В.С. Соколов
НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС ЯПОНИИ JAPAN'S NEW POLITICS
В статье анализируется приход к власти в Японии Либерально-демократической партии во главе с Синдзо Абэ. Характеризуются изменения во внутренней и внешней политике государства. Делается вывод о том, что в результате проведения реформ Японию ждут значительные изменения, которые могут оказать влияние на всё международное сообщество.
Ключевые слова: Япония, выборы, Либерально-демократическая партия, Синдзо Абэ, статья 9 Конституции Японии, «бриллиант безопасности».
The accession to power of Liberal-democratic party in Japan led by Shinzo Abe is described in this article. Changes in Japan's domestic and foreign policy are being characterized. The conclusion is made on initiating a program of reform that may exert influence on international community.
Key words: Japan, elections, Liberal Democratic Party, Shinzo Abe, Article 9 of the Japanese Constitution, security diamond.
Синдзо Абэ с самого начала своего прихода (вернее, возвращения) к власти приступил к реализации намеченного им курса, сфокусировавшись в первую очередь на выводе Японии из затяжного кризиса. Экономический курс нового правительства окрестили «абэномикой». Сам премьер-министр назвал три главных направления политики «тремя стрелами». Первая стрела - «гибкое отношение к бюджетным расходам», грубо говоря, пренебрежительное отношение к бюджетному дефициту. Вторая стрела - «агрессивная денежная политика», т.е. накачивание денег в экономику силами банка Японии. Третья стрела - разработка стратегии роста [1]. Результатом реализации этого курса стало назначение на пост главы Центрального банка Харухико Курода, сторонника предложенных мер по достижению необходимого уровня инфляции.
Помимо экономических вопросов, С. Абэ заявил о намерениях внесения изменений в Конституцию страны, в частности в ее девятую статью, согласно которой «...японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается» [2]. Следует упомянуть, что Синдзо Абэ не первый, кто высказывается по данному поводу.
Ясухиро Накасонэ, занимавший пост премьер-министра в 1982 - 1987 гг., высказался в подобном ключе в мае 2000 г.: «Мы должны, не теряя времени, приступить в начале XXI века к процедурам, нацеленным на изменение конституции... в конечном итоге мы должны будем принять самостоятельно разработанную конституцию» [3]. Но для проведения данного решения в жизнь С. Абэ нужно согласие 2/3 от общего числа членов обеих палат парламента.
21 июля 2013 г. в Японии прошли выборы в верхнюю палату (палату советников) парламента, в ходе которых решалась судьба 121 из 242 мест (советники в Японии избираются на 6 лет, при этом каждые 3 года половина из них переизбирается). Победу на выборах одержала правящая коалиция из Либерально-демократической партии (ЛДП) и Партии Комэйто, которые на двоих завоевали 76 мест (ЛДП - 65, Комэйто - 11) и довели общее количество своих мандатов в верхней палате до 135, обеспечив себе комфортное большинство [4].
Победе ЛДП способствовал ряд причин. Во-первых, экономическая политика ее лидера. «Абэномика» за довольно короткий срок способствовала экономическому росту, начался приток зарубежных инвестиций. Во-вторых, общество устало от политического кризиса, порожденного «перекрученным парламентом», при котором правительство контролировало нижнюю палату, а оппозиция - верхнюю. В-третьих, в Демократической партии Японии (ДПЯ) имел место быть фактор разобщенности по ряду важных вопросов политической повестки дня. Кроме того, партия не смогла восстановить доверия в обществе после невыполнения своих предвыборных обещаний [5].
Победа на июльских выборах помогла действующему премьер-министру установить контроль над обеими палатами и преодолеть ситуацию «перекрученного парламента». В то же время либерал-демократы не смогли выполнить задачу-максимум и добиться большинства в две трети голосов, необходимого для внесения изменений в действующую Конституцию. Скорее всего, это приведет к тому, что С. Абэ не будет торопиться с вынесением обсуждения реформы на парламентские заседания. Косвенно это подтвердил и сам политик, который в телевизионном выступлении заявил о необходимости достижения широкого общественного консенсуса по данному вопросу [6].
Во внешней политике Японии также предвидятся изменения. К числу заслуг Синдзо Абэ относят действия по нормализации отношений с США. Хотя как такового кризиса между странами не было, но в период пребывания демократов у власти получил эскалацию конфликт вокруг американских военных баз в Окинаве. Прежний уровень доверия удалось вернуть после официального визита японского премьера в США в конце февраля 2013 г. Во время встречи с Б. Обамой, С. Абэ заявил о «возвращении» Японии в ряды миро-
вых лидеров. Также японский премьер продолжил ведение переговоров по вступлению в Транстихоокеанское партнерство - региональную зону свободной торговли, за создание которой выступают США [7].
В то же время продолжают оставаться напряженными отношения Японии с Китаем. Более того, по сравнению с предыдущей администрацией глава японского кабинета министров перешел к более жесткой риторике. Например, 23 апреля 2013 г. в ответ на информацию о появлении восьми китайских судов в районе Сенкаку С. Абэ недвусмысленно заявил, что если китайцы высадятся на острова, его страна будет готова применить силу. При этом очевидно, что Япония в своей стратегии по отношению к Китаю стала отходить от узкой нацеленности на потенциальный военный конфликт вокруг островов. В Токио на смену пониманию проблемы Сенкаку как вопроса двусторонних взаимоотношений с Пекином пришло осознание того, что ситуация в Восточно-Китайском море тесным образом связана с ситуацией в Южно-Китайском море, а потому необходимо проводить тесную координацию оборонной политики со странами, озабоченными ростом военных амбиций КНР [8].
Все эти шаги японского руководства осуществляются в рамках внешнеполитической концепции, обнародованной премьер-министром в декабре 2012 г. и получившей название «Бриллиант безопасности». Данная концепция предусматривает углубление сотрудничества четырех стран - Японии, США, Индии и Австралии, которые «сформируют бриллиант, который будет защищать их интересы на море от районов Индийского океана до Запада Атлантического океана». Концепция «Бриллианта безопасности» в значительной мере направлена на то, чтобы смягчить влияние усиливающегося присутствия Китая в акваториях, прилегающих к Евразийскому материку (символом этого влияния может быть словосочетание «Пекинское озеро», которым называют Южно-Китайское море), а также на то, чтобы использовать новую вовлеченность Великобритании и Франции в дела Азии для сдерживания углубления отношений стран этого региона с Китаем [9].
Несмотря на схожую обеспокоенность Индии наращиванием военно-морской мощи Китаем, официальный визит индийского премьер-министра Манмохана Сингха в мае 2013 г. в Японию показал, что Индия не намерена участвовать в реализации японской внешнеполитической концепции. Индия придает равное значение отношениям не только с Японией, но и с Китаем и другими странами, поэтому Дели не нацелен на создание сети сдерживания Китая [10]. Австралия также с осторожностью относится к созданию международных структур, носящих антикитайских характер.
Япония активизировала действия и на российском направлении: 28 - 30 апреля 2013 г., впервые за 10 лет, японский премьер-министр посетил Рос-
сию, где встретился с В.В. Путиным. В ходе визита на первое место вышли вопросы экономического сотрудничества. Также российский президент сообщил, что стороны в ходе переговоров затронули вопрос о подписании мирного договора: «мы поручили министерствам иностранных дел двух стран усилить контакты, чтобы найти приемлемый для обеих сторон план разрешения данного вопроса» [11].
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что новое правительство настроено решительно в создании «мощной и процветающей Японии» и прилагает все возможные усилия ради этого. На мой взгляд, Синд-зо Абэ не остановится на достигнутом. Несмотря на то, что его идею реформирования Конституции страны не поддерживает нужное для этого большинство, благодаря другим направлениям своей политики кабинет Абэ снискал популярность. Согласно социологическому опросу, проведенному газетой «Ёмиури симбун», в декабре 2012 г. 65 % респондентов выразили поддержку кабинету Абэ, но в дальнейшем уровень общественной поддержки достиг 72 %, 74 % и 72 % - в марте, апреле и мае 2013 г. соответственно [12]. Такие показатели также свидетельствуют, что при реализации своих программных задач министерский срок С. Абэ может быть далеко не последним. В будущем количественный показатель перейдет в качество, т.е. позволит действующему премьеру осуществить намеченные цели для создания «более сильной Японии», что может привести к тому, что в стране будет одна партия-монополист. Именно к такому выводу склоняется востоковед Д.Е. Косырев, политический обозреватель «РИА Новости». По его мнению, наблюдается возврат к однопартийным позициям, и это происходит не только в Японии. Старые партии-монополисты под теми или иными именами возвращались в последнее время к власти на Тайване, в Таиланде и сейчас в Японии [13]. Насколько же удачной будет внутренняя и внешняя политика Синдзо Абэ покажет время.
Литература
1. Леонтьева Е.Л. Экономика Японии в 2012-2013 годах: новый курс экономической политики // Япония наших дней. - 2013. - № 2 (16). - С. 49.
2. Конституция Японии // Конституции государств мира. - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/archives/37
3. Накасонэ Я. Государственная стратегия Японии в XXI веке. - М.: Nota Bene, 2001. - 312 с.
4. Калмычек П.А. В Японии прошли выборы в верхнюю палату парламента // Япония наших дней. - 2013. - № 3 (17). - С. 6.
5. Стрельцов Д.В. Япония: выборы в палату советников // Портал МГИМО - 24.07.2013. - Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts/document240704.phtml
6. Калмычек П.А. В Японии прошли выборы в верхнюю палату парламента // Япония наших дней. - 2013. - № 3 (17). - С. 8.
7. Калмычек П.А. Возвращение: первые итоги пребывания Синдзо Абэ на посту премьер министра // Япония наших дней. - 2013. - № 2 (16). - С. 9.
8. Стрельцов Д.В. Некоторые приоритеты внешнеполитического курса второго кабинета Абэ // Ассоциация японоведов. - 20.09.2013. - Режим доступа:
http://japanstudies.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=324&Itemid=6 6
9. Сато Хэйго. Японские геополитические концепции: значение концепции «Бриллианта безопасности» // Взгляд из Японии. - Режим доступа: http://www.eri-21.or.jp/russia/opinion/world/
10. Кистанов В.О. Япония по всему миру ищет партнеров для противодействий «китайской угрозе» // Япония наших дней. - 2013. - № 2 (16). - С. 30.
11. Итоги визита премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Россию // Портал внешнеэкономической информации / Министерство экономического развития Российской Федерации. - 02.05.2013. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/news/8161 .html
12. Калмычек П.А. Возвращение: первые итоги пребывания Синдзо Абэ на посту премьер министра // Япония наших дней. - 2013. - № 2 (16). - С. 10.
13. Косырев Д.Е. Япония довольна своим премьером и жаждет возрождения // РИА Новости. - 13.03.2013. - Режим доступа: http://ria.ru/analytics/20130313/927111982.html
Коротко об авторе
Соколов Владислав Сергеевич - студент Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about author
Sokolov Vladislav Sergeyevich - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky. E-mail: [email protected]