Научная статья на тему 'НОЖ КАК ОБЪЕКТ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТУВИНЦЕВ'

НОЖ КАК ОБЪЕКТ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТУВИНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
284
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нож / тувинский нож / материальная культура / традиционная культура / традиционное хозяйство / тувинцы-кочевники / хозяйственная деятельность / функции / knife / Tuvan knife / material culture / traditional culture / traditional economy / nomadic Tuvans / economic activity / functions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нурзат Эрес Баир-оолович

В статье рассмотрены функционал и практическая значимость тувинского ножа, который наряду с другими предметами повседневного быта тувинцев-кочевников является объектом их материальной культуры. Выделены и охарактеризованы аспекты хозяйственной деятельности тувинцев, в которых применяется нож.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNIFE AS AN OBJECT OF MATERIAL CULTURE OF TUVINIANS

The article discusses the functionality and practical significance of the Tuvan knife, which, along with other items of everyday life of nomadic Tuvans, is an object of their material culture. Aspects of economic activity of Tuvans, in which a knife is used, are singled out and characterized.

Текст научной работы на тему «НОЖ КАК ОБЪЕКТ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТУВИНЦЕВ»

_Ермолаевские чтения - 2022

Список литературы:

Бегзи А. Д. Экономика советской Тувы: достижения, проблемы и уроки // Новые исследования Тувы. 2017, № 4. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/740 (дата обращения: 8.06.2022). DOI: 10.25178/nit.2017.4.5

Бегзи А. Д. К 50-летию регионального совещания по развитию производительных сил Тувы // Тува-Онлайн. Новости Республики Тыва. 2008. URL: https://tuvaonline.ru (дата обращения: 8.06.2022)

История Тувы - Т. III: 3 т. / отв. ред. В. А. Ламин. Новосибирск: Наука, 2016. 455 с.

Народное хозяйство Тувинской АССР в девятой пятилетке. Статистический сборник / отв. ред. А. Д. Бородина, Кызыл: Тувкнигоиздат, 1976 г. 237 с.

Народное хозяйство Тувинской АССР в десятой пятилетке. Статистический сборник / отв. ред. Т. Е. Тупицына, Кызыл: Тувкнигоиздат, 1981 г. 215 с.

Привет участникам научно-практической конференции по проблемам развития народного хозяйства Тувинской АССР! // Тувинская правда. 1974. 2 июля.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Арчимаева Александра Иннокентьевна, магистрант ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова». Кызыл, Россия. Электронный адрес: archimaeva.aleksandra@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Archimaeva Alexandra Innokentievna, graduate student of the FSBU "HGU named after thm. N. F. Katanova». Kyzyl, Russia. E-mail: archimaeva.aleksandra@mail.ru

УДК 908

НОЖ КАК ОБЪЕКТ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТУВИНЦЕВ

Нурзат Э. Б.

Аннотация. В статье рассмотрены функционал и практическая значимость тувинского ножа, который наряду с другими предметами повседневного быта тувинцев-кочевников является объектом их материальной культуры. Выделены и охарактеризованы аспекты хозяйственной деятельности тувинцев, в которых применяется нож.

Ключевые слова: нож, тувинский нож, материальная культура, традиционная культура, традиционное хозяйство, тувинцы-кочевники, хозяйственная деятельность, функции.

KNIFE AS AN OBJECT OF MATERIAL CULTURE OF TUVINIANS

Nurzat E. B.

Annotation. The article discusses the functionality and practical significance of the Tuvan knife, which, along with other items of everyday life of nomadic Tuvans, is an object of their material culture. Aspects of economic activity of Tuvans, in which a knife is used, are singled out and characterized.

Key words: knife, Tuvan knife, material culture, traditional culture, traditional economy, nomadic Tuvans, economic activity, functions.

Всем известно, что культура - это все, что было создано человеком, т.е. искусственное, в отличие от естественного, созданного природой. Все, что имеет материальное воплощение: жилище, одежда, орудия труда, оружие, любые осязаемые

предметы, созданные руками человека - это материальная культура. А все нематериальные явления: мировоззрение, мораль, религия, фольклор и прочее неосязаемое - это духовная культура. Любой осязаемый предмет - это объект материальной культуры, многие из них наделены человеком, его сознанием, и признаками духовности. Так, обыденный предмет, как нож, который мы используем каждый день, в каких-то жизненных состояниях может быть наделен духовными смыслами, например, выступать символом мужского начала или символом угрозы не только людям, но и духам.

Объектом исследования данной статьи стала традиционная материальная культура тувинского народа, которая создавалась, развивалась и трансформировалась на протяжении многих столетий. Тувинский нож, его роль в традиционной культуре народа - это предмет исследования. Тувинский нож, его виды, строение, принципы и методы изготовления нашли достаточно полное освещение в фундаментальной работе тувинского исследователя В. А. Даржа «Традиционные мужские занятия тувинцев» (Кызыл, 2009). В фундаментальных этнографических работах С. И. Вайнштейна тувинский нож лишь упоминается в контексте описания национальной одежды, некоторых видов хозяйствования (охота, сбор кореньев сараны), а также в связи с описанием кузнечного промысла и декорировки по металлу (см. ссылки к тексту данной статьи). Отдельных работ, посвященных тувинскому ножу, нет. Автору данной статьи удалось опубликовать пока 2 статьи о тувинских ножах, хранящихся в фондах НМ РТ [Нурзат, 2021: 132-137; Нурзат, 2022: 149-152]. При написании статьи были использованы общенаучные и общеисторические методы: анализ и синтез, историко-генетический, историко-ретроспективный.

Тувинский нож - это, несомненно, объект культуры тувинского народа. Без него невозможно представить повседневную трудовую жизнь тувинца-кочевника, это и первый помощник в быту, и орудие труда, без которого не создашь элементарную посуду, и орудие охоты, без которого не пойдешь на зверя, и обязательный элемент мужского костюма. Ножу тувинцы приписывали и духовное значение, связанное с защитой от злых сверхъестественных сил или же угрозой им.

Разберемся, что же это такое - нож? Самый главный функциональный элемент ножа -это его лезвие, с помощью которого можно что-либо разрезать, нарезать. Это свойство стало необходимо человеку еще в глубокой древности, когда с помощью острых каменных отщепов наши первобытные предки отрезали себе куски мяса, разрезали и скоблили шкуры животных, охотились.

С другой стороны, это свойство ножа всегда использовалось человеком и для нанесения ран другим людям в целях защиты или нападения. С появлением в жизни людей первых металлов - меди и олова - появляются бронзовые, а потом и железные ножи, которые уже, в основном, носят функцию оружия, служащего для защиты и нападения, и служат, в первую очередь, воинскими символами. Как мы знаем, наши древние предки в захоронения к умершим клали самый необходимый инвентарь, который, по их мнению, понадобится им в загробном мире [Дьяконова, 1975: 16]. Среди обязательных погребальных атрибутов - нож, без которого древние люди не мыслили своей жизни.

Развитие цивилизации не отменило значение ножа в жизни людей. Сегодня трудно представить наш быт без этого инструмента, который имеет множество видов, принимает новые формы, совершенствуется.

Почти у каждого народа есть свои традиционные ножи, которые в процессе истории, культурного и социального развития приобрели оригинальные формы, отличающие их от ножей других народов. Например, саммские ножи финно-угров, якутские и бурятские ножи, эскимосский нож «уляк» и др. Тувинский традиционный нож близок к калмыцкому, бурятскому и монгольскому ножам.

Известный тувинский исследователь В. А. Даржа в своей монографии «Традиционные мужские занятия тувинцев» очень подробно описал виды тувинских ножей, их строение, технологию изготовления. Он писал: «Видов ножей, применяемых в Туве, было много, они отличались размером, качеством изготовления и отделкой»

[Даржа, 2009: 12]. Он подробно описывает тувинский н ожевой гарнитур «кош бижек», состоявший из 3-х предметов: большого и малого ножей, а также шила. Большой нож «улуг бижек», напоминавший небольшое мачете, создавался как универсальное орудие труда, в необходимых случаях использовался как легкий топор и большой нож. Малый нож назывался «кестик», этимологию этого названия В. А. Даржа выводит из предназначения малого ножа в прошлом, когда с его помощью выполняли все основные операции по изготовлению стрел, сам процесс изготовления стрел тувинцы называли «согун кезер» [Даржа, 2009: 12]. Малый нож использовался как бритва для бритья, им снимали шкурки с меховых зверей, кастрировали животных, выполняли шорные работы и т.д. В Тодже большой нож из гарнитура называли «сооктээш», малый -«билектээ кестик». Четырехгранное шило «шивегей» использовали при изготовлении стрел и иных столярных работах как сверло, проводили шорные работы [Даржа, 2009: 12].

Об использовании ножа в традиционном хозяйстве тувинцев находим сведения и у Л. П. Потапова: «Использовался в хозяйстве тувинцев и обыкновенный однолезвийный нож собственного производства, с деревянной рукояткой, которым не только резали траву, а иногда и колосья хлеба (за неимением серпа), но и рубили молодые деревья, кустарник, разделывали тушу заколотых или убитых на охоте животных, резали войлок, кожи на ремни и т.д. особенно часто нож употреблялся для срезания травы, для заготовки сена в небольшом количестве» [Потапов, 1969: 97]. У него же нож указан среди инструментов для обработки дерева [Потапов, 1969: 99].

Теперь выделим и охарактеризуем основные виды использования ножа тувинцами в хозяйственной деятельности.

1. Несомненно, первое, что приходит на ум, когда говорят о ноже, это его использование на кухне, ничего не приготовишь, не отрезав, не разрезав, не измельчив. Основной рацион тувинцев-кочевников основывался на мясной пище, поэтому очевидно, первое предназначение тувинского ножа - для разделки туши барана (или другого домашнего скота, или дикого животного). Нож всегда был под рукой и во время еды, чтобы отрезать куски сваренного мяса. Понятно, что и другие продукты разрезали или нарезали ножом.

2. Тувинцы-кочевники использовали нож для выполнения определенных действий с домашним скотом, который разводили. Например, во время кастрации «мал чазаар», которым занимался опытный человек, считавшийся «чиик холдуг кижи». Кстати, инструменты, использовавшиеся при кастрации, нельзя было использовать до заживания ран [Вайнштейн, 1972: 33].

Нож использовался, чтобы сделать надрезы на ушах животных, которые были своеобразными «тамгами» - отличительными знаками собственности. По данным С. И. Вайнштейна: «В группе ак-монгуш надрез шел вертикально от верхней части уха вниз и назывался «чарык кулак». Кара-монгуши делали округлый вырез в передней средней части уха - «оюк кулак», ондары вырезали полукруг в верхней части уха - «кес кулак». Были также наклонные надрезы, различные сочетания круглых и прямых и т.д.» [Вайнштейн, 1972: 80]. Далее он пишет: «Крайне любопытно, что такой обычай существовал уже у раннекочевнических племен скифского времени на Алтае, где в Пазырыкских курганах найдены кони с метками, нанесенными теми же приемами (вертикальные и круглые надрезы, а также их сочетания)» [Вайнштейн, 1972: 33].

3. Естественно, тувинец никогда не выходил на охоту без ножа. В. А. Даржа писал: «С помощью ножа изготавливалась большая часть средств охоты. Зачастую нож становился главным оружием охоты, например, на медведя в берлоге, привязанный к древку, нож являлся копьем и т.д.» [Даржа, 2009: 12].

Вообще, на охоту брали несколько ножей: «улуг бижек», который использовали для рубки деревьев для костра, при прохождении через труднодоступные места, «бижек» - для основных работ при разделке туш добытых животных и, конечно, «кестик» - для снятия шкурок с пушных зверьков.

4. Нож использовался тувинцами при проведении земледельческих работ. Из монографии С. И. Вайнштейна узнаем, что еще Н. Ф. Катанов в конце XIX в. писал, что тувинцы по традиции заготовляют немного сена и при этом указывал: «Сено не косят косами... но все это делается посредством рвания с корнями руками или резания ножом» [Вайнштейн, 1972: 51]. Практически с этой же целью тувинцы использовали нож во время сбора урожая проса. Описание этого процесса опять находим у С. И. Вайнштейна: «Если хлеба были высокими, то пучки стеблей, зажатые в левую кисть, срезали серпом или ножом при высоте примерно около 20 см. от земли» [Вайнштейн, 1972: 171]. Это же отмечал Л. П. Потапов: «Урожай снимали (до появления русского серпа) примитивным способом -выдергивали колосья или срезали их ножом» [Потапов, 1969: 87].

5. Одной из присваивающих форм хозяйства тувинцев было собирательство. Заготовка луковиц (корневищ) сараны в августе становилась основным занятием оленеводов Тоджи. Западные тувинцы также иногда выезжали на копку сараны целыми семьями, однако чаще всего основная забота ложилась на женщин. Луковицы выкапывали из земли с помощью специального инструмента «озук», напоминающего по форме мотыгу, после чего отделяли корневища от стеблей. С. И. Вайнштейн указывал, что тувинцы-тоджинцы «выкопанные луковицы сараны отрезали от стебля специальным железным или бронзовым ножом (дувектээ), который женщины носили у пояса или привязывали к сумке, куда складывали сарану. Этим ножом резали также мясо; применяли его и для других целей» [Вайнштейн, 1972: 57]. В более поздней монографии он уточняет, что это были специальные «женские ножи», и проводит аналогию формы этих ножей с ножами эпохи поздней бронзы в Южной Сибири, на что обратил внимание еще П. Е. Островских» [Вайнштейн, 1972: 229].

6. Ножи различных размеров использовали для обработки дерева. По данным С. И. Вайнштейна: «Ножи применялись преимущественно двух типов: с искривленным лезвием (использовались для обработки долбленных сосудов) и с узким заостренным - для резьбы. Нож для резьбы обычно имел длину лезвия 7-9 см.» [Вайнштейн, 1972: 250]. Тувинцы украшали резьбой преимущественно те деревянные предметы, которые чаще были на виду -сундуки, передние стенки кроватей, дверцы юрт, посудные ящички, ведерки, ступки для чая и соли и др. Тувинцы-тоджинцы при изготовлении утвари из бересты также использовали нож, которым разрезали вываренную бересту на куски нужного размера.

У некоторых тюркоязычных народов Сибири нож также использовался для обработки дерева. В. Л. Серошевский пишет, что приемы обработки дерева у якутов простые, среди главных инструментов называет и нож. С помощью ножа за неимением струга или рубанка слабо каленым якутским ножом двумя руками строгают неровности тонкой стружкой, сильно прижимая ладони к доскам. Тот же более выгнутый нож служит для выбирания и выглаживания углублений в плоской посуде. Для выделывания более глубокой посуды, чашек и кубков, употребляется опять тот же нож, на этот раз выгнута не середина его, а конец. У кустарей есть, впрочем, для таких поделок особые разнообразно выгнутые стальные. Тот же нож сплошь да рядом употребляется вместо сверла, вместо внутренней пилы, вместо художественного резца. После топора он чаще появляется в руках якутского кустаря. Они не жалеют денег и платят рубль и полтора, за сносный острый клинок [Серошевский, 1993: 352-323].

7. Нож использовался для обработки кожи. «Тувинцы-скотоводы издавна славились как непревзойденные мастера обработки кожи. Тувинцы изготовляли из кожи (преимущественно собственной выделки) одежду, обувь, конскую сбрую, колчаны, налучья, сосуды для хранения и перевозки жидкости, своеобразные валиковые подушки. Кожаные изделия тувинцев, как правило, украшены очень выразительными орнаментальными узорами, с большим вкусом выполненными техникой аппликации или тиснением. Нужно сказать, что главную роль в весьма трудоемком процессе выделки кожи играли женщины» [Потапов, 1969: 257].

Конечно, с помощью ножа изготавливали арканы - сыдым для ловли лошадей из шкуры быка, лося и марала. Из свежеснятой шкуры вырезали большой круг и разрезали

его по спирали, получая ленту, с которой затем ножом очищали шерсть, растягивали и сушили.

8. Нож «кестик», его еще называют женским ножом, использовался для кройки шуб в осеннее время - «ой тон» или «хураган кежи тон» - легкая шуба из шкур ягнят, зимой -«негей», «аскыр-негей тон» или из шкуры косули. Шитье шуб и халатов, конечно же, было сугубо женским делом. Л. П. Потапов писал: «Принадлежностями шитья у тувинок были иглы (ине), нитки покупные (ужук) или самодельные из жил (сиир) или шерсти (чун), игольник (инее хавы, ховул), нож (кестик) для разрезания шкур, свинцовая палочка типа карандаша (палаш), которым швея наносила на шкуру линии раскроя» [Потапов, 1969: 205]. Тувинская женщина при шитье верхней одежды из шкуры барана (алгы тон, дуктуг дэль, тодарлыг тон) начинала с чертежа одежды свинцовым карандашом, затем по расчерченной линии резала ножом (кестик) нужную форму.

9. Не трудно догадаться, что для разрезания готового войлока на куски нужного размера также применяли нож. А войлок играл огромную роль в жизни тувинцев, служил покрытием юрты, использовался в качестве ковриков внутри юрты, а также для изготовления некоторых предметов утвари.

10. Острый нож «кестик» применяли мужчины для бритья головы. Тувинские мужчины носили своеобразную прическу, при которой обривали полголовы спереди, оставляя сзади небольшой пучок волос, которые заплетали в маленькую косичку, которая называлась «кежеге».

11. Нож - это обязательный атрибут праздничной одежды тувинского мужчины. Конечно, это были праздничные ножи, которые заказывали у тувинских кузнецов «дарганов», если была возможность, то обязательно украшенные серебряными орнаментированными пластинами. Такие «парадные» или «праздничные» ножи были признаком статуса его владельца.

Итак, рассмотрев только основные виды применения тувинского ножа, мы видим, что без этого предмета повседневной жизни тувинца-кочевника невозможно представить традиционную культуру тувинского народа. Этот объект материальной культуры тувинцев-кочевников ярко характеризует тувинское традиционное общество, особенно, его хозяйственную сферу.

Список литературы:

Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки. М.: Изд-во Восточ. Лит-ры, 1961. 206 с.

Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М.: Наука, 1972. 316 с.

Даржа В. А. Традиционные мужские занятия тувинцев. Том 1. Хозяйство. Охота. Рыбалка. Кызыл: Тув. книж. изд-во, 2009. 592 с.

Дьяконова В. П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л.: Наука, 1975. 164 с.

Нурзат Э. Б. Проект каталога «Тувинские национальные ножи в фондах Национального музея Республики Тыва» Ермолаевские чтения: мат-лы юбил. V науч.-практ. конф., посв. 100-летию образования ТНР (26-27 авг. 2021 г.). Кызыл: Изд. отд. НБ им. А. С. Пушкина РТ, 2021. 284 с.

Нурзат Э. Б. Тувинские традиционные ножи в коллекциях Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва // Музей и национальное наследие трансграничных регионов в XXI веке: мат-лы Всеросс. с междунар. участием науч.-практ. конф., приуроч. к 30-летию кафедры музеологии и наследия ВСГИК, 02-03 июля 2021 г. Улан-Удэ: Издат.-полиграф. комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2022. 288 с.

Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969. 404 с.

СерошевскийВ. Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. М., 1993. 736 с.

_Ермолаевские чтения - 2022

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Нурзат Эрес Баир-оолович, специалист по учету музейных предметов 2-й категории отдела фондов и учета, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, Россия. Электронный адрес: nur-eres@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTOR

Nurzat Eres Bair-oolovich, Specialist in accounting of museum objects of the 2nd category of the Department of Funds and Accounting, National Museum. Aldan-Maadyr of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: nur-eres@mail.ru

УДК 069.01 (075.8)

АРХИВ УЧАСТНИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ БРАЖНИКОВА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА КАК ОТРАЖЕНИЕ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

Дыртык-оол М. О.

Аннотация. Статья написана на основе музейных источников Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва и содержит интересные данные по заявленной теме. Автором была предпринята попытка восполнить документальными сведениями участие Н. И. Бражникова в Великой Отечественной войне в контексте исторической ретроспективы.

Ключевые слова: Национальный музей Республики Тыва, документальные источники, Великая Отечественная война, краснофлотец.

ARCHIVE OF BRAZHNIKOV NIKOLAY IVANOVICH OF THE PARTICIPANT OF THE GREAT PATRIOTIC WAR AS A REFLECTION OF MILITARY HISTORY

Dyrtyk-ool M. O.

Annotation. This article is written on museum sources of the Aldan-Maadyr National Museum of Tyva Republic and contains interesting information on the stated topic. The author made an attempt to fill topic with documentary information of the participation of Great Patriotic War of Brazhnikov N.I. in the in the context of a historical retrospective.

Keywords: National Museum of Tyva Republic, documentary sources, the Great Patriotic War, red fleetman.

Сохранение правдивости истории, а особенно фактов и результатов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов для Российского государства, является одним из основных вопросов государственной политики. Происходящие в России и в мире попытки переписать историю Второй мировой войны, а также активизация нацистских и фашистских движений особенно на Украине, снова заставляют вспомнить об этих преступных явлениях, которые были в Великой Отечественной войне. Борьба с проявлениями фашизма и нацизма, тесно связана с сохранением и защитой установленных фактов и результатов военных конфликтов в истории человечества [Рыжов, 2018: Электронный ресурс].

В борьбе с фашизмом краснофлотцы Балтийского флота показали в боях Великой Отечественной войны свою преданную любовь в Родине. Славные моряки сумели сохранить лучшие боевые традиции знаменитых русских флотоводцев - Ушакова, Нахимова.

Интересны их судьбы, где они родились и каков их жизненный путь? К сожалению, многие биографии нам неизвестны и это малоизученая страница в этой страшной войне. В нашей статье показана биография краснофлотца Н. И. Бражникова, которая была написана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.