Научная статья на тему 'НОВЫЙ ЛЕНЬЯНИНО В КАЗАНИ'

НОВЫЙ ЛЕНЬЯНИНО В КАЗАНИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мадонна / Леньяни / Леньянино / потир / покров / Непорочное зачатие / Евхаристия / звёзды / Игнац Штерн / физические черты / авторская реплика / Madonna / Legnani / chalice / intercession / immaculate conception / eucharist / stars / Ignaz Stern / physical features / author’s replica

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Массимо Пулини

Статья является атрибутационным исследованием работы Стефано Мария Леньяни (1661 – 1713) «Мадонна с Младенцем, держащим потир» из Большого собрания изящных искусств ASG. Ранее картина была атрибутипрована Игнацем Штерном (1679/1680 – 1748). Оба художника обучались в мастерской Карло Чиньяни (1628 – 1719).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is an attribution study Stefano Maria Legnani’s (1661-1713) work “Madonna and child holding a chalice” from the Grand Assembly of Fine Arts of ASG. Previously the painting was attributed to Ignaz Stern (1679/1680 – 1748). Both artists are Carlo Cignani’s (1628-1719) studio alumni.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ ЛЕНЬЯНИНО В КАЗАНИ»

НОВЫЙ ЛЕНЬЯНИНО В КАЗАНИ

Массимо Пулини Итальянский художник, историк искусств

АННОТАЦИЯ: статья является атрибутацион-ным исследованием работы Стефано Мария Леньяни (1661 - 1713) «Мадонна с Младенцем, держащим потир» из Большого собрания изящных искусств ASG. Ранее картина была атрибутипрована Игнацем Штерном (1679/1680 - 1748). Оба художника обучались в мастерской Карло Чиньяни (1628 - 1719).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Мадонна, Леньяни, Леньянино, потир, покров, Непорочное зачатие, Евхаристия, звёзды, Игнац Штерн, физические черты, авторская реплика

ABSTRACT: the article is an attribution study Stefano Maria Legnani's (1661-1713) work "Madonna and child holding a chalice" from the Grand Assembly of Fine Arts of ASG. Previously the painting was attributed to Ignaz Stern (1679/1680 - 1748). Both artists are Carlo Cignani's (1628-1719) studio alumni.

KEYWORDS: Madonna, Legnani, chalice, intercession, immaculate conception, eucharist, stars, Ignaz Stern, physical features, author's replica.

i И

U

N

la. is

fN fN О fN

CI

ГО

Стефано Мария Леньяни, прозванный Леньянино (Милан 1661 - 1713) Мадонна с Младенцем, держащим потир 1708 год

Холст, масло. 120*90 см БСИИ ASG, инв. № 04-0903

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится прекрасное и символичное произведение «Мадонна с Младенцем, держащим потир». Глубокий символизм этого полотна заключён в том, что его нельзя трактовать просто как изображение Девы Марии и маленького Иисуса. В его иконографии присутствует тема Непорочного зачатия, а также предчувствие Евхаристии.

Тема Непорочного зачатие подразумевает, что Мадонна должна быть изображена на престоле. Здесь мы его не видим. Но тем не менее Дева Мария изображена сидящей на возвышении. Её взгляд на-

Фрагмент картины Стефано Мария Леньяни «Мадонна с Младенцем, держащим потир»

БСИИ ASG, инв. № 040903

правлен сверху вниз. Ребёнок в руках матери кажется невесомым, т.к. художник не передаёт ощущение тяжести его тела. Иконография Непорочного зачатия подчёркнута и тем, что Иисус находится на уровне между грудью и чревом Мадонны. Голова юной Богоматери окружена большим ореолом из звёзд - ещё один намёк на непорочность зачатия. Самой замечательной деталью композиции является изысканный потир - символ Евхаристии. Иисус протягивает его зрителям, как бы призывая приобщиться к таинству.

Потир этот является настоящим произведением ювелирного искусства. Снаружи он украшен чеканкой и посеребрён, а внутри вызолочен. Облатка, парящая над кубком, напоминает месяц, от которого исходит сияние.

Прямой, открытый взгляд Иисуса направлен на зрителей. Глаза Мадонны, напротив, задумчивы и опущены. В них ощущается предчувствие тех страстей, которые способно вызвать содержимое этого потира.

Посредством особого благородства фигуры Мадонны и затрагивания тонкой богословской темы

Евхаристии, автор данной работы, очевидно, стремился создать программное произведение. При его написании он отталкивался от иконографии Богоматери, разработанной итальянским мастером Джованни Баттиста Сальви, прозванным Сассофер-рато (1609 - 1685). Достаточно сравнить близкую трактовку синего покрова Богоматери на картине из собрания ASG и полотне Сальви из пинакотеки Чезены. В обоих случаях покровы словно нависают над лбом Девы Марии.

Картина из Большого собрания изящных искусств ASG написана художником из следующего поколения, идущего после Сассоферрато. На данный момент она атрибутрована Игнацем Штерном (1679/1680 - 1748) - австрийским художником, обучавшимся в Эмилии-Романье в мастерской Карло Чиньяни (1628 - 1719). Однако мы считаем, что её автором является миланец Стефано Мария Ленья-ни, прозванный Леньянино (1661 - 1713).

Леньянино также был учеником Чиньяни. Он перенял его мягкую живописную манеру и классицистический стиль, основанный на утончённой поэтике

т ►

I

и

N N

1а. §з

гч гч о гч

Щ

1$

Джованни Баттиста Сальви, прозванный Сассоферрато Молящаяся Дева Мария Пинакотека Чезены

Стефано Мария Леньяни Непорочное зачатие Музей Вимеркате, Ломбардия

Стефано Мария Леньяни

Мистическое обручение святой Екатерины

Фонд Оттавио Маццониса, Турин

чувств. В работе из собрания ASG Леньянино предстаёт уже зрелым, сформировавшимся мастером.

Образу Мадонны с картины из Большого собрания изящных искусств ASG близки фигуры той же Богоматери с двух полотен ломбардца. Речь идёт о двух версиях Непорочного зачатия Леньянино, одна из которых находится в Музее Вимеркате (Ломбардия), а другая в Кастеджо (Павия) в коллекции Сфорцини.

Практически во всех работах Леньяни можно обнаружить одни и те же женские и детские телесные, физические черты, которые со временем станут легко узнаваемой, отличительной особенностью стиля живописца. Персонажи Леньяни это не ^ столько изображённые с натуры лица, сколько иде-о ализированные обобщённые образы. Опущенные

сь

СИ

т

глаза героев, белокурые локоны, спадающие на выступающий лоб Христа, стали визитной карточкой искусства Леньяни. Их мы можем видеть на картине «Мистическое обручение святой Екатерины» из Фонда Оттавио Маццониса в Турине.

Знаменитый итальянский искусствовед, специализирующийся на ломбардском искусстве XVII - XVIII веков, Марина дель Омо в 1998 году опубликовала монографию о творчестве Леньяни. В ней она воспроизводит авторскую реплику картины Леньяни из Большого собрания изящных искусств ASG (стр. 62, № 38). Эта композиция хранится в частном собрании. Работой Леньяни её атрибутировали такие выдающиеся итальянские историки искусств как Джо-ванни Годи и Джузеппе Чирилло. В монографии, к сожалению, не указаны размеры этой композиции,

i

И N N

la. is

fN fN О fN

и она воспроизведена в черно-белом варианте. Но и в таком качестве видно, что её размеры уступают произведению из собрания ASG. Ниже и живописный уровень её исполнения, а потому полотно из Большого собрания изящных искусств ASG следует считать первичным по отношению к работе, опубликованной в книге.

Что касается стиля Игнаца Штерна, то он характеризуется большей мягкостью, приглушённостью колорита и свето-теневой моделировки. Художник стремится сгладить любой цветовой контраст. Подтверждением этому может служить его «Мадонна с Младенцем», проходившая на аукционе Christie's в Нью-Йорке 31 января 2013 года.

Массимо Пулини Перевод Алина Булгакова

Стефано Мария Леньяни, прозванный Леньянино

Мадонна с Младенцем, держащим потир

Частное собрание

Игнац Штерн Мадонна с Младенцем Работа проходила на аукционе Christie's в Нью-Йорке 31 января 2013 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.