Научная статья на тему 'Новый тренажер для улучшения безопасности, равновесия и технической подготовленности гребцов'

Новый тренажер для улучшения безопасности, равновесия и технической подготовленности гребцов Текст научной статьи по специальности «Физическая культура и спорт»

CC BY
685
58
Поделиться
Ключевые слова
ТРЕНАЖЕР / РАВНОВЕСИЕ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТРЕНИРОВКА ГРЕБЦОВ

Аннотация научной статьи по физической культуре и спорту, автор научной работы — Зеленин Леонид Александрович, Медведков Виктор Дмитриевич

В статье описываются особенности нового тренажера для тренировки гребцов, проживающих в странах со снегом в зимний период. Использование идеи скольжения гребного имитатора по снегу позволяет значительно улучшить безопасность, равновесие и техническую подготовленность гребцов-новичков перед первой тренировкой на воде.

New training apparatus for improvement of safety, balance and technical readiness of oarsmen

The article depicts the features of new training simulator for the training of rowers, living in countries with snow cover in winter periods. The sliding of the rowing simulator on snow significantly improves the safety, equilibrium and training qualification of novice rowers before the first training session on water.

Текст научной работы на тему «Новый тренажер для улучшения безопасности, равновесия и технической подготовленности гребцов»

«ЧЕЛОВЕК, СПОРТ, ЗДОРОВЬЕ» 21-23 апреля 2011 г. - СПб. : Изд-во «Олимп-СПб», 2011. - С. 161-163.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Режим доступа: http://www.minstm.gov.ru/documents/89.shtml/xPages/item.11.html. - Дата обращения 24.06.2011.

Контактная информация: alalza@mail.ru

УДК 797.122:796.022

НОВЫЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, РАВНОВЕСИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГРЕБЦОВ

Леонид Александрович Зеленин, кандидат педагогических наук, доцент,

Чемпион мира по гребле,

Пермский государственный университет (ПГУ),

Виктор Дмитриевич Медведков, доктор педагогических наук, профессор, Чемпион мира по дзюдо среди ветеранов,

Чайковский государственный институт физической культуры (ЧГИФК)

Аннотация

В статье описываются особенности нового тренажера для тренировки гребцов, проживающих в странах со снегом в зимний период. Использование идеи скольжения гребного имитатора по снегу позволяет значительно улучшить безопасность, равновесие и техническую подготовленность гребцов-новичков перед первой тренировкой на воде.

Ключевые слова: тренажер, равновесие, техническая подготовленность, тренировка гребцов.

NEW TRAINING APPARATUS FOR IMPROVEMENT OF SAFETY, BALANCE AND TECHNICAL READINESS OF OARSMEN

Leonid Aleksandrovich Zelenin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

World champion on rowing,

Perm State University,

Victor Dmitrievich Medvedkov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

World champion on judo among veterans,

Tchaikovsky State Institute of Physical Culture

Annotation

The article depicts the features of new training simulator for the training of rowers, living in countries with snow cover in winter periods. The sliding of the rowing simulator on snow significantly improves the safety, equilibrium and training qualification of novice rowers before the first training session on water.

Keywords: training simulator, equilibrium, technical qualification, rower training.

При управлении скользящим объектом начинающий гребец испытывает огромные трудности в связи с частыми падениями в воду. Одним из наиболее эффективных средств развития техники гребковых движений с одновременным улучшением равновесия являются тренажёры. Созданный нами скользящий по снегу тренажёр представляет собой динамическую систему «Тренажёр-каноэ». Она обеспечивает искусственное воспроизведение условий и факторов водной среды, аналогичных тем, которые имеют место в реальном процессе водной тренировки гребца по управлению лодкой [6-8].

Имитация условий техники гребковых движений гребца осуществляется непосредственно в тренажёрном устройстве, при работе на котором динамика поведения гребца и логика функционирования его систем обеспечиваются обратной связью воспроизведени-

ем внешних условий обстановки. Система «Тренажёр-каноэ» позволяет моделировать в требуемом объёме всю деятельность гребца [8]. Это позволяет производить отработку необходимых гребцу навыков.

Преимуществом апробированного скользящего по снегу «Тренажёр-каноэ» является: высокая экономичность, малые временные затраты на обучение гребцов, возможность внешнего контроля процесса обучения с помощью обратной связи; широкие вариации условий и ситуаций в учебно-тренировочных упражнениях; возможность «замораживания» условий, повторения и изменения временного масштаба (замедления или ускорения) тренировочного упражнения; обучение и совершенствование техники гребко-вых движений в искусственных условиях зимы; безопасность. Опыт тренировок гребцов с использованием вышеназванного тренажёра убедительно показал возможность сокращения времени для овладения спортивно-техническими двигательными действиями гребцов-новичков [3, 6-9].

Проведённые нами исследования достоверно свидетельствуют, что при подготовке гребцов с помощью этого тренажёра время обучения гребковым движениям и поддержанию равновесия снижается в сложной стойке каноиста на 62%, в простой - на 79% [6,7]. Подобная экономия времени на обучение наблюдалась в гимнастике Ю.Н. Рыкуновым (1984). Гимнасты СДЮШОР с использованием тренажера в 10 раз быстрее освоили разучиваемое упражнение, овладели более рациональной техникой, позволившей им выполнить в одном подходе в четыре раза больше упражнений и получить в соревнованиях достоверно лучшие оценки в баллах [10]. Углубленный обзор иностранной печати Б.И. Хазановым (1979) показал [11], что затраты на подготовку операторов движущихся аппаратов при использовании тренажёров снижаются в 4-12 раз по сравнению с затратами на обучение традиционными методами, т.е. без тренажерных средств.

Выполняя двигательные технические гребковые движения с одновременным сохранением равновесия на колеблющемся неустойчивом тренажёре, обеспечивающем безопасность при его скольжении по уплотнённому снегу любой дороги и повышающем уверенность гребцов при переходе тренировок со снежных на водные условия. Современный «Тренажёр-каноэ» не имеет аналогов в мировом тренажёростроении. С помощью этого аппарата, скользящего по снегу на безопасной суше (в отличие от воды) в зимних условиях среды, формируются навыки прогнозирования обстановки на воде при различных маневрах, умение быстро, точно и экстренно затормозить с удержанием равновесия. Также формируются двигательные навыки и умения управления веслом-имитатором с целью оптимизации техники двигательного процесса. Результаты наших исследований показали, что тренировки на этом тренажёрном устройстве уменьшают отсев гребцов-новичков, снижают затраты энергии и времени на более опасное и менее эффективное обучение технике гребли и улучшение равновесия гребцов в естественных условиях воды. Кроме того, тренажёр по совокупности выполняемых двигательных действий и признаков позволяет на суше в зимних условиях определять наиболее перспективных гребцов [6-8].

На скользящий по снегу «Тренажёр-каноэ» возлагаются самые различные задачи: первоначальное обучение гребцов с первой тренировки; возможность обучения гребле без ошибок, и переучивания и падений в воду; тренировка по поддержанию приобретенных навыков, минимизация отсева занимающихся и многие другие. Тренажёр предназначен для подготовки гребцов в условиях зимы. При этом тренер должен обеспечить:

1) ознакомление с тренажёром, правильным размещением и его управлением при скольжении, перемещением в условиях зимы;

2) изучение маневренности и достижение гребцом проявления прямолинейности движения тренажёрного аппарата;

3) отработку последовательности корректирующих воздействий.

Подготовка начинающих гребцов к управлению динамическим тренажёрным уст-

ройством «Тренажёр-каноэ» в современных условиях - это поэтапный, управляемый и контролируемый процесс [1,2,3,6-8].

Анализ общих задач спортивной подготовки гребцов позволяет выделить две основные функции, которые должны быть реализованы в каждом тренажёре:

- моделирование условий работы гребца;

- обучение гребца тренером-преподавателем и контроль действий обучаемого.

Для моделирования условий работы гребца на «Тренажёр-каноэ» определяются

основные этапы деятельности гребца при решении задач управления реальной лодкой на воде.

Первый этап - включает в себя процесс работы на тренажёре, восприятие и выделение на нем отдельных запоминающихся признаков, ознакомление с выделенными определяющимися признаками и опознание восприятия двигательных действий на тренажёре.

Второй этап - анализ, обобщение и оценка информации на основе заданных и сформированных в процессе обучения технико-двигательных критериев оценки. Оценка воспроизведения путём сопоставления восприятий информационной модели, сложившейся у гребца.

Третий этап - решение о принятии действий - это акт, формируемый на основе проведённого анализа информационной и образно-концептуальной модели обстановки.

Четвёртый этап - контроль за принятием результативного исполнения решения.

Информационный поиск представляют первые два этапа, а последние этапы объединяются в понятие обслуживание. В тренировочном процессе гребцов информационный поиск и обслуживание взаимосвязаны и взаимообусловлены. От правильного принятого решения во многом зависит направление следующего движения информационного поиска. Анализ и обобщение этапов деятельности гребцов при решении задач управления тренажёром необходимы для формирования и совершенствования спортивнотехнических навыков гребцов в создании такой информационной модели воспроизводимых условий в реальном масштабе времени, чтобы зрительное восприятие и локомоторные действия гребца не отличались, а были максимально приближены к реальным условиям водной гребли. Поэтому на тренажёре предусматривается выполнение спортивнотехнических реальных действий гребца. При этом геометрические двигательные действия должны соответствовать реальным условиям гребли на воде. Это внешнее подобие имеет большое значение [5-10].

С помощью тренажера необходимо максимально смоделировать факторы условий движения, его амплитуду и особенности выполнения двигательных действий. На скользящем по снегу «Тренажёр-каноэ»:

- эффективно моделируются физические факторы водной среды, вызывающие у обучаемых на снегу такие же ощущения, как на воде;

- имитируется техника гребли с одновременным формированием специфического равновесия, улучшаемого на снегу с обеспечением безопасности, которой нельзя достичь при тренировке на воде [2, 5-8].

В программу тренировочных занятий на тренажёре должны входить, прежде всего, навыки работы элементов техники гребли в сопряжённом освоении реального (водного) равновесия. Тренажёр позволяет гребцу изменять, значительно усложнять ситуации и управлять им в сохранении прямолинейного положения. При помощи весла-имитатора можно выполнять повороты тренажёра в правую и левую стороны, тормозить (табанить), проводить управление тренажёром (выполнить подруливание) в условиях различных помех, а также стимулировать активное формирование нагрузок дозировано-прогрессирующей сложности. При этом все проявляемые навыки на тренажёре ранжируются по значимости. Характер задач, выполняемых в учебно-тренировочном процессе, индивидуализирован с учётом функциональных способностей и возможностей гребца [1,

2,4,7,10,11].

Более эффективное обучение технико-спортивной деятельности гребца обеспечивается постоянно оперативной обратной связью, осуществляемой тренажёром при контроле тренером и самоконтроле при обучении техники гребковых движений в сопряжённом овладении водным равновесием [2, 4-10].

В ряде случаев для ускоренной (но не форсированной!) подготовки начинающего гребца сразу возникает необходимость более медленного воспроизведения спортивнотехнических двигательных действий, которые может обеспечить тренажёр и чего нельзя осуществить на воде. Разработанный нами скользящий по снегу тренажёр позволяет выполнять гребцу адекватные двигательные действия как на воде. Это даёт большие возможности в повышении эффективности обучения начинающих гребцов и обеспечивает тренировку, как в замедленном масштабе времени, так и в реальном.

В целом на тренажёр возлагаются следующие основные задачи:

1) моделирование спортивно-технических гребковых движений в регулированном (замедленном, реальном и ускоренном) масштабе времени;

2) моделирование спортивной техники двигательных действий в искусственных условиях зимней среды, вызывающее у обучаемых ощущения, подобные при тренировке в естественных условиях водной среды;

3) управление учебно-тренировочным процессом;

4) регистрация, оценка и контроль деятельности гребцов в процессе обучения и тренировки;

5) воспроизведение информации, полученной в процессе обучения и тренировки с временной остановкой и возвратом на любой предыдущей этап решаемой задачи.

Тренажёр в целом является системой, состоящей из гребца, его рабочего места (РМГ), самого тренажёра - моделирующего устройства (МУ), обратной связи (ОС), являющейся аппаратурой контроля и оценки действий обучаемых (АКО), тренера-преподавателя [2, 6-11]. Все тренажёры делятся на две подгруппы: статические и динамические. В основу построения динамических тренажёров положен принцип подвижно -сти рабочего места, например, специализированный тренажёр отработки двигательных действий гребца при его движении с гребцом по снеговому уплотнённому покрову. Разработанный и построенный нами скользящий тренажёр - динамический. В статических тренажёрах рабочее место спортсмена находится в неподвижном состоянии и на гребца не действуют движения и ускорения [6-11].

Тренажёры, различающиеся по объёму моделируемых систем управляемого объекта и по количеству отрабатываемых спортивно-технических навыков, подразделяются на специализированные, комплексные и исследовательские. Специализированные тренажёры представляют собой наиболее широкий класс тренажёров по отработке спортивнодвигательных навыков гребцов. Они предназначены для развития технических двигательно-координационных навыков гребца (отработка элементов техники амплитуды гребка, удержание равновесия на тренажёре при его движении, выполнении гребковых движений с удержанием тренажёра на прямолинейном курсе, овладение отруливанием веслом-имитатором). Тренировка гребцов на специализированном тренажёре обеспечивает более быстрое и качественное овладение разнообразными спортивнокоординационными техническими навыками, так как всё внимание обучаемого сосредоточено на усвоение наиболее трудного в гребле на каноэ технического элемента - отру-ливания [3, 6-10].

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранова, М.В. Формирование устойчивого интереса к занятиям гребным спортом на этапе начальной подготовки средствами комплектования командных лодок / М.В. Баранова, Л. А. Егоренко // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009.

- № 12 (58). - С. 6-10.

2. Воронов, И.А. Биомеханика точности движений - перенос данных робототехнических исследований в спорт / И.А. Воронов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 34-37.

3. Гребля на байдарках и каноэ : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М. : Советский спорт, 2004. - 120 с.

4. Гребной спорт : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Михайлова, А.Ф. Комаров, Е.В. Долгова, И.Е. Епищев ; под ред. Т.В. Михайловой. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.

5. Гузь, С.М. Средства и методы развития силы на этапе начальной спортивной специализации в силовом троеборье / Сергей Михайлович Гузь, Шайкат Закирович Хуб-биев ; Карельский гос. пед. ун-т (КГПУ), г. Петрозаводск ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена (РГПУ им А.И. Герцена), г. Санкт-Петербург // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 40-46.

6. Зеленин, Л. А. Повышение равновесия каноистов-новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : дис...канд. пед. наук / Зеленин Л. А.

- Чайковский, 2004. - 198 с.

7. Зеленин, Л.А. Устройство, использование, расчёты динамического гребного «Тренажёр-каноэ» / Л.А. Зеленин, С.П. Катаев, В.Д. Медведков // Педагогикопсихологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта : электронный журнал Камской ГАФК. - 2010. - № 3 (16). - С. 1-10.

8. Зеленин, Л.А. Биомеханические основы важнейших параметров нового тренажёра для гребли / Л.А. Зеленин, С. П. Катаев, В. Д. Медведков // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 54-61.

9. Биомеханические технологии подготовки спортсменов / И.П. Ратов, Г.И. Попов, А. А. Логинов, Б.В. Шмонин. - М. : Физкультура и спорт, 2007. - 120 с.

10. Рыкунов, Ю.Н. Обучение гимнастическим упражнениям на перекладине с помощью технических средств управления суставными движениями : дис. . канд. пед. наук / Рыкунов Ю.Н. - Л., 1984. - 203 с.

11. Хазанов, Б.И. Интерфейсы измерительных систем / Б.И.Хазанов. - М. : Энергия, 1979. - 120 с.

Контактная информация: fizvos_psiac@mail.ru

УДК 796(091); 796(092)

РАЗВИТИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРИМОРСКОМ И ХАБАРОВСКОМ КРАЯХ В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Сергей Анатольевич Касинцев, кандидат исторических наук, доцент,

Филиал Дальневосточного федерального университета Школа педагогики,

г. Уссурийск

Аннотация

В статье рассматриваются особенности процесса развития физкультурно-спортивного движения в Приморском и Хабаровском краях в 20-е годы ХХ века, показана роль государственных и общественных организаций в деле привлечения населения к занятиям физкультурой и спортом.

Ключевые слова: физкультурно-спортивное движение, спортивные организации, спортивные соревнования.