Научная статья на тему 'Основные тенденции развития каслинского художественного чугунного литья в XX начале XXI в'

Основные тенденции развития каслинского художественного чугунного литья в XX начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1871
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ УРАЛА / КАСЛИНСКОЕ ЧУГУННОЕ ЛИТЬЕ / URAL ART INDUSTRY / KASLY CAST-IRON CASTING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шебалина Наталья Михайловна

В научной литературе широко освещались вопросы зарождения и начального этапа развития всемирно известного традиционного промысла Урала по художественной обработке металла каслинского чугунного литья. Сегодня назрела потребность изучения художественного производства XX начала XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TENDENCIES IN THE DEVELOPMENT OF KASLY ART CAST-IRON CASTING IN THE 20TH AND BEGINNING OF 21 CENTURY

There are questions of the origin and initial stage of the world-known Ural trade of art metal forming Kasly cast-iron casting is analysed. Today there is a need in the research of an art production in the 20 and beginning of 21 century.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития каслинского художественного чугунного литья в XX начале XXI в»

УДК 672.13(470.55/58) ББКЩ 125.4(2Р36)

Н. М. Шабалина

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАСЛИНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧУГУННОГО ЛИТЬЯ В XX — НАЧАЛЕ XXI В.

N. М. Shabalina

THE MAIN TENDENCIES IN THE DEVELOPMENT OF KASLY ART CAST-IRON CASTING IN THE 20TH AND BEGINNING OF 21 CENTURY

В научной литературе широко освещались вопросы зарождения и начального этапа развития всемирно известного традиционного промысла Урала по художественной обработке металла — каслинского чугунного литья. Сегодня назрела потребность изучения художественного производства XX — начала XXI в.

Ключевые слова: художественная промышленность Урала, каслинское чугунное литье.

There are questions of the origin and initial stage of the world-known Ural trade of art metal forming — Kasly cast-iron casting is analysed. Today there is a need in the research of an art production in the 20 and beginning of 21 century.

Keywords: Ural art industry, Kasly cast-iron casting.

В научной литературе историками культуры и искусства в разные периоды XX в. широко освещались вопросы зарождения и начального этапа развития художественного литья на Урале (H. Н. Соболев, Б. В. Павловский, A.A. Гилодо, О. П. Губкин, Г. П. Черкашина и др.). Изучены и опубликованы многие архивные источники и исторические факты, касающиеся деятельности как самого завода, ведущего летоисчисление с середины XVIII столетия, так и творчества отдельных его мастеров. XX в. насыщен важными политическими и социально-экономическими событиями, которые во многом обусловили характер развития промышленного искусства. В 1900-е гг. история развития каслинского литья не начиналась заново. Многочисленные экспортные поставки продукции, постоянное представительство Урала на всемирных художественнопромышленных выставках привело каслинских производственников к поиску и разработкам новых проектов по дальнейшему продвижению чугунного художественного литья на мировом рынке. Так, родилась идея выставочного павильона. На Всемирной художественно-промышленной выставке, проходившей в Париже в 1900 г. (проект Е. Баумгар-тена) павильон получил Большую Золотую медаль и Гран-при — «Хрустальный глобус». Каслинский павильон стал своеобразным эталоном качества российского чугунного литья, в нем сфокусировались все достижения искусства уральских мастеровых. С конца XIX в. уральское литье занимает лидирующие позиции в мире.

С триумфом вошли каслинские мастера во второе тысячелетие, но в России происходят бурные политические катаклизмы, приведшие

страну к смене общественно-экономической системы. Последствия первой мировой войны, экономического кризиса испытывало на себе все мировое сообщество. Нелегко было выжить и металлургической промышленности. В ассортименте изделий 1920-х гг., выпускаемых Каслинским чугунно-литейным заводом, важное место уделялось продукции народного потребления1. В номенклатуре литья преобладали посудные и печные изделия. Но, и в тяжелое для страны время не переставали выпускать художественные вещи — различные скульптурные и декоративные композиции малых и крупных форм. В 1922 г. в Касли приезжает жить и работать К. А. Клодт (1867—1928) — внук известного скульптора П. К. Клодта, автора прославленных конных статуй Аничкова моста в Петербурге. На новом месте Константин Александрович быстро осознал необходимость возрождения при заводе школы мастеров художественного литья, которая скоро перешла в новую форму фабрично-заводского ученичества. Свою роль художник видел в обучении молодежи рисованию, лепке, формовке2. Из школы вышло новое поколение известных каслинских мастеров советского периода: П. Аникин, А. Просвирнин, А. Чиркин, А. Гилёв. В скульптурных произведениях первых лет революции отмечается эмоционально-романтическая, приподнято-возвышенная трактовка образов, нередко взаимодействующая с традициями искусства предшествующих эпох.

В конце 1920-х гг. на Каслинском заводе проводится масштабная рационализация производства3, соответствующая курсу страны на индустриализа-

H. M. Шабалина

цию. На первом этапе рационализации литейного производства труд формовщика разбивался на отдельные функции, и некоторые из них перекладывались на менее квалифицированных рабочих. Вводились специализированные кадры: чистильщиков, заливщиков, выбивальщиков. Второй этап включал в себя механизацию, где уделялось внимание техническому оснащению (отдельное оборудование привозилось из Германии). Проводимые заводом мероприятия были направлены на увеличение производительности труда, улучшение качества продукции, что должно было привести к понижению себестоимости продукции и повышению потребительского спроса.

Достойному качеству изделий способствовали высокие технико-технологические свойства чугуна, получаемого на заводе. Состав чугуна, идущего на изготовление художественных предметов, отличался от чугуна, применяемого для изготовления иной продукции. В изготовлении скульптур важна не столько техническая прочность, сколько пластическая возможность данного металла. На пластичность и качество изделий влиял химический состав металла и другие параметры производства, среди которых, использование оригинальных формовочных глинистых песков и древесного угля в качестве топлива. В составе чугуна имеются примеси углерода, марганца, кремния, фосфора и серы. Содержание фосфора в значительной степени увеличивает его легкоплавкость и, по мере застывания, дает более гладкую поверхность. Поэтому для отливки художественных изделий чаще употребляют фосфористый чугун. Присутствие серы в чугуне увеличивает прочность и упругость металла, но при отливке плохо заполняет форму, поэтому для тонких изделий серистый чугун был не желателен.

На Каслинском заводе в первой половине XX в. для художественного литья употребляли чугун с максимальным содержанием кремния, а для плавления — специальный литейный кокс, что в целом гарантировало тонкость отливок, но изделия при этом были очень хрупкими4. Модели, предназначенные для художественного литья, часто отличались сложной конфигурацией, были многосоставными. Большую роль имел формовочный песок («земля»), заполняющий литейные формы, и от присутствующего в нём количества глины, зависела его крепость и пластичность. Месторождение района Каслинской дачи обладала таким уникальным природным материалом5. Чтобы перевести скульптурную модель в чугун необходимо осуществить ряд операций, за каждую из которых, отныне, отвечал конкретный специалист в области формовки, литья, чеканки, покраски. Весь процесс создания художественной вещи промышленным способом был строго разделен6. Сложность формовки художественных произведений, имеющих разнообразную поверхность, заключалась в делении этой поверхности на части. Наименьшее число кусков формы давало впоследствии меньшее количество швов на поверхности отливки, а значит — лучшее ее качество, меньший срок механической обработки.

Труд формовщика заключался не только в механическом выполнении операций, но и в творческом

подходе к делу, требующем большого мастерства и художественного вкуса. Мастер-формовщик должен чутко воспринять все особенности художественной формы скульптурного или предметного произведения, добиться того, чтобы оно сохраняло в чугуне всю свою выразительность. Стремясь с наибольшей точностью и тонкостью отформовать модель, мастер проникал в замысел автора-ваятеля, становился его соавтором. Часто мастер—создатель образа, формовщик и литейщик соединялся в одном лице. История каслинского литья знает немало подобных примеров. Мастерами-универсалами высшего класса7 в разное время выступали: В.Ф. Торокин, Д. И. Широков,

A.B. Чиркин, A.C. Гилев. Завершающим этапом процесса создания вещи из чугуна являлись чеканка и покрытие патиной. На производстве существовала утвержденная рецептура патины, от которой, к сожалению, мастера с середины XX в. начали отступать. В состав патины входили натуральная олифа, голландская сажа, свинцовый сурик, — ее необходимо было закрепить огнем при соответствующей температуре (200—220 градусов). Если традиционные правила «прожарки» изделий нарушались, то изменялся внешний, эстетичный вид чугунных изделий8. Но чугунная продукция 20—30-х гг. еще соответствовала дореволюционному эталону литья.

В 1935 г. на Каслинском заводе разрабатывался проект расширения производства художественного литья9. Предусматривалось и развитие школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). На 1 января 1935 г. в штате значились 12 квалифицированных рабочих и 12 учеников формовщиков, а также 8 квалифицированных и 35 учеников чеканщиков10. К 1936 г. количество учеников ФЗУ доходило до двухсот человек. Непрекращающееся функционирование заводской школы можно рассматривать как свидетельство непрерывной преемственности знаний и традиций литейного производства. Ученичество являло собой важнейшее звено в цепочке структуры любого традиционного промысла, его перспективного развития и совершенствования. Ослабление этого звена часто вело к исчезновению промысла11.

Поскольку цены на каслинскую продукцию были высоки, — перед руководством стала задача сделать литье доступным для широких кругов. С этой целью удешевление изделий рассматривалось возможным за счет расширения номенклатуры литья и рационализации отдельных трудоемких процессов. Каждый месяц подавались сведения о выполнении программы по художественному литью, в которых фигурировало 148 наименований изделий (модели старых и новых образцов). Так, за январь 1936 г. было произведено художественной продукции 1702 т., вместо планируемой цифры — 83412. Рост производства был очевиден. В ассортименте изделий значилась скульптура малых и крупных форм западноевропейских и русских мастеров. Особым спросом пользовалась анималистическая тематика. Популярность также имели скульптурные изображения литературных, исторических, мифологических персонажей («Мефистофель» и «Дон Кихот» Ж. Готье, «Ермак» П. Забелло и др.). Параллельно большое внимание уделялась разработке новых сюжетов и образов революционной советской тематики,

Искусствоведение и культурология

продолжали тиражировать традиционные предметные формы (пресс-папье, чернильницы, подсвечники, корпуса для часов, и многие другие украшения), предназначенные для интерьерной среды.

Во второй половине XX в. возникают проблемы, связанные с обследованием новых месторождений каслинской территории. Железные руды залегали отдельными гнездами, и начинали исчерпывать себя. До 1930 г. проводились регулярные исследования, составлялись официальные сведения и тем самым добыча ископаемых держалась под государственным контролем. Но, с конца 30-х гг. обследование новых месторождений прекратилось по причине отсутствия финансирования13. В это десятилетие завод работал на привозном чугуне уральских заводов, но вспомогательные материалы по-прежнему были свои14. В качестве топлива применяли местный древесный и каменный уголь, антрацит егоршинский, в начале 30-х гг. перешли на привозной донецкий и сибирский кокс. Древесноугольный чугун по качеству оценивался выше коксового, так как имел меньше вредных примесей, таких как сера.

В пояснительной записке к плану производства 1935 г. директор завода С. Мирошин отмечал: «... Наличие формовочных земель хорошего качества создало Каслинскому заводу хорошую репутацию по качеству литья. Во второй пятилетке производство художественного литья возобновляется и развивается. Производство художественного литья должно иметь большое значение в быту как культурное украшение жилищ трудящихся, а так же должно идти на экспорт»15. Так заводом решалась одна из задач культурной революции — «культурное развитие всей народной массы», создание пролетарской культуры, основанной на коммунистической идеологии, на массовости культуры — принципе вхождения искусства в жизнь.

В годы первых пятилеток на производстве активно разворачивается деятельность по изготовлению архитектурного литья. Страна была охвачена небывалым количеством новостроек, поэтому нуждалась, как никогда, в благоустройстве многих строительных площадок. В 1930-е гг. завод получает большие заказы на декоративное оформление станций, строящегося московского метрополитена, набережной канала Москва — Волга, а также Новоспасского и Краснохолмского мостов в Москве. Государственные заказы стимулировали дальнейшее развитие в каслинском промышленном производстве направления архитектурно-художественного литья.

Скульптурной лабораторией в 1930-х гг. руководят Н. Горский, А. Озерский. В 1937 г. продукция завода представительствует на Всемирной художественнопромышленной выставке, проходившей в Париже. В 1940 г. Каслинский завод участвует в первой специализированной выставке художественного чугунного литья в Москве, организованной Музеем Академии архитеюуры16. Из 209 экспонировавшихся на выставке произведений, 171 изделие принадлежало Каслинскому заводу, что свидетельствовало о высоких качественных показателях уральского литейного искусства. Главное Управление учреждениями изобразительных искусств и Академия архитектуры СССР решили показать лучшие об-

разцы художественного литья с целью привлечь к этой области внимание скульпторов, архитекторов и производственников. Но работа в этом направлении прервалась и возобновилась только после Великой Отечественной войны.

В первые годы военного времени, на заводе наблюдалось прекращение выпуска художественных изделий, но в 1943 г. их стали выпускать вновь. Главным скульптором в эти годы был Аникин Павел Степанович (1917—1956), художник-самоучка, вошедший яркой страницей в историю каслинского художественного литья советского периода. Он был организатором разработки и внедрения новых технологий производства художественного литья по пресс-формам, а также введения технологии обработки отливок пескоструем. Период его активной творческой деятельности приходился на послевоенное время, когда восславлялась победа советского народа над врагом, и утверждалось торжество социалистической идеологии. Неподдельным откровением пронизаны его соцреалистические композиции: «Гимн Советского Союза» (1945), «Заря изобилия» (1946),—работы по тематике и стилистике наиболее ярко отражающие общую патриотическую направленность развития скульптуры того времени.

Подъем выпуска архитектурно-художественного литья возобновится в послевоенный период, когда каслинцы получат заказ на декоративное оформление нового комплекса Московского государственного университета и здания Театра оперы и балета им. М. И. Глинки в Челябинске. Ансамблевый подход к сооружениям проявляется в архитектуре 1960-х и последующих десятилетий. Примером новой организации объемно-пространственной композиции в архитектуре является декорирование чугунным литьем главного фасада здания Дома-моды (1972, Е. Александров) и трех порталов главного фасада театра драмы в Челябинске (1982, Б. Баранов, Ю. Александров). Гипсовые модели многофигурной фасадной композиции были изготовлены под руководством главного скульптора Каслинского завода А. С. Гилёва.

Архитектура XX в. стала функциональной и упрощенной, отвечая духу времени, изменились и традиционные чугунные ограждения. Впервые решетки стали не цельнолитыми пролетами оград, а составными из готовых модулей, повторяющих один или два орнаментированных раппорта. Декоративный модуль «Зимняя ветка вишни»17 (1967) A.C. Гилёва дал новое направление развитию уральского архитектурного литья и стал популярной ажурной решеткой, украсившей многие сооружения 1970—80-х гг. Для массового литья были разработаны и другие модули (А. Просвирнин «Калейдоскоп», С. Манаенков «Снежинка», О. Скачков «Цветы»), отличающиеся с одной стороны, декоративностью решения, с другой, простотой в изготовлении и монтаже, экономичности (при утрате элементы решеток легко восстанавливались). Повышенный спрос на архитектурное литье был вызван интенсивным городским строительством, развернувшимся по всей стране. Декоративные изделия из чугуна находили широкое применение в оформлении парков, речных набережных, мостов, улиц и площадей российских городов.

Изделия каслинского художественного чугунного литья

1. Игнатьева О. Тарель «Васильки», 1981. 2. Игнатьева О. Тарель «Колоски», 1981.

Чугун, литье, голландская сажа Чугун, литье, голландская сажа

5. Филиппов В. М. Панно «Данила мастер», 1979. Рельеф сквозной. Чугун, литье, голландская сажа

7. Скачков O.A. Скульптура «Св. Георгий Победоносец», 1987. Чугун, литье, голландская сажа

4. Гилев A.C. Корпус для часов «Хозяйка медной горы», 1956. Чугун, литье, голландская сажа

6. Куликова Н. Икона «Архангел Гавриил», 2008. Чугун, литье, голландская сажа

8. Рябова С.В. Подчасник «Петр I», 1999. Чугун, литье, голландская сажа

Искусствоведение и культурология

Во второй половине XX в. по традиции Каслинский завод привлекал к сотрудничеству ведущих скульпторов Москвы, Петербурга (Е. Вучетич, К. Глинтерник, Ф. Каменский, У. Янсон-Манизер, С. Лебедева, С. Орлов, А. Посядо, О. Таежная-Чешуина и др.), но творческий актив производства по-прежнему составляли собственные мастера. В истории уральского промысла XX в. выделяется династия Гилёвых: Семён Михайлович, Александр Семенович, его сын Александр (г. р. 1949) и внук Константин (г. р. 1974). С. М. Гилёв на заводе работал художественным руководителем и возглавлял работу по восстановлению в 1949— 1957гг. чугунного павильона 1900 г. A.C. Гилёв (1928—1988) — один из ведущих скульпторов второй половины XX столетия. Уроженец поселка Касли, он учился в ремесленном училище, затем в Нижне-Тагильском художественном училище, занимался преподавательской деятельностью, на заводе в должности главного скульптора проработал с 1954 по 1985 год. Более сорока, его произведений, продолжают тиражироваться в чугуне. Особенно выделяется в его творчестве серия скульптур, созданных для мемориала в Каслях (1987). Это бюсты известных скульпторов, деятельность которых была непосредственно связана с каслинским литьем: М. Д. Канаева, Н.Р. Баха, К. А. Клодта, памятник отцу, потомственному мастеру С. М. Гилёву.

В последней четверти XX в. на каслинском производстве стала выделяться фигура С. П. Ма-наенкова (1926—2006). Сергей Павлович начал трудится на заводе в сложный и противоречивый для производства период (конец 1950-х — начало 1960-х гг.), отмеченный общим снижением качества художественного литья18. Стремление упростить производственный процесс, минимизировать расходы на материалы, сократить штаты специалистов, — привело к увеличению тиражируемой продукции, но за счет резкого снижения ее качества. В ответственной работе чеканщика отмечалось пренебрежение тонкой проработкой мельчайших деталей, происходило изменение технологии и состава покрытия отливок. Изделия утрачивали былое благородство фактурности, чистоты, мягкости проработки чугунной поверхности. Взамен пришла тяжеловесная толстостенная форма, с заусенцами и крупинками в покрытии. Каждый мастер, в силу своей требовательности к работе, старался держать марку каслинского литья, но в условиях поточного производства сделать это было нелегко.

Лучшие традиции каслинского литья стремился поддерживать и развивать Александр Васильевич Чиркин (1930—1989). Талантливому скульптору принадлежит авторство «Портрета

В.Ф. Торокина» (1984) — бюст, установленный в мемориальном комплексе, «Портрет уральского сказителя П.П. Бажова (1953), скульптурная композиция «Хозяйка Медной горы и Данила мастер» (1957). Многие произведения А.Чирки-на до сегодняшнего дня тиражируются в литье. С 1989 г. в г. Касли открыт Дом-музей А.В.Чирки-на — филиал Каслинского музея художественного литья. Комплексная экспозиция музея-квартиры с мастерской и прилегающим участком земли

помогают посетителям почувствовать атмосферу жизни и творческой деятельности потомственного скульптора, увидеть природу, которой вдохновлялся мастер.

На рубеже столетий Каслинский завод вместе со страной переживал критическое положение. Переход к рыночным отношениям в 1990-х болезненно отразился на развитии промысла. Легендарный цех художественного литья (№4) в структуре завода выделился в самостоятельное хозрасчетное подразделение «Производство художественного литья», и с 1993 г. стал выпускать художественное литье под заказ. С улучшением и стабилизацией экономического положения в стране спрос на художественное литье постепенно повышался. На предприятии сохранилась и постоянно пополняется новыми художественными образцами коллекция «Эталонного кабинета», в которой представлено более 600 моделей. Под влиянием устойчивого спроса, архитектурно-художественное литье постоянно обновляется новыми оригинальными образцами изделий. В конце 1990-х гг. завод поднял объем продукции, в основном, за счет архитектурного и скульптурно-паркового литья. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Краснодар и другие российские города заказывали каслинцам архитектурный декор. Продолжали поступать заказы от зарубежных партнёров (Европы, США, Востока)19.

В 2003 г. на базе производства художественного литья было создано предприятие — ЗАО «Каслинский литейный завод», в котором работали опытные скульпторы: В. М. Пряхин, Ю.К. Немытов, Р.Н. Гниятуллина, A.A. Гилёв и молодое поколение — Ю.А. Стихии, А. П. и С. В. Рябовы, К. А. Гилёв, Д. Ю. Косыгина, Н.В. Куликова. С 2004 г. каслинские мастера продолжают работать под эгидой холдинга ОАО «Мечел», которая является единственным обладателем всемирно известного бренда «Каслинское литье» с торговым знаком «Кас.З». С образованием ООО «Каслинский завод архитектурно-художественного литья» ведется реконструкция, вводятся новые производственные мощности, заключаются договоры со скульпторами на разработку и производство новых художественных проектов. К сожалению, собственная выработка металла на Каслинском заводе прекращена—сырье для изготовления продукции привозят с челябинского металлургического предприятия «Мечел», поэтому неизбежны некоторые изменения состава сырья. Но, при этом сохраняется общая традиционная стилистика каслинских художественно-промышленных изделий, которая находит выражение в ключевых приемах технологического процесса изготовления предметов, и в их общей образно-содержательной направленности (использование изобразительных мотивов уральской флоры и фауны, создание образов историко-культурного контекста региона). Стали характерными композиции на темы уральских сказов П. Бажова («Хозяйка медной горы» А. Чиркина, Я. Верича, «Данило-мастер» А. Гилёва, «Каменный цветок» В. Филиппова, «Серебряное копытце», «Золотой волос» И. Бесчастнова и многие др.). Стилизованные мотивы уральской природы

H. M. Шабалина

традиционно используются мастерами О. Игнатьевой, Р. Гниятуллиной, Д. Косыгиной.

В целом, рассматривая основные тенденции в исторической перспективе развития каслинского литья в XX — начале XXI в., приходим к выводу о преемственности мастерства уральских литейщиков. И, несмотря на возникавшие в различные периоды истории трудности социально-экономического, общественно-политического характера, — династии талантливых каслинских мастеров продолжают сохранять исконные традиции литья, передаваемые от поколения к поколению, приумножают и обогащают их опыт, включая в современное производство передовые разработки новых технологий, повышающие качество изделий. В истории Каслинского завода благоприятная сырьевая база, высокий технический и художественный уровень исполнения массовой продукции, непрерывное развитие школы заводского ученичества и специализированного профессионального технического образования, большой объем и постоянно обновляемый ассортимент выпускаемых художественных изделий, их финансовая доступность — весь рассматриваемый комплекс факторов способствовал развитию и процветанию традиционного художественного промысла. Касли, наряду с другими крупными промысловыми уральскими городами (Куса, Златоуст) — продолжает оставаться в России важным культурно-историческим центром художественной обработки металла.

Примечания

1. ОГАЧО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 1. Л. 23, 24.

2. Губкин О. П. Каслинский феникс. Екатеринбург: Сократ, 2004. С.75.

3. ОГАЧО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 1. Л. 51-54.

4. См.: Художественное чугунное литье в русском искусстве // Выставка художественного чугунного литья.

Каталог / вводн. ст. H.H. Соболева. М., 1940. С. 10; Зотов Б.Н. Художественное литье. Челябинск, 1944. С. 98.

5. ОГАЧО. Ф. 1009. Оп. 2. Д. 29. Л. 13—21. См. также: Губкин И. М. Минерально-сырьевая база Урала в свете новейших исследований и разведок и основные задачи ее дальнейшего изучения. Л.: АН СССР, 1932. 81 с.

6. Технико-технологический процесс изготовления чугунных художественных изделий подробно представлен в книге, написанной мастером-преподавателем формовочной мастерской каслинского профессионального училища Б. Н. Зотовым.

7. Высокое мастерство каслинских формовщиков и литейщиков отмечал Д. И. Менделеев. См.: Менделеев Д. И. Уральская железная промышленность в 1899 г. // Собр. соч.: в 12 т. М.; Л„ 1949. Т. 12. Ч. 1. С. 594—596.

8. Гилёв А. С. Актуальные проблемы каслинского литья // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская. Л., 1981. С. 360.

9. ОГАЧО. Ф.1611.0п. 1. Д. 55а. Л. 43.

10. Там же.

11. Подобная ситуация на рубеже XX—XXI вв. привела к закрытию художественных производств на Южном Урале: Кусинского художественного литья, Канашинской ковроткацкой фабрики, Карталинского коврового производства, Южноуральского фарфорового завода.

12. ОГАЧО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 56. Л. 38.

13. Одна из последних разведок производилась Геол-комом в 1931—32 гг. См.: ОГАЧО. Ф.1009. Оп.2. Д.29. Л. 14.

14. ОГАЧО. Ф. 1611. Оп.1. Д. 1. Л. 34.

15. ОГАЧО. Ф. 1611. Оп.1. Д. 55а. Л. 1.

16. Выставка художественного чугунного литья. Каталог//Вводн. ст. H.H. Соболева. М., 1940. 54 с.

17. Мотив родился не случайно, еще в XIX в. скульптор Н. Бах писал о знаменитых Вишневых горах Уральского хребта. См.: Свистунов В.М. История Каслинского завода. 1745—1900 г. Челябинск, 1997. С. 171—174.

18. ОГАЧО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 55а. Л. 1—2.

19. В ОГАЧО хранятся заказы-наряды на экспорт продукции конца 1960-х — 1990-х гг.

Поступила в редакцию 22 февраля 2011 г.

ШАБАЛИНА Наталья Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Дизайн» ЮУрГУ. Автор более 70 научных трудов. Область научных интересов: декоративно-прикладное искусство, художественная промышленность, народное традиционное искусство. E-mail: sha.62@ mail.ru

SHABALINANataliya, Ph.D. in History, assistant professor of «design» South-Ural State University. I'm the author of more than 70 scientific articles. Research interests: decorative arts, arts Industry and traditional art. E-mail: sha.62 @ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.