Новый профиль образа России: монетарный подход The new profile of Russia's image: the monetary approach
Джанджугазова Е.А.
E. Dzhandzhugazova
В статье раскрывается роль и значение процесса формирования образа современной России и рассматривается один из важнейших профилей, отраженных на современных бумажных купюрах. На основе проведенного сравнительного анализа выбранных для денежных знаков в 1997г. и 2016г. объектов-символов автором делаются выводы о стабильности предпочтений россиян, а также подчеркивается, что с ростом безналичного денежного оборота усиливается символьная ценность российских бумажных денег.
The role and importance of the formation process of contemporary Russia's image are revealed in the article. One of the most important profiles presented on the modern paper banknotes is considered as well. On the basis of the comparative analysis of the selected objects-symbols chosen for the currency in 1997 and 2016, the author draws conclusions about the stability of Russians' preferences and also outlines the increasing symbolic value of Russian paper money as a result of the growth of non-cash turnover.
Ключевые слова: образ России, брендинг территории, российские бумажные деньги, объекты-символы.
Keywords: Russia's image, territory branding, Russian paper money, objects-symbols.
Символика денежных знаков
Могущество и стабильность любого государства во многом зависит от его экономической политики, важной частью которой является монетарная или
денежно-кредитная политика. Именно она обеспечивает финансовую стабильность страны через регулирование внутренних цен, занятости населения и роста реальных показателей производства. Формирование денежного рынка - неотъемлемая часть монетарной политики, а деньги - это не только экономический инструмент, но и важный атрибут повседневной жизни, в которой их роль исключительно высока. Идеализируя деньги и делая их целью существования, люди не задумываются над тем, что сами деньги - это продукт сложного исторического развития. Ученые-экономисты в основном рассматривают абстрактные свойства денег, отождествляя денежные потоки с мощными потоками энергии, способной питать экономические процессы. В свою очередь социокультурные особенности отношения людей к деньгам, к сожалению, еще мало изучены, потому что исследования проводятся, как правило, на обобщенном макроэкономическом уровне. Наиболее изученными являются вопросы отношения к деньгам как к средству сбережения, что отражает одну из важнейших функций денег, но никак не затрагивает их социокультурную специфику и в том числе символьную ценность. Рассматривая отношение людей к деньгам, английский экономист Р. Линн выделил две интересные тенденции:
1. Положительную корреляцию между ценностным отношением к деньгам и темпами экономического роста страны, подчеркнув, что экономический рост активизирует ценность денег в глазах людей.
2. Отрицательную корреляцию между ценностью денег и доходами на душу населения, акцентируя внимание на том, что чем больше душевой доход, тем меньше ценность денег.
Отношение к деньгам как к материальным объектам (монетам или купюрам) тоже весьма неоднозначно: так в бедных странах с малым доходом на душу населения монеты и купюры, как правило, больше по размеру, нежели в богатых странах с высоким душевым доходом Совершенно по-разному воспринимают деньги люди разных национальностей. У русских по большей части отношение легкое, недаром в народе о деньгах говорится -«как пришли, так и ушли». Вместе с тем с ростом объемов безналичного оборота и появлением электронных денег традиционные бумажные деньги постепенно превращаются в своеобразный атрибут или символ, способный нести интересную и даже познавательную информацию. [5] С культурно-исторической точки зрения особое значение имеют бумажные деньги. Они появились в России во второй половине XVIII века и заняли прочные позиции в отечественной финансовой системе. При этом следует учесть, что процесс изготовления бумажных денег сложен, а сегодня он требует применения самых современных технологий. Вместе с тем процесс создания оригинала денежного знака - это еще и творческий процесс. Оригинал дензнака сначала проектируется, и именно на этом этапе формируется визуальный образ будущих денег. Образы разрабатываемых бумажных купюр, помимо специальных финансовых функций, являются проводниками официальной символики, а также очень часто воспринимаются людьми как своеобразный системный талисман, сосредотачивающий в себе огромную энергетическую силу и власть. Нельзя не подчеркнуть факт, что денежные купюры - это «бумажное» лицо государства, а изображенная на них «картинка» - особое пропагандистское средство.
Известный российский бонист Валерий Киселёв писал: «Историю государства изучают по летописям, хроникам, памятникам культуры - всех источников не перечесть. А можно - по деньгам. Они нередко «выбалтывают» то, что хотел скрыть летописец или не увидел мемуарист.
Одного взгляда на купюру бывает достаточно, чтобы проникнуться духом эпохи, понять, какая идеология господствовала в стране, какую политику проводило её правительство. Вот и русский бумажный рубль: его внешний вид в разные периоды - это своеобразная история России в картинках». [4]
Каждый денежный знак имеет свое «лицо», то есть лицевую и оборотную сторону. Однако несведущему человеку различить их трудно, хотя для того, чтобы просто расплатиться купюрой, эти знания не обязательны. Вместе с тем для знатоков или людей, интересующихся бонистикой, этот вопрос имеет большое, а порой даже и мистическое значение. Лицевая сторона, именуется Аверс, от латинского «adversus», или «обращенный лицом». Единых признаков распознавания аверса нет. Каждая страна - эмитент сама устанавливает правила оформления денежных знаков. Тем не менее, есть и общие правила оформления денежных купюр и определения аверса. Так, например, на лицевой стороне, как правило, изображают портрет действующего или бывшего главы государства; государственную символику -герб или эмблему страны; иногда гербы размещены с двух сторон, тогда аверсом считается та, на которой присутствует основной символ, более высокий по рангу или больший по размеру; легенда, отображающая название государства, территории; название банка-эмитента. [7]
Современные российские бумажные деньги поступили в обращение с 1 января 1998г. в номиналах: 5, 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 рублей. Эта серия денег называется городской. На купюрах расположены виды городов России и в.т.ч. наиболее известные достопримечательности. Выбор городов и достопримечательностей этой серии носит по большей степени случайный и субъективный характер. По свидетельству специалистов, первоначально вариантов было много, предлагалось даже поместить на российских купюрах портреты великих русских писателей и музыкантов, но «портретную» серию победила «городская», и этот факт позволяет сделать вывод о том, что российские деньги все-таки должны отражать пространство нашей страны во
всем его многообразии. К сожалению, в ныне действующих купюрах широко представить географию России не удалось, но выйти за пределы Центральной России получилось: на купюрах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, появились виды Ярославля, Архангельска, Красноярска и Хабаровска.
Вместе с тем принцип подбора сюжетов для городской серии или, вернее, его отсутствие был подвергнут критике научной общественности, что, безусловно, способствовало развитию такой важной области исследования, как брендинг территории, и даже привело к организации общероссийского конкурса по выбору городских (региональных) сюжетов для новых бумажных купюр номиналом в 200 и 2000 рублей, которые выйдут в обращение в 2017году. Конкурс сюжетов новых купюр организован Центральным банком РФ на сайте «Твоя Россия.рф» (http://www.tvoya-rossiya.ru). [6]
По мнению организаторов, все 85 регионов должны участвовать в конкурсе. В России более 1100 городов, каждый из которых по-своему уникален и отражает разнообразие и самобытность российских регионов, пропагандируя события отечественной истории, культуры, отражая технические достижения и природные богатства нашей страны. Кроме того, каждый желающий может принять участие в голосовании, что, несомненно, будет способствовать более глубокому знакомству россиян с историей и географией своей Родины. Вместе с тем этот конкурс позволит изучить общественное мнение, которое может стать объективной основой для формирования комплексного образа России.
Образы российского пространства
Комплексный образ России представить довольно сложно, но компактная информативная картинка, отражающая сущность и специфику образа России, необходима. Образ России в последние годы пытаются сформировать с опорой на разнообразные товарные бренды, открыточные виды, изображения ключевых достопримечательностей и многое др.
Знаковая картинка, отражающая территориальную и культурно-историческую специфику страны, нужна, но универсальной она быть не может. Скорее всего, требуется компактное изображение знакового объекта, размещенного на территории России. Потенциальных носителей образа России не мало. Наряду с официальными и традиционными символами к ним можно отнести и денежные знаки (российские бумажные деньги). Они, как и другие официальные символы страны, имеют статус государственного официального документа. На каждой бумажной купюре отражен 1 город, который визуально представлен нескольким городскими пейзажами (видами, объектами). Выпуском бумажных денег, как и проведением всей монетарной политики в стране, занимается Центробанк РФ (ЦБ РФ), и этот финансовый орган, прежде всего, интересует финансово-экономическая функция денег, нежели имиджевая. В этой связи напрашивается вопросы: Насколько важен продуманный подход к выбору визуальных образов для российских бумажных купюр? Насколько осознаны эти образы? Как они поддерживают принцип преемственности и как интерпретируют общественное сознание?
Существующие в настоящее время банкноты, выпущенные после деноминации 1997г., приняты в российском обществе, что называется, «по умолчанию». Выбор сюжетов для их оформления носил скорее деловой и прагматический характер, общественность не была вовлечена в этот процесс, и более половины российских граждан не могут точно вспомнить, какие сюжеты изображены на российских купюрах образца 1997г.
На банкнотах изображены отдельные фотогеничные образы, среди которых практически нет уникальных. Набор изображенных объектов разнообразен: река, остров, берег, гора, скала, бухта, гидроэлектростанция, мост, здание, крепость, монумент, памятник, скульптура, храм, часовня, театр, улица, набережная. Все перечисленные объекты в той или иной степени отражают особенности представленной на банкноте городской
территории, они также никак не связаны с номиналом купюры и выполняют исключительно декоративную роль. [2]
Вместе с тем отсутствие явного смыслового значения в подборе географических образов для современных российских денег ощутимо сказывается на их визуальном восприятии, так как деньги - это не только средство платежа, накопления и пр., но и важный национальный символ. Следует отметить, что переход на безналичные платежи и электронные деньги только усиливает символьную ценность национальной валюты. Современные люди стали значительно реже обращаться к наличным деньгам, а, следовательно, отношение к ним стало меняться. Люди более пристально, чем любой другой материальный предмет, рассматривают банкноты и заинтересованно оценивают не только общую композицию, но и отдельные детали. Часто гордятся, что на банкноте размещен их родной город, любимые места и знакомые объекты. Я не раз слышала, с каким удовольствием ярославцы и хабаровчане отмечают, что их города символизируют банкноты высокого достоинств - 1 000 и 5 000 рублей, в то время как столичные Москва и Санкт-Петербург только 100 и 50 рублей.
Образ - это череда объектов. Образ страны, по мнению известного российского географа В.Л. Каганского, - это собирательное целое. Обычно он представляется в виде точечного объекта в пространстве, образуя так называемое визуально-смысловое созвездие. [3]
Образ России как страны лучше всего складывается на географической основе, именно поэтому городская серия бумажных купюр выглядит предпочтительнее, чем портретная.
Древняя Русь, называемая в исландских сагах о викингах в УШ-Х1 вв. «Гардарикой» (страной городов), с древних времен манила чужестранцев самобытностью и необъятностью пространств, на которых в те времена располагалось около 150 городов. В настоящее время Россия - это еще и
страна регионов. Следовательно, образ современной России можно представить как созвездие регионов, по сути очень разных, но исторически соединенных в единое целое. (В.Каганский) [3]
Для формирования визуального образа России как страны, необходимо все ее протяженное пространство, разделенное на регионы с главными точками - городами и знаковыми достопримечательностями, сгруппировать таким образом, чтобы выделить главные смысловые точки, которые в совокупности составят целостный образ России.
Конечно, профилей этого единого образа может быть несколько, и одним из них, несомненно, является образ на российских бумажных купюрах, который продолжает развиваться и в том числе за счет обогащения новыми сюжетами. В этой связи представляется очень важным, предварительно сопоставив, проанализировать два этапа процесса формирования облика российских бумажных денег. Первый этап (1997г.) - безальтернативный и второй этап (2016г.) - проходящий на конкурсной основе.
Методы и результаты исследований
Предлагаемый сравнительный анализ ставит своей целью выявить основные тенденции в формировании образа современных российских денег, проверив рабочую гипотезу, состоящую в предпочтительности географической (городской) серии над культурно-исторической (портретной) серией, что позволит обозначить устойчивые предпочтения российского общества в области выбора типов объектов, которые предполагается размещать на купюрах.
Все эти объекты условно можно разделить на 5 основных групп: природные, культурно-исторические и архитектурные, инженерно-технические, религиозные, комплексные. Такая группировка объектов не носит в полной мере научный характер, но опирается на разработанную ранее
классификацию туристских ресурсов, разработанную Джанджугазовой Е.А. в рамках проекта «Живая карта России». [1]
Приведем результаты сравнительного анализа сюжетного ряда символов, выбранных для российских бумажных купюр в 1997 г. и в 2016г. Характеристика символьного ряда российских бумажных купюр 1997г. приведена в табл. 1.
Таблица 1.
Характеристика символьного ряда российских бумажных купюр 1997г.
№ Купюра Город Характеристика символа Тип символа
1. 10 руб. Красноярск - мост через Енисей - Православная часовня - Красноярская ГЭС - берег реки Енисей инженерно-технический религиозный инженерно-технический природный
2. 50 руб. Санкт-Петербург - скульптура «Нева» - Петропавловская крепость - Биржевая площадь - Ростральная колонна - здание Биржи - берег Невы культурно-исторический природный
3. 100 руб. Москва - Большой театр (ГАБТ) - скульптура Аполлона - общий вид на площадь Большого театра культурно-исторический комплексный
4. 500 руб. Архангельск Соловки - Соловецкий монастырь - памятник Петру I - вид города Архангельска религиозный культурно-исторический комплексный
5. 1000 руб. Ярославль - памятник Ярославу культурно-
Мудрому исторический
- церковь Иоанна Предтечи в Толчкове религиозный
- вид на Ярославский Кремль комплексный
- вид на город Ярославль комплексный
6. 5000 руб. Хабаровск - памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н.Муравьеву-Амурскому - вид на город Хабаровск - река Амур - Хабаровский мост через Амур культурно-исторический комплексный природный инженерно-технический
Распределение объектов - символов по основным типам на купюрах 1997г., рассмотрим в табл.2 и на рис.1.
Таблица 2.
Распределение объектов - символов по основным типам на купюрах 1997г.
Тип объекта-символа К-во В %
Природные 3 13
Культурно-исторические и архитектурные 9 39
Инженерно-технические 3 13
Религиозные 3 13
Комплексные 5 22
Итого: 23 100
□ Культурно-исторические объекты
□ Комплексные объекты
□ Природн ые объекты
□ Религиозные объекты
■ Инженерно-технические объекты
Рис.1. Структура объектов - символов по основным типам (на купюрах 1997г.)
Результаты сравнительного анализа выбора объектов-символов в 1997г. показали, что культурно-исторические объекты наиболее предпочтительны (39%), вторые по популярности стали объекты комплексного характера, как правило, объединяющие комплекс достопримечательностей или видовых характеристик ландшафта, одинаковую предпочтительность имели остальные объекты: природные, религиозные и инженерно-технические (13%).
Первоначально, как впрочем в течение всего десятилетия, этот выбор сюжетов неоднократно критиковался и многие недоумевали, почему в качестве объектов-символов не были использованы величественные природные объекты, в частности виды озера Байкал, реки Волги и др.
Однако, как ни странно, но эти виды, несмотря на все старания художников-графиков, на купюрах не смотрелись и не были выбраны отборочной комиссией банка-эмитента. В результате выбор объектов-символов в 1997г. был признан достаточно субъективным, что предполагается исправить конкурсным отбором купюр достоинством в 200 и 2000 рублей, которые ЦБ РФ предполагает выпустить в обращение в 2017г. Характеристика символьного ряда российских бумажных купюр, выигравших в конкурсе 2016г., приведена в табл. 2.
Таблица 2.
Характеристика символьного ряда российских бумажных купюр по результатам конкурса 2016г.
Округа Города (к-во символов) Наименование символа Тип символа
Центральный ФО Владимир (2) 1. Золотые ворота Культурно-
12 городов 2. Успенский Собор исторический Религиозный
18 символов
Воронеж (2) 3. Памятник котенку с улицы Лизюкова 4. Корабль-музей «Гото Предестинация» Культурно-исторический
Зарайск (1) 5. Зарайский Кремль Культурно-исторический
Калуга (1) 6. Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского Культурно-исторический
Клин (2) 7. Дом-музей П.И.Чайковского 8. Памятник П.И.Чайковскому Культурно-исторический
Коломна (1) 9. Коломенский Кремль Культурно-исторический
Кострома (1) 10. Ипатьевский монастырь Религиозный
Муром (2) 11. Муромский мост через Оку 12. Памятник Илье Муромцу Инженерно-технический Культурно-исторический
Смоленск (2) 13. Крепостная стена 14.Свято-Успенский кафедральный собор Культурно-исторический Религиозный
Сергиев Посад (1) 15.Свято Троицкая Сергиева Лавра Религиозный
Тула (3) 16.Тульский оружейный завод 17.Музей - усадьба «Ясная Поляна» 18. Тульский Кремль Инженерно-технический Комплексный Культурно-исторический
Приволжский ФО 7 городов 14 символов Казань (3) 1. Казанский (Приволжский) Федеральный университет 2. Казанский Кремль 3. Мечеть Кул-Шариф Комплексный Культурно-исторический Религиозный
Уфа (1) 4. Памятник Салавату Юлаеву Культурно-исторический
Нижний-Новгород (3) 5. Нижегородский Кремль 6. Нижегородская ярмарка 7. Памятник В.Чкалову Культурно-исторический Комплексный Культурно-исторический
Саратов (2) 8. Саратовский мост через Волгу Инженерно-технический
9. Саратовская консерватория им. Л.В.Собинова Комплексный
Пермь (1) 10.Скульптура «Пермский медведь» Культурно-исторический
Самара (2) 11. Стела «Ладья» 12. Музейно-выставочный центр «Самара космическая» Культурно-исторический Комплексный
Чебоксары (2) 13. Памятник Василию Ивановичу Чапаеву 14. Монумент «Мать-Покровительница» Культурно-исторический
Выборг (1) 1. Выборгский замок Культурно-исторический
Северо-Западный ФО Псков (1) 2. Псковский Кром Комплексный
6 городов 7 символов Мурманск (2) 3. Мемориал защитникам Заполярья «Алеша» 4. Атомный ледокол «Ленин» Культурно-исторический Инженерно-технический
Калининград (1) 5. Кафедральный собор в Калининграде Религиозный
Петрозаводск (1) 6. Кижи Комплексный
Сыктывкар (1) 7. Столбы выветривания на плато Маньпупунёр Природный
Южный ФО 7 городов 12 символов Волгоград (2) 1. Скульптура «Родина-Мать зовёт!» 2. Мамаев Курган Культурно-исторический Комплексный
Керчь (1) 3. Мост через Керченский пролив Инженерно-технический
Краснодар (2) 4. Кинотеатр «Аврора» 5. Памятник Екатерине II Культурно-исторический
Новочеркасск (1) 6. Вознесенский Войсковой кафедральный собор Религиозный
Ростов - на -Дону 7. Памятник «Тачанка- Культурно-
(2) Ростовчанка» 8. Памятник «Освободителям Ростова» исторический
Севастополь (2) 9.Памятник затопленным кораблям 10. Херсонес Таврический Культурно-исторический Комплексный
Сочи (2) 11. Олимпийский стадион «Фишт» 12. «Роза-Хутор» Культурно-исторический Комплексный
СевероКавказский ФО Грозный (1) 1. Мечеть «Сердце Чечни» Религиозный
3 города 3 символа Кисловодск (1) 2. Каскадная лестница Культурно-исторический
Дербент (1) 3. Крепость «Нарын-Кала» Комплексный
Уральский ФО 5 городов 7 символов Магнитогорск (1) 1. Монумент «Тыл -Фронту» Культурно-исторический
Нижневартовск (1) 2. Памятник «Покорителям Самотлора» Культурно-исторический
Тюмень (2) 3. Тюменский мост влюбленных 4. Набережная реки Туры Инженерно-технический Природный
Екатеринбург (2) 5. Дом Севастьянова 6. Гостиница «Исеть» Культурно-исторический
Челябинск (1) 7. Челябинский метеорит Природный
Сибирский ФО 6 городов Барнаул (1) 1. Памятник И.Ползунову
9 символов Иркутск (2) 2. Скульптура «Иркутский бабр» 3. Озеро Байкал Культурно-исторический Природный
Кызыл (1) 4. Обелиск «Центр Азии» Культурно-исторический
Новосибирск (3) 5. Бугринский мост 6. Новосибирский зоопарк Инженерно-технический Комплексный
7. Новосибирский государственный театр оперы и балета Комплексный
Томск (1) 8. Томский государственный университет Комплексный
Шерегеш (1) 9. Гора «Зеленая» Природный
Дальневосточный ФО 3 города 5 символов Владивосток (2) 1. Мост на остров Русский 2. Золотой мост Инженерно-технический
Петропавловск-Камчатский (2) Памятник «Здесь начинается Россия» 4. Вулкан «Ключевская сопка» Культурно-исторический Природный
Циолковский (1) 5. Космодром «Восточный» Инженерно-технический
Всего в голосовании приняли участие 45 городов РФ и 75 объектов-символов. В настоящее время конкурс еще не завершен и окончательных результатов пока нет, но промежуточные результаты выбора объектов для конкурса позволяют судить о том, как широкая российская общественность видит образ России и, в частности, один из его профилей, который планируется разместить на новых купюрах. Распределение объектов -символов по основным типам на купюрах по результатам конкурса 2016г. рассмотрим в табл.3 и на рис.2.
Таблица 3.
Распределение объектов - символов по основным типам на российских купюрах по результатам конкурса 2016г.
Тип объекта-символа
К-во
В %
Природные 6 8
Культурно-исторические и архитектурные 39 52
Инженерно-технические 9 12
Религиозные 8 10
Комплексные 13 18
Итого: 75 100
□ Культурно-исторические объекты
□ Комплексные объекты
□ Природные объекты
□ Религиозные объекты
■ Инженерно-технические объекты
Рис.2. Структура объектов - символов по основным типам на российских купюрах по результатам конкурса 2016г.
Результаты сравнительного анализа выбора объектов-символов в 2016г. показали, что культурно-исторические объекты по-прежнему наиболее предпочтительны (52%), вторыми по популярности остались объекты комплексного характера (18%), остальные предпочтения распределились следующим образом: инженерно-технические (12%), религиозные (10%) и природные (8%).
Все это позволяет сделать вывод, что результаты 2016г., несмотря на разницу в десятилетие, почти повторились, а звучавшие ранее упреки о субъективности подбора объектов в полной мере не обоснованы, что еще раз подчеркивает факт сложности и неоднозначности образа России - огромного Евразийского государства, образ которого состоит из разных специфических профилей.
В свою очередь профиль, используемый для денежных купюр главным образом по технологическим причинам, требует четко обозначенных
графических рисунков, в то время как некоторые ценные природные объекты, и в частности памятники природы или фрагменты ландшафта, сложно показать в технике графического рисунка. В свою очередь культурно-исторические объекты - памятники, монументы, архитектурные объекты, напротив, в графическом исполнении выглядят более фотогенично, так как имеют четкие и лаконичные формы.
В заключении можно отметить, что проведенный сравнительный анализ подтвердил рабочую гипотезу выдвинутую автором, и подчеркнул важность применения метода количественного анализа, позволяющего получить объективные оценки структуры символьного ряда объектов, размещаемых на денежных купюрах. Кроме того, автор обратил внимание на важность проведения широких опросов общественности, которые можно достаточно легко проводить в сетевом режиме и в том числе с привлечением социальных медиа.
Однако без научной дискуссии и обобщения мнений и экспертных оценок специалистов из разных областей знания обойтись нельзя, так как именно ученые и эксперты-практики инициируют и поддерживают научную дискуссию, выражают сомнения в правильности уже сделанных оценок, ведь поиск истины всегда начинается с сомнений, и пока останутся люди способные сомневаться, научный поиск будет продолжаться...
Литература
1. Джанджугазова. Е.А. Живая карта России. М.:Кнорус, 2011.
2. Джанджугазова Е.А. Образы пространства с российских денежных купюрах. Современные проблемы сервиса и туризма, №3, 2014, с.111-119.
3. Каганский В.Л.. Российское пространство в российских деньгах. Русский журнал. http://www.russ.ru/pole/Rossijskoe-prostranstvo-v-rossijskih-den-gah (дата обращения: 1.08.2016)
4. Киселёв В. На службе кесаря и Аполлона. // Деньги; спец. выпуск журнала «Техника молодёжи». 1994. № 11. С. 6.
5. Общие проблемы психологии денег // Экономическая психология / Под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2000.
6. Сайт «Твоя Россия.рф» http://www.tvoya-rossiya.ru (дата обращения: 1.08.2016)
7. http://fb.ru/article/187711/litsevaya-storona-kupyuryi-kakaya-storona-u-kupyuryi-schitaetsya-litsevoy (дата обращения: 1.08.2016)