Научная статья на тему '«Новый Иерусалим явился в Познани»: жизнь вечная, страсти и чудеса'

«Новый Иерусалим явился в Познани»: жизнь вечная, страсти и чудеса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Новый Иерусалим явился в Познани»: жизнь вечная, страсти и чудеса»

Виктория Мочалова

(Москва)

«Новый Иерусалим явился в Познани»: жизнь вечная, страсти и чудеса

Известна познаньская легенда о трех чудотворных гостиях, описывающая события, якобы относящиеся к 1399 г.1 Упоминания о них присутствуют в источниках XV-XVI вв.: в рукописной проповеди Михала из Яновца («Kazania trzemesznenskie», 1491-1497)2, в трудах польских хронистов. Так, отец польской историографии Ян Длугош (1415-1480) в своих «Annales seu cronicae incliti Regni Polonia» (1455-1480) под 1399 г. записывает: «Король Владислав закладывает и одаряет костел Тела Господня для кармелитов на предместье Познани». Хронист указывает точную дату и даже день недели: «в пятницу, пятнадцатого августа»3, когда некая женщина из Познани, получив во время богослужения Святое Причастие, вынесла его во рту для продажи жившим в Познани евреям. «Когда потом его обнаружили на лугу у города Познани, это место сразу стало славиться большими чудесами. Побуждаемый этим, король польский Владислав основал на этом месте костел Тела Господня для братьев кармелитов»4. Вслед за Длугошем легенду повторяли и другие польские хронисты: Мачей Меховита (ок. 1457-1523, «Cronika Polonorum», 1521), Мартин Кромер (1512—1589, «De origine et rebus gestis Polonorum», 1555), еще более хронологически отдаленные от описываемых в ней «событий» 1399 г.

Познаньским чудотворным гостиям посвящены сочинения опиравшегося на сообщения Кромера и устную традицию кармелитско-го монаха Томаша Реруса (или Керуса; «История о дивном обретении Тела Господня на том месте, где теперь в Познани костел Тела Господня, с некоторыми чудесами, которые Всемогущий Господь и по сей день изволит являть», 1583)5 и познаньского бакалавра фило-

софии Яна Хризостома Сикорского «История Святого Чудотворного Тела Христова в Познани, в Польше в 1399 году»6.

Не был современником и свидетелем этих событий и польский каноник Томаш Третер (1547-1610), доктор канонического права, секретарь епископов Станислава Хозия и Анджея Батория и польских королей (Анны Ягеллонки, Стефана Батория и Сигизмунда III Вазы), поэт, филолог, переводчик, геральдик и гравер7, оставивший и наиболее подробный пересказ легенды о чудесах трех гостий, злодейски похищенных из костела в Познани в 1399 г., - «Sacratissimi Corporis Christi historia et miracula: Quae in Ecclesia Posnaniensis Ordi-nis S. Mariae Carmelitarum Divina Bonitas Operatur» (1609)8 (ил. 1). Это сочинение имело широкий резонанс, впоследствии переводилось (на немецкий и польский языки), многократно переиздавалось и дополнялось (17729, 1799, 1886, 189710). По сведениям, приводимым К. Бартошевичем, которые у нас не было возможности проверить, существовали и более ранние переводы-переделки брошюры Третера: к 1616 г. относится перевод ксендза Зарембы, к 1663 г. -ксендза Фр. Повсиньского («Depozyt Ciala i Krwie Jezusowej powie-rzony i zostawiony w kosciele Bozego Ciala»)11, что еще более раздвигает границы издательской карьеры и читательской популярности этого труда. В последующие века12, вплоть до нашего времени, когда описываются уже современные чудеса13, происходит циклизация легенд этого круга, наращивание чудес, концентрирующихся вокруг сюжета о трех познаньских гостиях. Недавно было переиздано сочинение «Три Святых Гостии 1399. Евхаристическое чудо в Познани»14 известного познаньского журналиста, издателя сборников молитв и религиозных песнопений, депутата горсовета Мечислава Носковича, черпавшего информацию о чудесах из хроники Яна Длу-гоша и труда Третера15.

Воспроизводимая этими авторами и существующая в многочисленных вариантах легенда о трех чудотворных гостиях, оскверненных иудеями, связывает «исторический» план повествования с символическим: предающая иудеям гостии христианка - это Иуда; совещания иудеев, как поступить с гостиями, - это суд Кайафы; мучения гостий в познаньском подвале (кстати, на Еврейской улице) -это страсти Христа; взлетевшие в небо гостии - это вознесение Христа; поклонение животных - это вифлеемские ясли; сожжение привязанных к столбу преступников - позорная смерть Иуды16.

Тот факт, что Третер описывает события, происходившие двумя веками ранее, не смущал ни его, ни позднейших публикаторов и вносивших свои дополнения редакторов его сочинения17, ибо их интересовало иное - истины веры, возможность сакрализовать окружающее пространство, уподобить Познань Иерусалиму, едва ли не отождествить с ним (отсюда - центральный мотив: «Новый Иерусалим возник в Познани в 1399 г.»), упрочив традицию паломничества и поклонения местной святыне, а также «доказать», опровергая догматы протестантов и прочих «еретиков», что в гостии, «бесценном сакраменте тела и крови, скрыт подлинный Бог» (ср.: 1 Кор 10: 16; Мф 26: 26; Мк 14: 22).

Мы обращаемся к легендам этого цикла, поскольку здесь, как представляется, явственно выражены стремление к уподоблению линейности, временности земной жизни, событий «реальной истории» - круговороту, цикличности, вечности истории сакральной, а также отражены столь существенные для проблематики круга жизни культурные концепты, как жизнь/смерть, здоровье/болезнь. Их помещение в религиозный контекст позволяет авторам установить и, - что особенно важно в данном случае, - проповедовать и пропагандировать (как в кругу верных, так и среди неверных, отступников, иноверцев) безусловную связь между божественным промыслом, явленным во множестве эпизодов чудотворного характера, и ситуациями, относящимися к телу и здоровью человека. В предисловии «К христианскому читателю» Третер пишет:

Существует довольно много ясных примеров на эту тему в разных странах христианского мира, однако в городе Познани, столице Великой Польши, он - самый явный и ужасный, и потому, когда я хочу писать о нем, чтобы устыдить еврейство, а Тебя призвать к почитанию Святых Даров и поклонению им, сердце мое трепещет, волосы встают на голове, все тело содрогается и едва ли не костенеет, рука дрожит и не владеет пером, само перо писать страшится, однако по прошествии долгого времени, преодолев страх, я осмеливаюсь и пишу это и достопамятное известие о том, что произошло в столичном городе Познани, передаю будущим годам (з. 13).

Здесь существенны и попытка выдвижения Познани на ведущее место среди прочих локусов, где имели место подобные события и чудеса, и реализация проповеднической задачи - призвать к почитанию Святых Даров и поклонению им как реальному вместилищу

Тела и Крови Христа. Этим задачам подчинены барочные риторические приемы, призванные усилить впечатление от описываемого и воздействие на читателя.

Сюжетная линия легенды отражена в самой структуре сочинения Третера:

Глава I. Евреи подкупают христианскую женщину (ил. 2).

Глава II. Грешная женщина крадет в костеле отцов-доминиканцев три облатки Святых Даров (ил. 3).

Глава III. Три Святых Гостии, исколотые ножами, источают кровь (ил. 4).

Глава IV. Евреи, устрашенные чудом, пытаются утопить три Святых Гостии в болоте за городом (ил. 5).

Глава V. Три Святых Гостии возносятся над болотом (ил. 6).

Глава VI. Пастух рассказывает магистрату о чуде, но магистрат, сочтя его безумным, сажает его в тюрьму (ил. 7).

Глава VII. Епископ с духовенством приходят на луг и поднимают Святые Гостии с земли18 (ил. 8).

Глава VIII. Епископ приказывает построить временную часовню на лугу (ил. 9).

Глава IX. Король Владислав Ягелло закладывает костел Тела Господня и поселяет туда отцов-кармелитов (ил. 10).

Глава X. Евреи вместе с женщиной-святотаткой и кусающими их собаками привязаны к столбу и сжигаются заживо, понеся справедливое возмездие за свои преступления (ил. 11).

Описание чудес, связывающих происходящее на земле с миром горним, начинаются уже в главе II, где «невидимая сила» препятствует краже гостий, бросая грешную женщину на пол и как бы предостерегая ее от неблагочестивого поступка. Лишь со связанной с сакральным числом третьей попытки, «по попустительству Господнему (чтобы тем самым явила себя слава Господа в костеле)», нечестивой женщине удается выкрасть три гостии. Автор уподобляет этот акт попадания гостий в «нечистые» руки женщины добровольной сдаче Иисуса на руки «грешников», пришедших схватить его, хотя в обоих случаях высшая воля легко могла бы воспрепятствовать этому (8. 18-19).

Описание чуда крови, истекающей из исколотых ножами гостий (гл. III), призвано побуждать «набожные сердца к воздаянию надлежащего благодарения Христу Спасителю за то, что он соблаговолил не только во время своих горестных страстей обильно пролить Свою

Кровь в этой крестной жертве, но и особым чудом утвердить обоснованность истины католической веры, победу над иудеями, язычниками и богохульством еретиков, а еще более - доказать, что... в Сакраменте Тела Христова содержится подлинная кровь» (8. 22).

Эффект этого чуда автор затем усиливает описанием прозрения слепой от рождения еврейки, которая, услышав крики радости «евреев и раввинов», желавших испытать, действительно ли в почитаемых христианами гостиях содержится Тело и Кровь Иисуса, начала про себя молиться: «Если Ты, Христос, Сын истинного Бога <. .> то освети мои глаза и соверши это, чтобы я могла видеть небесный свет, чтобы прославлять могла святое имя Твое». Мгновенно прозревшая, она стала проповедовать истинность Христа (8. 22-23). В варианте легенды, представленном у Яна Хризостома Сикорского, слепая еврейка прозревает, промыв глаза истекающей из гостий кровью20.

Здесь обнаруживается существенная жанровая связь с евангельскими рассказами о чудесах (ср.: «Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!.. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их» - Мф 9: 27-31; «Сей, отверзший очи слепому» - Ин 11: 37; «... увидел человека, слепого от рождения... это для того, чтобы на нем явились дела Божии... и прозрел» - Ин 9: 1-11), где несомненным подателем чуда является Иисус, но при этом вера больного оказывается определяющим условием исцеления. Физиологическая слепота символически совмещается с духовной - невозможностью видеть свет истины («умы их ослеплены» - 2 Кор. 3: 14), и одновременное чудесное устранение обоих этих изъянов объединяет дольнее и горнее, как бы помещая их в единый круг. Очевидно, ввиду особой значимости и символичности этого сюжета преодоления слепоты ему посвящена в издании брошюры Третера 1897 г. особая глава (8. 74-77).

Чудом в описании Третера оказывается уже и то, что евреям не удалось, несмотря на все их усилия, причинить гостиям никакого реального вреда («и в огонь, и в колодец, и в клоаку бросали, а никакого следа и порезов на них не было видно, но сохранялись нерушимые достоинства и белизна» - гл. IV, 8. 24).

Однако более эффектными и служащими к вящей славе Божией становятся производимые гостиями, как заместительными репрезен-

тантами Христа, чудеса исцелений: когда евреи несут гостии за город, чтобы утопить их в болоте, нищий калека-христианин, попросивший у них милостыню «во Имя Бога живого», мгновенно выздоравливает, а умирающий в одном из соседних домов бодро вскакивает с одра болезни и громко возглашает, что рядом прошел Спаситель Христос и вернул ему здоровье (8. 24).

Проносимые по городу гостии как бы сакрализуют окружающее пространство, при этом автор стремится «заземлить» повествование, подчеркнуть достоверность происходящего, указывая его точную локализацию: калека-нищий сидит у Замковых ворот, умирающий лежит в доме на Стельмаховской улице. Чудотворная сила не только присуща самим гостиям, но и распространяется от них на то место за городом, где евреи пытались их закопать и где впоследствии был основан костел Тела Господня: «Это место в костеле прикрыто железной решеткой, и многие приходящие к нему с живой верой и надлежащим почитанием исцеляются от разных болезней» (8. 24).

Разумеется, злонамеренные еврейские старейшины остались равнодушны к явленным чудесам и продолжали пребывать «в своей слепоте», убеждая всех, что «все это следует воспринимать не как чудеса и могущество распятого Христа, а лишь как какое-то обманчивое заблуждение» (8. 26).

Третер создает контраст не только между иудеями (не принимающими чуда) и христианами (принимающими и получающими его), но и между иудеями и животными, которые оказываются способны к поклонению гостиям: коровье стадо, пасшееся на лугу, где были ранее закопаны гостии, вдруг поднявшиеся в воздух и летавшие «подобно белым бабочкам», преклонило колени, «славя скрытого в них истинного Бога» (гл. V, 8. 26).

Типологически сходный сюжет находим и в хасидских историях, например о Баал Шем Тове, молившемся в чистом поле, где паслось стадо овец. Все они, услышав его гимн наступающей субботе, поднялись на задние ноги и стояли, пока он не закончил: «Ибо, слушая молитвы Баал Шем Това, всякая тварь Божья принимала то изначальное положение, в котором она стояла перед троном Господа»21.

У Третера чистые души, простецы, подобные пастуху стада и его малолетнему (=невинному) сыну, как и сами «Божьи твари», в противоположность жестоковыйным иудеям, оказываются открыты для восприятия ниспосылаемых чудес.

Если, описывая происходящие чудеса, Третер придерживается евангельского канона и подчиняет свое повествование тем же проповедническим задачам («эта болезнь не к смерти, но к славе Божи-ей, да прославится через нее Сын Божий»; «сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» - Ин 11: 4, 42)22, то, затрагивая еврейскую тему, он основывается на критике народа Израиля у пророков («Вол знает владетеля своего, и осел -ясли господина своего; а Израиль не знает Меня» - Ис 1: 3), стремясь создать негативный для иудеев сравнительный контекст, представить их стоящими ниже животных.

При помощи подобного контраста («малые и смиренные», простаки, нищие, калеки, дети, животные противопоставляются «умникам мира сего») посрамлены и первоначально не поверившие в чудо высокородные члены магистрата, которым простой пастух рассказывает («простыми словами») о произошедшем на лугу, но они заключают его в тюрьму, сочтя умалишенным. Лишь очередное чудо -освобождение пастуха благодаря вмешательству высших сил («Бог... своей силой открыв двери тюрьмы, этого бедняка оттуда освободил» - 8. 32) - побуждает членов магистрата оставить свое неверие и прислушаться к простецу, свидетельствующему о чуде.

Барочная пышность и нагромождение метафор сопровождают описание действенности хранимых отцами-кармелитами гостий, «благодетельные излучения которых радуют польский мир»: «Здесь тонущим - берег, печалующимся - утешение, ослабшим - укрепление, богатство - бедным, больным - лекарство и врачеватель, слепым - свет, мертвым - жизнь» (8. 54).

Большое место в различных дополненных изданиях этого сочинения Третера занимают описания чудесных исцелений под благотворным воздействием этих гостий, упорядоченные хронологически23 и тематически по главам («От различных хворей освобожденные после принесения обета милосердному Господу в трех Святых Гостиях» -8. 57-71; «Исцеленные чудом от хромоты и иных увечий» - 8. 72-75; «Чудесным образом прозревшие слепые» - 8. 75-77; «Одержимые бесами» - 8. 77-79; «От опасности смерти, подстерегающей по разным причинам, чудесно спасенные» - 8. 79-94; «Освобожденные от угрозы и душе, и телу» - 8. 94-95; «Воскресшие мертвые» - 8. 96-109).

Усилению эффекта достоверности призваны служить точные сведения о датировке и локализации чуда исцеления, его объекте

и предшествовавшем недуге. Так, в 1493 г. болящей Ядвиге из городка Бука было видение «некоей очень милой и неописуемо прекрасной Дамы», которая приказала ей встать и пообещать посетить костел Тела Господня в Познани, «и исцелена будешь». Исполнив это, больная выздоровела (8. 57; этот сюжет многократно повторяется).

Информацию о чудотворной силе познаньских гостий и совет совершить к ним паломничество и принести дар костелу можно получить как из видений подобного рода (8. 62; «привиделось ей дитя весьма милое и прекрасное в белейших одеждах» - 8. 58; «в ночном видении показался ей муж в епископском одеянии со светлым ли-

24

цом» - 8. 59; «наяву или нет, сказать не могла... привиделась ей некая особа» - 8. 112), так и из других источников - «Божественного Откровения» (8. 63, 71), «сообщений набожных людей» (8. 60), «советов соседей» (8. 65, 66), «родственников» (8. 75) или из неопределенных слухов («благородный пан Криштоф из Шидловца <...> шесть месяцев охваченный серьезной болезнью, когда услышал о дивных чудесах, дал обет посетить костел Тела Господня в Познани» - 8. 57; «услышала, сколь много людей почти ежедневно, обещая посетить костел Тела Господня, чудесным образом освобождаются от болезней» - 8. 73).

Для исцеления может быть достаточно лишь дать обет при возможности посетить «святое место», как это имеет место в многочисленных историях про больных падучей, лишившихся разума, оглохших, слепых, парализованных, хромых, заразившихся чумой, укушенных ядовитой змеей, страдающих головными болями и другими недугами, как и одержимых бесами. В некоторых случаях, когда истинно верующий и приносящий обет «этому святому месту» страдает сразу от нескольких несчастий, все они чудесным образом устраняются:

В 1536 году благородный пан Войтех Тарашевский, придя в Венгрию, попал в тюрьму, где от разных невзгод получил паралич и слепоту, а кроме того был приговорен к смерти. Оказавшись в столь многих опасностях, он дал обет этому святому месту, благодаря чему чудесным образом освободился из тюрьмы, исцелился от паралича и слепоты. Получив столь много благодеяний, он со временем пришел в костел Тела Господня, выполняя обет и благодаря милосердного Господа (з. 76-77).

Спасительная помощь может быть ниспослана не только индивидуальному лицу, но и целым группам:

В 1679 году в Быдгощи была тяжкая эпидемия, которая почти опустошила город. Пребывая в этой опасности, два горожанина Быдгощи, а именно, славный пан Зеленацкий и Павел Швец, не выходя из города, дали обет посетить костел Тела Господня в Познани, если их Бог убережет от морового поветрия. Выслушал верящих ему милосердный Господь и не только их лично, но и детей и челядь оставил не тронутыми заразой (з. 113-114).

В случаях болезни детей оказывается достаточным обет, данный родителями (8. 62-63, 71, 77; мать дает обет на коленях обойти вокруг костела Тела Господня, чтобы исцелилась дочь - 8. 61, 70). В случаях недееспособности одного из супругов обет за него может дать другой (8. 63); брат может в костеле Тела Господня успешно просить за брата (8. 66); шляхтянка может принести дар костелу за своего впавшего в беспамятство слугу (8. 67). Возможно делегировать принесение обета кому-нибудь из родственников, как это описано в рассказе, отнесенном к 1574 г. («в четверг после Пасхи»), о «благородном пане Боруховском, бургграфе Его Святейшества епископа Познаньского», бывшем уже не в состоянии ни дышать, ни говорить. Пан Боруховский посылает письмо своему родственнику, прося его посетить костел Тела Господня и дать за него обет. «Как только его воля была выполнена, он мгновенно выздоровел. И обретя столь чудесным образом здоровье, он с превеликой верой исполнил данный от его имени обет» (8. 63-64). Находящийся при смерти человек, уже не владеющий речью, может дать обет «сердцем», и этого будет достаточно для полного исцеления, за которое впоследствии он воздает благодарность пребывающему в гостиях Господу (8. 64). Таким образом, осуществляется некий круговорот, обмен благостью и благодарностью между горним и дольним мирами, их взаимодействие.

Разнообразны обеты («обойти костел Тела Господня на коленях» - 8. 63; «чтобы на пятнадцати службах читалось о пяти ранах Христа» - 8. 65; «обойти костел Тела Господня босиком, пойти на исповедь, дать взнос на святую мессу и подарки» - 8. 67; «пожертвовать на два богослужения» - 8. 74), как и дары, приносимые в костел в благодарность за исцеление (восковая свеча - 8. 63; свеча размером с тело больного и серебряное позолоченное сердце - 8. 65; отлитая

из воска фигура, изображающая больного, - 8. 57, 62, 68, 70; отлитая из воска нога бывшей хромой; восковая рука другой больной - 8. 74; серебряный пояс - 8. 61; серебряный образ и свеча размером с больного - 8. 67; серебряная памятная табличка - 8. 110, 114; изображение Святой Троицы и трех гостий - 8. 127). Иногда их описанию посвящены пространные рассказы:

Одному молодому художнику, несколько недель страдающему тяжкой болезнью и напрасно тратящему большие средства на поправку здоровья, явилась в видении весьма прекрасная Дама, обратившаяся к нему с милостивыми словами: «Зачем, заботясь о здоровье, ты бестолку тратишь столь много средств на лекарства? Знай, что ты не ранее обретешь здоровье, чем свяжешь себя обетом создать некое творение своего ремесла, которое могло бы быть помещено в костеле, где благоговейно хранится обретенное благое Тело Господне». Он спросил: «А какое это должно быть творение?» И получил ответ, что он должен нарисовать Благовестие Пресвятой Деве Марии. Дав такой обет, он сразу выздоровел, а то, что обещал, на самом деле выполнил (з. 60).

Однако если обет остается неисполненным, если его исполнение откладывается со дня на день, больной бывает наказан еще более тяжким недугом (8. 64) или иным несчастьем (8. 111-112). О существовавшей конкуренции между познаньскими костелами за первенство среди мест паломничества свидетельствует несколько историй. Одна из них - о забывчивом отце, давшем обет привести больного сына в костелы Тела Господня и Св. Николая (являвшегося покровителем их городка Хвалищев), но приведшем его только в последний. Вскоре сын был сражен еще более тяжкой болезнью, которая была излечена лишь после покаяния отца и повторного, на сей раз исполненного обета (8. 69). Другая - об исцелившейся от паралича ног женщине, обещавшей посетить костел Тела Господня, но сначала пошедшей в часовню св. Анны: она вновь заболела той же болезнью и выздоровела, лишь принеся обет первым посетить именно этот костел (8. 72, 79).

Еще более показательна история о конкуренции нескольких святынь как мест паломничества и поклонения в масштабах всей Польши. «Благородная матрона Шкоргошевская», мать заболевшей в 1535 г. падучей болезнью трехлетней девочки, в попытках исцелить дочь стала совершать паломничество в разные святые места -«в Ченстохову, где известный всему миру чудотворный образ Бого-

матери», в [собор] Святого Креста, на могилу св. Станислава в Краков25, «однако никакого утешения не нашла. Как только она дала обет костелу Тела Господня, сразу же с неизмеримой радостью увидела свою дочь совершенно здоровой и от жестокой болезни освобожденной (8. 70); «славная Анна Кремпская из городка Смигла» также обращалась за помощью «в разные места, о которых слышала», однако исцеление обрела лишь в костеле Тела Господня (8. 111).

Чудодейственная сила познаньского костела, где хранятся эти гостии, превосходит не только польские, но и европейские святые места:

В 1493 году в Гунсвальде, в саксонской земле одна жена по имени Анна, поссорившись со своим мужем, с гневом призвала на него тысячу дьяволов. Но по справедливому Божьему суду это проклятие пало на саму жену, которую тотчас же охватила тысяча дьяволов, начав страшно ее мучить. Из нее раздавался лай собак, рык волов и другие страшные голоса, и тогда принесли за нее обет в бывший в том городке костел Св. апостола Иакова. Когда это не принесло никакого облегчения, она дала обет посетить могилу самого этого апостола в Компостелло. Придя туда, она от многих освободилась, но все же в ней остались пять самых ужасных и сильных бесов, которые утверждали, что выйдут не иначе, чем только в костеле Тела Господня в Познани. Так, извещенная бесами, силой Божьей понуждаемыми сказать правду, она дала обет и пришла в костел Тела Господня, где... от адских жильцов силой Божьей была освобождена (з. 78).

Как справедливо предполагает А. Панченко, существовала обусловленная своеобразным «недостатком сакрального», зачастую связанным с различными кризисами в жизни общины или отдельных ее членов (болезни и эпидемии и т. п.), потребность в появлении новых («наветных») святынь, мест почитания, играющих немаловажную роль в повседневной религиозной жизни многих католических, православных и мусульманских культур, а повествования, посвященные обретению подобных священных мест, нередко включают мотивы святотатства и насилия, фигуру маргинала-святотатца, подобного пастуху из севернорусского предания, бьющему кнутом святую Параскеву, или еврею - осквернителю гостии26.

Особое значение для представлений о круге жизни имели пограничные (на грани жизни и смерти) состояния, которые могли быть чудесным образом преодолены - в пользу жизни. Так, в канун праздника Тела Господня в 1463 г. спасен тонущий, дающий обет

посетить костел Тела Господня и принести дары для богослужения (8. 80); спасен упавший в огонь ребенок, «которого никакая человеческая помощь не могла бы вырвать» из рук смерти, лишь только «самый умелый Лекарь, укрытый в Трех Святых гостиях Бога» (8. 81, две аналогичные истории); избежал сожжения на костре невинно обвиненный в преступлении, ибо Господь (после принесения осужденным соответствующего обета) чудесным образом показал судьям его невиновность (8. 81). Попавший в руки разбойников купец; выпавшие из перевернувшейся лодки рыбаки; по неосторожности облитый кипятком ребенок; провалившийся в 1512 г. с конной повозкой под лед озера Гопло «некий человек из Куяв»; гибнущая в пожаре благородная пани Анна Гостыньская; заболевшие чумой жители Познани; подавившийся костью мальчик; тонущие в водах разбушевавшейся реки; возвращающийся на родину морем из Иерусалима и застигнутый бурей благородный пан Гжимултовский с товарищами; упавшие в колодец; случайно попавшая под пресс жена ремесленника, производящего бумагу, - все они, дав обет поклонения святым познаньским дарам (в случае невозможности кто-то делал это за них или от их имени), оказывались чудесным образом спасены от гибели, а круг их жизни - незамкнутым и незавершенным.

Грань жизни и смерти особенно явно проступает во время иноземных нашествий и военных походов, но даже и в этих случаях не ослабевает чудотворная сила гостий: в 1494 г. шляхтич Ян чудом спасен от рук «жестоких татар», огнем и мечом уничтожавших Русскую землю, убивавших стариков и детей, насиловавших девушек, забиравших молодых людей в плен, как избавлен от неминуемой казни и схваченный татарами в Покутье Ян Белый Волошин с товарищем, успевшие дать обет (8. 82); «литовский шляхтич Гжегож Крупский на московской войне был схвачен вместе со многими другими и ждал смертного приговора. Просвещенный Божественным откровением, он дал обет дойти босиком до костела Тела Господня в Познани, и чудесным образом оказался вырван из рук жестоких врагов» (8. 83).

В случае одновременной угрозы душе и телу, если своевременно дать обет посещения костела Тела Господня, познаньские Святые Дары оказывают не менее эффективную помощь, спасая и от смерти, и от «бесовских сетей», как это имело место в 1604 г. с неким грешным человеком («в воскресенье, пренебрегая богослужением, он по-

ехал в лес, чтобы срубить дерево»), которого окружили черные псы (т.е. черти), готовые его разорвать, а в 1526 г. - с некоей женщиной, преследуемой бесовским наваждением и почти впавшей в безумие от мерещившейся ей повсюду веревки, на которой она должна была повеситься (8. 94-95).

Разумеется, наиболее важными и впечатляющими являются случаи воскрешения мертвых, описываемые поэтому довольно подробно, с привлечением деталей времени («в 1491 году», «в 1493 году», «пять часов лежал умерший»; часто событие смерти происходит накануне именно воскресного дня: «утонул в субботний день и так пролежал в воде до полудня в понедельник», «в субботу, перед воскресеньем сорокадневного поста», и т.п.), места («из городка Затоже, в пяти милях от Кракова», «из деревни Губелина, в сорока милях от Познани», «с Мазовше, между Плоцком и Сохачевым», «прошли восемь миль пути до костела Тела Господня», и др.), имен и занятий пострадавших («мещанка Яна Кшечка, жена сапожника... малого сыночка по имени Бартоломей... застала мертвым»), со ссылками на свидетелей и очевидцев («это видел писарь перед праздником св. Михаила», «этого ребенка ксендз Войтех, бакалавр ордена кармелитов, взял мертвым», «видел вышеназванный священник», «видел тот монах», «описавший это чудо свидетельствует, что видел этого ребенка живым», «при большом стечении народа у Тела Господня, показал его живым и здоровым в день св. Иоанна», «об этом чуде... свидетельствует... святейший ксендз Игнатий, в то время викарий провинции, который, будучи в то время в Познани, слышал эту правду из уст чудесно исцеленного», и.т.п.), что призвано подтвердить достоверность излагаемого и соединить ирреальность чуда с земной реальностью.

Одно из более пространных описаний воскрешения (утонувшего ребенка) призвано повысить престиж познаньского храма как места паломничества и поклонения за счет такой издавна известной и прославленной святыни, как Ясногорский монастырь Пресвятой Девы Марии в Ченстохове с хранящейся там наиболее почитаемой чудотворной иконой Богоматери, «которую писал св. Лука». Автор, однако, строит сюжет таким образом, что участвующая в нем Дева Мария, намеренно не подавшая своей иконой утешения несчастным родителям, хотела тем самым «почтить своего Любимейшего Сына», направив их в костел Тела Господня в Познани, после чего дитя чу-

десным образом ожило. «Потом его видел на руках матери сам описавший это чудо, а письмо от горожан Ченстоховы, в котором они подтверждали подлинность этого чуда, он читал в день святого Михаила» (8. 96-97).

В обширном «Дополнении чудес, выписанных из книг недавнего времени» (8. 109-128) также присутствует мотив конкуренции мест паломничества и поклонения, в которой Познань побеждает: почтенная вдова мельника, сын которой ослеп на третьем году жизни, посещала с ним храм Пресвятой Девы Марии в Домбровке, в трех милях от Познани, однако не обрела там искомого, но, получив добрый совет от некоего старца в часовне Господа Иисуса на Еврейской улице в Познани, поручила сына чудотворной опеке Иисуса, пребывающего в трех Святых Гостиях, и молитва ее была услышана (8. 122-123).

Более сложен сюжет рассказа, якобы описывающего события 1730 г., о некоем французском священнике, Жане Премоне, которого держали при разных польских дворах «ради французского блеска», а также использовали в качестве исповедника во львовском костеле и монастыре Сакраменток. Однако французский священник был мучим странными приступами гнетущей тоски, страха и тревоги, которые преследовали его как во время выполнения его церковных обязанностей, так и вообще во все дневные и ночные часы. Измученный этим, он посещал разные святые места - в Ченстохове, Кракове, Студзяной под Варшавой, но обрел успокоение лишь после нескольких дней, проведенных в познаньском монастыре, после исповеди (дата которой точно указана - 21 октября), во время «службы перед алтарем с тремя Святыми Гостиями» (8. 124-125).

Очевидна - при сопоставлении с евангельскими «новеллами» о чудесах исцеления и воскрешения - функция подобных рассказов как миссионерской пропаганды, подразумевающая приспособление содержания веры к существующим религиозным представлениям католического мира, в котором действовали их авторы и проповед-

27

ники .

Эта проповедническая задача оттеняется контрастным противопоставлением по отношению к силам зла: «История св. Церкви содержит много чудесных событий и примеров со Святыми Гостиями. Они показывают, как сильно Господь Бог хочет, чтобы его исповедовали и почитали в Святых Дарах, несмотря на черную ненависть

и злобу, которой непрестанно пышет ослепленное еврейство по отношению к Господу Иисусу» (8. 129).

Евреи используются здесь как выигрышная карта в беспощадной

игре католической церкви с протестантами, видящими в обряде ев-

28

харистии лишь символическое значение . Большое распространение получил близкий сюжет (и связанный с этим первый в Польше судебный процесс против иудеев)29 с кражей гостии женщиной-христианкой, передавшей ее иудею, который вместе со своими единоверцами в синагоге резал гостию, а она при этом кровоточила:

В 1556 году в деревне Сахазет [Сохачев. - В.М.] познаньской епархии произошел случай, который много способствовал укреплению католической веры в этой стране... Это чудо получило огласку и принесло благотворные последствия: оно устыдило лютеран, цвинглиан, сакра-ментариев, которые более всего в то время порочно отрицали присутствие Господа Иисуса в Святых Дарах (з. 135, курсив мой. - В.М.)30.

Чудесное пресуществление Святых Даров и вытекающее из этого наставление выражены и в стихотворной форме (в завершающем брошюру «Гимне»):

Слово, которое стало телом, Словом своим подлинный хлеб Превращает в свое собственное Тело; И хотя разуму это не постичь, Верь и не сомневайся.

Пред столь великим Сакраментом Падем ниц,

Пусть уже отступит пред Заветом

Новым - ветхий;

Вера станет заменой

Тому, что недоступно разуму (з. 136).

Приписываемые иудеям попытки осквернения гостий (и семантически связанные с этим обвинения в ритуальном использовании христианской крови) - как цикличного воспроизведения крестных мук Христа, который, согласно лежащим в основе подобных обвинений представлениям, был распят не единожды, но распинаем перманентно - призваны служить «авторитетным» доказательством реального, а не символического присутствия в них Тела и Крови Хри-

ста. Цикличность сакральной истории транспонируется на линейность происходящих в Познани событий, и, в свою очередь, повышается престиж великопольской столицы:

Это произошло подобно тому, как некогда в палестинском Иерусалиме с Христом, которого евреи схватили и бросили в темный подвал, так и в Познани в темный склеп он был принесен в виде трех гостий, и они пытались нанести ему вред, преисполненный немыслимого богохульства и унижения. Как в Иерусалиме у столба невинное Тело Христа мучили так, что Святая Кровь текла ручьями, так и в Познани ножами у колонны (которая и по сей день там находится) резали Священные Гостии, из которых чудесным образом истекали обильные струи, забрызгивая и колонну, и некоторые места. В Иерусалиме Христа на кресте, в Познани - Святые Гостии на столе, там пробивали гвоздями, тут -ножами, и в том еще большая жестокость познаньская по сравнению с синагогой в Иерусалиме, что в Иерусалиме Тело Христа дали положить в новый гроб, а в Познани бросили в землю и болото, там камнем заложили, здесь - грязью, там мертвое Тело, здесь - живое погребли (8. 12-13).

По всей видимости, короля Владислава Ягелло, основателя по-знаньского костела Тела Господня, в значительно большей степени интересовала функциональность этого культа для потребностей монархии, чем его теологическое содержание31.

Таким образом, круг замыкается: миф отождествляется с реальностью, фиксируется в архитектуре, церковном декоре и обрядах,

32

письменных памятниках .

Примечания

1 См. подробное исследование генезиса и развития познаньской легенды о чудотворных гостиях в: Wqgrzynek H. Dzieje poznanskiej legendy o profanacji Hostii do polowy XVII wieku // Legenda Bozego Ciala. Kronika miasta Poznania. 1992. № 3-4. S. 45-56; WqgrzynekH. «Czarna legenda Zydów». Procesy o rzekome mordy rytualne w dawnej Polsce. Warszawa, 1995. S. 47-57 (здесь же приведена библиография). Ср.: Хвольсон ДА. О некоторых средневековых обвинениях против евреев. Историческое исследование по источникам (1880) / Предисл. Ю. Табака. М., 2010. С. 355-366.

2 Проповедь содержит приклад «об одной женщине, которая продала Тело Христово евреям, что было сделано в Познани» - «Exemplum de una muliere, que Corpus Cristi Judeis vendidit et hoc factum est Poznanie» (Kowalewicz H. Srednio-wieczne exempla polsko-lacinskie // Kultura elitarna a kultura masowa w Polsce póznego sredniowiecza / Red. B. Geremek. Wroclaw; Warszawa; Kraków; Gdansk, 1978. S. 283-284; Trajdos T.M. Legenda Bozego Ciala u poznanskich karmelitów i dzialalnosc kultowa klasztoru w I pol. XV w. // Legenda Bozego Ciala. S. 27-29).

3 Х. Венгжинек указывает на выразительную «ошибку» в изложении Длуго-ша: в 1399 г. 15 августа приходилось на субботу, а не на пятницу, которой здесь отдано предпочтение, ибо это придавало сообщению символическое измерение, связывая событие со Страстной пятницей (Wçgrzynek H. «Czarna legenda Zydów». S. 48).

4 Dlugosz J. Roczniki czyli kroniki slawnego Królestwa Polskiego. Ks. X. Warszawa, 1981. S. 308. Критический анализ источников Длугоша см.: Rozbiór kry-tyczny «Annalium Poloniae» Jana Dlugosza z lat 1385-1444. Wroclaw; Warszawa; Kraków, 1961. T. 1. S. 58. Об основании костела как центра культа евхаристии см.: Borkowska U. Dynastia Jagiellonów w Polsce. Warszawa, 2012. S. 408.

5 Historya o dziwnym nalezieniu Ciala Bozego: na tym miejscu gdzie teraz w Poznaniu kosciól Bozego Ciala zow% z niektórymi cudami, które Pan Bóg Wszech-mog%cy y po dzis dzien okazowac raczy. Przez Tomasza Kerusa. Zakonnika Zakonu Panny Maryey, od góry Karmel. Kraków, 1583 (судя по указанию «znowu na druk wydane», существовало и другое издание); Historya o dziwnym znalezieniu Ciala Bozego... przez Tomasza Rerusa / Wyd. W. Karkucinska // Legenda Bozego Ciala. S. 7-13. См.: Bartoszewicz K. Antysemityzm w literaturze polskiej XV-XVIII w. Warszawa, 1914. S. 40; Wqgrzynek H. «Czarna legenda Zydów». S. 51-52.

6 Jan Chryzostom Sikorski. Historia SS. Corporis Christi Miraculose reperti Pos-naniae in Polonia 1399. Poznan, 1604; Jan Chryzostom Sikorski o cudzie trzech hostii w Poznaniu w roku panskim 1399 / Wyd. i przetlum. A. Pawlaczyk // Legenda Bozego Ciala. S. 14-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 См. о нем подробнее: Bibliografía literatury polskiej. Nowy Korbut. Pismien-nictwo staropolskie / Opr. zesp. pod. kier. R. Pollaka. Warszawa, 1965. T. 3. S. 345347.

8 Изд.: Braniewo, 1609, типография J. Schönfels (с 9 гравюрами автора) -http://www.pbi.edu.pl/book_reader.php?p=53436.

9 Польский перевод: Trzy swiçte hostye w Poznaniu nozami od zydów uklóte X. Tomasz Treter Jezuita stylem lacinskim a Miedzwiedzki burgrabia ziemski Poznanski na ojczysty jçzyk przelozyl. Poznan, 1772.

10 Мы пользовались этим расширенным и дополненным изданием: W.Ks. To-masz Treterus. Trzy Swiçte Hostie w Poznaniu 1399 roku nozami od Zydów uklóte / Tlum. K. Miedzwiedzki. Poznan, 1897 (14 гравюр). Далее в тексте цитаты приводятся по этому изданию, страницы указываются в тексте в скобках.

11 Bartoszewicz K. Antysemityzm w literaturze polskiej XV-XVIII w. S. 42.

12 См., в частности: Trajdos T.M. Legenda Bozego Ciala u poznanskich karme-litów... S. 39-41.

13 См., в частности: Kronika Miasta Poznania. 1992. № 3-4; 2ÜÜ6. № 3; Kwasniewski K. Poznanskie legendy i nie tylko. Poznan, 2ÜÜ4. S. 91-93; http://www. sztetl.org.pl/ru/article/poznan/9,-/15564,o-trzech-hostiach/.

14 Noskowicz M. Najswiçtsze trzy Hostie 1399. Cud Eucharystyczny w Poznaniu (1926). Poznan, 2Ü12.

15 См. хвалебную рецензию M. Дарк: «"Газета Выборча" и другие подобные СМИ, выискивающие антисемитизм во всем, что польское и католическое, сочли ее антисемитской. Однако эта книга не имеет ничего общего с антисемитизмом. Она описывает чудо Евхаристии, которое имело место, которое видели тысячи людей и которое описали историки, включая Яна Длугоша. Великий польский король Владислав Ягелло основал на месте чуда костел, который прославился по всей Европе. Лишь потом это место было забыто и "окружено тишиной". Следует вернуть память о нем» (Dark M. Najswiçtsze Trzy Hostie // Bibula. Pismo niezalezne. 5.6.2Ü12 - http://www.bibula.com/?p=56365). Ср.: Kuber-ka M. Cudu ma nie bye. Czyli jak biskup slucha siç «GW» // Najwyzszy czas! Ü6.Ü4.2Ü12. http://nczas.com/publicystyka/cudu-ma-nie-byc-czyli-jak-biskup-slucha-sie-gw/

16 См.: Jan Chryzostom Sikorski o cudzie trzech hostii w Poznaniu w roku panskim 1399 / Wyd. i przetlum. A. Pawlaczyk // Legenda Bozego Ciala. Kronika Miasta Poznania. 1992. № 3-4. S. 14-15; Trajdos T.M. Legenda Bozego Ciala u poznanskich karmelitów... S. 37-38.

17 Напротив, в предисловии к изданию 1897 г. утверждается, что Третер, «живший более двухсот лет назад», как самый ранний из писавших на эту тему представляется наиболее заслуживающим доверия автором, и ценность его сообщений усиливается их давностью, подобно ценности вина и серебра (S. 9).

18 Нам неизвестно, какими источниками пользовался Д. Хвольсон (ибо они не приведены в двух доступных нам изданиях 188Ü и 2Ü1Ü г.), связывая познань-скую легенду с инициативой «фанатического доминиканского монаха, Jan Ri-cziwal», который «не мог простить евреям, что они построили синагогу вблизи его монастыря. Направленной против евреев яростной проповедью он фанати-зировал народ, который вслед за тем напал на синагогу и разрушил ее. Затем чернь бросилась в еврейский квартал, грабила и убивала... Рыцари и благомыслящие граждане приняли, однако, сторону евреев и положили конец жестокой резне... Но монах Jan Ricziwal не переставал помышлять о мести и нашел-таки случай осуществить ее» при помощи ходившей к нему на исповедь «развратной девки по имени Анна», которая по его инициативе и доносит на евреев, якобы побудивших ее украсть гостии (Хвольсон ДА. О некоторых средневековых обвинениях против евреев. С. 359-36Ü). Единственный эпизод, где этот «монах» упоминается в сочинении Третера, но совершенно в ином контексте, отражен в VII главе: «Епископ, собрав все духовенство... приказал одному славящемуся

среди людей своей великой набожностью старику-ксендзу, которого звали Ян Рычивул, приблизиться к этому болоту и трясине, поднять эти Святые Гостии и принести ему. Послушный священник выполнил приказ и, отправившись не мешкая, чудесным образом упавшие ему в руки эти Святые Дары рассматривал, полный восхищения, и тотчас с великим почтением передал их в руки епископа» (s. 35).

19 Кстати, и три гостии как символ Троицы выступают лишь в позднейших вариантах легенды, в первоначальных же гостия - одна, полученная во время обряда причащения.

20 Jan Chryzostom Sikorski. Historia SS. S. 14.

21 Исраэль бен Элиезер, Баал Шем Тов. Божьи твари // Бубер М. Хасидские истории. Первые учителя / Пер. с англ. и нем.; научн. ред., сост., примеч. М. Яглом, Н.-Э. Заболотная. М.; Иерусалим, 2006. С. 91-92.

22 Ср. прямую отсылку к евангельскому сюжету о воскрешении Лазаря в позднейших дополнениях к сочинению Третера: в 1731 г., 22 октября «благородная госпожа Катажина из Чаплицких Гадзицка из Золча под Вжесней» посетила костел с гостиями, чтобы воздать благодарность за исцеление от длившейся год тяжкой болезни («ее ноги и руки вывернулись из суставов, и она могла лишь ползать - не иначе, чем рак», «она стонала в постели дольше, чем Лазарь, ибо уже год тянулась эта тяжкая болезнь» - s. 127).

23 Отсутствие письменных сведений о чудесах, относящихся к первому после обретения гостий веку, «следует объяснять нападениями врагов - как отчизны, так и святой католической веры, разграблением и сожжением костела и монастыря еретиками, а также другими обстоятельствами, сопутствующими войнам. Почти всем домам Божьим завидует ересь, а наиболее тем, в которых милосердие Господне являет истину католической веры при помощи изумительных чудес, а еретические заблуждения попирает. Приведя это для просвещения читателя и устранения сомнений, которые могли бы возникнуть при разумном внимании, приступим к чудесам» (s. 56).

24 В этом сообщении, отнесенном к 1494 г., существенно и то, что Познани отдан приоритет по сравнению с Краковом, столицей Малой Польши, где болящая женщина дает обет на гробнице св. Станислава, краковского епископа и мученика, однако он, явившись к ней в видении, сообщает, что она исцелится не иначе, чем дав обет в познаньском костеле Тела Господня. Таким образом, устами самого святого подчеркивается превосходящее значение нового - по сравнению с Краковом - места паломничества и поклонения культу. В другом сообщении Познань лидирует даже по сравнению с Гнезно, первой столицей древне-польского государства и резиденцией первого польского архиепископства (местный архидьякон, болевший в течение двух лет, выздоравливает после посещения познаньского костела - s. 66), и центром римско-католической религии -Римом (вернувшаяся оттуда женщина исцеляется лишь после обета, данного познаньской святыне - s. 61).

25 Краковский костел Тела Господня был центром культа и паломничества значительно ранее познаньского. См.: Trajdos T.M. Legenda Bozego Ciala u poznanskich karmelitów... S. 34.

26 Панченко Â.Â. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998; Панченко Â.Â. К исследованию «еврейской темы» в истории русской словесности: сюжет о ритуальном убийстве // НЛО. 2010. № 104. С. 79-113.

27 Ср.: Лёзов С.В. Введение // Канонические Евангелия / Пер. с греч. В.Н. Кузнецовой. М., 1992. С. 67.

28 Ср.: «Именно христиане используют Его кровь в своем ритуале. Евхаристия - один из центральных христианских ритуалов, и она остается таковым, независимо от того, верят ли ее участники, что хлеб и вино действительно превращаются в тело Иисуса Христа или просто служат напоминанием о последней трапезе Иисуса. В любом случае это акт неприкрытого каннибализма. Вкушение крови и плоти Спасителя нельзя назвать иначе как символическим каннибализмом. Доктрина пресуществления в том виде, в котором она исповедуется Римско-католической и Православной церквами, очевидно подразумевает скорее буквальный, нежели фигуративный каннибализм» (Дандес Â. «Кровавый навет», или Легенда о ритуальном убийстве: антисемитизм сквозь призму проективной инверсии / Пер. и коммент. А. Панченко // Дандес Â. Фольклор: семиотика и/или психоанализ. Сб. статей. М., 2003. С. 221). Ср.: Rubin M. Imaging the Jew: The Late Medieval Eucharistic Discourse // In and Out of the Ghetto: Jewish-Gentile Relations in Late Medieval and Early Modern Germany / Eds. R. Po-Chia Hsia, H. Lehnmann. Cambridge; New York, 1995. P. 177-208.

29 См. об этом подробнее: WqgrzynekH. «Czarna legenda Zydów». S. 34-46.

30 Ср. в завершающей анализируемый сборник «Молитве за притесняемых католиков»: «Всемогущий вечный Боже <.> помоги верным католикам в Польше, чтобы еретические и схизматические народы, которые полагаются на свою дикость и жестокость, мощью десницы Твоей сокрушенные, впредь перестали преследовать и притеснять святую Церковь Твою и ее верных чад» (s. 144).

31 Trajdos T.M. Legenda Bozego Ciala u poznanskich karmelitów. S. 37.

32 См., в частности: Wiesiolowski J. Funkcjonowanie poznanskiego kultu p%tnic-zego w kosciele Bozego Ciala (kon. XV - pocz. XVII wieku) // Kronika Miasta Poz-nania. 1992. № 3-4. S. 135; Staszewski J. Ikonograficzna analiza polichromii w kap-licy Najswiçtszego Sakramentu w katedrze Lowickiej // Mazowieckie Studia Huma-nistyczne. 1999. № 2. S. 84-88.

Ил. 1

Титульный лист сочинения «Sacratissimi Corporis Christi historia et miracula: Quae in Ecclesia Posnaniensis Ordinis S. Mariae Carmelitarum Divina Bonitas Operatur» (1609)

Historia.

Erfida Iudseortim gcmi quemadmodum fubveteri Iege¿

Dco) qui maximis eos bcncfícij$> adfibiparcndum «5c ler

mcnclumfempcr iaduccbat, inobedjens &rcfra&aria ex-

tfliti

Ил. 2

Евреи подкупают христианскую женщину

C-Vmfcelus pridem cónceptum, impía mulier, ad effcclum deducerc conílituiííet,rc cum filia communicata, ad Eccle-íiam Fratrum Prardicatorum ordinis S. Dominiei, quxpla-tcx íudxorum adiacct, acceffit; ipfo AÍIumptionis BcatiíG-msc Virginis die, quofrequentior populas adcelcbrandas Chriftipar» laudes, confluebat. lbi pcra&is officijs Diuinis, cum quilibct hora prá» dij ad fuá fe recipiflet, in qaodam Ecclefí« ángulo abfcondita dclitu-it)dutn valu* tlaudcícatur,& f r^trcs id Refc&oriHm fe contuliffcnt. i ' C a " Twi-

Ил. 3

Грешная женщина крадет в костеле отцов-доминиканцев три облатки Святых Даров

RAbbini tanti facinoris archite&b conuocatis primoribus Iu-dxorum,Tt rabie aduerfus Chrifti corpus diu iam ante con-ccptam, tutius «Scfacilius expromere portent; ie ad domura Iateritiam conferentes, qux inter Iudxorum manfiones po-iita? ad nobilem Swidwarum familiam pertinebat, in locum fubterra-iieum ieu cellarium deicenderunt j vbi menft ad columnam qux com-» camerationem cellari; fuftinebat, appofita, in earn ties boitix Sacra* tilEra* particular proicccrvnt; Vnus autem ex ci$, Diabolico furore

C J percitufi

Ил. 4

Три Святых Гостии, исколотые ножами, источают кровь

culo caruit ,quod in mulicrem banc qua: publice virtutem Domini ex-tollcbat, nihil ab impijs Iudasis attentarum fuir.- qiji re iam in apertum prolata, plus de íüa vita coníeruanda, quam de iupjjHcijs cx Iudgea iii-mendis , cogitare abillö tempore coeperunt; omneiqj machinasingenij & añuticE lux adHibebantrvtfa&umhoc, quod in íanguinis ex venera* bili Sacramento eruptione, &mulicrishuius illuminatione, ad noti-tiam multorum perueniebat, & gloriäm Saluatoris illuihabat, aliqua rationc deleri & obliterari, per iceleratos illos poflet. Sed nou eil cOu-filiumaduerfus Dominum.

Ил. 5

Евреи, устрашенные чудом, пытаются утопить три Святых Гостии в болоте за городом

Уоа о!]тариД шЬт> ае рориЬ Игае1к1со, Потшц« согнет Цм

шце^ге аЫПо (ЬсгпЬ со£по&егс Ьоиет роЯсАогет Гиит>

& аПпит ргж(сре ЦотЫ /шД(гаё!ет аигст сит поп со£по-

1сегс > дс роришт шит поп ЬкеШгеге; id ¿с Ьас (секта 1и-

¿«огитр^ете &Ьос 1осо,сВаге&ерогсА. КатИаБЫт ПНпе*

фдат, УспсгаЫИ Баттето ? т!итт ветсг{Ь^иаП ЫитрЬапда

1п угЬст гесйетйг > штат ае рсгрепаго 1ат аиос! сптте, ¿о!от&

аиг р&гшгьзсйяйй аНсош&^атсаиопст ехшЬетсзЛЭеад ашет аЛ

Ил. 6

Три Святых Гостии возносятся над болотом

PAftormiraculi indicium daturus) ad Confulem & Magiftratura ciuitatis acceffit, & quae oculis ipicmct/uis vidit,verbis fimplici-busexpoiuit. Sed nulladidiseiu« fide adhibita,tanquam delirus xeputatur; <5c quod cum rebus friuolis interpellate primores au-iuieflet, in carceremturris port*, quae Vratislauiam duck, conijci iubetur. Qyainreiquamincerta funtnominum iudicia, videre licet. Nam apud magnates, qux per viles &. abieftos homines veriffima nu-ciantur,contcmptui habentur,Meud4cia yero qua: ab alijs,fcculari elo-

quen-

Ил. 7

Пастух рассказывает магистрату о чуде, но магистрат, сочтя его безумным, сажает его в тюрьму

MAgiftratus eiuitatis, poftquam de miraculi veritate certam & indubitatam notitiam accepiflet, vna cum Parocho, ad KpiA copum, qui in Curia fax Cathcdrx rcfidcbat [hunc nonn ulli

repngnat, quandoquidem Anno 1428 Epifcopatum adeptus fuit. Pro-babilius eft Albertum Udidum Iaftrzembiec, qui Anno ijy? adEpi-icopatu eueftus fuit,Ecclcfix Pofnanien. gnfcernacula tenuiife] acceA fit, eidem^; pluribus verbis expofuit,qux St quantaDeus operatus c<-ietj circa auguitiffimum Euchariitix Sacraracntum, quod jo prato ilia

Ciuit»-

Ил. 8

Епископ с духовенством приходят на луг и поднимают Святые Гостии с земли

S^cro pignorein Parodiiafi Ecclefia deporto , hominumfiudiain diuerfas partes fcindebantur". Nam Epifcopus cumprimis conue-niens efle iudicabat ,vtin Cathedrali,quxcxter3rum Ecclefiarú caput eífet, collocaretur. Fratres Ordinis Prsedicatorum , aflere-bant, templo fijo fterás hoítias inferri deberé, ex quo per íummum fa-crilegium,furto ablatx eíTent. Magifíratus vero contendebjt, in Parochial reiinquendas eflé, quandoquidcni in fundo Ciuitatis, inuentx,

Diui-

Ил. 9

Епископ приказывает построить временную часовню на лугу

FAma mkaculorum indies magis ас magis percrebrefcente,mgens populi ícxus vtriuífy concuríus , noníolíim ex Polonia , fed ex circumuicinis prouincijs, ad íacrum hunc locum, confluebat: vn-dc Diuinasgvati» beneficia (5c amplifficnas coníolationcs report»-

bat. Videre erat, in tanta hominum multitudine & varietate, Dei laudes concordibus votisj iu binde erefeere, eius miiericordiamvbic|ue prxdicari,qua affli&orum milerias , immenfa Charitate» fubleuabat. Quoniain autem loci facri anguilia? non xqualcm aideuntibus commo-

dicatcn»

Ил. 10

Король Владислав Ягелло закладывает костел Тела Господня и поселяет туда отцов-кармелитов

A Trox Sc execrandum Iudxonim facimis, debitas iuppliciorurn pcenas expofccbat.Quamobté magiftratus, & hi omnts quibus id de luve conueniebatj non multis intcnectis,íi defignaro (leiere j diebus jdiligentera inquiiitionem, non modo in ciui tatc

Pofnanienfi) fed & in сircumuicinis pagis & oppidis,inflituit. Etvt nihil occultum efljquodnon rcueletur, per indicia &probnbiles ron-ieduras, ad vetitatem fafti deprxhendendam peruentum. Nihil Iudx-orum vafricies., & eorum patris Dxmonis tortuofíus valuére. Deprx-r " henfl

Ил. 11

Евреи вместе с женщиной-святотаткой и кусающими их собаками привязаны к столбу и сжигаются заживо, понеся справедливое возмездие за свои преступления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.