Научная статья на тему 'Развитие мотива чуда и формирование жанрово-сюжетной основы агиографических повествований о чудесах в Ветхом Завете'

Развитие мотива чуда и формирование жанрово-сюжетной основы агиографических повествований о чудесах в Ветхом Завете Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
509
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ ЧУДА / ВЕТХИЙ ЗАВЕТ / БИБЛЕЙСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ / НОВЫЙ ЗАВЕТ / MIRACLE MOTIVE / THE OLD TESTAMENT / BIBLICAL SCRIPTURE / THE NEW TESTAMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стародумов И. В.

Исследуется развитие мотива чуда в Ветхом Завете. В качестве объекта исследования избраны библейские повествования, в которых отражаются чудесные мотивы, получившие затем развитие в чудесах Нового Завета, в агиографической традиции и весьма разнообразные в тематическом отношении. Выявляются и анализируются их особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of motive of the miracle and the formation of subject’s basis hagiographical narrations about miracles in the old testament

This article is devoted to the research of development of motive of a miracle in the Old testament. As an object of the research there are the bible narrations in which the wonderful motives are reflected. They have received the development in the miracles of the New testament and in hagiographical tradition. In the Old testament they are rather various in the thematic relation. The problem which the author of the article raises is revealing and analysing those features.

Текст научной работы на тему «Развитие мотива чуда и формирование жанрово-сюжетной основы агиографических повествований о чудесах в Ветхом Завете»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 268-276.

УДК 882 (09) И.В. Стародумов

РАЗВИТИЕ МОТИВА ЧУДА И ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВО-СЮЖЕТНОЙ ОСНОВЫ АГИОГРАФИЧЕСКИХ ПОВЕСТВОВАНИЙ О ЧУДЕСАХ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Исследуется развитие мотива чуда в Ветхом Завете. В качестве объекта исследования избраны библейские повествования, в которых отражаются чудесные мотивы, получившие затем развитие в чудесах Нового Завета, в агиографической традиции и весьма разнообразные в тематическом отношении. Выявляются и анализируются их особенности.

Ключевые слова: мотив чуда, Ветхий Завет, библейское повествование, Новый Завет.

Повествования о чудесах - характерное жанровое образование, существовавшее в средневековых христианских литературах в основном составе агиографии. В процессе изучения данного жанра мы пришли к заключению, что основой выделения жанровых разновидностей агиографических чудес должно служить выявление в их композиционной структуре главного жанрообразующего мотива [1]. В Ветхом Завете процесс сюжето-образования находился на зачаточной стадии, поэтому о наличии жанровых признаков для ветхозаветных сюжетов в полной мере говорить вряд ли правомерно и выделять главный жанрообразующий мотив для них практически невозможно. Здесь реализованы лишь отдельные чудесные мотивы, которые, сочетаясь и объединяясь друг с другом, могут в дальнейшем образовывать развернутые сюжеты, выступающие в качестве самостоятельных рассказов, получающих в итоге завершенную композицию. Иногда мотивы прочно связываются между собой, образуя сюжеты, однако и в этом случае в повествовании все они являются равноправными и потому могут рассматриваться в качестве сюжетообразующих.

Таким образом, в Ветхом Завете изначально присутствуют лишь чудесные мотивы, которые, связываясь, могут образовывать сюжеты. В то же время именно эти мотивы, постепенно организующиеся в сюжеты, стали прообразом для отдельных, законченных в жанрово-тематическом и композиционном отношении, повествований о чудесах в Новом Завете, которые, в свою очередь, явились образцом жанрового типа чуда в христианской агиографии.

В книгах Ветхого Завета в большом количестве излагаются Божественные чудеса, необыкновенные события. Действительно, согласно учению об истине Священного Писания, все, что утверждает автор в Библии, является безусловно истинным. На протяжении всей истории Ветхого Завета происходили чудеса, и Библия сохранила объективные свидетельства о них. Отражение чудесных мотивов мы выявили в 44-х главах книг Ветхого Завета; наряду с ними, в Книгах святых Божественных пророков представлено большое количество всевозможных пророчеств.

В процессе анализа книг Ветхого Завета мы выявили неравномерность в распределении чудесных мотивов на протяжении текста библейских книг. Это обусловлено различными этапами истории Откровения и истории народа, которому эти чудеса в первую очередь предназначены. Таким образом, еще более ясными становятся религиозная функция и содержание чудес, призванные доказать абсолютную силу и величие Бога.

В ветхозаветных текстах чудотворное вмешательство Бога может проявляться двумя способами: в виде действия, не имеющего ничего об

© И.В. Стародумов, 2012

щего с силами и законами природы или противоречащего им (например, воскрешение умерших), или же в виде явления, в принципе возможного в природе (голод, вызванный сильной засухой, буря, землетрясение), однако происходящего именно тогда, когда его предвещает пророк, либо являющегося выражением силы и воли Бога. В том и другом случае всегда имел место сам факт Божественного вмешательства. Важно, что практически каждое событие в Ветхом Завете описывается как результат действия силы Бога. Чудесная же помощь Бога могла быть оказана Им самим непосредственно или через его верных помощников -ангелов и пророков.

Для Ветхого Завета характерно, что чудесное вмешательство Бога проявляется не только тогда, когда отдельный человек искренне просит о Божественной помощи в различных несчастьях и бедах (например, в ситуации болезни, вражеского плена), но и тогда, когда весь израильский народ как народ Богом избранный находится в отчаянном положении, в поисках свободы и родины. Божественная помощь (Провидение), проявляющаяся непосредственно через чудо, выступает здесь прямым средством спасения израильского народа и его религии, а также доказательством факта его богоизбранности. В Ветхом Завете мы можем найти развернутые описания того, как Израиль пережил все столкновения с великими державами Древнего Востока, подчеркивающие, что его народ продолжает существовать, в то время как другие великие империи угасли тысячелетия назад.

Для Ветхого Завета мы считаем возможным выделить следующие виды чудесных мотивов: 1. Мотив творения (создания мира, человека и всего сущего). 2. Мотив беды (нарушение обета человечеством, народом или отдельным человеком или неверие, факт сомнения в вере; неблагочестивый поступок отдельного человека). 3. Мотив наказания (за грехи всего человечества - изгнание из рая, потоп, уничтожение городов; за грехи и проступки отдельного человека). 4. Мотив пророчества (предсказания о будущем явлении Мессии; разного рода символические пророчества и предсказания); может быть реализован через мотив пророческого сна. 5. Мотив видения, явления (прежде всего Бога и Божественных сил, ангелов), низвержения Божественного огня. 6. Мотив спасения (богоизбранного народа в целом и отдельных людей). 7. Мотив исцеления. 8. Мотив пополнения запасов пищи. 9. Мотив избавления от плена. 10. Мотив воскрешения. 11. Мотив избавления от бедствия на море.

Эти мотивы могут сочетаться между собой, образуя единые сюжеты в структуре повествования. Можно выделить следующие характерные виды соединения нескольких чудесных мотивов, которые в результате

образовывали простейшие сюжеты: 1. Беда

- Божественное наказание - пророчество. 2. Беда - молитва - Божественное явление -Божественное наказание - спасение. 3. Беда - Божественное явление - помощь - Божественное наказание - спасение. 4. Видение - беда - молитва - исцеление. 5. Пророчество - явление - помощь. 6. Беда - видение - помощь. 7. Видение - пророчество. 8. Беда - пророчество. 9. Беда - наказание -видение. 10. Беда - помощь. 11. Беда - Божественное наказание - исцеление. 12. Беда

- Божественное наказание. 13. Беда - Божественное наказание - помощь. 14. Беда -Божественное видение - пророчество - помощь. 15. Беда - пророчество - Божественное наказание. 16. Беда - Божественное явление - пророчество - Божественное наказание. 17. Беда - мотива - помощь.

Обратимся непосредственно к анализу основных чудесных мотивов, как они отразились в ветхозаветных книгах.

Ветхий Завет начинается с описания акта чудесного творения духовного «невидимого» мира. Бог из ничего сотворил небо и ангелов, которые были сотворены добрыми, чтобы они любили Бога и друг друга. После сотворения неба Бог из ничего создал землю одним Своим Словом. Изначально созданная Богом земля не имела никакой формы и была покрыта тьмой. В первый день сотворения мира Бог создал свет (Быт. 1: 1-3). Во второй день Бог создал твердь -необъятное пространство, которое окружает землю - видимое небо (Быт. 1: 6-8). В третий день Бог собрал воду в одно место - в моря, и явилась суша (земля). Затем Бог повелел земле произрастить зелень, траву и деревья. После этого покрылась земля травою, растениями и деревьями (Быт. 1: 910). В четвертый день по повелению Бога засияли небесные светила над землей: солнце, луна и звезды (Быт. 1: 14-19). После этого чудесного творения стали определяться промежутки времени - дни, месяцы и годы. В пятый день, по слову Божию, вода произвела пресмыкающихся и рыб, а над землею по небу полетели птицы (Быт. 1: 20-23). В шестой день сотворения мира по слову Бога земля произвела животных, и сотворил Бог человека - мужчину и женщину (Быт. 1: 2431). В седьмой день чудесного сотворения мира Бог перестал творить, благословил и освятил этот день, и назвал его «субботой», то есть «покоем». Бог сказал, чтобы все люди пребывали в покое в этот день и посвящали его служению Богу и ближним.

Особое внимание уделено в Ветхом Завете тому, как Бог сотворил первых людей. Он в Пресвятой Троице утвердил Свое желание и сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Только после этого Бог создал человека из праха земного (из вещества, из которого создан весь земной мир) и вдунул в лицо человека дыхание жизни, т. е. дал ему свободный, разум-

ный и бессмертный дух (бессмертную душу). Этим Бог отличил человека от всех живых существ. И дал Бог первому человеку имя Адам - «взятый из земли», затем произрастил на земле рай (прекрасный сад) и поселил в нем Адама, чтобы он заботился о нем и хранил его. Потом, по повелению Бога, Адам дал имена всем животным и птицам, но не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. Тогда Бог навел на Адама крепкий сон, взял одно из его ребер и создал ему жену - Еву - «матерь людей». Сотворив женщину, Бог указал, что все люди происходят от одного тела и души и должны быть едиными - любить и беречь друг друга (Быт. 2: 7-22). В этих примерах находит развернутую реализацию мотив творения, реализующийся здесь в сюжете Сотворения Мира.

В Ветхом Завете реализован мотив о наказании за нарушение обета - в повествовании о грехопадении первых людей и об изгнании их из рая. Дьявол, позавидовав райскому блаженству людей, соблазнил Еву, она, захотев познать добро и зло, вкусила плодов дерева познания, а затем дала их Адаму. Таким образом, люди нарушили заповедь и волю Бога и впали во грех. Так совершилось грехопадение людей, что привело к формированию представления о первородном грехе. Вместо того, чтобы получить совершенство, равное Богу, разум людей помрачился, их стала мучить совесть, они лишились душевного спокойствия; так произошло потому, что они начали действовать против Божьей воли. Затем Бог дал первым людям пророчество и изгнал первых людей из рая. За этим последовало то, что люди стали рождаться грешными и подверженными всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти. Таким образом, здесь мотив беды - нарушения обета (заповеди Бога) - сочетается с мотивом наказания людей Богом (изгнания первых людей из рая и утраты бессмертия) и мотивом пророчества о Спасителе, образуя целостный и развернутый сюжет повествования.

В рассказе о Великом потопе также реализован мотив Божественного наказания. Повествуется о том, что от детей Адама и Евы быстро размножился человеческий род. От Сифа происходили благочестивые и верные Богу люди, а от Каина нечестивые и злые - «сыны человеческие». Изначально потомки Сифа жили отдельно от потомков Каина и сохраняли веру в Бога и будущего Спасителя, но потом они стали брать себе в жены дочерей из потомков Каина и перенимать от них недобрые обычаи, стали развращенными и забыли истинного Бога (Быт. 6: 5-7). После этого праведным и верным Богу на земле остался только один потомок Сифа - Ной со всей своей семьей. Видя, что люди впали в тяжелый грех, Господь решил очистить землю водой от всего нечестивого человеческого рода, а праведного Ноя со-

хранить на земле для дальнейшего размножения людей. Ною случилось явление - сам Бог явился ему и сказал, что он истребит всех живых существ с лица земли, поскольку все они впали в грех, и наведет великий потоп на землю (Быт. 6: 13-22). Ной с великой верой принял повеление Бога и построил ковчег. Воды потопа хлынули на землю, произошло великое наводнение с морей и океанов, с неба лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. Вода поднялась выше самых высоких гор и потопила все живое кроме тех, кто был в ковчеге (Быт. 7: 10-23). По повелению Бога Ной со своей семьей вышел из ковчега и выпустил всех животных и птиц. После этого он устроил жертвенник и принес за свое спасение благодарственную жертву Богу. Бог милостиво принял жертву Ноя, благословил его и всю его семью и пообещал, что больше никогда не будет такого потопа на истребление всего живого на земле за грехи людей. В ознаменование обещания Господь указал на радугу в облаках, которая с тех пор стала символом и вечным напоминанием людям об этом Божественном обещании (Быт. 11: 16-17). Таким образом, в сюжетной структуре данного повествования можно выделить мотив беды (грехи человеческие) и мотив явления Бога праведнику Ною и мотив Божественного наказания - через великий потоп, а также мотив чудесного спасения Ноя и его семьи. Все эти мотивы образуют развитый сюжет повествования.

Господь избрал праведного Авраама, чтобы через его потомство сохранить истинную веру для всего человечества. Чтобы оградить Авраама и все его потомство от родного ему языческого народа, Бог явился Аврааму с пророчеством (Быт. 17: 4-16). После этого пророчества Авраам повиновался Богу и со всей своей семьей переселился в землю Ханаанскую, которую указал ему Господь. Эта земля стала называться обетованной, т. е. обещанной Богом Аврааму и его потомству. Интересна композиция данного рассказа: в его структуре мы можем выделить мотив пророчества, реализующийся через сю-жетообразующий мотив явления.

Широко известен рассказ о явлении Аврааму трех странников, ставший основой иконописной композиции «Троица ветхозаветная». Один из странников пророчествовал Аврааму, что через год его жена Сарра родит ему сына Исаака. Авраам понял, что перед ним не простые странники и что с ним говорит сам Бог (Быт. 18: 1-19). В структуре данного рассказа можно выделить мотивы пророчества и видения.

Бог раскрыл Аврааму свое намерение истребить соседние нечестивые города Содом и Гоморру. В Содоме жил племянник Авраама - праведник Лот. Авраам стал умолять Господа, чтобы Он помиловал и не раз-

рушал эти города, если там найдутся хотя бы пятьдесят праведников. Но в этих несчастных городах жители были так злы и развращены, что там не нашлось и десяти праведников. Эти нечестивые люди хотели даже надругаться над двумя ангелами, которые явились, чтобы спасти праведного Лота. Нечестивцы пытались выломать дверь, но ангелы поразили их слепотой, а Лота и его семью вывели за стены города (Быт. 19: 1-11). Ангелы велели им бежать и не оглядываться назад, чтобы не погибнуть. После этого Господь пролил на Содом и Го-морру дождь из серы и огня и истребил эти города со всеми жителями (Быт. 19: 24-25). На их месте возникло соляное озеро (Мертвое море), в котором не могло жить ничто живое. Когда Лот со своей семьей убегал из города, его жена оглянулась назад и тотчас превратилась в соляной столп (Быт 19: 26). Таким образом Господь наказал ее за то, что она пожалела об оставленной греховной жизни. В этом рассказе мотив беды (грехопадения жителей Содома и Гоморры) сочетается с мотивами явления, чудесной помощи, Божественного наказания и спасения от беды. Здесь все эти мотивы образуют единый сюжет повествования.

Герарский царь Авимелех захотел взять себе в жены Сарру, жену Авраама. Однажды во сне ему случилось Божественное видение: Господь приказал ему отпустить Сарру и возвратить ее мужу. Царь так и сделал, так как побоялся Божьего наказания; он возвратил Аврааму жену, щедро одарил его и отдал ему свою землю (Быт. 20: 3-15). Но только после молитвы Богу сам Авимилех исцелился, как и его жена и рабыни, которые стали рожать детей (Быт. 20: 17-18). Композиционная структура данного рассказа отличается сложностью: в ней сочетаются мотивы видения (видение Бога во сне царю), беды (болезнь), молитвы Богу и исцеления (царь и его приближенные исцеляются от болезни после молитвы Богу). Все эти мотивы в сочетании образуют достаточно развитый сюжет повествования.

Через рождение у Авраама и Сарры сына Исаака исполняется пророчество Господа (Быт. 21: 1-3). Когда Исаак вырос, Бог захотел научить всех людей любви к Нему через веру Авраама. Господь явился Аврааму и приказал принести в жертву ради веры его единственного любимого сына Исаака. Авраам любил Исаака больше самого себя, но повиновался Богу, так как был предан и искренне верил Ему (Быт. 22: 2). И когда Авраам положил сына на Божественный жертвенник и поднял нож, чтобы заколоть его, внезапно с неба явился ангел Господа и приказал Аврааму не делать этого, так как он показал свою истинную веру в Бога. За такую веру, любовь и послушание Бог благословил Авраама и обещал ему, что у него будет очень большое потомство, в котором

получат благословение все народы земли, а из его рода произойдет Спаситель мира (Быт. 22: 10-17). В рассказе о жертвоприношении Авраамом сына Исаака заложены возможности для получившего в дальнейшем развитие параллелизма сюжетов и образов: принесение в жертву Исаака стало рассматриваться как прообраз и предсказание людям о Спасителе Иисусе Христе, Который, будучи Сыном Божьим, будет отдан Своим Отцом на смерть в жертву за человеческие грехи. Исаак так же, как и Иисус, безропотно шел на место жертвы, нес на себе дрова для жертвоприношения, подобно тому, как Иисус нес на Себе крест (Быт. 22: 6). В структуре этого рассказа сочетаются мотивы пророчества, явления (Бога и Ангела) и помощи через явление Ангела.

Далее повествуется о том, как Ревека стала женой Исаака. Любовь к Ревеке утешила печаль Исаака после смерти его матери Сарры. Но Ревекка страдала бесплодием. Только после молитвы Исаака к Богу Господь исцелил ее и она родила Исааку двух близнецов - Исава и Иакова, от которых в будущем, по пророчеству Бога, произойдут два великих народа, и больший народ будет служить меньшему. В композиции данного рассказа сочетаются мотив беды (бесплодие) и мотивы видения (явление Бога) и помощи через молитву Богу (исцеления от бесплодия).

Иаков однажды пошел в Ханаан и, остановившись в поле на ночлег, во сне увидел таинственную лестницу от земли до неба и ангелов, которые восходили и нисходили по ней, а на самом верху лестницы стоял сам Господь (видение стало основой христианского образа «лествицы духовной»). Бог сказал Иакову, что Он дарует эту землю его потомству и что его потомство будет многочисленно. Господь укрепил его в вере и сказал, что будет охранять его и возвратит обратно в эту землю (Быт. 28: 12-15). В композиции данного рассказа сочетаются мотивы видения и пророчества.

В другом видении Иакову после его возвращения через двадцать лет к своему отцу в Ханаанскую землю с большой семьей и имуществом Господь, испытав его силу, дал ему новое имя - Израиль, что означает «богоборец». И после этого Иаков стал родоначальником народа Израильского (Быт. 35: 911). Это видение Бога случилось Иакову наяву. В композиции рассказа также сочетаются мотивы видения и пророчества.

Интересен развернутым сюжетом известный рассказ об Иосифе. Купцы привезли Иосифа в Египет и продали его царедворцу По-тифару. В Египте Иосиф твердо хранил веру в Бога, живя в среде язычников, и честно служил своему господину. Потифар полюбил Иосифа и сделал его управляющим в своем доме. Злая и коварная жена Потифара оклеветала Иосифа, и за это он был посажен в темницу. Но Бог видел, что на Иосифе не бы-

ло вины, и помог ему. В той же темнице сидели царский виночерпий и хлебодар (Быт. 39: 1-20). Однажды им приснились сны (Быт. 40: 9-10), и Иосиф растолковал их. Виночерпию Иосиф предсказал, что через три дня фараон простит его и он снова будет во дворце виночерпием, а хлебодару, что фараон через три дня велит слугам повесить его и птицы будут клевать его тело. После этого предсказания Иосифа в точности исполнились. Через два года после этого сам фараон в одну ночь увидел два чудесных сна (Быт. 41: 1-7); никто из мудрецов не смог растолковать их значения. Тогда виночерпий вспомнил про Иосифа. Его привели к фараону, и он растолковал ему значение снов, сказав, что в Египте семь лет изобилия и плодородия сменятся семью годами голода. Иосиф посоветовал царю заготовить в урожайные годы столько хлеба, чтобы его хватило на все семь лет голода. Фараон понял, что сам Господь открыл Иосифу значение этих снов. После этого он выпустил его из темницы и сделал главным начальником после себя в Египетской земле, поручив ему заготовлять хлеб (Быт. 41: 14-43). В данном рассказе сочетаются мотивы беды (пленение Иосифа, заточение его в темницу), избавления от беды (освобождения из темницы) и пророчества. Неоднократно повторяющийся мотив пророческого сна, предупреждающего о бедах, организует сюжет и разнообразит повествование.

Характерен рассказ о видении и пророчестве Бога Израилю ночью в Вирсавии. Бог укрепил Израиля в вере, повелел ему идти со своей семьей в Египет и предсказал, что от него произойдет там великий народ, который Бог выведет затем из Египта (Быт. 46: 1-4). После этого чудесного видения Израиль отправился в Египет. Здесь вновь сочетаются, образуя единый сюжет, мотивы видения и пророчества. Отметим, что такое сочетание мотивов в целом является весьма характерным для Ветхого Завета.

В рассказе о явлении Неопалимой Купины Божий пророк Моисей у горы Хорива увидел терновый куст, объятый пламенем, но не сгоравший. Когда Моисей подошел поближе, Бог сказал ему, чтобы он снял свою обувь, так как стоит на святой земле, а также приказал вывести еврейский народ из Египта (Исход. 3: 2-10). При этом Бог наделил Моисея чудотворной силой и дал ему пророчество, по которому Он поразит фараона за притеснение им еврейского народа. «Неопалимая Купина» символизировала состояние богоизбранного еврейского народа, притесняемого египтянами, но не гибнущего. Здесь вновь сочетаются и образуют единый сюжет мотивы видения и пророчества.

Далее повествуется об исходе евреев, когда пророк Моисей пришел к египетскому фараону и потребовал отпустить его народ из Египта. Фараон не согласился, сказав, что не знает еврейского Бога, поскольку был

язычником, и еще больше, чем прежде, стал притеснять евреев. Тогда по велению Бога пророк Моисей навел на Египет десять последовательных казней (великих, страшных бедствий), чтобы фараон согласился отпустить избранный народ. Так, по слову Моисея, вода в реках превращалась в кровь, град и полчища жаб, мух и саранчи истребляли растительность, наступила трехдневная тьма по всему Египту. Но, несмотря на все бедствия, фараон не отпускал евреев (Исход. 7, 8, 9, 10: 1-21). Он неоднократно просил Моисея прекратить казни, но как только казнь прекращалась, фараон снова ожесточался и отказывался отпустить еврейский народ. Тогда по воле Бога наступила самая страшная десятая казнь. Перед ней Господь велел каждой еврейской семье выбрать ягненка, заколоть его и съесть с пресным хлебом и горькими травами, при этом, не ломая костей, а кровью ягненка помазать перекладины у дверей. Евреи так и сделали. В эту же ночь Господь поразил всех первенцев в Египте, кроме тех, дома которых были помечены кровью агнца. По всему Египту поднялся страшный плач (Исход. 12: 3-30). После этого фараон призвал Моисея и велел ему покинуть Египет с еврейским народом. И Моисей вывел из города шестьсот тысяч человек, не считая жен и детей. Как только евреи вышли из Египта, перед ними явился столп, который, указывая им путь, днем был облачным, а ночью горел священным огнем (Исход. 12, 13: 37, 21). Здесь сочетаются, образуя единый сюжет, мотивы беды (тяжелая жизнь, бедствия евреев в рабстве у египтян), страшных Божественных наказаний и видения (явления) Господа.

Характерен также рассказ о переходе евреев через Черное море. В то время фараон собрал войско, отправился в погоню за евреями и догнал их у берега моря, хотя Господь из огненного столпа отнял колеса у египетских колесниц, тем самым замедлив им путь (Исход. 14: 24-25). Евреи пришли в ужас; увидев огромное войско фараона, они стали роптать на пророка Моисея, так как боялись гибели. Успокаивая их, Моисей непрестанно молился Богу, и Господь услышал его молитвы. Он велел Моисею взять жезл и разделить им море на две половины. Тотчас же поднялся сильный восточный ветер и воды расступились перед еврейским народом. И они пошли по сухому дну моря, а воды встали крепкими стенами слева и справа от них. В это же время фараон устремил свои войска на евреев и уже достиг середины моря. Когда евреи вышли на другой берег, Моисей по воле Бога простер свою руку с жезлом на море, и вся морская вода слилась воедино, покрыла войско фараона и потопила египтян. Тогда евреи с великой радостью воспели благодарственную песнь Богу (Исход. 14: 21-31). Данный рассказ интересен как в образном, так и в композиционном

отношении. В нем сочетаются, образуя единый сюжет, мотивы беды (бегство евреев от воинственных египтян) и чудесной Божественной помощи. Мотив хождения по морю «немокренно» затем найдет реализацию в Евангелии и агиографии; он составит основу характерного для житийных чудес сюжета о спасении от различных бедствий на море.

Во время путешествия евреев из Египта в землю обетованную Бог сотворил много других чудес. В трех из них - о воде, о манне Господней и о явлении воды из скалы -отражен мотив пополнения запасов пищи. Например, в первом рассказе повествуется о том, как евреи пришли на место, где вода была горькая и непригодная для питья, и опять стали роптать на пророка Моисея. Тогда явился Господь и указал Моисею на дерево. Как только Моисей положил дерево в воду, она сделалась сладкой (Исход. 15: 23-25). Когда у евреев закончился весь хлеб, взятый из Египта, Господь послал им хлеб с неба в виде манны, похожей на вкус на хлеб с медом (Исход. 16: 14-15). В пустыне евреи пришли на место, называемое Рефидим, где совсем не было воды; от сильной жажды они снова начали укорять Моисея. По повелению Бога пророк ударил своим жезлом по скале, и из нее полилась вода (Исход. 17: 36). В книгах Ветхого Завета эти три рассказа читаются последовательно, один за другим. В них сочетаются мотивы беды (нехватка воды и пищи) и чудесной помощи.

На еврейский народ напали жители пустыни - амаликитяне. Моисей послал против них войско Иисуса Наввина, а сам с братьями своими Аароном и Ором взошел на гору и начал молиться, подняв обе руки к небу. Аарон заметил, что, когда Моисей простирал руки к небу, то евреи побеждали врагов, а когда от усталости опускал их, то евреи терпЕли поражение. Поэтому Аарон и Ор посадили пророка на камень и держали его руки, устремленные вверх к небу. И евреи победили врагов (Исход. 17: 11-13). В этом рассказе также сочетаются мотивы беды и помощи.

Бог повелел евреям приготовиться к принятию Закона Божия на горе Синай: весь народ тщательно соблюдал пост и молился. После этого густое облако покрыло вершину горы, засверкали молнии, загремел страшный гром и раздался трубный звук, появился дым, гора начала колебаться. Так явился Бог и дал пророку Моисею десять священных заповедей Закона Божьего (Исход. 19: 16-20). Когда пророк Моисей сходил со священной горы, его лицо стало сиять священными лучами оттого, что сам Господь говорил с ним (Исход. 34: 29). Это чудо стало прообразом новозаветного чуда Преображения Господня на горе Фавор. Характерно, что в нем реализован единственный мотив видения (явления).

В книгах Ветхого Завета содержится множество повествований о наказаниях за грех перед Богом. Так, сыновья Аарона На-

дав и Авуид взяли свои кадильницы и положили в них огня. Бог не принял этот огонь, потому что он был чуждый и разжигать его было запрещено Господом. За этот грех Господь сжег их перед своим лицом (Левит. 10: 1-2).

Бог наказал евреев страшной болезнью (язвой) за то, что они постоянно роптали на Моисея и упрекали его в том, что Бог не разрешал им есть мяса (Числа. 11: 33).

Сестра Моисея по имени Мариам и брат Аарон постоянно упрекали пророка за то, что он женился на ефиоплянке, при этом они унижали его достоинство. За это Бог наказал Мариам проказою. Только после молитвы Моисея Бог исцелил его сестру (Числа. 12. 1-10). В этих рассказах объединены в единый сюжет мотивы беды (грех), наказания (страшная болезнь или смерь) и исцеления (последний мотив может отсутствовать).

Сорок лет еврейский народ странствовал в пустынях Аравии. Господь не оставлял его и посылал много чудес. Однако среди еврейского народа возникали волнения. Однажды некоторые евреи во главе с их предводителем Кореем были сильно недовольны тем, что священство предоставлено только племени Аарона. За это Господь наказал их тем, что земля разверзлась перед ними и поглотила бунтовщиков (Числа. 16. 28-33). Здесь сочетаются мотивы беды и наказания.

Чтобы прекратить между евреями споры о священстве, пророк Моисей приказал всем еврейским старейшинам принести свои жезлы и положить их на ночь в скинию. На другой день все увидели, что жезл Аарона расцвел, пустил почки, дал цвет и принес плоды (миндали). Тогда все признали Аарона первосвященником. После этого евреи опять начали роптать на Бога, за что были наказаны появлением множества ядовитых змей, которые до смерти жалили еврейский народ. Евреи раскаялись и просили Моисея помолиться о них Богу. Пророк так и сделал. Господь велел ему сделать медного змея и повесить его на знамя. И те из ужаленных, кто смотрел с верой на этого змея, оставались живы (Числа. 21. 6-9). Здесь также сочетаются мотивы беды, наказания и чудесной помощи.

Валаам ехал с князьями Моавитскими на своей ослице, когда ему явился Ангел Господень и, наказав за неповиновение, воспрепятствовал его пути. Валаам трижды бил свою ослицу, чтобы она продолжала путь, но она не слушалась его и постоянно сворачивала с дороги, так как боялась Ангела. Только когда Ангел явился Валааму, он понял свой грех и попросил прощения (Числа. 22. 22-34). Здесь мотив беды сочетается с мотивами наказания и явления.

Бог помог Иисусу Навину ввести еврейский народ в обетованную землю. При вступлении в эту землю евреям нужно было перейти реку Иордан. По указанию Бога Иисус Наввин велел священникам внести

ковчег Божьего завета в реку. И, как только они вступили в нее, река чудесным образом расступилась и встала стеною перед ними, а нижняя часть реки стекла в море, так что весь народ перешел ее по сухому дну (Иисус Навин. 3. 14-17). Здесь уже знакомый нам мотив беды, реализуемый через водное препятствие, сочетается с мотивом чудесной помощи.

После смерти Иисуса Наввина евреи, окруженные язычниками, часто забывали Бога и начинали поклоняться идолам. И когда они раскаивались в своем грехе, Господь посылал им избавителей, которые освобождали их от врагов и управляли ими. Эти Божьи избранники назывались судьями. Судья Самсон был знаменит своей необычайной, сверхъестественной силой. С самого своего рождения он, по наставлению ангела Господня, был посвящен своими родителями Богу и в знак этого не должен был стричь своих волос. В рассказе о рождении Самсона повествуется, что его мать была бесплодна. Однажды ей явился Ангел Господа и предсказал, что она родит сына, который будет Божьим избранником и будет спасать Израиль (Судей. 13. 2-24). Здесь сочетаются мотивы беды (бесплодие), видения, предсказания и чудесной помощи (исцеления от бесчадия).

Много раз враги израильтян - филистимляне - пытались схватить Самсона. Когда им это удалось, то он разорвал на себе новые крепкие веревки, которые Бог превратил в истлевший лен (Судей. 15. 13-15). Здесь сочетаются мотивы беды (пленение Самсона) и помощи (избавление от плена). Этот рассказ интересен также и тем, что в нем повествуется также о Божественном явлении Самсону водного источника (Судей. 15. 18-20). Таким образом, здесь происходит совмещение нескольких характерных мотивов - беды (сильная жажда, которая могла привести к гибели Самсона, и плен), избавления от плена и спасения от беды.

В рассказе о рождении пророка Самуила речь идет о том, что его родители долго не имели детей. В один день мать Самуила стала усердно молиться перед скинией и дала Богу обет, что, если у нее родится сын, то она посвятит его Ему. Молитва Анны была услышана Богом, и через год у нее родился сын. Анна дала ему имя - Самуил (испрошенный у Бога). Когда Самуил подрос, Анна выполнила свой обет перед Богом, она привела его в Скинию и отдала первосвященнику Илию на служение Богу (1 Книга Царств. 1. 10-20). Здесь сочетаются мотивы беды (бесплодие), исполнения обета и чудесной помощи (исцеление от бесплодия).

У первосвященника Илии были два сына Офни и Финеес, которые без благочестия совершали Божественные службы. Илия видел, что Самуил был благочестив, и поставил его на служение в скинию. Однажды во сне Самуилу случилось видение, в котором сам

Господь дал ему страшное пророчество. В нем говорилось, что весь дом Илии погибнет за то, что он знал о грехе своих сыновей и не пытался воспрепятствовать этому. Пророчество Бога сбылось. И даже священный Ковчег Завета Божия не помог сыновьям Илии, которые погибли (1 Книга Царств. 3. 11-14). Здесь сочетаются мотивы беды, пророчества и наказания.

Во время войны евреев с филистимлянами на стороне последних выступил великан Голиаф, говоривший, что возьмет евреев в рабство. Еврейский царь Саул пообещал большую награду тому, кто победит Голиафа, но никто не решался сразиться с ним. Тогда Давид, услышав угрозы Голиафа, выступил против него. Великан осмеял его, но Давид сказал, что Бог поможет ему. Так и получилось. Когда великан стал приближаться к нему, Давид кинул камень и попал ему в голову. Голиаф упал на землю и потерял сознание; в это время Давид подбежал к нему, вытащил меч и его же оружием отсек великану голову. Филистимляне, увидев это, впали в ужас и бросились в бегство, а израильтяне преследовали их до самых городов и многих убили (1 Книга Царств. 17. 45-50). Здесь сочетаются мотивы беды и Божественной помощи.

Однажды царь Давид увидел одну очень красивую молодую женщину, Вирсавию, и захотел взять ее себе в жены. Но Вирсавия уже была замужем за Урием Хеттеянином, который был в то время на войне. У Давида возникло сильное желание убить мужа Вир-савии, и он приказал своему военачальнику сделать так, чтобы Урия погиб во время сражения. Желание царя было исполнено. Вирсавия сильно страдала после смерти мужа, но царь все-таки взял ее в жены, совершив при этом двойной тяжелый грех перед Богом. Вскоре у них родился сын. Однажды, по воле Бога, пришел к Давиду некий пророк Нафан и поведал ему о грехе, сказав, что за это злодеяние умрет его сын. Давид сильно испугался за судьбу своего сына, стал каяться перед Богом и просить прощения, но на седьмой день после предсказания ребенок умер. Господь все же простил царя, потому что его раскаяние было искренним и великим. Бог благословил его на царствование, сказав, что престол Давидов устоит во все века, и во всем помогал ему. Именно из его потомства произойдет Спаситель Мира - Христос (сын Давидов), который будет царствовать вовеки (2 Книга Царств. 11, 12: 26-27, 1-16). В этом рассказе сочетаются мотивы беды - страшного двойного греха - и наказания.

В повествовании о пророке Илие мы можем видеть совмещении двух рассказов, которые следуют один за другим. В первом повествуется о том, как пророк пришел к одной женщине и попросил у нее пищи, но она отказывала ему, ссылаясь на недостаток еды, однако пророк все же убедил ее. Когда

она стала его кормить, запасы пищи не убывали (3 Книга Царств. 17: 15-16). Далее сразу рассказывается о том, как у этой же женщины заболел отрок и умер. Пророк помолился Богу, и Бог, услышав молитву, чудесным образом воскресил отрока (3 Книга Царств. 17: 17-22). Отметим, что подобное объединение двух разных рассказов в единый сюжет является весьма характерной особенностью Ветхого Завета. Здесь сочетаются мотивы беды и чудесной помощи (пополнение пищи и воскрешение).

Иудейский царь Охозия нарушил заповедь Господа, за что Бог наказал его смертью; перед этим Бог опалил всех посланников царя Своим огнем и с помощью пророка Илии пророчествовал о его гибели (4 Книга Царств. 1: 15-16). Здесь сочетаются мотивы беды (нарушение Божией заповеди), явления, пророчества и наказания.

Божий человек Елисей воскресил умершего отрока с помощью молитвы Богу и физического прикосновения к нему (4 Книга Царств. 4: 32-35). Здесь вновь реализуются мотивы беды, молитвы и чудесной помощи.

Через год после смерти Елисея мимо пещеры, где он был похоронен, люди несли умершего. Но, увидев врагов, они в смятении бросили умершего человека в пещеру пророка. Как только умерший, при падении, коснулся мощей Елисея, тотчас ожил и встал на свои ноги (4 Книга Царств. 13: 21). Так реализован мотив воскрешения.

Царь Соломон, чтобы освятить построенный храм, велел внести туда Ковчег Завета, а сам в это время стал молиться Богу о том, чтобы Он разрешил в этом месте принимать молитвы не только христиан, но и язычников. После окончания молитвы с неба сошел священный Божественный огонь и попалил жертвы, приготовленные в храме (2 Паралипоменон. 7: 1-2). После этого сам Господь явился Соломону и предупредил его о том, что, если его народ будет молиться другим богам, то Он умертвит его и разрушит храм (2 Паралипоменон. 7: 12-20). Характерно, что мотив видения реализуется здесь дважды и сочетается с мотивом Божьего наказания.

Иудейский царь Аса со своим войском победил многочисленные войска Зарая Ефиоплянина с помощью молитвы Богу (2 Паралипоменон. 14: 9-12). Здесь тоже нашли отражение мотивы беды и помощи.

Бог с помощью Ангела наказал еврейских врагов - военачальников Сеннахири-ма, царя Ассирийского, за то, что они хулили Бога (2 Паралипоменон. 32: 21-22). Здесь мотив беды сочетается с мотивом наказания за проступок.

Царя Манассия Бог наказал его за то, что он соблюдал языческие обряды и тем самым порочил имя Божие. За это Манас-сия попал в плен к царю Ассирийскому. Только после искренней молитвы Бог помиловал Манассию, и после этого царь сокру-

шил всех языческих идолов в доме Господа (2 Паралипоменон. 33: 2-15). Здесь сочетаются мотивы беды (грех перед Богом), наказания и помощи.

Явившийся Ангел Божий сказал сыну слепого Товита, как он может помочь отцу. Сын приложил к глазам отца рыбью желчь, и он тотчас прозрел (Товит. 11: 9-12). Здесь сочетаются мотивы беды (слепота) и исцеления.

Христианка по имени Иудифь спасла весь Израиль от меча египетского воеводы Олоферна. Она пленила его своей красотой, свела его в тонкий сон и отрубила мечом ему голову. Бог помог ей спасти Израиль от смерти (Иудифь. 13: 4-9). Здесь представлены мотивы беды и чудесной помощи.

В книгах Ветхого Завета нашли отражение и «морские мотивы». Например, в Книге Пророка Ионы повествуется о том, как он, по воле Бога, остался жив, пробыв трое суток во чреве кита (Книга Пророка Ионы. 1: 15; 2: 1-2; 11). Здесь сочетаются мотивы беды (бедствие на море) и чудесной помощи.

В Ветхий Завет вошло множество книг пророков Божьих, которые предсказывали будущее различным правителям. Они прославляли волю Бога, учили людей истинной вере и творили различные чудеса. Они обличали евреев за идолопоклонство и язычество, призывая их к покаянию. Из пророков, живших в Израиле, самыми известными были Илия, Елисей и Иона, чудеса которых рассмотривались нами выше. Среди пророков, живших в Иудейском царстве, особенно прославились Исайя, Иеремия, Михей, Иоил, Иезекииль и Даниил.

Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исайя. Он сам лично видел Бога, окруженного шестикрылыми серафимами. Пророк предсказал, что иудейское царство будет разрушено врагами, иудеи будут в плену, а потом опять возвратятся в свою землю. Исайя также предсказал о Христе Спасителе Божьем, что Он произойдет из рода Давидова, будет не простым человеком, а сыном Бога, пострадает за грехи человеческие и воскреснет (Ис. 7: 14). В книгах пророка Исайи отражено сочетание мотивов видения (явления) и пророчества.

Пророки Михей и Иоиль по воле Бога обличали иудеев и предсказывали пришествие Спасителя на землю (Мих. 5: 2). Через пророка Иеремию Бог предсказал, что за свое бесчестие и бездуховность иудеи будут покорены вавилонским царем Навуходоносором и взяты в плен на семьдесят лет (Книга прор. Иеремии). В Книге пророка Иеремии нашло отражение сочетание мотивов видения и пророчества.

Пророк Иезекиль знаменит своим пророчеством о воскрешении мертвых. Ему от Бога было чудесное видение, в котором он увидел усыпанное человеческими костями поле. А затем Бог оживил мертвецов, они обрели плоть и кожу. Иезекиль по воле Бога изрек пророчество, и вошел Святой Дух во

всех мертвых, и они ожили (Книга прор. Иезекиля. 37: 1-14). В данном повествовании сочетаются мотив пророчества и мотив воскрешения.

В Книге пророка Даниила повествуется о том, как однажды вавилонский царь Навуходоносор увидел необыкновенный сон, но, когда проснулся, то не мог вспомнить его. Никто из приближенных царя не смог растолковать ему сон. Тогда Даниил вызвался разъяснить значение того странного сна, а сам молил Бога, чтобы Он поведал ему эту тайну. В ночном видении Бог открыл Даниилу значение того сна. Пророк пришел к царю и разъяснил ему сон. За это царь воздал земной поклон пророку Даниилу, поставил его начальником над всеми своими мудрецами и весьма почитал его. Предсказание Даниила полностью сбылось. После Вавилонского Царства следовали еще три великих царства: Мидийско-Персидское, Македонское (Греческое) и Римское. Каждое их этих царств владело иудейским народом. Во время Римского Царства на землю явился Иисус Христос -Спаситель мира. Он основал свое вечное царство - святую Церковь (Книга прор. Даниила. 1-2). Здесь нашло отражение сочетание мотивов видения и пророчества.

Также в Книге пророка Даниила представлен широко известный рассказ о трех отроках в горящей печи. Друзья пророка Даниила - Анания, Азария и Мисаил - подверглись страшному испытанию в вере. Вавилонский царь Навуходоносор поставил на поле около города огромного золотого идола (истукана). На открытие этого идола были собраны все вельможи и знатные люди Вавилона. И было объявлено царем, чтобы все, как услышат звук трубы и музыкальных инструментов, подошли к идолу, пали на землю и поклонились ему. Если же кто не подчинится царскому приказу, тот будет заживо брошен в раскаленную печь (Книга прор. Даниила. 3: 1-6). После звука трубы все пали на землю и поклонились идолу, кроме троих - Анании, Азарии и Мисаила. За это царь в гневе приказал разжечь печь в семь раз сильнее и бросить туда тех отроков. Пламя от печи было настолько сильным, что воины, бросавшие их в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Бог послал Ангела Своего сохранить их жизнь в этом страшном пламени. И все они пели, прославляя Бога. Царь Навуходоносор сидел на высоком престоле напротив печи; услышав чудесное пение, он изумился от того, что увидел. В пламени раскаленной печи четверо оставались невредимыми, и облик одного из них был подобен Богу (Книга прор. Даниила. 3: 91-92). Навуходоносор, видя это, восславил Бога и святого Ангела, и под страхом своей смерти запретил осквернять имя Бога Израилева. В данном сюжетном

повествовании отражено сочетание мотивов явления и чудесной помощи.

В целом в книгах Ветхого Завета отразилось большое количество различных чудесных мотивов, получивших затем развитие в чудесах Нового Завета и в агиографической традиции. В Ветхом Завете они уже весьма разнообразны в тематическом отношении (исцеления, спасения на море, видения, пророчества, избавления от вражеского плена, спасения от беды, наказания за проступок, пополнения запасов пищи, изведения источников). При этом здесь реализуются специфические мотивы, характерные именно для библейских книг Ветхого Завета, - сотворения Мира, изгнания из рая и всемирного потопа (как варианты мотива наказания) и низвержения на землю Божественного огня (как вариант мотива Божественного явления (видения), наказания язычников). При этом все они равноправны с точки зрения их значимости в организации сюжета и не дают оснований для выделения среди них жанро-образующих и сюжетообразующих мотивов. Таким образом, на основании осуществленного нами структурно-тематического анализа чудесных мотивов Ветхого Завета мы можем утверждать, что в самых ранних книгах Библии повествования, содержащие чудесные мотивы, еще нельзя в полной мере рассматривать в качестве особой жанрово-литературной формы.

Отметим при этом, что большинство чудесных мотивов в Ветхом Завете уже объединены в той или иной степени развернутые сюжеты, с участием достаточно большого количества персонажей и развитой композиционной структурой. Большинство из них помещаются в строгой последовательности друг за другом и по ходу повествования следуют один за другим. Характерно также, что рассказы о чудесах Бога присутствуют практически в каждой из книг Ветхого Завета. Как правило, эти рассказы составляют композиционный центр повествования, что отличает их от других жанров, существовавших в составе Библии (притчи, псалма, проповеди, молитвы и пр.).

Характерно, что в чудесах Ветхого Завета главное место уделяется не судьбе отдельного смертного человека, а именно самому факту проявления Божественной силы (чудодейственной помощи Бога всему богоизбранному народу). С другой стороны, в этих повествованиях наиболее зримо проявляются могущество Бога и Его святая воля.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Стародумов И.В. Жанровая специфика повествований о посмертных чудесах святых подвижников в составе древнерусской агиографии : дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2009. 230 с.

[2] Пархоменко К. Чудеса Христовы. СПб. : Нева, 2003. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.