Научная статья на тему 'Нравственная самодеятельность как условие развития духовности личности'

Нравственная самодеятельность как условие развития духовности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
224
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / SPIRITUALITY / MORALINITIATIVE / SPIRITUALANDMORALDEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубева О.Ю.

В статье рассматривается малоизученная проблема духовности и нравственной самодеятельности. Духовность анализируется с точки зрения деятельного подхода. Обосновывается, что условием развития духовности личности выступает нравственная самодеятельность. Выделяются этапы становления нравственной самодеятельности, критерии её сформированности, а так же предлагается программа по её развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral avocational as a conditiondevelopment of spirituality of the person

The article considers the insufficiently explored problem of spirituality and moral performances. Spirituality is analyzed from the point of view of the active approach. It is proved that condition for the development of spirituality of the individual acts of moral initiative. Highlights the stages of formation of moral initiative, criteria of its formation and proposed program for its development.

Текст научной работы на тему «Нравственная самодеятельность как условие развития духовности личности»

УДК 159.92

О.Ю.Голубева

НРАВСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается малоизученная проблема духовности и нравственной самодеятельности. Духовность анализируется с точки зрения деятельного подхода. Обосновывается, что условием развития духовности личности выступает нравственная самодеятельность. Выделяются этапы становления нравственной самодеятельности, критерии её сформированности, а так же предлагается программа по её развитию.

Ключевые слова: духовность, нравственная самодеятельность, духовно-нравственное развитие.

GolubevaO.U. MORAL AVOCATIONAL AS A CONDITIONDEVELOPMENT OF SPIRITUALITY OF THE PERSON

The article considers the insuffiäenüy explored problem of spirituality and moral Performances. Spirituality is analyzed from the point of view of the active approach. It is proved that condition for the development of spirituality of the individual acts of moral initiative. Highlights the stages of formation of moral initiative, criteria of its formation and proposed program for its development.

Keywords: spirituality, moralinitiative, spiritualandmoraldevelopment.

Проблема духовности человека издавна интересует ученых. Одними из первых, к рассмотрению аспектов духовного, подошли философы. Ранние представления о духовности, например, можно встретить в древнеиндийских Упанишадах [6]. Обращение педагогов и психологов к вопросам духовности связано, прежде всего, с актуальными запросами общества по поводу воспитания и развития духовно-нравственных основ личности подрастающего поколения.

Духовность развивается в процессе жизнедеятельности человека. Социальная ситуация развития и внутренний мир личности оказывают влияние на ее развитие.

В большом психологическом словаре [3] духовность определяется как поиск, практическая деятельность, посредством которой субъект осуществляет в себе самом преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения.

Духовность - это деятельность по духовно-практическому преобразованию окружающей действительности, направленная на самосозидание, самоопределение, духовный рост, на самосовершенствование. Акцент психологов и педагогов на развитие духовно-нравственной стороны жизни человека должен начинаться с раннего детства.

Мы предполагаем, что духовность может быть рассмотрена в трех планах: как процесс, свойство и состояние.

Духовность как процесс предполагает выделение стадий ее развития.

В литературе обычно описываются стадии духовно-нравственного развития. Различные авторы, как правило, выделяют: вненравственный, донравственный и нравственный периоды.

Духовность как свойство - это совокупность устойчивых особенностей человека, обеспечивающих определенный уровень нравственности.

Духовность как состояние активизирует процессы саморегуляции психики и выступает одним из механизмов интеграции человека как целостности.

Духовность может быть рассмотрена с точки зрения деятельностного подхода.

Духовность как и любая деятельность имеет свои мотивы, цели, потребности.

Потребность - это внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Потребность рассматривается как состояние индивида, отраженное в психике индивида через «напряжение», «неудовлетворенность» и «дискомфорт». Толкая индивида на устранение такого несоответствия потребность является побудителем активности, источником мотивации. Исходя из такого определения, духовными потребностями человека могут выступать:

- потребность в самопознании;

- потребность в самопреобразовании;

- потребность в самосозидании;

- потребность в самосовершенстовании;

- потребность в саморазвитии.

Предмет духовной потребности есть ее действительный мотив.

Мотив - побудительная причина для чего-либо, повод к какому-либо действию. Мотивация - это побуждение к действию. Мотив - это опредмеченная потребность, т.е. предмет потребности есть мотив.

Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению той цели, которая представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель - это представляемый или мысленный результат деятельности. Целями духовной деятельности могут выступать:

- повышение духовного уровня;

- духовный рост.

Действие - это составная часть деятельности. Она отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме цепи действий. Какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека по отношению к мотиву есть деятельность, а по отношению к цели - отдельное действие или цепь действий. Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается.

Подобно тому, как развитие человека перетекает в саморазвитие, деятельность переходит в самодеятельность. Принцип самодеятельности применительно к психологии был затронут в работах С. Л.Рубинштейна [4].

Самодеятельность - это деятельность, побуждаемая не внешними обстоятельствами, а выражающая внутренние потребности личности. Сущность самодеятельности заключается в самостоятельной, добровольной, активно-творческой деятельности, обусловленной внутренними потребностями ее субъекта и свободной от внешних побуждений. Процесс самодеятельности начинает формироваться постепенно.

Мы предполагаем, что основным условием развития духовности личности является нравственная самодеятельность. Нравственная самодеятельность - это осознаваемое и добровольное подчинение человеком своего поведения нравственным принципам.

Мы считаем, что нравственная самодеятельность может включать в себя следующие компоненты:

- когнитивный (духовно-нравственное сознание);

- эмоциональный (духовно-нравственные чувства и эмоции);

- поведенческий (духовно-нравственное поведение).

А.В.Зосимовский[2] выделяет следующие этапы в развитии и формировании нравственной самодеятельности:

1. Преднравственное развитие. Этот этап охватывает период младенчества и раннего детства. На этой стадии ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, потом обобщенно-вербальному) в ответ на простейшее влияние или регулирующее воздействие извне. Разумная организация поведения ребенка подготавливает его к переходу на следующий этап духовного становления и формирования нравственной самодеятельности.

2. Истоки нравственного развития. Этой стадией характеризуется период от 3 до 6-8 лет. На этом этапе у ребенка происходит освоение основными смыслами человеческой деятельности. В этот период на фоне непосредственно мотивируемой деятельности появляются первые зачатки произвольного положительно направленного поведения. Основным фактором формирующейся духовности ребенка и его нравственной самодеятельности является стремление к проникновению в сферу смыслов. Именно в игре ребенок узнает смысл и роль предметов внешнего мира.

Дети - дошкольники некритически усваивают нравственные представления окружающих. На основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, у детей формируется первоначальная готовность добровольно подчинять им свое поведение, ставить «надо» выше «хочу». В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игра как ведущий тип деятельности дошкольников сменяется повседневным выполнением ими разнообразных школьных обязанностей. Это создает благоприятные условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Непроизвольная мотивация нравственного поведения сменяется произвольной. Однако, в этот возрастной период дети еще не способны к выработке собственных нравственных убеждений, что нуждается в определенной работе и помощи со стороны психолога.

3. Этап нравственной самодеятельности. Этот период охватывает подростковый и юношеский возраст (11-13-16-17). Подростковый период отличен от младшего тем, что у детей в эти годы начинают формироваться собственные нравственные взгляды и убеждения. Чтобы эти взгляды и убеждения формировались правильно, необходима специально разработанная программа, направленная на развитие нравственной самодеятельности. Мораль подростка в развитых ее формах

близка морали взрослого человека, но все же имеет ряд отличительных особенностей. Главной особенностью является фрагментарность нравственной убежденности подростка, обуславливающая избирательность его нравственной самодеятельности.

Преодолению фрагментарности способствует развитие представлений подростка об истинности и ложности различных нравственных норм, а также научное представление о морали. Все это приводит подростков и юношей к увеличению автономности нравственных убеждений, отражающих их нравственное поведение. У старшеклассников резко усиливается возникший еще в подростковый период этический критицизм, позволяющий далеко не все принимать на веру.

В этом возрастном периоде возникает потребность критической переоценки когда-то не осмысленно воспринятых нравственных убеждений. Поэтому, фрагментарную самодеятельность в сфере морали, присущую подростковому возрасту, сменяет всеохватывающая самодеятельность, что позволяет и весь юношеский период нравственного развития личности определить как период глобальной нравственной самодеятельности.

Таким образом, духовно-нравственное развитие - это «такая деятельность сознания, которая направлена на определение личностью критериев добра и зла, на формирование мотивов поведения в согласии (или противоречии) с совестью, а также на поиск смысла жизни и своего места в ней»[1, с.349].

Духовно-нравственное развитие, согласно В.И.Слободчикову - это единство взаимообуславли-вающих процессов: становления (как естественного созревания, возрастания), формирования (как обретения формы, образца) и преобразования (как благодатного изменения внутреннего мира)[5]. Поэтому так важно формировать способность к нравственной самодеятельности, начиная с раннего детства, когда ребенок находится еще на преднравственном этапе своего развития. Это необходимо для развертывания активной нравственной самодеятельности в юности и для запуска процессов личностного преобразования в дальнейшей жизни человека.

В последнее время в научном психологическом лексиконе появился новый термин «психологическое здоровье». Этот термин относится к личности и находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Одна из основных задач психологии - способствовать психологическому здоровью подрастающего поколения. Формирование способности к нравственной самодеятельности позволит сохранить психологическое здоровье личности.

Нравственная самодеятельность выступает условием развития духовности личности. Для ее формирования необходимо разработать специальную программу. Эта программа должна:

1) формировать способность к нравственной самодеятельности в периоды раннего и дошкольного детства;

2) поддерживать развитие нравственной самодеятельности в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте;

3) способствовать развитию процессов нравственной самодеятельности в зрелом возрасте, в том случае, если эти процессы находятся в неактивном состоянии.

Мы выделяем следующие критерии сформированности нравственной самодеятельности:

- осуществление морального выбора в пользу добра;

- большое количество позитивных морально-нравственных качеств;

- гуманное отношение к людям, к себе, к профессии;

- самостоятельное соблюдение нравственных принципов;

- нравственное поведение;

- развитая способность к сопереживанию;

- развитое нравственное сознание.

В период зрелости человек достигает акме в профессиональном развитии. Нравственная самодеятельность, являясь основным условием развития духовности, проникает и в сферу профессиональной деятельности человека. Нравственная самодеятельность в профессиональной деятельности - это деятельность по духовному совершенствованию, развитию и познанию себя как профессионала в своей профессии. Наличие самодеятельности в профессиональной деятельности необходимо для профессионального становления, что ведет к профессионализму личности и деятельности. Поэтому, процессы нравственной самодеятельности в зрелом возрасте протекают в неотрывной связи от профессиональной деятельности человека. Таким образом, нравственная самодеятельность, выступая основным условием развития духовности, охватывает все этапы развития личности, способствует сохранению психологического здоровья и формированию нравственного поведения. На каждом этапе становления нравственной самодеятельности может быть организовано психологическое сопровождение, включающее в себя реализацию программы по формированию, развитию и поддержке процессов нравственной самодеятельности.

Литература

1.Абраменкова В.В.Социальная психология детства: Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.

2.Зосимовский А.В. Возрастные особенности нравственного развития детей / / М.: Советская педагогика. 1973.- № 10 - С. 12-20.

3.Мещеряков Б.Г.,Зинченко В.П.Большой психологический словарь.- М.:АСТ,2008.-816с.

4.Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) / / Вопросы психологии. 1986. - № 4.- С. 101-108.

5.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. -М.: Изд-во ПСТГУ,2013.-93 с.

6.Упанишады. В 3 томах/под ред.А.Я.Сыркина. -М.:Наука, Ладомир,1991-1992.-827 с.

УДК 01

Б.С.Сафаралиев, К.Б.Буриев

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИОННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Статья посвящена 80-летию создания «Национального агентства Международной организации стандартной нумерации книги -Дом книги Таджикистана». В ней исследуется становление и развитие Книжной палаты Республики Таджикистан, её функциональная и издательская деятельность, достижения и нерешённые проблемы, то есть её исторический путь. Особо подчёркивается вклад работников и исследователей данного учреждения в сбор и обработку обязательных экземпляров, в работу по регистрации, хранению, библиографированию печатных материалов и сохранению культурно-исторического достояния таджикского народа в виде печатных изданий. Изучен вклад Книжной палаты в развитие текущей и ретроспективной библиографии республики.

Ключевые слова: Книжная палата, библиография, государственная регистрация, текущие и ретроспективные указатели, каталог, исследования, обработка, хранение, классификация.

B.S.Saforaliev, KB.Buriev STATE REGISTRATION BIBLIOGRAPHY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Article dedicated to the 80th anniversary of the "National Agency of International Standard Book Number - Book House of Tajikistan". As it explores the development of the Book Chamber of the Republic of Tajikistan, its functional and publishing activities, achievements and unsolved problems, that is, its historical path. Particularly emphasized the contribution of workers and researchers of the institution for the collection and processing of mandatory copies, registration, storage, bibliography printed materials and the preservation of cultural - historical heritage of the Tajik people in the form of publications. Carefully studied the Book Chamber contribution in the development of current and retrospective bibliography of the republic.

Keywords: Book Chamber, bibliography, state registration, current and retrospective indexes, catalog, research, processing, storage, classification.

Государственное учреждение «Национальное агентство Международной организации стандартной нумерации книги - Дом книги Таджикистана» (до 2005 года - Государственная книжная палата Республики Таджикистан) организовано Постановлением ЦК Коммунистической партии Таджикской ССР от 14 июня 1934 года «О комплексном расширении библиотек и улучшении организации деятельности библиотек в Таджикистане» и Постановлением Совета Народных Комиссаров Таджикской ССР в декабре 1935 года. Государственная книжная палата была переименована в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан №239 от 02 июля 2005 года. Основной задачей «Дома книги Таджикистана» является государственная регистрация печатной продукции республики, сбор обязательных экземпляров, хранение, защита, подготовка и издание текущей и ретроспективной библиографической продукции.

В 1936 году Книжная палата была размещена в отдельном кабинете при Доме печати Таджикской ССР. Её директором был назначен А.Саидахмадов, проработавший на этой должности всего один год (1935-1936 гг.). За время своего руководства он выполнял функции троих штатных работников, но из-за отсутствия профессиональных кадров - библиографов и архивистов - не было возможности принять на работу новые кадры.

Дело, начатое первым директором Книжной палаты по сбору печатных материалов, особенно книг, было продолжено новым директором. Ему помогали всем миром, особенно отраслевые организации, такие как Всесоюзная книжная палата, Книжная палата Узбекистана и библиотеки, в которых хранились книги, изданные на таджикском языке. Это было важным шагом в пополнении фонда Книжной палаты Таджикской ССР печатной продукцией на таджикском языке. По мере поступления новых экземпляров изданных книг архив пополнялся и был создан внушительный для тех времён

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.