение, признание и поддержку граждан.
Ключевые слова: нравственность, психология, сотрудник правоохранительных органов, моральная ответственность.
Деятельность правоохранительных органов многообразна по своему содержанию, и это отражается и в профессиональной этике, которая носит собирательный характер, соединяя в себе повышенные требования к нравственной культуре сотрудников, здоровые нравственно-психологические установки и этические правила поведения сотрудников различных подразделений, обусловленных нормативным характером служебного этикета.
Каждый вид правоохранительных профессий предъявляет к их представителям характерные этические требования и накладывает отпечаток на их нравственную культуру, но общность правового регулирования деятельности юридических профессий делает их близкой по содержанию
и ряду этических и морально-психологических требований.
Поэтому всем видам правоохранительной деятельности присущи как общие, так и специфические профессиональные этические требования и моральные нормы, обязательные для соблюдения каждым сотрудником, обладающим нормативным, закрепленным в различных правовых актах характером.
Как известно, нравственность есть мощный регулятор общественной жизни, и в первую очередь деятельности различных организаций правоохранительных органов. Нравственность нельзя заменить правом, финансовыми рычагами, дисциплинарными или административными мерами. Именно нравственность в качестве
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
практического воплощения морали воздействует на все виды правоохранительной деятельности, и чем обширнее область ее проявления, тем больше возможностей для ограничения силовых методов управления.
Необходимо осмыслить и принять как категорический императив, что нравственно-ценностное регулирование является определяющим и должно охватывать всю систему управленческой деятельности правоохранительных органов. Именно нравственные ценности, поддерживаемые и декларируемые наиболее авторитетными членами организаций правоохранительной системы, могут стать определяющим фактором, от которого будет зависеть сплоченность сотрудников, их единство убеждений и согласованность действий, и, следовательно, успешное достижение целей правоохранительной деятельности.
В решении задач по развитию нравственных качеств сотрудника важную роль играет воспитание у него совокупности тех качеств, из которых складывается внутренний мир духовно развитой личности. Принимая во внимание тот факт, что сотрудники правоохранительных органов имеют потенциальную возможность применять силовое воздействие, остается актуальным вопрос и об его этичном и гуманном поведении.
К сожалению, в настоящее время ситуация с уровнем профессионально-нравственной культуры и нравственных ценностей среди представителей правоохранительных органов не в полной мере соответствует задачам их деятельности. Поэтому является актуальным формирование действенных механизмов объективного отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы в соответствии более высокими социально ориентированными задачами. И в первую очередь необходимо рассматривать потенциалы кандидата на предмет наличия определенных эмоциональных, психологических, нравственных и интеллектуальных качеств. От этого в будущем будет зависеть не только эффективность работы таких сотрудников, но и количество спасенных ими человеческих судеб и жизней, предотвращенных чрезвычайных ситуаций.
Также весьма важно формировать и закреплять коллективные ценности и воспитывать сотрудников, ориентируя на них, что в дальнейшем может определить их поведение в сложных критических ситуациях.
Духовно-нравственные ценности сыграли важную роль в формировании российской правовой и политической культуры и определили судьбу российской государственности.
В отличие от материальных ценностей, размер которых не бесконечен, а четко определен границами, духовно-нравственные ценности не уменьшаются пропорционально количеству членов какого-либо общества или всего человечества, владеющими ими, а значит, они доступны каждому человеку, являясь всеобщим достоянием. Поэтому сотрудники правоохранительных органов обязаны воспользоваться этим духовным богатством и сохранить его.
Специфика служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов обусловлена не только сопутствующими ей экстремальными условиями, но и в определенных законом случаях связана с ограничением прав граждан, возможностью применения силовых средств и невольным проникновением в личную жизнь и внутренний мир человека, когда становятся известными личные тайны или информация интимного характера. Все нестандартные ситуации и противоречия между моральными и правовыми нормами налагают на них повышенную моральную ответственность и требуют принятия решений на основе нравственного выбора, порой влияющих на судьбы людей и определяющих исход социальных и межличностных конфликтов, что обусловливает необходимость существования их профессиональной этики и следования ее принципам.
Поэтому сотрудник правоохранительных органов должен обладать целым комплексом морально-психологических качеств и деловых навыков, в качестве основных из них можно рассмотреть следующие:
- относиться нетерпимо к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство и причиняющим нравственные или физические страдания, и пресекать их;
- руководствоваться в профессиональной деятельности и в повседневном общении фундаментальным этическим принципом - «золотым правилом» нравственности: относиться к гражданам, сослуживцам так, как хотел бы, чтобы они относились к нему;
- использовать для достижения поставленных целей законные и нравственно оправданные средства, а в ситуациях морального выбора следовать этическому принципу, согласно которому человек всегда является нравственной целью, но не средством достижения цели;
- вести себя доброжелательно и корректно по отношению ко всем гражданам, независимо от их служебного или социального положения, национальности или религиозного вероисповедания,
вызывая их уважение к государственным органам власти и готовность сотрудничать с ними;
- обладать способностями аналитического мышления;
- постоянно контролировать свое поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или неприязни влиять на служебные решения, уметь предвидеть последствия своих поступков и действий и нести моральную ответственность за них;
- обладать умением согласовывать свои действия с действиями других людей, быстро устанавливать контакты с незнакомыми людьми;
- обладать способностью в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации, запоминать внешние особенности поведения человека;
- быть выносливым к нагрузкам, упорным в преодолении возникающих трудностей и готовым к разумному риску;
- обладать развитыми коммуникативными качествами, эмоциональной отзывчивостью, терпеливостью, сопереживанием, самоотверженностью, соответствующей требованиям самооценкой.
Кроме перечисленного, сотрудникам органов внутренних важно научиться максимально правильно делать нравственный выбор в ситуации неопределенности между «законом и совестью», поскольку иногда закон и ведомственные инструкции, с одной стороны, диктуют определенный тип поведения, а с другой - порождают ряд коллизий, когда приходится выбирать между личными нравственными убеждениями и требованиями норм права.
Безупречное выполнение нравственных обязательств, следование нормам морали и подлинная профессиональная нравственная культура обеспечивают моральное право сотрудника на общественное доверие, уважение, признание и поддержку граждан.
Известно, что, когда люди нарушают нравственные нормы, они испытывают чувство вины, стыда, угрызения совести, осуждают себя и подвергаются общественному порицанию. Когда они видят, как моральные правила нарушают другие люди, они протестуют и негодуют и закономерно желают видеть нарушителей наказанными.
Но если люди, призванные в силу своего профессионального долга обеспечить наказание тех, кто преступает нормы нравственности и закона, не замечают этого и остаются равнодушными к человеческой беде или сами нарушают нравственные нормы, то рождается недоверие граждан к сотрудникам органов внутренних дел, а также к государству в целом.
Библиографический список
1. Човдырова Г.С. Психологические профессионально важные качества оперативных сотрудников различных направлений деятельности системы МВД России // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - №6.
2. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Этика и нравственная жизнь человека: монография. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018.
Социально-психологические технологии работы с различными группами населения : учебное пособие / под ред. А.Н. Сухова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 271 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
С современных позиций рассматриваются теоретические и прикладные аспекты социально-психологических технологий работы с различными группами населения.
Анализируются понятие, структура, субъекты, объекты психосоциальной работы, типичные социально-психологические явления в дезадаптивных ситуациях; раскрывается практика применения социально-психологических технологий работы с различными группами населения.
Для студентов, обучающихся по направлениям "Социальная работа" и "Психология". Представляет интерес для социальных работников, психологов, социологов, менеджеров, педагогов и преподавателей вузов.