Научная статья на тему 'Нравственно-философская проблематика пьесы Е. Л. Шварца «Тень»'

Нравственно-философская проблематика пьесы Е. Л. Шварца «Тень» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2262
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е.Л. ШВАРЦ / НРАВСТВЕННОСТЬ / E.L. SHWARTS / MORAL-PHILOSOPHICAL ASPECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кривокрысенко Анна Вячеславовна

Пьеса Е.Л. Шварца интерпретируется в контексте наследия русских религиозных философов Серебряного века. Анализируется многоплановость пьесы, обусловленная глублением нравственно-философского аспекта в эпической драме. E.L.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shwarts's play is interpreted basing on the heritage of the Russian religious philosophers of the Silver Century. The multidimensional concept of the play conditioned by the intensification of moral-philosophical aspect in the epic drama is analysed.

Текст научной работы на тему «Нравственно-философская проблематика пьесы Е. Л. Шварца «Тень»»

Кривокрысенко А.В.

«Нравственно-философская проблематика пьесы Е.Л. Шварца «Тень»

Филологически ннуки

НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ Е.Л. ШВАРЦА «ТЕНЬ»

А.В. Кривокрысенко

SHADES OF ENLIGHTENMENT, OR ON THE BACK SIDE OF A SCIENTIST

Krivokrysenko A.V.

E.L. Shwarts's play is interpreted basing on the heritage of the Russian religious philosophers of the Silver Century. The multidimensional concept of the play conditioned by the intensification of moral-philosophical aspect in the epic drama is analysed.

Пьеса Е.Л. Шварца интерпретируется в контексте наследия русских религиозных философов Серебряного века. Анализируется многоплановость пьеы, обусловленная углублением нравственно-философского аспекта в эпической драме.

«Тень» (1940) - вторая пьеса Е.Л. Шварца, написанная им на основе известного сказочного сюжета - об этом прямо свидетельствуют андерсеновские эпиграфы, предваряющие драматургический текст. В «Тени» происходит значительное углубление нравственно-фило-софского аспекта, связанное в литературе непосредственно с осмыслением общественной ситуации, с поиском смысла жизни и ценностных ориента-ций.

«...И ученый рассердился не столько потому, что тень ушла от него, сколько потому, что вспомнил известную историю о человеке без тени, которую знали все и каждый на его родине. Вернись он теперь домой и расскажи свою историю, все сказали бы, что он пустился подражать другим.» (Анд-ресен, 1990, с. 159).

Нередко один мотив можно выделить как ведущий элемент темы художественного произведения: он повторяется, варьируется, на нем держится композиция всего произведения или его части. Если такой элемент, выполняющий важную композиционную функцию, определяется как «христианский», это связано с тем, что он восходит к системе христианских идей, которые автор черпает из святоотеческих трудов, христианской теологии и антропологии. Такой элемент играет основную роль в пьесах Е.Л. Шварца и, в частности, в «Тени». В тексте пьесы соединены авторский и цитатный планы. Взаимодействие двух планов происходит по-разному. Благодаря цитатам тот или иной

УДК 82.93

45/2006

Вестник Ставропольского государственного университета

эпизод может предстать в ироническом свете или, наоборот, действие и персонажи пьесы, соотнесенные с событиями и образами цитатного плана, обретают особую, философскую глубину. Подобное происходит, когда христианские элементы, художественно переосмысленные Шварцем, соотносятся с главным действующим лицом пьесы -Ученым, а также персонажами, его дублирующими. Повтор мотива счастья состав ля-ет основную композиционную особенность пьесы. История Ученого представлена цепью философских диалогов, дуэтных сцен, по принципу которых построено повествование в «Тени». Если каждая отдельная сцена воспринимается лишь в своем непосредственном, конкретном смысле и значении, то в системе драматического повествования они приобретают дополнительный смысл, разворачивая перед читателем-зрителем мощную эпическую картину жизни, галерею характеров (курсив мой - А.К.). И образ автора по мере развертывания сюжета становится все более явственным, обнаруживает яркие свойства своей души, характера.

Шварц использует жесткие нравственные ситуации и почти призывает читателя отвечать «жестокостью на жестокость», но в лирических отступлениях жалеет человека, разучившегося думать, любить, ценить добро при жизни.

Христианские мотивы - радости и скорби, любовь Божественная и человеческая, вера и надежда, ценность личностного мира, счастья и совершенства - играют основную роль в раскрытии внутреннего содержания пьесы. При формировании образа Ученого Шварц реализовывал свойственные ему христианские рефлексии, которые определены были не столько знакомством драматурга с обширной святоотеческой литературой, сколько хорошим знанием (причем знанием заинтересованным) трудов русских философов Серебряного века - периода, имеющего еще и другое, синонимическое название: религиозно-философский ренессанс - которые определяли русскую культуру на рубеже веков. Вера Ученого в живое в каждом человеке имеет прямое отношение к идеям И. А. Ильина, Б.П. Вышеславцева и

А.Н. Бердяева. Шварц заставляет своего Ученого высказывать идею, лежащую в основе христианской теории спасения и учения православной церкви о превращении человека в Бога. Согласно этому учению, человек должен стремиться повторить жизнь Христа, уподобиться ему, чтобы вернуть грешную природу человечества в состояние первозданности, вернуть ей божественный смысл, которым наполнена повседневность в евангельских притчах (Свешников, 2001). В свете образа Христа, занимающего основное место в цитатном плане, аллюзии смерти и воскресения Ученого обретают особый смысл.

Шварц уравновешивает полярные нравственные решения, крайние моральные позиции персонажей пьесы в момент потери Ученым своей тени. Драматург как бы подчеркивает в этом эпизоде, что добро и зло рождаются и сосуществуют в жизненной стихии одновременно. Добро не поддается трансформации, а зло не становится уступчивей и тише. Шварц пристально анализирует каждого из персонажей пьесы, чтобы почувствовать, разгадать, уловить в них эту вечную борьбу добра и зла, разобраться в тех причинах, которые ведут человека именно к таким нравственным решениям в судьбоносные моменты жизни.

Путем логических или ассоциативных сопоставлений автор уравнивает в правах человека и его чувства по принципу беззащитности. Особенно это прослеживается в процессе воспоминаний героев о любви. Эти воспоминания являются не только временным, но и нравственным ориентиром: в сравнении с событиями, описанными в пьесе, в измерении уровня нравственного сознания в южном городе.

Авторские размышления в «Тени» посылают читателю импульс к осмыслению вечной борьбы добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти.

Ощущая сложность жизни, сомневаясь в способности человека жить в мудром согласии с самим собой и себе подобными, Шварц, преодолевая противоречивые и горькие раздумья, приводит нас к мысли о несовместимости Ученого и мира, в котором

Кривокрысенко А.В.

«Нравственно-философская проблематика пьесы Е.Л. Шварца «Тень»

ему пришлось все пережить. Подобно гри-боедовскому Чацкому, Ученый покидает «гостеприимный» южный город, правда, в сопровождении любящей его девушки (герою Грибоедова в данном случае не повезло). Этот выстраданный оптимизм Шварца можно обозначить одним вопросом, который сам себе задает драматург в дневниковых записях разных лет: «А вдруг все будет хорошо?» (Шварц, 1997, с. 342). И этот вопрос в пьесе Шварца остается открытым. Именно вера Ученого в добро и справедливость, победу истинных чувств над теневым миром, миром ложных страстей, помогает ему не только жить, но и спокойно принять смерть.

Не только любовь к Принцессе и склонность видеть в окружающих людях только положительные качества помогают Ученому преодолеть страх смерти, но и, как показывает Шварц, очень важной является уверенность в том, что его обязательно поймут и оценят, ведь «в каждом человеке есть что-то живое. Надо его за живое задеть - и все тут» (Шварц, 2001, с. 193).

Тема жизни и смерти - одна из главных в «Тени». Она не только закреплена в сюжете пьесы через образы героев, но и осмысляется в лирико-философском ключе.

Текст «Тени» изобилует реминисценциями из библейского текста - обращенность к Святому писанию актуализирует нравственно-философскую проблематику пьесы, четче определяет масштабность и универсальность выводов, к которым приходят не только автор пьесы, но и ее зрители. Шварц стремится к непротиворечивому и полному знанию о мире, его происхождении, о его сущности и закономерностях; и о человеке - о его природе, смысле существования, внутреннем мире и его насыщенно-стях.

Более всего драматурга волновал вопрос «Как надо жить?». Кажущийся понятным беглому полуинтуитивному взгляду, этот вопрос, при внимательном рассмотрении, способен вызвать глубокое недоумение двоякого рода - в зависимости от личного душевного и умственного устройства. Религией, обществом, национальными тради-

циями вполне определены общие номы поведения. Хотя такой способ существования достаточно труден и драматичен. Такой вывод реализуется в контексте драмы Шварца, извлекается в результате сопоставления финала и предшествующего повествования.

В финале должны были обрести форму все лирико-философские размышления писателя о жизни. Так как в «Тени» идет разговор не о единении добра и зла, созидания и разрушения, не о фатальном примирении между ними, а об их борьбе и противостоянии как в жизни, так и в душе человека.

Создавая атмосферу жизни-игры, бесконечно травестируемых сюжетов-отношений, Шварц пытается по-своему противостоять идеологизации всех сторон жизни, монополии на истину укрепляющегося партийно-государственного аппарата. Отказавшись от написания «жизнеподобных» пьес, начав работу над пьесой по сюжетам известных андерсеновских сказок, Е. Шварц по-настоящему обрел себя как драматург. Шварц мыслит, как в кино, крупными планами. Он показывает цепь дуэтных сцен, позволяющих увидеть мельчайшие детали в изменении настроения, поведения персонажей. Здесь важными оказываются все нюансы общечеловеческих, гражданских, нравственно-гуманистических, конкретно-индивидуальных установок, логика переходов, актуализация тех или иных мотивов поведения героев на разных поворотах действия.

Не родовые - человеческие, не национальные, не гражданские чувства определяют поведение Тени. Им руководят мотивы сугубо эгоистические: желание славы и полноты реальной власти при жизни. Герои, сталкиваясь с Тенью, один за другим обнажают темную сторону своей сущности, переступают через общечеловеческие и нравственные законы. Действительно, в пьесе «Тень» некий южный город не просто место действия, он еще и одно из главных действующих лиц. В конечном счете, именно судьба города и королевства решается здесь. Жители города проходят испытание Тенью, от поведения каждого в отдельности и всех вместе зависит, когда будет приведен в исполнение приговор над Ученым и будет ли

45/2006

Вестник Ставропольского государственного университета

он приведен в исполнение вообще. От всех них - Пьетро, журналиста Цезаря Борджиа, певицы Юлии Джули, Министра Финансов, Первого Министра, Принцессы, Доктора, а главное - самого Ученого, зависит время развязки и, соответственно, характер жизни в городе, его правопорядок. От них зависит, исполнится ли воля короля-отца, высказанная в завещании.

Пьеса «Тень» (1940) предваряется эпиграфами из Г.Х. Андерсена - автор напрямую отсылает нас к сюжету о человеке, теряющем свою тень. На это же указывает и само развитие действия в сказке, и реплики героев - в частности, Доктора, - указывающие нам на предшественников Учёного. Это Петер Шлемиль А. Шамиссо и Учёный Г.Х. Андерсена. Вспомним, что потеря героем тени в немецкой романтической и предшествующей культурной традиции означала утерю души, то есть, её продажу Дьяволу. У Шварца этот мотив не получает традиционного развития. Конфликт «Учёный - Тень»

вскоре наполняется «гоголевско-грибоедовским» толкованием. Миру Учёного противостоит мир Тени, мир чиновников, канцелярских бумаг, власти денег, фальшивых эмоций. По определению Шварца, мёртвый мир.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андерсен Г.Х. Сказки. - М., 1990

2. Свешников В. (протоиерей) Очерки христианской этики. -М., 2001.

3. Шварц Е.Л. Живу беспокойно. - Л., 1990.

4. Шварц Е.Л. Избранное. -М, 1998.

Об авторе

Кривокрысенко Анна Вячеславовна, аспирант кафедры истории новейшей отечественной литературы СГУ. Круг научных интересов - эпическая драма, религиозная философия ХХ века (Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин), драматургия Е.Л. Шварца, философия художественного произведения, концептосфера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.