Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ МАСТЕРА БАРОККО АБРАХАМА ВАН ДИПЕНБЕКА'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ МАСТЕРА БАРОККО АБРАХАМА ВАН ДИПЕНБЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Абрахам ван Дипенбек / серия / ученик / бичевание / гравюра / Распятие / аналог / Воскресение / святой / апостол / Вознесение / двусторонние композиции / Abraham van Diepenbeck / Series / Student / flagellation / Engraving / Crucifixion / Analogue / Resurrection / saint / Apostle / Ascension / double-sided Compositions

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится серия из пятнадцати овальных полотен, которая до недавнего времени была атрибутирована анонимным мастером фламандской школы XVII века. Искусствоведческий анализ работ позволяет предположить, что они выполнены художником из окружения Абрахама ван Дипенбека, который сам был довольно эклектичен и использовал в своих работах мотивы и стилистические элементы других художников, в том числе Рубенса и Ван Дейка, с которыми не просто был знаком, а тесно сотрудничал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the ASG Large Collection of Fine Arts contains a Series of fifteen oval Canvases, which until recently was attributed by an anonymous Master of the 17th century Flemish School. Art historical Analysis of the Works suggests that they were made by an Artist from the environment of Abraham van Diepenbeck, who was himself quite eclectic and used in his Works the Motives and stylistic Elements of other Artists, including Rubens and Van Dyck, with whom he was not only familiar, but closely collaborated.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ МАСТЕРА БАРОККО АБРАХАМА ВАН ДИПЕНБЕКА»

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ МАСТЕРА БАРОККО АБРАХАМА ВАН ДИПЕНБЕКА

АННОТАЦИЯ: В Большом собрании изящных искусств ASG хранится серия из пятнадцати овальных полотен, которая до недавнего времени была атрибутирована анонимным мастером фламандской школы XVII века. Искусствоведческий анализ работ позволяет предположить, что они выполнены художником из окружения Абрахама ван Дипенбека, который сам был довольно эклектичен и использовал в своих работах мотивы и стилистические элементы других художников, в том числе Рубенса и Ван Дейка, с которыми не просто был знаком, а тесно сотрудничал.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Абрахам ван Дипенбек, серия, ученик, бичевание, гравюра, Распятие, аналог, Воскресение, святой, апостол, Вознесение, двусторонние композиции.

ABSTRACT: the ASG Large Collection of Fine Arts contains a Series of fifteen oval Canvases, which until recently was attributed by an anonymous Master of the 17 th century Flemish School. Art historical Analysis of the Works suggests that they were made by an Artist from the environment of Abraham van Diepenbeck, who was himself quite eclectic and used in his Works the Motives and stylistic Elements of other Artists, including Rubens and Van Dyck, with whom he was not only familiar, but closely collaborated.

KEYWORDS: Abraham van Diepenbeck, Series, Student, flagellation, Engraving, Crucifixion, Analogue, Resurrection, saint, Apostle, Ascension, double-sided Compositions.

В Большом собрании изящных искусств АБС хранится серия из пятнадцати овальных полотен, которая до недавнего времени была атрибутирована анонимным мастером фламандской школы XVII века. Все работы серии - двусторонние: на одной стороне - сюжеты из жизни Иисуса Христа и Девы Марии, на другой - изображения святых. Полотна, посвящённые жизни Христа можно выстроить в библейской хронологической последовательности: «Рождество», «Симеон Богоприи-мец», «Двенадцатилетний Иисус в храме», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Возложение тернового венца», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение Христа», «Вознесение».

Абрахам ван Дипенбек, круг Бичевание Христа Фландрия, XVII век Холст, масло. Овал 56,5*48,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 - 15)

Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА

Выразительно полотно со сценой бичевания Христа. Иисус, привязанный за руки к столбику-балясине, изображён в центре, его наготу скрывает лишь белая набедренная повязка. Он закрыл глаза, голова скорбно склонилась набок. Длинные волосы спадают на левую сторону. Христос словно отрешился от боли. Трое его истязателей (лишь один из них в воинском облачении) написаны в момент, когда они замахиваются для нанесения удара. У персонажа в шляпе за спиной Иисуса - розги. Что держат в руках другие герои мы не видим - рука воина в правой части пуста, словно он собирается ударить Христа кулаком. Однако на картине фламандского художника и графика эпохи Барокко Абрахама ван Дипен-бека (1596 - 1675) этот же самый воин держит длинную плеть. Действие происходит во дворе претории с арками и башнями. У основания столбика, - к которому привязан Иисус, - собака. В глубине справа - еще две мужские фигуры - воин в шлеме с плюмажем и алебардой, а также первосвященник.

Абрахам ван Дипенбек Бичевание Христа Дерево, масло. 43,5*33 см

29 апреля 2014 года, Лондон, аукцион Christies, лот 19

£ 32,500 (эстимейт £ 8,000 - 12,000)

Картина ван Дипенбека написана на дереве в технике гризайль. Внизу слева подпись: «AV. Diepe...». Живописец избрал необычную и запоминающуюся трактовку образа Христа. Его торс развёрнут к зрителям. От склонённой к плечу головы исходит сияние. Мышцы всего тела сильно напряглись в ожидании ударов. Фактически работа из собрания ASG воспроизводит данную картину ван Дипенбека в упрощённом виде. Она зеркально отражает её, а значит написана по гравюре, снятой с произведения живописца. Художник из собрания ASG избирает для своего полотна иное колористическое решение, сделав его полихромным.

В ходе исследования нами были выявлены три гравюры, снятые с работ Абрахама ван Дипенбека на сюжет «Бичевания Христа». Одна из них находится в Рейксмюсеуме, где хранится обширная коллекция гравюр разных авторов, сделанных с картин ван Дипенбека. Данная гравюра была изготовлена Абрахамом Конрадусом (около 1612 -1661) в период с 1627 по 1662 годы. Однако исполнена она была не с картины, проходившей на аукционе Christie's в 2014 году, а с более развёрнутой многофигурной работы ван Дипенбека, нынешнее местонахождение которой нам установить не удалось. Левая часть этой гравюры близка аукционной работе (есть некоторые отличия), тогда как правая - демонстрирует новых для зрителя персонажей - стражников, один из которых одет в шкуру хищного зверя.

Гравюра Абрахама Конрадуса с работы Абрахама

ван Дипенбека

Бичевание Христа

1627 - 1662 годы

25*31,5 см

Рейксмюсеум, Амстердам

Автором гравюры, сделанной с «Бичевания Христа» ван Дипенбека, выставлявшегося на торгах Christie's, является Питер де Байю (1613 -1660). Она датируется второй четвертью XVII века и принадлежит Музею искусств Льежского университета. По-видимому, именно с этой гравюры, в несколько упрощённом виде, была написана картина из Большого собрания изящных искусств ASG.

Гравюра Питера де Байю с работы Абрахама ван

Дипенбека

Бичевание Христа

Вторая четверть XVII века

Музей искусств Льежского университета

Третья гравюра принадлежит неизвестному мастеру и датируется также второй четвертью XVII века. Специалисты Музея Бойманса - ван Бё-нингена (Роттердам) атрибутируют её зеркальной копией гравюры Питера де Байю из Льежского университета [1].

В дальнейшем, на протяжении XVII - XVIII веков с этих растиражированных гравюр писали картины многие живописцы. Так, например, в 1744 году мексиканский художник Хосе де Ибар-ра (1685 - 1756) написал «Бичевание Христа» (частная коллекция) с гравюры Питера де Байю.

Гравюра неизвестного мастера с работы Абрахама ван Дипенбека Бичевание Христа Вторая четверть XVII века Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам

Неизвестный мастер XVII - XVIII веков исполнил всё то же «Бичевание Христа» из монастырского комплекса Кармен Альто в Кито (Эквадор). Ещё одно произведение на сюжет «Бичевание Христа» неизвестного живописца XVII столетия представлено в Церкви Святого Франциска в Боготе (Колумбия). Интересно, что в композиции из францисканской церкви рука воина, который по задумке Абрахама ван Дипенбека должен держать плеть, так же пуста, как и на полотне из собрания ASG.

Хосе де Ибарра Бичевание Христа 1744 год Холст, масло Частная коллекция

Ла'Й

Неизвестный художник XVII века Бичевание Христа Холст, масло

Церковь Святого Франциска, Богота

«Л * \

Т

Неизвестный художник XVII века Бичевание Христа (фрагмент картины с изображением воина в левой части композиции) Церковь Святого Франциска, Богота

ш

Абрахам ван Дипенбек круг

Бичевание Христа (фрагмент картины с изображением воина в правой части композиции)

БСИИ ASG, инв. № 040980 (1 - 15)

Искусство Абрахама ван Дипенбека было популярно при жизни мастера. Художник работал помощником самого Питера Пауля Рубенса. А по-

тому число потенциальных авторов серии из собрания ASG среди фламандцев XVII века крайне велико. Однако на «Бичевании Христа» аналогии не заканчиваются. Живописец создавший данную серию хорошо знал творчество ван Дипенбе-ка и, возможно, был его приближённым или учеником, работавшим в мастерской художника. Сам ван Дипенбек обучался у своего отца Яна ван Дипенбека (работал в Хертогенбосе с 1573 по 1621 годы), первоначально - росписи по стеклу. С 1621 года ван Дипенбек работал в Антверпене, где снискал популярность росписями витражей в Доминиканской церкви на сюжеты из жизни святого Павла. Поступив в мастерскую Рубенса (1623/1624 годы), он вскоре стал одним из лучших его учеников и помощников. Здесь он написал свои первые работы маслом - исторические полотна и портреты. В 1626 - 1627 годах, совместно с другими учениками Рубенса, он создавал картоны для серии шпалер «Евхаристия». Это был крупный заказ, который мастерская Рубенса получила от инфанты Изабеллы. Художник так же активно работал в типографии «De drukkerij van Plantijn».

В 1 632 году по поручению Рубенса ван Дипенбек отправился в Париж и Фонтенбло, где изготовил серию рисунков, основанных на работах Франческо Приматиччо (1 504 - 1 570) и Никколо дель Аббате (около 1 509/1 512 - 1 571). Во Франции он написал портрет Фердинанда Австрийского, о чем свидетельствует гравюра Антуана ван дер Дуса и надпись на ней: «Diepenbeke inventi 1 634».

ч

шу 4

Ms!

Абрахам ван Дипенбек Адриан Утрехт (1599 - 1652) Святое семейство с Иоанном Крестителем и ангелами 1640-ые годы 170*243 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1638 году живописец был принят в Антверпенскую гильдию Святого Луки, а в 1641 году стал главой Антверпенской академии живописи. После поездки в Италию ван Дипенбек занялся исключительно масляной живописью и рисунком. Он создал серию из 58 рисунков, выгравированных затем Корнелием Блумартом II (1603 - 1692), для книги «Полотна из Храма Муз» (фр. «Tableaux du Temple des Muses») аббата Мишеля де Мароля. Во время правления Карла I ван Дипенбек работал в Англии. В эти годы им был исполнен портрет Уильяма Кавендиша, первого герцога Ньюкасла и его семьи. Кроме этого художник проиллюстрировал его книгу, посвящённую верховой езде.

Сегодня самой известной работой Абрахама ван Дипенбека является «Сидящий в кресле человек». Популярность рисунок приобрел в 1978 году после выхода в Германии широко распространившейся марки с его изображением.

Немецкая почтовая марка с изображением рисунка Абрахама ван Дипенбека «Сидящий в кресле человек» 1978 год

Государственные музеи Берлина

В некоторых биографических источниках подчеркивают, что ван Дипенбек был не просто учеником, но и помощником Рубенса [2]. Он не только копировал работы выдающего мастера, но и разрабатывал для его обширной мастерской собственные проекты с последующим их воплощением. Существует версия, что в период обострения приступов подагры у Рубенса, во главе мастерских вставал ван Дипенбек [2]. А раз так, то, конечно, в окружении художника было не мало учеников, подражавших ему. Вероятно, одним из них и была написана серия картин из Большого собрания изящных искусств ASG. Причем живописец не просто копировал работы ван Дипенбека, но и проявлял оригинальность в композиционных построениях, иногда лишь «заимствуя» некоторых персонажей с произведений знаменитого мастера. Так, например, между 1630 - 1675 годами ван Дипенбек исполнил «Распятие», которое ныне хранится в Музее Фицуильяма в Кембридже. Данная работа, как и «Бичевание Христа», написана на дереве в технике гризайль и имеет аналогичные размеры, что и картина с аукциона Christie's.

Обе композиции когда-то входили в одну серию, посвящённую земному пути Иисуса. Сюда же относится «Оплакивание» (местонахождение неизвестно) [3].

Абрахам ван Дипенбек Распятие

Между 1630 - 1675 годами Дерево, масло. 45*33 см Музей Фицуильяма, Кембридж

Справа, рядом с Девой Марией, здесь изображён Иоанн. Он прижал руки к груди и испуганно вглядывается в лицо Учителя снизу вверх. Близко ему изображение юного апостола с работы «Распятие» из собрания АБС. В данном случае Иоанн так же подался вперед и сбоку смотрит на Христа. Схожи лица персонажей и их выражения: оба подняли глаза вверх, сдвинули брови и приоткрыли рты. При этом художник из собрания АБС меняет положение рук Иоанна - одна из них прижата к груди, другая - отведена в сторону.

А вот Дева Мария «списана» с другого «Распятия» ван Дипенбека, проходившего на аукционе Lempertz 15 марта 2017 года. Мадонна, разведя руки в стороны ладонями вверх, смотрит сбоку на распятого Сына.

Абрахам ван Дипенбек, круг

Распятие

Фландрия, XVII век

Холст, масло. Овал 56,5x48,5 см

БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 -15)

Абрахам ван Дипенбек Распятие

Дерево, масло. 62*44,5 см

15 марта 2017 года, Кёльн, аукцион Ьетрег^, лот 18 € 4,960 (эстимейт € 5,000 - 6,000)

Абрахам ван Дипенбек Распятие (фрагмент картины с изображением Иоанна) Музей Фицуильяма, Кембридж

Абрахам ван Дипенбек круг

Распятие (фрагмент картины с

изображением Иоанна) БСИИ ASG, инв. № 040980 (1 -15)

Абрахам ван Дипенбек Абрахам ван Дипенбек, Распятие (фрагмент круг картины с изображе- Распятие (фрагмент нием Девы Марии) картины с изображением 15 марта 2017 Девы Марии) года, Кёльн, аукцион БСИИ ASG, инв. № 04-0980 Lempertz, лот 18 (1 - 15)

В обоих случаях на заднем плане вдалеке художники пишут идентичные городские постройки в серо-голубой цветовой гамме. При всей близости персонажей, в «Распятии» из собрания АБС художник не слепо копирует ван Дипенбека, но изменяет детали одежд святых и драпировок, расположение фигур в композициях, постановку рук.

Входит в серию и «Воскресение Иисуса Христа» или «Стража у гроба». События эти описываются в Евангелии от Никодима: «Когда мы стерегли гробницу, содрогнулась земля, и мы увидели, что ангел Божий отвалил камень могильный и сидел на нём, и вид его был как молния, и ризы его как снег, и от страха перед ним мы были как мёртвые. Мы слышали, как ангел говорил женщинам, которые пришли к гробнице Иисуса: «Не бойтесь! Я знаю, что ищете Иисуса, который был на кресте распят, - Он воскрес...» (Евангелие от Никодима, 13).

В западноевропейской иконографической традиции «Воскресение» изображалось в виде парящей в воздухе фигуры Христа и нескольких стражников (количество варьировалось от двух до шести). Их размещали вокруг гроба, из которого восстал Христос. Они либо стоят и с ужасом взирают на происходящее, либо разбегаются в страхе. Известны изображения, где стражи продолжают спать.

На картине из собрания АБС круга ван Дипен-бека Христос изображён в красном плаще, взмывающим вверх из отверстого гроба. В руке он держит белое знамя с красным крестом. Белый цвет олицетворяет его чистоту и святость, а красный крест - символизирует пережитую боль и страдания. Справа в нижней части - воины, один из которых в испуге вскинул руку, а другой - спит.

ГУ

Г

Чл

V

Ж/

) I . /

В красном же плаще и со знаменем в руке Христос изображён на полотне круга Абрахама ван Дипенбека «Воскресение Иисуса Христа» с аукциона Натре1. На нём он не парит в воздухе, а выходит из груба. В его левой руке - пальмовая ветвь мученичества. Справа - стражники. Одни завороженно смотрят на Иисуса и золотое сияние, исходящее от него, другие - спят.

Абрахам ван Дипенбек, круг Воскресение Иисуса Христа (Стража у гроба) Фландрия, XVII век Холст, масло. 55*82 см

17 сентября 2010 года, Мюнхен, аукцион НатреI, лот 389

Эстимейт € 1,800 - 2,200

Данные картины на сюжет «Воскресения» написаны художниками из окружения ван Дипенбека. На обоих полотнах Христос предстаёт в классической трактовке образа: тёмные вьющиеся волосы до плеч, борода, ярко красный плащ обвивает его тело. Примечательно, что фигура Иисуса, его поза интерпретированы живописцами в близкой манере: торс повёрнут к зрителям практически фронтально,голова склонилась вправо, нога, согнутая в колене, выставлена вперёд, справа на груди кровоточащая рана. Безусловно, работа с аукциона Натре1 написана более даровитым художником, который лучшее владел анатомией, свето и цветопередачей. Однако и композиция из собрания АБС обладает своеобра-

Абрахам ван Дипенбек, круг

Воскресение Иисуса Христа (Стража у гроба)

Фландрия, XVII век

Холст, масло. Овал 56,5*48,5 см

БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 - 15)

Абрахам ван Дипенбек, круг Воскресение Иисуса Христа (фрагмент картины с изображением Иисуса Христа) 17 сентября 2010 года, Мюнхен, аукцион НатреI,

лот 389

Абрахам ван Дипенбек, круг Воскресение Иисуса Христа (фрагмент картины с изображением Иисуса Христа) БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 - 15)

зием в подаче персонажей - Иисус среди серых облаков и света, идущего от его головы, восстал из открытого гроба. Он не смотрит на стражников, один из которых в испуге бежит, а второй -продолжает спать.

Ещё одно «Воскресение Иисуса Христа» ван Дипенбека воспроизводит гравюра Корнелиса Галле II (1600 - 1678) из Рейксмюсеума. На ней Иисус, как и на картине из собрания ASG, парит над гробом. Схожи в живописной композиции и гравюре форма шлемов стражников и алебарды.

Гравюра Корнелиса Галле II с работы Абрахама ван Дипенбека Воскресение Иисуса Христа (Стража у гроба) 1650 -1653 годы

29,5*19,5 см

Рейксмюсеум,

Амстердам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Абрахам ван Дипенбек, круг Воскресение Иисуса Христа (фрагмент картины с изображением стражников) БСИИ ASG, инв. № 040980 (1 -15)

Гравюра Корнелиса Галле II с работы Абрахама ван Дипенбека

Воскресение Иисуса Христа (фрагмент гравюры с изображением стражников) Рейксмюсеум, Амстердам

Помимо полотен с Иисусом Христом, вторым сюжетным циклом серии из собрания АБС являются сцены из жизни Девы Марии, которые также имеют определённую хронологическую последовательность: «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Вознесение Девы Марии», «Коронование Богоматери», «Сошествие Святого Духа на апостолов» (Пятидесятница).

Абрахам ван Дипенбек, круг Вознесение Девы Марии Фландрия, XVII век Холст, масло. Овал 56,5*48,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 - 15)

Церковный догмат о «Вознесении» основывается на сказании, согласно которому, умершая естественной смертью и похороненная в Гефси-мании, Мария чудесным образом вознеслась на небо: после вскрытия её гроба апостолами, ведомыми неверующим Фомой, останков Богоматери не было обнаружено.

В центре композиции круга Абрахама ван Ди-пенбека изображена парящая в небесах Дева Мария в белой тунике и синем мафории. От её головы исходит золотое сияние. Богородицу окружают херувимы и ангелы среди облаков.

Подобным образом изображена Мадонна и на рисунке ван Дипенбека из Библиотеки и музея Моргана (Нью-Йорк). На нём взгляд Богоматери так же обращён вверх на источник света, одна

рука, с разведёнными пальцами, прижата к груди, другая - отведена в сторону ладонью к зрителям, согнутое колено ноги выставлено вперёд. Развиваются драпировки мафория, а также узкого плата у головы Девы Марии. Близки позы и двух ангелов, поддерживающих облако - оба написаны со спины.

Абрахам ван Дипенбек Вознесение Девы Марии

Карандаш, коричневые чернила, чёрный мел, акварель на бумаге 46*26 см

Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк

На обратных сторонах полотен серии из Большого собрания изящных искусств АБС изображены в полный рост апостолы и святые со своими атрибутами: Пётр с ключом от Царства Небесного, апостол Симон с пилой, покровитель пилигримов Иаков Зеведеев с посохом, апостол Фома с копьём, которым он был пронзён, апостол Иуда Фадей держит лодочный крюк, как символ его

Абрахам ван Дипенбек, круг Святой Меркурий Кесарийский Фландрия, XVII век Холст, масло. Овал 56,5*48,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 - 15)

миссионерских путешествий, апостол Варфоломей с куском собственной кожи в руке, евангелист Матфей с пикой, апостол Андрей с крестом в виде буквы X («Андреевский крест»), на котором он был распят, апостол Иаков Младший с палкой, Николай Мирликийский в епископском облачении, Иоанн Богослов с чашей, из которой выскальзывает змея, апостол Павел с мечом, евангелист Марк, пишущий книгу, святой Меркурий Кесарийский с поднятым вверх мечом, Иосиф Обручник с младенцем Иисусом и лилией. Во всех случаях фоном служат пейзажи с архитектурными постройками и тёмным облачным небом.

Двусторонние религиозные композиции (таблетки или плакетки), тем более серийные, в западноевропейском изобразительном искусстве явление не столь распространённое. В целом примерами двусторонней живописи могут служить алтари: Изенгеймский алтарь немецкого художника Северного возрождения Маттиаса Грюневальда, Алтарь Паумгартнеров (1503 г.) Альбрехта Дюрера, Гентский Алтарь (1432 г.) Яна Ван Эйка, Алтарь Портинари (1475 - 1478 гг.) Хуго ван дер Гуса, Алтарь Страстей (1491 г.) Ганса Мемлинга и т.д. Здесь живопись располагается по обеим сторонам многочисленных створок,

Абрахам ван Дипенбек, круг Иоанн Богослов с чашей Фландрия, XVII век Холст, масло. Овал 56,5*48,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 - 15)

и всё изображённое является частью единого алтарного ансамбля. Таким образом, можно сказать, что помимо функциональности, присутствует принцип ансамблевости, подчинения нескольких частей одной идеи.

Также в западноевропейском искусстве встречаются двусторонние светские портреты, имеющие с оборота изображения в виде аллегорических сцен, знаков и родовых гербов модели (Леонардо да Винчи, «Портрет Джиневры де Бен-чи»; Пьеро делла Франческа «Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца»). Они несут информацию об изображенном, подчеркивая его статус и значимость. Здесь же можно провести параллель с медалями, впервые появившимися в эпоху Возрождения, где с одной стороны изображался профиль портретируемого (по типу античных камей), а с другой - аллегорические изображения.

В случае с серией полотен круга Абрахама ван Дипенбека из собрания АБС какая-либо общая закономерность или же связь между изображениями по обе стороны холстов отсутствует. Они не согласуются ни в соответствии с библейскими сюжетными линиями, ни с христианскими праздниками. Скорее всего это адресный патронажный

набор сюжетов и святых, выполненный художником по заказу фламандского монастыря или церкви. Их двусторонность объясняется тем, что они были выносными и использовались в крестных ходах, традиция которых в католичестве берёт своё начало ещё со времён Средневековья.

В творчестве ван Дипенбека есть ростовые изображения святых и Отцов Церкви, о которых мы сегодня можем судить по сохранившимся гравюрам из того же Рейксмюсеума. Однако совпадения между этими гравюрами и изображениями святых круга ван Дипенбека из собрания АБС отсутствуют: различен их состав и манера исполнения. Некоторые, весьма общие черты сходства можно обнаружить только лишь в изображениях святого Николая Мирликийского круга ван Ди-пенбека из собрания АБС и святого Альберта Великого с гравюры 1644 года Маттеуса Боррекен-са (1615 - 1670).

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что серия из 15 картин Большого собрания изящных искусств ASG, ранее атрибутированная фламандской школой XVII века, была исполнена художником из окружения соратника Рубенса - Абрахама ван Дипенбека. Автор этой серии был не столь одарённым, но довольно самобытным художником. Он хорошо знал творчество ван Дипенбека и, возможно, был его учеником. Создавая данную серию, он повторил его композицию «Бичевание Христа» по гравюре Питера де Байю, а также некоторых персонажей с произведений мастера: святого Иоанна и Деву Марию с картин на сюжет «Распятие», воскресшего Иисуса Христа и Мадонну с рисунка «Вознесение». На оборотах двусторонних полотен, использовавшихся в качестве выносных во время крестных ходов, изображены святые и апостолы. Данные композиции, как и фигуры святых работы самого ван Дипенбека, сохранившиеся благодаря гравюрам, исполнены под впечатлением от работ испанца Хусепе де Риберы (1591 - 1652), который в 1630-е годы создал свою знаменитую серию «Apostolados», где апостолы изображены полуфигурами или в рост.

Гравюра Матте-уса Боррекенса с работы Абрахама ван Дипенбека Святой Альберт Великий 1644 год 25,5*13,5 см Рейксмюсеум, Амстердам

Абрахам ван Дипенбек, круг Святой Николай Мирликийский Фландрия, XVII век Холст, масло. Овал 56,5*48,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 - 15)

Ссылки:

1. The Flagellation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://colonialart.org/artworks/4896a - Дата доступа: 2.10.2020.

2. Abraham van Diepenbeeck [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nl.wikipedia.org/wiki/Abraham_van_ Diepenbeeck - Дата доступа: 5.10.2020.

3. Abraham van Diepenbeeck. The Lamentation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://commons.wikimedia. org/wiki/Category:Abraham_van_Diepenbeeck#/media/File:Abraham_van_Diepenbeeck_-_The_Lamentation.jpeg-Дата доступа: 7.10.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.