Научная статья на тему 'Новый взгляд в творческой деятельности школьника'

Новый взгляд в творческой деятельности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / CREATIVE POTENTIAL / RESEARCH WORK / TECHNOLOGICAL EDUCATION AND CREATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайниев Николай Сайнашевич

В статье раскрываются проблемы творчества в современной системе технологического образования школьников. В материалах статьи обобщен опыт работы в качестве исследователя и учителя технологии в сельской школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The neww view in the creative activity of a student

The paper deals with the problems of creativity in the modern system of technological education at secondary school. The materials of the article summarizes the experience of working as a researcher and technology teachers in the rural school.

Текст научной работы на тему «Новый взгляд в творческой деятельности школьника»

УДК 371.3 ББК 74.268

Сайниев Николай Сайнашевич

кандидат педагогических наук кафедра технологического образования

Бирский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» г. Бирск Sayniev Nikolai Saynashevich Candidate of Pedagogics Department of Technological Education Birsk subsidiary of the State budget institution of higher education "Bashkir State University"

Birsk

[email protected]

Новый взгляд в творческой деятельности школьника The neww view in the creative activity of a student

В статье раскрываются проблемы творчества в современной системе технологического образования школьников. В материалах статьи обобщен опыт работы в качестве исследователя и учителя технологии в сельской школе.

The paper deals with the problems of creativity in the modern system of technological education at secondary school. The materials of the article summarizes the experience of working as a researcher and technology teachers in the rural school.

Ключевые слова: творческий потенциал личности, исследование, технологическое образование, творческий подход.

Key words: creative potential, research work, technological education and creative approach.

Социально-экономическое развитие России, вхождение её в мировое сообщество требуют на современном этапе изменения в подготовке школьников к социальным условиям жизни и к профессиональному труду. Содержание образования сегодня должно быть ориентировано не только на приобретение базовых знаний, но и на полноценное развитие личностных качеств индивида.

В режиме энергичного процесса обновления технологий и форм организации труда подготовка специалистов, способных не только наследовать культуру старшего поколения, но и владеющих собственным творческим мышлением становится актуальной задачей. Данная образовательно-воспитательная проблема содержит необходимость изменения форм и методов проведения учеб-

ных занятий с мотивацией развития творческих способностей учащихся в системном пространстве обучения технологии.

Современное технологическое образование школьников предполагает в качестве одной из важнейших задач развитие творческого потенциала личности. Поэтому в нашем исследовании особенное внимание уделено проблеме творческих способностей.

В плане нашего исследования представляет интерес мнение В. Рогозиной о том, что творческие способности - особый вид умственных способностей, выражающихся в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в мышлении от традиционных норм и генерировать разнообразные оригинальные идеи, находить способы их практического решения. У школьников творческие способности проявляются в нестандартности, нешаблонности решения предлагаемых им заданий [7]. Для реализации вышеприведенного определения автор рекомендует включать в образовательный процесс специальные развивающие средства, так как уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Обеспечивая педагогические условия, определяющие успешность обучения ребенка в школе, можно формировать и развивать творческие способности, что является ценным для исследования нашей проблемы.

Поскольку творческие способности развиваются в деятельности, то в плане нашего исследования особенно ценным является утверждение А.З. Рахимова: «Главное в учении - не запоминание через многократное повторение, а понимание. Когда ученик вынужден зазубривать или ему «вдалбливают» материал, он переживает это через отрицательные эмоции. По своей природе человеческий мозг не нуждается в многократных повторениях, если учебный материал усваивается в процессе собственной деятельности» [6, с.72].

Вопросы развития творческих способностей учащихся также рассмотрены такими исследователями, как Е. А. Кулакова, Л.Е. Петрова, О.И. Сенина и др.[2, 4, 8].

Результатом нашего теоретического исследования явилась разработка модели дидактической системы развития творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.

При создании модели нами выделены цель, принципы, составляющие основу модели, определены компоненты дидактической системы, которые реализуются при помощи определенных технологий развивающего образования, педагогических условий, методов и форм обучения. Все перечисленные структурные составляющие созданной модели находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Их совокупность влияет на достижение конечного результата.

Проведенный анализ научной литературы и наш собственный опыт показывают, что развитие творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы в процессе обучения технологии эффективно при реализации определенных педагогических условий. В качестве первого и главного педагогического условия развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии мы рассматриваем самостоятельную работу учащихся, которая необходима для активизации деятельности личности в образовательном процессе. Данную проблему плодотворно исследовали П.И. Пидка-систый, Е.Д. Жукова и др [5, 1]. Для реализации данного педагогического условия нами при разработке календарно-тематического плана в 5-8 классах основной упор был сделан на самостоятельную работу учащихся с учебниками, справочной литературой и последовательное внедрение метода проектов в учебный процесс.

Одним из видов самостоятельной работы, активизирующих развитие познавательных умений учащихся, является реферат. Поэтому в процессе обучения технологии в 8 и 9 классах при изучении таких разделов, как «Семейная экономика», «Профессиональное самоопределение» школьниками были выполнены и защищены рефераты.

Вторым педагогическим условием, способствующим эффективному

функционированию дидактической системы развития творческих способностей учащихся, является реализация проектного метода в образовательном процессе среднего звена общеобразовательной школы.

Соглашаясь с мнением В.И. Андреева о дидактическом обеспечении лич-ностно ориентированного обучения, мы считаем, что одним из важных условий решения данной проблемы является реализация метода проектов. С целью выяснения перспективы внедрения метода проектов в образовательную область «Технология» нами был проведен опрос учителей. Анкеты заполнили 70 учителей технологии из 60 школ Республики Башкортостан и г. Самары. Большинство участвовавших в опросе учителей (71,42%) не в полной мере представляют сущность технологического образования. С методом проектов знакомы 80,14% опрошенных, не знакомы 14,28%. 5,58% учителей впервые слышат о методе проектов. 31, 43% анкетируемых учителей считают, что можно обойтись без метода проектов и 28,57% не проводят защиту творческих проектов.

Анализ приведенных выше результатов указывает на недостаточное использование проектов в учебном процессе.

Третьим педагогическим условием развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии является внедрение модульной технологии в изучение основных разделов образовательной области «Технология».

Одним из разделов образовательной области «Технология» является «Семейная экономика». В процессе реализации задач технологического обучения данный раздел знакомит школьников с экономическими вопросами ведения домашнего хозяйства и дает им знания и умения в области рыночной экономики, весьма полезные в любой области человеческой деятельности. Многие учителя технологии (в анкетировании принимали участие 50 педагогов) испытывают определенные затруднения при подготовке и проведении уроков по данному разделу. Анализ полученных данных показал следующее:

а) испытывают значительные трудности в подготовке и проведении урока по семейной экономике 20,2% учителей;

б) 51,3% учителей вообще не проводят занятия по данному разделу.

в) 9,8% учителей не проводят занятия из-за отсутствия учебников по технологии.

г) 19,5% учителей собираются провести уроки по семейной экономике, если им будет оказана соответствующая методическая помощь.

С целью оказания методической помощи учителям технологии в пределах отведенного на изучение программы времени нами была разработана модульная технология обучения. Весь учебный материал делится на тематические модули, каждый из которых состоит из трех блоков.

Блок I (информационно-познавательный). Учащийся получает общее представление об учебном материале в ходе урока-лекции. Учитель применяет различные методы и ориентирует ученика на конечный результат. Учащийся ознакомлен с целями обучения и перед ним поставлены определенные задачи.

Учитывая неподготовленность школьников к восприятию материала лекции, данный метод нами вводился постепенно, вырастая из объяснений. При этом в начальный момент продолжительность лекции составляет 20-25 мин.

Блок II (деятельностный). Самостоятельная работа. Реализуется индивидуализация обучения. Учитель управляет процессом обучения каждого ученика, обеспечивает дидактическими материалами. Для реализации данного блока нами были составлены задания практических работ по каждой теме, которые ученики выполняют самостоятельно. После выполнения практических работ ученикам предлагается написать реферат на тему: «Наша семья в условиях рыночной экономики».

Блок III (контрольный). Зачет по практическим работам. Защита рефератов. Оценивание. Для успешной реализации модульного обучения требуется мотивация. Поэтому блок контроля, на котором оценивается работа школьника, является значимым в модульном обучении. В этом блоке учащиеся оценивают и соотносят полученные результаты с поставленными целями и задачами; анализируют проделанную работу; устанавливают, что в результате усвоено, а что

нет и почему. В том случае, если не удалось достичь поставленных целей, изучению данного модуля можно уделить сверхзапланированное учебное время.

Четвертым педагогическим условием развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии является включение учащихся в процедуры компьютерного моделирования. Компьютерное моделирование предполагает реализацию алгоритмов решения технических и технологических задач с помощью электронно-вычислительных машин. Для реализации данного педагогического условия в образовательном процессе среднего звена общеобразовательной школы и с целью оказания методической помощи учителям технологии при изучении темы «Моделирование изделий» в 6 классе нами было разработано компьютерное моделирование действующего трактора.

Использование компьютера в обучении технологии позволяет более качественно выполнять практические работы, сокращать время на создание технологических карт, чертежей, технических рисунков; моделировать изделие без дополнительных затрат.

Изучив взгляды исследователей, и сопоставив их со своим опытом работы в технологической подготовке учащихся среднего звена общеобразовательной школы, мы разработали критерии сформированности творческих способностей школьников. В качестве критериев нами выделены творческо-позиционный, творческо-целевой и творческо-деятельностный.

В творческо-позиционном критерии нами выделены такие показатели, как нестандартное выполнение практических заданий, ориентация на самостоятельный поиск технологии изготовления объектов труда, применение проектного метода в обучении, деятельность по самообразованию, индивидуальный и дифференцированный подход к творческой деятельности, стремление к самосовершенствованию и к познанию нового. К творческо-целевому критерию мы отнесли следующие показатели: постановку новых целей деятельности, наличие интереса к творчеству, мобилизацию усилий по достижению поставленной цели и преодолению трудностей, планирование и самооценку, соблюдение тех-

ники безопасности. Показателями творческо-деятельностного критерия являются активное применение знаний в проблемной ситуации, владение технологическими умениями и навыками, умения применять знания при выполнении практических заданий, проявление инициативы и самостоятельности, последовательность операций при выполнении практических заданий и выполнение задания до завершения.

На основе установленных критериев сформированности творческих способностей были выявлены три уровня развития творческих способностей: высокий, средний, низкий.

В результате нашего исследования мы установили положительную динамику в изменении уровней проявления творческих способностей учащихся 5-9 классов. По данным экспериментального обучения количество учащихся экспериментальных классов, проявивших высокий уровень творческих способностей, увеличилось от 9% до 41%, а в контрольных всего лишь от 11% до 13%.

Формирующий эксперимент выявил изменение уровня развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии по всем критериальным показателям, однако значимыми эти изменения были лишь в экспериментальной группе. Это свидетельствует о достаточности и необходимости комплекса педагогических условий развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы в процессе обучения технологии.

Моделировать образовательный процесс и выстраивать идею практической технологической подготовки учащихся необходимо, в каждом конкретном случае учитывая экономическую специфику региона и особенности трудовой деятельности населения.

Библиографический список

1. Жукова, Е.Д. Организация самостоятельной работы студентов [Текст]: учеб. пособие / Е.Д. Жукова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - 163 с.

2. Кулакова, Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности [Текст] / Е.А. Кулакова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном

пространстве: сборник статей / под общ. ред. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 34-42.

3. Найденова, А.В. Подготовка школьников к выбору профиля обучения [Текст] / А.В. Найденова // Школа и производство. - 2007. -№3. - С.14-17.

4. Петрова, Л.Е. Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения [Текст] / Л.Е. Петрова // Сибирский педагогический журнал. 2008. №1. С. 337-344.

5. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. -240 с.

6. Рахимов, А.З. Творческое мышление [Тест]: Психологическая теория и технология творческого развития / А.З. Рахимов. - Уфа: Изд-во «Творчество», 2005. - 224 с.

7. Рогозина, В. Педагогические условия развития творческих способностей школьников на уроке [Текст ] / В.Рогозина // Воспитание школьников. 2007. №4. С. 28-30.

8. Сенина, О.И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся [Текст] / О.И. Сенина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №4. - С.307-315.

Bibliography

1. Zhukova, E.D. Organization of independent work of students [Text]: manual / E.D. Zhukova. - Ufa: BSPU publisher, 2007. - 163 p.

2. Kulakova, E.A. Development of creative abilities of students in the process of design and educational and research activities [Text] / Е.А. Kulakova // The research activities of students in modern educational space : a collection of articles / under the general editorship A.S. Obukhov. Moscow: Research Institute of School technology, 2006. P. 34-42.

3. Naydenova, A.V. Preparing students for the choice of training profile [Text] / A.V. Naydenova // School and production. - 2007. - №3. - P.14-17.

4. Petrova, L.E. Formation of creative abilities of students by means of painting in terms of Profile Education [Text] / L.E. Petrova // Siberian pedagogical journal. 2008. №1. P. 337-344.

5. Pidkasisty, P.I. Independent cognitive activity of students in training [Text]

/ P.I. Pidkasisty. - Moscow: Pedagogika, 1980. - 240 p.

6. Rakhimov, A.Z. Creative thinking [Text]: Psychological theory and creative development of technology / A.Z. Rakhimov. - Ufa: Publisher «Tvorchestvo», 2005. - 224 p.

7. Rogozina, V. Pedagogical conditions of development of creative abilities of students in the classroom [Text ]/ V.Rogozina // Students upbringing. 2007. №4. P. 28-30.

8. Senina, O.I. Integration educational space and creative activity of students [Text] / O.I. Senina // Siberian pedagogical journal. - 2007. - №4. - P.307-315.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.