Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ'

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журбенко В.Н., Гредасова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ»

материалы, созданные совместно с родителями и детьми (презентации, видео, онлайн конференции, онлайн экскурсии и т.д.). Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.

У наших детей есть Родина, Отечество... У истока этих слов знакомые до боли образ матери, образ отца, родителей, тех, кто дал жизнь новому человеку.

Чувство Любви к Родине начинается с малого: любви к родным, дому, малой Родине. Совокупность этих чувств дает уверенность в себе, чувство защищенности. Следовательно, если нам удастся у детей развить чувство привязанности к родным, своему дому, то при грамотно организованной педагогической работе, через определенное время оно дополнится чувством любви и привязанности к России.

У наших детей есть Отечество, есть Родина, есть Россия. Им есть чем гордиться! Список использованной литературы:

1. Журавлева, В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников: пособие / В.Н. Журавлева. -Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.

2. Сырова, И.А. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: сборник методических материалов / И.А. Сы- рова, О.Г. Чеховских. -Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.

© Журбенко В.Н., Гредасова Е.М., 2021

УДК37

Журбенко В.Н.

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29, Гредасова Е.М.

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29,

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Мы, взрослые люди, часто задумываемся о своей Родине. Чувство родины. Что это значит?! Где начало? Когда мы дети, то это чувство начинается в своей семье. Это любовь к маме, папе, бабушкам и дедушкам, и это любовь к своему дому. Эти чувства, пропущенные через детское восприятие, играют большую роль во взрослой жизни, в жизни восприятия патриотизма к своей родине.

Родина. Хочу об этом поговорить.. .Это слово очень душевное и выражает самое великое и доброе, сильное и глубокое чувство в человеке. Людей, которые любят свою Родину, называют -патриотами.

Патриот - это человек, который ради возвышения своей родины не пожалеет ни добра своего, ни жизни, это человек, который жертвует ради своего народа, ради блага и свободы своей родины.

Воспитывать патриотизм к Родине, необходимо с дошкольного возраста. Очень важно донести детям о том, что любовь к своей Отчизне играет большую роль в дальнейшей жизни. Дошкольный возраст, это фундамент развития ребенка в патриотическом воспитании. Это большой старт, для того, чтобы в будущем вырос большой патриот своей родины.

Основные цели педагога в воспитании нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста это:

- формирование любви к семье, детскому саду, к родному краю.

- научить детей знать и соблюдать национальные традиции.

- формировать любовь и культурное наследие своего народа.

- воспитывать бережное отношение к природе.

- познакомить детей с элементарными представлениями об экологии и культур- ной жизнью России, и родной Белгородчины.

Для решения этих целей, необходимо решение нескольких задач:

- Образовательные - воспитателю необходимо научить детей любить Родину, знать историю своего родного края. Воспитывать на конкретных героических примерах.

Воспитательные - воспитывать активного, самостоятельного, ответственного, интеллектуального развитого гражданина своей Родины. Воспитывать любовь, доброту, щедрость, милосердие и терпение, эти качества присутствовали в Русском человеке. Воспитывать в детях дошкольного возраста понятия, что он гражданин своей Родины.

Развивающие - проводить игры и занятия на тему нравственно- патриотического воспитания, показ презентации, родительские собрания, выставки, фотосессии.

Патриотическое воспитание - это взаимодействие взрослого и ребенка. Совместное действие, которое направленно на приобщение к природе родного края, раскрытию чувств у ребенка общечеловеческих, нравственных качеств личности. Процесс воспитания патриотизма начинать необходимо в раннем возрасте. Дети дошкольного возраста любознательные, восприимчивые, и поэтому очень легко откликаются и сочувствуют, тому, чему учат, и что говорят. Для воспитателей это время больших возможностей воспитания в маленьком человеке патриота. Дошкольный возраст - это отрезок жизни, который благоприятно влияет на эмоциональное воздействие ребёнка, его образы яркие и сильные, и поэтому они остаются в памяти на долго, а иногда и на всю жизнь.

Процесс ведущий к этому - образовательная область - познание. Это область очень взаимодействует, интегрирует с другими областями: художественное творчество, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, здоровье, музыка и труд. В детском саду детей знакомят с историей и общественным миром постепенно, дают элементарные представление об истории Отечества, родного края. Это происходит в непосредственно - образовательной деятельности и в игровой деятельности. Воспитатель начинает знакомить детей с историей далекого прошлого к более близкому, и современному. Часто используются такие игры как: «Что? Где? Когда?», «Путешествие в прошлое Белгородчины»

Краеведение - это мир увлечений и поиска. Поэтому в детских садах оформляются уголки краеведения. Возрождаются народные промыслы и ремесла. То есть педагоги приобщают детей, дают новые знания детям навыки и умения в кружках: это поделки из соломы, глины. Экскурсии в музей - это настоящее чудо. Воочию можно узнать прошлое родного края, настоящее. Именно здесь полученные знания формируют патриотические чувства, воспитывается гордость за свой народ.

Белгородчина - это исконно Русская земля, сейчас это развитый сельскохозяйственный, индустриальный регион России. Родина, Белгородчина - эти слова выражают самое доброе, глубокое, великое и сильное чувство в человеке - патриоте своей Родины. Поэтому, именно сегодня, как можно раньше, надо научить маленького человека любить свою Родину. Этот патриотизм окажется более прочным, если он исходит от любви к своей маленькой родине - Белгородчине.

Воспитателям Белгородской области помогает воспитывать патриотизм в детях парциальная программа «Здравствуй, мир Белогорья!». Эта программа создана для познавательного развития детей с целью представлений у детей целостной картины мира, представлений о природе Белгородского края, о людях, предметах, искусстве, а так же для развития любви у ребенка к действительности и самому себе, соблюдение правил и норм поведения. Особенность парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья!» состоит в том, что познавательное развитие дошкольников происходит на основе социокультурных традиций Белгородской области.

История Белогорья полна переломными событиями, самобытной культурой, военными подвигами и трудовыми достижениями. Богатый архитектурными памятниками, чудесными уголками природы родной край славен и своими людьми. Белгородцы помнят о тех, кто жил здесь до них, освобождал землю

от врагов, трудился так, чтобы регион становился с каждым годом все прекрасней. Программа способствует решению важнейших задач зарождения и сохранения у дошкольников любви к древнему и вечно молодому родному краю, проникнуть чувством уважения к своим предкам, лучше узнать свою малую родину.

Для того чтобы прояснить у детей знания о родном крае, необходимо проводить беседы, с использованием фотографий, слайдов и иллюстраций. Познакомить детей с гербом родного края, флагом. Необходимы экскурсии в музеи. Главным методом обучения является игра. Игра вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска знаний, в игре развивается воображение, память, внимание. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить викторины, например: «Белгород - время, герои, подвиги», «Страницы Белгородской истории», «Подвиг народа». Эти игры заинтересуют детей для дальнейшего развития своего кругозора знаний о своем крае, о своей Белгородчине. Очень важно участие родителей в воспитании патриотизма у ребенка. Особенно совместная работа воспитателя с родителями. Для этого проводятся мастер-классы для родителей, например: «Вот он какой, наш белый мел». Совместные с родителями викторины: «Бабушкины посиделки», «Дикие и домашние животные Белогорья». Образовательные ситуации: «Кто живет на ферме», «Чудеса из волшебного сундучка» (народная игрушка свистулька), «Светлое Христовое Воскресенье. Пасха», «Как наши предки защищали Родину». Разновозрастное взаимодействие «Богатыри - защитники земли русской». Выставка фотографий ко дню Победы «Мой прадедушка - герой!». Чтение стихов, инсценировки «Детские стихи и сказки поэтов и писателей Белогорья». Игровая деятельность «Детские народные игры Белогорья» (разновозрастное взаимодействие детей). Игровая деятельность «узнай скульптуру по описанию». Интегрированные занятия «Мы живем в России. Герб и флаг Росси». Викторина «Знаешь ли ты свой город?». Виртуальные экскурсии «Природные богатства Белгородчины». Интегрированное занятие «По страницам Красной книги Белогорья». Опыты, экспериментирование, освоение причинно - следственных связей и отношений, (например - мел, песок), коллекционирование, экскурсии.

Надо не забывать о такой интеграции областей как изобразительное искусство. Любовь к народному искусству надо воспитывать с раннего, дошкольного возраста. Знакомить с такими росписями, как хохлома. Знакомить детей с сувенирами, начинать надо с небольших поделок - расписные мисочки, ложки. Учиться расписывать глиняные игрушки. В таких игрушках отражается время и память о родном крае.

Изучение местного фольклора: баюкающие песни, которые распевались мамами перед сном младенца, т.е. колыбельные песни. Детский фольклор очень интересен детям. Это песенное общение взрослого и ребенка, во время которого ребенок чувствует тепло и любовь взрослого к себе. Малые формы фольклора должны присутствовать в быту ребенка - это умывание, сон, игра. Жанр фольклора давно уже вжился в ежедневный режим детского сада. Можно сказать, что он выполняет функцию -воспитать развлекая! Чтобы ребенок все это познал, необходимо участие взрослого, воспитателя, наставникам, который помогает организовать патриотическую деятельность доступную и привлекательную для дошкольника.

Без знаний истории своей местности, традиций, обычаев, не получиться полноценного воспитания подрастающего поколения, теряется патриотизм и уважение к стране и народу. Мы обязаны рассказать детям о Великой Отечественной войне. Рассказывать о героях нашей Родины. Конкретные факты, фотографии, беседы с ветеранами и с детьми войны откроют для детей представление о том времени. Рассказать детям, что 9 мая - это наш славный праздник Победы! Читать детям как можно больше литературы о подвигах наших прадедушек, наших солдат. Ребенок должен расти с твердой уверенностью о том, что он знает, что такое подвиг, что такое любовь к своей Родине!

Список использованной литературы:

1. Областные краеведческие чтения: сборник материалов. - Белгород: Везелица, 2005.

2. Белогорье «Краеведческий альманах». - Белгород, 2001.

3. Серых, Л.В. Парциальная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» / Л.В. Серых, Г.А. Репринцева. -Белгород, 2017.

4. Богужская, Л.В. Понимание воспитания как событие / Л.В. Богужская // Мир науки, культуры,

образования. - 2009. - № 5. - С.233-236.

5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под ред. А.Г. Гогобернидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2015. - 464 с.

© Журбенко В.Н., Гредасова Е.М., 2021

УДК 37

Клименко Н.А.

канд. философ. наук, профессор ТГМПИ им. С.В. Рахманинова г. Тамбов, РФ Клименко А.В. преподаватель ТГМПИ им. С.В. Рахманинова г. Тамбов, РФ

ЭКЗЕРСИС PAR TERRE КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация

В статье рассмотрен понятийный контекст «экзерсис par terre» и «физические возможности», проанализирована история формирования экзерсис par terre, определена его структурная, содержательная характеристики и влияние на развитие физических возможностей участников хореографического любительского коллектива. Статья может представлять интерес для хореографов, работающих в педагогической сфере, как детских образовательных заведений, так и в сфере культурно-досуговых учреждений.

Ключевые слова:

экзерсис par terre, физические возможности, мышечная сила, гибкость, танцевальный шаг, выносливость.

Актуальность. Популярность танцевального искусства в современном обществе достаточно велика. Осуществляют сценическую деятельность огромное количество творческих коллективов, как профессиональной сферы, так и хореографического творчества. Овладение данным видом искусства процесс сложный и требующий определённых возможностей, среди которых физические занимают одно из важных мест. В процессе приобретения практических исполнительских навыков входит большое количество занятий как традиционного характера: классический, народно-сценический, современный или любой иной танец, но и применяются занятия иного плана, несущие в себе чисто техническое развитие. К таким занятиям относится экзерсис par terre. Этот вид экзерсиса обладает коррекционными возможностями, помогает в борьбе с мышечными болями, проблемами с позвоночником, формированию правильной осанки. С учётом приоритетной цели современных социальных институтов, заключающейся в оздоровлении населения России и формирования здорового образа жизни и, как следствие, формирование здоровой нации, данная проблема, на наш взгляд, является актуальной.

Анализ состояния разработанности проблемы позволяет утверждать, что существует пласт публикаций разнообразного характера - монографические исследования, учебно-методическая литература, воспоминания, очерки, статьи и т.д. В существующих источниках внимание авторов сконцентрировано на различных аспектах. Так история и эволюционное развитие классического танца, рассматривалась в научных трудах: Л. Д. Блок «Классический танец. История и современность», Ю. А. Бахрушина «История русского балета», М. Е. Валукина «Эволюция движений в мужском классическом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.