Научная статья на тему 'НОВЫЙ НАПИТОК ИЗ ОТВАРА ЯНДАКА И ЗЕЛЕНЫЙ ЧАЙ КАК ПИТЬЕВЫЕ СРЕДСТВА В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА '

НОВЫЙ НАПИТОК ИЗ ОТВАРА ЯНДАКА И ЗЕЛЕНЫЙ ЧАЙ КАК ПИТЬЕВЫЕ СРЕДСТВА В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ НАПИТОК ИЗ ОТВАРА ЯНДАКА И ЗЕЛЕНЫЙ ЧАЙ КАК ПИТЬЕВЫЕ СРЕДСТВА В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА »

М., 1962. — ЛагертИ. К- Бактерицидные фрионовые аэрозоли и опыт их применения в корабельных условиях. Воен.-мед. ж., 1958, № 8, с. 52. — Р е ч м е н с к и й С. С. Бактерицидные средства для обеззараживания воздуха. Гиг. и сан., 1945, № 1—2, с. 18.

Поступила 3/VI 1966 г .

УДК 613.37

НОВЫЙ НАПИТОК ИЗ ОТВАРА ЯНДАКА И ЗЕЛЕНЫЙ ЧАЙ КАК ПИТЬЕВЫЕ СРЕДСТВА В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА

Канд. мед. наук Б. Г. Багиров Ашхабадский институт эпидемиологии и гигиены

При исследовании водного баланса рабочих различных отраслей промышленности Туркмении мы установили у них довольно значительные влагопотери. Так, потери в весе тела в течение смены рабочими машинно-ванного цеха Ашхабадского стекольного комбината составляют 2—3%. Усиленное потоотделение способствует выведению из организма минеральных солей, микроэлементов, водорастворимых витаминов и других биологически ценных веществ.

Известно много различных напитков, рекомендуемых для употребления рабочими горячих цехов. Однако по ряду технических трудностей, связанных с их приготовлением в большом количестве, а иногда и высокой стоимостью, широкое внедрение этих напитков в практику задерживается.

Нами (Б. Г. Багиров, Т. А. Соколова и С. Г. Ягодинская) были проверены некоторые показатели физиологической эффективности употребления рабочими-строителями

вместо обычной воды охлажденного зеленого чая. Последний уменьшает влагопотери организма (табл. 1).

Таблица 2

Характеристика процессов теплорегуляции у рабочих-нефтяников при питье воды и напитка, приготовленного из отвара яндака

Таблица 1

Характеристика водного баланса рабочих-каменщиков при питье воды и зеленого чая

с к

Обследованные 5 х < а» 3 5 Изменения в весе за смену при питье воды и чая (в г)

у «

Шурб. 4 4 —287,0 + 62,0 Вода Чай

Берд. 2 4 0 + 800,0 Вода Чай

Дол. 3 4 —933,0 —266,0 Вода Чай

Бек. 3 3 —718,0 —616,0 Вода Чай

Баг. 3 4 —350,0 +50,0 Вода Чай

Повышение тем-

пературы кожи и

тела (в градусах)

при потреблении

в качестве пить-

Температура евых средств

напитка

воды из ян-

дака

Кожи:

лоб 1,4 0,5

спина 1,5 0,6

грудь 1,1 0,7

кисть 1,5 0,9

стопа 1,6 1,4

В среднем 1,4 0,8

Тела 0,2 0,08

При питье воды обследованные в течение смены теряли в весе до 1 кг. Исключение составил лишь Берд., у которого этот показатель остался без изменений. При питье зеленого чая потери в весе у большинства рабочих были значительно меньше, у Берд. отмечена даже прибавка в весе на 800 г.

В период наблюдений температура воздуха была относительно постоянной: утром 30—31°, к концу смены 36—40°.

Кроме зеленого чая, мы использовали также напиток, приготовленный из водного раствора отвара яндака или верблюжьей колючки (А11^1 регБагит Во15Бе1 ВиЬве) из семейства бобовых (¡^¡пппозае). Яндак — многолетнее теплолюбивое растение, размножается корнеотпрысками и семенами, начинает отрастать в апреле, цветет с конца мая

по август. В яндаке содержится значительное количество дубильных веществ пирокатехи-новой группы, водорастворимая кремниевая кислота, глюкозиды флавоновой группы, обладающие Я-витаминной активностью (Е. 3. Асоева и соавторы, 1962), а также витамины А, С и К (Р. К. Алиев и соавторы).

Н. А. Синельников указывает, что комплексное действие биологически активных составных частей яндака в основном сводится к сосудосуживающему, вяжущему, кровоостанавливающему и бактериостатическому эффекту. Н. А. Синельников и соавторы отмечают положительные результаты при лечении острой и хронической дизентерии 5% отваром яндака.

Целебные свойства этого растения и отсутствие побочных действий при его применении побудили нас провести наблюдения для определения возможности использования яндака как питьевого средства. С этой целью в июле 1964 г. в течение 20 дней в западных районах Туркмении было проведено изучение эффективности питья отвара яндака по сравнению с обычной охлажденной водой. Обследовано 19 нефтебуровых рабочих. Каждая вахта, состоявшая из 5—6 человек, была разделена на 2 группы: одна из них получала в течение 4 дней яндачный напиток, а другая — воду. Температура воздуха в течение смены достигала 40—44°, причем утром она равнялась 25—26°. Всего 95 исследований.

Мы остановились на 0,6—0,7% водном растворе напитка, приготовленного из отвара яндака. Технология приготовления отвара изложена Н. А. Синельниковым (1963). Для разбавления отвара яндака использовали обычную водопроводную воду, охлажденную до 16—18°. Напиток имеет светло-зеленоватый цвет, по вкусу и запаху он напоминает зеленый чай, но в нем несколько резче ощущается освежающий запах и вкус степных трав.

У группы рабочих, потреблявших напиток из яндака, многие физиологические реакции организма протекали лучше, чем у группы рабочих, пивших воду. Так, у лиц, которые пили этот напиток, повышение температуры кожи тела было очень незначительным. Данные, характеризующие состояние процессов теплорегуляции в течение смены у обследованных, приведены в табл. 2. Они говорят о нормализующем действии напитка из яндака на эти процессы. В частности, у всех обследованных, пивших воду, средняя температура кожи за рабочий день повышалась на 0,6°, а температура тела на 0,12° больше, чем у лиц, потреблявших напиток из яндака. Кроме того, у 6 из 11 рабочих, пивших напиток из яндака, к концу работы температура тела не повышалась, а, наоборот, заметно снижалась.

Очень характерно действие яндака на водный баланс организма. Рабочие-бурильщики яндачный напиток пьют меньше, чем воду. Например, бурильщики в среднем за смену выпили около 2,5—3 л воды, а напитка из яндака почти наполовину меньше. Все рабочие, которые пили напиток, отмечали приятные вкусовые качества и его действие, хорошо утоляющее жажду. Влагопотери организма у них равнялись в среднем 200 г, а у лиц, пивших воду, 2600 г.

Водный баланс организма обследованных, как показали наблюдения, не имел существенной разницы в зависимости от питьевых средств. Так, потери в весе тела за смену у рабочих, пивших воду, составили 554 г, а у тех, кто пил напиток из яндака, — 536 г. Тем не менее влагопотери у лиц, пивших яндачный напиток, были на 600 г меньше, чем у рабочих, пивших воду.

Летом 1966 г. мы совместно с Н. В. Карташевой провели специальное исследование для проверки действия в условиях жаркого климата комбинированного напитка, составленного из 0,7% раствора отвара яндака и 0,2% раствора отвара зеленого чая. Под нашим наблюдением находились 33 рабочих-каменщика. Оказалось, что при употреблении в качестве питьевого средства воды пульс у обследованных к концу работы становился более учащенным, чем при приеме указанного напитка. После физической нагрузки в норме происходит значительное повышение сйстолического давления (на 5—7 мм) и снижение диастолического. Подобную реакцию, которую С. П. Летунов и Р. Е. Мотылянская, А. Г. Дембо и др. называют нормотонической, мы наблюдали при приеме рабочими напитка. При питье воды отмечался астенический тип реакции, при котором систолическое давление снижалось, а минимальное давление повышалось. Этот тип реакции артериального давления на нагрузку рассматривается как патологический.

Одномоментная функциональная проба с нагрузкой (20 приседаний за 30 сек.) позволила установить преимущество рекомендуемого нами напитка. Так, при питье воды в 8,5% случаев после нагрузки систолическое давление снижалось, пульс в среднем повышался на 53% по сравнению с исходными величинами и достигал в среднем 128 ударов в минуту. В то же время при приеме напитка после нагрузки обнаруживался только нормо-тонический тип реакции и пульс увеличивался на 44% по сравнению с исходной величиной и составлял в среднем 118 ударов в минуту.

Время восстановления пульса и артериального давления при употреблении напитка было заметно меньше, чем при приеме воды. Например, при приеме напитка пульс восстанавливался в среднем через 87 сек., а при приеме воды через 122 сек. К концу смены у рабочих, потреблявших напиток, время восстановления пульса и артериального давления укорачивалось, а при употреблении воды удлинялось (разница показателей достоверна). Электрокардиографические исследования показали, что при питье воды к концу смены в 44% случаев интервал $Т был выше изолинии на 2 мм, вольтаж зубца Т снижался; при потреблении же напитка такие явления наблюдались только в 26% случаев.

В целом наши наблюдения в определенной мере говорят о положительных качествах упомянутых выше питьевых средств.

8*

115

ЛИТЕРАТУРА

Асоева Е. 3., Даукша А. Д., Денисова Е. К- Изв. АНлТуркменск. ССР. Серия биол. наук, 1962, № 3, с. 74,— Они же. Там же, 1963, № 6, с. 75. — А л и-ев Р. К., ПрилипкоЛ. И., ДамировИ. Н. Перспективы использования местных растительных ресурсов для производства лекарственных препаратов в Азербайджане. Баку, 1961. — Д е м б о А. Г. Современные методы исследований в спортивной медицине. Л., 1963.—Л е т у н о в С. П. Теория и практ. физ. культуры, 1956, №4, с. 281.— Синельников Н. А. Здравоохр. Туркменистана, 1963, № 4, с. 29. — Синел ь-никовН. А., СкавинскаяЛ. В., А в а к я н М. М. Тезисы докл. научной конференции, посвящ. 250-летию со дня рождения М. В. Ломоносова. Туркменск. мед. ин-та. Ашхабад, 1961, с. 19.

Поступила 12/11 1965 г.

УДК 613.287:576.851.48.06

ВЫЖИВАЕМОСТЬ ПАТОГЕННЫХ СЕРОТИПОВ КИШЕЧНОЙ.ПАЛОЧКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ПАСТЕРИЗАЦИИ И ХРАНЕНИЯ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ

Доктор ветеринарных наук Ш. И. Ахмедова

Кафедра микробиологии Самаркандского кооперативного института Центросоюза

В'молоке и молочных продуктах, как показывают исследования ряда авторов (Kobes; Н. Н. Кибардина; Ш. И. Ахмедова; И. М. Нихинсон и соавторы; Л. Д. Степанковская), иногда обнаруживаются патогенные серотипы кишечной палочки. Нами была подвергнута изучению выживаемость некоторых патогенных серотипов ее в зависимости от условий пастеризации и хранения молока и молочных продуктов.

Для установления сроков выживаемости кишечной палочки серотипов 026, 078 и 086 в молоке, простокваше, узбекских национальных молочнокислых продуктах чакке и круте последние хранили при 19—24° и в холодильнике (при температуре от —1 до +3°). Перед опытом определяли кислотность продуктов: в молоке она составляла 23°, простокваше 122°, чакке 340°, а в круте 263°.

Результаты бактериологических исследований показывают, что в молоке, находившемся в комнатных условиях и в холодильнике, кишечная палочка сохранялась весь период наблюдения, т. е. в течение 8 дней. На 3-й день молоко, хранившееся в комнатных условиях, подвергалось закисанию (кислотность от 86 до 124°), но, несмотря на это, высевы давали положительные результаты. В холодильнике энтеропатогенные серотипы сохранялись в простокваше 7 дней (кислотность от 124 до 130°), тогда как в комнатных условиях ни один из них не выживал более 3 дней (кислотность от 196 до 204°). В чакке, находившейся в комнатных условиях и в холодильнике, кишечные палочки, за исключением серотипа 078, сохранялись 2 суток, а с 3-го дня ни один из серотипов не удалось обнаружить. В круте, хранившемся в холодильнике, уже через 2 дня не были найдены серотипы 078 и 086, а серотип 026 сохранялся 7 дней. В комнатных условиях все серотипы погибали.

Опыты пастеризации молока, зараженного различными серотипами кишечной палочки, свидетельствовали о том, что в условиях нагревания его при температуре 50—60° от 5 до 90 мин. отдельные энтеропатогенные серотипы оставались жизнеспособными (это говорит не об одинаковой чувствительности их к действию температуры). Губительной для кишечной палочки оказывалась температура 70°. Кроме того, на сохраняемость кишечной палочки влияла также степень их обсемененности этими бактериями.

Таким образом, можно заключить, что в условиях, когда молоко и простокваша сохраняют товарные органолептические показатели, энтеропатогенные серотипы кишечной палочки выживают. Чакка может служить источником заражения людей непродолжительное время (2 дня), в круте же энтеропатогенные серотипы длительное время остаются жизнеспособными. Загрязнение крута кишечной палочкой представляет опасность для людей довольно долго.

Пастеризация молока, загрязненного энтеропатогенными серотипами кишечной палочки, при 70° в течение 30 мин. является надежным методом его обезвреживания.

ЛИТЕРАТУРА

Ахмедова Ш. И. Труды Узбекск. научно-нсслед. ин-та ветеринарии. Ташкент, 1964, т. 16, с. 108. — Кибардина Н. Н. В кн.: Материалы итоговой Украинск. Республиканской научно-практической конференции по проблеме «Кишечные инфекции». Киев, 1962, с. 77. — Нихинсон И. М., Городецкая В. М., Ч е р н о в И. И. и др. Гиг. и сан., 1965, № 2, с. 81. — Степанковская Л. Д. Там же, с. 80. — К о-b es A., Z. ärztl. Fortbil. (Jena), 1957, Bd 51, S. 340.

__Поступила 27/1V 1966 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.