Научная статья на тему '«Новый» мир и его герои в произведениях каслинского художественного литья из чугуна 1920-1930-х годов'

«Новый» мир и его герои в произведениях каслинского художественного литья из чугуна 1920-1930-х годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
587
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАСЛИНСКОЕ ЛИТЬЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ ИЗ ЧУГУНА / ИСКУССТВО УРАЛА XX ВЕКА / П К КЛОДТ / Н Н ГОРСКИЙ / KASLI / KASLI IRON SCULPTURE / ORNAMENTAL CAST IRON / URAL ART IN XX CENTURY / P K KLODT / N N GORSKY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гилева К.А.

В статье рассматриваются вопросы формирования нового ассортимента каслинского чугунолитейного завода в 1920-1930-е годы. Работазавоа в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, а также творческие работы заводских скульпторов К.А. Клодта и Н.Н. Горского. Деятельность этих художников способствовала не только появлению на каслинском заводе моделей советской тематики, но и формированию собственной художественной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“NEW” WORLD AND ITS HEROES IN THE WORKS KASLI ART CASTING FROM PIG-IRON

The article explores the issues surrounding the development of a new product range of Kasli cast iron factory in 1920s-1930s. It highlights the factory's participation in Lenin's plan of monumental propaganda, as well as the works of factory sculptors, K.A.Klodt and N.N.Gorsky. These artists' work not only facilitated the development of Soviet-themed objects produced by the Kasli factory, but also helped to shape the factory's own school of art.

Текст научной работы на тему ««Новый» мир и его герои в произведениях каслинского художественного литья из чугуна 1920-1930-х годов»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 745.5 К. А. Гилева

г. Екатеринбург, Россия

«НОВЫЙ» МИР И ЕГО ГЕРОИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КАСЛИНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИТЬЯ ИЗ ЧУГУНА

1920-1930-х годов

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются вопросы формирования нового ассортимента каслинского чугунолитейного завода в 1920-1930-е годы. Работазавоа в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, а также творческие работы заводских скульпторов К.А. Клодта и Н.Н. Горского. Деятельность этих художников способствовала не только появлению на каслинском заводе моделей советской тематики, но и формированию собственной художественной школы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: каслинское литье, художественное литье из чугуна, искусство Урала XX века, П. К. Клодт, Н. Н. Горский

K. A. Gileva

Yekaterinburg, Russia

"NEW" WORLD AND ITS HEROES IN THE WORKS KASLI ART CASTING FROM PIG-IRON 1920-1930s

ABSTRACT. The article explores the issues surrounding the development of a new product range of Kasli cast iron factory in 1920s-1930s. It highlights the factory's participation in Lenin's plan of monumental propaganda, as well as the works of factory sculptors, K.A.Klodt and N.N.Gorsky. These artists' work not only facilitated the development of Soviet-themed objects produced by the Kasli factory, but also helped to shape the factory's own school of art.

KEYWORDS: Kasli, Kasli iron sculpture, ornamental cast iron, Ural art in XX century, P.K.Klodt, N.N.Gorsky

Революционные события в России в корне изменили жизнь Кыштымского горного округа и каслинского чугунолитейного и железоделательного завода. Несмотря на гражданскую войну, разграбление поселка, смену руководства, само производство практически не пострадало и находилось в рабочем состоянии. Как и сотни других предприятий завод был национализирован и в первые советские десятилетия находился в ведении Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и имел районное правление в Екатеринбургском округе. С 1922 года он вошел в Горнометаллургический трест «Уралмет», а с 1926 по 1929 - в «УралГорМет Трест» ВСНХ. В отличие от других заводов Кыш-

тымского горного округа, прекративших свою деятельность в первые годы Советской власти, каслинский завод работал без перерыва, производство было ориентировано на продукцию военного характера и бытовое литье. В 1916 году выпуск художественного литья прекратился и возобновился только после окончания гражданской войны.

Решающую роль в восстановлении художественного направления на каслинском заводе сыграл ленинский план монументальной пропаганды. Утвердившаяся после революции новая советская власть была довольно абстрактной и не персонифицированной для простого человека. Отчасти, декрет о памятниках решал на мес-

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

тах эту непростую задачу. Большинство тиражируемых монументальных произведений наглядно демонстрировали образы коммунистических деятелей и исторически и политически значимых персонажей. Для воплощения в металле мемориальных плит вождей, сподвижников коммунистического движения и политических деятелей был выбран каслинский завод. Автором чугунных «плакатов» Н.Толмачеву и К. Либ-нехту был И.А. Камбаров. С 1916 по 1918 год Илья Александрович жил и работал в каслях, преподавал рисунок и лепку в каслинском начальном волостном училище и в школе инструкторов сельскохозяйственных машин. Без сомнения, он был прекрасно знаком с художественным литьем из чугуна и можно предположить, что именно благодаря этому обстоятельству заказ был размещен на каслинском заводе. Также, в 1920 году в каслях, были отлиты памятные доски по моделям столичных ваятелей О. П. Ваулиной (Ф. Энгельсу, Л. Вайнеру, Р. Люксембург) и Н. И Альтмана (С. Н. Халтурину, А. В. Луначарскому и В. Володарскому). Сегодня эти барельефы демонтированы и находятся в собраниях российских музеев.

С возобновлением производства художественного литья руководству завода пришлось решить непростую задачу -имеющийся модельный ряд до революционного периода идеологически не соответствовал, а также был отчасти утрачен, собственного скульптора, который бы выполнял модели соответствующие новым установкам, также не было. Большой удачей стал приезд в 1921 году внучатого племянника барона П. К. Клодта, скульптора Константина Клодта, принявшего предложение Каслей о работе. С его именем связано появление героев «нового мира» в каслинском художественном литье из чугуна. Константин Александрович принимает участие в работе над памятником «Героям, павшим за революцию», заказ на изготовление которого получил каслинский завод. Монумент затем был установлен в восьми городах Урала, а также в Туле. Он выпол-

няет эскизы и разрабатывает первые модели бытового и художественного литья с советской символикой, таковы например, карандашница «Спорт», подставка для утюга, печная дверца «Трест Гормет» (все модели 1924-1925 годов).

Привычные бытовые предметы приобретают новое, актуальное звучание и несут в повседневную жизнь уральцев символику и пропагандистское звучание советской власти. В своих моделях Клодт пытается найти историческую преемственность культурного наследия и копро-мисс между «старым» и «новым». Например, нож для разрезания бумаг «Пионер» (модель 1924-1925 годов) органично сочетает форму египетских туалетных ложечек с актуальным образом совсем недавно организованной детской коммунистической организации. К сожалению, эти модели, тиражировавшиеся в Каслях в 1920-1930-е годы, исчезают из ассортиментного ряда завода в 1940-1950-е гг.

Кроме того, скульптор работает над образом В. И. Ленина, одним из первых в уральском чугуне. Если в 1917-начале 1920-х годов советской власти революция и политическая верхушка власти на местах не ассоциировалась с личностью конкретного человека, а больше соответствовала абстрактному понятию: «вожди», то к 1922 году начинает складываться персонифицированный образ В.И. Ленина. Иконографические типы практически окончательно, утвердились к 1924 году. Основными становятся: страстный революционер и борец за освобождение рабочего класса, вождь мирового пролетариата и великий государственный деятель. Клодт, работая над фигурой вождя, еще не был подвержен этим установкам и его портрет Ленина получился достаточно нейтральным, можно сказать, человечным.

Кроме творческой работы К. А. Клодт разрабатывает модель мясорубки, выпуск которой, начатый в 1920-е годы, практически не прекращался в течение всего «советского» периода каслинского завода. Кроме того, мастер органи-

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

зует при заводе школу художественного литья, что положило начало системе непрерывного профессионального образования собственных специалистов. Школа существовала при заводе до 1945 года (с перерывом 1939 - 1943, время, когда работа цеха художественного литья была приостановлена), а затем скульптурный класс открылся в Каслинском ремесленном училище №18. Благодаря этому на предприятии в будущем воспитывались не просто художники для завода, а скульпторы, в совершенстве владеющие технологическими процессами. Это и позволяло им выполнять модели, сразу ориентированные на отливку в чугуне. Выпускниками школы, в разные годы, стали каслинские скульпторы: П. С. Аникин, А. С. Гилев, А. В. Чиркин, В. Н. Зобнин, А. И. Просвирнин и другие. Большинство произведений этих авторов входят в ассортимент Каслинского завода и сегодня.

После смерти К. А. Клодта в 1928 году ситуация с художественным направлением на каслинском заводе стала вновь критическая, практически на грани закрытия. Моделей на завод поступает крайне мало их выбор никак не регламентирован и сегодня сложно проследить источники их появления. Так, например, в каслинском историко-художественном музее находится чугунная отливка 1930-х годов «Пограничник с собакой», скульптора Варгина. Однако ничего, кроме фамилии, о художнике неизвестно.

Лишь в 1935 году из Екатеринбурга приезжает Н.Н. Горский, откликнувшись на объявление в газете «Комсомольская правда», о том, что Каслинскому заводу требуется скульптор по художественному литью. Николай Николаевич проработал в Каслях довольно непродолжительное время, он уехал в 1939 году. Он не только плодотворно работал творчески, но и вел изокружок в клубе, много занимался административной работой.

Николай Николаевич выполнил несколько моделей для тиражирования в чугуне. Среди них, большие круглые барель-

ефы с портретами К. Маркса и В. И. Ленина (модели 1935-1937 годов). Однако, в трактовке образов Горский следовал уже устоявшемуся в советском искусстве канону профильного изображения вождей.

Горский принимает самое деятельное участие и в восстановлении архитектурного литья на заводе. 1930-е годы период стремительного роста городов Советского Союза. В Касли начинают приходить множественные заказы на архитектурное литье. Московский метрополитен, Парк культуры и отдыха им. А.М. Горького, ВДНХ, мосты и набережные Москвы-реки, Волго-Донского канала были одеты в уральский чугун.

Несмотря на все усилия к середине 1930-х годов перед руководством завода остро стояла проблема ассортимента, новых моделей было по-прежнему мало, кроме того, приближалась Всемирная выставка в Париже, в которой Каслинский завод должен был представить свою продукцию. В 1934 году, по сложившейся к этому времени практике публичных обращений, рабочие завода пишут открытое письмо Горькому, в котором просят помощи с привлечением внимания к каслинскому литью и наполнению ассортимента новыми моделями. Это воззвание вызвало волну интереса в прессе к уральскому поселку. В 1935 году Каслям посвящены статьи в журналах «Наши достижения», «Уральский следопыт». В прессе обсуждаются и рассматриваются возможности уральского металла в деле пропаганды социалистических идей. Одновременно, начинает формироваться современный миф о каслинских мастерах, угнетаемых буржуазными владельцами завода и «подлинном» народном искусстве, проложившем себе дорогу сквозь запреты.

История о мастере В. Ф. Торокине и его «чугунной бабушке», опубликованная Н. Добычиным в журнале «Наши достижения», была с легкостью подхвачена П. П. Бажовым и окончательно оформилась в сказ в 1942 году. Так, художественное производство с легкостью преврати-

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

лось в народный промысел и пребывает в этом статусе и сегодня.

Внимание прессы и властей позволило осуществить поездку осенью 1936 года группы мастеров завода и скульптора Горского в Москву во Всесоюзный комитет по делам искусств. Было устроено совещание с художниками и архитекторами Москвы, на котором, каслинцы рассказывали о своих проблемах с ассортиментом. К сожалению, представленные столичными ваятелями модели были отвергнуты Горским и вызвали его неодобрительные отзывы в прессе. Остается загадкой, чем была вызвана такая реакция. Обратившись к каталогу скульптуры московского объединения «Всекохудожник» за 1932 год, (в уставе которого одним из основных пунктов было производство и широкое распространение художественной продукции) можем найти произведения как нельзя лучше соответствовавшие заданным требованиям: выполненные на современные темы - победы революции, строительства нового мира, передовой молодежи и ударного труда. З.Г. Малаева на круглом столе «Уральское художественное литье XVIII -XXI веков», проходившем в Обледененном музее-заповеднике Коломенское в январе 2016 года, предположила, что эта ситуация могла быть связана с личными неприязненными отношениями каслинского скульптора с московским объединением. В результате поездки, на каслинский завод поступили две работы петербургских авторов: М. Г. Манизера «Тяжелоатлет» (мо-

дель 1936 года) и «Зарема - балерина Каминская» (модель 1937 года) Е. А. Янсон-Манизер. Стоит отметить, что эти два произведения, в определенной мере, «задали тон», в выборе тем моделей для серийного производства - это спорт и балет. Поездку можно было бы назвать неудачной, ведь надеялись на большее, тем не менее, она положила начало многолетнему содружеству с известными художниками Москвы и Ленинграда. После отъезда Горского из Каслей, обращения к столичным авторам стали регулярными. Так в заводском ассортименте появились модели не только М. Г. Манизер, Е. А. Янсон-Манизер, но и Л. В. Шервуда, Н. В. Томского, Л. П. Азаровой, О. П. Таежной-Чешуиной, А. И. Посядо, В. Л. Симонова.

За период 1920-1930-х годов «Новый» мир прочно утвердился в художественном литье из чугуна на каслинском заводе. Формирование модельного ряда находилось в общем культурном русле и отвечало программным требованиям советской власти. За первые десятилетия были налажены, утраченные во время революционных событий и смены власти, связи со столичной скульптурной школой. Несмотря на перерыв, связанный с Великой Отечественной войной, в Каслях с 1930-х годов сохранялась преемственность художественно-технического образования с обязательным участием в нем заводского скульптора и освоения производственного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Е.П., Черепов В.А., Ярков С.П. Памятники монументального искусства Свердловской области/ Е.П. Алексеев; В.А.Черепов; С.П. Ярков. - Екатеринбург: Издательский дом «Сократ». - 2008. - 152с.: ил. - (Культурное наследие Свердловской области).

2. Гилева К.А. Загадки и тайны советского чугуна/К.А.Гилева // Уральский альманах предметов коллекционирования. - 2016. - №11. - С.28-32.

3. Гилева К.А. Заря изобилия. Каслинское художественное литье из чугуна 1928-1991гг. / К.А. Гилева // Уральский альманах предметов коллекционирования. - 2015. - №10. - С.3-7.

4. Губкин О.П. Каслинский феникс [Текст]: фотоальбом/ О.П. Губкин; гл.ред. Е.Логунов. -Екатеринбург: Сократ, 2004. - 176с.: цв.ил. - (Художественный металл Урала).

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

5. Литье Каслинского завода архитектурно-художественного литья. Художественные вещи: Альбом. - Касли, 2011. - 112с.: ил.

6. Павловский Б.В. Касли/ Б.В. Павловский. - Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1957. -88с.: ил. .

7. Пешкова И.М. Его право называться «единственным». Скульптор Каслей Павел Степанович Аникин (17 июня 1917-18 декабря 1956) / И.М. Пешкова // Уральский альманах предметов коллекционирования. - 2014. - №6. - С.3-13.

8. Пешкова И.М. Репортаж из манычского переулка, в котором представлена большая жизнь скульптора Каслей Николая Горского [Текст]/ И.М. Пешкова. - Екатеринбург, журнал «Урал». - 2008. -112с.

9. Русское чудо: каслинское художественное литье из чугуна/ [В.М. Андрианова др.]. - Москва: Издательский дом Тончу, 2014. - 365с.: ил., факс., портр. - (Московская книга).

10. Художественное литье Х1Х-ХХ в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств: Каталог/ Сост. О.П. Губкин; Г.П. Шайдурова. - Екатеринбург: Издательский дом «Автограф», 2005. - 320с.: ил.

11. Художественное литье Урала: каталог выставки.- Москва, 2016. -176с.: ил.

12. Смирнова М.В. Малое начало большого будущего. Каслинское литье в 1920-1930-е годы/ М.В. Смирнова //Художественный металл в России и Европе в Х1Х-ХХ веках: Сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции.-Екатеринбург, 2015. С. 55-57.

13. Шалаева Н.В. Становление плана монументальной пропаганды в советской России. 19171918 годы/Н.В. Шалаева // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. №8 (337).- С. 18-24.

14. Шалаева Н.В. Персонификация образа власти в советской политической культуре 1920-х гг./ Н.В.Шалаева // Власть. 2014. №2. - С. 189-193

15. Скульптура «Всекохудожника» 1929-1932: каталог. - Москва: Всекохудожник, 1932. -41с.:ил.

16. Добычин Н. Живой чугун / Н.Добычин // Наши достижения.-1935.-№5-6. - С. 189-209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.