Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИЯМИ МАЛОЙ РОДИНЫ'

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИЯМИ МАЛОЙ РОДИНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МАЛАЯ РОДИНА / МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Л.С., Шевченко Е.Б., Сазонова Е.В., Хорина Н.Г.

В статье поднимается вопрос нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством ознакомления с традициями Малой Родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИЯМИ МАЛОЙ РОДИНЫ»

7. Цыганкова В.О. Организация и проведение соревнований по плаванию / В.О. Цыганкова, В.Ю. Ковалева. - Чебоксары, 2022. - С. 257-258.

8. Соболь Ю.В. Организация тренировочного процесса пловцов в домашних условиях / Ю.В. Соболь, Т.В. Ковалева / Сборник статей. - Краснодар, 2021.

9. Ковалева Т.В. Методика проведения занятий по плаванию в режиме дистанционного обучения / Т.В. Ковалева, Т.А. Ильниц-кая // Сборник статей - Краснодар, 2021.

УДК 37

РС! 10.21661/Г-559601

Уварова Л.С., Шевченко Е.Б., Сазонова Е.В., Хорина Н.Г.

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством ознакомления с традициями Малой Родины

Аннотация

В статье поднимается вопрос нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством ознакомления с традициями Малой Родины.

■ Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, младшие дошкольники, традиции, малая родина.

Цр

стоиных (

"ель: Формирование представлений детей о родном крае, о малой родине, воспитания .гуманной, духовно-нравственной личности, достойныХ будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;

2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей. Но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармонич-

ное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.

Основные направления нравственно-патриотического воспитания:

- ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;

- организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;

- формирование правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

Создание традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников - необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают колоссальную помощь в воспитании детей. Мы используем ритуалы и традиции как в группе, так и в детском саду. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, а также с родителями прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем. В нашем детском саду есть уже прочно сложившиеся традиции.

В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о

том, чем славен родной край. И наша задача показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, необходимо создавать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируется любовь к малой и большой Родине.

Последовательность работы по патриотическому воспитанию детей.

Семья - детский сад - родная улица, район - родной город - страна, ее столица, символика.

Формы работы с детьми.

1. Беседы и консультации.

2. Участие в конкурсах.

3. Праздники и развлечения.

4. Создание игр и атрибутов к ним.

5. Сюжетно -ролевые игры.

6. Целенаправленные прогулки и проекты.

7. Чтение художественной литературы.

8. Непосредственная образовательная деятельность.

Формы работы с родителями.

1. Беседы и консультации.

2. Участие в конкурсах.

3. Праздники и развлечения.

4. Создание игр и атрибутов к ним.

5. Сюжетно -ролевые игры.

6. Целенаправленные прогулки и проекты.

7. Чтение художественной литературы.

8. Непосредственная образовательная деятельность.

С детьми проводятся такие мероприятия как:

- проект «Моя семья».

Цель проекта: формирование у детей представления о семье через организацию разных видов деятельности, повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

- центр Патриотического воспитания.

Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств;

- традиция поднятия Государственного флага и исполнения Государственного гимна Российской Федерации.

Цель: формировать основы патриотизма, воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ. Вызвать положительные эмоции.

- рассматривание картинок народного быта.

Цель: знакомство детей с предметами старинного

русского быта, их назначением прошлом и исторической ценностью.

- мини музей «Русская изба».

Цель: развитие у детей представлений о русской культуре, особенностях жизни и быта русского народа.

- экскурсия в музей «Русская изба».

Цель: развитие у детей представлений о русской культуре, особенностях жизни и быта русского народа.

- празднование дня рождения.

Цель: развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызывать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе, создать праздничную атмосферу, передать чувство праздника всем детям, укрепить дружеские отношения детей.

- праздник «Масленица».

Цель: формировать представления детей о традициях русского календарно-обрядового праздника Масленица.

- праздник 23 февраля.

Цель: способствовать гармонизации детско-роди-тельских отношений, знакомить детей с традицией празднования Дня защитника Отечества.

- акция «Посылка солдату».

Цель: воспитывать чувства сострадания к чужой беде. Формировать потребность в совершении добрых поступков, отзывчивость.

- праздничные святки.

Цель: познакомить детей с русским народным праздником Святки, обычаем колядования.

- 9 мая «День Победы».

Цель: закреплять знания детей о Великой Отечественной войне, Дне Победы.

По ФОП планируем проводить мероприятие, посвященное Блокадному Ленинграду.

Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма; воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

1. Пригласить в гости ветерана;

2. Провести беседу;

3. Просмотреть видеосюжет «Блокадный Ленинград»

4. Провести акцию «Блокадный хлеб» - посвященную памяти «Блокадного Ленинграда»

Цель: расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду.

5. Экскурсия в музей Диораму.

Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Формирование у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны.

6. День семьи, любви и верности

Цель: популяризация семейных ценностей, народных традиций и укрепление социального института семьи.

7. День Государственного флага Российской Федерации

Цель: формировать основы патриотизма, воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ. Вызвать у детей положительные эмоции.

Заключение

Только в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице; развитию

любознательности детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад; воспитанию уважения к людям труда; формированию бережного отношения к родной природе и всему живому; развивать интерес к русским традициям и промыслам; воспитанию чувства ответственности и гордости за достижения Родины; расширению представлений о России, ее сто-

лице; знакомству детей с символами государства (герб, флаг, гимн). Тем самым мы формируем гражданскую позицию, патриотические чувства и любовь к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.

Литература

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/09/05/prezentatsiya-patrioticheskoe-тс^рйате (дата обращения: 23.04.2023).

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vlds26.dou.obrazovanie33.ru/sveden/education/Metod_Napr_1_26.08.2021.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-patriotizm-aktualnost-problemy-patrioticheskogo-vospitaniya-detej-v-seme-i-dou-6655566.html (дата обращения: 23.04.2023).

УДК 37

РС! 10.21661/Г-559795

Чустеева А.В., Тургинекова Л.Х.

Особенности формирования связной монологической речи у младших школьников

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматриваются особенности формирования связной монологической речи у младших школьников, раскрывается понятие связной монологической речи, обосновывается актуальность ее формирования.

■ Ключевые слова: связная речь, начальная школа, русский язык, монологическая речь, младший школьник, развитие.

Как предписывает Федеральный государственный образовательный стандарт, первостепенной целью курса русского языка в начальной школе является «обогащение словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи» [1]. Основываясь на требованиях ФГОС, «Школа России» как основная образовательная программа, реализуемая в начальной школе, предполагает «формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека» [2].

Развитие связной речи младших школьников, как устной, так и письменной, считал одной из задач в процессе обучению русскому языку М.Р. Львов. В своих работах он указывал, что методическое обеспечение уроков по русскому языку в начальной школе «должно обеспечить учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка, воспитать у них высокую культуру речи, научить их связно: точно и выразительно передавать собственные мысли, знания, чувства» [3, с. 4].

Связной речи отводится важная роль во всем учебно-воспитательном процессе начальной школы. Представляя собой отдельный вид речемыслительной

деятельности, для младшего школьника связная речь становится основным средством как межличностного общения в новой среде (с одноклассниками, педагогами), так и получения и усвоения знаний.

А.М. Бородич, определяя понятие связной речи, полагает, что это «смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей» [4, с. 46].

По мнению М. М, Алексеевой и ее коллег, «монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей, она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям» [5, с. 254]. Таким образом, связная монологическая речь - это весьма длительное высказывание, подчиненное логической взаимосвязи своих компонентов, понятное собеседникам. Связное монологическое высказывание грамматически и синтаксически правильно построено, лексически и эмоционально наполнено, что позволяет оформить мысли говорящего в соответствии с посылом, целью, задачами высказывания. Именно такая речь становится основой общения и обучения младшего школьника.

Ключевой проблемой начального образования в настоящее время является увеличение числа обучаю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.