Научная статья на тему 'Новый взгляд на финансовые рынки Китая'

Новый взгляд на финансовые рынки Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
946
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харченко Л.П.

В статье анализируется монография, посвященная исследованию процессов, происходящих на финансовых рынках Китая. Автором обобщаются итоги исследования каждого сегмента финансового рынка Современного Китая, проведенного авторами монографии. Рассматривается тематика и содержание каждой главы монографии. Делаются выводы о значительном вкладе авторов в научное знание в области финансовых рынков, полезности монографиив осмыслении экономических процессов, происходящих на отечественном и зарубежных финансовых рынках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый взгляд на финансовые рынки Китая»

различны. Они носят регрессивный и прогрессивный характер и определяются множеством факторов. Роль и место домохозяйства в экономике как социального и экономического института претерпевают кардинальные изменения в условиях трансформации формальных и неформальных институтов в современной России.

В учебном пособии рассмотрены два основополагающих признака, в рамках которых исследуются типы взаимодействий внутри сектора домохозяйств: отношение к рынку и легализация. При этом определяются четыре типа взаимодействий внутри сектора домохозяйств — социально-экономические отношения, основанные на: формальной рыночной экономике, неформальной рыночной экономике, формальной экономике внерыночного типа, неформальной экономике внерыночного типа.

Учебное пособие посвящает читателей в «особую экономику» сектора домохозяйств, которая характеризуется рядом признаков.

1. Личностная природа формирования и развития социальных взаимодействий домохозяйства и его членов, ее определяющая роль во всей «генеральной линии» функционирования домохозяйства.

2. Нерыночная природа преобладающей доли социальных взаимодействий домохозяйств и индивидов друг с другом.

3. На многие домохозяйства распространяются все признаки нерационального потребительского поведения.

4. В процессе принятия решений во внутренней среде домохозяйства преобладание роли статуса семьи и ее отдельных членов, принадлежности ее к определенной социальной общности, влияния ближайшего окружения родственников, этнокультурных, исторических, других факторов внеэкономического характера.

Социально-экономические отношения внутри сектора домохозяйств, основанные на формальной рыночной экономике, предполагают организованные формы коммерческих взаимодействий, основным признаком которых является их легальность. Широкое использование организованных товарно-денежных отношений внутри сектора домохозяйств получили наименьшее развитие. Они охватывают отношения по поводу покупки-продажи товаров и услуг. В частности, как замечает автор учебного пособия, отношения подобного рода связаны: с реализацией продукции семейного бизнеса домохозяйствам и индивидам; с реализацией результатов индивидуальной трудовой деятельности домохозяйствам и индивидам; с предоставлением в аренду индивидуальной частной собственности домохозяйствам и индивидам и пр.

Отсутствие активного развития формальных рыночных отношений внутри сектора домохозяйств объясняется двумя базовыми причинами.

1. Значительные позиции неформальной экономики в рамках функционирования домохозяйства.

2. Легализованная рыночная составляющая хозяйственной деятельности домохозяйства в большинстве случаев предполагает участие в ней юридических лиц, наличие которых внутри сектора домохозяйств весьма проблематично.

Неформальные рыночные отношения внутри сектора домохо-зяйств имеют глубинные корни. Они берут начало с древнейших времен и выходят за пределы России.

Формальная экономика внерыночного типа занимает значительные позиции внутри сектора домохозяйств. В рамках деятельности некоммерческих организаций — бюджетных и негосударственных многие домохозяйства и индивиды взаимодействуют друг с другом. Природа мотивации субъектов взаимодействия, как правило, ярко выражена. В подавляющем большинстве случаев ее можно определить двумя моментами. Во-первых, цементирующая роль государства в формировании и реализации социальной политики на всех уровнях управления экономикой. При этом социальные взаимодействия внутри сектора домохозяйств есть форма реализации этой политики. Субъектами же этих отношений выступают государственный сектор и сектор домохозяйств. Во-вторых, объединения домохозяйств и индивидов в форме НКО на основе абсолютно или частично совпадающих: интересов, целевых жизненных установок и мировоззренческих позиций, профессиональных вопросов, социальных положений семей и их членов. Субъектами этих отношений выступают некоммерческий сектор и сектор домохозяйств. В случаях, когда учредителями НКО являются коммерческие организации (что является весьма распространенным явлением) субъектами социальных взаимодействий внутри сектора домохозяйств в рамках формальной экономики внерыночного типа, кроме некоммерческого сектора и сектора домохозяйств является коммерческий сектор. Таким образом, рассматриваемые формы социальных взаимодействий являются продуктом межсекторальных связей.

Неформальная экономика внерыночного типа получила наибольшее развитие внутри сектора домохозяйств. Многие формы социальных взаимодействий основаны на чисто социальных связях и не ориентированы на рыночные отношения. Межсемейные обмены, социальные сети и т.п. в тех или иных формах преследуют в первую очередь реализацию социальных целей домохозяйств и только во вторую — их экономические цели.

Внерыночные типы социальных взаимодействий внутри сектора домохозяйств абсолютно не исключают экономическую установку в принятии решений. При этом организационно-экономический механизм реализации тех или иных взаимосвязей домохозяйств и индивидов друг с другом есть способ реализации социально-экономических целей домохозяйства.

В учебном пособии используется большой перечень работ отечественных и зарубежных исследователей, которые развивают экономическую теорию постиндустриального общества — информационной экономики, человеческого капитала, институциональной экономики и др.

Рецензируемое учебное пособие написано на высоком профессиональном уровне. Оно рекомендуется студентам высших учебных заведений, изучающим экономическую теорию и всем тем, кто интересуется проблемами социально-экономического развития общества и развития его человеческого потенциала.

новый ВЗГЛЯД НА ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ КИТАЯ

Рецензия на монографию: Селищев A.C., Селищев H.A., Селищев A.A. Финансовые рынки и институты Китая. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 258 с.

Л.П. Харченко,

доцент кафедры банков и финансовых рынков Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

доктор экономических наук harchenko.l@unecon.ru

В статье анализируется монография, посвященная исследованию процессов, происходящих на финансовых рынках Китая. Автором обобщаются итоги исследования каждого сегмента финансового рынка Современного Китая, проведенного авторами монографии. Рассматривается тематика и содержание каждой главы монографии. Делаются выводы о значительном вкладе авторов в научное знание в области финансовых рынков, полезности монографиив осмыслении экономических процессов, происходящих на отечественном и зарубежных финансовых рынках.

Ключевые слова: финансовые рынки, Китай УДК 336 (075.4) ББК 65.261

Несмотря на относительное замедление роста экономики Китая в 2015 году (по итогам всего 2015 года рост экономики Китая оказался самым низким за 25 лет — ВВП страны вырос на 6,9% [3]), китайская экономика остается одной из ключевых экономик мира. 266

В любой стране развитие финансового рынка, его эффективная работа способствует развитию ее экономики и повышению качества жизни ее граждан. Рецензируемая монография посвящена подробному изложению процессов, происходящих на финансовых рынках

Китая, и является важным вкладом в развитие научного знания о китайской модели развития финансового рынка. Как пишет во введении один из авторов — профессор А.С. Селищев, Китай превратился в экономическую державу номер 1, однако финансовые рынки Китая не столь развиты и институционально совершенны. По его мнению, «...в течение ближайшего десятилетия Китай превратится не просто в лидера, вырвавшегося в мировой экономической гонке «на полкорпуса», а станет безусловной финансово-экономической доминантой» [1, с.7-8]. Поэтому цель, которую преследуют авторы книги — показать с достаточной степенью детализации текущее состояние финансового рынка Китая и перспективы его развития, этапы становления различных сегментов финансового рынка, многообразие национальных финансовых институтов.

Книга содержит богатый исторический материал — авторы охватывают период развития денежного обращения в Китае со времен возникновения денег в Древнем Китае, до настоящего времени. Основные сегменты финансового рынка Китая рассматриваются с конца 1940-х годов по настоящее время. Монография является логичным продолжением книги двух авторов настоящей монографии — А.С. Селищева и Н.А. Селищева «Китайская экономика в XXI веке», опубликованной в 2004 году [2].

В книге представлен подробный анализ состояния и проблем финансового рынка Китая за последние десятилетия. По каждому сегменту рынка выделяются этапы его становления и развития: от первых шагов и создания первых институтов, становления, реформирования и оптимизации, до современного этапа развития, с акцентированием внимания читателя на национальных особенностях развития.

Особую ценность книге добавляет тот факт, что анализ, выведение закономерностей развития тех или иных сегментов финансового рынка Китая, основывается на уникальном массиве статистической информации, обработанной авторами на основе библиографических источников, изданных в Китайской Народной Республике, которую они приводят в многочисленных таблицах, визуализируют в графиках, а также на основе зарубежной научной литературы, отчетах национальных регуляторов и финансовых институтов. Книга А.С. Селищева, Н.А. Селищева, А.А. Селищева посвящена исследованию финансового рынка и институтов Китая, как следует из ее названия. Однако по каждому сектору авторы проводят сравнительный анализ с российским финансовым рынком, выявляя их общие черты и различия. Это делает книгу актуальной и с точки зрения осмысления процессов, происходящих на российском финансовом рынке. Приведем пример мероприятий по совершенствованию китайской пенсионной системы:

- переход на индивидуальные счета;

- форсирование формирования пенсионной системы;

- повышение пенсионного возраста;

- прогрессивное наращивание пенсионных фондов;

- увеличение покрытия пенсионного страхования;

- создание адекватной модели пенсионного страхования [1, с.187-189].

Очевидно, что в России реформирование пенсионной системы осуществляется в схожих направлениях.

Материал книги разбит на три части, каждая из которых является комплексным исследованием определенной проблематики.

Первая часть «Рынок денег и денежно-кредитная политика» начинается с исторического обзора развития денежного обращения в Китае. Основываясь на многочисленных публикациях китайских ученых, авторы знакомят читателя с многовековой историей развития денежной системы в Китае. Рассматривая далее двухуровневую банковскую систему, где роль центрального банка выполняет Народный банк Китая (НБК), авторы подробно анализируют монетарную политику НБК и монетарные инструменты на разных этапах развития финансовой системы Китая, обращают внимание на место китайских коммерческих банков в мировом рейтинге банков. Характеризуя валютный рынок, авторы подробно останавливаются на валютной стратегии Китая, нацеленной на превращение юаня в новую мировую валюту, выделяют факторы, препятствующие достижению данной цели.

Вторая часть «Небанковские финансовые институты» включает в себя анализ инвестиционных банков Китая, китайского рынка страхования, пенсионных фондов Китая. Авторы рассматривают поэтапное развитие небанковских финансовых институтов, обращая внимание на тот факт, что в силу небольшого срока существования, по масштабам деятельности они значительно уступают основным финансовым посредникам — коммерческим банкам, однако имеют хорошие перспективы развития. В процессе сравни-

тельного анализа секторов финансового рынка, наряду с банковским сектором, авторы выделяют страховой сектор и рынок ценных бумаг как наиболее динамичные компоненты финансового рынка Китая, вносящие существенный вклад в развитие финансовой системы страны [1. с. 171].

В третьей части монографии под названием «Рынок ценных бумаг» подробно представляется функционально-техническая и регулятивная инфраструктуры рынка ценных бумаг Китая, анализируются ключевые характеристики рынка акций, рынка облигаций и рынка производных финансовых инструментов Китая.

На основе анализа зарубежных и отечественных публикаций, авторы выявляют специфические черты китайского рынка акций: постепенную и осмотрительную либерализацию, взвешенное регулирование, сегментацию, отставание «открывание миру» китайского фондового рынка по сравнению с секторами реального сектора, четкую структуризацию, большой удельный вес частных инвесторов, усиление тесных контактов с мировым фондовым рынком, влияние китайского рынка ценных бумаг на мировую конъюнктуру, мелкомасштабность китайских фондовых компаний, диспропорции развития между рынком акций и облигаций.

Характеризуя рынок облигаций, авторы обращают внимание на общенациональный масштаб вторичного рынка облигаций, сосредоточенного на Шанхайской и Шэньчженьской фондовых биржах, а также на межбанковском и внебиржевом рынках. Государство стимулирует финансирование реального сектора экономики посредством выпуска облигаций, что находит отражение в росте объемов биржевых торгов корпоративных облигаций и увеличением количества их выпусков.

Уникальным является материал по рынку китайских производных финансовых инструментов, торгуемых на Шанхайской фьючерсной бирже, Даляньской товарной бирже, Чжэнджоуской товарной бирже, Китайской бирже финансовых фьючерсов. Упоминается план Шанхайской фьючерсной биржи по созданию собственного фьючерса на сырую нефть, что, по мнению авторов, приведет к существенным сдвигам в мировом ценообразовании в данной области.

Нельзя не упомянуть рассматриваемый в монографии феномен дефляции, пережитый Китаем в период с 1998 по 2002 годы. Обращаясь к экономической теории дефляции, авторы выделяют две возможные ее причины: внезапное падение совокупного спроса; внезапный рост совокупного предложения или сочетание данных факторов. Как справедливо отмечают авторы, в отличие от экономик стран Запада, дефляционные процессы в Китае были порождены исключительно интенсивным ростом совокупного предложения, что было свойственно природе кризисов перепроизводства времен К. Маркса. В монографии выделено четыре фактора формирования дефицитного спроса:

- стремительный прирост иностранных прямых инвестиций;

- взрывной рост частных инвестиций;

- сберегательная модель поведения населения;

- бедность сельских жителей, составляющих 60% населения страны.

Характеризуя последефляционный период, авторы обращают внимание на способность китайских властей контролировать динамику инфляции. Интерес для читателя представляет информация о составе корзины индекса потребительских цен в Китае: она разбита на восемь групп (пища; жилище; табак и спиртные напитки; одежда; предметы домашнего обихода и услуги; затраты на здравоохранение, транспорт и связь; образование и культура. При этом в состав индекса не включаются цены на недвижимость.

Авторами монографии была проделана серьезная работа по анализу и структурированию информации, относящейся к теме исследования: у читателя создается ясное представление по всем темам, затронутым в книге.

В заключение приведем комментарий Джона Хоксворта, главного экономиста PwC, одного из авторов отчета компании PwC «Мир в 2050 году»: «Существуют различные методы сравнения размера экономик, но вне зависимости от используемого метода, по нашим прогнозам, Китай станет крупнейшей экономикой к 2030 году. Однако мы также ожидаем, что темпы роста китайской экономики значительно замедлятся где-то после 2020 года в результате действия следующих факторов: старения населения страны, снижения доходности инвестиций (в настоящее время Китай демонстрирует высокие темпы роста капиталовложений) и необходимости более активно разрабатывать инновационные решения для повышения производительности труда, а не копировать существующие технологии производства. Мы полагаем, что Китай будет следовать общей тенденции, наблюдавшейся в

прошлом в быстрорастущих странах, таких как Япония и Южная Корея, где высокие темпы роста с течением времени снизились до среднемирового уровня» [4]. Данный прогноз полностью согласуется с содержанием исследования финансового рынка Китая, представленным в рецензируемой монографии.

Монография «Финансовые рынки и институты Китая» представляет собой комплексное научное исследование в области банковского дела и финансовых рынков, обладающее существен-

ными элементами научной новизны и практической значимости. По нашему мнению, результаты исследований А.С. Селищева, Н.А. Селищева, А.А. Селищева интересны, актуальны и полезны всем заинтересованным в осмыслении экономических процессов, происходящих на отечественном и зарубежных финансовых рынках, лицам. Хочется поздравить авторов с выходом замечательной книги и выразить надежду, что авторы продолжат исследование финансовых рынков и институтов.

литература

1. Финансовые рынки и институты Китая: Монография / А.С. Селищев, Н.А. Селищев, А.А. Селищев. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 258 с.

2. Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. — СПб.: Питер, 2004.— 240 с.

3. В фокусе: Мировой рынок нефти: сложные реалии и умеренные прогнозы // Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. — Декабрь 2015. — №3. — URL: http://ac.gov.rU/files/publication/a/7454.pdf (дата обращения: 15.04.2016).

4. Экономический прогноз «Мир в 2050 году» // Официальный сайт глобальной сети компаний PwC. — URL: http://www.pwc.ru/ru/press-releases/2015/economic_forecast_2050.html (дата обращения: 15.04.2016).

ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИИ МАРКЕТИНГА - ЦЕННОСТНАЯ И СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА*

Рецензия на книгу «Форсайт технологии маркетинга: Маркетинг взаимодействия. Системно-рефлексивный маркетинг. Бенчмаринг. Управление компетентностью. Измерение и оценка ценности» (СПб.: Астерион,2016)

А.Р. Птуха,

Генеральный директор ГК Step by Step (г. Москва), кандидат физико-математических наук arp@step-by-step.ru

В статье рецензируется новая книга Г.Л. Багиева, А.А. Длигача, Ю.Н.Соловьевой. Показано, как в ней раскрыты содержание и практическая значимость стратегических подходов к форсайт технологиям маркетинга в современных условиях. Выделены основные идеи монографии в части системно-рефлексивного маркетинга, управления маркетинговой компетентностью, которые заключаются в интеграции методологий, присущих смежным наукам, а также современным подходам общенаучной деятельности, которые трансформируют представления о конкурентоспособности предпринимательских структур.

Ключевые слова: услуга, товар, форсайт технологии, восприятие ценности продукта, удовлетворенность потребителей, конкурентное преимущество, система ценностей, маркетинг менеджмент

УДК 339.138 ББК 65.42

Второе десятилетие XXI века знаменуется переосмыслением сущности и формы процесса глобализации, который, казалось бы, приобрел законченную форму в предыдущие годы. В то же время, инерционная составляющая рыночной системы устройства мировой экономики, постепенно видоизменяясь, оказывает формирующее влияние на функционирование участников коммерческой деятельности. На уровне конкретных предприятий, производителей, оптовых компаний, это выглядит как диалектический процесс взаимовлияния, стремления участвовать в глобализирующихся рынках и в то же время оставаться локальными нишевыми игроками. Сущностное преобразование таких процессов от доминирования глобализации и интернационализации к глокализации выводит на первый план значимость стратегического выбора миссии предприятия, и, затем, искусство реализации выбранной стратегии. В этой связи все более значимыми становятся работы специалистов из России и стран постсоветского пространства, посвященные стратегическому менеджменту и маркетингу, которые учитывают специфику нашей страны и ее предприятий, а также отвечают вызовам текущего момента.

Необходимо отметить, что в общем числе трудов в области маркетинга подавляющее большинство составляют работы, уточняющие те или иные аспекты операционного уровня управления предприятиями, в то время как значимые работы, посвященные стратегии, достаточно редки. Тем более важным стал выход монографии «Форсайт технологии маркетинга: Маркетинг взаимодействия. Системно-рефлексивный маркетинг. Бенчмаринг. Управление компетентностью. Измерение и оценка ценности» [2] авторов Г.Л. Багиева, А.А. Длигача, Ю.Н.Соловьевой, под науч. ред. засл. деят. науки РФ, д.э.н., проф. Г.Л. Багиева [2].

Среди авторов, специализирующихся на вопросах стратегического планирования маркетинга, следует отметить Г.Л. Азоева, И.А. Аренкова, И.С. Березина, А.П. Панкрухина, Р.А. Фахутдинова, В.Д. Шкардуна, О.У. Юлдашеву и др. Трудности исследований, с которыми сталкиваются авторы сегодня, обусловлены подвижностью экономической реальности, с одной стороны, и, с другой — самим этапом развития экономического и маркетингового знания, которое, анализируя уровень проникновения положений системного подхода в маркетинговую парадигму, можно охарактеризовать как находящийся в начальном этапе становления.

Как отмечает А.А. Длигач [2, с. 126], с позиций системного подхода смысл любой компании определяется не только внутренним и внешним строением, но и тем, как и чем она проявляет себя в системе, в которую она включена как элемент. И затем определяющей становится позиция самой компании, которая самостоятельно выбирает систему координат, в которую она включена, будь то мировая экономика, страна, сообщество стран, регион или локальный традиционный рынок. Не менее важна и внутренняя системная организация компании, в выборе основы которой также отмечается существенная вариабельность. Автор анализирует разноуровневых стейк-холдеров компании, каждый из которых имеет свою систему ценностей, свою выгоду как ее приобретатель и свой интерес. В этой связи, несмотря на утопичность стремления поднять ценностный управленческий уровень наемного специалиста до ответственного собственника, становится возможным инициировать у него маркетинговые навыки, применение которых можно контролировать управленческими методами. Мы видим, что, как в стратегическом управлении и его частном случае системно-рефлективном подходе к управлению, так и в операционном горизонте деятельности

* Форсайт технологии маркетинга: Маркетинг взаимодействия. Системно-рефлексивный маркетинг. Бенчмаркинг. Управление компетентностью. Измерение и оценка ценности: Монография / Г.Л. Багиев, А.А. Длигач, Ю.Н. Соловьева; под науч. ред . засл. деят. науки РФ, д.э.н., проф. Г.Л.Багиева. — СПб.: Астерион, 2016. — 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.