Научная статья на тему 'Доминанты национальной идентичности в символике денежных знаков'

Доминанты национальной идентичности в символике денежных знаков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банкноты / национальная идентичность / национальная символика. / banknotes / national identity / national symbols.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доминанты национальной идентичности в символике денежных знаков»

Крюкова О. С.

д.филол.н., зав. кафедрой словесных искусств факультета искусств МГУ

florin2002@yandex.ru

ДОМИНАНТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СИМВОЛИКЕ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ

Ключевые слова: банкноты, национальная идентичность, национальная символика.

Keywords: banknotes, national identity, national symbols.

Денежные знаки, помимо экономической функции, имеют также символическое значение, представляя культурные, этнографические, религиозные и политические моменты истории нации и государства. Символика банкнот и монет, наряду с гербом, флагом и государственным гимном, является средством репрезентации доминант национальной идентичности, которая «проявляется более концентрированно в материальной культуре, в тех ее реалиях, которые кажутся абсолютно очевидными»1. Рассмотрим символику банкнот Российской Федерации, Азербайджанской Республики и Республики Беларусь с точки зрения репрезентации доминант национальной идентичности.

История современных денежных знаков указанных выше стран начинается с формирования их новой государственности после распада СССР. Период экономических реформ сопровождался неоднократным обновлением дизайна денежных знаков.

В РФ банкноты образца 1991 г. еще продолжали использовать советскую символику, что было обусловлено чисто практическими соображениями. 23 января 1991 г. были выпущены банкноты номиналом 50 и 100 рублей для замены аналогичных банкнот образца 1961 г. (в рамках так называемой павловской реформы). Новые, появившиеся начиная с конца 1991 г. банкноты в 200, 500, позже в 1000 рублей, еще использовали в своем дизайне профиль В.И. Ленина, здание Кремлевского Дворца съездов и кремлевских башен. Первыми банкнотами новой России были банкноты образца 1992 г. номиналом 5000 и 1000 рублей. На лицевой стороне банкноты в 5000 рублей были изображены знаменитые строения Москвы - старая и новая Москва. Символика новой государственности появилась на банкноте номиналом в 5000 рублей только в 1993 г. Это изображение Сенатской башни Московского Кремля и флага на куполе здания Сената. На оборотной стороне банкнот номиналом в 5000 рублей и в 1992, и в 1993 г. было одно и то же изображение: башни Московского Кремля, Большой Москворецкий мост и жилой дом на Котельнической набережной.

Не самый удачный дизайн банкнот 1992 и 1993 гг. был характерен для периода формирующейся новой национальной и государственной идентичности в России. Трудно не согласиться со следующим утверждением: «В 1991 г. с распадом СССР прервалась преемственность геополитических интересов и СССР, и Российской Империи. Последовал острый идейный кризис, вылившийся в кризис российской государственности. Более двадцати лет продолжаются поиски «национальной идеи». Образовавшийся идеологический вакуум отразился на всех сторонах жизни россиян. Проявился он и в оформлении денежных знаков - это подчеркнутая нейтральность сюжетов, изображенных на банкнотах, игнорирование отечественных традиций в оформлении денежных знаков, демонстративный отказ от использования любой государственной и национальной символики»2. Справедливости ради следует добавить: за исключением нового флага.

В дизайне различных номиналов банкнот 1995 г. использовались узнаваемые символы городов России: Владивостока, Великого Новгорода, Красноярска, Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска. «Места памяти» относятся к доминантам национальной идентичности, но выбор городов для серии купюр не отличается логичностью. Тематика оформления банкнот 1997 г. осталась прежней, к указанным городам добавились Ярославль и Хабаровск, но столицы национальных республик в данный перечень не входят. В последнее время Банком России были выпущены две памятных банкноты номиналом в 100 руб. Одна из них была посвящена Зимним Олимпийским играм в Сочи, другая -Крыму. В 2017 г. были выпущены в обращение купюры номиналом 200 и 2000 рублей. Выбор памятных мест для дизайна этих банкнот был определен по результатам онлайн-голосования в 2016 г. На лицевой стороне купюры в 200 рублей изображен памятник затопленным кораблям в Севастополе, на оборотной - Херсонес Таврический. На лицевой стороне купюры в 2000 рублей изображен мост на острове Русский во Владивостоке, на оборотной - космодром «Восточный».

Следует отметить, что если в оформлении дореволюционных банкнот России использовались преимущественно изображения русских царей как символов высшей государственной власти и исторической преемственности, то в ди-

1 Шевлякова Д.А. Доминанты национальной идентичности итальянцев. - М.: Университетская книга, 2011. - С. 61.

2

Черных Д.Г. Дизайн денежных знаков в России ХУШ-ХХ1 веков как индикатор идеологической парадигмы и суверенности государства // Архитектон: Известия вузов. 2015. - № 52. - С. 13.

зайне современных российских бумажных денег используется в основном географическая тематика. Включение в перечень российских городов Владивостока должно, по-видимому, подчеркивать большую протяженность нашей страны, но это сделано непоследовательно (купюра с изображением узнаваемых символов Калининграда отсутствует). Исторические деятели на купюрах присутствуют в виде памятников, расположенных в городах России. Так, на современной банкноте в 5000 рублей изображен памятник (работы скульптора А.М. Опекушина) графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому, основателю Хабаровска. Писатели-классики, деятели науки и культуры Нового времени на современных российских банкнотах не представлены. Сравнительно недавно в обществе была дискуссия о том, нужно ли воспроизводить на банкнотах изображения Пушкина или Льва Толстого, кто из них будет «стоить» выше. Но лакуну с изображениями писателей, деятелей науки и культуры удачно восполняют выпущенные Банком России коллекционные монеты, в которых нашли отражение культурно значимые юбилеи, в том числе, например, юбилеи Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Серии монет посвящены и памятникам архитектуры России, и символам России, и музеям России, и выдающимся личностям, и знаменательным историческим датам. Перечень этот далеко не полный, но памятные монеты предназначены для коллекционирования и инвестиций, а не для широкого распространения. В этом смысле просветительская и культурно-символическая функция у этих монет имеет существенные ограничения по охвату «аудитории», в то время как бумажные деньги использует практически каждый совершеннолетний и дееспособный гражданин.

Азербайджанский манат был введен 15 августа 1992 г. 1 января 2006 г. была проведена деноминация, появились банкноты нового образца. Дизайн современных азербайджанских банкнот был разработан австрийским дизайнером Робертом Калиной, который был также разработчиком дизайна банкнот евро. На символическом уровне стремление к евроинтеграции символизирует банкнота номиналом в 100 манатов, на лицевой стороне которой изображена часть Бакинской крепости, здание европейского стиля XIX века и современный Баку. На современных банкнотах Азербайджана нет портретных изображений (они присутствовали на двух банкнотах предыдущего выпуска, где были запечатлены классик персидской литературы Низами Гянджеви и азербайджанский государственный, политический и общественный деятель, журналист и драматург Мамед Эмин Расулзаде). Современный азербайджанский манат подчеркивает вклад Азербайджанской Республики в мировую литературу (банкнота номиналом в 5 манатов), символизирует культуру (банкнота номиналом в 1 манат), государственные традиции (банкнота номиналом в 10 манатов), внешнеполитические цели (банкнота номиналом в 20 манатов), образование и будущее государства (банкнота номиналом в 50 манатов).

Дизайн современных белорусских банкнот также приближен к дизайну евро, но национальная символика на них представлена разнообразно, охватывая национальную историю, культуру, литературу и искусство, в том числе: изображения реконструкции древнего поселения «Берестье» (на банкноте номиналом 5 рублей), креста Ефросиньи Полоцкой, печати Франциска Скорины (на банкноте номиналом 10 рублей), а также архитектурных достопримечательностей (дворца Румянцевых-Паскевичей в Гомеле, Мирского замка и Замка Радзивиллов в Несвиже), национальных музыкальных инструментов. На лицевой стороне банкноты номиналом в 200 рублей - изображение Художественного музея им. П.В. Масленникова, а на банкноте в 500 рублей - современное здание Национальной библиотеки. Следует отметить, что в дизайне современных белорусских банкнот использованы узнаваемые символы различных областей республики, что было характерно и для внешнего вида банкнот образца 1992 и 1998 гг., где были изображены виды различных городов республики. Акцент в дизайне современных банкнот РБ сделан на внешних проявлениях материальной и духовной культуры, выдающиеся деятели культуры и просвещения представлены опосредованно.

Таким образом, в дизайне современных российских банкнот содержатся немногие доминанты национальной идентичности, в частности «места силы» - узнаваемые символы российских городов. В то же время в этих банкнотах прослеживается евразийское начало, поскольку изображенные на них города России расположены не только в европейской, но и в азиатской части нашей страны. В дизайне современных российских банкнот нет ни антропоцентрич-ности, в отличие, например, от банкнот Российской империи или современной Кубы, ни культуроцентричности, в отличие от современных банкнот Республики Беларусь и Азербайджанской Республики. Все это свидетельствует о том, что и национальная, и государственная идентичность в Российской Федерации находится еще в стадии становления.

Такая деликатная тема, как территориальный вопрос, также нашла отражение в символике банкнот всех трех государств (в случае РБ - в изображении государственного герба, который использовался в 1991-1995 гг.). Дизайн современных азербайджанских и белорусских банкнот на символическом уровне рассказывает о внешне- и внутриполитических политических целях государства, о национальной истории и культуре. Дизайн современных российских банкнот затрагивает тему культуры в меньшей степени, что отражает в какой-то степени и финансирование культуры в нашей стране. «На денежных знаках государств можно увидеть разное: тематика банкнот иллюстрирует разнообразие наций, населяющих Землю, их интересы и многое другое, - подчеркивают А.В. Перемолотова и В.В. Перемолотов. -Таким образом, любое государство стремится вынести на всеобщее обозрение то, что с наилучшей стороны характеризует эту страну, ибо деньги всегда кроме ценностной функции несли функцию идеологическую: они выходили далеко за пределы выпустившего их государства, становясь своеобразной визитной карточкой государства, их выпус-тившего»1.

1 Перемолотова А.В., Перемолотов В.В. Портретные традиции в банкнотном дизайне: Куба // Деньги и кредит. - М., 2014. -№ 1. - С. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.