Научная статья на тему 'Новый взгляд на современное музыкознание в свете информационной культурологии'

Новый взгляд на современное музыкознание в свете информационной культурологии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
428
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКОЗНАНИЕ / MUSICOLOGY / СЕМИОТИЧЕСКАЯ ЭТИКА / SEMIOTIC ETHICS / ТЕОРИЯ СУЩНОСТНОГО КОДИРОВАНИЯ / ESSENCE CODING THEORY / ПСИХОЛОГИЯ СУБЛИМАЦИИ / SUBLIMATION PSYCHOLOGY / СИМФО-ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / SYMPHO-ELECTRONIC MUSIC / АРТ-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАКТИКИ / ART-HUMANITARIAN PRACTICE / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / ESTHETIC-SUHLIMATION INSIGHT / NOEMATIC THEURGY / TIMBREOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Энфиаджян Арам Суренович

В статье рассматриваются онтологические аспекты музыкознания в свете глубинных основ информационной культурологии. Изложены ключевые принципы, связанные с процессом комплексной реализации авторских инновационных проектов в сфере музыкальной педагогики, социальной психологии и этической гносеологии, в которых используются также и новейшие достижения, относящиеся к различным отраслям медицины, естествознания и теории информации. На примере всесторонне разработанной авторской искусствоведческой концепции «Симфо-электронная музыка» (СЭМ) показана актуальность и эффективность методологического инструментария, ассимилировавшего инновационные разработки в области передовых междисциплинарных исследований, важнейшими в ряду которых выступают: социологически ориентированная этико-философская доктрина «Теория Сущностного Кодирования» (ТСК), эстетико-центрированная психологическая дисциплина «Психология сублимации», а также теургическая школа духовного развития личности, известная под названием «Арт-гуманитарные практики». Благодаря использованию интегративно структурированной СЭМ-концепции, центральное и ключевое положение в которой занимают базальные установки ТСК, показан беспрецедентный потенциал сущностного воздействия, которым обладает флагманский в масштабе всего современного музыкального искусства жанр СЭМ. В контексте проводимого научного дискурса представлен целый ряд новых психологических и философских терминов, а также корректных музыковедческих дефиниций и актуальных таксономий, адекватно отражающих существующие реалии, векторы развития и тенденции в области современного искусствознания. По мнению автора статьи, реализуемый им синергетический подход призван возродить в музыкознании те высокие духовные идеалы и принципы, на основе которых с античных времен приоритетно утвердилась наиболее фундаментальная для музыкальной науки психолого-философская и общемировоззренческая установка, предписывающая относиться к музыке как к эманации Космической Гармонии, а значит рассматривать ее в качестве теургического инструмента, наделенного мощным трансформационным потенциалом воздействия на уровне не только эмоционально-эстетической, но также и духовно-этической статусности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A new look at contemporary musicology in the light of the information culture study

The article discusses the ontological aspects of music from the point of view of sublimation psychology, information aesthetics and semiotic ethics, as well as the latest advances in science and information theory. Implemented synergetic approach aims to revive in musicology those high spiritual ideals, values and principles upon which since ancient times rested the most fundamental psychological and philosophical setting of music culture. It prescribes to consider music a manifestation of the Cosmic Harmony and treat it as a theurgic tool with a strong potential of transformative impact not only on emotional and aesthetic levels, but also on deep-ethical one. Through the use of an integrated methodological concept, central and key position in which occupies the basal toolkit of Essence Coding Theory, unprecedented potential of ‘Sympho-electronic music’ essential impact is shown. New definitions are introduced: essential code, essential psychoneuroendocrine status, essential R-E neuroprocessing, essential genome-hormonal reception, essential transmutation, vital information system, ethical levels, passionary-evolutionary ethics, sublimation esthetics, exopsychological control, dormant genomic programs, matrix of essential standards, detector of essential errors, code of spiritual rank, esthetic-sublimation insight, immortalization index, art-humanitarian practice, noematic theurgy, timbreology, emotive timbre typology, class of organs, sympho-electronic organ, sonoristic analysis, sonoristic matrix, sonoristic bench mark, sacral acoustics, coding-numeric score, coding-numeric esthetics, quasi-symphonic music and other... The article discusses the ontological aspects of music from the point of view of sublimation psychology, information aesthetics and semiotic ethics, as well as the latest advances in science and information theory. Implemented synergetic approach aims to revive in musicology those high spiritual ideals, values and principles upon which since ancient times rested the most fundamental psychological and philosophical setting of music culture. It prescribes to consider music a manifestation of the Cosmic Harmony and treat it as a theurgic tool with a strong potential of transformative impact not only on emotional and aesthetic levels, but also on deep-ethical one. Through the use of an integrated methodological concept, central and key position in which occupies the basal toolkit of Essence Coding Theory, unprecedented potential of ‘Sympho-electronic music’ essential impact is shown. New definitions are introduced: essential code, essential psychoneuroendocrine status, essential R-E neuroprocessing, essential genome-hormonal reception, essential transmutation, vital information system, ethical levels, passionary-evolutionary ethics, sublimation esthetics, exopsychological control, dormant genomic programs, matrix of essential standards, detector of essential errors, code of spiritual rank, esthetic-sublimation insight, immortalization index, art-humanitarian practice, noematic theurgy, timbreology, emotive timbre typology, class of organs, sympho-electronic organ, sonoristic analysis, sonoristic matrix, sonoristic bench mark, sacral acoustics, coding-numeric score, coding-numeric esthetics, quasi-symphonic music and other. All these elaborations are used in techniques of the theurgic school of personality’s spiritual development known as the ‘Art-humanitarian practice’. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Новый взгляд на современное музыкознание в свете информационной культурологии»

УДК 781.1

А. С. Энфиаджян (Арам Энфи)

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКОЗНАНИЕ В СВЕТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

ыдающиеся философы музыки всех времен и народов интуитивно чувствовали, что в музыкальных звуках «закодирована» некая числовая информация. Касаясь этой парафилософс-кой проблемы, А. Ф. Лосев пишет: «Музыка теснейше связана с числом, числовыми отношениями, математикой в целом и ее отдельными теориями. Только идеальность численных отношений можно сравнить с эйдетической завершенностью музыкальных образов. Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно. Музыка - это жизнь числа во времени» [4, с. 64-71].

Ориентируясь именно на эту базаль-ную установку, мейнстрим идущего от Пифагора непрофанного музыкознания использует «ризоматическую модель» Гвидо Адлера, согласно которой выявление художественно прекрасного в музыке лежит за ее пределами. Как известно, к «систематическим» музыковедческим дисциплинам, в противоположность «историческим», Адлер относил исследования, выявляющие высшие законы бытования музыки в области математики, логики, физиологии. И адекватность такого подхода подтвердило использование в музыкальной практике информационных технологий, основанных на различных системах кодирования.

Наука «Информационная эстетика» существует уже давно, открытие же ко-дово-цифровых принципов импульсной работы нейронных цепей головного мозга человека как основы его сенсорного восприятия, привело прогрессивных ученых к субстанциальному пониманию информации и, в конечном итоге, к осознанию той универсальной истины,

© А. С. Энфиаджян (Арам Энфи), 2016

что все в нашем мире представляет собой проявленную или непроявленную информацию.

Первым информационным теоретиком и программистом в истории человечества следует признать гениального ученого-энциклопедиста XVII века Готфри-да Вильгельма Лейбница, поскольку именно он разработал ту систему бинарно-цифрового кодирования, которая используется в современном компьютинге. А для музыкантов примечателен известный афоризм Лейбница, экстраполируемый сегодня на анализ содержания музыкальных артефактов с помощью информационной энтропии Шеннона [5]: «Музыка есть радость души, которая вычисляет, сама того не сознавая» [3].

Идею о том, что миропонимание «техно-научное» не только не исключает «гуманитарное», но и гармонично его дополняет, развил в XX веке «отец кибернетики» Норберт Винер, который говорил о применимости теории информации также и для явлений социально-психологи-ческого характера [1]. Ну а сегодня уже стало вполне понятно, что гормонально-геномными кодами и программами, как бы мы к этому не относились, информационно обусловлены даже и тончайшие нюансы человеческой психики... И вот, благодаря появлению этико-ориентиро-ванной доктрины «Теория Сущностного Кодирования» и эстетико-центрирован-ного учения «Психология сублимации», возникла информационно-культурологи-ческая дисциплина «Семиотическая этика», на основе которой в искусствоведение был введен специфичный кластер абсолютно новых для него понятий: «сущностной психоэндокринный статус», «сущностной 11-Е нейропроцес-синг», «геномно-гормональная рецепция», «сущностная трансмутация»,

В

«матрицы сущностных стандартов», «детектор сущностных ошибок», «код духовного чина», «эстетико-сублимацион-ный инсайт» и др. [6, с. 125-126]

Таким образом, ставшая вследствие подобных нововведений доминирующей, «научно-информационная парадигма» стимулирует сегодня деятелей музыкальной культуры достаточно глубоко погружаться в сферу не только гуманитарную, включающую обширные области музыкальной философии, психологии и социологии, но также и в естественнонаучную, техническую, медицинскую. Конечно, стать профессионалом сразу во всех отраслях научных знаний невозможно, но в аспекте сугубо мировоззренческом речь здесь идет не об узкопрофессиональных знаниях и компетенциях, а об умении комплексно анализировать, основательно систематизировать и фундаментально обобщать сведения из различных научных сфер и областей в их неразрывной связи и междисциплинарной соотнесенности.

Уже много писалось в этой связи и о том, что сегодня, в наступившую эпоху мультимедийного синтеза разных видов искусств, когда кардинально меняются требования к общей структуре способностей, навыков и компетенций музыканта-мультихудожника, в эту же сторону должна гибко разворачиваться и вся наша музыкальная педагогика. Так, для успешной работы в области разрабатываемого автором настоящей статьи жанра «Симфо-электронная музыка» (СЭМ) необходимо обладать различными видами слуховой синестезии, а также особым ритмическим и тембральным слухом, который позволяет целостно воспринимать сразу весь мультифонический космос медиа-произведения со всеми его аудиовизуальными эффектами и текстурными метаморфозами, органично интегрирующимися в ритмико-интона-ционную и тембрально-гармоническую фактуру музыкальной ткани. А наиболее эффективный способ развития таких способностей — обучение именно по синерге-тической системе образовательного СЭМ-концепта, где, помимо всего прочего, на

принципах эвристической алгоритмики преподается инновационная дисциплина «Темброведение» [12, с. 47—49] с такими ее актуальными музыковедческими дефинициями и таксономиями, как «эмотив-ная типология тембра», «сонорная матрица», «сонорный анализ», «сонорный репер», «кодировочно-цифровая партитура», «класс органов», «квазисимфоническая музыка» и др. [9, с. 40-44].

Переведя же обсуждение по тематике образовательного процесса в сфере электронной музыки (ЭМ) в дискурс более общий, следует отметить, что взаимоотношение ЭМ и акустической музыки (АМ) — вопрос отнюдь не одних только эстетических предпочтений, и поэтому рассматриваться он должен в широком мировоззренческом контексте. Легитимным образом унаследовав «духовные гены» музыки органной, ЭМ уходит от «телесности» и «душевности» всей АМ еще дальше, вплоть до того, что музыкант-электронщик может даже вообще не соприкасаться с инструментом, используя в своей работе лишь только виртуальную студию, тогда как анализом и синтезом слухового пространства-обра-за также занимается сугубо цифровая по своей природе дисциплина «Коммуникативная акустика».

И вот поэтому приходится уже констатировать тот факт, что если выпускник музыкального вуза мастерски не овладел актуальными сегодня музыкально-компьютерными технологиями, то он должен быть признан профессионально несостоятельным. Но грамотно профессионализировать комплексную программу преподавания целостного пакета ЭМ-дис-циплин можно лишь ясно определив тот флагманский жанр ЭМ, на который и следует ориентировать ФГОС российских музыкальных вузов. А тем «магистральным локомотивом», который потянет за собой весь «подвижной состав» нашей ЭМ-педагогики, является именно СЭМ [11]. Так что безальтернативно обеспечить непрерывность ЭМ-образования в завершенном цикле «школа-колледж-вуз» можно лишь активно внедряя в учебные программы наших консервато-

рий и вузов искусств спецкурс СЭМ-дис-циплин, которому методологически предуготовлена роль «духовного инжектора» всей российской педагогики искусства [2, с. 31-33].

И справедливость данного утверждения подкрепляется тем чрезвычайно важным обстоятельством, что каузальный модус фундаментальных принципов непрофанного музыкознания впервые явственно и полно обнаружил себя в «психогенетическом свете» ТСК, именно как базисной СЭМ-дисциплины, позволяющей определять истинную ценность и значимость музыки, исходя из потенциала ее сущностного воздействия [13, с. 286-291].

Действительно, нейрофизиологические исследования показывают, что музыка, выступая в роли матрицирующей гиперпрограммы, может перестраивать отношения между полушариями головного мозга, управлять состоянием его лимби-ческой системы и дефолтной сети нейронов, а также процессами синтеза ряда нейрогормонов и нейромедиаторов (гипо-физарных, эпифизарных, гипоталамус-ных, кортексных), которые, будучи носителями сущностных ситуационных кодов, обуславливают этическое поведение людей и принимают участие в формировании их сущностно-информационной Матрицы. При этом понятно, что ценность музыки в рассматриваемом аспекте может быть полярной, а единственным ее объективным критерием служит научно верифицируемый «индекс имморта-лизационности», выражающейся в способности помогать людям реализовывать свой потенциал сущностного бессмертия, либо же наоборот - его аннигилировать. Ну а поскольку аннигиляционное воздействие музыки как «сущностного деструктора» в реалиях современной масс-медиа-культуры явно превалирует, то данная проблематика оказывается ключевой в сотериологической методологии Арт-гуманитарных практик, приоритетность использования в психотехнике которых музыки, созданной именно с помощью цифровых технологий, объясняется следующими причинами:

1. Тропика функционирования искусственных нейрокомпьютерных интерфейсов показывает, что головной мозг является информационно-аналитическим органом, использующим метод математического моделирования рядами Фурье, и поэтому естественной для него является сигнальная информация не аналоговая, а именно цифровая: источником построения церебральной го-лографической записи служат возникающие в коре мозга волновые импульсы, квантуемые и кодируемые на множестве взаимодействующих друг с другом нейронов. То есть в аспекте восприятия звука мозг выполняет функции аналого-цифро-вого преобразователя (АЦП), а значит какую бы музыку мы не слушали, пусть даже изначально аналоговую, наш мозг все равно преобразует ее в цифровую и именно в таком виде она будет воздействовать на психонейроэндокринную систему организма, участвуя при этом в формировании наших сущностных гормональных кодов [15, с. 167-172].

2. Любая оцифрованная музыка - это система числовых кодов, которая в компьютерной распечатке представляет собой некую «кодировочную партитуру». Разумеется, визуально прочесть и «услышать» такую партитуру, подобно нотной, невозможно, но профессиональная работа с цифровым звуком в области серьезной («академической») электронной музыки формирует у музыканта интуитивное восприятие того весьма значимого в сущностном отношении эстетического феномена, который метафорически можно было бы назвать «эстетикой чувства числа». [10, с. 4-6]

3. Помимо чисто технических, серьезная («академическая») электронная музыка обладает и множеством достоинств сугубо художественных: тембральных, фактурных, интонационных, динамических, экспрессивных, нюансировочных и т. д., что, конечно же, предоставляет возможность получения весьма тонких и точных параметров цифрового кодирования, которые, в свою очередь, прямым образом отражаются на богатстве и качестве кодировочной партитуры цифровой

музыки, а значит и на ее ценности и эффективности в аспекте сущностного воздействия [8, с. 269-271].

4. Творчество в области цифровой музыки предполагает негэнтропийную работу по «сонористической культивации» в виде осмысленного конструирования, упорядочивания и структурирования различных звуковых элементов, используемых прежде всего для создания художественно ценных тембров, текстур и состояний, максимально «очищенных» от вредного в музыкальном отношении «информационного шума» [14, с. 5-6].

5. Адекватность выразительных средств концептуальной ЭМ прогрессивным научно-технологическим реалиям современности придает создаваемому ею Сублимирующему Образу еще и дополнительный дивинационный потенциал Космического Вознесения. Конечно, главное здесь - «ранг» композитора, который, согласно ТСК, коррелирует с его духовным чином, но при условии конгениальности авторов, пишущих музыку акустическую и электронную, сущностное воздействие второй прогностируется выше.

И вышеуказанные аргументы лишь подтверждают флагманский статус СЭМ, ибо ее беспрецедентный в масштабах всего жанрового многообразия сущностной потенциал обеспечивается третьим ба-зальным принципом СЭМ-концепта, задекларированным как «Ноэматическая теургичность». Также эти аргументы убедительно свидетельствует и о методологической действенности входящей в СЭМ-концепт ТСК, плодотворно реализуемой сегодня в качестве системного аттрактора теории музыки [7, с. 9].

О том, что музыка, как наиболее совершенное средство трансцендентного проникновения в область Космического

Порядка и отображения на земле его Высшей Гармонии, способна не только оказывать на людей мощное эмоциональное и эстетическое воздействие, но и глубоко трансформировать внутреннее психологическое состояние человека, фундируя его мировоззрение, идеологию и этические установки, еще с античных времен знали светлейшие умы человечества. «Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением какой-то страны и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке» - говорил Конфуций. «Музыкой можно очищать, а можно развращать» - учил Аристотель. «Никогда не изменится стиль в музыке без последующего переворота в политике» -утверждал Платон. Согласно же В. Гумбольдту, всемирная история онтологически обусловлена управляющей волей Духовных Сил (ДС), и как научная дисциплина схожа с эстетикой. А из этой ключевой предпосылки следует логический вывод о том, что состояние общества зависит как от духовно-нравственного, так и от сугубо эстетического осмысления его элитами истинных целей, форм и механизмов курирования со стороны ДС процессов эволюционного развития нашей земной цивилизации...

И вот, исходя из всего сказанного, именно сейчас, в текущей ситуации мирового цивилизационного и геополитического кризиса, нашей духовной элите необходимо реализовать стратегему Большого первопроходческого рывка, базисом для которого призвана стать инновационная реформа всей музыкальной семиосферы, остро нуждающейся в одухотворении образовательными продуктами и технологиями, ассоциированными с опережающими разработками в области информационной культурологии.

Литература

1. Винер Н. Кибернетика и общество. - М.: Изд-во иностр. лит., 1958. - 199 с.

2. Волошина Л. Концепт учебной программы А. Энфи «Симфо-электронная музыка» как «духовный инжектор» российской педагогики искусства. Педагогика искусства - 2015, № 2, URL: http://art-education.ru/electronic-journal/

копсер^исЬеЬпоу-ргойгатту-епШ^тГо-е^Игоппауа-тигука-как-скЛоупуу-ииЬеИог

3. Лейбниц Г. В. Письма и эссе о китайской философии и двоичной системе исчисления. Под ред. В. М. Яковлева. М., 2005. - 404 с.

4. Лосев А. Основной вопрос философии музыки // Сов. музыка, № 11.- 1990.

5. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1963. - 830 с.

6. Энфи А. Информационная эстетика и семиотическая этика в аспекте музыкознания // Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в науке, технике, образовании». В 3-х частях. Часть 2. -Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2016.

7. Энфи А. Методологический концепт Теории Сущностного Кодирования как системный аттрактор Теории Музыки // Материалы I Международного Конгресса Общества теории музыки «Теория музыки - многоотраслевая современная наука. Инновации и дискуссионные проблемы». - СПб., 2013.

8. Энфи А. О концепте преподавания учебной программы «Академическая электронная музыка» // Проблемы музыкальной науки. -2013. - № 1.

9. Энфи А. О корректном дефинировании понятия «симфоническая музыка» // Музыковедение. - 2015. - № 11

10. Энфи А. Симфо-электронная музыка: принципы // Музыка и электроника, 2012 - № 1.

11. Энфи А. Симфо-электронная музыка - приоритет России // Педагогика искусства. -2012. - № 3. http://art-education.ru/ electronic-journal/simfo-elektronnaya-muzyka-prioritet-rossii

12. Энфи А. Темброведение: новая органология начинается с «короля инструментов» // Музыка и время. - 2015. - № 5.

13. Энфи А. Философские аспекты Теории сущностного кодирования: инновационные стратегии в контексте междисциплинарных исследований // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Современная философия в России: междисциплинарные исследования в контексте традиций и инноваций». - Омск, 2014.

14. Энфи А. Цифровые технологии как инструмент музыковедческих инноваций // Музыка и электроника. - 2013 - № 3.

15. Энфи A. Sublimation psychology: Essence Coding Theory and Sympho-electronic music as tools for deep psychotherapy in art-humanitarian practice // Психология и Психотехника. - 2014 - № 2. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.2.10893

Referenses

1. Viner N. Kibernetika i obshhestvo [Cybernetics and Society]. Moscow: Inostrannaja literatura, 1958, 199 p.

2. Voloshina L. Koncept uchebnoj programmy A. Enfi «Simfo-jelektronnaja muzyka» kak «duhovnyj inzhektor» rossijskoj pedagogiki iskusstva [Concept of A. Enfi's 'sympho-electronic music' curriculum as the 'spiritual injector' of Russian art pedagogy] Pedagogika iskusstva [Pedagogy of art], 2015, no. 2 pp. 31-33.

3. Lejbnic G. V. Pis'ma i jesse o kitajskoj filosofii i dvoichnoj sisteme ischislenija [Letters and essays on Chinese philosophy and the binary system]. Ed. by V. M. Jakovlev, Moscow, 2005, 404 p.

4. Losev A. Osnovnoj vopros filosofii muzyki [Main issue of music philosophy] Sovetskaja muzyka [Soviet music]. No. 11, 1990, pp. 64-71.

5. Shennon K. Raboty po teorii informacii i kibernetike [Works on information theory and cybernetics]. Moscow: Izd-vo inostrannoj literatury, 1963, 830 p.

6. Enfi A. Informacionnaja jestetika i semioticheskaja jetika v aspekte muzykoznanija [Information aesthetics and semiotic ethics in the aspect of musicology] Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakti-cheskoj konferencii "Sovremennye tendencii v nauke, tehnike, obrazovanii". [Collection of materials of the International scientific-practical

conference 'Modern trends in science, technology and education'. In 3 parts. Part 2]. Smolensk: NOVALENSO, 2016, pp. 125-126.

7. Enfi A. Metodologicheskij koncept Teorii Sushhnostnogo Kodirova-nija kak sistemnyj attraktor Teorii Muzyki [The methodological concept of Essence Coding Theory as a system attractor of Music Theory] Materialy I Mezhdunarodnogo Kongressa Obshhestva teorii muzyki "Teorija muzyki — mnogootraslevaja sovremennaja nauka. Innovacii i diskussionnye problem" [Proceedings of the I International Congress of the Music Society 'Theory of Music, a diversified modern science. Innovation and controversial issues'] St. Petersburg, 2013, p. 9.

8. Enfi A. O koncepte prepodavanija uchebnoj programmy "Akademicheskaja jelektronnaja muzyka" [On the concept of teaching the 'Academic electronic music' program] Problemy muzykal'noj nauki [Issues of music science]. 2013, no. 1, pp. 269-271.

9. Enfi A. O korrektnom definirovanii ponjatija "simfonicheskaja muzyka" [On correct definition of the 'symphonic music' concept] Muzykovedenie [Musicology]. 2015, no. 11, pp. 47-49.

10. Enfi A. Simfo-jelektronnaja muzyka: principy [Sympho-electronic music: Principles] Muzyka i jelektronika [Music and Electronics]. 2012, no 1, pp. 4-6.

11. Enfi A. Simfo-jelektronnaja muzyka -prioritet Rossii, [Sympho-electronic music as the priority of Russia] Pedagogika iskusstva [Pedagogy of Art]. No. 3, 2012, URL: http:// art-education.ru/electronic-journal/simfo-elektronnaya-muzyka-prioritet-rossii

12. Enfi A. Tembrovedenie: novaja organologija nachinaetsja s "korolja instrumentov", [Timbreology: new organology begins with the 'king of instruments'] Muzyka i vremja [Music and time], 2015, no. 5, pp. 47-49.

13. Enfi A. Filosofskie aspekty Teorii sushhnostnogo kodirovanija: innovacionnye strategii v kontekste mezhdisciplinarnyh issledovanij [Philosophical Aspects of the Essence Coding Theory: innovative strategies in the context of interdisciplinary research] Sbornik materialov Vserossijskoj nauchnoj konferencii "Sovremennaja filosofija v Rossii:

mezhdisciplinarnye issledovanija v kontekste tradicij i innovacij" [Collection of materials of the All-Russian scientific conference 'Modern philosophy in Russia: Interdisciplinary Research in the context of tradition and innovation']. Omsk, 2014, pp. 286-291.

14. Enfi A. Cifrovye tehnologii как instrument muzykovedcheskih Innovacij [Digital technologies as a tool of musicological innovations] Muzyka i jelektronika, [Music and Electronics]. 2013, № 3, pp. 5-6.

15. Enfi A. Sublimation psychology: Essence Coding Theory and Sympho-electronic music as tools for deep psychotherapy in art-humanitarian practice. Psihologija i Psihotehnika, [Psychology and Psychotechnics]. 2014, no. 2. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.2.10893, pp. 167-172

Новый взгляд на современное музыкознание

в свете информационной культурологии

В статье рассматриваются онтологические аспекты музыкознания в свете глубинных основ информационной культурологии. Изложены ключевые принципы, связанные с процессом комплексной реализации авторских инновационных проектов в сфере музыкальной педагогики, социальной психологии и этической гносеологии, в которых используются также и новейшие достижения, относящиеся к различным отраслям медицины, естествознания и теории информации. На примере всесторонне разработанной авторской искусствоведческой концепции «Симфо-элек-тронная музыка» (СЭМ) показана актуальность и эффективность методологического инструментария, ассимилировавшего инновационные разработки в области передовых междисциплинарных исследований, важнейшими в ряду которых выступают: социологически ориентированная этико-философская доктрина «Теория Сущностного Кодирования» (ТСК), эстетико-центриро-ванная психологическая дисциплина «Психология сублимации», а также теургическая школа духовного развития личности, известная под названием «Арт-гуманитарные практики». Благодаря использованию интегративно структурированной СЭМ-концепции, центральное и ключевое положение в которой занимают базальные установки ТСК, показан беспрецедентный потенциал сущностного воздействия, которым обладает флагманский в масштабе всего современного музыкального

A new look at contemporary musicology in the light of the information culture study

The article discusses the ontological aspects of music from the point of view of sublimation psychology, information aesthetics and semiotic ethics, as well as the latest advances in science and information theory. Implemented synergetic approach aims to revive in musicology those high spiritual ideals, values and principles upon which since ancient times rested the most fundamental psychological and philosophical setting of music culture. It prescribes to consider music a manifestation of the Cosmic Harmony and treat it as a theurgic tool with a strong potential of transformative impact not only on emotional and aesthetic levels, but also on deep-ethical one. Through the use of an integrated methodological concept, central and key position in which occupies the basal toolkit of Essence Coding Theory, unprecedented potential of 'Sympho-electronic music' essential impact is shown. New definitions are introduced: essential code, essential psychoneuroendocrine status, essential R-E neuroprocessing, essential genome-hormonal reception, essential transmutation, vital information system, ethical levels, passionary-evolutionary ethics, sublimation esthetics, exopsychological control, dormant genomic programs, matrix of essential standards, detector of essential errors, code of spiritual rank, esthetic-sublimation insight, immortalization index, art-humanitarian practice, noematic theurgy, timbreology, emotive timbre typology, class of organs,

искусства жанр СЭМ. В контексте проводимого научного дискурса представлен целый ряд новых психологических и философских терминов, а также корректных музыковедческих дефиниций и актуальных таксономий, адекватно отражающих существующие реалии, векторы развития и тенденции в области современного искусствознания. По мнению автора статьи, реализуемый им синергетичес-кий подход призван возродить в музыкознании те высокие духовные идеалы и принципы, на основе которых с античных времен приоритетно утвердилась наиболее фундаментальная для музыкальной науки психолого-философская и общемировоззренческая установка, предписывающая относиться к музыке как к эманации Космической Гармонии, а значит рассматривать ее в качестве теургического инструмента, наделенного мощным трансформационным потенциалом воздействия на уровне не только эмоциональ-но-эстетической, но также и духовно-этичес-кой статусности.

Ключевые слова: музыкознание, семиотическая этика, теория сущностного кодирования, психология сублимации, симфо-электронная музыка, арт-гуманитарные практики, информационная культурология, музыкальная педагогика, духовное развитие.

sympho-electronic organ, sonoristic analysis, sonoristic matrix, sonoristic bench mark, sacral acoustics, coding-numeric score, coding-numeric esthetics, quasi-symphonic music and other. All these elaborations are used in techniques of the theurgic school of personality's spiritual development known as the 'Art-humanitarian practice'.

Keywords: musicology, essence coding theory, sublimation psychology, semiotic ethics, sympho-electronic music, art-humanitarian practice, esthetic-sublimation insight, noematic theurgy, timbreology.

Энфиаджян Арам Суренович (творческий псевдоним Арам Энфи) - композитор, музыковед, философ, педагог. Руководитель Общественной организации ♦ Арт-гуманитарный центр», Москва.

E-mail: aramenfi@mail.ru

Aram Enfiajyan (creative alias Aram Enfi) -composer, musicologist, philosopher, educator, head of Public Organization 'Art-Humanitarian Center', Moscow. E-mail: aramenfi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.