Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 5 (43)
УДК 902
Б01 10.17223/19988613/43/13
П.В. Мандрыка, Ю.А. Титова ПЕЧНАЯ ДВЕРЦА «ГОТИКА» ИЗ СВЯТО-УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Представляется фрагмент чугунной печной дверцы с горельефным изображением готического сюжета из раскопок на территории мужского Свято-Успенского монастыря в г. Красноярске, основанного в 1879 г. Дверца была изготовлена по немецкой модели первой половины XIX в. и тиражировалась из чугуна с 1896 до 1914 г. на металлургическом заводе в Каслях на Урале, на заводе Михаила Никитича Тимофеева с сыном Григорием и братом Яковом. Связь находки с православными постройками Успенского монастыря не установлена.
Ключевые слова: археология; русские; монастырь; чугунное литье; готический стиль.
В 2014 г. Отрядом АЭ Сибирского федерального университета при проведении археологических раскопок на территории Свято-Успенского мужского монастыря в городе Красноярске на памятнике «Удачный. Стоянка-14 (Западная-5)» в первом культурном слое, формирование которого проходило в Новое и Новейшее время, был найден фрагмент чугунной печной дверцы с горельефным изображением готического сюжета. Дверца сломана, без рамки, открывалась в правую сторону. Сохранилась правая часть (2/3) дверцы. Угловые петли отколоты. Сохранившаяся высота фрагмента 23,8 см, ширина 21,7 см. На плоскости в центре дверцы показан собор с разновеликими пристройками, перекрытыми стрельчатыми куполовидными крышами, увенчанными цветком лотоса(?) на шаре. Подобными шарами на спирали покрыты скаты главного купола центрального большого строения, парадный вход которого оформлен тремя продолговатыми стрельчатыми арками с рельефными колоннами. Под
сводом на торце крыши каждой постройки показаны круглые окна. К центральной постройке с одной стороны примыкают две пристройки башенного типа. Фасад первой заполнен винтообразным орнаментом, фасад второй - нишами с фигурами рыцарей в доспехах, держащих левой рукой вертикально поставленное копье. Перед собором - широкое крыльцо с лестницей. Вся композиция окантована полосой нечитаемого орнамента из повторяющихся фигур. В нижней части дверцы сохранились 4 из 6 арочнообразных поддувальных отверстий. На обратной стороне дверцы углублениями очерчиваются основные линии сюжета и орнамента (рис. 1, 1). С двух сторон от купола центрального строения нанесены два клейма. Одно клеймо круглое, как почтовый штамп, в нем по верхней дуге узнаваемы буквы «М.Н. Тимофеев», в центре «със.мъ», в по нижней дуге «...сляхъ» (рис. 1, 2). Второе клеймо прямоугольное, в окантованной рамке читаются «(И или Н, или П) Тимофеевъ» (рис. 1, 3).
0 3 см
Рис. 1. Чугунная печная дверца с горельефным изображением из первого культурного слоя: 1 - дверца; 2 - клеймо завода; 3 - клеймо формовщика
66
П.В. Мандрыка, Ю.А. Титова
О заводе и мастере. В конце XIX - начале XX в. в Каслях рядом с чугунолитейным и железоделательным заводом наследников Льва Росторгуева существовало еще пять частных чугунолитейных предприятий. Они имели собственные вагранки, штат наемных рабочих и своих заказчиков, для которых производили намогильные кресты, плиты и памятники, хозяйственную посуду, печное литье, детали сельскохозяйственных машин, а также художественные изделия по моделям и образцам Каслинского завода: лотки, пепельницы, прессы, скульптуру малых форм. По данным властей, составивших «Списки рабочих, служащих и кустарей, работавших на Каслинском заводе 1 сентября 1907 г.», среди кустарных предприятий художественным литьем занимались три завода, имеющих собственные вагранки [1. С. 88]. Имеющиеся клейма указывают, что дверца была отлита на заводе «Михаила Никитича Тимофеева с сыном Григорием и братом Яковом». Формовщиком изделия был мастер Тимофеев из известной династии каслинских формовщиков.
О времени изготовления и использовании в Красноярске. Выпуск печеных дверок «Готика» из чугуна литьем с чеканкой и покраской осуществлялся в Каслях с 1896 по 1914 г. Они изготавливались по немецкой модели первой половины XIX в., которая, очевидно, была приобретена в одной из заграничных поездок В.Г. Дружининым. После смерти отца Г.В. Дружинина (муж и поверенный дочери М.Л. и П.Я. Харитоновых,
которая владела частью Кыштымского горного округа) он занимался художественным направлением производства на заводах в Каслях.
С началом Первой мировой войны Каслинский завод перешел на выпуск военной продукции и массовое производство художественных изделий из чугуна прекратилось.
Распространение продукции завода проводилось через торговлю на уральских рынках и ярмарках, магазины и лавки, а также заказ. Заказ проводился по почте, по заводскому прейскуранту 1913 г. и прилагаемому к нему альбому с изображением вещей, с 50-процентной предоплатой стоимости заказа [2, 3]. На остальную сумму завод оформлял наложенный платеж при доставке изделий по железной дороге или получал деньги по инкассо через банк.
Таким образом, Печная дверца «Готика»:
- отлита по немецкой модели первой половины XIX в.;
- тиражировалась из чугуна с 1896 г. на металлургическом заводе в Каслях на Урале;
- отлита на заводе Михаила Никитича Тимофеева с сыном Григорием и братом Яковом до 1914 г.
Связь печной дверцы с православными постройками Успенского монастыря в г. Красноярске не установлена, она могла использоваться в любой печи, например того же свечного завода (1913 г.) или магазина, которые работали на территории монастыря.
ЛИТЕРАТУРА
1. Губкин О.П. Каслинский феникс. Екатеринбург, 2004.
2. Чугунное литье Каслинского завода: Прейскурант. Екатеринбург, 1913.
3. Литье Каслинского завода Кыштымского округа. Художественные вещи. Прейскурант. Екатеринбург, 1913.
Mandryka Pavel V. Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia). E-mail: pmandryka@yandex.ru; Titova Julya A. Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia). E-mail: abdulia@mail.ru
"GOTHIC" STOVE DOOR FROM THE MONASTERY OF THE HOLY DORMITION.
Keywords: Archaeology; Russians; Monastery; iron casting; Gothic style.
In 2014 on the Monastery of the Holy Domitian territory on the archeology site «Udachnyi. Parking-14 (Western-5)» were conducted archaeological expedition excavations of the Siberian Federal University. In the first cultural layer, which formation happened in modern and contemporary times, the fragment of a cast iron stove door with a high relief image, was found during excavations. The aim of this work is to study the specified archaeological artifact, detecting its origin, dating definition, and its connection with the activities of the monastery. The door is not completely preserved. A cathedral with different-sized constructions overlapped vaulted arched rooves with lotus (?) on the spheres is represented on the fragment front side. A grand entrance of a building with steps and stairs is shaped with three long vaulted arches and relief columns. The frontages of additions are filled with either spiral ornament or niches with figures of knights in armors and upright spears in left hands. The four surviving arched-figured ash-pit holes and a hole at the attachment handle place prove the fact that it is the stove doors. The marks on the reverse side identify that the door had been cast on "Mikhail Nikitich Timofeev with his son Grigori and his brother Jacob" factory in Kasli on Ural. A craftsman Timofeev from a famous dynasty of Kasli molders had been an author of the item. Such doors had been made on German model of the first part of the nineteenth century from 1896 to 1914. Since the beginning of the First World War Kasli factory production of iron art products stopped. Production distribution was carried out via trade in the Ural markets and fairs, stores and shops, as well as by order system. The order was carried out by mail, the factory price list and images album, attached to it, with the things, with fifty per cent prepaid fare. Thus, as a result of the study, the origin of the artifact and its dating was found, its functional purpose was determined, however the connection of the finding with the Orthodox constructions Monastery buildings, on the available data basis, could not be established. The door could be used in any stove for example on a candle factory (1913) or a shop which had been situated on territory of the Monastery.
REFERENCES
1. Gubkin, O.P. (2004) Kaslinskiy feniks (Kasli phoenix). Ekaterinburg: Institute of History of Material Culture.
2. Anon. (1913a) Chugunnoe lit'e Kaslinskogo zavoda: Preyskurant [Casli iron sculptures: Price-list]. Ekaterinburg: [s.n.].
3. Anon. (1913b) Lit'e Kaslinskogo zavoda Kyshtymskogo okruga. Khudozhestvennye veshchi. Preyskurant [Casli iron sculptures of Kyshtym District.
Works of art: Price-list].Ekaterinburg: [s.n.].