отнестись к формированию списков «трудных» детей во избежание организации преступных микро групп и коллективного нарушения дисциплины работы лагеря.
2. Организаторам лагеря следует учесть, что большинство участников смены молодые люди, поэтому при составлении программы профильной смены, нужно обратить внимание на активность молодых людей. По возможности обеспечить подростков такими мероприятиями, где бы они могли выплескивать свою силу и энергию.
3. Администрации города в преддверии лагерной смены провести для сотрудников Центра развития творчества детей и юношества «Лабиринт» встречу-беседу с сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав с целью разъяснения педагогам основные особенности подростков данной категории, дать рекомендации по тому, как нужно ввести себя вожатым в тех или иных ситуациях.
Список литературы
1. Юдина А.И. педагогическое сопровождение социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию [Текст] / А.И. Юдина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. № 3-2.
2. О лагере подростков находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс]. - Киров, 2015. - Режим доступа: http://www.admkirov.ru/administration/districts/pervomaisky/index(1).
3. Лагерь «Поколение уникальных» [Электронный ресурс]. - Киров. - режим доступа: http://kirovnow.ru/news/?id=174126
УДК: 37.06
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ
Спевак М.В., 2016 г.
МОБУ ДО ДДТ «Радуга» Стерлитамакскогорайона Республики Башкортостан, педагог
дополнительного образования
Аннотация:
В этой статье рассматривается важность и необходимость нравственно-эстетического воспитания ребенка. Изучаются способы воспитания гармоничной личности ребенка, психологической и практической подготовки к труду, становления нравственных и эстетических качеств на занятиях кружкового объединения по швейному делу. Итогом работы является ряд существенных предложений по методам обучения, направленным на раскрытие, развитие, реализацию творческих способностей обучающихся, формирование нравственно-эстетической, социально-компетентной личности.
Ключевые слова:
Нравственно-эстетическое развитие, воспитание, обучение, творчество, швейное дело.
Современное общество отличается катастрофическим состоянием нравственно-эстетического воспитания. Ведущей целью современного образования становится воспитание личности, способной к самопроектированию и саморазвитию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре. Но все достижения в профессиональной сфере ничто, если искажены общечеловеческие ценности: представления о добре, справедливости,
великодушии, милосердии. У людей все чаще возникает непонимание друг друга, все больше разногласий, раздора. Вот почему актуальна проблема нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения
Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и раскрытием индивидуальности ребенка.
Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития
интеллекта и психики ребёнка, сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей - т.е. общего развития ребёнка.
Нравственно-эстетическое развитие ребенка - это процесс количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающих его в нравственной зрелости. Эти изменения выражаются в осознании нравственной стороны действительности и понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера нравственных отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям жизни, деятельности, которые проявляются в соответствующем поведении.
Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Нравственная воспитанность детей определяется их добросовестным отношением к учению, к труду на общую пользу; заботой об общих успехах группы; прочной дружбой и взаимопомощью; примерным поведением.
Цель нравственно-эстетического воспитания - это раскрытие, развитие, реализация творческих способностей обучающихся, формирование нравственно-эстетической, социально-компетентной
личности. Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Способствовать становлению обучающегося как будущего специалиста, семьянина, гражданина.
2. Обеспечивать оптимальные условия для самореализации личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.
3. Акцентировать внимание в воспитательной системе на перспективу, на будущее.
Обучение - одна из наиболее важных форм общественной деятельности. Мы учимся и учим, чтобы существовать и успевать за изменениями в мире. Необходимо обучать с «предвосхищением» чему-то, направленному не в прошлое, а в будущее. В работе необходимо руководствоваться следующими принципами:
• поиск новых форм и
альтернативных решений в обучении являет собой непрерывный процесс;
• воспитание эстетических чувств, приобщение к миру прекрасного происходит у ребенка через ознакомление со швейными изделиями и произведениями декоративно-прикладного искусства и побуждает в обучающихся первые яркие представления о ручном труде и швейном деле;
• швейное дело и декоративно-прикладное искусство обладают познавательной, нравственной и эстетической ценностью, воплощают в себе исторический опыт многих поколений, способствуют глубокому воздействию на мир ребенка.
На нравственно-эстетическое
воспитание обучающихся влияет не только содержание занятий, но и методы, с помощью которых происходит обучение, атмосфера, царящая в кабинете, и особенно сама личность педагога. Личный пример, отношение педагога к окружающим является образцом для подражания обучающихся.
Для успешного нравственного и эстетического воспитания обучающихся на занятиях кружкового объединения по швейному делу используется процесс коллективной деятельности детей таким образом, чтобы он был пронизан высоконравственными отношениями. Процесс нравственно-эстетического воспитания
наиболее эффективен тогда, когда каждый ребенок занимает место, наиболее адекватное его возможностям, становясь при этом личностью незаменимой.
Выполняя коллективную работу каждый из обучающихся изготавливает отдельный элемент общей композиции, если возникают затруднения, ему на помощь присоединяются товарищи по работе. Участие в коллективном труде помогает развивать чувство коллективизма, стремление прийти на помощь товарищу, даёт возможность выработать правильное нравственное отношение к людям труда.
Такое воспитание в труде и для труда должно пробуждать в ребенке дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты.
Приобщение детей к творчеству — верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. В.А. Сухомлинский писал: «Дети любят труд, в
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕСТНИК, 1 -2016
процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка — на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша». Одной из целей кружкового объединения по швейному делу является научить детей постоянно стремиться к совершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты.
Воспитание - это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте с общечеловеческой культурой, а не вне нее. На занятиях кружкового объединения по швейному делу обучающиеся приобщаются к культурному наследию через национальный костюм, национальный орнамент, народное искусство, народные мотивы.
Занятия швейным делом не только формируют эстетический вкус у ребят, но и дают им необходимые творческие знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е осуществляют психологическую и
практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Ребенок с творческими способностями — активный, пытливый.
Успехи в швейном деле рождают у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда. В течение учебного года обучающиеся имеют возможность продемонстрировать
изготовленные изделия на выставках, дети принимают участие в творческих конкурсах различных уровней. На занятиях у детей формируются практические навыки
самостоятельной деятельности,
художественный вкус, творческая фантазия. Воспитывается умение доводить дело до конца, прививаются основы культуры труда. В процессе занятий декоративной работой последовательно и целенаправленно у детей формируется чувство композиции, развивается чувство единства выразительности,
формируется мелкая моторика.
Одна из ведущих задач швейного дела -творческое развитие личности ребёнка, и особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, привнести в работу
собственные образы, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности. Важно "расковать" детей, высвободить их творческую энергию.
В результате этого процесса обучающиеся проходят путь от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению». Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются обучающимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности.
Одна из особенностей занятий в кружковом объединении по швейному делу состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы обучающиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, когда до конечного результата работы еще далеко, необходимо подводить итоги работы ежедневно, повышать результативность работы путем подведения итогов одного занятия. В этом случае дети видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы. Существенно активизируют творческую деятельность обучающихся промежуточные просмотры их работ. На текущих промежуточных просмотрах отмечаются достижения кружковцев, ставятся перед ними новые задачи, выражается одобрение, если что-то детям удалось. Это поднимает настроение обучающихся, стимулирует их дальнейшую работу, дает им прилив новых сил. Зримо ощущая результаты своего труда и убеждаясь в своих возможностях, обучающиеся работают с большим эмоциональным подъемом. Во время обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчетливо проявляются и оттачиваются эстетические вкусы
воспитанников, развивается их творческое мышление.
В конце года устраивается отчетная итоговая выставка работ кружковцев, на которой отмечаются наиболее удавшиеся работы. Умелая организация и проведение выставки становится одной из эффективных форм морального поощрения обучающихся. Кроме того это способствует привлечению к занятиям швейным делом новых детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждое занятие кружкового объединения по швейному делу подчинено воспитанию гармоничной личности ребенка и способствует
его нравственному и эстетическому развитию и становлению.
В. А. Сухомлинский писал: «Учение -это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет
главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании всё главное - и занятие, и развитие разносторонних интересов детей вне занятия.
Список литературы:
1. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / Глазов. гос. пед. ин-т. -Глазов, 2003.
2. Астраханцева С. В., Рукавица В. Ю., Шушпанова А. В.. Методическое основы преподавания декоративно прикладного творчества. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 2001.
4. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд. Программа и конспекты занятий. - М.: 2007.
5.Сухомлинский В. А. Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. -К.: Рад. шк., 1987.
УДК 37.016::53
СПОСОБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЮМИНОФОРОВ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО КАБИНЕТА ФИЗИКИ
Шаймухаметова Э.Р., 2016 Лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии, учитель физики, п. Дубровка Республика Татарстан
Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя физики и его учеников 8-го класса над проектной работой, посвященной исследованию оптических свойств порошкообразных люминофоров на основе борной кислоты. В работе показано, каким образом можно проводить исследования оптических свойств твердых веществ на базе школьной лаборатории по данной теме. Статья будет полезна учителям физики или химии и их ученикам, если они решат создавать и исследовать люминофорные порошки. Также статья будет полезна учителям естественнонаучных дисциплин в качестве примера междисциплинарной научно-исследовательской работы для ознакомления с опытом организации проектной деятельности учащихся среднего звена при переходе на новые ФГОС ООО.
Ключевые слова: Научно-исследовательская работа, проектная работа, лабораторная работа, люминофор, люминесценция, борная кислота,
В данной статье представлены результаты научно-исследовательской работы,
проведенной учениками 8 класса Назыповой Аделиной и Полушиным Дмитрием под руководством учителя физики Лицея-интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии Шаймухаметововй Эльвиры Рамилевны. В работе изучено влияние состава активаторов люминофоров и его концентрации, температуры готового люминофора и наличия магнитного поля на длительность, яркость, спектр и поляризацию свечения люминофоров на основе борной кислоты.
Статьи школьников, посвященные этой
проблеме можно разделить на две группы: реферативные работы, сделанные на базе обычных школ, и исследовательские проекты, сделанные на базе крупных научных центров и ВУЗов. Все эти работы, практически, посвящены именно синтезу люминофора, практически без последующего качественного и количественного изучения.
Целью проектной работы учеников 8 и 9 классов лицея № 1575 г. Москвы [1], опубликованной в журнале «Первое сентября -физика», являлось составление альбома, в котором собран интересный и доступный материал о таком явлении, как люминесценция, и проведение опытов по
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕСТНИК, 1 -2016