Научная статья на тему 'Аттестовать или не аттестовать — вот в чем вопрос'

Аттестовать или не аттестовать — вот в чем вопрос Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саликова Н.М.

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы соблюдения работодателем безопасных условий труда. Автором подчеркивается обязанность работодателя проводить аттестацию рабочих мест, по результатам которой работникам должны устанавливаться трудоправовые гарантии и льготы. В статье проводится анализ международных конвенций, национального законодательства, а также судебной практики в данной сфере, отмечается возможность принятия проекта Федерального закона «О специальной оценке условий труда», который значительно повысит степень защиты прав работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to a problem of observance by the employer of safe working conditions. The author emphasizes the obligation of the employer to conduct certification of workplaces, the results of which employees should be labour-legal guarantees and privileges. In the article the analysis of international conventions, national legislation and judicial practice in this sphere, as well as the possibility for the adoption of the draft Federal law «On special assessment of working conditions», which will significantly increase the degree of protection of the rights of workers.

Текст научной работы на тему «Аттестовать или не аттестовать — вот в чем вопрос»

ПРАВО

АТТЕСТОВАТЬ ИЛИ НЕ АТТЕСТОВАТЬ -ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

Саликова Н.М.

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы соблюдения работодателем безопасных условий труда. Автором подчеркивается обязанность работодателя проводить аттестацию рабочих мест, по результатам которой работникам должны устанавливаться трудоправовые гарантии и льготы. В статье проводится анализ международных конвенций, национального законодательства, а также судебной практики в данной сфере, отмечается возможность принятия проекта Федерального закона «О специальной оценке условий труда», который значительно повысит степень защиты прав работников.

CERTIFY OR NOT TO CERTIFY: THAT IS THE QUESTION

N.M. Salikova

The article is devoted to a problem of observance by the employer of safe working conditions. The author emphasizes the obligation of the employer to conduct certification of workplaces, the results of which employees should be labour-legal guarantees and privileges. In the article the analysis of international conventions, national legislation and judicial practice in this sphere, as well as the possibility for the adoption of the draft Federal law «On special assessment of working conditions», which will significantly increase the degree of protection of the rights of workers.

Международно-правовые стандарты закрепляют права трудящихся на достойные (в т.ч. и безопасные) условия труда. Так, например, Конвенция МОТ № 47 (1935) устанавливает 40-часовую рабочую неделю, Конвенция МОТ № 171 (1990) закрепляет требования по защите интересов работников при работе в ночное время, Конвенция МОТ № 14 (1921) о еженедельном отдыхе требует от работодателя обеспечивать работникам промышленных предприятий в течение каждых семи дней отдых, включающий не менее 24 последовательных часов. Конвенция МОТ № 132 (ратифицирована Российской Федерацией 1 июля 2010 года) гарантирует работникам ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее трех рабочих недель.

Международные акты, посвященные именно безопасности и гигиене труда, можно разделить на две группы:

1) акты, содержащие общие принципы правового регулирования охраны труда;

2) акты о защите от отдельных производственных рисков [1].

Так, в Конвенции № 155 о безопасности и гигиене и производственной среде отмечается, что цель национальной политики в данной сфере состоит в следующем: предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде (ст. 4).

Саликова Н.М.

Конституция РФ (ст. 37) закрепляет право граждан на свободный выбор труда, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда; право на отдых. В соответствии со ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Одним из способов, направленных на решение данного вопроса, является аттестация рабочих мест по условиям труда. Цель аттестации - оценка условий труда на рабочих местах и выявление вредных и (или) опасных производственных факторов.

Требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации устанавливаются Приказом Минз-дравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Аттестации подлежат рабочие места работодателя, в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (вновь организованные рабочие места), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает: - работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами; - эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств; - работу с источниками опаснос-

тей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда; - использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента; - хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения и внедрения новой техники и технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, но не позже одного года с момента создания новых рабочих мест.

Однако, как показывает статистика, не все работодатели стремятся соблюдать требования законодательства. В Свердловской области зарегистрировано 176 тысяч юридических лиц и 120 тысяч индивидуальных предпринимателей, 70 процентов из них ведут хозяйственную деятельность. Отчеты об аттестации рабочих мест по условиям труда с 2008 по 2012 год подали всего 24 ИП и 854 юрлица, за I квартал 2013 года -соответственно 8 и 339 [2].

Прежде всего, такое «нежелание» работодателя соблюдать закон обусловлено существенными финансовыми затратами. Во-первых, на проведение самой аттестации. На аттестацию одного офисного рабочего места приходится затрачивать в среднем до 1000 рублей, а на аттестацию рабочего места на промышленном предприятии - от 3 до 5 тысяч рублей [3].

Работодатель обязан создать аттестационную комиссию, а также определить график работ по аттестации. В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации, представители аттестующей организации.

Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к ра-

ботодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация. Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций, распределив между ними количество рабочих мест, подлежащих аттестации, и виды работ.

Предполагалось, что участие в аттестации внешних, «независимых», сторонних организаций обеспечит объективность, строгость и справедливость результатов аттестации. Однако ожидания часто не оправдываются. В 2012 году Рост-руд провел 21 тысячу проверок предприятий, прошедших аттестацию, и выявил 48 тысяч нарушений!!! [4] Организации, допустившие некорректную или иногда «нечестную» аттестацию, могут быть лишены лицензии.

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя: - оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам; - оценку травмоопасности рабочих мест; - оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты; -комплексную оценку условий труда на рабочих местах, которая включает в себя результаты оценок класса (подкласса) условий труда.

При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Кроме того, в соответствии с п. 3 Порядка результаты аттестации используются в целях, в частности, установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного отпуска, повышенной оплаты тру-

да. Работодатель в течение 10 рабочих дней с даты поступления протокола аттестационной комиссии и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и знакомит работников под роспись с результатами аттестации рабочего места. С этого момента работник имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней, доплату к тарифной ставке или окладу не менее

4 процентов и в случаях установленных Списками 1974 года на сокращенную продолжительность рабочего времени.

Однако складывающаяся в последние

5 лет ситуация свидетельствует об обратном. Принятое 20 ноября 2008 года Постановление Правительства РФ № 870 предоставило возможность многим работодателям достаточно «прохладно» относиться к соблюдению требований ст. 147 ТК РФ о необходимости оплачивать труд работников во вредных и опасных условиях труда в повышенном размере, предоставлять им дополнительный отпуск, устанавливать сокращенное рабочее время (хотя данные гарантии были установлены еще в 1974 году и до сих пор официально не отменены).

В данном же направлении были приняты и несколько некорректных (если не сказать жестче) разъяснений и писем Ростру-да РФ (1 октября 2012 года, 13 февраля 2013 года), где утверждалось, что работодатель имеет право устанавливать только лишь какую-либо одну гарантию работникам по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (причем соблюдение Списков от 25 октября 1974 года не является обязательным!). Данная позиция государственного органа идет вразрез с правилами действия и отмены нормативных правовых актов.

Как положительный следует оценить тот факт, что суды, и особенно Верховный Суд РФ, занимают законную позицию в данном вопросе (например, решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2013 г. по делу № АКПИ12-1570).

Саликова Н.М.

Особо следует остановиться на решении Верховного Суда РФ от 4 июля 2013 г. № АКПИ13-411 «О признании недействующим абзаца первого пункта 2 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда». Гр-н Крапчинский А.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать пункт 2 Постановления недействующим в части, не допускающей повышение оплаты труда на 4 процента тарифной ставки (оклада) работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не указанных в отраслевых перечнях работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Как указал заявитель, он работает фельдшером в учреждении здравоохранения, и его рабочее место аттестовано с общей оценкой условий труда с классом 3.3, что свидетельствует о вредных условиях труда, характеризующихся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии. Пункт 2 Постановления в оспариваемой части противоречит статьям 147, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее - Постановление от 20 ноября

2008 г. № 870) и нарушает право заявителя, занятого на работе с вредными условиями труда, на получение компенсации в виде повышения оплаты труда на 4 процента тарифной ставки (оклада). Крапчин-скому А.А. было отказано в установлении доплаты в размере 4 процента тарифной ставки за работу во вредных условиях труда (решение Златоустовского городского суда Челябинской области).

Согласно статье 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (части первая, вторая).

Каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 219 ТК РФ). Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Реализуя предоставленные ему федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 20 ноября 2008 г. № 870, которым установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (пункт 1). Правительство Российской Федерации поручило Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу Постановления от 20 ноября 2008 г. № 870 установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (пункт 2).

Из вышесказанного следует, что действующее законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право

на соответствующие компенсации. Указанный вывод подтвержден вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2013 г. по делу № АКПИ12-1570.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития № 342н, устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации, предусматривая комплексную оценку условий труда на рабочем месте с учетом класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам.

Требования гр-на Крапчинского А.А. об установлении доплаты за работу во вредных условиях труда признаны законными.

В Государственную Думу РФ внесен проект Федерального закона № 337970-6 «О специальной оценке условий труда», который направлен на дальнейшее решение данной проблемы. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно выполняемых мероприятий по идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня воздействия идентифицированных вредных и (или) опасных факторов на организм работника с учетом отклонения их фактических значений от утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов), а также от комплексного применения средств защиты. По результатам специальной оценки условий труда будет устанавливаться класс (подкласс) условий труда на соответствующем рабочем месте, которые по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Предполагается, что будут регламентироваться правовые и организационные основы и порядок проведения

Саликова Н.М.

специальной оценки условий труда, определяться правовое положение, права и обязанности работодателя и работника в связи с проведением специальной оценки условий труда, права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Результаты специальной оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче таких сведений возлагается на организацию, проводящую специальную оценку.

Законопроектом установлено, что организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации на осуществление ею в качестве основного либо одного из видов деятельности специальной оценки условий труда;

2) наличие в штате организации не менее пяти экспертов, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и занятых в организации на постоянной основе, в том числе не менее одного эксперта, имеющего профильное образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене: врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), аккредитованной национальным органом Российской Федерации по аккредитации;

4) организация должна быть застрахована в системе обязательного страхования ответственности организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

В случае наступления страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненного работодателю -

заказчику специальной оценки условий труда, и (или) работнику, в отношении рабочего места которого проводилась специальная оценка условий труда, и иным третьим лицам реального ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или признанного страховщиком, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности, минимальный размер которой не может быть менее десяти миллионов рублей.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований о проведении специальной оценки условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами.

Работники также вправе через профсоюзную организацию осуществлять контроль за проведением специальной оценки условий труда.

Предполагается, что федеральный закон вступит в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2016 года.

При этом предусмотрено, что организации, аккредитованные ранее в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющегося аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), сведения о которой содержатся в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, но не более чем до 31 декабря 2018 года.

Полагаем, что данный нормативный акт в большей мере защитит права работников на гарантии и компенсации, положенные им за работу во вредных и опасных условиях труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лютов Н.Л., П.Е. Морозов П.Е. Международное трудовое право. М.: Проспект, 2012. С. 189.

2. Швабауэр Н. Молоко бухгалтеру за вредность // Российская газета. 2013. 24 апреля.

3. Грицюк М. «Планктон»: среда обитания // Российская газета. 2013. 4 февраля.

4. Грицюк М. Труд во вред // Российская газета. 2012. 16 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.