Научная статья на тему 'НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУХОПУТНО-МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ КОРИДОР КНР - АСЕАН'

НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУХОПУТНО-МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ КОРИДОР КНР - АСЕАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
92
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУХОПУТНО-МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ КОРИДОР / ЗАЛИВ БЭЙБУ / ПАНАЗИАТСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СЕТЬ / ТРАНЗИТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ И МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ / КИТАЙ / АСЕАН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бабаев Кирилл Владимирович, Сазонов Сергей Леонидович

С целью развития внешнеторговых отношений со странами АСЕАН в последние годы Китай приступил к строительству нового международного сухопутно-морского торгового коридора в рамках реализации Китайско-сингапурской (Чунцин) демонстрационной инициативы по стратегической взаимосвязанности. Транзит грузов из центральных и западных провинций Китая в страны АСЕАН с опорой на центральный логистический центр Экономического круга Чэнду - Чунцин будет осуществляться по строящейся при помощи китайских компаний Паназиатской сети железных и автомобильных магистралей, а также путем морской транспортировки грузов из портов залива Бэйбу и порта Янпу в провинции Хайнань. Разработка и ратификация Соглашения о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве, которое стало генератором роста объемов внешней торговли Китай - страны АСЕАН, Япония, Республика Корея, потребовали адекватных мер по обеспечению регионального грузового транзита. В связи с этим в Китае был создан крупный национальный логистический оператор, а также запланировано строительство к 2025 г. финансового центра в Чунцине, который станет важной площадкой для дальнейшего развития трансграничных платежей в юанях и углубления финансового сотрудничества со странами АСЕАН. Новый коридор позволяет значительно сократить время и стоимость транспортировки грузов из западных провинций КНР в страны АСЕАН. А в будущем, с подключением через Экономический круг Чэнду - Чунцин евразийского сухопутно-морского маршрута и железнодорожной магистрали Кашгар - порт Гвадар (в рамках развития Китайско-пакистанского экономического коридора), обеспечить выход центрального и западного региона на рынки стран Европы, Африки, Ближнего Востока, Южной и Центральной Азии. Китай стремится переформатировать маршрут «Один пояс, один путь» в глобальный замкнутый логистический маршрут, от возможности присоединения к которому и использования его синергетического и мультипликативного эффектов значительную и весомую выгоду смогут получить все участники региональных и мировых транзитных перевозок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW INTERNATIONAL LAND-SEA TRADE CORRIDOR CHINA - ASEAN

In order to develop foreign trade relations with the ASEAN countries in recent years, China has begun the construction of a new international land-sea trade corridor as part of the implementation of the China-Singapore (Chongqing) Demonstration Initiative on strategic interconnectedness. The transit of goods from the central and western provinces of China to the ASEAN countries, relying on the central logistics center of the Chengdu-Chongqing Economic Circle, will pass through the Pan-Asian Railway and Highway Network, that will be built with the help of Chinese companies. As well as by sea transportation of goods from the ports of Beibu Bay and Yangpu Port in Hainan Province. The development and ratification of the Comprehensive Regional Economic Partnership Agreement, which has become a generator of growth in the volume of foreign trade between China and the ASEAN countries, Japan, and the Republic of Korea, required adequate measures to ensure regional cargo transit. In this regard, a large national logistics operator has been founded in China, and there are plans to build a financial center in Chongqing by 2025, which will become an important platform for further development of cross-border payments in yuan and deepening financial cooperation with ASEAN countries. The new corridor allows to significantly reduce the time and cost of cargo transportation from the western provinces of China to the ASEAN countries. In the future, with the connection of the Eurasian land-sea route and the Kashgar-Gwadar Port railway (as part of the development of the Chinese-Pakistani economic corridor) through the Economic Circle of Chengdu-Chongqing, it also allows to ensure the access of the central and western region to the markets of Europe, Africa, the Middle East, South and Central Asia. China is striving to reformulate the Belt and Road route into a global closed logistics route, from the possibility of joining which and using its synergetic and multiplicative effects, all participants in regional and global transit traffic will be able to receive significant and significant benefits

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУХОПУТНО-МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ КОРИДОР КНР - АСЕАН»

Обзоры

Пространственная Экономика 2022. Том 18. № 4. С. 158-180

JEL: F15, F40, O18, R40 https://dx.doi.Org/10.14530/se.2022.4.158-180

УДК 339+65

Новый международный сухопутно-морской торговый коридор КНР - АСЕАН

К.В. Бабаев, С.Л. Сазонов

Бабаев Кирилл Владимирович доктор филологических наук и.о. директора

Институт Китая и современной Азии РАН, Нахимовский пр-т, 32, Москва, 117997, Российская Федерация E-mail: kbabaev@iccaras.ru ORCID: 0000-0001-5731-8667

Сазонов Сергей Леонидович кандидат экономических наук ведущий научный сотрудник

Институт Китая и современной Азии РАН, Нахимовский пр-т, 32, Москва, 117997, Российская Федерация E-mail: sazonovch@mail.ru ORCID: 0000-0002-8889-7072

Аннотация. С целью развития внешнеторговых отношений со странами АСЕАН в последние годы Китай приступил к строительству нового международного сухопутно-морского торгового коридора в рамках реализации Китайско-сингапурской (Чунцин) демонстрационной инициативы по стратегической взаимосвязанности. Транзит грузов из центральных и западных провинций Китая в страны АСЕАН с опорой на центральный логистический центр Экономического круга Чэнду -Чунцин будет осуществляться по строящейся при помощи китайских компаний Паназиатской сети железных и автомобильных магистралей, а также путем морской транспортировки грузов из портов залива Бэйбу и порта Янпу в провинции Хайнань. Разработка и ратификация Соглашения о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве, которое стало генератором роста объемов внешней торговли Китай - страны АСЕАН, Япония, Республика Корея, потребовали адекватных мер по обеспечению регионального грузового транзита. В связи с этим в Китае был создан крупный национальный логистический оператор, а также запланировано строительство к 2025 г. финансового центра в Чунцине, который станет важной площадкой для дальнейшего развития трансграничных платежей в юанях и углубления финансового сотрудничества со странами АСЕАН. Новый коридор позволяет значительно сократить время и стоимость транспортировки грузов из западных провинций КНР в страны АСЕАН. А в будущем, с подключением через Экономический круг Чэнду - Чунцин евразийского сухопутно-морского маршрута и железнодорожной магистрали Кашгар - порт Гвадар (в рамках развития Китайско-пакистанского экономического коридора), обеспечить выход центрального и

© Бабаев К.В., Сазонов С.Л., 2022

западного региона на рынки стран Европы, Африки, Ближнего Востока, Южной и Центральной Азии. Китай стремится переформатировать маршрут «Один пояс, один путь» в глобальный замкнутый логистический маршрут, от возможности присоединения к которому и использования его синергетического и мультипликативного эффектов значительную и весомую выгоду смогут получить все участники региональных и мировых транзитных перевозок.

Ключевые слова: международный сухопутно-морской торговый коридор, залив Бэйбу, Паназиатская железнодорожная сеть, транзит, региональная и мировая торговля, Китай, АСЕАН

Для цитирования: Бабаев К.В., Сазонов С.Л. Новый международный сухопутно-морской торговый коридор КНР - АСЕАН // Пространственная экономика. 2022. Т. 18. № 4.

С. 158-180. https://dx.doi.Org/10.14530/se.2022.4.158-180

New International Land-Sea Trade Corridor China - ASEAN

K.V. Babaev, S.L. Sazonov

Kirill Vladimirovich Babaev Doctor of Philology Acting Director

Institute of China and Contemporary Asia of the RAS, 32 Nakhimovsky Pr., Moscow, 117997, Russian Federation E-mail: kbabaev@iccaras.ru ORCID: 0000-0001-5731-8667

Sergey Leonidovich Sazonov Candidate of Sciences (Economics) Leading Researcher

Institute of China and Contemporary Asia of the RAS, 32 Nakhimovsky Pr., Moscow, 117997, Russian Federation E-mail: sazonovch@mail.ru ORCID: 0000-0002-8889-7072

Abstract. In order to develop foreign trade relations with the ASEAN countries in recent years, China has begun the construction of a new international land-sea trade corridor as part of the implementation of the China-Singapore (Chongqing) Demonstration Initiative on strategic interconnectedness. The transit of goods from the central and western provinces of China to the ASEAN countries, relying on the central logistics center of the Chengdu-Chongqing Economic Circle, will pass through the Pan-Asian Railway and Highway Network, that will be built with the help of Chinese companies. As well as by sea transportation of goods from the ports of Beibu Bay and Yangpu Port in Hainan Province. The development and ratification of the Comprehensive Regional Economic Partnership Agreement, which has become a generator of growth in the volume of foreign trade between China and the ASEAN countries, Japan, and the Republic of Korea, required adequate measures to ensure regional cargo transit. In this regard, a large national

logistics operator has been founded in China, and there are plans to build a financial center in Chongqing by 2025, which will become an important platform for further development of cross-border payments in yuan and deepening financial cooperation with ASEAN countries. The new corridor allows to significantly reduce the time and cost of cargo transportation from the western provinces of China to the ASEAN countries. In the future, with the connection of the Eurasian land-sea route and the Kashgar-Gwadar Port railway (as part of the development of the Chinese-Pakistani economic corridor) through the Economic Circle of Chengdu-Chongqing, it also allows to ensure the access of the central and western region to the markets of Europe, Africa, the Middle East, South and Central Asia. China is striving to reformulate the Belt and Road route into a global closed logistics route, from the possibility of joining which and using its synergetic and multiplicative effects, all participants in regional and global transit traffic will be able to receive significant and significant benefits.

Keywords: International land-sea trade corridor, Beibu Bay, Pan-Asian Railway Network, transit, regional and world trade, China, ASEAN

For citation: Babaev K.V., Sazonov S.L. New International Land-Sea Trade Corridor China -ASEAN. Prostranstvennaya Ekonomika = Spatial Economics, 2022, vol. 18, no. 4, pp. 158-180. https://dx.doi.org/10.14530/se.2022.4-.158-180 (In Russian)

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЗАПАДНЫХ ПРОВИНЦИЙ КНР И СТРАН АСЕАН

Долгие годы более длительная и дорогостоящая логистика по морю из портов восточных провинций Китая до стран АСЕАН была одним из узких мест, препятствующих экономическому развитию западных провинций и автономных районов КНР1. 7 января 2019 г. 8 западных административных единиц провинциального уровня (муниципалитет г. Чунцина, власти провинции Гуйчжоу, Ганьсу, Цинхай и Юньнань, ГЧАР, СУАР, НХАР) подпи-

1 Исторически уровень развития восточных провинций КНР превышал уровень развития западных административных единиц провинциального уровня. Объявив в 2000 г. программу «Идти на запад» и планомерно реализуя планы строительства Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21 в., с 2013 г. правительство КНР предприняло значительные меры по стимулированию экономического роста в менее развитых регионах Центрального и Западного Китая. Согласно заявлению экспертов Государственного комитета по развитию и реформам Госсовета КНР, в течение последнего десятилетия разрыв в уровнях развития провинций КНР непрерывно сокращался, а благодаря имплементации инициативы «Один пояс, один путь» темпы экономического роста в центральных и западных регионах Китая на протяжении этих лет были выше, чем в восточных регионах. В 2021 г. объем ВВП провинций Центрального Китая составил 25 трлн юаней (3,6 трлн долл.), что на 13,5 трлн юаней больше, чем в 2012 г., а его доля в национальном ВВП составила 22% по сравнению с 21,3% в 2012 г. В 2021 г. объем ВВП провинций Западного Китая составил 24 трлн юаней, увеличившись на 13,3 трлн юаней, и на него пришлось 21,1% объема ВВП страны - рост на 19,6% по сравнению с 2012 г. В 2021 г. объем ВВП Восточного Китая на душу населения в 1,53 раза превысил объем ВВП Центрального Китая, снизившись в 1,69 раза по сравнению с 2012 г., а объем ВВП Восточного Китая на душу населения по сравнению с объемом ВВП Западного Китая сократился с 1,87 раза, зафиксированного в 2012 г., до 1,68 раза в 2021 г. (China's Regional Development Gap Narrows Over Past Decade // China Daily. 2022. 21 September. URL: http://www.chinadaily.com.en/a/202209/21/ WS632a7a70a310fd2b29e78e4a.html (дата обращения: сентябрь 2022).

сали рамочное соглашение в Чунцине о сотрудничестве по строительству Международного сухопутно-морского торгового коридора (Международный транспортный коридор - МТК), являющегося новым международным логистическим маршрутом, создаваемым в рамках реализации Китайско-сингапурской (Чунцин) демонстрационной инициативы по стратегической взаимосвязанности, инициированной западными провинциями Китая и государствами - членами АСЕАН в сентябре 2017 г (China-Europe Freight Train Service..., 2022). Новый МТК, который проходит через ключевой логистический узел Экономического круга Чэнду - Чунцин на юго-западе Китая через провинцию Гуйчжоу до Наньнина в Гуанси-Чжуанском автономном районе (ГЧАР)1 и далее до портов залива Бейбу и порта Янпу в провинции Хайнань на юге Китая, сокращает время доставки между Чунцином и Син-

Рис. 1. Континентальная часть нового международного сухопутно-морского торгового коридора Китая

Fig. 1. The continental part of China's new international land-sea trade corridor

Источники: New Corridor to Boost Western Growth // China. 2019. 16 August. URL: http:// www.china.org.cn/business/2019-08/16/content_75105779.htm (дата обращения: июнь 2022); Connecting., 2022.

1 Несмотря на последствия пандемии COVID-19, в 2020 г. объем внешней торговли ГЧАР вырос на 3,5% в годовом исчислении - до рекордных 486,13 млрд юаней (75,22 млрд долл.), причем объем внешней торговли автономного района со странами АСЕАН составил 55,5% от общего объема внешней торговли ГЧАР (Li Yang, 2021).

2 Чтобы перевезти товары по железной дороге из Чунцина до залива Бейбу (расстояние составляет 1450 км), сегодня требуется всего 2 дня, а в прошлом подобный путь речным транспортом только до Шанхая занимал 14 дней (Land-Sea., 2021).

Быстрый рост обеспечивает стабильность промышленных цепочек и цепочек поставок вдоль коридора и еще больше облегчает интеграционные связи предприятий логистики, торговли и промышленности. По данным China Railway Nanning Bureau Group Co Ltd., в 2022 г. удалось расширить маршруты перевозок железнодорожно-морских грузов почти во все западные провинции и даже в центральные регионы Китая, такие как провинции Хэбэй и Хэнань (Zhang Li, 2022).

Ранее более длительная и дорогостоящая логистика по морю из восточных провинций Китая была одним из узких мест, препятствующих развитию западных административных единиц провинциального уровня КНР, а сегодня, используя железнодорожный, автомобильный и морской виды транспорта, товары из западного Китая через Чэнду и Чунцин могут перемещаться на юг до залива Бейбу и выходить на рынки стран АСЕАН и АТР через прибрежные порты за более короткое время по сравнению с традиционным маршрутом из портов восточного Китая (Land-sea..., 2022). Протяженность береговой линии залива Бэйбу составляет 1,6 тыс. км, и он является единственным в Китае регионом, связанным морским и сухопутным сообщением со странами АСЕАН. Согласно данным, обнародованным на пресс-конференции в ГЧАР 3 августа 2022 г., посвященной «строительству сухопутно-морского коридора высокого уровня», порты залива Бэйбу (Фан-чэнган, Циньчжоу и Бэйхай) насчитывали 101 причал, способные принимать суда дедвейтом 10 тыс. т и выше с общей пропускной способностью почти 300 млн т (China's Top 10., 2022). 52 международных морских маршрута связывали порты залива с 16 административными единицами провинциального уровня и 59 городами КНР с 335 портами в 113 странах мира (China's Rail-Sea., 2022), в том числе 22 маршрута проходили в страны АСЕАН (Land-Sea Freight., 2022), а порт Янпу (пров. Хайнань) открыл 34 маршрута, охватывающих более 100 стран (2nd Global., 2022). Например, такие товары, как высококачественный рис из Пакистана, кокосовый сок из Таиланда, чай из Хуайхуа в провинции Хунань и запчасти для электромобилей из Лючжоу (Гуанси-Чжуанский автономный район), могут быть доставлены в города по всему Китаю или за границу при помощи железнодорожно-мор-ских мультимодальных перевозок из порта Циньчжоу1 (транспортного узла

1 Порт Циньчжоу является международным железнодорожно-морским интермодальным контейнерным терминалом, обслуживающим более 60 международных маршрутов контейнерных перевозок в 205 портов более 100 стран (Qinzhou..., 2022). 27 июля 2022 г. в порту Циньчжоу Китая была введена в эксплуатацию первая очередь первого в Китае интермодального автоматизированного контейнерного терминала для морских и железнодорожных перевозок, а сухогруз с товарами из Индонезии стал первым судном, пришвартованным к пристани в порту Циньчжоу. Первая очередь, включающая два контейнерных причала вместимостью 100 тыс. т, рассчитана на обработку 1,02 миллиона стандартных контейнеров в год, а вторая очередь, включающая два контейнерных причала вместимостью 200 тыс. т, находится в стадии строитель-

и распределительного центра для грузов в ГЧАР) (Zhang Li, 2022) гораздо быстрее, чем традиционным морским транспортом1. Связанный со странами АСЕАН по суше и по морю, ГЧАР становится важнейшим каналом логистического сотрудничества между Китаем и членами ВРЭП, также в 2022 г. между ГЧАР и странами АСЕАН действовало 12 грузовых авиамаршрутов, охватывающих почти все основные страны АСЕАН (RCEP..., 2022).

ГЧАР в полной мере использовал преимущества своего местоположения для углубления сотрудничества со странами АСЕАН и ускорения скоординированного развития с районом Большого залива Гуандун - Сянган -Аомэнь. Граничащий с Вьетнамом, ГЧАР является границей и окном открытости Китая и сотрудничества со странами АСЕАН, причем за последнее десятилетие объем внешней торговли ГЧАР со странами АСЕАН ежегодно рос на 15,8%, увеличившись с 74,75 млрд юаней (11,06 млн долл.) в 2012 г до 282,12 млрд юаней в 2021 г. Страны АСЕАН уже 22 года подряд являются крупнейшим торговым партнером ГЧАР, а объем приграничной внешней торговли ГЧАР семь лет подряд занимает первое место в Китае. Новый МТК стал ключевым проектом для ГЧАР, направленным на интеграцию в новую модель развития, при этом регион активно совершенствует систему сотрудничества со странами, расположенными вдоль коридора, и разрабатывает «четыре плана действий», в том числе по увеличению пропускной способности коридора и повышению грузооборота портов залива Бейбу одновременно с увеличением объема китайского экспорта в страны АСЕАН (Guangxi's High-Quality., 2022).

По итогам 2021 г. объем контейнерооборота портов залива Бейбу после пяти лет непрерывного двузначного прироста увеличился на 18,8% по сравнению с 2020 г. и составил более 6 млн контейнеров (China's Beibu..., 2022). Благодаря своим расширяющимся логистическим возможностям порты залива Бэйбу в феврале 2021 г. были включены центральным правительством в перечень 11 международных узлов страны, а кластер портов залива (Beibu Gulf Port Group) стал вторым по объему грузооборота в Южном Китае после порта Гуанчжоу (Expanding., 2021). В 2023 г. намечено завершение

ства. Ожидается, что с пропускной способностью 1,6 миллиона стандартных контейнеров в год вторая очередь терминала будет введена в эксплуатацию в конце 2023 г. (Sea-Rail Intermodal., 2022). С введением нового грузового маршрута из порта Циньчжоу в Лхасу (СУАР) все больше городов в Китае приступают к мультимодальным перевозкам, которые обеспечивают более быстрое сообщение между провинциями Китая и другими странами. В сентябре 2022 г. грузовой поезд отправился из порта Циньчжоу в Непал, поездка заняла две недели, и груз был доставлен автомобильным транспортом в город Гиронг на китайско-непальской границе, причем по сравнению с традиционными морскими перевозками новый мультимодальный маршрут позволяет доставлять грузы в Непал примерно на 20 дней быстрее (Chu Daye, 2022).

1 Например, общее время доставки груза из Лючжоу в Джакарту сокращается до 20 дней, что примерно на семь дней меньше, чем при традиционном морском способе транспортировки (China's Guangxi..., 2022).

строительства канала Пинглу протяженностью 135 км в качестве ключевого проекта Нового международного сухопутно-морского коридора, а после завершения строительства канала грузы будут транспортироваться из портов залива Бэйбу по маршруту, который станет на 560 км короче, чем из порта Гуанчжоу в провинции Гуандун (Guangxi's High-Quality., 2022).

С целью увеличения объема контейнерных перевозок в страны ЮВА в 2021 г. крупнейшая сингапурская логистическая компания Pacific International Lines Pte Ltd. и Guangxi Beibu Gulf International Port Group создали совместное предприятие Beibu Gulf-PSA International Container Terminal Co Ltd. (Shi Ruipeng, Chen Meiling, 2021). В конце 2021 г. в г. Гуй-яне (пров. Гуйчжоу) был введен в эксплуатацию международный логистический порт Дулаин с годовой пропускной способностью около 5 млн т, являющийся одним из ключевых логистических центров нового международного сухопутно-морского коридора и объединяющий железнодорожные линии, соединяющие Чунцин, Чэнду с промышленными центрами экономического пояса рек Янцзы, Чжуцзян1 и района Большого залива Гуандун -Сянган - Аомэнь2 с портами залива Бэйбу (Yang Jun, Zhao Yimeng, 2022), причем проект сократил время, необходимое для доставки контейнеров из Чэнду в порты залива Бэйбу на 9 дней (Land-Sea Corridor., 2021).

С целью ускорения развития нового Международного сухопутно-морского торгового коридора в январе 2021 г. по инициативе China Railway Corp. и

1 Район Наньша (район в Гуанчжоу, пров. Гуандун), который является крупнейшим портовым районом в Южном Китае, в 2022 г. укрепил свое экономическое сотрудничество с ГЧАР и странами АСЕАН. Во время проходящей 19-й выставки Китай - АСЕАН в Наньнине (ГЧАР) в сентябре 2022 г. в целях укрепления региональных связей Guangzhou Port Group и Guangxi Beibu Gulf Investment Group Co Ltd. достигли соглашения о развитии инфраструктурного сотрудничества между районом Большого залива Гуандун - Сянган - Аомэнь и заливом Бейбу. Поскольку залив Бэйбу в ГЧАР наладил бесперебойные логистические цепочки как с провинциями Западного Китая, так и со странами АСЕАН (причем порт Наньша расположен в самом сердце дельты реки Чжуцзян (Жемчужной), порт Наньша и городские кластеры в заливе Бейбу расположены недалеко друг от друга), то это сотрудничество обеспечило возможность промышленным предприятиям обоих регионов снизить свои затраты на логистику. Также в сентябре 2022 г. Бюро торговли района Наньша подписало Меморандум о взаимопонимании по экономическому и торговому сотрудничеству с филиалами торговых палат Индонезии, Вьетнама, Таиланда и Лаоса (Zhu Wenqian, Shi Ruipeng, 2022).

2 В преддверии открытия 19-й выставки Китай - АСЕАН 15 сентября 2022 г. в Наньнине (ГЧАР) администрации района Залива Бэйбу и района Большого залива Гуандун - Сянган -Аомэнь (ГСА) подписали ряд проектов в области развития совместной инфраструктуры. В 2021 г. общий объем инвестиций предприятий из ГСА в инфраструктурные проекты в ГЧАР достиг 460,7 млрд юаней (66 млрд долл.), а с января по август 2022 г. общий объем инвестиций составил 304,1 млрд юаней. Район Большого залива Гуандун - Сянган - Аомэнь считается одним из наиболее динамично развивающихся регионов Китая, а залив Бэйбу расположен недалеко от стран АСЕАН - поэтому эти два региона обладают значительным потенциалом для взаимовыгодного сотрудничества со странами АСЕАН. Также район Наньша в Гуанчжоу (пров. Гуандун), используя свои преимущества в области доставки и складской логистики, построил крупнейшую портовую зону в Южном Китае, запустив 125 логистических маршрутов в страны АСЕАН (GBA..., 2022).

при участии China COSCO Shipping Lines был создан транспортный комитет для координации логистики и мультимодальных перевозок. В декабре 2021 г. решением Госсовета КНР был создан крупный национальный логистический оператор, образованный путем слияния нескольких компаний, в том числе одного из ведущих операторов железнодорожной логистики China Railway Materials Group Corp. (CRM) и четырех филиалов крупной инвестиционной компании China Chengtong Holdings Group Ltd. (China Materials Storage and Transportation Group Co Ltd, CTS International Logistics Corp. Ltd., China Logistics Co Ltd. и Pachn Group) (Connecting., 2022). На долю главного регулятора государственных активов Китая - Комиссии по надзору и управлению государственными активами Госсовета КНР и компании China Chengtong Holdings Group Ltd. приходится по 38,91% акций созданного национального логистического оператора. Кроме того, Госсовет КНР определил три стратегических инвестора, которыми стали China Eastern Airlines, China COSCO Shipping Corp. Ltd. China Merchants Group. Доли акций этих трех компаний составят 10, 7,3 и 4,9% соответственно (Liu Yukun, 2021).

ЧУНЦИН КАК ГЛАВНЫЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ СО СТРАНАМИ АСЕАН

23-24 ноября 2021 г. в Чунцине состоялся саммит Китайско-сингапурской демонстрационной инициативы по стратегическому взаимодействию, в работе которого приняли участие представители центральных банков, финансовых институтов, корпораций и логистических компаний из стран АСЕАН и Китая. На саммите было объявлено о плане строительства к 2025 г. финансового центра в Чунцине, который станет важной площадкой для дальнейшего развития трансграничных платежей в юанях и углубления финансового сотрудничества со странами АСЕАН (Land-Sea Trade Corridor Facilitates., 2022). Также на саммите было отмечено, что в рамках указанной инициативы в 2021 г. объем международных мультивалютных операций в трансграничных сделках Чунцина со странами АСЕАН составил 3 млрд долл. и достиг более 17 млрд долл. с момента создания Инициативы в 2017 г. (Singapore-Chongqing Connectivity., 2021). К 2022 г. между сингапурскими и чунцинскими корпорациями было подписано 10 крупных контрактов в области инфраструктурного сотрудничества и трансграничных финансовых операций, которые стимулировали развитие взаимной торговли в рамках развития МТК (Singapore-Chongqing Financial., 2021). С 16 по 19 сентября 2022 г. в Наньнине (ГЧАР) прошли 19-я выставка Китай -АСЕАН и деловой и инвестиционный саммит Китай - АСЕАН. Согласно за-

явлению помощника министра торговли КНР Ли Фея на пресс-конференции, состоявшейся в Пекине, «Мероприятия, посвященные обмену новыми возможностями ВРЭП, совместному продвижению версии 3.0 зоны свободной торговли Китай - АСЕАН, сотрудничеству в области финансов и развитию нового Международного сухопутно-морского торгового коридора продемонстрировали новые достижения и основные моменты экономического и торгового сотрудничества между двумя сторонами». В 2022 г Китай оставался крупнейшим торговым партнером АСЕАН 13 лет подряд, а в течение первых семи месяцев 2022 г объем взаимной торговли вырос на 13,1% в годовом исчислении - до 544,9 млрд долл., что составило 15% от общего объема внешней торговли Китая за этот период. По состоянию на конец июля 2022 г. объем двусторонних инвестиций между Китаем и АСЕАН превысил 340 млрд долл., а оборот китайских предприятий по проектным контрактам в странах АСЕАН превысил 380 млрд долл. (Ouyang Shijia, 2022).

По официальным данным, в 2021 г. по МТК было перевезено 570 тыс. контейнеров, что на 57,5% больше, чем в 2020 г. (China-Europe Freight Trains Eye., 2022). По данным Координационного центра логистики и эксплуатации МТК, развитие интермодальных железнодорожных перевозок было устойчивым - за последние 16 месяцев количество проследовавших поездов резко возросло. Первые 10 тысяч железнодорожных и морских интермодальных перевозок по коридору были совершены за четыре года (до апреля 2021 г.), в то время как вторые 10 тысяч были совершены за гораздо более короткое время - 487 дней (China's Rail-Sea., 2022). В апреле 2022 г. в рамках МТК были открыты новые мультимодальные транспортные маршруты, обеспечившие Китаю прямое сообщение со странами АСЕАН (China-Europe Freight., 2022). Первый грузовой железнодорожный состав прибыл в столицу Лаоса Вьентьян, затем контейнеры были перегружены на автомобильный транспорт, проследовали через Таиланд и прибыли в конечный пункт назначения - порт Янгон в Мьянме. Время доставки грузов по новому маршруту до Янгона составило 10 дней, что сократило логистические сроки более чем на 20 дней по сравнению с традиционным маршрутом, который по реке Янцзы проходит до портов восточного побережья Китая, а затем по морю до Мьянмы (Land-Sea Trade Corridor Adds., 2022). По второму маршруту грузовые поезда отправились из «сухого порта» Гоюань в муниципалитете Чун-цин в столицу Вьетнама Ханой. Раньше большая часть товаров из Чунцина и соседней провинции Сычуань во Вьетнам перевозилась по воде через Шанхай и другие порты, что занимало более 20 дней. Новый маршрут сокращает время транспортировки из Чунцина во Вьетнам до 4-5 дней, что, по мнению китайских специалистов в области логистики, «не только экономит время и труд, но также безопаснее и эффективнее» (New Freight., 2022).

ПЛАНЫ КИТАЯ ПО РАЗВИТИЮ

СЕТИ ПАНАЗИАТСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Сеть Паназиатских железных дорог, которая будет проходить по территории субрегиональной экономической зоны «Ланьцанцзян - Меконг»1 и объединит три маршрута, а именно - центральный маршрут, который начинается в Куньмине, проходит через Лаос и заканчивается в Бангкоке; западный маршрут - через Мьянму и Таиланд; восточный маршрут пересекает Вьетнам, Камбоджу и Таиланд, причем все три маршрута соединяются в Бангкоке и следуют далее на юг через Малайзию и Сингапур (Land-Sea Corridor., 2021; RCEP, China-Laos Railway., 2022) (рис. 2).

3 декабря 2021 г. после 5 лет строительства была пущена в эксплуатацию одна из важнейших магистралей сети Паназиатских железных дорог - китайско-лаосская железная дорога протяженностью 1035 км (участок в Лаосе составляет 422 км), соединяющая Куньмин (пров. Юньнань) через китайский КПП Мохань (приграничный город уездного уровня на юге округа Мэнгла) со столицей Лаоса Вьентьяном, в будущем она продлится через Таиланд и Малайзию до Сингапура (Zhong Nan, 2021). На новой магистрали расположено 50 станций, по ней ежедневно курсируют 380 грузовых поездов, в том числе 70 международных грузовых поездов, и ожидается, что железная дорога позволит увеличить объем перевозки грузов между Китаем и Лаосом с 1,5 млн т в 2021 г. до 3,9 млн т в 2030 г., в том числе 2 млн т будет переведено с морского транспорта на железнодорожный (China-Laos Railway Delivers., 2022). В 2022 г. 12 городов семи провинций Китая стали отправлять грузы в Лаос международными грузовыми поездами по китайско-лаосской железной дороге, причем более 85% этих грузов направляются далее в страны АСЕАН, включая Мьянму, Таиланд, Вьетнам, Малайзию и Сингапур.

1 Субрегиональная экономическая зона «Ланьцанцзян - Меконг» (Lancang-Mekong), являющаяся составной частью Экономического коридора Китай - полуостров Индокитай (ЭККПИК), была официально образована на встрече руководителей шести стран ЮВА (Китай, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Мьянма и Вьетнам), расположенных вдоль реки Меконг (на китайском - Ланьцанцзян) в г. Санья (пров. Хайнань) 23 марта 2016 г. (3rd Lancang-Mekong., 2022). Основная цель создания этой экономической зоны заключалась в развитии региональной транспортной инфраструктуры. Решение этой задачи позволяет добиться ускоренного и сбалансированного развития экономик всех стран ЮВА. В последние годы Китай активизировал развитие приграничных городов провинции Юньнань, имеющей общую сухопутную границу с Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом протяженностью около 4 тыс. км, и Гуанси-Чжуанского автономного района, который является единственной административной единицей провинциального уровня КНР, имеющей общую морскую и сухопутную границу со странами АСЕАН. В 2021 г. объем внешней торговли Китая с пятью странами субрегиональной экономической зоны «Ланьцанцзян - Меконг» составил почти 400 млрд долл., что стало на 23% больше, чем в 2020 г. (Lancang-Mekong Cooperation., 2022).

Pan-Asia Railway

Network:/India Kunming

/ i.n— r, x

Kunming

Рис. 2. Сеть Паназиатских железных дорог

Fig. 2. Pan-Asian Railway Network

Источник: China, Laos Presidents Witness New Rail Link Opening // China Daily. 2021. 3 December. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/a/202112/03/ WS61a9d93ba310cdd39bc793ec.html (дата обращения: август 2022).

Vientiane i

Согласно прогнозу Всемирного банка, железная дорога позволит сократить стоимость перевозки на внутренних маршрутах в Лаосе на 20-40%, стоимость перевозки грузов из Вьентьяна в Куньмин на 40-50% и на 32% -стоимость транзита между Куньмином и важнейшим портом Таиланда Лаем Чабанг (Тает Chabang), входящим в число 25 крупнейших портов мира (У Yingqing, 2022). Дорога обеспечиваетЛаосу-стране,не имеющей выходакморю1, не только возможность превращенияв один из крупнейших региональныхлогистических 0йлов в ЮВА, ноипозволяет построить новый логистическийкоридормеждуКитаем и остшшными странами АСЕАисокращаявремявгнтидля срувовых поездов,связывающихКуно-мин и Вьентьян, вовво до 10 часов, включая время таможенного оформле-

1 Расположенный в самом сердце полуострова Индокитай, Лаос граничит с Мьянмой и Китаем на северо-западе, Вьетнамом на востоке, Камбоджей на юго-востоке и Таиландом на западе и юго-западе.

ния (China trades., 2022). По данным администрации китайской пограничной станции Мохань1, с момента введения Китайско-Лаосской железной дороги в эксплуатацию 3 декабря 2021 г. и до сентября 2022 г. через пограничный КПП проследовало 1868 грузовых поездов, которые перевезли 1,28 млн т грузов общей стоимостью 10 млрд юаней (1,44 млрд долл.), причем 340 тыс. т грузов были экспортированы Китаем, а 940 млн т - импортированы2. Время досмотра одного трансграничного грузового поезда на китайском КПП было сокращено с 20 до 12 минут (Li Yingqing, Zhou Huiying, 2022). Ожидается, что объем грузовых перевозок по Китайско-Лаосской железной дороге продолжит неуклонно расти, а магистраль будет стимулировать региональную экономическую интеграцию и рост объемов ВВП азиатских стран, особенно после того, как 1 января 2022 г. вступило в силу Соглашение о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП) (Guangxi launches., 2022). По заявлению генерального директора Yuxinou (Chongqing) Logistics Co., Ltd., одного из операторов на маршруте железнодорожных перевозок «Китай - Европа - Китай», «товары из стран Юго-Восточной Азии могут транспортироваться в Европу по маршрутам грузовых поездов Китай - Европа и Китай - Лаос3, что придаст новый импульс экономическому и торговому обмену между странами Европы и ЮВА» (China-Laos Railway., 2022). Отмечается, что «Китайско-Лаосская железная дорога, проходя далее на север по территории КНР, соединяется с железными дорогами, которые проходят через ряд крупных китайских городов, включая Чэнду (пров. Сычуань), муниципалитет Чунцин, Ухань (пров. Хубэй) и Сиань (пров. Шэньси), а также множество логистических

1 КПП Мохань соединяет две железные дороги - магистраль Юйси - Мохан в Китае и железную дорогу Вьентьян - Ботен в Лаосе. 31 августа 2015 г. Председатель КНР Си Цзиньпин и президент Лаоса Т. Саясон подписали соглашение о создании зоны экономического сотрудничества Мохань - Ботен (Li Yingqing. 2022).

2 20 сентября 2022 г. Народный банк Китая (НБК) и Центральный банк Китая объявили о подписании меморандума о сотрудничестве с Национальным банком Республики Казахстан и Банком Лаосской Народно-Демократической Республики о создании механизмов клиринга китайского юаня в двух странах. По мнению китайских аналитиков, «этот шаг будет выгоден для предприятий и финансовых учреждений в Китае и Лаосе, а также в Казахстане, поскольку позволит им использовать юань для трансграничных транзакций и будет способствовать дальнейшему развитию двусторонней торговли и инвестиций». Лаос и Казахстан являются важными странами в рамках предложенной Китаем инициативы «Один пояс, один путь», а использование китайской валюты для совершения транзакций является необходимым выбором, нацеленным на развитие инфраструктурного и экономического сотрудничества, укрепление логистических цепочек. Китай, Лаос и Казахстан активно развивают железнодорожные пропускные пункты, что еще больше обеспечит рост объема внешнеторгового оборота, а использование юаней для совершения транзакций будет способствовать росту объемов трансграничных инвестиций, снижению логистических и транспортных расходов (China Signs., 2022).

3 По заявлению президента таиландской железнодорожной компании Kaocharoen Train Transport Co, «при доставке контейнеров по железной дороге из Таиланда в Европу стоимость перевозки сокращается на 40% по сравнению со стоимостью транспортировки контейнеров морским путем» (Li Yingqing, 2022).

распределительных центров, расположенных в Китае и вдоль маршрута железнодорожной линии Китай - Европа» (Li Yingqing, 2022). По предварительным оценкам аналитиков Министерства транспорта КНР доставка грузов между странами АСЕАН и ЕС по новому евразийскому железнодорожному маршруту займет около 20 дней, что в два раза быстрее морской перевозки (Cargo., 2021). По данным Всемирного банка, Китайско-Лаосская железная дорога как часть Паназиатской железнодорожной магистрали (КНР - Лаос - Таиланд - Малайзия - Сингапур) в перспективе обеспечит увеличение совокупного дохода железнодорожной отрасли Лаоса на 21% (China-Laos Railway., 2022).

В конце марта 2021 г. министерство транспорта Таиланда и китайские строительные корпорации подписали соглашение о прокладке первого участка высокоскоростной железной дороги «Китай - Таиланд» протяженностью 251 км, который соединит столицу Таиланда Бангкок и город Накхонратча-сима на северо-востоке Таиланда, более известный как Корат (Chen Weihua, 2021). Объем финансирования строительства первого участка ВСЖД «Китай - Таиланд» определен в размере 179 млрд бат (5,85 млрд долл), а запуск участка в эксплуатацию запланирован на 2026 г. (China, Thailand., 2021). Ранее, в октябре 2020 г., Таиланд и КНР подписали контракт на предоставление Китаем в рамках строительства первого участка ВСЖД комплекта технических средств, используемых для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов (устройства сигнализации, централизации и блокировки), продажу подвижного состава для ВСЖД, обучение персонала и обеспечение эксплуатации и технического обслуживания первого участка железнодорожного пути (Thailand Signs., 2021). Запланированный второй участок ВСЖД «Китай - Таиланд» свяжет г. Накхонратчасима с г. Нонгкхай на границе с Лаосом, а железнодорожная магистраль «Китай - Таиланд» общей протяженностью 873 км соединится с железной дорогой «Китай -Лаос» и сформирует важную железнодорожную артерию, соединяющую Китай, Лаос и Таиланд (Куньмин - Бангкок) (Thailand Hopes., 2021). В 2022 г. в Мьянме продолжалось строительство железной дороги Мандалай - Кьяукпью (приморский город в штате Ракхайн, где китайские компании строят новый глубоководный порт) и железной дороги Мандалай - крупный сухопутный порт Мьюз, граничащий с городом Жуйли на юго-западе Китая (Zhang Dan, 2021).

Параллельно со строительством железной дороги в соответствии с графиком реализуется еще один ключевой транспортный проект при поддержке китайской компании - четырехполосный мост дружбы между Кореей и Мьянмой, который обеспечивает маршрут из центра крупнейшего города Янгона в район Далу (Мьянма). Разработчик проекта Китайская корпорация

гражданского строительства (CCECC) в июле 2022 г. отмечала, что подводные конструкции уже возведены, а основная часть вантового моста находится в стадии строительства и будет завершена в 2023 г Окончание строительства моста позволит ускорить создание особой экономической зоны в районе Дала - Янгона и значительно повысить объем транзитных перевозок между двумя странами (China-ASEAN cooperation., 2022).

В 2022 г. китайская строительная компания China Communications Construction Company продолжала электрификацию железной дороги Гемас - Джохор - Бару протяженностью 191 км (Chu Daye, Zhang Dan, 2021), а также строительство магистрали East Coast Rail Link, которая проходит от крупнейшего транспортного узла Малайзии - морского порта Кланг (Pelabuhan Klang) до штата Келантан (Kelantan) на северо-востоке полуострова Малакка, что в будущем станет частью Паназиатской железнодорожной магистрали, а также значительно улучшит транспортную доступность, связав менее развитый регион на восточном побережье с экономическим центром на западном побережье (Chinese Experiences., 2022). В январе 2022 г. китайские специалисты закончили проходку самого протяженного в Юго-Восточной Азии 16,39-километрового туннеля Selamat Datang Ke Genting, обеспечив выполнение 30% строительных работ на магистрали (Railway projects., 2022).

В конце марта 2022 г. была завершена проходка 17,6-километрового туннеля Сюлин протяженностью 17,6 км, который соединил 21 туннель на железнодорожном участке Дали - Баошан - важном проекте железной дороги Дали - Жуйли (Zhuang Qiange, 2022), что позволило запустить в эксплуатацию железную дорогу Китай - Мьянма, соединяющую границу КНР с Чэн-ду (China Continues., 2022), а 7 апреля 2022 г был открыт новый прямой маршрут сухопутных железнодорожных транзитных перевозок из «сухого» порта Гоюань в порт Янгон в Мьянме (New Int'l., 2022).

ПАНАЗИАТСКАЯ СЕТЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Паназиатская сеть автомобильных дорог (Pan-Asian Highway Network) (рис. 3) проходит из Чунцина в страны АСЕАН через провинцию Юньнань по трем коридорам, которые соединяют приграничный город Хэкоу с Ханоем (Вьетнам), а приграничный г. Мохань с Вьентьяном (Лаос), Бангкоком (Таиланд), Сингапуром и г. Янгун (Мьянма) (Chen Weihua, 2021).

Для того чтобы доставить товары автомобильным транспортом из Чун-цина до Ханоя, требуется около 45 часов, до Бангкока - около 98 часов, до Сингапура - примерно 7 дней (Highway., 2020). Через ГЧАР товары в страны АСЕАН перевозятся через китайский КПП «Юи» в приграничном городе

Пинсян. В 2021 г. через КПП «Юи» проследовало 402,8 тысячи автомобилей, которые перевезли около 4,4 млн т грузов (S. China Border., 2022), а благодаря упрощению таможенных процедур на китайском КПП грузы из ГЧАР могут быть доставлены в Бангкок за четыре дня (Border., 2020).

Мьичина,

Сянюнь

Нейпьидо

l Куньмин

\flaocj

ГНонгкх

Taifiand

КНР

Хайфон

О

Продолжение транспортных коридоров в ЮВА

• Действующие автомобильные дороги в ЮВА

Планируемые соединения

автодорожных сетей стран ЮВА

^Камбоджа

\

^Пншгёнь Сиануквиль'Ц Хошршин

Транспортировка контейнеров е порт Бандар-Аббас (Иран) и в порты Европы

Паданг Бесар

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пинангi N Ипо

Малайзия

^у4ла-Лумпур Яхор

Сингапур

d

Рис. 3. Паназиатсктя сеть автомобильных дорог Fig. 3. Pan-Asian Highway Network

Источник: составлено авторами.

В 2021 г. продолжалось активное использование центра внутренней международнойлогистики - сухого порта (внутреннего грузового терминала) Гоюань в новом районе Лянцзян в Чунцине, который будет связан железнодорожным и автомобильным сообщением со странами АСЕАН1. С целью сокращения времени таможенной очистки сухому порту было предоставлено право предлагать ряд преференций, таких как введение системы «предварительной декларации», облегчающей порядок таможенного декларирования, и предоставление зеленого коридора при совершении таможенных операций досмотра, что позволило повысить скорость грузоперевозок

1 В финансировании строительства мультимодального логистического комплекса в Чунцине принимало участие совместное предприятие, участниками которого были оператор порта Дуйсбург Duisport и сингапурский оператор портов PSA PORTS.

на 40% (New Dry., 2021). 26 марта 2022 г. первый грузовой поезд отправился из порта Гоюань в Ханой, ознаменовав пуск нового маршрута грузового поезда между Китаем и Вьетнамом (China's New., 2022). Раньше большая часть товаров из Чунцина и соседней провинции Сычуань во Вьетнам перевозилась морским транспортом через Шанхай и другие порты, что занимало более 20 дней, а новый маршрут сократил время транспортировки до 4 дней (New Freight., 2022). Всего в 2021 г. объем перевезенных грузов международными грузовыми поездами железнодорожного транспорта, морскими судами залива Бэйбу и трансграничными автобусами-шаттлами, запущенными Чунцином, по сравнению с 2020 г увеличился на 60, 17 и 30% соответственно (Land-Sea Trade Corridor Facilitates., 2022).

Сегодня в Китае происходит создание глобального коридора транзитных перевозок, где Экономический круг Чэнду - Чунцин является центральным исходным транспортным узлом для маршрутов как в страны ЕС и Центральной Азии1, так и в страны АТР. Восточным полигоном этого маршрута выступает Международный сухопутно-морской торговый коридор, который, используя сеть Паназиатских железных и автомобильных дорог и порты в заливе Бэйбу в ГЧАР, обеспечивает транспортировку грузов из центральных и западных провинций КНР в порты стран АТР, Ближнего Востока, Африки и Америки. Стыковка глобального коридора транзитных перевозок через Экономический круг Чэнду - Чунцин в западном направлении с евразийскими континентальными автомобильными и железнодорожными маршрутами (Чунцин - Россия - Европа2, Чунцин - Центральная и Южная Азия) обеспечивает пространственное объединение маршрутов «Экономического пояса Шелкового пути», «Морского Шелкового пути 21 в.», «Экономического пояса реки Янцзы», «Китайско-пакистанского экономического коридора» в единый бесшовный глобальный инфраструктурный коридор, позволяющий выстроить материковую и портовую инфраструктуры в единую логистическую систему параллельно с развитием и расширением существующей региональной транспортной сети. Тем самым Китай приступил к созданию оптимальной конфигурации глобальной инфраструктурной интеграции, от возможности присоединения к которой и использования ее синергетическо-го и экстернального эффектов значительную и весомую выгоду смогут получить все участники региональных и мировых транзитных перевозок.

1 В марте 2021 г был открыт новый маршрут грузовых перевозок протяженностью 5031 км, который соединил Наньнин (ГЧАР) и столицу Казахстана Нурсултан через Чунцин. Это позволило сократить время транспортировки с 45 дней до 13 (New Freight., 2021).

2 21 июля 2022 г. грузовой состав JSQ компании China Railway Special Cargo Logistics Co. Ltd., загруженный продукцией автомобильного концерна Changan Automobile, выехал со станции Юзуй в Чунцине, совершая первый рейс в Москву. Время доставки грузов составило 18 дней по сравнению с 35 днями при морских перевозках (Train., 2022).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2nd Global Cities Investment Promotion Conference Held in S. China's Hainan as RECP Comes Into Force // Global Times. 2022. 12 January. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202204/1245733.shtml (дата обращения: сентябрь 2022).

3rd Lancang-Mekong Business Forum Held in Cambodia // China. 2022. 31 March. URL: http:// www.china.org.cn/business/2022-03/31/content_78140317.htm (дата обращения: июль 2022).

Beibu Gulf and GBA Enhance Regional Connectivity, Boost Commercial Ties // China. 2022. 16 September. URL: http://www.china.org.cn/business/2022-09/16/content_78423070.htm (дата обращения: сентябрь 2022).

Border City in South Designated Pilot Zone to Enhance Collaboration With ASEAN // Beijing Review. 2020. 26 April. URL: https://www.bjreview.com/China/202004/ t20200426_800202248.html (дата обращения: сентябрь 2022).

Cargo from Chongqing Heads for Laos Via China-Laos Railway // China. 2021. 30 December. URL: http://www.china.org.cn/business/2021-12/30/content_77961540.htm (дата обращения: август 2022).

Chen Weihua. Embrace of Rail Brings Transport Sea Change // China Daily. 2021. 7 December. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202112/07/WS61aec5f6a310cdd39bc79cd7.html (дата обращения: август 2022).

China Continues Reform and Opening Up to Further Integrate with the Global Economy // Beijing Review. 2022. 7 January. URL: https://www.bjreview.com/Business/202201/ t20220107_800272398.html (дата обращения: август 2022).

China Signs Cooperation Memorandum with Laos, Kazakhstan to Establish Yuan Clearing Arrangements // Global Times. 2022. 21 September. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202209/1275721.shtml (дата обращения: сентябрь 2022).

China Trades Goods Worth Over $100M Via China-Laos Railway // China. 2022. 6 January. URL: http://www.china.org.cn/business/2022-01/06/content_77973596.htm (дата обращения: июль 2022).

China, Thailand Sign Agreement on High-Speed Rail Line, Set to Open in 2026 // Global Times.

2021. 12 March. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202103/1219753.shtml (дата обращения: сентябрь 2022).

China-ASEAN Cooperation Under BRI to Further Strengthen Despite US Meddling // Global Times. 2022. 12 May. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202205/1265512.shtml (дата обращения: июль 2022).

China-Europe Freight Train Service Bolsters Continental Supply Chain Stability // Global Times.

2022. 5 January. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202201/1245139.shtml (дата обращения: сентябрь 2022).

China-Europe Freight Trains Eye Infrastructure // China. 2022. 19 August. URL: http://www. china.org.cn/business/2022-08/19/content_78379597.htm (дата обращения: сентябрь 2022).

China-Laos Railway Delivers Economic Benefits in First Month // Beijing Review. 2022. 5 January. URL: https://www.bjreview.com/World/202201/t20220105_800271968.html (дата обращения: июль 2022).

China-Laos Railway Exceeds Expectations, Defies Critics, Injecting Momentum Into Regional Prosperity As Part of the BRI // Global Times. 2022. 7 September. URL: https://www. globaltimes.cn/page/202209/1274899.shtml (дата обращения: сентябрь 2022).

China's Beibu Gulf Port Logs over 6 mln Teus of Cargo Throughput // People. 2022. 5 January. URL: http://en.people.cn/n3/2022/0105/c90000-9941183.html (дата обращения: август 2022).

China's Guangxi Exports NEV Parts Using Rail-Sea Transport // China. 2022. 25 May. URL: http://www.china.org.cn/business/2022-05/25/content_78236514.htm (дата обращения: июнь 2022).

China's New Intl Land-Sea Corridor Expands Trade with ASEAN, with Goods Transported Up 30% in H1 2022 // Global Times. 2022. 25 July. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202207/1271336.shtml?id=11 (дата обращения: июль 2022).

China's Rail-Sea Intermodal Trains Make 20,000 Trips on Trade Corridor // China Daily. 2022. 1 September. URL: http://www.chinadaily.com.en/a/202209/01/ WS63101324a310fd2b29e75658.html (дата обращения: сентябрь 2022).

China's Regional Development Gap Narrows Over Past Decade // China Daily. 2022. 21 September. URL: http://www.chinadaily.eom.en/a/202209/21/WS632a7a70a310fd2b29e78e4a. html (дата обращения: сентябрь 2022).

China's Top 10 Ports in Cargo Handling Capacity in H1 // China Daily. 2022. 8 August. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202208/08/WS62f03f41a310fd2b29e70c5c.html (дата обращения: сентябрь 2022).

Chinese Experiences, Technical Know-How Boost Confidence in Construction of Joint Rail Project: Malaysian Official // China Economic Net. 2022. 14 January. URL: http://en.ce.cn/ main/latest/202201/14/t20220114_37257004.shtml (дата обращения: август 2022).

Chu Daye, Zhang Dan. Stakeholders Look Toward BRI Infrastructure As RCEP Trade Pact Set to Boost China-ASEAN Trade, Investment // Global Times. 2021. 23 December. URL: https:// www.globaltimes.cn/page/202112/1243678.shtml (дата обращения: сентябрь 2022).

Chu Daye. New Western Land-Sea Corridor Gains Momentum as China-ASEAN Trade Soars // Global Times. 2022. 18 September. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202209/1275535. shtml (дата обращения: сентябрь 2022).

Connecting to a Brighter Future // China Daily. 2022. 9 September. URL: http://www.chinadaily. com.cn/a/202209/09/WS631aed4fa310fd2b29e76ed8.html (дата обращения: сентябрь 2022).

Expanding Bilateral Trade, Remaking of Industry Chains Expected as ASEAN fms Visit China // Global Times. 2021. 31 March. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202103/1219981.shtml (дата обращения: июль 2022).

GBA Briefs // China Daily. 2022. 9 September. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202209/09/ WS631af4d9a310fd2b29e76eea.html (дата обращения: сентябрь 2022).

Guangxi Launches Cross-Border Freight Train Via China-Laos Railway // China. 2022. 3 April. URL: http://www.china.org.cn/business/2022-04/03/content_78146645.htm (дата обращения: август 2022).

Guangxi's High-Quality Opening-Up Bears Fruit in Past Decade / Invest in China 2022. 25 July. URL:https://investinchina.chinadaily.com.cn/s/202207/25/WS62e8c7cf498ea2749279fe2a/ guangxis-high-quality-opening-up-bears-fruit-in-past-decade.html (дата обращения: сентябрь 2022).

Highway Service Speeds Up Link between ASEAN, Western China // Beijing Review. 2020. 7 December. URL: http://www.bjreview.com/Latest_Headlines/202012/ t20201207_800229170.html (дата обращения: август 2022).

Lancang-Mekong Cooperation Becomes Sub-Regional Tie-Up with Strongest Potential: Chinese FM // Global Times. 2022. 23 March. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202203/1256659.shtml (дата обращения: октябрь 2022).

Land-Sea Corridor Key to Boosting Trade Ties // China. 2022. 27 July. URL: http://www.chma. org.cn/business/2022-07/27/content_78343214.htm (дата обращения: август 2022).

Land-Sea Corridor Plays Vital Role in Accelerating Shipments // China Daily. 2021. 19 January. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202110/19/WS60061602a31024ad0baa36bf.html (дата обращения: сентябрь 2022).

Land-Sea Freight Service Brings More Goods to Chinese New Year Market // China Daily. 2022. 18 March. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202203/18/WS61e62b24a310cdd39b c81cbe.html (дата обращения: июль 2022).

Land-Sea Freight Transport Via Chongqing on the Rise // China.org. 2021. 24 November. URL: http://www.china.org.cn/business/2021-11/24/content_77890335.html (дата обращения: сентябрь 2022).

Land-Sea Trade Corridor Adds New Direct Route to Indian Ocean // China. 2022. 3 April. URL: http://www.china.org.cn/business/2022-04/03/content_78146794.htm (дата обращения: август 2022).

Land-Sea Trade Corridor Facilitates Exchanges between China, ASEAN Countries // People. 2022. 14 September. URL: http://en.people.cn/n3/2022/0914/c90000-10146600.html (дата обращения: сентябрь 2022).

№ 4 2022

Li Yang. Border Traders Watch Li's Visit with Close Interest // China Daily. 2021. 14 February. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2013livisiteastasia/2021-02/14/ content_17032063.htm (дата обращения: август 2022).

Li Yingqing, Zhou Huiying. Cross-Border Freight Traffic Increases in Yunnan // China Daily. 2022. 6 September. URL: http://www.chinadaily.com.cn7a/202209/06/ WS63171369a310fd2b29e7644f.html (дата обращения: сентябрь 2022).

Li Yingqing. Train Link Creates a Web of Prosperity // China Daily. 2022. 31 August. URL: http://wwwchinadaily.com.cn/a/202208/31/WS630eb53aa310fd2b29e751e0_3.html (дата обращения: сентябрь 2022).

Liu Yukun. New State-Owned Logistics Group Set Up // China Daily. 2021. 6 December. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202112/06/WS61ae03e5a310cdd39bc79ab6.html (дата обращения: август 2022).

New Dry Port to Be Established in Chongqing, Chengdu // China Daily. 2021. 9 September. URL: http://www.chinadaily.com.cnregional/chongqing/liangjiang/2021-09/09/content_ 37546713.htm (дата обращения: сентябрь 2022).

New Freight Train Route Linking China's Guangxi, Kazakhstan Opens // China. 2021. 14 March. URL: http://www.china.org.cn/business/2021-03/14/content_77306494.htm (дата обращения: июль 2022).

New Freight Train Route Links China's Chongqing, Vietnam // China. 2022. 28 March. URL: http://www.china.org.cn/business/2022-03/28/content_78133371.htm (дата обращения: сентябрь 2022).

New Int'l Land-Sea Transport Service to Indo-China Peninsula Launched // China. 2022. 8 April. URL: http://www.china.org.cn/photos/2022-04/08/content_78154327_3.htm (дата обращения: июль 2022).

Ouyang Shijia. 19th China-ASEAN Expo to be Held in Nanning // China Daily. 2022. 30 August. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202208/30/WS630d7643a310fd2b29e74fa9.html (дата обращения: август 2022).

Qinzhou Port in S China's Guangxi // People. 2022. 15 September. URL: http://en.people.cn/ n3/2022/0915/c90000-10147160.html (дата обращения: сентябрь 2022).

Railway Projects in SE.Asia Make Progress, Boost Connectivity // Global Times. 2022. 25 January. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202201/1246900.shtml (дата обращения: июль 2022).

RCEP Deepens Industrial Chain Cooperation between China, ASEAN // Global Times. 2022. 1 August. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202208/1271869.shtml?id=11 (дата обращения: октябрь 2022).

RCEP, China-Laos Railway to Give Rise to Made in Laos: State Container Transport Operator // Global Times. 2022. 14 May. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202205/1265602.shtml (дата обращения: сентябрь 2022).

S. China Border Port Ensures Smooth Int'l Trade during Spring Festival // People. 2022. 5 February. URL: http://en.people.cn/n3/2022/0205/c90000-9953220.html (дата обращения: июль 2022).

Sea-Rail Intermodal Container Terminal Launched in Guangxi // China. 2022. 29 July. URL: http://www.china.org.cn/business/2022-06/29/content_78296039.htm (дата обращения: сентябрь 2022).

Shi Ruipeng, Chen Meiling. Guangxi Rising as Efficient Trade Portal to World // China Daily. 2021. 8 March. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202112/08/WS60462348a 31024ad0baadb8b.html (дата обращения: июль 2022).

Singapore-Chongqing Connectivity Strengthens, Facilitating Trade // Global Times. 2021. 25 November. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202111/1239911.shtml (дата обращения: июль 2022).

Singapore-Chongqing Financial Connectivity Strengthens Amid Pandemic: MAS // China. 2021. 24 November. URL: http://www.china.org.cn/business/2021-11/24/content_ 77889773.htm (дата обращения: сентябрь 2022).

Thailand Hopes China-Thailand Railway Project Finalized as Soon as Possible // Global Times. 2021. 11 April. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202104/1147574.shtml (дата обращения: сентябрь 2022).

Thailand Signs 3 Contracts for Thai-Chinese High-Speed Railway // China. 2021. 30 March. URL: http://www.china.org.cn/business/2021-03/30/content_77359335.htm (дата обращения: июль 2022).

Train Loaded with Chinese Cars Starts Pilot Run From Chongqing to Moscow // Beijing Review. 2022. 22 Jule. URL: http://www.bjreview.com/Latest_Headlines/202207/ t20220722_800301599.html (дата обращения: август 2022).

Yang Jun, Zhao Yimeng. Mekong Nations' Goods Promoted in Guizhou // China Daily. 2022. 6 September. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202209/06/ WS63169d60a310fd2b29e761f9.html (дата обращения: сентябрь 2022).

Zhang Dan. Largest China-Myanmar Land Port Reports no Impact on Cross-Border Trade so Far // Global Times. 2021. 2 February. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202102/1214686.shtml (дата обращения: август 2022).

Zhang Li. Land-Sea Trade Corridor Witness Growth // China Daily. 2022. 8 September. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202209/08/WS6319de77a310fd2b29e76b8f.html (дата обращения: сентябрь 2022).

Zhong Nan. China-Thailand Railway Project Continues Apace // China Daily. 2021. 29 March. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/29/WS60619558a31024ad0bab251b.html (дата обращения: июль 2022).

Zhu Wenqian, Shi Ruipeng. Guangzhou's Nansha Enhances Economic Ties with Guangxi, ASEAN // China Daily. 2022. 17 September. URL: http://www.chinadaily.com. cn/a/202209/17/WS6325b59ca310fd2b29e783dd.html (дата обращения: сентябрь 2022).

Zhuang Qiange. Darui Railway Sees Light at End of 'Toughest' Tunnel // China Daily. 2022. 2 April. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202204/02/WS6247a564a310fd2b29e54ca6. html (дата обращения: сентябрь 2022).

REFERENCES

2nd Global Cities Investment Promotion Conference Held in S. China's Hainan as RECP Comes Into Force. Global Times, 2022, 12 January. Available at: https://www.globaltimes.cn/ page/202204/1245733.shtml (accessed September 2022).

3rd Lancang-Mekong Business Forum Held in Cambodia. China, 2022, 31 March. Available at: http://www.china.org.cn/business/2022-03/31/content_78140317.htm (accessed July 2022).

Beibu Gulf and GBA Enhance Regional Connectivity, Boost Commercial Ties. China, 2022. 16 September. Available at: http://www.china.org.cn/business/2022-09/16/content_ 78423070.htm (accessed September 2022).

Border City in South Designated Pilot Zone to Enhance Collaboration with ASEAN. Beijing Review, 2020, 26 April. Available at: https://www.bjreview.com/China/202004/ t20200426_800202248.html (accessed September 2022).

Cargo from Chongqing Heads for Laos Via China-Laos Railway. China, 2021, 30 December. Available at: http://www.china.org.cn/business/2021-12/30/content_77961540.htm (accessed August 2022).

Chen Weihua. Embrace of Rail Brings Transport Sea Change. China Daily, 2021, 7 December. Available at: https://www.chinadaily.com.cn/a/202112/07/WS61aec5f6a310cdd39bc79cd7. html (accessed August 2022).

China Continues Reform and Opening Up to Further Integrate with the Global Economy. Beijing Review, 2022, 7 January. Available at: https://www.bjreview.com/Business/202201/ t20220107_800272398.html (accessed August 2022).

China Signs Cooperation Memorandum With Laos, Kazakhstan to Establish Yuan Clearing Arrangements. Global Times, 2022, 21 September. Available at: https://www.globaltimes. cn/page/202209/1275721.shtml (accessed September 2022).

China Trades Goods Worth Over $100M Via China-Laos Railway. China, 2022, 6 January. Available at: http://www.china.org.cn/business/2022-01/06/content_77973596.htm (accessed July 2022).

China, Thailand Sign Agreement on High-Speed Rail Line, Set to Open in 2026. Global Times, 2021, 12 March. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202103/1219753.shtml (accessed September 2022).

№ 4 2022

China-ASEAN Cooperation Under BRI to Further Strengthen Despite US Meddling. Global Times. 2022, 12 May. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202205/1265512.shtml (accessed July 2022).

China-Europe Freight Train Service Bolsters Continental Supply Chain Stability. Global Times, 2022, 5 January. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202201/1245139.shtml (accessed September 2022).

China-Europe Freight Trains Eye Infrastructure. China, 2022, 19 August. Available at: http:// www.china.org.cn/business/2022-08/19/content_78379597.htm (accessed September 2022).

China-Laos Railway Delivers Economic Benefits in First Month. Beijing Review, 2022, 5 January. Available at: https://www.bjreview.com/World/202201/t20220105_800271968. html (accessed July 2022).

China-Laos Railway Exceeds Expectations, Defies Critics, Injecting Momentum Into Regional Prosperity As Part of the BRI. Global Times, 2022, 7 September. Available at: https://www. globaltimes.cn/page/202209/1274899.shtml (accessed September 2022).

China's Beibu Gulf Port Logs over 6 mln Teus of Cargo Throughput. People, 2022, 5 January. Available at: http://en.people.cn/n3/2022/0105/c90000-9941183.html (accessed August 2022).

China>s Guangxi Exports NEV Parts Using Rail-Sea Transport. China, 2022, 25 May. Available at: http://www.china.org.cn/business/2022-05/25/content_78236514.htm (accessed June 2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

China's New Intl Land-Sea Corridor Expands Trade with ASEAN, With Goods Transported Up 30% in H1 2022. Global Times, 2022, 25 July. Available at: https://www.globaltimes.cn/ page/202207/1271336.shtml?id=11 (accessed July 2022).

China's Rail-Sea Intermodal Trains Make 20,000 Trips on Trade Corridor. China Daily, 2022, 1 September. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202209/01/ WS63101324a310fd2b29e75658.html (accessed September 2022).

China's Regional Development Gap Narrows Over Past Decade. China Daily, 2022, 21 September. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202209/21/WS632a7a70a310fd2b29e 78e4a.html (accessed September 2022).

China's Top 10 Ports in Cargo Handling Capacity in H1. China Daily, 2022, 8 August. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202208/08/WS62f03f41a310fd2b29e70c5c.html (accessed September 2022).

Chinese Experiences, Technical Know-How Boost Confidence in Construction of Joint Rail Project: Malaysian Official. China Economic Net, 2022, 14 January. Available at: http:// en.ce.cn/main/latest/202201/14/t20220114_37257004.shtml (accessed August 2022).

Chu Daye, Zhang Dan. Stakeholders Look Toward BRI Infrastructure As RCEP Trade Pact Set to Boost China-ASEAN Trade, Investment. Global Times, 2021, 23 December. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202112/1243678.shtml (accessed September 2022).

Chu Daye. New Western Land-Sea Corridor Gains Momentum as China-ASEAN Trade Soars. Global Times, 2022, 18 September. Available at: https://www.globaltimes.cn/ page/202209/1275535.shtml (accessed September 2022).

Connecting to a Brighter Future. China Daily, 2022, 9 September. Available at: http://www. chinadaily.com.cn/a/202209/09/WS631aed4fa310fd2b29e76ed8.html (accessed September 2022).

Expanding Bilateral Trade, Remaking of Industry Chains Expected as ASEAN fms Visit China. Global Times, 2021, 31 March. Available at: https://www.globaltimes.cn/ page/202103/1219981.shtml (accessed July 2022).

GBA Briefs. China Daily, 2022, 9 September. Available at: http://www.chinadaily.com. cn/a/202209/09/WS631af4d9a310fd2b29e76eea.html (accessed September 2022).

Guangxi Launches Cross-Border Freight Train Via China-Laos Railway. China, 2022, 3 April. Available at: http://www.china.org.cn/business/2022-04/03/content_78146645.htm (accessed August 2022).

Guangxi's High-Quality Opening-Up Bears Fruit in Past Decade. Invest in China 2022. 25 July. Available at: https://investinchina.chinadaily.com.cn/s/202207/25/

WS62e8c7cf498ea2749279fe2a/guangxis-high-quality-opening-up-bears-fruit-in-past-decade.html (accessed September 2022).

Highway Service Speeds Up Link between ASEAN, Western China. Beijing Review, 2020, 7 December. Available at: http://www.bjreview.com/Latest_Headlines/202012/ t20201207_800229170.html (accessed August 2022).

Lancang-Mekong Cooperation Becomes Sub-Regional Tie-Up with Strongest Potential: Chinese FM. Global Times, 2022, 23 March. Available at: https://www.globaltimes.cn/ page/202203/1256659.shtml (accessed October 2022).

Land-Sea Corridor Key to Boosting Trade Ties. China, 2022, 27 July. Available at: http://www. china.org.cn/business/2022-07/27/content_78343214.htm (accessed August 2022).

Land-Sea Corridor Plays Vital Role in Accelerating Shipments. China Daily, 2021, 19 January. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202110/19/WS60061602a31024ad0baa36bf. html (accessed September 2022).

Land-Sea Freight Service Brings More Goods to Chinese New Year Market. China Daily, 2022, 18 March. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202203/18/ WS61e62b24a310cdd39bc81cbe.html (accessed July 2022).

Land-Sea Freight Transport Via Chongqing on the Rise. China.org, 2021, 24 November. Available at: http://www.china.org.cn/business/2021-11/24/content_77890335.html (accessed September 2022).

Land-Sea Trade Corridor Adds New Direct Route to Indian Ocean. China, 2022, 3 April. Avai-lable at: http://www.china.org.cn/business/2022-04/03/content_78146794.htm (accessed August 2022).

Land-Sea Trade Corridor Facilitates Exchanges between China, ASEAN Countries. People, 2022, 14 September. Available at: http://en.people.cn/n3/2022/0914/c90000-10146600.html (accessed September 2022).

Li Yang. Border Traders Watch Li's Visit with Close Interest. China Daily, 2021, 14 February. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/china/2013livisiteastasia/2021-02/14/ content_17032063.htm (accessed August 2022).

Li Yingqing, Zhou Huiying. Cross-Border Freight Traffic Increases in Yunnan. China Daily, 2022, 6 September. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202209/06/ WS63171369a310fd2b29e7644f.html (accessed September 2022).

Li Yingqing. Train Link Creates a Web of Prosperity. China Daily, 2022, 31 August. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202208/31/WS630eb53aa310fd2b29e751e0_3.html (accessed September 2022).

Liu Yukun. New State-Owned Logistics Group Set Up. China Daily, 2021, 6 December. Available at: https://www.chinadaily.com.cn/a/202112/06/WS61ae03e5a310cdd39bc79ab6. html (accessed August 2022).

New Dry Port to Be Established in Chongqing, Chengdu. China Daily, 2021, 9 September. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/regional/chongqing/liangjiang/2021-09/09/ content_37546713.htm (accessed September 2022).

New Freight Train Route Linking China's Guangxi, Kazakhstan Opens. China, 2021, 14 March. Available at: http://www.china.org.cn/business/2021-03/14/content_77306494. htm (accessed July 2022).

New Freight Train Route Links China's Chongqing, Vietnam. China, 2022, 28 March. Available at: http://www.china.org.cn/business/2022-03/28/content_78133371.htm (accessed September 2022).

New Int'l Land-Sea Transport Service to Indo-China Peninsula Launched. China, 2022, 8 April. Available at: http://www.china.org.cn/photos/2022-04/08/content_78154327_3.htm (accessed July 2022).

Ouyang Shijia. 19th China-ASEAN Expo to be Held in Nanning. China Daily, 2022, 30 August. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202208/30/WS630d7643a310fd2b29e74fa9. html (accessed August 2022).

Qinzhou Port in S China's Guangxi. People, 2022, 15 September. Available at: http://en.people. cn/n3/2022/0915/c90000-10147160.html (дата обращения: сентябрь 2022).

Railway Projects in SE.Asia Make Progress, Boost Connectivity. Global Times, 2022,

25 January. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202201/1246900.shtml (accessed July 2022).

RCEP Deepens Industrial Chain Cooperation between China, ASEAN. Global Times, 2022,

1 August. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202208/1271869.shtml?id=11 (accessed October 2022).

RCEP, China-Laos Railway to Give Rise to Made in Laos: State Container Transport Operator. Global Times, 2022, 14 May. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202205/ 1265602.shtml (accessed September 2022). S. China Border Port Ensures Smooth Int'l Trade during Spring Festival. People, 2022, 5 February. Available at: http://en.people.cn/n3/2022/0205/c90000-9953220.html (accessed July 2022).

Sea-Rail Intermodal Container Terminal Launched in Guangxi. China, 2022, 29 July. Available at: http://www.china.org.cn/business/2022-06/29/content_78296039.htm (accessed September 2022).

Shi Ruipeng, Chen Meiling. Guangxi Rising as Efficient Trade Portal to World. China Daily, 2021, 8 March. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202112/08/ WS60462348a31024ad0baadb8b.html (accessed July 2022). Singapore-Chongqing Connectivity Strengthens, Facilitating Trade. Global Times, 2021, 25 November. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202111/1239911.shtml (accessed July 2022).

Singapore-Chongqing Financial Connectivity Strengthens Amid Pandemic: MAS. China, 2021, 24 November. Available at: http://www.china.org.cn/business/2021-11/24/ content_77889773.htm (accessed September 2022). Thailand Hopes China-Thailand Railway Project Finalized as Soon as Possible. Global Times,

2021, 11 April. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202104/1147574.shtml (accessed September 2022).

Thailand Signs 3 Contracts for Thai-Chinese High-Speed Railway. China, 2021, 30 March. Available at: http://www.china.org.cn/business/2021-03/30/content_77359335.htm (accessed July 2022).

Train Loaded with Chinese Cars Starts Pilot Run from Chongqing to Moscow. Beijing Review, 2022, 22 Jule. Available at: http://www.bjreview.com/Latest_Headlines/202207/ t20220722_800301599.html (accessed August 2022). Yang Jun, Zhao Yimeng. Mekong Nations' Goods Promoted in Guizhou. China Daily,

2022, 6 September. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202209/06/ WS63169d60a310fd2b29e761f9.html (accessed September 2022).

Zhang Dan. Largest China-Myanmar Land Port Reports no Impact on Cross-Border Trade So Far. Global Times, 2021, 2 February. Available at: https://www.globaltimes.cn/ page/202102/1214686.shtml (accessed August 2022). Zhang Li. Land-Sea Trade Corridor Witness Growth. China Daily, 2022, 8 September. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202209/08/WS6319de77a310fd2b29e76b8f.html (accessed September 2022). Zhong Nan. China-Thailand Railway Project Continues Apace. China Daily, 2021, 29 March. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/29/WS60619558a31024ad0bab251b. html (accessed July 2022). Zhu Wenqian, Shi Ruipeng. Guangzhou's Nansha Enhances Economic Ties with Guangxi, ASEAN. China Daily, 2022, 17 September. Available at: http://www.chinadaily.com. cn/a/202209/17/WS6325b59ca310fd2b29e783dd.html (accessed September 2022). Zhuang Qiange. Darui Railway Sees Light at End of 'Toughest' Tunnel. China Daily, 2022,

2 April. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/202204/02/WS6247a564a 310fd2b29e54ca6.html (accessed September 2022).

Поступила в редакцию / Submitted: 30.08.2022

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 03.10.2022 Принята к публикации / Accepted for publication: 31.10.2022 Доступно онлайн / Available online: 26.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.