Научная статья на тему 'Новый подход к классификации организационно-управленческих инноваций'

Новый подход к классификации организационно-управленческих инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
540
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОДУКТОВЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева О. Н., Киселев Д. С.

В статье предлагается новый классификационный подход к организационно-управленческим инновациям. Данный подход отражает сущность организационно-управленческих инноваций, заключающуюся в создании необходимых условий для успешного функционирования и развития хозяйствующего субъекта. Применение нового подхода на практике позволит обеспечить широкое использование организационно-управленческих инноваций в текущей деятельности отечественных предприятий, что будет способствовать развитию как отдельных хозяйствующих субъектов, так и российской экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый подход к классификации организационно-управленческих инноваций»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

3. Медведева Т.В. Финансовый механизм управления формированием и использованием продовольственных запасов. Наука и современность - 2014: сборник материалов ХXVШ Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова - Новосибирск: Изд-во ЦРНС - 2014. - № 28. - С. 256-260.

4. Медведева Т.В. Стратегия базового отраслевого развития региона. Научно-методический электронный журнал “Концепт” / Киров: Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2015. - № S9. - С. 91-95.

5. Медведева Т.В. Практика внедрения современных энергосберегающих технологий и достижение полной загрузки мощностей с целью снижения постоянных затрат на предприятии региона / Патриотизм XXI века: его формирование на традициях прошлого и современного опыта. Выпуск 1. - Концепт. - 2015. - Т.6. - С. 26-30.

© Н.В. Калинин, Т.В. Медведева, 2015

УДК 338

О. Н. Киселева

К.э.н., доцент Факультет экономики и менеджмента Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

г. Саратов, Российская Федерация Д. С. Киселев Полковник внутренней службы Слушатель 3 курса Академия ГПС МЧС России г. Москва, Российская Федерация

НОВЫЙ ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

Аннотация

В статье предлагается новый классификационный подход к организационно-управленческим инновациям. Данный подход отражает сущность организационно-управленческих инноваций, заключающуюся в создании необходимых условий для успешного функционирования и развития хозяйствующего субъекта. Применение нового подхода на практике позволит обеспечить широкое использование организационно-управленческих инноваций в текущей деятельности отечественных предприятий, что будет способствовать развитию как отдельных хозяйствующих субъектов, так и российской экономики в целом.

Ключевые слова

Инновационное развитие, инновационная деятельность, продуктовые и технологические инновации, организационно-управленческие инновации, классификация инноваций

Вопросы применения инноваций в сфере управления приобретают в последнее время все большую актуальность. Эффективность функционирования любой организации зависит от взаимодействия ее отдельных частей при достижении поставленных целей. При этом базой такого взаимодействия, своеобразным «буфером обмена» процессов, происходящих в организации, является система управления.

Системы управления, действующие на отечественных предприятиях в период перехода к рыночным условиям, были сформированы еще в период главенствования командно-административной экономики. Это определило их неспособность поддержать происходившие трансформации соответствующими эффективными управленческими решениями и нашло выражение в банкротстве и прекращении хозяйственной деятельности большого числа отечественных предприятий. На сегодняшний день, по мнению

67

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

авторов, «инертность» действующих систем управления и их неспособность адаптироваться к происходящим в российской экономике изменениям продолжают негативно влиять на результативность деятельности отечественных предприятий. При этом одним из важнейших негативных факторов становится неспособность систем управления поддержать и обеспечить необходимой организационной и управленческой структурой процессы разработки и внедрения продуктовых и технологических инноваций, определяющих конкурентоспособность отельных хозяйствующих субъектов и экономики страны в целом. Так, несмотря на повышенное внимание ученых и специалистов, власти всех уровней к проблеме инновационного развития, наличие существенной финансовой и инфраструктурной поддержки инновационных процессов, инновационная активность российских предприятий остаётся на низком уровне. В частности, заместителем Председателя Правительства Аркадием Дворковичем отмечено, что «... несмотря на создание необходимой инфраструктуры для инновационного развития и шаги, предпринятые по формированию территориальных кластеров, обеспечению финансовой поддержки, пока не удалось существенно увеличить активность бизнеса в этой сфере. по ряду причин повсеместного увеличения инновационной активности компаний не произошло» [1].

Таким образом, в складывающейся ситуации для отечественных предприятий приведение систем управления в соответствие с требованиями изменяющихся внешних и внутренних условий хозяйствования становится жизненно необходимым фактором, определяющим возможность сохранения и продолжения деятельности. В связи с этим, организационно-управленческие инновации, как инновации, направленные на повышение эффективности системы управления и приведение их в соответствие с существующими потребностями, приобретают особое значение и значимость. Так, Соколовым Д. В. И Юрканом Е. И. указывается, что организационно-управленческие инновации приобретают основное значение при эффективной организации инновационного процесса, так как определяют адекватность организационных подсистем постоянно меняющимся задачам инновационного управления [2].

При этом практическое применение организационно-управленческих инноваций не может быть эффективно осуществлено без соответствующей теоретической проработки вопросов данной области инновационной науки.

Анализ работ отечественных ученых и специалистов в области инновационного менеджмента свидетельствует о недостаточности разработанности вопросов, связанных с организационноуправленческими инновациями. Наряду с отсутствием единого мнения относительно сути и содержания организационно-управленческих инноваций, принципов и методов их реализации, оценки эффективности, значимым «пробелом» в инновационной науке является малая проработка вопросов классификационных подходов к данному виду инноваций. При этом именно классификация инноваций в общем, и организационно-управленческих инноваций - в частности, «помогает организовать и структурировать знания таким образом, чтобы сделать их использование более плодотворным и информационным. Более того, классификация необходима для установления значимости того или иного вида инновационной продукции или услуги, выявления степени их влияния на повышение благосостояния населения, а также для сравнительной количественной и качественной оценки инноваций» [3, с. 86].

Прежде всего, здесь важно отметить, что зачастую организационно-управленческие инновации в работах российских ученых и специалистов «завуалированы» процессными инновациями, что определяется акцентированием отечественной науки на вопросах технологических форм инноваций. Однако тенденции последних лет отражают рост интереса и к нетехнологическим формам инноваций, в первую очередь, организационно-управленческим.

Как правило, в качестве основы классификации организационно-управленческих инноваций выступает функциональная сфера применения вида инноваций. Так, Гомилевской Г. А. в качестве организационноуправленческих инноваций рассматриваются: организационные инновации, управленческие инновации, маркетинговые инновации, экономические инновации, социальные инновации, юридические инновации, информационные инновации, социальные инновации [4, с. 9].

68

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Карлинской Е.В. инновации в управленческой деятельности делятся на организационные инновации, инновации в планировании, мотивационные инновации, инновации в контроле, инновации в обучении персонала [5].

Другого классификационного подхода придерживается Панфилов А.В., согласно которому организационно-управленческие инновации делятся на «вынужденные» и «инициативные» [6]. Другими словами, классификационным признаком здесь выступает отношение к инновациям.

Никулиной Е. И. в качестве основы структурирования организационно-управленческих инноваций предлагается иерархия сфер менеджмента, в связи с чем выделяются инновации в методологии менеджмента, инновации во внутренних структурных подвидах (видах) общего менеджмента и инновации в основах науки и практики общего (классического) менеджмента [7, с. 159].

По мнению авторов, существующие классификации организационно-управленческих инноваций не могут способствовать эффективному использованию данного вида инноваций, не «провоцируют» необходимость их внедрения на отечественных предприятиях, так как не отражают основную суть инноваций в сфере управления. Как отмечает Киселева О.Н., «основным требованием, которому должна удовлетворять система управления отечественных предприятий, является ее ориентация на рынок и способность создать благоприятные условия для развития хозяйствующего субъекта» [8, с. 123]. Соответственно, основная цель организационно-управленческих инноваций - это обеспечение условий для сохранения, развития и внедрения других видов инноваций. Следовательно, целесообразно в качестве классификационного подхода к организационно-управленческим инновациям рассматривать цель их применения, что определит соответствующие масштабы, стоимость, потребность в ресурсах для реализации, ожидаемые результаты данных инноваций.

В соответствии с этим, предлагается выделить следующие организационно-управленческие инновации:

1. Для целей антикризисного управления. В этом случае организационно-управленческие инновации (в своем большинстве) должны характеризоваться, с одной стороны, быстродействием и «быстрым» результатом, а с другой - малой стоимостью разработки и реализации.

2. Для целей развития. В данном случае, предприятие «может позволить» разработку и внедрение более «дорогих» и продолжительных организационно-управленческих инноваций. Здесь речь идет о проектах развития на основе внедрения информационных систем управления, программ развития персонала и т.д.

3. Для целей инновационного развития. В данную категорию относятся организационноуправленческие инновации, внедрение которых необходимо для осуществления инновационных проектов предприятия. В первую очередь, это системы проектного управления, программы развития инновационных менеджеров и т.д.

Кроме того, важно учитывать, что основная масса организационно-управленческих инноваций «пришли» к нам из зарубежной управленческой практики. Однако уже имеются и «собственные» разработки, учитывающие специфику отечественной экономики и менталитет. В связи с этим целесообразно выделять «заимствованные» и «собственные» организационно-управленческие инновации. При этом поддержка указанных вариантов будет отличной. Если в первом случае это уже отработанные, регламентированные процедуры внедрения и отработки на практике, то во втором случае, учитывая относительную непродолжительность использования, процесс будет представлять собой яркую демонстрацию метода «проб и ошибок».

Таким образом, предложенный в работе классификационный подход к организационноуправленческим инновациям отражают специфику данного вида инноваций и, самое главное, их суть, заключающуюся в обеспечение успешного функционирования предприятия, независимо от того, в какой стадии своего развития оно находится. Реализация указанного подхода на практике, по мнению авторов, будет способствовать успешному внедрению организационно-управленческих инноваций на практике, что в свою очередь обеспечит развитие отечественных предприятий и российской экономики в целом.

69

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

1. О ходе реализации инновационного развития России на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/16196/ (дата обращения 13.07.2015).

2. Соколов Д. В., Юркан Е. И. Формирование механизмов организационной поддержки управленческих инноваций. //Проблемы современной экономики. №4(24). 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://www.m-economy.m/art.php?nArtId=1640 (дата обращения 03.10.2015).

3. Полянский С. Н. Некоторые аспекты к вопросу классификации инноваций. // Вестник Тамбовского университета. - №7(123). - 2013. - С.86-91.

4. Гомилевская Г. А. Организационно-управленческие инновации в повышении эффективности гостиничного бизнеса: на примере Приморского края: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Владивост. Гос. университет экономики и сервиса, Владивосток, 2010. - 22 с.

5. Карлинская Е. В. Внедрение управленческих и социальных инноваций на российских предприятиях, как путь преодоления кризиса [Электронный ресурс]. URL://http://www.rpm-consult.ru/article18 (дата обращения 01.10.2015).

6. Панфилов А. В. Внедрение управленческой инновации: роль лидера и мотивация персонала. Теория и

практика общественного развития. №1. 2012. [электронный ресурс]. URL: http://teoria-

practica.ru/rus/files/arhiv_zhumala/ 2012/ 1/s%D0%BEci%D0%BEl%D0%BEgiy%D0%B0/panfilov.pdf (дата обращения 29.09.2015).

7. Никулина И. Е. Инновации в современном менеджменте. //Вестник Томского государственного университета. - №342. - 2011. - С. 159-162.

8. Киселева О. Н. О необходимости применения организационно-управленческих инноваций на российских предприятиях в современных условиях. Международна научна школа «Парадигма». Лято-2015.В 8 т. Т.3: Теоретична и приложна икономика: сборник научни стати / под ред. Р.Т. Янева. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. - С. 121-128.

© О. Н. Киселева, Д. С. Киселев, 2015

УДК 351/354

А.А. Козменков

магистрант, направление «государственное и муниципальное управление» Алтайский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации Алтайский край, г. Барнаул, Российская Федерация

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ

Аннотация

В статье описывается процесс государственных закупок в России. Рассмотрены проблемы становления института государственных закупок в России.

Ключевые слова

Г осударственный и муниципальный заказ, становление государственных закупок.

Государство является важнейшим закупщиком продукции. Основной целью системы государственного заказа является эффективное обеспечение потребностей публично-правовых образований и созданных ими организаций в качественных товарах, работах и услугах, необходимых для выполнения органами власти своих государственных функций и обязанностей.

Как показывает мировой опыт, наиболее рациональным способом организации закупок для государственных нужд является осуществление закупок посредством проведения конкурсных торгов.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.