Научная статья на тему 'Новый закон об образовании: проблемы, которые нам придется решать'

Новый закон об образовании: проблемы, которые нам придется решать Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1248
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соложнин А. В.

Что принципиально нового в новом Законе «Об образовании в РФ», и есть ли возможность изменить ситуацию в системе образования? На эти вопросы пытается ответить автор опытный управленец, многие годы проработавший руководителем Управления образования г. Нижний Тагил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New education law: problems that we have to solve

The article prompted critical reflection processes of the human resources policy in the general education system.

Текст научной работы на тему «Новый закон об образовании: проблемы, которые нам придется решать»

УДК 371; 37.014

Соложнин А.В.

НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ НАМ ПРИДЕТСЯ РЕШАТЬ

Что принципиально нового в новом Законе «Об образовании в РФ», и есть ли возможность изменить ситуацию в системе образования? На эти вопросы пытается ответить автор — опытный управленец, многие годы проработавший руководителем Управления образования г. Нижний Тагил.

Ключевые слова: образовательная организация, образовательное учреждение, право на образование, инклюзивное образование, образовательные программы.

Насчет изменений, вспомнив лишь элементарные сведения из теории систем, можно сразу дать ответ: - не может произойти быстрых изменений лишь при одном условии - появлений нового текста основного федерального документа. Нужны изменения в главных носителях самой системы образования, которая представлена авторами закона через структуру, включающую практически все, что хоть как-то касается образовательной организации (статья 10): от федеральных государственных образовательных стандартов, педагогов, родителей, учащихся до объединения юридических лиц, работодателей, «осуществляющих деятельность в сфере образования».

Время на приведение всей образовательной системы страны к новому состоянию дано до 1 января 2016 года. Оно и понятно: ведь помимо того, что школам предстоит переписать заново все свои нормативные документы, поменять печати, бланки и вывески, правительство страны стоит перед сложной задачей - подготовить и принять более 140 нормативных правовых документов, на которые есть ссылки в тексте закона. По этой причине практиками закон назван отсылочным. А раз так, большинство администраторов уже настроено не предпринимать серьезных действий по изменению обычного порядка вещей, пока не появятся разъяснения, инструкции по статьям, содержащим отсылки. И тем не менее, обратим внимание на некоторые нормы, которые могут вскоре заставить администраторов образования жить по-новому.

Право на образование

Что в старом, что в новом законе общие права выглядят примерно одинаково. Право имеют все. Снято, например, условие конкурсности на поступление в средние специальные учебные заведения, следовательно, в педагогические колледжи дорога отрыта любому желающему. Вызывает интерес появление таких понятий, как «дискриминация», «инклюзивное образование». В статье 5 гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Органы власти должны создать условия «для получения без дискриминации качественного образования

лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения, и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Несмотря на то, что обязанность по созданию условий возложена на органы управления, непосредственно заниматься такими условиями придется администрации школы, особенно тогда, когда речь идет о специальных педагогических подходах, методах и способах Общения с детьми и организации инклюзивного образования. Надо учесть, что новый закон позволяет органам государственной власти субъектов РФ открывать «отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность но адаптированным основным общеобразовательным программам» (часть 5 статьи 79). Однако ссылка на инклюзивное образование предполагает возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в обычной массовой школе. Для детей, которые будут учиться в массовой школе, закон предусматривает особые федеральные государственные образовательные стандарты или специальные требования (часть 6 статьи 11): «В целях обеспечения реализации права на образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования».

Итак, или другие стандарты, или к обычным стандартам будут специальные требования. С одной стороны, это позволяет организовать образовательный процесс, который был бы по силам ребенку.

Но с другой стороны, педагогам и руководителям придется убедить родителей и самого ребенка перейти на такой облегченный стандарт и затем по-

86

© Соложнин А.В., 2014

Новый закон об образовании: проблемы, которые нам придется решать

лучить соответствующий документ об образовании. По сути, это более изящное название классов, которых родители и дети чаще всего старались избежать из-за документа об образовании «не как у всех». И тем не менее, право выбора остается за родителями. Безусловно, это гуманный шаг по отношению к больным детям, но шаг этот придется делать самим школам, поэтому самое время заняться подготовкой соответствующих специалистов.

Образовательные программы

На основании части 5 статьи 12 администрации школ предстоит разрабатывать образовательную программу. Эта статья практически повторяет свою предшественницу из Закона РФ «Об образовании» 1992 года.

Прежний закон тоже обязывал школы разрабатывать образовательные программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Однако их придется обновить хотя бы потому, что Минобрнауки уже создал рабочую группу для разработки примерных основных образовательных программ. Кроме того, в новом законе дано уже новое определение «основной образовательной программы»: это «учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы» (часть 10 статьи 2).

Реестр основных образовательных программ будет публиковаться на общедоступном портале. Обратите внимание на перечень компонентов основной образовательной программы - самостоятельно директорам и завучам это не сочинить. Так что для тех, кто не намерен быть эксклюзивной школой, материалы из реестра могут стать бланком для составления собственной образовательной программы, вплоть до рабочих программ учебных предметов. Любые отклонения, творческие вставки в «примерные основные» придется обосновывать при проверках надзорных органов, дабы не стать разрушителем «единства образовательного пространства на территории Российской Федерации... » (пункт 4 части 1 статьи 3).

Представляет интерес для руководителей школ статья 13 «Общие требования к реализации образовательных программ». Подобного названия в предшествующем законе нет. Новостью для нас станут сетевые формы реализации образовательных программ, а также прописанные образовательные тех-

нологии. Процитируем часть вторую этой статьи: «При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение». Конечно, возникает вопрос о том, что будет пониматься под «образовательной технологией» и является ли «электронное, обучение» собственно образовательной технологией? Погрешности в логике, по-моему, присутствуют. А раз так, следует ожидать от главных комментаторов закона разъяснений.

Можно быть уверенным в том, что раз в законе появились новые понятия, то они должны быть предъявлены как рабочие инструменты. Более подробно смысл этих новаций раскрыт в статьях 15 и 16. Заметим, что в действующем Положении о лицензировании образовательной деятельности, с последними изменениями от 27.12.2012 г., электронное обучение и дистанционные образовательные технологии входят в перечень лицензионных требований и условий (подпункты «е» пункта 5). В этот же перечень вошел факт наличия или отсутствия сетевой формы реализации образовательных программ (пункт 3 части 15 статьи 91 Закона «Об образовании в РФ»). Поэтому при очередном лицензировании придется эти особенности учесть.

Пока непонятно, как подойти к реализации части 3 статьи 13, где говорится, что «при реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий». Итак, речь идет о форме, которая основана на модульном принципе и еще с использованием «соответствующих образовательных технологий». Думается, что в массовом обучении такая норма применяться будет не часто. Скорее всего, сгодится она для обучения детей, которые живут на значительном расстоянии от школы, и детей с ограниченными возможностями осваивать сразу несколько предметов. К примеру, спортсмен, выехавший на сборы, может осваивать с помощью дистанционных технологий два-три предмета, представляющих для него особую ценность. Он также может воспользоваться услугами другой образовательной организации, находящейся по месту своего пребывания -это уже будет отнесено к сетевой форме. Но в этом случае потребуется договор между своей школой и той организацией, где он временно получает образовательные услуги. В статье 15 об этом говорится более подробно.

Авторы закона, по всей видимости, предусмотрели возможность возникновения вопросов, поэтому завершили статью частью 11, где как раз и гово-

Экономика образования ♦ № 4, 2014

87

рится, что «Порядок организации осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровней и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим федеральным законом». Эта часть, по сути, объясняет, что все неразрешенные вопросы будут толковаться и комментироваться Минобрнауки РФ.

О типах образовательных организаций и

наименованиях

Со временем придется сменить название «образовательное учреждение» на «образовательную организацию». А это уже по смыслу влечет за собой новую редакцию всего Устава школы. В какие сроки это произойдет, можно только догадываться. В соответствии с новым законом тянуть процесс можно до января 2016 года. Но практика намного интереснее и динамичнее. Поэтому надо иметь в виду два обстоятельства.

Планы перехода на новый документ должны будут вскоре появляться в каждом регионе и в муниципалитетах: наверняка высшие руководители регионов пожелают отчитаться перед руководством страны о досрочном переходе. Поэтому можно предположить, что в течение года-двух этот процесс будет завершен, поскольку у кого-то состоится очередное лицензирование, кто-то будет вносить изменения в действующий Устав. После 1 сентября 2013 года, при наступлении подходящей ситуации, будет просто разумно, дабы, не делать двойную работу, сразу и принять Устав в новой редакции. Обратим внимание, что требования к Уставам в законе минимальны (статья 25). Образовательная организация по законодательству приравнена ко всем прочим некоммерческим организациям (часть 1 статьи 22). Сам же Устав должен помимо специфических деталей содержать всего четыре пункта сведений: тип, учредитель, виды реализуемых образовательных программ, структура и компетенция органов управления, порядок их формирования и сроки полномочий.

Наименование

Часть 5 статьи 23 сообщает, нам, что наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Для школы тип указан в пункте 2 части 2 статьи 23: «общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования».

Часть 6 той же статьи более подробно разъясняет: «В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности учащихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции)». Итак, пытаемся сконструировать название для школы:

Организационно-правовая форма: муниципальная бюджетная. Как варианты: государственная, частная (в зависимости от того, кем она создана); казенная, автономная (в зависимости от типа по 83-ФЗ).

Собственно тип образовательной организации: общеобразовательная организация.

Указание на уровень образовательной программы: среднее общее.

Указание на направленность образовательных программ: в законе прямо не указано, какие именно могут быть направленности. Предполагаем, что авторы имели в виду профильность программ и указание на углубленное изучение отдельных предметов. Поэтому очень осторожно допустим, что именно в этой строчке нашего конструктора можно указать наличие или отсутствие углубленного изучения предметов. Допустим, это будет математика. Название в нашем случае будет: «Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация среднего общего образования с углубленным изучением математики школа ■№___».

Слово «школа» мы применили и по привычке и по смыслу. В законе такого понятия мы не нашли. Но часть 6 статьи 23 разрешает указывать в названии «иные функции», то есть добавлять то, что по замыслу автора названия отражает содержание деятельности организации.

Ответственность образовательной организации

За нарушение законодательства, ограничение чьих-либо прав всегда есть ответственность виновных лиц. В действующем ныне законе (в старой редакции), в пункте 3 статьи 32 говорится: «Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за...», и перечислены пять направлений, от «невыполнения функций, отнесенных к его компетенции» до «иных действий, предусмотренных законодательством...». Как видим, поле для поисков нарушений достаточно широкое. В редакции нового закона мы видим практически те же возможные

Теория образовательных сигналов и ее использование для оценки рынка труда выпускников вузов

Костромской области

нарушения, но с дополнениями. Так, «за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация, и ее должностные лица, несут административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях». Упомянутый же Кодекс, в статье 5.57 содержит суровые санкции. За нарушения или незаконное ограничение права на образование на директора может быть наложен штраф от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, а на школу - от ста до двухсот тысяч рублей.

Последнее обстоятельство еще раз демонстрирует намерение законодателя ввести школы в общий эшелон организаций, предприятий, занятых

оказанием услуг, где процессы регулируются договорами сторон, которые самостоятельно регулируют свои отношения. Об этом, об отношениях, кстати, и говорится в первых статьях закона (статьи 1-2). Этому же способствует и один из принципов (пункт 9 части 1 статьи 3), где говорится об автономии образовательных организаций и академических правах и свободах педагогических работников и учащихся. Это и есть «цивилизованная практика», заимствованная у стран - соседей по международному сотрудничеству, где все решается договором сторон, а в крайнем случае через суд. Однако напомним о вечном противоречии между развитием ци-вилизационных процессов и сохранением духовных ценностей тех людей, которые приходят в школу за этими самыми ценностями. И это еще одна проблема, которую нам придется решать параллельно с освоением нового документа.

Solozhnin A.

NEW EDUCATION LAW: PROBLEMS THAT WE HAVE TO SOLVE

What fundamentally new in the new Law «On Education in the Russian Federation» and is it possible to change the situation in the education system ? These are the questions the author tries to answer — an experienced manager, who has worked for many years head of the Education Department Nizhny Tagil.

Keywords: educational organizations, educational institutions, the right to education, inclusive education, «status» school educational programs.

УДК 33:37:00

Гасымов С.М.

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИГНАЛОВ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЫНКА ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматриваются особенности проявления теории образовательных сигналов на костромском рынке труда. Раскрываются основные положения теории и анализируют взаимодействие костромского рынка образовательных услуг и рынка труда выпускников вузов. Исследуются такие проблемы, как чрезмерный спрос на высшее образование потребителей, усиливающих риски выпускников при трудоустройстве и др.

Ключевые слова: рынок труда, занятость молодежи, человеческий капитал, теория сигналов, спрос на образование.

Рынок труда выпускников вузов существенно отличается от рынка труда состоявшихся профессионалов с опытом работы в силу специфичности субъектов этого рынка. Молодые специалисты (или, тем более, совсем недавние выпускники) из-за полного отсутствия или минимального опыта работы и, как следствие, недостаточного понимания состояния и тенденций развития рынка труда находятся в сложной ситуации. С одной стороны, у выпускников, как правило, слишком мало информации для принятия взвешенного решения о выборе работодателя на основе объективного анализа предлагае-

мых им условий труда; с другой - имеют место неадекватность самооценки и запросов по отношению к будущему рабочему месту. В свою очередь, у самого работодателя при невозможности получения рекомендаций с прежних мест работы кандидата недостаточно информации о молодом специалисте, его знаниях, умениях, навыках, способностях, компетенциях и личностных характеристиках для принятия решения о найме работника. При отсутствии у кандидата опыта работы единственным источником информации о его трудовом потенциале для работодателя может служить документ о полу-

© Гасымов С.М., 2014

Экономика образования ♦ № 4, 2014

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.