Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / РАЗВИТИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чустеева А.В.

В статье рассматриваются особенности формирования связной монологической речи у младших школьников, раскрывается понятие связной монологической речи, обосновывается актуальность ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чустеева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

любознательности детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад; воспитанию уважения к людям труда; формированию бережного отношения к родной природе и всему живому; развивать интерес к русским традициям и промыслам; воспитанию чувства ответственности и гордости за достижения Родины; расширению представлений о России, ее сто-

лице; знакомству детей с символами государства (герб, флаг, гимн). Тем самым мы формируем гражданскую позицию, патриотические чувства и любовь к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.

Литература

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/09/05/prezentatsiya-patrioticheskoe-тс^рйате (дата обращения: 23.04.2023).

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vlds26.dou.obrazovanie33.ru/sveden/education/Metod_Napr_1_26.08.2021.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-patriotizm-aktualnost-problemy-patrioticheskogo-vospitaniya-detej-v-seme-i-dou-6655566.html (дата обращения: 23.04.2023).

УДК 37

DOI 10.21661/Г-559795

Чустеева А.В., Тургинекова Л.Х.

Особенности формирования связной монологической речи у младших школьников

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования связной монологической речи у младших школьников, раскрывается понятие связной монологической речи, обосновывается актуальность ее формирования.

■ Ключевые слова: связная речь, начальная школа, русский язык, монологическая речь, младший школьник, развитие.

Как предписывает Федеральный государственный образовательный стандарт, первостепенной целью курса русского языка в начальной школе является «обогащение словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи» [1]. Основываясь на требованиях ФГОС, «Школа России» как основная образовательная программа, реализуемая в начальной школе, предполагает «формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека» [2].

Развитие связной речи младших школьников, как устной, так и письменной, считал одной из задач в процессе обучению русскому языку М.Р. Львов. В своих работах он указывал, что методическое обеспечение уроков по русскому языку в начальной школе «должно обеспечить учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка, воспитать у них высокую культуру речи, научить их связно: точно и выразительно передавать собственные мысли, знания, чувства» [3, с. 4].

Связной речи отводится важная роль во всем учебно-воспитательном процессе начальной школы. Представляя собой отдельный вид речемыслительной

деятельности, для младшего школьника связная речь становится основным средством как межличностного общения в новой среде (с одноклассниками, педагогами), так и получения и усвоения знаний.

А.М. Бородич, определяя понятие связной речи, полагает, что это «смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей» [4, с. 46].

По мнению М. М, Алексеевой и ее коллег, «монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей, она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям» [5, с. 254]. Таким образом, связная монологическая речь - это весьма длительное высказывание, подчиненное логической взаимосвязи своих компонентов, понятное собеседникам. Связное монологическое высказывание грамматически и синтаксически правильно построено, лексически и эмоционально наполнено, что позволяет оформить мысли говорящего в соответствии с посылом, целью, задачами высказывания. Именно такая речь становится основой общения и обучения младшего школьника.

Ключевой проблемой начального образования в настоящее время является увеличение числа обучаю-

Педагогика

щихся, у которых связная речь сформирована на недостаточном уровне. Такие младшие школьники испытывают сложности в обучении, отличаются малым словарным запасом, трудностями в формулировании мыслей. Такая ситуация ведет к тому, что имеющегося речевого уровня становится недостаточно для достижения образовательных задач. Обучающимся в этом случае не хватает лексического запаса «для выражения своих чувств, мыслей, эмоций, а при обучении в школе и для понимания изучаемого материала» [6, с. 23]. Таким образом, развитие связной речи оказывает влияние

на личностное становление обучающихся, обеспечивает фундамент для успешного дальнейшего обучения.

Таким образом, становится чрезвычайно актуальной необходимость всестороннего развития устной монологической речи детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения. Последовательная педагогическая деятельность по развитию связной речи, реализуемая уже в первых-вторых классах, формирует у обучающихся умение выстраивать правильную и последовательную устную и письменную речь.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 31.05.2021 №286 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs. cntd.iTi/document/607175842 (дата обращения: 10.02.2022 г.).

2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина [и др.]. - М.: Просвещение, 2014. - 340 с.

3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - Тула: Родничок, М.: Астрель: ACT, 2003. - 240 с.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.

5. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

6. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин; под ред. Р.Г. Котова, А.И. Новикова. - М.: Наука, 1982. - 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.