Научная статья на тему 'Новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда: некоторые вопросы'

Новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда: некоторые вопросы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / АТТЕСТАЦИЯ / РАБОТОДАТЕЛЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РАБОЧЕЕ МЕСТО / HEALTH AND SAFETY / CERTIFICATION / THE EMPLOYER / REGULATION / WORKPLACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирсанов Роман Васильевич

Исследуются некоторые проблемы, связанные с правовым регулированием аттестации рабочих мест по условиям труда в организации. Автором предлагаются пути совершенствования правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW ORDER APPRAISAL OF JOBS ON WORKING CONDITIONS: SOME QUESTIONS

This article explores some of the problems associated with certification of the legal regulation of employment on the working conditions in the organization. The author suggests ways to improve regulation.

Текст научной работы на тему «Новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда: некоторые вопросы»

УДК 331.45:351.83

НОВЫЙ порядок аттестации рабочих МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА:

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ

NEW ORDER APPRAISAL OF JOBS ON WORKING CONDITIONS:

SOME QUESTIONS

Р. В. КИРСАНОВ (R. V. KIRSANOV)

Исследуются некоторые проблемы, связанные с правовым регулированием аттестации рабочих мест по условиям труда в организации. Автором предлагаются пути совершенствования правового регулирования.

Ключевые слова: охрана труда, аттестация, работодатель, правовое регулирование, рабочее место.

This article explores some of the problems associated with certification of the legal regulation of employment on the working conditions in the organization. The author suggests ways to improve regulation.

Key words: health and safety, certification, the employer, regulation, workplace.

На протяжении девяностых - двухтысячных годов российское законодательство об охране труда подверглось значительным изменениям. По отдельным вопросам, например, порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, было принято несколько важнейших нормативных правовых актов, последовательно сменявших друг друга. Так, Мин-здравсоцразвития приказом от 26 апреля 2011 г. утвердило новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, отменив предыдущий, утвержденный приказом от 31 августа 2007 г. и применявшийся, таким образом, сравнительно недолго.

Не ставя своей задачей рассмотрение вопросов технического характера, обратимся к аспектам правовым. Указанный Порядок устраняет некоторые ранее существовавшие пробелы в законодательстве. Так, весьма правильной и своевременной можно признать конкретизацию механизма проведения аттестации рабочих мест в организациях, «отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу». В комиссию предполагается включать представителя работодателя, представителей аттестующей организации, представителей профкома или иного органа-

представителя интересов работников (в Порядке особо отмечается: «при наличии»), а также специалиста по охране труда, действующего на основании гражданско-правового договора.

Если рассмотреть достаточно частую ситуацию, не противоречащую ст. 217 Трудового кодекса, когда в организации за охрану труда может отвечать сам руководитель при условии прохождения соответствующего обучения, а какие-либо органы, представляющие интересы работников, отсутствуют, то мы придем к интересному выводу: аттестацию вполне могут проводить руководитель и аттестующая организация - более им никого, собственно, по законодательству и не требуется. Однако подобный состав нельзя, как представляется, признать оптимальным с точки зрения объективности.

С нашей точки зрения, рассматриваемую проблему позволило бы решить привлечение к проведению мероприятия государственного инспектора труда. Это, разумеется, возможно только при коренном изменении отношения государства к государственным же инспекциям труда в субъектах Российской Федерации: увеличении их штатов, повышении уровня материальной обеспеченности и пр.

© Кирсанов Р.В., 2011

Без подобного комплексного подхода в условиях чрезвычайной ситуации на рынке труда обеспечить эффективность аттестации рабочих мест будет чрезвычайно проблематично.

Очевидным является то, что рассматриваемый нормативный акт в большей степени учитывает возможности государства на сегодняшний день. К примеру, предыдущий Порядок, утвержденный приказом Минздрав-соцразвития № 569 от 31 августа 2007 г., в п. 4 предусматривал такую цель использования результатов аттестации, как создание «банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне». Разумеется, сама идея создания подобной информационной базы выглядит чрезвычайно привлекательной с точки зрения контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, но в нынешней социально-экономической ситуации (особенно, если учитывать нежелание большого количества работодателей проводить аттестацию рабочих мест) эта идея вряд ли дойдет до практической реализации. Новый Порядок содержит куда более скромную формулировку: результаты аттестации рабочих мест могут использоваться в целях «сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей».

Конкретизированы некоторые важные положения, касающиеся, в частности, правового статуса аттестующей организации. Особо нужно отметить указание на независимость такой аттестующей организации от работодателя и возможность последнего привлекать для оценки условий труда несколько аттестующих организаций. Возможно, последнее позволит добиться большей достоверности проводимых измерений, поскольку возможна дифференциация по видам работ, выполняемых на конкретных рабочих местах. Кроме того, данная новелла, очевидно, имеет своей целью повышение ответственности аттестующей организации за достоверность проведенных измерений и предотвращение так называемых «договорных» аттестаций, когда работодатель платит деньги и получает документы с устраивающими его результатами, в то же время далекими от реальной действительности.

Приложение № 3 к рассматриваемому Порядку по неизвестной причине названо «Рекомендации по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда». Однако используемые в этом приложении формулировки - «на все аналогичные рабочие места одного наименования составляется одна карта» (курсив мой. - Р.К), «при заполнении карты указываются», «делается запись» и т. п. показывают нам императивный характер соответствующих пунктов приложения.

Интересно отметить, что положения рассматриваемого нормативного правового акта не распространяются на работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Таким образом, вопрос о необходимости, а главное - самой возможности проведения подобного мероприятия у них остаётся открытым. На наш взгляд, вполне возможно существование опасных или вредных производственных факторов и у данной категории работодателей, следовательно, аттестация необходима. Можно предложить и альтернативные варианты: к примеру, государственный инспектор труда после ознакомления с существующими у ра-ботодателя-физического лица условиями труда даёт своё заключение о соответствии их установленным требованиям с точки зрения соблюдения гигиенических нормативов,

травмобезопасности и обеспеченности работника средствами индивидуальной защиты. Такое заключение инспектора можно было бы приравнять в законодательстве к документам, составляемым в процессе аттестации.

Как представляется, нуждаются в учёте присущих им особенностей и некоторые крайне специфические категории работодателей. Например, вряд ли мы найдем в рассматриваемом Порядке особенности проведения аттестации рабочих мест в религиозных организациях. А ведь в последние десятилетия государство предоставляет верующим людям всё большие возможности для отправления религиозных обрядов, растет количество религиозных организаций. Соответственно, увеличивается и число наемных работников в таковых. Не случайно Алексий Второй в своё время указывал в своём обращении к участникам ежегодного Епархиального собрания города Москвы: «В России

начал действовать новый Трудовой кодекс, в котором отдельная глава предусматривает особенности регулирования труда работников религиозных организаций, а значит, и всех канонических подразделений Церкви. Со всеми работниками должны быть заключены трудовые договоры в письменной форме, с каждым отдельно» [1].

При всём желании законодателя оградить религиозные организации от излишнего государственного участия в их деятельности (неизбежного - как представляется, это не противоречит положениям Конституции о взаимоотношениях церкви и государства), вопросы обеспечения здоровых и безопасных условий труда актуальны для всех категорий работодателей и должны отличаться максимально возможной полнотой правового регулирования.

Аналогично можно отметить в отношении работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринима-

телями. Как видим, они вообще выведены законодателем за сферу действия рассматриваемого Порядка.

Предлагаемые нами изменения в нормативных правовых актах соответствующей направленности, как представляется, могли бы восполнить пробелы, имеющиеся в законодательстве об охране труда, и тем самым повысить эффективность его применения. Вместе с тем новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, -безусловно, более информативный и прогрессивный по сравнению с принятыми ранее актами соответствующей направленности.

1. Обращение Святейшего Патриарха Алексия к участникам ежегодного Епархиального собрания города Москвы. - иКЬ:

http://www.zavet.ru/obs/ts/002.htm (дата обращения: 13.10.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.